Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





КРИСТАЛЛ И ПУТЬ СВЕТА 6 страница



Вторичные практики

Янтра-йога — это вспомогательная практика. Иными словами, она принадлежит к той группе практик, которые помогают человеку достичь созерцания или с помощью созерцания достичь какой-то особой способности или же какой-то конкретной цели, например, исцелить себя и других от болезни. Чтение мантр, визуализация божеств, все практики очищения или преображения — все это могут использовать практикующие Дзогчен, но по сравнению с практикой созерцания назначение этих практик второстепенно. В практике Дзогчена человек не ограничен никакими рамками и может извлекать пользу из любого источника, если это необходимо. Разумеется, это не означает, что он стремится коллекционировать практики различных путей, уровней и традиций. Все действия должны быть осознанными, а осознанность всегда ясно различает, что полезно, а что уводит в сторону.

Часто люди говорят мне, что их интересуют не ритуалы, а только медитация. Но хотя в Дзогчене ритуальные практики действительно второстепенны по отношению к практике созерцания, тем не менее, благодаря сосредоточению, мантрам и мудрам можно самым реальным и конкретным образом установить связь с энергией. Могу пояснить, что я здесь имею в виду, на примере истории, произошедшей во время моего долгого путешествия в Индию, — тогда мне пришлось покинуть Тибет, так как политическая обстановка на моей родине неуклонно ухудшалась и мне стало ясно, что вскоре произойдет роковой переворот.

Применение ритуала

Наша группа состояла из четырех семей, всего около тридцати человек; мы ехали верхом, направляясь из Восточного Тибета в Центральный. Из-за присутствия китайских войск мы не могли пользоваться обычными дорогами и пробирались окольными путями. Там нас подстерегала другая угроза: множество разбойников, которые пользовались смутным временем, чтобы грабить путников. У нас было много дорогих лошадей, и наш путь весьма затрудняла необходимость остерегаться сразу двух опасностей: грабителей и китайских солдат. Как-то раз бандиты нас настигли, и у нас было с ними две стычки. В первой им удалось похитить у нас несколько лошадей, а во второй мы захватили двух грабителей. От них мы узнали, что эта шайка замышляет напасть на нас в полном составе, но неизвестно, когда именно, а посреди широкой равнины, которую мы пересекали, укрыться было негде. Я понял, что единственный выход из этой ситуации — воззвать к защитникам Учения, и поэтому всякий раз, когда мы останавливались на привал, чтобы поесть или отдохнуть, я уединялся в маленькой палатке и часами практиковал обращенный к ним ритуал.

С каждым днем опасность увеличивалась, и через несколько дней, когда я глубоко погрузился в эту практику, стало происходить что-то странное. Когда я ударял в большой ритуальный барабан, мне казалось, что из него вылетают искры. Сначала я подумал, что у меня что-то с глазами и это мне померещилось, или, может быть, искры вызваны случайным разрядом от трения палки о барабан, но когда я позвал сестру, она тоже увидела в воздухе вокруг барабана искры. Тогда я позвал брата, а потом родителей и всех наших — и все они увидели искры. Мы уверились, что это знак, предвещающий нападение бандитов этой ночью, и поэтому привязали лошадей подальше от лагеря. Всю ночь мы не спали, готовясь дать отпор. Но грабители не напали, а когда на следующий день я стал практиковать, искры были видны, как и прежде. Пока мы были в пути, они продолжали появляться день за днем в течение недели, и вдруг однажды искр не стало. На этот раз мы были совершенно уверены, что разбойники приблизятся, и приняли все меры предосторожности. Действительно, на нас напала вся шайка. Но они не застали нас врасплох, и мы смогли их отогнать, не понеся никаких потерь. С тех пор они оставили нас в покое, и мы в безопасности продолжили свой путь в Центральный Тибет. Так что вы видите: даже второстепенные практики могут принести весьма ощутимую пользу!

