Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





3. Описание г.Мариуполя. 1820 г. 6 страница



вался весенни­ми паводками, за ним закрепи­лось название Райгородок. От пего по левому берегу Тора и Сухого Торца, Голой Долины, В затем степью до Северского Донца были насыпаны зем­ляные валы, а в лесных местах вырубаны засе­ки. Неявка ка-

заков

               Охтыр- Николаевская церковь XVII в. на Меловой горе


ского полка и части служилых людей на строительство ли­нии не позволила ее окончить, но и в неоконченном виде она прикрыла Торские соляные промыслы и поселения, возникшие в Подонцовье, от внезапных набегов татар.

Частые набеги татар на Торские соляные промыслы, низкое качество соляной рапы в озерах побуждали местных солеваров, прежде всего жителей Соляного городка, к по­искам новых источников. В 1683 г. казаки Сухаревского юрта, который впервые упоминается в 1666 г. при устье Бахмута, открыли соляные источники в среднем течении той же реки. Эксплуатировали их первоначально «наез­дом», то есть приезжали летом с казанами и дровами, вы­варивали нужное количество соли и возвращались домой. Торяне и маячане, которые выпасали на Бахмуте скот, ко­сили траву, держали летом пасеки, убедившись, что бах-мутские соляные источники во много раз по концентрации соли превосходят торские, после разорения в 1697 г. тата­рами варниц на Торе, переселились на Бахмут и завели тут новое поселение, а для его защиты в 1702 г. построили не­большой острог. Таким образом было положено начало еще

одному укрепленному городу — Бахмуту.

План шорского острога 1696 г.

Наряду с Подонцовь-ем заселялись и другие районы края. По речке Волчьей и ее притокам упоминаются запорожс­кие зимовники. К концу XVII в. относятся пер­вые упоминания о зи­мовниках запорожцев в верховьях Кальмиуса (ныне город Донецк), Кривого Торца, Крынки и по другим речкам. Од-


нако уничтожение Старой (Чертомлыцкой) Сечи в 1709 г., переход запорожцев в пределы Крымского ханства и пере­несение русско-турецких границ, установленных в 1700 г., с побережья Азовского моря на реке Темерник (правый приток Дона), Тузлов, верховья Миуса, Крынки, Лугани, Бахмута, Кривого и Сухого Торца в междуречье Самары и Орели повлекли отток населения из Подонцовья и Приазо­вья. В связи с этим в начале XVIII в. интенсивное заселе­ние края приостановилось, даже наблюдалось уменьшение количества жителей городов и сел.

ХОЗЯЙСТВЕННАЯ ДЕЯ-     С заселением Подонцовья

ТЕЛЬНОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ     и Приазовья усиливается

роль сельского хозяйства — основного вида занятий не только казаков-зимовчан, но и городского населения. Во время возведения городов для горожан отводилась пашенная земля и сенокосы. Одна­ко жалобы жителей Соляного свидетельствуют, что мес­тное население отдавало предпочтение скотоводству. Это объясняется не только меньшей трудоемкостью скотовод­ства по сравнению с земледелием, но и быстрой его отда­чей, а также использованием его продукции в качестве сырья сельскими и городскими ремесленниками.

Отрицательно влияли на занятие земледелием и набе­ги татар. В частности, жители новопостроенных город­ков жаловались правительству, что из-за непрекращающихся набегов татар они не могут произво­дить полевые работы и просили обеспечить их хлебом. Не получило еще широкого распространения земледелие и среди казачества. Принимая во внимание тот факт, что в 1690 г. атаман донских казаков издал указ, запрещавший заниматься казакам земледелием, можно предполагать, что оно угрожало военной организации казачества. Осво­ивший землю в дикой степи казак не хотел с ней расста-


ваться и его трудно было мобилизовать в далекие похо­ды, которые угрожали его хозяйству. Поэтому казаки предпочитали требовать за свою службу по охране гра­ниц хлеб у правительства. Земледелием занимались лишь те, кто не брал участия в походах по старости или увечь­ям, а также казацкая старшина, использовавшая в сво­их хозяйствах труд наемных работников — «парубков».

