|
|||
Злорадство. Римма ЕфимкинаЗлорадство Римма Ефимкина Злорадство – чувство радости от чужой неудачи. " ЗАТО НАТЕШИЛСЯ" Особенно яркий эпизод в романе Льва Толстого " Война и мир" описывает это двойное чувство у положительного героя -- гусара Василия Денисова, прототипом которого служит реальная личность поэт Денис Давыдов. Денисов совершает проступок – отбивает транспорт с продовольствием у пехотинцев для своего голодного эскадрона. С его точки зрения, он прав, и поначалу симпатии читателя, сочувствующего солдатам, на его стороне. Когда он отправляется к начальству объясняться, он встречает в лице комиссионера знакомого – Телянина. И тут для ясности нельзя не упомянуть предысторию. Еще раньше этот Телянин украл из-под подушки кошелек Денисова, и, чтобы не марать честь полка, дело спустили на тормозах, всего лишь исключив его приказом. Денисов затаил злобу на Телянина, обещав при свидетелях его убить. " – Что же, мерзавец-то этот куда делся? – спросил он у Денисова. – Да что ж ты кричишь, успокойся, – говорил Ростов. – Вот опять кровь пошла. Постой же, перебинтовать надо. Это самоуправство дорого стоило Денисову. Он идет под суд; чтобы избежать наказания, он с неопасным ранением в мякоть ноги соглашается лечь в госпиталь, где свирепствует тиф. Денисов и далее продолжает настаивать на своей правоте, но не получает поддержки от товарищей. Когда спустя шесть недель Ростов навещает друга в госпитале, он видит, что его пустяковая рана не заживает, сам же Денисов неохотно слушает о жизни в полку, а интересуется только перепиской с комиссией. " Он оживился, начав читать свою бумагу, и особенно давал заметить Ростову колкости, которые он в этой бумаге говорил своим врагам. Госпитальные товарищи Денисова, окружившие было Ростова -- вновь прибывшее из вольного света лицо, -- стали понемногу расходиться, как только Денисов стал читать свою бумагу. По их лицам Ростов понял, что все эти господа уже не раз слышали всю эту успевшую им надоесть историю". Хотя Денисов и утверждает, что борется за правое дело и совершил свой проступок ради солдат, – то, что он делает сейчас, уже не имеет отношения к первоначальному благородному порыву. В конце концов Денисов вынужден признать свое бессилие перед законом и, испытывая унижение, подает через Ростова прошение императору о помиловании. Император отказывает. Неправота Денисова в том, что у него нет права вершить правосудие. С точки зрения психологии, можно предположить, что у человека с таким поведением травма несправедливости. Это означает, что он видит только часть общей картины – свою. Он видит, что его эскадрон две недели без провианта, так что солдаты собирают в полях ядовитые растения, по невежеству употребляют в пищу и получают отравления. Он хочет как лучше – отбивает у пехотинцев обоз с провиантом. Но он не думает о том, что теперь без продуктов остаются другие солдаты, тоже нуждающиеся в провизии. Когда Денисову предъявили обвинение в том, что он " без всякого вызова, в пьяном виде, явился к обер-провиантмейстеру, назвал его вором, угрожал побоями, и когда был выведен вон, то бросился в канцелярию, избил двух чиновников и одному вывихнул руку", Денисов, " смеясь, сказал, что, кажется, тут точно другой какой-то подвернулся, но что все это вздор, пустяки, что он и не думает бояться никаких судов и что ежели эти подлецы осмелятся задрать его, он им ответит так, что они будут помнить". Люди с таким поведением опасны для общества, и каким бы отвратительным не было поведение Телянина, это никак не оправдывает поведения самого Денисова. " ЕЖЕЛИ ВАМ НУЖДА, ВОЗЬМИТЕ ЭТИ ДЕНЬГИ" Лев Толстой показывает и другое решение проблемы на примере поведения Николая Ростова. Ростов тоже не любит Телянина, и когда Телянин украл из-под подушки кошелек, то этим самым поставил под подозрение Ростова, который жил в одной комнате с Денисовым, дружил с ним и как раз по его просьбе накануне пересчитал деньги в этом кошельке. Сгорая от стыда и гнева, Ростов мчится разыскивать Телянина, находит его и по глазам его убеждается, что тот вор. " – Ну, что, юноша? – сказал он, вздохнув и из-под приподнятых бровей взглянул в глаза Ростова. Какой-то свет глаз с быстротою электрической искры перебежал из глаз Телянина в глаза Ростова и обратно, обратно и обратно, всё в одно мгновение. Испуганное, бледное лицо Телянина начало дрожать всеми мускулами; глаза все так же бегали, но где-то внизу, не поднимаясь до лица Ростова, и послышались всхлипыванья. Поведение Ростова отличается от поведения Денисова. Ростов тоже злится и радуется: злится, что гусар вор, и радуется, что его подозрения подтвердились, иначе бы он оклеветал невинного человека. Мотив Ростова – смыть пятно подозрения с самого себя. Убедившись в виновности Телянина, Ростов наказывает его не как Денисов, кулаками, но другим способом – унижая его подачкой. То и другое неприемлемо с точки зрения баланса, так как не ведет в равновесию между жертвой и обидчиком, а оставляет их врагами. К чувству злорадства хорошо применима модель Берта Хеллингера*. Злорадство напрямую связано с местью. А месть согласно закону баланса в системе должна быть воздана по заслугам, чтобы восстановить равновесие между обидчиком и жертвой. Проблема не в том, чтобы обиженный человек отказался от мести, а в том, как отомстить с любовью, чтобы не остаться врагами, а разрешить ситуацию. Пока мы не установим равновесие, совесть не оставляет нас в покое. Берт Хеллингер для восстановления баланса после негатива предлагает следующее решение. Самый простой способ выйти из замкнутого круга все больше причиняемых друг другу страданий – это когда один причиняет другому чуть меньше боли, вместо того, чтобы причинить столько же или даже больше. Это значит: он тоже мстит за себя, но с любовью. Другой удивлен. Оба смотрят друг на друга и вспоминают их прежнюю любовь. Их глаза начинают светиться, и восстановление баланса «брать и давать» благополучно начинается сначала. Почему вариант Ростова не годится? Он тоже нарушает баланс в отношениях. Если мы попытаемся подавить потребность в мести и преодолеть ее с благородным смирением, например, прощая его, мы рискуем отношениями. Другой, благодаря прощению, переходит из равноправных отношений в поведение от подчинения к доминированию. Результат схож с ситуацией, где один накрывает другого любовью с головой, давая ему любви больше, чем тот может дать взамен. Настоящее прощение удается, только если оно взаимно. Например, когда оба больше не возвращаются к прошлому даже в мыслях. Тогда ему позволено уйти навсегда. *Хеллингер Б. Порядки любви: Разрешение семейно-системных конфликтов и противоречий. – М.: Изд-во Института Психотерапии, 2001. Иллюстрация Д. Шмаринова.
|
|||
|