Охранители учения

Существует восемь главных классов охранителей, и в каждом из них есть много разновидностей. Некоторые из них достигли высоких степеней реализации, другие же — вовсе не реализовавшие существа. У каждой местности, каждой страны, города, горы, реки, озера или леса есть своя господствующая энергия, или охранитель; такого же хозяина имеют каждый год, час и даже минута — все это энергии не очень высокого уровня. Все Учения имеют особую связь с той или иной энергией — это более просветленные Защитники. Иконографически эти энергии изображают " персонифицированно" — так, как их видели Учителя, имевшие с ними контакт, а их силу, внушающую благоговейный ужас, символизирует устрашающий облик, множество рук и голов, украшения из черепов, трупов и т. д. Неверно было бы считать образы охранителей, равно как и все изображения тантрийской иконографии, " просто" символами, что пытаются сделать некоторые западные авторы. Хотя иконографически образы сформированы восприятием и культурой тех людей, которые видели их первоначальное проявление, а также развитием традиций, в них запечатлены реальные существа.

Главные практики

В разделе Сэмдэ практика шинэ, которая использует фиксацию, приводящую в состояние покоя, и практика лхагтонг, которая позволяет устранить деятельность ума, направленную на поддержание этого состояния покоя, чтобы наблюдать возникновение мысли, — это, скорее, практики медитации, чем созерцания. Тем не менее, они считаются главными практиками, поскольку служат для введения практикующего в созерцание. Но сами они не являются собственно практикой Дзогчена, потому что практика Дзогчена начинается после того, как достигнут уровень недвойственного созерцания. Вообще говоря, практики шинэ и лхагтонг, хотя и в несколько ином виде, чем в Сэмдэ, можно найти в любой буддийской школе.

Когда же состояние недвойственного созерцания будет достигнуто — неважно, каким способом и в каком из трех разделов, — вы сами испробуете его вкус, и у вас больше не останется никаких сомнений в том, что это такое. Затем следует продолжать пребывать в нем. Это пребывание в созерцании включает в себя два уровня практики, и они оба относятся к главным практикам, которые даются в Мэннгагдэ. Тем не менее, Мэннгагдэ — полное Учение и имеет собственные вспомогательные практики очищения и подготовки: практики рушен, которые нацелены на то, чтобы отделить ум от природы ума, и основные практики двадцати одного сэмдзина, охватывающие весь диапазон методов, которые вводят в созерцание, в том числе фиксацию, дыхание, позу, звук и т. д.

Достигнув созерцания любым методом, нужно продолжать пребывать в нем. Практика внесения созерцания в каждое действие и ситуацию называется трэгчод, что буквально означает " высвободить, рассекая", в том смысле, что вы полностью расслабляетесь, наподобие того, как рассыпаются туго связанные прутья, если разрезать стягивающую их веревку. Продолжение трэгчод — практика тодгэл, что означает " превзойти наивысшее". Это поистине глубоко тайная практика, и здесь уместно дать лишь самое общее ее описание, которое никоим образом не может считаться наставлением по практике.

Тодгэл есть только в учении Дзогчен. Благодаря этой практике можно быстро привести свое состояние к конечной цели. Занимаясь практикой " четыре света", достигают четырех видений тодгэл, а далее, благодаря единству видения и пустоты, достигают реализации Тела Света. Это — исчерпание бытия, когда само физическое тело растворяется в сущности элементов, которая есть свет. Мы коснемся этого позже, когда будем говорить о Плоде, или реализации. Но чтобы осуществить практику тодгэл, необходимо довести до совершенства практику трэгчод, когда практикующий будет способен постоянно пребывать в состоянии созерцания.

Хотя я получил наставления по практике тодгэл еще в Тибете от Чангчуба Дордже, когда жил у него, по-настоящему применять их на практике я стал только много лет спустя. Просто я не считал, что достаточно развил свои способности. Но однажды, когда я уже много лет прожил в Италии и преподавал в Неапольском университете, мне приснился сон. В этом сне, как это часто бывало в моих снах, я вернулся в Тибет навестить своего учителя Чангчуба Дордже. На этот раз Учитель встретил меня и сказал:

— Что, приехал из Италии?!

— Да, — ответил я, — только мне придется сразу же вернуться назад.

Я слегка волновался, как бы меня здесь не обнаружили китайские власти. Затем Учитель спросил, как продвигается моя практика. Я ответил, что, по-моему, неплохо, а он снова спросил:

— Какой практикой ты больше всего занимаешься?

— Все еще трэгчод, — ответил я.

— Все еще трэгчод, — повторил он. — Значит, ты еще не начал практиковать тодгэл?