Как и прежде, важное место среди занятий принадле­жало промыслам. Больше всего источники упоминают о вылове рыбы в местных реках и морях. Запорожцы по жребию распределяли между куренями рыбные угодья как на реках, так и в морях, прежде всего в Азовском, Днепровско-Бужском лимане, а также при Гарде (ныне город Первомайск) на реке Буг. Туда направлялись вме­сте с казаками полковник, есаул и писарь. Целое лето, если казаки не отправлялись в поход, они заготавливали рыбу, которая была наиболее распространенным продук­том питания и охотно обменивалась приезжими чумака­ми на другие товары, прежде всего на ремесленные изделия, спиртные напитки, доставляемые на Сечь из других районов.

Рыбный промысел требовал достаточного количества соли. Это способствовало расширению соледобычи не толь­ко в речных лиманах и солончаках Причерноморья, но и на Торе и в других близких к нему местах.

После возведения Маяцкого городка в марте 1664 г. из царской канцелярии белгородскому воеводе Г. Ромаданов-скому поступило распоряжение завести на Торе казенные варницы. Для их оборудования доставить из Ельца 100 котлов и другой инвентарь. Для реализации распоряже­ния в мае того же года воевода направил на Тор 230 чело­век работников и 88 стрельцов в качестве охраны промыслов. В течение летнего сезона они построили три варницы, в которых размещалось 40 котлов (из 100 кот­лов доставили лишь 40), на них выварили 5558 пудов


соли. Из них 5158 пудов крестьяне Чугуевской волости доставили зимой в Белгород.

Составленная летом 1665 г. опись Торских соляных промыслов позволяет представить состояние казенных варниц. Каждая из них представляла собой сарай 46 са­жень в длину, а 3 — в ширину, покрытый лубьем. Под сплошной стеной размещались печи, в которые были вмонтированы котлы. Во время составления описи соль вываривалась лишь в 20 котлах, так как остальные уже испортились. Около печей имелись корыта, садовницы и другой инвентарь для хранения и просушивания соли. За сезон 1665 г. в казенных варницах добыли 9331 пуд соли, из которых 7211 отправили в Белгород.

Кроме казенных варниц, на Торе работали и частные, принадлежавшие жителям Цареборисова, Чугуева, Сал-това, Нового Оскола, Усерда, Рыбинска, Сум, Харькова, Землянска, Змиева, Лебедина, Ахтырки, Колонтаева, Ко-тельвы, Брянска, Богацка, Боровска, Олешни, Плотвы, Кузьминска, Зеньковска, Грунска, в которых насчитыва­лось 418 котлов. Во время составления описи соль выва­ривалась лишь в 323, а остальные стояли пустыми, так как их «хозяева и работные люди разъехались». Состави­тель описи сообщал, что летом на Тор для выварки соли приезжают до 10 тыс. человек из Левобережной Украины и порубежных русских городов. Варят они соль 2-3 неде­ли, кому сколько надобно, и уезжают обратно. Составляв­ший опись заводов С. Титов подчеркивал, что не только казенное, но и частное солеварение велось с перебоями из-за нехватки рабочих рук и частых набегов татар. Если учесть, что в среднем каждый мог вывезти до 60 пудов соли, то на Торе вываривали за год до 0, 5 млн. пудов соли.

Можно предположить, что именно угроза татарских на­бегов и побуждала торских солеваров вести поиски новых соляных источников на левой стороне Северского Донца. В 1681 г. Иван Клушин и его отец Тимофей, а также Еме-


льян Сазонов разведали соляные источники на правом бе­регу реки Жеребец и обратились к белгородскому воеводе за разрешением вываривать там соль. Спустя восемь лет Сазонов разведал соляные источники и на левой стороне Жеребца. В 1691 г. на правой стороне Жеребца (ныне го­род Кировск) числилось 40 соляных колодцев, а на левой (ныне село Торское) — 30, из рапы которых вываривалась соль. Однако их рапа оказалась низкой концентрации и вскоре они были заброшены.

Более высокой концентрации оказалась рапа соляных источников, разведанных казаками Сухаревского юрта на среднем течении Бахмута. Поскольку сухаревцы пользо­вались этими источниками «наездом», то есть сезонно, то с 1697 г. сюда стали переселяться торяне и маячане, вар­ницы которых были разрушены во время татарского на­бега. В 1701 г. они пробурили первую скважину и стали добывать соль. Бахмутская рапа оказалась самой высокой концентрации, что и повлекло столкновения между дон­скими казаками и старшиной слободских полков за эти источники.

