Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





3. Описание г.Мариуполя. 1820 г. 5 страница



В конце лета 1482 г. Менгли-Гирей нападает на Киев и разрушает все на своем пути. За этим походом последо­вал ряд других, которые побудили правительства Литвы и Польши принять меры по защите южных границ. Боль­шая роль отводилась строительству оборонительных со­оружений в приграничных районах и формированию


казацких отрядов, которые бы не только защищали от та­тарско-турецких набегов родные места, но и совершали от­ветные походы на основные очаги агрессии в Северном Причерноморье, прежде всего, на турецкие крепости Ак-керман, Очаков, Азов, даже Крым и Стамбул.

Чаще всего источники сообщают о действиях казаков на путях, которыми татарско-турецкие отряды вторгались в пределы Украины и Московского государства. Через Се­верное Приазовье из Крыма в пределы Украины и Велико­го княжества Московского вели три дороги, по-татарски сакмы. Главная из них, Муравская, от Перекопа шла к верховьям Берды и Конки (Конские Воды), по водоразде­лу выходила к речке Волчьей (Волчие Воды); перейдя ее, — к верховьям Самары, Сухого Торца, Орели и Северско-го Донца. Между последним и Ворсклой шла к городу Лив-ны, оттуда — на Москву. Запорожцы называли Муравский путь самым длинным: « Лежить гася простяглася, а як ус-тане, то й неба дiстане».

У верховий Сухого Торца от Муравской дороги отхо­дила Изюмская, которая переходила Северский Донец при Изюмской переправе и правой стороной реки Оскола вы­ходила на соединение с Муравской, не доходя до города Ливны. Третья — Кальмиусская — отделялась от Мурав­ской при верховьях реки Молочной и поворачивала на во­сток. Дойдя до Кальмиуса, его правой стороной выходила в междуречье Бахмута и Лугани. Северский Донец она пе­реходила между левыми его притоками — Красной и Ай-даром. На соединение с Муравской выходила у того же города Ливны. Если первыми двумя дорогами крымские татары больше всего пользовались для набегов на Украи­ну и Москву, то по последней к ним еще присоединялись кочевавшие вблизи Азова ногаи.

Чтобы предупредить внезапность татарских набегов, московское правительство в начале XVI в. направляет к Северскому Донцу сторожевую и станичную службу, ко-


Схема дорог в XVI в.

торая должна была наблюдать за передвижениями татар и сообщать воеводам ближайших городов о переходе та­тарами водного рубежа, их количестве и направлениях продвижения. Поскольку самыми выдвинутыми в степь были отвоеванные у Литвы в 1503 г. города Путивль и Рыльск, то сторожевая и станичная служба в преоблада­ющем большинстве формировалась из казацких отрядов этих городов. В свою очередь, это способствовало продви­жению населения в Подонцовье и формированию донец­кого казачества.

Важное значение на формирование местного казаче-


 


ства имели совместные походы украинских казаков и московских войск к низовьям Днепра в середине XVI в., а также к Азову в 1559 г. казаков Д. Вишневецкого. В 1569 г. запорожцы вместе с донскими казаками высту­пили против турецко-татарской эскадры, которая Доном добиралась под Царицын и Астрахань. Возвращаясь из этого похода, казаки основали на Дону укрепленный го­родок Черкасск (ныне станица Старочеркасская). Так как украинских казаков называли черкасами, то и за пост­роенным ими поселением закрепилось это название.

В мае 1571 г. крымский хан Девлет-Гирей вторгся с многочисленной ордой в пределы Московского государ­ства и сжег Москву. Опричное войско оказалось бессиль­ным остановить дерзкий набег татар. Это событие не только предопределило дальнейшую судьбу опричнины, но и политику царя в деле укрепления южных границ. Под руководством князя М. И. Воротынского была разра­ботана целая система мер по защите южных границ — строительство городов и засек на пути продвижения та­тар и размещение вдоль южных рубежей подвижных от­рядов, сторож и станиц, которые должны были наблюдать за передвижениями татар в «Поле» и сообщать воеводам пограничных городов о вторжениях в пределы Русского государства. Согласно росписи Воротынского, на левой стороне Донца располагались семь сторож, в том числе Святогорская и Бахмутовская в пределах современной До­нецкой области, а станицы обязаны были доходить до вер­ховьев Орели, Самары, Торца и Бахмута. Если сторожи должны были следить за переправами на Северском Дон­це, то станицы — за степью и выведывать о намерениях кочующих на правой («крымской») стороне Донца татар. Обо всем выведанном надлежало сообщать воеводам близ­лежащих городов. Такими мерами царское правительство рассчитывало предупредить возможность татарских втор­жений в пределы Русского государства.