Я ответил, что не начал, так как он всегда говорил мне, что сначала необходимо основательно утвердиться в практике трэгчод.

— Да, — согласился он, — но я не говорил, что ты должен потратить на эту практику всю свою жизнь; теперь тебе пора практиковать тодгэл. А если у тебя возникнут какие-нибудь сомнения, пойди спроси Джигмэда Лингпа.

Я подумал, что он говорит нечто странное, поскольку, конечно, знал, что Джигмэд Лингпа, великий учитель Дзогчена, жил в восемнадцатом веке и его уже давно нет в живых. * Может быть, я неверно понял сказанное Учителем? Я попросил его объяснить, но он только сказал: " Джигмэд Лингпа на горе за домом. Иди к нему сейчас же! "

_____________ * Джигмэд Лингпа (1729—98) был великим учителем Дзогчена школы нингмапа и жил в Восточном Тибете. Он был воплощением Вималамитры, великого учителя Дзогчена, который жил в восьмом веке и стал официальным наставником тибетского царя Трисонг Дэцена.

Джигмэд Лингпа завершил возрождение Учения, начатое Лонгченом Рабчжампа (1308—63), от которого он в течение жизни получил много видений. Он никогда не проходил традиционного курса обучения, но, завершив пятилетнее затворничество, проявил благодаря своей ясности такие широкие познания, что повсюду стал знаменит как великий ученый. Он переработал и составил Лонгчен Нингтиг. Его наследие составляет девять томов собрания сочинений, в том числе авторитетные труды по тибетской истории и медицине, а также тексты о целебных свойствах носимых на теле драгоценных камней. Он был зачинателем римэд, или экуменического, несектарного движения, которое возникло в Восточном Тибете в противовес разобщенности и замкнутости разных школ с целью призвать их к более гармоничному сотрудничеству

За домом, где жил Учитель, была высокая скалистая гора. Он велел мне взобраться на вершину этой горы и там найти пещеру, в которой должен быть Джигмэд Лингпа. Но я хорошо знал эту гору, потому что раньше, когда жил у Учителя, много раз залезал на нее, собирая лекарственные травы, и, по крайней мере тогда, не видел там никакой пещеры. Я подумал: " Очень странно, вряд ли там есть какаянибудь пещера, " — а вслух спросил: " По какой тропе мне добраться до той пещеры? ", потому что наверх вело две тропы. Но Учитель только сказал: " Поднимайся прямо здесь! Ступай, не мешкая! Попроси Джигмэда Лингпа прояснить любые сомнения по тодгэл, которые у тебя есть, а потом практикуй". Чтобы не раздражать Учителя, я не стал больше задавать вопросов. Я подумал, что он отругает меня, если я буду упорствовать, и потому сказал: " Хорошо, уже иду", — и вышел.

Во сне я стал карабкаться на гору прямо за домом. Тропы там не было, а поверхность скалы была совершенно гладкой, но мне удавалось взбираться по ней. В одном месте я заметил на скале надпись. Вначале мне показалось, что на камне высечены мантры, — тибетцы часто высекают их на таких скалах. Приглядевшись, я увидел, что это совсем не мантры. Прочитав несколько фраз, я обнаружил, что это целая тантра — как мне показалось, тантра Дзогчена. " Не очень-то хорошо ходить по тантре! " — подумал я и, продолжая карабкаться вверх, стал читать стослоговую мантру Ваджрасаттвы, чтобы очистить свой дурной поступок.

Затем я добрался до стоявшего вертикально камня, на котором было написано название этой тантры. Позже я обнаружил, что это было название одного из тэрма Упадэши, или раздела Мэннгагдэ. Я продолжал взбираться дальше и добрался до ровной луговины, на дальнем конце которой виднелось большое каменистое обнажение. Я медленно пошел туда и там, действительно, обнаружил пещеру. Хотя никакой уверенности, что в ней окажется Джигмэд Лингпа, у меня не было, я все же медленно вошел в отверстие пещеры.

Заглянув внутрь, я увидел, что пещера довольно велика, а в середине ее лежит большой белый камень. На этом камне сидел ребенок, совсем маленький мальчик, на котором было легкое прозрачное голубое одеяние из материи, похожей на ту, из которой на Западе шьют ночные рубашки. У него были очень длинные волосы, и он сидел в обычной позе, вытянув ноги вперед, а не в позе медитации или практики.

