|
|||
Жалость. Римма ЕфимкинаЖалость Римма Ефимкина Жалость – многозначное слово, за которым может стоять несколько разных чувств. 1. Жалость-уважение. В России, особенно в деревнях, слово «жалею» употреблялось в значении «люблю, уважаю». В этом случае мы можем сравнить слово " жалеть" с древнерусским " жаловати" – уважать, оказывать милость, награждать, дарить. Отсутствие такого рода жалости делает человека «безжалостным», то есть жестоким. В этом случае жалеть означает проявлять милосердие. 2. Жалость-презрение. Именно про такой вид жалости М. Горький сказал: " Жалость унижает человека". В этом случае преобладает мотив превосходства, снисходительного сострадания, а объект жалости воспринимается как «жалкий», то есть униженный в своем несчастном положении. Жалкий человек обозначает себя через жалобу, которая обозначает недостаток, причиненный другим человеком. Я привожу в качестве иллюстраций к каждому из трех видов жалости отрывки из романа Льва Толстого " Война и мир". " МНЕ ВАС ТАК ЖАЛКО! " Первый эпизод – отказ Наташи Василию Денисову, который " сам не зная как, сделал предложение пятнадцатилетней девочке" . Наташа польщена, но она знает, что не любит Денисова, и ей жалко обижать его отказом. Наташа спрашивает у матери, как ему мягче отказать, но мать только сердится. " Наташа, взволнованная, прибежала к матери. Графиня пожала плечами. " – Нет, мама, я не влюблена в него, должно быть, не влюблена в него. Денисов нагнулся над ее рукою, и она услыхала странные, непонятные звуки. Она поцеловала его в черную спутанную курчавую голову. В это время послышался поспешный шум платья графини. Она подошла к ним. – Василий Дмитрич, я благодарю вас за честь, – сказала графиня смущенным голосом, но который казался строгим Денисову, – но моя дочь так молода, и я думала, что вы, как друг моего сына, обратитесь прежде ко мне. В таком случае вы не поставили бы меня в необходимость отказа. – Г'афиня, я виноват пег'ед вами, – продолжал Денисов прерывающимся голосом, – но знайте, что я так боготвог'ю вашу дочь и все ваше семейство, что две жизни отдам... – Он посмотрел на графиню и, заметив ее строгое лицо... – Ну, пг'ощайте, г'афиня, – сказал он, поцеловав ее руку, и, не взглянув на Наташу, быстрыми, решительными шагами вышел из комнаты". Несмотря на отказ, Наташа искренне жалеет Денисова и обещает всегда любить. Искренне выраженное чувство позволяет другому человеку сохранить достоинство и близкие человеческие отношения. На протяжении всего романа Наташа остается для Денисова самым чистым и поэтическим воспоминанием его жизни. В эпилоге Денисов гостит у Ростовых и продолжает общаться с их семьей и Наташей, которая замужем за Пьером. Благодаря такту и искренности, лежащих в основе взаимодействия, их отношения по-прежнему теплые и дружеские. " А ТЕПЕРЬ ИХ И ПОЖАЛЕТЬ МОЖНО" Второй эпизод – это жалость Кутузова к пленным французам. Увидев " те фигуры пленных, которые представляли особенно жалкий вид", он " недовольно щурился. (... ). Бо; льшая часть лиц французских солдат были изуродованы отмороженными носами и щеками, и почти у всех были красные, распухшие и гноившиеся глаза. Одна кучка французов стояла близко у дороги, и два солдата – лицо одного из них было покрыто болячками – разрывали руками кусок сырого мяса. Что-то было страшное и животное в том беглом взгляде, который они бросили на проезжавших, и в том злобном выражении, с которым солдат с болячками, взглянув на Кутузова, тотчас же отвернулся и продолжал свое дело. " – Вот что, братцы, – сказал он, когда замолкли голоса... И вдруг голос и выражение лица его изменились: перестал говорить главнокомандующий, а заговорил простой, старый человек, очевидно, что-то самое нужное желавший сообщить теперь своим товарищам. В толпе офицеров и в рядах солдат произошло движение, чтобы яснее слышать то, что он скажет теперь. – А вот что, братцы. Я знаю, трудно вам, да что же делать! Потерпите; недолго осталось. Выпроводим гостей, отдохнем тогда. За службу вашу вас царь не забудет. Вам трудно, да все же вы дома; а они – видите, до чего они дошли, – сказал он, указывая на пленных. – Хуже нищих последних. Пока они были сильны, мы себя не жалели, а теперь их и пожалеть можно. Тоже и они люди. Так, ребята? – А и то сказать, кто же их к нам звал? Поделом им, м... и... в