Составной частью этих мероприятий стало строитель­ство по распоряжению Бориса Годунова самого южного из городов России — Царево-Борисова в 1599 г. при впаде­нии в Северский Донец реки Оскол (ныне Красный Оскол Харьковской области). Фактически с этого времени царе-борисовские воеводы координировали действия стороже­вой и станичной службы на крымском направлении. Поэтому не удивительно, что в начале XVII в., во время иностранной интервенции и восстания И. Болотникова, татары дважды приступали к городу, пока не разрушили его. В негодность пришла и вся система сторожевой и станичной службы, что способствовало усилению в Подон-цовье казачества. В 20-40-х гг. в пределах среднего и ниж­него Донца упоминается отряд полтавских казаков во главе с Васькой Копонем, после него В. Рябухи, которого сменил С. Забужский (в битве под Пилявцами перешел на сторону поляков). Отряд Г. Торского, который в письмах к валуйскому воеводе именовал себя полковником, в 1647 году насчитывал до 2 тыс. человек. Среди них упомина­ется и будущий полковник Б. Хмельницкого И. Богун. Казаки не только защищали Левобережную Украину и Россию от набегов татар, но и не брезговали грабить рус­ских и крымских дипломатов, а также купцов.

Самой яркой страницей совместной борьбы запорож­ских и донских казаков против турецко-татарской агрес­сии было взятие в 1637 г. Азовской крепости. Отбивая атаки во много раз превосходившего противника, казаки удерживали крепость до 1642 г. И только по приказу цар­ского правительства, не желавшего обострять взаимоот­ношений с Портой, казаки покинули Азов. Таким образом, почти вся территория современной Донецкой области к середине XVII в. оказалась под влиянием укра­инского казачества.


ЗАСЕЛЕНИЕ КРАЯ        Наступление феодального гнета на

Украине и в России усилило передви­жение населения на окраины. Действия казацких отря­дов, сторожевой и станичной службы в Подонцовье способствовали оседанию беглецов в этом районе и появ­лению новых поселений. На территории Донецкой облас­ти в 20-е гг. XVI в. упоминается поселение монахов-отшельников в меловых горах на правом берегу Донца, в районе современного Святогорского монастыря под назва­нием «Святые горы». О времени основания пещерного мо­настыря существует несколько версий, но наиболее правдоподобной выглядит та, которая связывает основа­ние монастыря с переходом населения Левобережной Ук­раины на рубеже ХV-ХVI вв., в связи с реорганизацией феодального хозяйства и прикреплением крестьян, на ок­раины Великого княжества Литовского. Отразилась на этом процессе и война 1500-1503 гг. между Литвой и Ве­ликим княжеством Московским.

В конце XVI в. упоминаются казацкие юрты в райо­нах Донца и устья Оскола. Их поселенцы на левой сторо­не Донца занимались земледелием, а на правой — содержали скот и пчельники.

На заселение края в XVI — первой половине XVII вв. большое влияние оказало запорожское казачество. Его по­ходы на Крым, нападения на города Черноморского побе­режья и даже на столицу Османской империи — Стамбул — побудили Турцию перекрыть устье Днепра и блокировать выход запорожских чаек в Черное море. В свя­зи с этим для совместных походов с донскими казаками за­порожцы пользовались реками Самарой и ее притокой Волчьей, левой притокой последней — Осиковой — для вы­хода через Береснеговую или Широкую в Кальмиус (юж­нее современного Донецка), по последнему в Азовское море. На этом пути в конце XVI — начале XVII вв. появля­ется ряд запорожских пикетов и зимовников, переросших