Обе стороны обратились к царю с просьбой закрепить соляные источники за ними. На Бахмут была отправле­на комиссия, которая должна была выяснить, кто пер­вым начал осваивать источники. Оказалось, что хотя донские казаки открыли источники, промышленное их освоение начали слобожане. Поэтому Петр I в октябре 1704 г. распорядился соляные промыслы переписать на казну, а местное украинское население подчинить Изюм-скому полковнику, русское — торскому приказному че­ловеку. Это решение царя вызвало негодование среди донских казаков. Во главе с атаманом солеваров К. Бу-лавиным они зимой 1705-1706 гг. разорили промыслы. Часть солеваров возвратилась в Тор, другая — перешла на Жеребец. Петр I направил на Бахмут дьяка Горчакова с указанием разобраться в случившемся, но К. Булавин


взял его под арест и не допустил к расследованию дела. Торские солевары платили казне 10-ю бочку соли из до­бытой на промыслах.

Большое внимание как сельские, так и городские жи­тели уделяли пчеловодству. Как возле зимовников, так и вблизи городов упоминаются пасеки. Собранный мед не только удовлетворял потребности самих хозяев, но и пред­назначался для рынка. Меньше во второй половине XVII в. уделялось внимания охоте.

Основными товарами, поступавшими за пределы реги­она, были рыба и соль. За ними приезжали купцы из раз­ных мест Украины и России. Немало их доставляли в разные места и местные жители. Так, жители Соляного городка с 1 сентября 1684 г. по 31 августа 1685 г. через Маяцкую заставу провезли 486 возов соли и рыбы. При том купец А. Иванов провез 48 возов рыбы. Вовлечение местного населения в торговые операции способствовало формированию купечества.

Таким образом, заселение края способствовало разви­тию сельского хозяйства и уменьшению роли охоты и других видов мелких промыслов среди занятий населе­ния.

УСЛОВИЯ ЖИЗНИ      Недостаточность источников не

И БЫТ НАСЕЛЕНИЯ позволяет полностью восстановить

условия жизни и быта всех групп населения региона. Имеющиеся источники позволяют ут-нерждать, что самыми тяжелыми можно считать условия жизни казаков-зимовчан. Устраивавшиеся по распоряже­нию Коша, а иногда и по собственному желанию преста­релыми казаками зимовники состояли из одного или нескольких дворов. Располагались они вблизи рек, в бал­ках при водоемах, где имелись трава и вода, чтобы мог выгуливаться скот — коровы, лошади и овцы. Нередко


владельцем зимовника был лишь один человек — преста­релый казак, облюбовавший себе местность в степи. Ле­том к нему приходили «парубки» и за определенную плату помогали вести хозяйство. Встречаются зимовники, в ко­торых жили отец с сыновьями и сами вели хозяйство. Сравнительно редко всречаются зимовники, в которых жила бы полная семья.

С учетом условий и состава семьи, характера хозяй­ства строились жилые и хозяйственные помещения. В ме­стности, где имелся лес, встречаются деревянные срубные хаты, реже коморы и иные постройки. В боль­шинстве случаев хаты строились из хвороста, иногда и камыша, обмазывались глиной с обеих сторон. Такое строение хорошо удерживало тепло зимой и прохладу ле­том, так как через маленькие окна оно недостаточно про­гревалось солнцем. Покрывалось оно обыкновенно камышом или соломой, в лесных местах дером (дранкой). Нередко зимовчане одиноко жили в полуземлянках или землянках, так как самому построить более устроенное жилище в степи оказывалось довольно сложно. Землян­ка и шалаш были наиболее распространенными жилища­ми отходников-рыболовов. В селах Подонцовья чаще можно встретить срубные хаты и другие помещения, об­несенные стоячим забором из дранки. Жилища горожан в преобладающем большинстве строились из дерева, что служило причиной частых пожаров. Полы домов в боль­шинстве были земляными. Кроме стола и скамеек, рас­ставленных под стенами, изредка комода, ничего в доме не было. Дома отапливались печами, построенными из камня. Украинцы устраивали печи с дымоходами, что придавало их жилищу более опрятный вид. Такими, в целом, были жилища, составлявшие главную основу жизни и быта населения.

