Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





3. Описание г.Мариуполя. 1820 г. 12 страница



В 90-х гг. XIX в. начинается сращивание банков с про­мышленностью. Это привело к установлению тесных свя­зей донецких капиталистов со столичной промышленной финансовой буржуазией, и, соответственно, к расшире­нию состава буржуазии Донбасса. Здесь встречаются

такие имена как А. Ю. Рот-штейн, А. Ф. Кох, А. И. Му-раний и др.

Кроме крупной буржуа­
зии, существенную роль
играла средняя буржуазия.
Это горнопромышленники,
владельцы промышленных
предприятий, банкирских
контор, купцы, служащие
банков. Они часто избира­
лись гласными земских уп­
рав и городских дум,
А. Н. Горлов                городскими головами, вкла-


дывали свои средства в развитие образования, строитель­ство храмов и церквей. Например, семейный клан бра­тьев Французовых, Д. П. Хараджаев, Д. Н. Иванов и др. Таким образом, в результате кардинальных изменений индустриальная буржуазия Донбасса постепенно пре­вращалась в класс капиталистического общества, который консолидировал в себе разнородные социальные элементы.

ПРЕДПРИНИМАТЕЛИ       Перестройка экономики на

ИЛОВАЙСКИЕ                 капиталистический лад открыла

широкую дорогу инициативным и талантливым людям. Такими предпринимателями в Донбассе была семья помещиков Иловайских. Иван Гри­горьевич Иловайский — есаул Войска Донского — при­ступил к разработке угля на своих землях еще в дореформенный период. Он во время железнодорожной лихорадки 60-70-х гг. расширяет масштабы производства и улучшает механизацию рудника. Техническая реконст­рукция рудника наряду с жестокой эксплуатацией рабо-чих позволили предпринимателю не только увеличить добычу угля, но и расширить его ассортимент: на шахтах стали добывать коксующийся уголь. В отличие от других помещиков, которые не хотели расставаться со своими землями, Иловайский продает свои земельные владения (из 60 тыс. десятин остается 173 десятины земли), что позволило провести реконструкцию рудника.

В результате уже в начале 80-х гг. И. Г. Иловайский становится одним из известных горнопромышленников Донбасса, на руднике которого действуют 5 шахт (назван­ные именами его детей), оснащенных паровыми маши­нами, а между рудником и станцией Харцызск на его деньги была проложена железнодорожная ветка протя­женностью 14, 5 верст.

В середине 80-х годов XIX в. он построил в Макеевке


трубный завод, затем основал химический завод, стал пай­щиком французского акционерного общества «Унион».

В конце 70-х годов И. Г. Иловайский оказался в числе пяти инициаторов совещания, на котором родилась идея созыва съезда горнопромышленников Юга России.

Активную и успешную предпринимательскую деятель­ность И. Г. Иловайского продолжил его сын Дмитрий. Он получил техническое образование (инженер) и реоргани­зовал свое предприятие на акционерной основе. В 1895 г. он выступил инициатором образования «Российского До­нецкого товарищества каменноугольной и заводской про­мышленности», которому продал за 3, 5 млн. рублей свои рудники. Купив большой пакет акций этого предприятия, Д. И. Иловайский позднее принимал активное участие в деятельности компании, занимая должность или дирек­тора, или члена правления. Затем в 1897 г. он, действуя от имени Русско-Донецкого товарищества, принял актив­ное участие в образовании большого металлургического общества — Генерального общества чугунолитейных, же­лезных и сталелитейных заводов России. Его конт­рольный пакет акций был приобретен Русско-Донецким обществом, а Иловайский купил еще 500 акций из 4000, которые были в обороте. Все это позволило ему, исполь­зуя акционерную форму, в значительной мере направить в своих интересах деятельность двух крупных горнопро­мышленных обществ Юга. Дмитрий Иловайский продол­жал работу отца, участвуя в съездах горнопромыш­ленников Юга России.