со временем в крупные поселения. В первую очередь, к их числу следует отнести запорожское укрепленное поселение на берегу Азовского моря, при устье Кальмиуса, «Домаха», упоминающееся в начале XVII в. Его название, по мнению большинства исследователей, произошло от венецианско-генуэзского поселения XIV—XV вв. — Адомаха. На правом берегу Волчьей, при впадении в нее реки Сухие Ялы, в рай­оне нынешнего села Алексеевки, уже в начале XVII в. упо­минается запорожский пикет, прикрывавший «секретный путь» из Запорожья на Дон, а в пределах нынешней Алек­сеевки в камышах и тальнике находилась запорожская водная станция, где запорожцы прятали свои чайки, кото­рые они использовали для совместных походов с донскими казаками. Запорожские пикеты упоминаются и в районе современных городов Дружковки и Селидово, в связи с чем в 1977 г. в последнем сооружен памятник запорожцу, ко­торый, прикрыв рукой глаза, всматривается в степь, что­бы не просмотреть орду, продвигающуюся по Муравской дороге.

В связи с массовыми переселениями на Слободскую Украину в 30-х гг. участников казацко-крестьянских вос­станий против польской шляхты на Правобережье и обра­зованием Чугуевского казачьего полка усиливается заселение северо-восточной части современной Донетчины. В 1644 г. царское правительство поручило чугуевским ка­закам построить острог у Торского «перелаза»(переправы) и охранять не только посольскую дорогу, которая вела из Москвы в Крым, но и Торские соляные промыслы. По­скольку небольшой Торский острог и его малочисленный гарнизон в 20 казаков не могли служить серьезной прегра­дой на пути продвижения татар, царское правительство летом 1646 г. поручило казачьему атаману Протасьеву, со­провождавшему посольство в Крым, обследовать местность и подобрать место для постройки большого города, поселе­ния в нем «черкас» (украинских переселенцев).


Протасьев определил, что наиболее удобно построить го­род при Маяцком городище, так как рядом имелся лес, а в Донце хорошая вода. Весной 1648 г. царь распорядился, чтобы воеводы южных городов выделили людей для стро­ительства города и обеспечили их необходимым инвента­рем. Однако волна восстаний в городах России не позволила осуществить это распоряжение. В связи с началом Освобо­дительной войны украинского народа против польской шляхты был запрещен переход из Украины в пределы Рос­сии, то есть некем было бы заселить новопостроенный го­род. Таким образом, попытка царского правительства построить город на Торе потерпела неудачу. Чугуевские ка­заки в ноябре 1646 г. преждевременно оставили острог на Торе и, очевидно, он был разрушен татарами, так как боль­ше о нем не упоминается. Зато в этот период наблюдается продвижение по левой стороне Северского Донца на запад донских казаков, и в середине XVII в. их улусы упомина­ются при устье Бахмута и Жеребца. Посещают они богослу­жения в Святогорском монастыре.

Таким образом, в XVI — первой половине XVII вв. тер­ритория современной Донетчины заселялась стихийно, в основном выходцами из разных районов Украины. Поэто­му неудивительно, что основная ее часть находилась под влиянием Войска Запорожского. Лишь незначительная территория Приазовья была занята ногайцами и крым­скими татарами. В 1577 г. крымские татары на запад от устья Кальмиуса построили город Белый Сарай (откуда, очевидно, и пошло название Белосарайской косы). Одна­ко уже в 1584 г. он был разрушен.

ОСНОВНЫЕ ВИДЫ           Татары отдавали предпочте-

ЗАНЯТИЙНАСЕЛЕНИЯ ние скотоводству. Как свиде­тельствуют венецианские путе­шественники, в XV в. они разводили коров, овец, лоша-


дей и двугорбых верблюдов. Выращенный в Приазовье крупный рогатый скот сбывали в Валахии, Трансильва-нии, Польше, в Германии и Италии; двугорбых верблю­дов, лошадей — в Персии. Получило распространение среди них и полукочевое земледелие. Около февральско­го новолуния по всей орде распространялся клич, чтобы каждый желающий заниматься земледелием приготовил все необходимое для посева. Сообщалось место будущего посева. Подготовив все для посева, татары направлялись в отведенные места со скотом и всей семьей. Здесь они жили до окончания посева. После посева, который обыч­но проводился во время мартовского новолуния, хан объезжал орду, наблюдая за состоянием полей, пока не созревал урожай.