Одним из условий жизни городского населения было на­личие острога-крепости. Крепостные стены служили в пре-


обладающем большинстве надежным убежищем для мес­тного населения во время татарских набегов. Доказатель­ством этому может служить просьба жителей Бахмутской слободы в 1702 г. разрешить построить им острог на Бах-муте, в котором можно было бы спрятаться со своим иму­ществом и скотом «от воинских людей». Имеющиеся описания Маяцкого, Соляного и Бахмутского городков сви­детельствуют, что строились они по одному и тому же прин­ципу. Их стены возводились из дубового или соснового частокола, на котором устраивались обламы* для пищалей и защитников города. В стенах устраивались башни, в пре­обладающем большинстве из 2-3 мостов. Башни строились из того же дерева в виде 4-х или б-ти угольников. Башни угловые назывались «глухими», а в открытой стене обык­новенно строились проезжие башни. В проезжих башнях устраивались деревянные, кованые железом ворота, запи­равшиеся на ночь. На въездной башне обычно устанавли­вался вестовой колокол, по сигналу которого в случае опасности население собиралось за крепостными стенами. Обыкновенно небольшие татарские отряды не пытались атаковать остроги, так как крепостная артиллерия наноси­ла большой урон наступающим. Зато нередко они сжига­ли предместья, оставляя горожан без крова.

Внутри острогов имелась воеводская канцелярия, дом для воеводы, караульня или гарнизон для солдат, подвал для хранения боеприпасов и оружия, подвал для «колод­ников» (отбывающих наказание), колодец, реже церковь. Вокруг города возводился земляной вал и выкапывался ров, который иногда заполнялся водой.

Наиболее яркую картину состояния городков нашего края дает описание построенного летом 1702 г. Бахмута: «На речке Бахмуте построен город по обе стороны речки

* Обламы площадки для размещения пищалей и защит­ников города.


стоячим дубовым острогом, в нем двои проезжие вороты. По мере тот городок в длину через речку Бахмут 61 са­жень, поперек — 17 сажень, а жилья в том городке ника­кого нет. Подле того городка, вверх по речке Бахмуту, с правой стороны на посаде построена часовня, близ часов­ни построены Изюмского полку для пошлинного сбору, а Семеновской канцелярии для мостового проезду таможен­ная изба и ратуша Изюмского полку. Около той таможни и ратуши в разных местах построены для торгового про­мыслу Изюмского полку казаков и торских и маяцких жителей всяких чинов людей 15 амбаров, 9 кузниц. Близ города на речке Бахмут построена торговая баня и отдана на оброк. В том же городе построились и живут дворами Изюмского полку казаков 54 человека, разных городов всяких чинов русских людей 19 человек. Да на речке Бах-муте устроены у солеварных колодязей Изюмского полку казаков и разных городов всяких чинов людей — 30 ско­вород... » Фактически Бахмутский острог предназначал­ся для защиты соляных промыслов. Правда, после образования в конце 1708 г. Азовской губернии он стано­вится центром Бахмутского уезда.

Из сказанного выше следует, что все возведенные во второй половине XVII — начале XVIII вв. городки пред­назначались для защиты прежде всего соляных промыс­лов, обеспечивавших солью Слободскую Украину и южные уезды России. Их функции и определили основ­ной состав населения — казаки и служилые люди. Если первые формировались в основном из украинцев, то вто­рые — из русских. Главным занятием тех и других была охрана этих городков и южных границ в целом. Если рус­ские служилые люди выполняли функции прежде всего пушкарей, воротников (ответственных за городские воро­та), то казаки несли караульную службу не только на кре­постных стенах, но и в разъездах вокруг городов. О сложных условиях этой службы говорят частые побеги н


только казаков, но и служилых людей порубежных горо­дов на Запорожье.

С развитием соляных промыслов в Торе и Бахмуте фор­мировалась небольшая прослойка профессиональных со­леваров, обслуживавших как казенные (в качестве «государевого тягла»), так и частные варницы. Летом на промыслы приходили бурлаки, искавшие работу. Условия труда солеваров и бурлаков описал странствующий поэт Климентий Зиновиив:

«Торяники великую працу подыймают

паче коломийцев, що гуски* выробляют.

Сотце бо ведер вкинет на бочку соли воды:

и дрова в печь ввергая натерпится беды.

