Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





КАРТЕЗИАНСКАЯ СВОБОДА



ческий ученый и добрый христианин, Декарт не посягает на предуста­новленный порядок вечных истин и вечную систему ценностей, соз­данных Богом. Если человек не устанавливает сам свое Благо, не создает сам свою Науку, он свободен лишь на словах. Картезианская свобода сближается здесь с христианской, мнимой, свободой: картезианский челорек и христианин свободны в отношении Зла, но не в отношении Блага, в отношении Заблуждения, но не в отношении Истины. Бог, ни­спосылая им естественный и сверхприродный свет, за руку ведет их к Знанию и Добродетели, которые он сам для них избрал; им остается только повиноваться; заслуга такого восхождения принадлежит одному лишь Богу. Но постольку, поскольку они — ничто, они ускользают от Бога; они вольны на полдороге вырвать руку и погрузиться в мир греха и небытия. Вместе с тем они, несомненно, всегда могут уберечься от интеллектуального и морального Зла — оградить себя, остеречься, по­медлить с суждением, обуздать свои желания, вовремя отказаться от каких-то действий. От них требуется лишь, в общем и целом, не препят­ствовать замыслам Бога. Но Заблуждение и Зло — это в конечном счете небытие: тут человек' даже не обладает свободой что-либо создать. Упорствуя в пороке или предрассудках, он порождает одно лишь ни­что; его упрямство нимало не нарушает всеобщего порядка. «Худшее, — говорит Клодель, — не всегда сбывается»21. В доктрине, смешивающей бытие и восприятие, единственная сфера человеческой инициативы — это «межеумочная» область, о которой пишет Платон, область, «открывающаяся нам лишь во сне», граница бытия и небытия.

Но поскольку Декарт объявляет нам, что божественная свобода не полнее человеческой и что вторая есть отражение первой, мы распола­гаем новым средством исследования, позволяющим более точно опре­делить те притязания, которые он не мог удовлетворить из-за своих философских постулатов. Если божественная свобода представлялась Декарту во всем подобной его собственной свободе, значит, именно о собственной свободе, как он мыслил бы ее без пут католичества и дог­матизма, он говорит, когда описывает свободу Бога. Здесь налицо фе­номен сублимации и перенесения. Поэтому картезианский Бог — са­мый свободный из всех богов, порожденных человеческой мыслью; это единственный Бог-созидатель. Он не подчинен ни принципам — будь то даже принцип тождества, — ни верховному Благу, которое он при­зван был бы лишь осуществлять. Он не просто создал сущее согласно законам, которые навязывались бы его воле, — он создал всякое бытие и одновременно сущность всякого бытия, мир и законы мира, индиви­дуумов и первоначала:

«Математические истины, кои Вы именуете вечными, были уста­новлены Богом и полностью от него зависят, как и все прочие сотво­ренные вещи. Ведь утверждать, что эти истины от него не зависят, — это то же самое, что приравнивать Бога к какому-нибудь Юпитеру или Сатурну и подчинять его Стиксу или же мойрам... Именно Бог учредил

 

 

эти законы в природе, подобно тому как король учреждает законы в своем государстве» *. "

«В отношении вечных истин я вновь утверждаю, что положения эти истинны или возможны лишь потому, что Бог знает их как истин­ные или возможные, а отнюдь не наоборот — будто они ведомы Богу как истинные, будучи истинными независимо от него. И если бы люди ясно понимали смысл своих слов, они не могли бы говорить, не впадая в богохульство, что истинность чего бы то ни было предшествует боже­ственному знанию о ней; ибо в Боге волить и знать — одно и то же; так что, когда Бог волит какую-либо вещь, он тем самым знает ее, и лишь потому вещь эта истинна. Следовательно, нельзя говорить, что, даже если бы Бога не существовало, эти истины оставались бы в силе... » **

«Вы спрашиваете, что заставило Бога создать эти истины; я же от­вечаю, что он был в такой же степени волен сделать неистинным поло­жение, гласящее, что все линии, проведенные из центра круга к окруж­ности, между собой равны, как и вообще не создавать мир. И достовер­но, что истины эти не более необходимо сопряжены с сущностью Бога, чем прочие сотворенные вещи» **•. "

«То, что Бог пожелал сделать некоторые истины необходимыми, еще не значит, будто он с необходимостью их пожелал: ведь это совер­шенно разные вещи — желать, чтобы они были необходимыми, и же­лать с необходимостью, или быть вынужденным этого желать» ****. м

Здесь раскрывается смысл картезианской доктрины. Декарт ясно сознавал, что понятие свободы заключает в себе требование абсолют­ной автономии, что свободное действие есть нечто абсолютно новое, что оно даже в зародыше не может содержаться в предшествующем со­стоянии мира и что, следовательно, свобода и созидание — одно и то же. Божественная свобода, хотя она и подобна свободе человека, утра­чивает тот негативный аспект, который она имела в человеческой обо­лочке. Это чистая продуктивность, вневременной и вечный акт, посред­ством которого Бог творит мир, Благо и вечные Истины. Поэтому ко­рень всякого Разума следует искать в природе свободного акта; именно свобода лежит в основании истины, и строгая необходимость, обнару­живающаяся в порядке истин, держится на абсолютной случайности созидающей свободной воли. Декарт, этот догматический рационалист, мог бы сказать, как Гете, не «В начале было Слово», а «В начале было Де­ло». Что же касается проблемы сохранения свободы перед лицом исти­ны, то он наметил возможность ее решения, помыслив такое созидание, которое является одновременно и постижением, так что вещь, создан­ная по свободному произволению, как бы тяготеет к свободе, поддер­живающей ее бытие, и в' то же время отдает себя пониманию. В Боге

* Письмо Мерсенну, 15 апреля 1630 г. ** Мерсенну, 6 мая 1630 г. *** Мерсенну, 27 мая 1630 г. **** Письмо Мелану, 2 мая 1644 г.




  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.