Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





КАРТЕЗИАНСКАЯ СВОБОДА



крови... Всякое действие души заключается в том, что она, желая чего-нибудь, тем самым заставляет маленькую железу, с которой она тесно связана, двигаться так, как это необходимо для того, чтобы вызвать дей­ствие, соответствующее этому желанию» * 1

Именно эту «действенность», эту конструктивность человеческой свободы мы находим в основе «Рассуждения о методе». Ведь метод у Декарта изобретается. «Я ступил, — пишет он, — на такие пути, кото­рые привели меня к соображениям и правилам, позволившим мне соз­дать метод... » ** * Больше того, каждое правило метода (за исключением первого) служит принципом действия или изобретения. Разве анализ, предписываемый вторым правилом, не требует свободного творческо­го суждения, включающего построение схем и применение гипотети­ческих делений, которые будут подтверждены позднее? А тот порядок, относительно которого наставляет третье правило? Чтобы следовать ему, мы должны отыскивать и предвосхищать его в видимом беспоряд­ке. Это явствует из того, что, по Декарту, порядок нужно даже примыс­лить, если он в действительности отсутствует: «... допуская существова­ние порядка даже среди тех [предметов], которые в естественном ходе вещей не предшествуют друг другу»' А перечни, о которых говорится в четвертом правиле? Не предполагают ли они способность человеческо­го ума к обобщению и классификации? Одним словом, правила метода относятся к тому же уровню, что и кантовский схематизм; они дают самые общие установки для свободного творческого суждения. И опять-таки кто, как не Декарт, не в пример Бэкону, учившему англичан следовать опыту, первым заявил, что испытатель природы должен уп­реждать опыт гипотезами? Итак, в произведениях Декарта мы обнару­живаем, прежде всего, блестящее гуманистическое утверждение сози­дательной свободы, кропотливо возводящей здание истины. Эта свобо­да позволяет нам постоянно предугадывать и наперед определять дей­ствительные отношения между сущностями, прибегая к гипотезам и создавая схемы. Одинаковая у Бога и человека, равная у всех людей, аб­солютная и безграничная, она возлагает на нас миссию, мысль о кото­рой приводит в трепет, миссию исключительно человеческую-, обеспе­чить существование истины в мире, сделать мир истинным. Картезиан­ская свобода располагает нас к великодушию — «присущему каждому человеку сознанию свободы своей воли, сопряженному с твердой ре­шимостью пользоваться этой свободой как подобает»10.

Но тут немедленно вмешивается предустановленный порядок, У Канта человеческий ум конституирует истину; по Декарту, требуется лишь открыть ее, поскольку все отношения между сущностями уста­новлены Богом раз и навсегда. Затем, какой бы путь ни избрал матема­тик для решения своей задачи, он не может поставить под сомнение уже достигнутый результат, Человек действия, созерцая плоды своего

* «Страсти души», § 34 и 41. ** «Рассуждение о методе», I часть.

 

 

 

труда, может сказать: «Вот мое творение». Иное дело ученый. Истина, им открытая, тотчас становится для него чуждой, она принадлежит всем и никому. Ему дано только констатировать ее, и если он ясно усматривает конституирующие ее отношения, у него даже не остается возможности усомниться в ней: проникнутый внутренним озарением, владеющим всем его существом, он с необходимостью должен принять открытую им теорему, а тем самым и весь мировой порядок. Так, положения «Два плюс два равно четырем» или «Я мыслю, следовательно, я существую» значимы лишь постольку, поскольку я их утверждаю, но не утверждать их я не могу. Если я говорю, что я не существую, то я даже не измышляю никакой фикции, а просто соединяю взаимоисключающие по смыслу слова, как если бы я, к примеру, говорил о квадратных кругах или трех­гранных кубах. Стало быть, воля у Декарта принуждена к тому, чтобы утверждать. «Например, когда в эти дни я исследовал, существует ли что-нибудь в мире, и подмечал, что из самого факта такого исследова­ния с очевидностью вытекает факт моего существования, я, по крайней мере, не мог воздержаться от суждения, что столь ясно постигаемое мною истинно; и не то чтобы меня толкала к такому суждению какая-то внешняя сила: я приходил к нему потому, что от великого озарения ума появляется большая предрасположенность воли» •. "

Декарт явно продолжает называть это непременное признание очевидности свободным, но слову «свобода» он придает теперь, совсем другой смысл. Признание является свободным, поскольку мы не испы­тываем никакого внешнего принуждения, иными словами, поскольку оно не обусловлено каким-либо телесным движением или влечением психологического порядка: тут не затронуты страсти души. Но если в процессе достижения очевидности душа пребывает независимой от тела и если, согласно определениям, данным в трактате о страстях, ут­верждение отношений, мыслимых ясно и отчетливо, можно назвать действием мыслящей субстанции, взятой во всей ее полноте, то когда рассматривается отношение воли к разуму, эти определения утрачива­ют всякий смысл. Ибо мы называли свободой тот факт, что воля может сама определять себя к тому, чтобы говорить «да» или «нет» идеям, -на­личествующим в разуме, а это означало, что суждения наши не предре­шены и будущее непредсказуемо. Теперь же отношение разума к воле в том, что касается очевидности, мыслится в виде строгого закона, со­гласно которому ясность и отчетливость идеи служат фактором, детер­минирующим утверждение. Словом, Декарт оказывается здесь гораздо ближе к Спинозе и Лейбницу, определяющим свободу некоторого бы­тия через развертывание его сущности независимо от какого-либо внешнего воздействия, хотя моменты этого развертывания следуют друг за другом с жесткой необходимостью. Он даже отрицает свободу безразличия или, вернее, рассматривает ее как низшую ступень свобо­ды: «Чтобы быть свободным, мне нет необходимости проявлять безраз-

• «Четвертое размышление».




  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.