ДЖОН ДЖЕЙМС ЮЗ    Д. Юз является основателем

(1814-1889)               Юзовского завода (сейчас Донец-

кий металлургический завод). Он родился в 1914 году в Мертир Тидвиле (Южный Уэльс). Сын инженера Джон Юз, благодаря своему талан-


ту, знаниям и предприимчи­вости сумел сделать блестя­щую карьеру. Уже в 28 лет он имел собственную судострои­тельную верфь, проявил себя как новатор-технолог. В 1852 году Д. Юз приобрел завод «Уксайд» в Ньюпорте. В1860 г. он получает место в совете директоров ассоциации ко­раблестроителей-предприни­мателей «Миллуолл Энджи-ниринг и Шипбилдинг Ком-пани», а позже становится директором компании. Ин­женерный талант Юза в 1854 г. приобретает международ­ное признание и авторитет.

В 1867г. в Лондоне Юз основал «Новороссийское об­щество каменноугольного, железного и рельсового произ­водства» с капиталом в 300 тыс. фунтов стерлингов. С этим обществом правительство России заключило кон­тракт, получивший 18 апреля 1869 г. Высочайшую санк­цию. В Лондоне существовал совет директоров компании, но фактически ею руководили директора-распорядители: в Лондоне — Джон Гуч, в России — Джон Юз.

В 1869 г. Юз приехал в Донбасс и поселился на хуторе помещицы Смоляниновой. Здесь он построил кузницу и стал планировать строительство металлургического заво­да. 24 января 1872 г. начала работать первая домна. Вме­сте с Юзом приехала его семья и около 100 англичан, которые принялись за активное строительство завода. Юз впервые в России запустил 8 коксовых печей, открыл так­же ряд шахт, построил железнодорожную ветку.

В 1879 году входят в строй сталеплавильные мартенов­ские печи и завод по производству огнеупорного кирпи-


ча. Полученную прибыль Юз вкладывает в производство, что позволило ему довести выплавку чугуна до 5 млн. пу­дов в год. Вместе с заводом развивается и заводской по­селок Юзовка. Согласно переписи населения 1897 г. здесь проживало свыше 28 тыс. человек. Работали банк, шко­ла, больница. Были построены церкви. Здесь находился дом самого Джона Юза и здание его конторы.

Умер Джон Юз в 1889 году, оставив сыновьям состоя­ние, превышающее 1 млн. рублей золотом и должности директоров-распорядителей «Новороссийского общества».

Таким образом, роль Д. Юза в процессе индустриали­зации и промышленного подъема Донбасса очевидна. И не столько жажда наживы, сколько неиссякаемая энер­гия и его стремление к поиску новых форм стали главны­ми причинами, побудившими Юза превратить глухую степь, удаленную от губернских центров, в один из важ­нейших экономических районов государства.

ВНУТРЕННЯЯ ТОРГОВЛЯ    Развитие внутренней тор-

говли в пореформенное время было закономерным результатом капиталистических пре­образований. Это развитие было одновременно и услови­ем, и следствием модернизации экономики. Усилившаяся товарность помещичьих и крестьянских хозяйств, рассло­ение крестьянства, промышленный переворот и индуст­риализация, рост городов и поселков — все эти факторы влияли на рост торговли. Кроме того, развитию торгов­ли в регионе способствовало расширение банковской и ак­ционерной систем, рост сети магазинов, складов, усовершенс-твование морского порта, появление новых средств связи — почты и телеграфа.

Одним из главных объектов торговли были хлеб (зер­но) и уголь, каждого из которых только из Мариуполя в начале 90-х гг. XIX в. вывозилось до 10 млн. пудов. В ре-


гионе был открыт также целый ряд магазинов и складов по продаже угля. Из промышленных товаров предметами торговли выступали кирпич, цемент, известь, металл. В частности, Новороссийское общество выдавало на рынок уголь, кокс, стальные рельсы, железо, оси, наковальни, металлические конструкции. Развивалось винокуренное производство. Так, в 80-х годах в Бахмутском уезде было два винокуренных завода (в Трудовском и Авдотьино), и один — в Мариупольском уезде (в Майорском).

Важным объектом торговли становится соль.