А безпристанно треба и недосыпати:

и иже не пригорела сковорода пилновати.

Потом в садовницу соль из сковороды выкидает.

И треба из солью бочку изтрусити

и всего, що ведется там пилно досмотрити.

Из подлым здоровьем нечего подымати,

хоч мало знемошнет мусыт варить перестати... »

До 1685 г. население Подонцовья административно подчинялось Харьковскому слободскому полку, на базе которого в связи с дальнейшим заселением региона было создано два — Харьковский и Изюмский. Построенные на правой стороне Донца городки первоначально являлись сотенными центрами Харьковского полка, а с 1685 г. — Изюмского. Кроме сотников, которым подчи­нялось украинское население, в города назначались вое­воды, руководившие русскими «служилыми людьми». Сотенная администрация находилась и в крупных сельс­ких поселениях — Лимане, Ямполе, упоминающихся в 60-х гг. XVII в.

* Гуски формовочная соль.


Слободские казаки кроме военной службы выполняли и ряд других государственных повинностей, среди кото­рых наиболее обременительной была обязанность участво­вать в войнах, которые вела Россия во второй половине

XVII — начале XVIII в., и посылать людей вместе с тяг­
лом на строительство городов и оборонительных линий.
Кроме участия в русско-турецкой войне 1673-1679 гг.,
крымских и азовских походах, на плечи слободского ка­
зачества легли обязанности постройки в 1679-1680 гг.
Изюмской, в 1684 г. — Торской укрепленных линий, со­
держание их в надлежащем состоянии и охрана. Участво­
вали они и в азовско-днепровских походах Петра I, в
строительстве Таганрога. Часть их даже была поселена
вокруг города для прикрытия его от нападений татар с
суши. Все это отрицательно сказывалось на ведении хо­
зяйства и вызывало негодование. Поэтому неудивитель­
но, что население края приняло активное участие в
казацких восстаниях второй половины XVII — начала

XVIII вв.

УЧАСТИЕ НАСЕЛЕНИЯ                Царское правительство

В КАЗАЦКИХ ВОССТАНИЯХ не всегда выполняло свои

обещания по предоставле­нию свободы занятий поселенцам Слобожанщины. Назна­чаемые им воеводы в пограничные города нередко превышали свои полномочия, что вызывало протест не только против них, но и царских властей в целом. И хотя правительство пыталось улаживать конфликты путем за­мены воевод, все же ему не удалось избежать активного участия местного населения в казацких выступлениях.

В 1668 г. «работные люди» Торских соляных заводов поддержали выступление гетмана Левобережной Украи­ны И. Брюховецкого против политики царского прави­тельства. Они разорили казенные варницы и покинули


Тор. Оставили Маяцкий городок «сведенцы» из Харько­ва, Чугуева и Валуек. Правительству пришлось силой возвращать их на старые места.

В конце сентября 1670 г. на территории края появил­ся отряд разинцев под предводительством Алексея Хро­мого, которого донские казаки называли «Пешком Черкашениным. Он был направлен братом С. Разина Фло-ром на Слободскую Украину с целью вовлечения местных жителей в антиправительственные выступления. Около 500 чел. отряда в бударах и лодках с провиантом и пуш­ками поднялись вверх по Донцу, а около 200 — на конях берегом сопровождали казацкую флотилию. 1 октября восставшие овладели Маяцким городком, а через два дня — Цареборисовом. Воеводы этих городков были казнены, а на казацком кругу избраны новые из местных казаков. Отряд быстро пополнялся, и, по некоторым данным, пос­ле взятия Цареборисова он насчитывал от 3 до 4 тыс. че­ловек. Восставшие продвигались в направлении Харькова, намереваясь привлечь на свою сторону слобод­ских и гетманских казаков, так как сам Алексей Хромой происходил из города Опошни. Примкнувшие к отряду торские солевары выступили активными агитаторами за присоединение слободских казаков к восставшим. Во вре­мя выступления в Богодухове перед собравшимися каза­ками и мещанами четверо солеваров были арестованы, но присутствовавшие на митинге горожане освободили их из-под стражи.

