![]()
|
|||||||||||
3. Описание г.Мариуполя. 1820 г. 12 страница⇐ ПредыдущаяСтр 12 из 12 В 90-х гг. XIX в. начинается сращивание банков с промышленностью. Это привело к установлению тесных связей донецких капиталистов со столичной промышленной финансовой буржуазией, и, соответственно, к расширению состава буржуазии Донбасса. Здесь встречаются
такие имена как А. Ю. Рот-штейн, А. Ф. Кох, А. И. Му-раний и др. Кроме крупной буржуа дывали свои средства в развитие образования, строительство храмов и церквей. Например, семейный клан братьев Французовых, Д. П. Хараджаев, Д. Н. Иванов и др. Таким образом, в результате кардинальных изменений индустриальная буржуазия Донбасса постепенно превращалась в класс капиталистического общества, который консолидировал в себе разнородные социальные элементы. ПРЕДПРИНИМАТЕЛИ Перестройка экономики на ИЛОВАЙСКИЕ капиталистический лад открыла широкую дорогу инициативным и талантливым людям. Такими предпринимателями в Донбассе была семья помещиков Иловайских. Иван Григорьевич Иловайский — есаул Войска Донского — приступил к разработке угля на своих землях еще в дореформенный период. Он во время железнодорожной лихорадки 60-70-х гг. расширяет масштабы производства и улучшает механизацию рудника. Техническая реконструкция рудника наряду с жестокой эксплуатацией рабо-чих позволили предпринимателю не только увеличить добычу угля, но и расширить его ассортимент: на шахтах стали добывать коксующийся уголь. В отличие от других помещиков, которые не хотели расставаться со своими землями, Иловайский продает свои земельные владения (из 60 тыс. десятин остается 173 десятины земли), что позволило провести реконструкцию рудника. В результате уже в начале 80-х гг. И. Г. Иловайский становится одним из известных горнопромышленников Донбасса, на руднике которого действуют 5 шахт (названные именами его детей), оснащенных паровыми машинами, а между рудником и станцией Харцызск на его деньги была проложена железнодорожная ветка протяженностью 14, 5 верст. В середине 80-х годов XIX в. он построил в Макеевке трубный завод, затем основал химический завод, стал пайщиком французского акционерного общества «Унион». В конце 70-х годов И. Г. Иловайский оказался в числе пяти инициаторов совещания, на котором родилась идея созыва съезда горнопромышленников Юга России. Активную и успешную предпринимательскую деятельность И. Г. Иловайского продолжил его сын Дмитрий. Он получил техническое образование (инженер) и реорганизовал свое предприятие на акционерной основе. В 1895 г. он выступил инициатором образования «Российского Донецкого товарищества каменноугольной и заводской промышленности», которому продал за 3, 5 млн. рублей свои рудники. Купив большой пакет акций этого предприятия, Д. И. Иловайский позднее принимал активное участие в деятельности компании, занимая должность или директора, или члена правления. Затем в 1897 г. он, действуя от имени Русско-Донецкого товарищества, принял активное участие в образовании большого металлургического общества — Генерального общества чугунолитейных, железных и сталелитейных заводов России. Его контрольный пакет акций был приобретен Русско-Донецким обществом, а Иловайский купил еще 500 акций из 4000, которые были в обороте. Все это позволило ему, используя акционерную форму, в значительной мере направить в своих интересах деятельность двух крупных горнопромышленных обществ Юга. Дмитрий Иловайский продолжал работу отца, участвуя в съездах горнопромышленников Юга России. ДЖОН ДЖЕЙМС ЮЗ Д. Юз является основателем (1814-1889) Юзовского завода (сейчас Донец- кий металлургический завод). Он родился в 1914 году в Мертир Тидвиле (Южный Уэльс). Сын инженера Джон Юз, благодаря своему талан-
ту, знаниям и предприимчивости сумел сделать блестящую карьеру. Уже в 28 лет он имел собственную судостроительную верфь, проявил себя как новатор-технолог. В 1852 году Д. Юз приобрел завод «Уксайд» в Ньюпорте. В1860 г. он получает место в совете директоров ассоциации кораблестроителей-предпринимателей «Миллуолл Энджи-ниринг и Шипбилдинг Ком-пани», а позже становится директором компании. Инженерный талант Юза в 1854 г. приобретает международное признание и авторитет. В 1867г. в Лондоне Юз основал «Новороссийское общество каменноугольного, железного и рельсового производства» с капиталом в 300 тыс. фунтов стерлингов. С этим обществом правительство России заключило контракт, получивший 18 апреля 1869 г. Высочайшую санкцию. В Лондоне существовал совет директоров компании, но фактически ею руководили директора-распорядители: в Лондоне — Джон Гуч, в России — Джон Юз. В 1869 г. Юз приехал в Донбасс и поселился на хуторе помещицы Смоляниновой. Здесь он построил кузницу и стал планировать строительство металлургического завода. 