Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





КАРТЕЗИАНСКАЯ СВОБОДА



шек w; существует порядок истинного, потому что человек свободен; но и не будь этого порядка, человеческой свободы было бы достаточно для того, чтобы вовсе не существовало царства заблуждения. Ведь человек, будучи чистым отрицанием, чистым отказом от суждения, может в лю­бой момент, застыв и словно сдерживая дыхание, отстраниться от лож­ной и обманчивой природы; притом он может отстраниться и от при­роды в самом себе: от собственной памяти и воображения, от собст­венного тела. Он может отстраниться и даже от времени, укрывшись в вечности мгновения; и это лучшее доказательство того, что человек не «природное» существо. Но в тот момент, когда он достигает этой бес­примерной независимости, вопреки всемогуществу злокозненного ду­ха, наперекор самому Богу, он предстает перед самим собой как чистое ничто: бытию, целиком заключенному в скобки, противопоставляется одно только нет — без тела, без воспоминаний, без знания, без лично­сти. Такой, почти прозрачный, отказ от всего и достигается в cogito, как свидетельствует следующая формулировка: «Dubito ergo sum, vei, quod idem est: Cogito ergo sum* *. " Хотя эта доктрина основывается на стои­ческой ёлохл, никто из предшественников Декарта не заострял внима­ния на связи свободы воли с негативностью; никто не показал, что сво­бода исходит от человека не постольку, поскольку он есть, как некая полнота существования — одна из многих — в мире, лишенном пусто­ты, а, наоборот, постольку, поскольку он не есть, поскольку он конечен, ограничен. Но свобода эта никак не может быть созидательной, ведь она ничто. Она не способна породить идею, так как идея является не­которой реальностью, т. е. обладает известным бытием, которого я не могу ей сообщить. Впрочем, Декарт сам ограничивает сферу этой сво­боды: он полагает, что, когда наконец нам открывается бытие — абсо­лютное и совершенное, бесконечно бесконечное, — мы не можем не принять его. Ясно, что Декарт не довел до конца свою теорию негатив­ности: «... так как истина заключается в бытии, а ложь — единственно лишь в небытии» **. Присущая человеку способность отрицания состо­ит только в том, чтобы отрицать ложное — одним словом, говорить «нет» небытию. Воздержаться от признания творений злокозненного духа мы можем не постольку, поскольку они есть, т. е., будучи хотя бы и ложными, обладают, коль скоро они есть наши представления, мини­мумом бытия, а постольку, поскольку они не есть, т. е. поскольку они вводят нас в заблуждение, нацеливают на несуществующие предметы. И от мира мы можем отстраниться не постольку, поскольку он существует во всей высоте и полноте своего величия, как абсолютное утверждение, а постольку, поскольку он смутно воспринимается нами посредством чувств и несовершенным образом мыслится при помощи идей, основа­ния которых нам неизвестны. Итак, Декарт постоянно колеблется меж­ду отождествлением свободы с негативностью, или с отрицанием бы-

* «Разыскание истины». ** Письмо Клерселье, 23 апреля 1649 г.

 

 

тия, — что равнозначно свободе безразличия — и пониманием свободы, воли как простого отрицания отрицания. Короче, он не рассматривает негативность как нечто созидательное.

Странная это свобода. В конечном итоге она распадается на два периода. Поначалу она является негативной; это автономия, но сводит­ся она к тому, что мы отказываемся принять заблуждение или смутные идеи. Затем она меняет знак — становится положительным приятием; но теперь воля теряет свою автономию, и яркий свет, преисполняющий разум, проникает ее и определяет ее решения. К этому ли стремился Декарт? Отвечает ли построенная им теория тому изначальному чувст­ву свободы своей воли, какое испытывал этот независимый и гордый человек? Едва ли. Сначала этот индивидуалист, сама личность которого играет важнейшую роль в его философии, прослеживает ли он ход соб­ственных мыслей в «Рассуждении о методе» или же обнаруживает на пути своего сомнения самого себя как незыблемый факт, составил себе идею свободы, лишающую нас плоти и индивидуальности: мыслящий субъект для него вначале не является ничем, кроме чистого отрицания, того небытия, того легкого дрожания воздуха, которое только и усколь­зает от сомнения и которое есть не что иное, как само это сомнение, — и когда он перестает быть этим ничто, то становится чистым приятием бытия. Между картезианским ученым, представляющим собой, по сути, только созерцание вечных истин, и платоновским философом, умер­шим для тела и для жизни, превратившимся в одно лишь созерцание Форм и в конечном счете отождествляющим себя с самим знанием, нет существенного различия. Но человек в Декарте притязал на другое: он смотрел на свою жизнь как на дело, он хотел, чтобы наука была создана, и создана им самим; однако его свобода не позволяла ему это «сделать». Он желал, чтобы люди культивировали в себе страсти, обращая их во благо: он в какой-то мере прозревал ту парадоксальную истину, что бы­вают и свободные страсти. Превыше всего он ценил подлинное велико­душие, которое определял так «Я думаю, что истинное великодушие, позволяющее человеку уважать себя, заключается в следующем. Он соз­нает, что в действительности ему принадлежит только право распоря­жаться своими собственными желаниями и что хвала и порицание за­висят только от того, хорошо или плохо он пользуется этим правом. Кроме того, такой человек чувствует в себе самом твердую и непре­клонную решимость пользоваться этим правом как подобает, т. е. охот­но браться за все, что он считает наилучшим, и оканчивать начатое; это и означает следовать стезей добродетели» *. 20 Однако придуманная Де­картом свобода, способная только сдерживать желания до тех пор, пока ясное видение Блага не определит решений воли, не может оправдать гордое сознание того, что ты хозяин своих поступков, неисчерпаемый источник свободных начинаний, — как не может она и помочь постро­ить рабочие схемы, основанные на общих правилах Метода. Догмати-

* «Страсти души», § 153.




  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.