Я забрался на большой белый камень и осмотрелся по сторонам: нет ли здесь еще кого-нибудь, но больше никого не оказалось. Я подумал: " Вряд ли это Джигмэд Лингпа, он же совсем ребенок", — и медленно приблизился к нему. Мальчик смотрел на меня с таким же изумлением, как и я на него. Тогда, поскольку Учитель послал меня специально для того, чтобы я встретился с Джигмэдом Лингпа, а больше в пещере никого не было, я решил, что, должно быть, это он и есть, и нельзя проявлять неучтивость. Мальчик продолжал смотреть на меня, и я почтительно обратился к нему: " Мой Учитель послал меня к вам".

Тогда ребенок, не произнеся ни слова, знаком велел мне сесть. Я подумал: " Интересно, что он будет делать", — и сел. Мальчик поднес руку к голове — его волосы не были собраны в прическу, а падали свободно, — вытащил свернутый листок бумаги размером с половину сигареты и развернул его. Он начал читать вслух, и голос у него оказался совсем детским. Мне стало ясно: то что он читает, это тантра, и я подумал: " Видно, не случайно Учитель послал меня сюда найти Джигмэда Лингпа! " — потому что все, что читал мальчик, относилось к четырем светам тодгэл. Я искренне изумился и в этот самый миг проснулся у себя дома, в Италии. Тогда я понял, что для меня настало время практиковать тодгэл.

Такие знаки часто проявляются из собственной ясности ученика, когда рядом нет Учителя, который мог бы дать ему наставление или совет, но здесь важно не спутать фантазию с истинной ясностью. Фантазия — это нечистое видение, которое возникает из кармических следов в обусловленном потоке сознания человека, в то время как ясность — это проявление чистого видения. Если начать практику тодгэл преждевременно или не в должное время, не достигнув необходимого уровня в трэгчод, то это, несомненно, повлечет за собой серьезные препятствия на пути, и здесь лучшее средство защиты — руководство квалифицированного Учителя и полное доверие ученика к его наставлениям.

Начало пути

Дзогчен считается очень высоким Учением, так как содержит практики, которые напрямую ведут к такой полной реализации, как Тело Света. И действительно, ни в одной из буддийской школ никто не отрицает, что Дзогчен является высоким учением, даже самым высшим. Но говорят, что он слишком высок — выходит за пределы способностей обычных людей, и считается, что его могут практиковать чуть ли не одни реализовавшие существа. Но ведь если человек достиг подлинной реализации, то никакой путь ему уже не нужен. Как утверждается в самих текстах Дзогчена, чтобы практиковать Дзогчен, нужно только иметь пять способностей. И если человек, разобравшись в себе, обнаружит эти пять способностей, значит, у него есть все необходимое. Если же какой-то способности недостает, можно постараться ее развить. Но, вероятнее всего, у большинства людей эти способности уже присутствуют.

Пять способностей, необходимых для практики Дзогчена

Заинтересованное участие

Это значит, что должно быть желание слушать и понимать Учение. Но, сверх того, здесь имеется в виду активное сотрудничество с Учителем. Не следует понимать это так, что Учитель объясняет, а со стороны ученика ничего не требуется.

Усердие

Это означает, что заинтересованность должна быть постоянной: не следует проявлять нерешительность, каждый день меняя свои намерения, без конца откладывая на потом.

Присутствие осознанности

Это означает, что нельзя отвлекаться. Нужно сохранять присутствие в любой момент. Нет ничего хорошего в том, чтобы знать всю теорию Учения и, тем не менее, по-прежнему жить, то и дело отвлекаясь.

Созерцание

Следует по-настоящему войти в созерцание. Недостаточно лишь знать, как практиковать, — нужно по-настоящему погрузиться в практику. Это и значит вступить на путь мудрости.

Праджня

Санскритское слово праджня буквально означает " сверхзнание". Отсюда следует, что необходимо иметь достаточные умственные способности, чтобы понять то, чему вас учат, и достаточную силу интуиции, чтобы узреть то, на что вам указывают и что лежит за пределами слов Учения. Это и есть проникновение в саму мудрость.