Из записок иностранцев явствует, что пшеницы они получали в низменных местах до сам — 50 (50 зерен из одного посеянного), а проса — сам — 100. Этим хлебом они не только обеспечивали собственные потребности, но и часть его продавали. Француз Жан де-Люк в начале XVII в. писал, что хлеб у татар был очень дешевый по сравнении с Западной Европой.

Частично татары занимались охотой и рыболовством. Ремесленные товары они обменивали на традиционные продукты собственного производства на базарах, которые устраивались в местах расположения улусов. На эти ба­зары приезжали купцы из разных стран Запада и Восто­ка, доставляя различные ремесленные изделия. По свидетельству иностранных путешественников, кроме продукции животноводства и земледелия, из Приазовья в западноевропейские страны вывозилась рыба и рыбопро­дукты. Венецианцы и генуэзцы в Приазовье имели рыб­ные заводы, на которых изготовляли из рыбы разные продукты, в том числе и икру.

Украинское и русское население, проникая в Приазо­вье, на первых порах отдавало преимущество разным


видам промыслов. В степях и дубравах охотились на пушных зверей, в реках, речках и Азовском море вылав­ливали разные виды рыбы. В морских лиманах, солонча­ках добывали самосадочную соль. С конца XVI в. стали вываривать соль из рапы Торских соляных озер. Получи­ло распространение и бортничество.


Бортничество и рыболовство было основным занятием монахов Святогорского монастыря, который считал себя собственником лесных и рыбных угодий от реки Оскола до Бахмута и Жеребца. Часть прибыли в середине XVII в. монастырь получал от содержания парома через Север-ский Донец. Обыкновенно им пользовались чумаки, на­правлявшиеся за солью на Тор. С 1620 г. царское прави­тельство стало выделять для монастыря деньги и провиант за то, что он оказывал определенные услуги русской по­граничной службе. В 1624 г. царь распорядился выделять


из казенных денег ежегодно монастырю хлебное и денеж­ное «жалование».

Запорожцы отдавали предпочтение рыболовству. На побережье Азовского моря они содержали рыбные про­мыслы, а для обработки добытой рыбы пользовались са­мосадочной солью из Бердянских соляных озер. Кроме удовлетворения собственных потребностей, добытую на Бердянской косе соль они доставляли и в другие районы Украины.

Отходники, которые приходили в Приазовье из Лево­бережной Украины и южных уездов России, чаще всего охотились на пушного зверя, вываривали соль из рапы Торских соляных озер. С конца XVI в. на Тор за солью ежегодно приезжали сотни солеваров. Чтобы предотвра­тить внезапные нападения на промыслы татар, они рас­полагались около озер «табором», ограждая промыслы чумацкими межами. Обычно за солью приезжали летом, в свободное от сельскохозяйственных работ время. Нава­рив необходимое количество соли в течение 2-3 недель, от­правлялись обратно.

Места расположения солеваров в XVII в.



Побывавший в 1625 г. на Торе валуйчанин Поминка


Котельников сообщал в Москву, что на Торские озера еже­годно за солью приезжают летом «охочие люди» из Бел­города, Оскола, Ельца, Курска, Ливен, Валуек и Воронежа. Чтобы защититься от набегов татар, они стро­ят укрепления. Поэтому Поминко предлагал правитель­ству устроить около озер острог и направить для его охраны «ратных людей», а под его прикрытием завести варницы, от которых казна получит немалую прибыль, так как «изо всей Украины и Севера начнут приезжать за солью «торговые люди». Если даже они станут самостоя­тельно варить соль, то за использование казенного обору­дования и охрану будут платить 10-ю бочку соли, что также даст казне немалую прибыль. Наличие стационар­ных варниц создавало бы более приемлемые условия для солеваров, так как отпала бы необходимость каждый раз вести с собой казаны, не говоря о дровах, которые обычно заготовлялись в ближайших лесах. Таким образом, кро­ме населения Украины, Торские промыслы обеспечивали солью юго-западные уезды России.

