|
|||||
3. Описание г.Мариуполя. 1820 г. 6 страницавался весенними паводками, за ним закрепилось название Райгородок. От пего по левому берегу Тора и Сухого Торца, Голой Долины, В затем степью до Северского Донца были насыпаны земляные валы, а в лесных местах вырубаны засеки. Неявка ка- заков Охтыр- Николаевская церковь XVII в. на Меловой горе ского полка и части служилых людей на строительство линии не позволила ее окончить, но и в неоконченном виде она прикрыла Торские соляные промыслы и поселения, возникшие в Подонцовье, от внезапных набегов татар. Частые набеги татар на Торские соляные промыслы, низкое качество соляной рапы в озерах побуждали местных солеваров, прежде всего жителей Соляного городка, к поискам новых источников. В 1683 г. казаки Сухаревского юрта, который впервые упоминается в 1666 г. при устье Бахмута, открыли соляные источники в среднем течении той же реки. Эксплуатировали их первоначально «наездом», то есть приезжали летом с казанами и дровами, вываривали нужное количество соли и возвращались домой. Торяне и маячане, которые выпасали на Бахмуте скот, косили траву, держали летом пасеки, убедившись, что бах-мутские соляные источники во много раз по концентрации соли превосходят торские, после разорения в 1697 г. татарами варниц на Торе, переселились на Бахмут и завели тут новое поселение, а для его защиты в 1702 г. построили небольшой острог. Таким образом было положено начало еще одному укрепленному городу — Бахмуту.
Наряду с Подонцовь-ем заселялись и другие районы края. По речке Волчьей и ее притокам упоминаются запорожские зимовники. К концу XVII в. относятся первые упоминания о зимовниках запорожцев в верховьях Кальмиуса (ныне город Донецк), Кривого Торца, Крынки и по другим речкам. Од- нако уничтожение Старой (Чертомлыцкой) Сечи в 1709 г., переход запорожцев в пределы Крымского ханства и перенесение русско-турецких границ, установленных в 1700 г., с побережья Азовского моря на реке Темерник (правый приток Дона), Тузлов, верховья Миуса, Крынки, Лугани, Бахмута, Кривого и Сухого Торца в междуречье Самары и Орели повлекли отток населения из Подонцовья и Приазовья. В связи с этим в начале XVIII в. интенсивное заселение края приостановилось, даже наблюдалось уменьшение количества жителей городов и сел. ХОЗЯЙСТВЕННАЯ ДЕЯ- С заселением Подонцовья ТЕЛЬНОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ и Приазовья усиливается роль сельского хозяйства — основного вида занятий не только казаков-зимовчан, но и городского населения. Во время возведения городов для горожан отводилась пашенная земля и сенокосы. Однако жалобы жителей Соляного свидетельствуют, что местное население отдавало предпочтение скотоводству. Это объясняется не только меньшей трудоемкостью скотоводства по сравнению с земледелием, но и быстрой его отдачей, а также использованием его продукции в качестве сырья сельскими и городскими ремесленниками. Отрицательно влияли на занятие земледелием и набеги татар. В частности, жители новопостроенных городков жаловались правительству, что из-за непрекращающихся набегов татар они не могут производить полевые работы и просили обеспечить их хлебом. Не получило еще широкого распространения земледелие и среди казачества. Принимая во внимание тот факт, что в 1690 г. атаман донских казаков издал указ, запрещавший заниматься казакам земледелием, можно предполагать, что оно угрожало военной организации казачества. Освоивший землю в дикой степи казак не хотел с ней расста- ваться и его трудно было мобилизовать в далекие походы, которые угрожали его хозяйству. Поэтому казаки предпочитали требовать за свою службу по охране границ хлеб у правительства. Земледелием занимались лишь те, кто не брал участия в походах по старости или увечьям, а также казацкая старшина, использовавшая в своих хозяйствах труд наемных работников — «парубков». Как и прежде, важное место среди занятий принадлежало промыслам. Больше