Разумеется, праджня не равнозначна интеллектуальному знанию. Как я уже неоднократно упоминал, мой учитель Чангчуб Дордже никогда не получал интеллектуального образования, однако его мудрость и те качества, которые от нее проистекают, были совершенно поразительны. Бывало, он каждый день сидел во внутреннем дворе у своего дома, принимая людей, обращавшихся к нему за духовным советом или за лечением. Медицину он тоже никогда специально не изучал, но знание науки исцеления проявилось в нем само собой из великой ясности, обретенной с помощью состояния созерцания, и его слава непревзойденного лекаря была настолько велика, что лечиться к нему шли со всех сторон. В силе его ясности я имел возможность убедиться собственными глазами, участвуя в другом деле, которое было еще одним сверхъестественным проявлением этой ясности.

После того, как я прожил у Чангчуба Дордже всего несколько дней, он попросил меня писать под его диктовку. Я знал, что он не умеет читать и писать, а поскольку сам я писал вполне сносно, то, естественно, не раздумывая, согласился послужить ему, чем мог. Я сидел в доме за столом и через открытую створку четырехстворчатого окна из рога мог и видеть, и слышать Учителя, находившегося во дворе, где он обычно принимал пациентов и занимался с учениками. И вот, посреди царившей вокруг сутолоки, он начинал мне диктовать, ни на миг не задумываясь над тем, что собирается сказать. Затем он делал краткий перерыв, чтобы я мог полностью записать то, что он сказал, а сам в это время продолжал заниматься своими делами. Закончив писать, я кричал ему об этом. Он прерывал беседу с очередным посетителем и без всякой паузы продолжал диктовать дальше — иногда прозой, а иногда стихами. И ни разу не было случая, чтобы он спросил: " Так на чем я остановился? " — или что-нибудь в этом роде. Мне же, напротив, часто приходилось просить его повторить слова, которые я забыл.

Первые несколько дней, записывая его слова, я был уверен, что из продиктованного ни за что не сможет получиться мало-мальски связный текст. Но каждый вечер, возвращаясь в свою комнату и перечитывая записи, я обнаруживал, что передо мной безупречно последовательное сочинение, которое можно было принять за тщательно продуманный и записанный ученый труд. В действительности гонгтэр (тэрма ума) всегда проявляется именно так. За несколько недель такой работы мы закончили большой том, а позже я видел около двадцати других таких же томов, которые Чангчуб Дордже точно так же продиктовал другим ученикам.

Все проявления, в сущности,
не более реальны, чем отражение —
кристально чистое и ясное,
не поддающееся никаким определениям
и логическим объяснениям.
Тем не менее, семена прошлых деяний —
карма — продолжают вызывать
дальнейшее возникновение проявлений.
Несмотря на это, знай:
все, что существует,
полностью лишено собственной природы
и абсолютно недвойственно!

Эти слова Будды — лучшее объяснение Дзогчена.

Чодпа — поведение, или отношение

Последний из трех аспектов пути — чодпа, что значит " поведение", или " отношение", и это очень важный аспект Дзогчена, потому что именно благодаря ему практика привносится в нашу повседневную жизнь и тем самым стирается грань между практикой и любой другой деятельностью. До тех пор, пока вы не сможете жить в состоянии созерцания — в самосовершенном состоянии, в котором вы в конце концов самоосвобождаетесь, подобно тому, как змея распутывает сама себя, — в поведении необходимо руководствоваться осознанностью и учиться не отвлекаться. Мы уже видели, что присутствие осознанности — это одна из пяти способностей, необходимых для практики Дзогчена: в каждый момент необходимо сохранять полное присутствие и внимание.

Тот, кто практикует Дзогчен, может использовать это присутствие осознанности в повседневной жизни так, чтобы сам " яд" двойственного восприятия превращался в способ пребывания в созерцании и выхода за пределы двойственности. Как текучая вода, замерзая, превращается в твердый лед, так и свободно текущая изначальная энергия под действием взаимозависимых причин и следствий — индивидуальной кармы — затвердевает, превращаясь в конкретный, материальный на вид мир. " Великое совершенство" поведения практикующего, или чодпа, дает власть над кармическими причинами, так что они самоосвобождаются в момент своего возникновения.