Рост городов, появление новых промышленных посел­ков способствовали развитию стационарной торговли. Только Бахмутская торговая сеть в начале XX в. состоя­ла из 13 мануфактурных лавок, 52 галантерейных, 61 по­судных, 4 колбасных, 4 мясных, 10 хлебных, 1 соляной, 7 кожевенных, 2 писчебумажных, 2 лавок восковых све­чей, 18 винных лавок и 4 пивных.



Расширяется география торговых отношений. Так, ма­риупольскую муку отправляли в Ейск, Бердянск, Керчь, Феодосию. Земледельческие орудия труда Мариупольско-


го завода Нарова шли в Донецкий регион и Таврическую губернию. Из Мариуполя вывозились внутрь России рыба, фрукты и огородная зелень. Рыбы отправлялось на 200 тыс. рублей, а фруктов из местных садов — до 100 тыс. рублей. Сырье в регион поставлялось из различных угол­ков Украины и России. В частности, кожа и сало для мы­ловаренных заводов из Кубанской области, Черноморского округа, Донской области, воск — из Рос­това, хмель — из Варшавы и Волынской губернии, чугун на тонкую и прочную работу — из уральских заводов.

К концу XX в. особое место в Донбассе приобретает яр­марочная торговля. Ярмарки имели ярко выраженный сельскохозяйственный характер. Только в Бахмуте еже­годно проводилось три ярмарки, в уезде 63. Центрами сельских ярмарок были Камышеваха, Скотоватая, Гри­шине, Калиновка, Верхнее. По разряду они относились к средним розничным и проводились в сроки до 7 дней. Го­довой оборот Бахмутских ярмарок составлял 200-400 тыс. рублей. В Мариуполе ежегодно проводилось 4 ярмарки. Обороты мариупольских ярмарок иногда были несколько выше, что объясняется особой ролью Мариуполя-порта в торговле. Ярмарки в регионе не играли определяющей роли в общеуездной торговле, но почти полностью обеспе­чивали внутренние потребности этого крупного промыш­ленного региона.

ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИЕ     В 90-х годах происходит

СВЯЗИ                                 расширение рынков сбыта.

Усиливается вывоз мине­рального топлива в Центрально-промышленный район, где самым крупным потребителем топлива становится Москва с разнообразной фабрично-заводской промышлен­ностью.

Эти же годы были началом расширения поставок топ-


 

лива на машиностроительные заводы Морского ведомства под Петербургом. Однако, в основном спрос на продукцию угольной промышленности рос в первую очередь в грани­цах Донецко-Приднепровского комплекса, основного ин­дустриального района Украины.

В начале 90-х годов предприниматели начинают про­являть большую заинтересованность в балканском рынке сбыта. Высокое качество и богатый ассортимент донецко­го угля, территориальная близость Донбасса к Констан­тинополю, завершение строительства Мариупольского порта, развитие парового каботажа на Азовском и Черном морях — все это создавало благоприятные условия для организации сбыта донецкого угля в Турцию и его успеш­ной конкуренции с английским углем.

Первая практическая попытка экспорта донецкого угля имела место в мае 1892 г., когда одна из наиболее крупных акционерных компаний Донбасса — «Горное и промышленное товарищество на юге России» — отправи­ла из Мариуполя в Константинополь партию своей про­дукции. Однако в Константинополе донецкий уголь не мог конкурировать с английским вследствие более низкой се­бестоимости последнего, а также в связи с дешевизной фрахтов из Англии.

Желание донецких горнопромышленников получить льготы для организации сбыта за границу минерального топлива получило поддержку со стороны министра финан­сов С. Ю. Витте. Во время обсуждения этого вопроса в Ка­бинете министров министр финансов сумел настоять на предоставлении владельцам шахт ряда льгот. Это позво­лило предпринимателям продавать на Константинополь­ском рынке уголь по цене, близкой английскому. В 1894-1895 гг. неоднократно снижались международные тарифы для всех станций отправки угля до Мариуполя с целью вывоза его в порты Азовского и Черного морей, а также за границу.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.