24 января 1872 г. начала работать первая домна. Вместе с Юзом приехала его семья и около 100 англичан, которые принялись за активное строительство завода. Юз впервые в России запустил 8 коксовых печей, открыл также ряд шахт, построил железнодорожную ветку. В 1879 году входят в строй сталеплавильные мартеновские печи и завод по производству огнеупорного кирпи- ча. Полученную прибыль Юз вкладывает в производство, что позволило ему довести выплавку чугуна до 5 млн. пудов в год. Вместе с заводом развивается и заводской поселок Юзовка. Согласно переписи населения 1897 г. здесь проживало свыше 28 тыс. человек. Работали банк, школа, больница. Были построены церкви. Здесь находился дом самого Джона Юза и здание его конторы. Умер Джон Юз в 1889 году, оставив сыновьям состояние, превышающее 1 млн. рублей золотом и должности директоров-распорядителей «Новороссийского общества». Таким образом, роль Д. Юза в процессе индустриализации и промышленного подъема Донбасса очевидна. И не столько жажда наживы, сколько неиссякаемая энергия и его стремление к поиску новых форм стали главными причинами, побудившими Юза превратить глухую степь, удаленную от губернских центров, в один из важнейших экономических районов государства. ВНУТРЕННЯЯ ТОРГОВЛЯ Развитие внутренней тор- говли в пореформенное время было закономерным результатом капиталистических преобразований. Это развитие было одновременно и условием, и следствием модернизации экономики. Усилившаяся товарность помещичьих и крестьянских хозяйств, расслоение крестьянства, промышленный переворот и индустриализация, рост городов и поселков — все эти факторы влияли на рост торговли. Кроме того, развитию торговли в регионе способствовало расширение банковской и акционерной систем, рост сети магазинов, складов, усовершенс-твование морского порта, появление новых средств связи — почты и телеграфа. Одним из главных объектов торговли были хлеб (зерно) и уголь, каждого из которых только из Мариуполя в начале 90-х гг. XIX в. вывозилось до 10 млн. пудов. В ре- гионе был открыт также целый ряд магазинов и складов по продаже угля. Из промышленных товаров предметами торговли выступали кирпич, цемент, известь, металл. В частности, Новороссийское общество выдавало на рынок уголь, кокс, стальные рельсы, железо, оси, наковальни, металлические конструкции. Развивалось винокуренное производство. Так, в 80-х годах в Бахмутском уезде было два винокуренных завода (в Трудовском и Авдотьино), и один — в Мариупольском уезде (в Майорском). Важным объектом торговли становится соль. Рост городов, появление новых промышленных поселков способствовали развитию стационарной торговли. Только Бахмутская торговая сеть в начале XX в. состояла из 13 мануфактурных лавок, 52 галантерейных, 61 посудных, 4 колбасных, 4 мясных, 10 хлебных, 1 соляной, 7 кожевенных, 2 писчебумажных, 2 лавок восковых свечей, 18 винных лавок и 4 пивных.
Расширяется география торговых отношений. Так, мариупольскую муку отправляли в Ейск, Бердянск, Керчь, Феодосию. Земледельческие орудия труда Мариупольско- го завода Нарова шли в Донецкий регион и Таврическую губернию. Из Мариуполя вывозились внутрь России рыба, фрукты и огородная зелень. Рыбы отправлялось на 200 тыс. рублей, а фруктов из местных садов — до 100 тыс. рублей. Сырье в регион поставлялось из различных уголков Украины и России. В частности, кожа и сало для мыловаренных заводов из Кубанской области, Черноморского округа, Донской области, воск — из Ростова, хмель — из Варшавы и Волынской губернии, чугун на тонкую и прочную работу — из уральских заводов. К концу XX в. особое место в Донбассе приобретает ярмарочная торговля. Ярмарки имели ярко выраженный сельскохозяйственный характер. Только в Бахмуте ежегодно проводилось три ярмарки, в уезде 63. Центрами сельских ярмарок были Камышеваха, Скотоватая, Гришине, Калиновка, Верхнее. По разряду они относились к средним розничным и проводились в сроки до 7 дней. Годовой оборот Бахмутских ярмарок составлял 200-400 тыс. рублей. В Мариуполе ежегодно проводилось 4 ярмарки. Обороты мариупольских ярмарок иногда были несколько выше, что объясняется особой ролью Мариуполя-порта в торговле. Ярмарки в регионе не играли определяющей роли в общеуездной торговле, но почти полностью обеспечивали внутренние потребности этого крупного промышленного региона. ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИЕ В 90-х годах происходит СВЯЗИ расширение рынков сбыта. Усиливается вывоз минерального топлива в Центрально-промышленный район, где самым крупным потребителем топлива становится Москва с разнообразной фабрично-заводской промышленностью. Эти же годы были началом расширения поставок топ-
лива на машиностроительные заводы Морского ведомства под Петербургом. Однако, в основном спрос на продукцию угольной промышленности рос в первую очередь в границах Донецко-Приднепровского комплекса, основного индустриального района Украины. В начале 90-х годов предприниматели начинают проявлять большую заинтересованность в балканском рынке сбыта. Высокое качество и богатый ассортимент донецкого угля, территориальная близость Донбасса к Константинополю, завершение строительства Мариупольского порта, развитие парового каботажа на Азовском и Черном морях — все это создавало благоприятные условия для организации сбыта донецкого угля в Турцию и его успешной конкуренции с английским углем. Первая практическая попытка экспорта донецкого угля имела место в мае 1892 г., когда одна из наиболее крупных акционерных компаний Донбасса — «Горное и промышленное товарищество на юге России» — отправила из Мариуполя в Константинополь партию своей продукции. Однако в Константинополе донецкий уголь не мог конкурировать с английским вследствие более низкой себестоимости последнего, а также в связи с дешевизной фрахтов из Англии. Желание донецких горнопромышленников получить льготы для организации сбыта за границу минерального топлива получило поддержку со стороны министра финансов С. Ю. Витте. Во время обсуждения этого вопроса в Кабинете министров министр финансов сумел настоять на предоставлении владельцам шахт ряда льгот. Это позволило предпринимателям продавать на Константинопольском рынке уголь по цене, близкой английскому. В 1894-1895 гг. неоднократно снижались международные тарифы для всех станций отправки угля до Мариуполя с целью вывоза его в порты Азовского и Черного морей, а также за границу.
|
|||||||||||
|