Царское правительство вынуждено было бросить про­тив отряда, кроме слободских и запорожских казаков, и регулярные войска. Под натиском во много раз превосхо­дящих сил восставшие вынуждены были отступить. Кон­никам во главе с А. Черкашениным удалось прорваться па Дон, а плывшие обратно по Донцу в бударах и лодках разинцы были перехвачены правительственными войска­ми у Рыпнинского юрта, при впадении в Донец речек Же-


ребец и Бахмут. 5 ноября произошло решающее сраже­ние, в котором отряд атамана Чертомлыка (около 540 чел. ) был почти полностью истреблен царскими войсками. Цар­ский генерал Г. Косагов устроил жестокую расправу над восставшими. В Маяцком городке каратели повесили ата­мана Субачева и его сподвижников, поставленных разни­цами вместо казненного царского воеводы, а также есаула Воротова и 13 донских казаков. Для устрашения других Косагов приказал вдоль дорог, на захваченных у восстав­ших баркасах и лодках устроить виселицы и распять на них казненных участников восстания. Поскольку карате­ли стали преследовать жен и детей восставших, то царь, боясь дальнейшего обострения ситуации, распорядился привести их «к вере» и «отпустить в домы».

30 ноября 1677 г. торяне восстали против своего вое­воды Р. Маслова, допускавшего злоупотребления властью. Для успокоения жителей Тора царское правительство на­правило чугуевского воеводу с войсками, но приказало ему действовать осторожно, «уговаривать» торян, чтобы те успокоились и выдали зачинщиков, а «задора никако-ва того новопостроенного города с черкасы не чинить». Хотя торяне не выдали инициаторов выступления, пра­вительству пришлось отозвать из воеводства Р. Маслова.

Разорение Бахмутских соляных промыслов булавинца-ми вместо передачи их в казну, недопуск дьяка Горчакова к расследованию обстоятельств этого дела вызвали негодо­вание царских властей. Направляя осенью 1707 г. на Дон карательный отряд Ю. Долгорукого «для сыска и возвра­та на прежние места» бежавших на окраины крепостных крестьян, правительство поручило ему разобраться и с Бах-мутскими соляными промыслами. Только этим можно объяснить рискованное нападение небольшого отряда К. Булавина на правительственные войска Долгорукого в начале октября 1707 г. у Шульгинского городка. Разгром застигнутых врасплох карателей булавинцами способство-


вал росту престижа Булавина среди казачества. Булавин заявил, что, получив поддержку Астрахани, Запорожья и Терека, он склонит на свою сторону донские городки, затем пополнит запасы оружия за счет Изюмского, Рыбинского слободских полков и пойдет на Азов и Таганрог, чтобы ос­вободить ссыльных и каторжан, работавших на постройке города, за что те станут ему «верными товарищами». Вес­ной он собирался двинуться на Москву.

Боясь роста популярности среди казацкой голытьбы Булавина, казацкая верхушка решила как можно скорее потушить пожар разгоревшегося восстания. В конце ок­тября 1707 г. у Заколотного городка, на Айдаре, верные атаману Л. Максимову войска разбили отряд Булавина, но пленить его самого им не удалось. С небольшой груп­пой своих сподвижников Булавин бежал на Запорожье, чтобы привлечь на свою сторону запорожцев. Голытьба поддержала его, хотя старшина заняла выжидательную позицию. Правда, царским властям его не выдали, посо­ветовав поскорее оставить Сечь. В начале 1708 г. Була­вин со своими сторонниками перебрался на реку Терновку, оттуда «на вершины Самарские», ожидая по­полнения. Отсюда он рассылает «прелестные письма», призывая на помощь и запорожцев, и татар, и служивых людей окраинных городков. Пробираясь к Дону, на не­которое время отряд Булавина расположился у верховь­ев Кальмиуса, где находились зи­мовники запо­рожцев. В марте 1708 г. булавин-цы перебираются на Хопер, откуда и начинается ос­новной этап вос­стания.


Булавин надеялся привлечь к восстанию широкие мас­сы народа, отправляя с Пристенского городка «письма» в города и села. Судя по волнениям крестьян в Тамбовском, Козловском, Воронежском, Борисоглебском и других со­седних с землями Войска Донского уездах эти призывы возымели свое действие. Однако основная ставка делалась на казачество. Обращаясь к ним, Булавин призывал встать на защиту казацких вольностей, на которые поку­шаются «злые бояры», «немцы». Эти призывы Булавина находили понимание среди широких кругов казачества. Поэтому неудивительно, что 9 апреля 1708 г. восставшие одержали победу над войсками атамана Л. Максимова. После этого булавинцы стали быстро продвигаться к сто­лице Войска Донского, к городу Черкасску. На сторону Булавина перешла и часть казацкой старшины. 1 мая вос­ставшие вступили в Черкасск и на казацком кругу Була­вин был избран войсковым атаманом.