Первичные и вторичные кармические причины

Первичные кармические причины, благие и неблагие, подобны семенам, которые способны воспроизводить тот вид растения, от которого они произошли. Но как семенам для развития необходимы такие вторичные причины, как свет, влага и воздух, так и первичные кармические причины, следы прошлых действий, оставшиеся в потоке сознания человека, нуждаются во вторичных причинах, благодаря которым они созревают и производят дальнейшие действия или ситуации того же рода. Благодаря постоянной осознанности практикующий может работать с вторичными причинами, проявляющимися в виде окружающих его условий повседневной жизни, не позволяя отрицательным первичным причинам давать плоды и одновременно способствуя развитию положительных причин, и в конце концов достичь такого состояния, где можно избежать любой обусловленности каким бы то ни было переживанием, благим или неблагим, обретя полное освобождение от обусловленного бытия.

Три фактора, создающие первичную кармическую причину

Чтобы любое действие тела, речи или ума созрело в первичную кармическую причину, способную обусловить человека и дать полное кармическое следствие, должны иметь место все три следующих аспекта: во-первых, намерение совершить действие, затем, само действие и, наконец, удовлетворение от совершенного действия.

Практик может выйти за пределы двойственного уровня обусловленной кармы, где все разделяется на благое и неблагое, и совершать такие поступки, которые с двойственной точки зрения обычного кармического восприятия кажутся выходящими за рамки приличий. Однако это вовсе не означает, что любой практикующий Дзогчен человек должен жить, как известный тибетский йогин, безумный мудрец Другпа Кунлэг*22 о котором рассказывают так много интересных, но порой забавно-непристойных историй. Он был выше двойственности, а тот, кто на самом деле выше всяких ограничений, не всегда ведет себя так, как ожидают от него другие. Но это не имеет ничего общего с распущенностью, то есть с отвлечением. Дзогчен — Великое Совершенство — практика недвойственного созерцания, проявляющаяся как спонтанная жизнь, наслаждающаяся игрой собственной энергии, диаметрально противоположен отвлечению, царящему в обычной жизни. Дзогчен — это вовсе не вседозволенность, и потому в нем постоянно должна присутствовать осознанность. Но здесь речь опять-таки идет не о жизни, регулируемой правилами. Осознанность — вот единственное правило Дзогчена! Или, может быть, лучше сказать, что в Дзогчене осознанность заменяет все правила, потому что практикующий Дзогчен не только никогда и ни к чему себя не принуждает, но и не подчиняется зависимости от чего-либо " внешнего".

Это не означает, что человек, практикующий Дзогчен, не проявляет никакого уважения к правилам, по которым живут другие люди. Суть не в том, чтобы поступать наперекор всем, используя Дзогчен в качестве оправдания, — ведь осознанность подразумевает, что вы осознаете все, включая и нужды других людей. И пусть даже существует абсолютное состояние, которое выше добра и зла, тем не менее, пока мы не свободны от двойственности, для нас продолжает существовать относительное состояние, и это мы тоже должны осознавать. Ведь можно жить, уважая внешние условия, и, тем не менее, не впадая в зависимость от них. Вот что означает осознанность, и именно в этом заключается принцип поведения, или чодпа, практика Дзогчена.

Не следует обусловливать себя и самими Учениями. Ведь цель Учений — сделать вас более независимыми, а не наоборот. Поэтому учитель Дзогчена всегда старается помочь ученику стать более самостоятельным в истинном смысле этого слова, окончательно выйти из всех клеток. И поэтому, хотя Учитель благодаря своей более высокой ясности способен давать ученикам советы даже по самым мелким вопросам повседневной жизни, он всегда будет стараться помочь им научиться наблюдать самих себя и принимать решения, исходя из собственной осознанности.

Разумеется, Учителями могут быть и женщины. Когда мне было четырнадцать лет, я провел два месяца с великим учителем Аю Кадро, которая жила на расстоянии нескольких дней пути верхом от моей монастырской школы. Поскольку было известно, что она реализовала практику Ваджрайогини и потому была воплощением этой дакини, во время каникул меня послали попросить у нее посвящение Ваджрайогини. Она была уже очень стара и вовсе не знаменита. Более пятидесяти лет она прожила в полной темноте в небольшом домике, занимаясь практикой янгтиг, которая дает возможность человеку, уже способному пребывать в состоянии созерцания, достичь полной реализации благодаря развитию внутреннего света и ясности видения.

