|
|||
Примечания ⇐ ПредыдущаяСтр 7 из 7 Статья написана Сартром в качестве предисловия к сборнику текстов Декарта: Descartes 1596—1650. Geneve—Paris, [1946] и воспроизведена в сборнике: Situations, I. Paris, 1961. I Венсан де Поль (1581 — 1660) — французский проповедник. 3 См.: Декарт Р. Избранные произведения, М, 1950, с. 375—376; Сочинения. М., 1994, Т. 2. С. 47. 4 См.:. Декарт Р. Соч., Т. 1. С. 250. ' Цитата не вполне точная. См. там же. 6Декарт Р. Соч., Т. 1. С. 264. 7Декарт Р. Соч., Т. 1. С 497, 500. 8 Цитата не вполне точная. См.: Соч., Т. 1. С. 251. 'Соч., Т. 1. С. 260. 10 Возможно, неточная цитата из «Страстей души». См.: Соч., Т. 1. С. 548. II Декарт Р. Соч., Т. 2. С. 48 (цитата воспроизводится с изменением: вместо «озарения интеллекта» — «озарения ума»). 12 См.: Декарт Р. Избр. произв. С. 376; Соч., Т. 2. с, 47—48. 13 См.: Избр. произв. С. 443; Соч., Т. 1, С. 330. 14 «Августин* — вышедшее посмертно (1640) произведение голландского теолога К Янсения, с котором он излагал, в своей интерпретации, воззрения Августина на соотношение благодати и предопределения. Противники Янсения усмотрели в этом сочинении кальвинизм. В 1642 г. оно было осуждено католической церковью. " Воля влечется ко злу лишь постольку, поскольку ум представляет ей зло в виде блага.., Согрешают по неведению (лат), 16 «... Мы тем не менее ощущаем в себе свободу неизменно воздерживаться от веры в то, что не полностью исследовано и не вполне достоверно,.. » (Соч. Д. 1, с. 315-316), 17 «„. Ум, который, пользуясь присущей ему свободой, предполагает, что не существует ничего из вещей, относительно существования коих он может питать хоть малейшее сомнение» (Соч., Т. 2, с. 12). 18 «... Я сделаю допущение, что не всеблагой. Бог, источник истины, но какой- то злокозненный гений, очень могущественный и склонный к обману, приложил всю свою изобретательность к тому, чтобы ввести меня в заблуждение: я буду мнить небо, воздух, землю, цвета, очертания, звуки и все вообще внешние вещи всего лишь пригрезившимися мне ловушка- сама игнорирует диалектику свободы. Конечно, бывает и свобода против самости. Самость — это природа по отношению к свободе, стремящейся ее изменить. Но для того чтобы могла существовать «самость», надо, чтобы прежде была свобода. Иными словами, природа есть не что иное, как внеположность, следовательно, полное отрицание личности, Даже смятение, т. е. внутренний аналог внеположности, даже отчуждение предполагают свободу.
ми, расставленными моей доверчивости усилиями этого гения... и тем самым, даже если и не в моей власти окажется познать что-то истинное, по крайней мере, от меня будет зависеть отказ от признания лжи, и я, укрепив свой разум, уберегу себя от обманов этого гения, каким бы он ни был могущественным и искусным» (Соч., Т. 2, с. 20). 19 Я сомневаюсь, следовательно, я существую, или, что то же самое, Я мыслю, следовательно, я существую» (Соч. Т. 1. С. 174). 10 Соч. Т. 1. С. 548, 11 Подзаголовок пьесы «Атласный башмачок», 23 Там же, с. 590. 24 См.: Соч., Т. 2. С. 500. а «О существе основания» (нем. ) 26 Имеется в виду статья: Pitrement S. La Libertd selon Descartes et selon Sartre // Critique. № 7, DiScembre 1946, P. 612—620. Перевод и примечания В. П. Гайдамака
|
|||
|