Казаки, жившие по зимовникам и юртам, как и тата­ры, в преобладающем большинстве занимались на первых этапах скотоводством. Это объясняется не только природ­ными условиями, позволявшими содержать скот в степи на протяжении всего года (сено для скота заготовлялось лишь на наиболее холодное время — два зимних месяца), но и возможностью реализации животноводческой про­дукции и обеспечения ею основных потребностей самих производителей — мясом, молочной продукцией, кожей и шерстью, а также средствами передвижения. Развитие животноводства определялось и возможностью приобре­тения скота, а также постоянной угрозой татарских набе­гов, во время которых легко можно было уничтожить созревший урожай, в то время как отогнать скот намного сложнее. Кроме татар, посевам угрожали и дикие живот­ные, особенно дикие лошади — тарпаны, которые целы-


ми табунами бродили в степях. Имелись у казаков и пасе­ки, сады и огороды.

В целом, если татарское население в XVI — первой по­ловине XVII вв. больше всего использовало территорию Донецкого края для отгона и откормки скота, особенно в за­сушливые годы, то украинское и русское население — для отходничества (охоты, рыболовства, бортничества, соледо­бычи и других промыслов). Постоянное население было еще незначительным и сосредотачивалось в преобладаю­щем большинстве в пределах Северского Донца, Оскола и Жеребца. Лишь пикеты и немногочисленные зимовники запорожцев были разбросаны в разных местах современной Донецкой области, от Дона на востоке — до Волчьей и Са­мары на западе, от Азовского побережья на юге — до Север­ского Донца на севере. Больше всего их находилось на пути из Запорожья на Дон, вдоль Волчьей.

Вопросы и задания:

1. Показать на карте дороги, проходившие через наш край из
Крыма в пределы Левобережной и Слободской Украины, а

также России.

2. Какова роль нашего края в борьбе против агрессии Осман­ской империи и Крымского ханства в XVI — первой полови­не XVII вв.?

3. Кем заселялся и осваивался наш край в XVI — первой поло­вине XVII вв.?

4. Прочитайте приведенные ниже отрывки из документов и дайте характеристику сторожевой и станичной службы в конце XVI в., занятий татар и добычи соли на Торе.

Документы:

1. Роспись донецких сторож по расспросу князя М. И. Воротынского (1571 г. )

«... 5-я сторожа Святогорская от Изюмской сторожи пол-


днища; а сторожем на ней стояти из тех же городов шти (ше­сти В. П. ) человекам, из города (Путивля и Рылъска В. II. ) по три человека. А беречи им направо вверх по Донцу до усть Оскола верст с 10, а налево вниз по Донцу... до усть Тору верст с 30, а стояти им, укрываясь в луке против Святых гор и по иным местам... 6-я сторожа Бахмутовская, на усть Чер­ного Жеребца, от Святогорской сторожи полднища, а сторо­жем на ней стояти из тех же городов шти человекам, из города по три человека, а беречь им направо вверх по Донцу до усть Тору верст 20, а налево вниз по Донцу через Красную речку да через Боровой шлях под Ольховой колодязь верст с 15, а от Оль­хового колодязя до усть Айдара два днища... »

2. Иосафат Барбаро (венецианский дипломат и путе­шественник XV в. ) о занятиях татар

«... Среди этого народа есть торговцы лошадьми: они выво­дят лошадей из орды и гонять их в различные места. В одном караване, пришедшем в Персию... их было четыре тысячи го­лов. Не удивляйтесь этому: действительно, если вы пожела­ли бы за один день купить в орде сразу тысячу или даже две тысячи лошадей, вы нашли бы их там, потому что лошади ходят табунами... Второй вид животных, которых имеет этот народ, прекрасные крупные быки, притом в таком количестве, что их вполне хватает даже на итальянские бой-пи. Их гонят в Польшу, а некоторую часть направляют через Валахию и Трансилъванию, кроме того, в Германию, а от­туда уже ведут в Италию... Третий вид животных, которых держит этот народ, высокие мохнатые двугорбые верблю­ды. Их гонят в Персию и продают там по 25 дукатов* за каж­дого... Четвертый вид животных... огромнейшие бараны на высоких ногах, с длинной шерстью и с такими хвостами, что некоторые весят по 12 фунтов** каждый... Около февральско­го новолуния устраивается клич по всей орде, чтобы каждый, желающий сеять, приготовил себе все необходимое, потому что в мартовское новолуние будет происходить сев в таком-то

