|
|||
Шри Бхагаван сказал: Благоприятны и карма-санньяса, и нишкама-карма-йога, однако нишкама-карма всё же лучше карма-санньясы.Шри Бхагаван сказал: Благоприятны и карма-санньяса, и нишкама-карма-йога, однако нишкама-карма всё же лучше карма-санньясы. Бхаванувада Нишкама-карма-йога выше карма-санньясы. Даже если человек, уже достигнув уровня гьяны, продолжает заниматься нишкама-кармой, в этом нет ничего дурного. Занимаясь ею, он ещё больше очищает сердце и глубже постигает гьяну. Кто-то может спросить: " А если в сердце карма-санньяси возникают мирские желания, разве не может он совершить какие-нибудь действия (карму), чтобы утолить эти желания и успокоиться? " Шри Бхагаван говорит в ответ, что подобные беспокойства в сердце карма-санньяси (в его читте) являются препятствием на пути обретения гьяны. Если человек соприкасается с объектами чувств после того, как однажды уже отверг их, он становится ванташи – тем, кто поедает собственную рвоту.
Пракашика-вритти Отвечая на вопрос Арджуны, Шри Бхагаван говорит, что благоприятны оба пути: и гьяна-йога (карма-санньяса), и нишкама-карма-йога. Однако нишкама-карма превосходит карма-санньясу, или гьяна-йогу, потому что на этом пути человеку меньше грозит падение. Если в сердце карма-санньяси (того, кто отрёкся от деятельности) возникает желание удовлетворить свои чувства и он даёт им волю, его называют ванташи. Это подтверждается в " Шримад-Бхагаватам" (7. 15. 36):
йаx правраджйа гhхfт пeрваv / три-варгfвапанfт пунаx йади севета тfн бхикшуx / са ваи вfнтfiй апатрапаx " Если человек отрекается от мира и вступает в санньяса-ашрам, являющий собой совершенство три-варги (религиозности, материального обогащения и удовлетворения чувств), а потом снова обзаводится семьей, его именуют ванташи, поедающим собственную рвоту". Дальше в " Бхагаватам" говорится, что можно осуждать опустившегося гьяни, но осуждать ананья-бхакту ни в коем случае нельзя, даже если он ведёт себя очень дурно. Этому есть подтверждение и в " Бхагавад-гите" (9. 30): апи чет судурfчfраx. Следует хорошо усвоить, что карма-канда и карма-йога – не одно и то же. Действия, предписанные в шастрах, называются кармой. Если джива совершает поступки, считая себя исполнителем действий и стремясь наслаждаться их плодами, её деятельность называют карма-кандой. В этом случае даже благие дела, рекомендованные в Ведах, становятся причиной закабаления в материальном мире. Карма-канда не ведёт к йоге, или единению с Бхагаваном, поэтому шастры её не одобряют. Связь с Бхагаваном возникает только на пути бхагават-арпита-нишкама-кармы, или бескорыстной деятельности, посвящённой Шри Бхагавану. Это и называется нишкама-карма-йогой. Её можно назвать также неким подобием или началом бхагавад-дхармы. А ещё её можно назвать воротами в царство бхакти. Иначе говоря, это – косвенная связь с Бхагаваном, которая возникает на пути нишкама-карма-йоги. Вот почему в " Гите" (2. 48) говорится: йога-стхаx куру кармftи — " Равно относясь к успеху и поражению, выполняй обязанности, которые соответствуют твоей природе".
|
|||
|