Когда я оказался в доме Аю Кадро, то убедился, что она видит в темноте так же хорошо, как и при свете. Хотя жившая с ней женщина зажгла ради меня несколько масляных светильников, было ясно, что сама Аю Кадро в них не нуждается. При свете я разглядел черты этой удивительной женщины. Ее длинные волосы, заплетенные в косы, спускались ниже пояса; от корней до плеч они были седыми, а дальше, до самых кончиков, оставались черными. Их явно никогда не стригли.

Сначала Аю Кадро отказалась дать мне посвящение, которое я просил, говоря, что она всего лишь бедная старуха, ничего не смыслящая в Учении, однако предложила нам расположиться на ночлег поблизости. Той ночью она видела благоприятный сон, в котором ее Учитель наказал ей дать мне посвящение, и потому утром она прислала свою помощницу с завтраком для моей матери и сестры и с приглашением посетить ее для меня. В течение последующих недель она передала мне много Учений, включая полную практику янгтиг, и поэтому я почитаю ее одним из своих главных Учителей. Пока я жил у нее, она, отвечая на мои расспросы, поведала мне историю своей жизни, которую я позднее записал. *23

Итак, чодпа, или поведение человека, практикующего Дзогчен, подразумевает, что вы пребываете в состоянии присутствия осознанности в любой момент своей жизни и не позволяете уму блуждать, следуя за потоком мыслей о прошлом, беспокоясь о настоящем и мечтая о будущем. Это не означает, что нельзя ничего планировать: вы проявляете внимание к вторичным причинам, когда они возникают, и относитесь к ним без лишних волнений, в отличие от отца Знаменитой Луны — незадачливого героя тибетской народной сказки, которая прекрасно показывает, что происходит, когда человеку недостает присутствия.

В этой сказке говорится, что некогда жил один человек, такой бедный, что добывал себе пропитание, ходя по домам людей, более удачливых, чем он, и выпрашивая у них зерно. Однажды ему повезло: он получил очень много зерна и вернулся домой счастливый. Дом у него был совсем маленький, и в нем водилось много мышей, поэтому он решил подвесить зерно к балке, чтобы мыши его не съели. Потом он улегся спать под этим мешком: другого места в тесном домишке не было. Он никак не мог уснуть и начал строить планы,

" Все зерно я есть не буду; — думал он, — оставлю часть на семена, посею их и выращу зерна побольше. Через год у меня будет десять мешков, а еще через год — сотня. " Бедняк все мечтал, как год от года мешков у него будет все больше и, наконец, он разбогатеет. Потом он подумал: " В этой лачуге я жить больше не буду — построю себе дворец и заведу слуг, чтобы они все за меня делали. Найду жену-красавицу и, конечно, у нас пойдут дети. Первым, уверен, у нас родится сын, только как его назвать? " И он лежал, пытаясь придумать имя для своего будущего сына. Перебрал множество имен, но ни одно ему не понравилось. Наконец на темном небе взошла яркая луна, и едва увидев ее, бедняк воскликнул: " Решено! Назову-ка я его Знаменитая Луна! "

Но в этот самый миг забравшаяся на балку мышь перегрызла веревку, на которой висел мешок, тот рухнул бедняге прямо на голову и убил наповал, так что некому стало выполнять все его планы. Витая в мечтах о будущем, он лишился настоящего.

Глава 8

ПЛОД

Если намерение благое,
Путь и Плод будут благими.
Если намерение неблагое,
Путь и Плод будут неблагими.
Поскольку все зависит от благого намерения,
всегда стремись зарождать
благую направленность ума.

Джигмэд Лингпа

іОснова

іПуть

іПлод —> ПЛОД, или РЕАЛИЗАЦИЯ

Деление учения Дзогчен на любые категории существует только для того, чтобы облегчить его понимание. Обрести реализацию — означает сделать реальным то, что изначально было вашим собственным состоянием, Основой, Жи. Для достижения реализации ничего не требуется создавать. Она изначально есть неотъемлемое от вас состояние. В Дзогчене, поскольку его метод — непостепенный, Путь ведет непосредственно в изначальное состояние, которое есть и Основа, и Плод.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.