* Цукат венецианская монета в 3, 4 гр. Вначале серебра, а затем

золота. ** Фунт — 409, 5 г


месте, и что в такой-то день... все отправятся в путь. После этого те, кто намерен сеять сам или поручить другим, приго­товляются и уговариваются между собой, нагружают телеги семенами, приводят нужных им животных и вместе с жена­ми и детьми... направляются к назначенному месту, располо­женному обычно на расстоянии двух дней пути от того места, где в момент клича о севе стояла орда. Там они пашут, сеют и живут до тех пор, пока не выполнят всего, что хотели сде­лать. Затем они возвращаются в орду. Хан... объезжает эти посевы - сегодня здесь, завтра там, не удаляясь (от своих лю­дей) больше чем на четыре дня пути. Так продолжается, пока хлеба не созревают. Когда же они созревают, то он не передви­гается туда со всей ордой, но уходят туда лишь те, кто сеял, и те, кто хочет закупить пшеницу... Земли там плодородные и приносят урожай пшеницы сам 50..., а проса сам 100. Иногда получают урожай настолько обильный, что оставляют его в степи... »

3. Рассказ валуйчанина Поминка Котельникова о до-
быче соли на Торских озерах (1625 г. )

«... А соляные озера от Царева городища (разрушенного Царево-Борисова В. П. ) верст с 30. И ныне в тех озерах из Белгорода, и с Валуек, и с Оскола, и с Ельца, и с Курска, и с Ливен, и с Воронежа охочие люди ежелет (ежегодно В. П. ) варят соль, а от татар делают крепость. И он, Поминко, прошлого 133-го (1625 В. П. ) году у озер был и соль про себя варил, а татары приходили на них дважды...

А только у тех озер вели государь устроить... варницы и сделать острожек, и ратным людям... для береженья в том остроге быть, и государевой казне будет прибыль немалая. К варницам начнут приезжать для соляной покупки со всей Ук­раины и с Северы торговые люди... »

4. Из рассказа в Посольском приказе запорожского
полковника А. Шафрана о пребывании на Дону запорож­
ских казаков и о их совместных действиях с донскими ка­
заками против турок (1626 г. )

«... И черкасы, Олексей с товарищи, сказывали, как они с


Дону поехали и перевезлись через речку Аксай, которая пришла с поля и пала в Тузлу, а Тузла (Тузлов В. П. ) в Дон, под казачьи городки... пошли вверх по Тузлу, а шли Тузлом 3 дни. И, покиня Тузлов вправе, пошли степью влево и пришли на Калъмиус. И как пришли на Кальмиус и тут поле погорело, шляхов не знать. И они шли тем горелым полем день и ночь и нашли шлях, и почаяли того, что тот шлях из Волчьих Вод, которым возят липы (чайки В. П. ) казаки в Кальмиус... И они тем шляхом чаяли пойти к Волчьим Водам, а от Волчьих Вод к Днепру уж близко. И шли тем шляхом 3 дни и 3 ночи, и узнали сами, что не тою дорогою идут... К вечеру наехали речку немалую, а того не знают, какая то речка, только на ней побиты езы, где рыбу вялят. Да тут же нашли суденко меленько, расколото и водою потоплено. Заделав его хворостом и травою, перевезлись на другую сторону той речки... » (По­скольку они вышли к г. Валуйке, можно предположить, что на лодке они переправились через Северский Донец).


ТЕМА 9. ПОДОНЦОВЬЕ И ПРИАЗОВЬЕ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XVII— НАЧАЛЕ XVIII ВВ.

НАСЕЛЕНИЕ КРАЯ        Неудачи украинского народа в Ос-

вободительной войне, объединение Левобережной Украины с Россией усилили передвижение населения из Правобережной Украины на Левобережную и ускорили заселение Слобожанщины и Запорожья, ко­торое по условиям Андрусовского перемирья (1667 г. ) было признано за Россией. В 1660 г. на Тор была направ­лена большая партия украинских переселенцев (более 760 выходцев из Правобережья) и русских ратных людей во главе с белгородцем С. Кошелевым для строительства «жилого города» вблизи соляных промыслов.

Прибыв на Тор, Кошелев стал подбирать удобное мес­то для будущего города. Пока он согласовывал этот воп­рос с белгородским воеводой, «черкасы разбежались» и не с кем было строить город. Воевода приказал С. Кошелеву с ратными людьми возвратиться в Белгород, а провиант и пищали, которые предназначались для защиты города, доставить до Цареборисова, восстановленного в 1656 г.