всего источники упоминают о вылове рыбы в местных реках и морях. Запорожцы по жребию распределяли между куренями рыбные угодья как на реках, так и в морях, прежде всего в Азовском, Днепровско-Бужском лимане, а также при Гарде (ныне город Первомайск) на реке Буг. Туда направлялись вместе с казаками полковник, есаул и писарь. Целое лето, если казаки не отправлялись в поход, они заготавливали рыбу, которая была наиболее распространенным продуктом питания и охотно обменивалась приезжими чумаками на другие товары, прежде всего на ремесленные изделия, спиртные напитки, доставляемые на Сечь из других районов. Рыбный промысел требовал достаточного количества соли. Это способствовало расширению соледобычи не только в речных лиманах и солончаках Причерноморья, но и на Торе и в других близких к нему местах. После возведения Маяцкого городка в марте 1664 г. из царской канцелярии белгородскому воеводе Г. Ромаданов-скому поступило распоряжение завести на Торе казенные варницы. Для их оборудования доставить из Ельца 100 котлов и другой инвентарь. Для реализации распоряжения в мае того же года воевода направил на Тор 230 человек работников и 88 стрельцов в качестве охраны промыслов. В течение летнего сезона они построили три варницы, в которых размещалось 40 котлов (из 100 котлов доставили лишь 40), на них выварили 5558 пудов соли. Из них 5158 пудов крестьяне Чугуевской волости доставили зимой в Белгород. Составленная летом 1665 г. опись Торских соляных промыслов позволяет представить состояние казенных варниц. Каждая из них представляла собой сарай 46 сажень в длину, а 3 — в ширину, покрытый лубьем. Под сплошной стеной размещались печи, в которые были вмонтированы котлы. Во время составления описи соль вываривалась лишь в 20 котлах, так как остальные уже испортились. Около печей имелись корыта, садовницы и другой инвентарь для хранения и просушивания соли. За сезон 1665 г. в казенных варницах добыли 9331 пуд соли, из которых 7211 отправили в Белгород. Кроме казенных варниц, на Торе работали и частные, принадлежавшие жителям Цареборисова, Чугуева, Сал-това, Нового Оскола, Усерда, Рыбинска, Сум, Харькова, Землянска, Змиева, Лебедина, Ахтырки, Колонтаева, Ко-тельвы, Брянска, Богацка, Боровска, Олешни, Плотвы, Кузьминска, Зеньковска, Грунска, в которых насчитывалось 418 котлов. Во время составления описи соль вываривалась лишь в 323, а остальные стояли пустыми, так как их «хозяева и работные люди разъехались». Составитель описи сообщал, что летом на Тор для выварки соли приезжают до 10 тыс. человек из Левобережной Украины и порубежных русских городов. Варят они соль 2-3 недели, кому сколько надобно, и уезжают обратно. Составлявший опись заводов С. Титов подчеркивал, что не только казенное, но и частное солеварение велось с перебоями из-за нехватки рабочих рук и частых набегов татар. Если учесть, что в среднем каждый мог вывезти до 60 пудов соли, то на Торе вываривали за год до 0, 5 млн. пудов соли. Можно предположить, что именно угроза татарских набегов и побуждала торских солеваров вести поиски новых соляных источников на левой стороне Северского Донца. В 1681 г. Иван Клушин и его отец Тимофей, а также Еме- льян Сазонов разведали соляные источники на правом берегу реки Жеребец и обратились к белгородскому воеводе за разрешением вываривать там соль. Спустя восемь лет Сазонов разведал соляные источники и на левой стороне Жеребца. В 1691 г. на правой стороне Жеребца (ныне город Кировск) числилось 40 соляных колодцев, а на левой (ныне село Торское) — 30, из рапы которых вываривалась соль. Однако их рапа оказалась низкой концентрации и вскоре они были заброшены. Более высокой концентрации оказалась рапа соляных источников, разведанных казаками Сухаревского юрта на среднем течении Бахмута. Поскольку сухаревцы пользовались этими источниками «наездом», то есть сезонно, то с 1697 г. сюда стали переселяться торяне и маячане, варницы которых были