г.... – вдруг сказал он, подняв голову. И, взмахнув нагайкой, он галопом, в первый раз во всю кампанию, поехал прочь от радостно хохотавших и ревевших ура, расстроивавших ряды солдат". В этимологии слова " жалость" есть вероятность того, что исторически оно восходит к " жало" в значении предмета, которым можно колоть: пожалеть – то же самое, что ужалить. Снисходительное сострадание к поверженному врагу содержит большую долю презрения. Не случайно Толстой пишет, что было что-то " страшное и животное в том (... ) злобном выражении, с которым солдат с болячками, взглянув на Кутузова, тотчас же отвернулся и продолжал свое дело". Теперь русские выше, несмотря на жалость-снисхождение к врагу. А о Наполеоне, затеявшем войну, и его приспешниках Толстой пишет: " все они чувствовали, что они жалкие и гадкие люди, наделавшие много зла, за которое теперь приходилось расплачиваться". Третье значение слова жалость – печаль о потере. Это сложное чувство, включающее в себя и сожаление, и раскаяние, и грусть, и досаду. Я выбрала отрывок текста, где описывается состояние Наташи Ростовой после разрыва с женихом Андреем Болконским. Помимо чувств, относящихся к своему поступку, Наташа жалеет о загубленной молодой жизни. " Наташа была спокойнее, но не веселее. Она не только избегала всех внешних условий радости: балов, катанья, концертов, театра; но она ни разу не смеялась так, чтобы из-за смеха ее не слышны были слезы. Она не могла петь. Как только начинала она смеяться или пробовала одна сама с собой петь, слезы душили ее: слезы раскаяния, слезы воспоминаний о том, невозвратном, чистом времени; слезы досады, что так, задаром, погубила она свою молодую жизнь, которая могла бы быть так счастлива. Смех и пение особенно казались ей кощунством над ее горем. О кокетстве она и не думала ни раза; ей не приходилось даже воздерживаться. Она говорила и чувствовала, что в это время все мужчины были для нее совершенно то же, что шут Настасья Ивановна. Внутренний страж твердо воспрещал ей всякую радость. Да и не было в ней всех прежних интересов жизни из того девичьего, беззаботного, полного надежд склада жизни. Чаще и болезненнее всего вспоминала она осенние месяцы, охоту, дядюшку и святки, проведенные с Nicolas в Отрадном. Что бы она дала, чтобы возвратить хоть один день из того времени! Но уж это навсегда было кончено. Предчувствие не обманывало ее тогда, что то состояние свободы и открытости для всех радостей никогда уже не возвратится больше. Но жить надо было". РАБОТА С ЖАЛОСТЬЮ В ПСИХОТЕРАПИИ В психотерапевтических сессиях важно различать, с каким из трех видов жалости приходит клиент, и я во время работы предпочитаю заменять слово " жалость" синонимами, чтобы не спутать. В работе с жалостью есть две крайности – безжалостность и чрезмерная жалость. В первом случае мы помогаем клиенту развить эмпатию путем психодраматического обмена ролями (" влезть в чужую шкуру" ) и проживания (проплакивания) детских ситуаций, когда он сам оставался без эмоциональной поддержки. Это постепенно делает его более милосердным и " жалостливым". Второй тип запроса касается тех клиентов, которые руководствуются лучшими побуждениями, жалея и помогая другим. Они не замечают того, что при этом в некоторой степени возвышаются над теми, к кому проявляют подобные эмоции, и на самом деле их жалость – это жалость-презрение к ценностям других людей, а их помощь – вмешательство в чужую судьбу и грубое нарушение системных порядков. Например, многие клиенты стараются помогать своим родителям, потому что, по их словам, жалеют их за их несчастную жизнь. Сюда относятся организация их переезда в другой город, инициатива развода родителей, потому что " мать настрадалась от его алкоголизма", денежное содержание родителей, находящихся в работоспособном возрасте и т. п. С точки зрения системных порядков, " жалея" несчастную маму за ее судьбу, ребенок занимает место судьи; а начиная решать ее проблемы, даже становится мамой своей мамы – то есть поднимает себя на два статуса выше своего собственного. Такое нарушение порядков недопустимо, и клиенту, взявшему на себя подобную роль, следует вместо " жалости" (а на самом деле презрения) научиться уважению к судьбе и ценностям других людей. Н. А. Богатов. Пленные французы. Иллюстрация к книге о войне 1812 года.
|
|||
|