Став атаманом, он пытается объединить все казачество против наступавших правительственных войск. Из Чер-касска направляет свои отряды на все направления продвижения правительственных войск. Учитывая бли­жайшую угрозу со стороны Азова и Таганрога, К. Була­вин с частью войск направляется под эти города. На Северском Донце действовали отряды С. Драного, С. Бес­палого и Н. Голого, против которых выступили правитель­ственные войска во главе с братом убитого булавинцами Ю. Долгорукого Василием. Разгром восставшими основ­ных сил Сумского слободского полка воодушевил их. Но правительство перебросило в район осажденных восстав­шими Маяка и Тора регулярные войска, и восставшие вы­нуждены были оставить эти городки, отступив к урочищу Кривая Лука (ныне село с таким названием Краснолиман-ского района на правой стороне Донца). 2 июля здесь про­изошло решающее сражение, которое длилось около 5 часов. В нем восставшие потеряли около 1, 5 тыс. человек,


погиб и атаман С. Драный. После этого правительствен­ные войска направились под Бахмут, «где было воровс­кое собрание с запорожс. кими казаками». Правительственные войска «тот Бахмут выжгли и разо­рили без остатку, и их воров многих побили же и взяли в плен бахмутского атамана Харитошку Абакумова да еса­ула Мишку Скоробогатова с товарищи... »

Разгром отряда С. Драного под Бахмутом открывал правительственным войскам путь на столицу Войска Дон­ского — Черкасск. Это посеяло разногласия в среде вос­ставших, тем более, что попытка Булавина взять Азов и Таганрог потерпела неудачу. Примкнувшая к восставшим казацкая старшина, чтобы спасти свое положение, 7 июля уничтожила Булавина, распространив версию о самоубий­стве. Однако восстание еще продолжалось. В районе Дон­ца действовал отряд Н. Голого, который собрал около 7 тыс. человек. Лишь в начале ноября 1708 г. правитель­ственным войскам удалось разгромить войска Голого на Донце. Каратели жестоко расправились не только с учас­тниками восстания, но и даже с сочувствующими им.

КУЛЬТУРНАЯ ЖИЗНЬ        Важнейшим элементом культу-

ры в эпоху средневековья была ре­лигия. Религиозная жизнь края теснейшим образом была связана с Святогорским монастырем. Как свидетельству­ют письменные и археологические источники, до 80-х гг. XVII в. он размещался в пещерах. Только с этого времени начинается строительство наземных построек. Имеются все основания предполагать, что этому процессу способ­ствовало заключение Бахчисарайского договора в 1681 г. между Россией и Крымским ханством. В связи с этим уменьшилась угроза татарских набегов, и монастырь стал больше заниматься хозяйством, для чего стали возводить­ся постройки под прикрытием меловых скал, вдоль Дон-


ца. Однако, обвал части меловой скалы показал опасность размещения под ней построек. Этим, очевидно, и объяс­няется строительство на вершине скалы Николаевской церкви, являющейся шедевром украинского народного зодчества конца XVII в. Археологические исследования показали, что использованные на ее постройку материа­лы очень близки к строительным материалам, из которых построен Изюмский Преображенский собор. Строи­тельство Николаевской церкви на меловой скале возвы­сило роль монастыря в регионе как духовного центра и привлекло к нему многих паломников.

Пополняется библиотека монастыря. Только в марте 1679 г. в ответ на обращение архимандрита оказать монас­тырю помощь из Монастырского приказа по указанию царя монастырской библиотеке было передано 11 книг, в том числе «Евангелие напрестольное» на бархате и «Евангелие толковое», отпечатанное в 1652 г., «Требник» печати 1639 г., «Часослов» (1653 г. ), «Шестиглав» (1663 г. ) и др. Кроме монастырской церкви, упоминаются церкви в горо­дах и селах. При церквах устраивались приходские шко­лы, в которых обычно обучали детей читать и считать, не говоря о молитвах и пениях церковных песен, колядок.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.