16 апреля 1663 г. белгородский воевода Г. Ромодановс-кий получил новое царское распоряжение: «На Тору поста­вить стоялый острог со всеми крепостьми. В том остроге устроить на вечное житье людей из украинных городов». В июне он отправил на Тор 600 «ратных людей» для строи­тельства города, а для поселения в нем — по 50 валуйчан и



План владений Святогорского монастыря 1679 г.


* Сажень 213 см



чугуевцев и 12 семей из Харькова. Возглавлявший эту эк­спедицию Я. Филимонов сообщал Г. Ромодановскому, что прибыв на Тор, они стали у озер обозом, то есть устроили из возов лагерь, и обнесли его рвом. Филимонов, как Про-тасьев и Кошелев, считал, что наиболее удобным местом для города является район Маяцкого озера, где летом 1663 г. было возведено небольшое укрепленное поселение. Дли­на его стен составляла 205 сажень* при 2 проезжих и 4 глу­хих башнях. Под прикрытием Маяцкого острога на Торе в 1664 г. были заведены казенные соляные варницы и нача­лось производство казенной соли. Однако острог находил­ся от промыслов на расстоянии почти 5 верст и не мог поэтому служить надежной защитой для солеваров. Тата­ры продолжали совершать на Тор набеги и забирать в плен


солепромышленников. Поэтому весной 1666 г. на Тор на­правили из Белгорода В. Струкова и поручили ему соста­вить план строительства оборонительных сооружений, чтобы защитить не только промыслы, но и пограничные по­селения. Обследовав местность, Струков пришел к выводу, что Маяцкий острог построен в неудобном месте и не защи­щает ни «государевых мест, ни Торских соляных промыс­лов». Он предложил перенести его к устью Тора, а от него по левому берегу реки, до впадения в нее Сухого Торца, от последнего вверх по Голой Долине и до Северского Донца построить разного вида оборонительные сооружения, кото­рые защитили бы не только промыслы, пограничные посе­ления, но и направлявшихся на Тор солеваров от внезапных набегов татар и других «воинских людей». Для выполнения на линии всех работ необходимо было напра­вить не менее 2 тыс. человек.

По всей видимости, невозможность выделить такое ко­личество людей на сооружение укрепленной линии не по­зволила возвести запланированные сооружения вокруг Торских соляных промыслов. В 1676 г. рядом с ними построили Соляной городок. В январе 1677 г. в нем уже чис­лилось 245 семей черкас, которые устроились дворами, а другие продолжали прибывать и селиться. 30 января 1678 года в Соляной городок прибыл Б. Протасов с поручением «всякое строение и заводы, и людей переписать; и тому все­му учинить переписные книги». В доставленных им в Раз­ряд книгах отмечается: «В 184 (1676 г. — В. П. )в Соляном построено 2 башни проезжие и 4 башни глухих, между баш­нями 161 сажень стены. Вокруг города выкопан ров шири­ной в 2, 5, глубиной в 1, 5 сажня». Внутри острога находилась приказная изба, караульня, погреб для пре­ступников и колодец. На крепостных стенах были установ­лены 6 пищалей, доставленных из Цареборисова и Маяков. В связи с частыми нападениями на Соляной городок татар, его жители просили правительство «прибавить наряду»,


т. е. вооружения. В случае невыполнения просьбы они уг­рожали покинуть городок.

В связи с усилением набегов татар на Слободскую Ук­раину во время войны за Чигирин (1673-1679 гг. ) царс­кое правительство распорядилось построить Изюмскую оборонительную линию. В качестве ее продолжения в 1684 г. построили Торскую укрепленную линию. Отчет Хар-ковского полковника Г. Донца, под руководством которо­го строилась Торская черта казаками слободских полков и служилыми людьми южных городов, свидетельствует, что летом 1684 г. при устье реки Тор (Казенного Торца), куда В. Струков предлагал перенести Маяцкий городок, был построен новый острог. Первоначально его называли Городком, а после переноса в начале XVIII в. в более удоб­ное место, так как на прежнем он подтапли-



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.