![]()
|
|||||||
Примечания ⇐ ПредыдущаяСтр 7 из 7 Статья написана Сартром в качестве предисловия к сборнику текстов Декарта: Descartes 1596—1650. Geneve—Paris, [1946] и воспроизведена в сборнике: Situations, I. Paris, 1961. I Венсан де Поль (1581 — 1660) — французский проповедник. 3 См.: Декарт Р. Избранные произведения, М, 1950, с. 375—376; Сочинения. М., 1994, Т. 2. С. 47. 4 См.:. Декарт Р. Соч., Т. 1. С. 250. ' Цитата не вполне точная. См. там же. 6Декарт Р. Соч., Т. 1. С. 264. 7Декарт Р. Соч., Т. 1. С 497, 500. 8 Цитата не вполне точная. См.: Соч., Т. 1. С. 251. 'Соч., Т. 1. С. 260. 10 Возможно, неточная цитата из «Страстей души». См.: Соч., Т. 1. С. 548. II Декарт Р. Соч., Т. 2. С. 48 (цитата воспроизводится с изменением: вместо «озарения интеллекта» — «озарения ума»). 12 См.: Декарт Р. Избр. произв. С. 376; Соч., Т. 2. с, 47—48. 13 См.: Избр. произв. С. 443; Соч., Т. 1, С. 330. 14 «Августин* — вышедшее посмертно (1640) произведение голландского теолога К Янсения, с котором он излагал, в своей интерпретации, воззрения Августина на соотношение благодати и предопределения. Противники Янсения усмотрели в этом сочинении кальвинизм. В 1642 г. оно было осуждено католической церковью. " Воля влечется ко злу лишь постольку, поскольку ум представляет ей зло в виде блага.., Согрешают по неведению (лат), 16 «... Мы тем не менее ощущаем в себе свободу неизменно воздерживаться от веры в то, что не полностью исследовано и не вполне достоверно,.. » (Соч. Д. 1, с. 315-316), 17 «„. Ум, который, пользуясь присущей ему свободой, предполагает, что не существует ничего из вещей, относительно существования коих он может питать хоть малейшее сомнение» (Соч., Т. 2, с. 12). 18 «... Я сделаю допущение, что не всеблагой. Бог, источник истины, но какой- то злокозненный гений, очень могущественный и склонный к обману, приложил всю свою изобретательность к тому, чтобы ввести меня в заблуждение: я буду мнить небо, воздух, землю, цвета, очертания, звуки и все вообще внешние вещи всего лишь пригрезившимися мне ловушка-
ми, расставленными моей доверчивости усилиями этого гения... и тем самым, даже если и не в моей власти окажется познать что-то истинное, по крайней мере, от меня будет зависеть отказ от признания лжи, и я, укрепив свой разум, уберегу себя от обманов этого гения, каким бы он ни был могущественным и искусным» (Соч., Т. 2, с. 20). 19 Я сомневаюсь, следовательно, я существую, или, что то же самое, Я мыслю, следовательно, я существую» (Соч. Т. 1. С. 174). 10 Соч. Т. 1. С. 548, 11 Подзаголовок пьесы «Атласный башмачок», 23 Там же, с. 590. 24 См.: Соч., Т. 2. С. 500. а «О существе основания» (нем. ) 26 Имеется в виду статья: Pitrement S. La Libertd selon Descartes et selon Sartre // Critique. № 7, DiScembre 1946, P. 612—620. Перевод и примечания В. П. Гайдамака
|
|||||||
|