разрушены во время татарского набега. В 1701 г. они пробурили первую скважину и стали добывать соль. Бахмутская рапа оказалась самой высокой концентрации, что и повлекло столкновения между донскими казаками и старшиной слободских полков за эти источники. Обе стороны обратились к царю с просьбой закрепить соляные источники за ними. На Бахмут была отправлена комиссия, которая должна была выяснить, кто первым начал осваивать источники. Оказалось, что хотя донские казаки открыли источники, промышленное их освоение начали слобожане. Поэтому Петр I в октябре 1704 г. распорядился соляные промыслы переписать на казну, а местное украинское население подчинить Изюм-скому полковнику, русское — торскому приказному человеку. Это решение царя вызвало негодование среди донских казаков. Во главе с атаманом солеваров К. Бу-лавиным они зимой 1705-1706 гг. разорили промыслы. Часть солеваров возвратилась в Тор, другая — перешла на Жеребец. Петр I направил на Бахмут дьяка Горчакова с указанием разобраться в случившемся, но К. Булавин взял его под арест и не допустил к расследованию дела. Торские солевары платили казне 10-ю бочку соли из добытой на промыслах. Большое внимание как сельские, так и городские жители уделяли пчеловодству. Как возле зимовников, так и вблизи городов упоминаются пасеки. Собранный мед не только удовлетворял потребности самих хозяев, но и предназначался для рынка. Меньше во второй половине XVII в. уделялось внимания охоте. Основными товарами, поступавшими за пределы региона, были рыба и соль. За ними приезжали купцы из разных мест Украины и России. Немало их доставляли в разные места и местные жители. Так, жители Соляного городка с 1 сентября 1684 г. по 31 августа 1685 г. через Маяцкую заставу провезли 486 возов соли и рыбы. При том купец А. Иванов провез 48 возов рыбы. Вовлечение местного населения в торговые операции способствовало формированию купечества. Таким образом, заселение края способствовало развитию сельского хозяйства и уменьшению роли охоты и других видов мелких промыслов среди занятий населения. УСЛОВИЯ ЖИЗНИ Недостаточность источников не И БЫТ НАСЕЛЕНИЯ позволяет полностью восстановить условия жизни и быта всех групп населения региона. Имеющиеся источники позволяют ут-нерждать, что самыми тяжелыми можно считать условия жизни казаков-зимовчан. Устраивавшиеся по распоряжению Коша, а иногда и по собственному желанию престарелыми казаками зимовники состояли из одного или нескольких дворов. Располагались они вблизи рек, в балках при водоемах, где имелись трава и вода, чтобы мог выгуливаться скот — коровы, лошади и овцы. Нередко владельцем зимовника был лишь один человек — престарелый казак, облюбовавший себе местность в степи. Летом к нему приходили «парубки» и за определенную плату помогали вести хозяйство. Встречаются зимовники, в которых жили отец с сыновьями и сами вели хозяйство. Сравнительно редко всречаются зимовники, в которых жила бы полная семья. С учетом условий и состава семьи, характера хозяйства строились жилые и хозяйственные помещения. В местности, где имелся лес, встречаются деревянные срубные хаты, реже коморы и иные постройки. В большинстве случаев хаты строились из хвороста, иногда и камыша, обмазывались глиной с обеих сторон. Такое строение хорошо удерживало тепло зимой и прохладу летом, так как через маленькие окна оно недостаточно прогревалось солнцем. Покрывалось оно обыкновенно камышом или соломой, в лесных местах дером (дранкой). Нередко зимовчане одиноко жили в полуземлянках или землянках, так как самому построить более устроенное жилище в степи оказывалось довольно сложно. Землянка и шалаш были наиболее распространенными жилищами отходников-рыболовов. В селах Подонцовья чаще можно встретить срубные хаты и другие помещения, обнесенные стоячим забором из дранки. Жилища горожан в преобладающем большинстве строились из дерева, что служило причиной частых пожаров. Полы домов в большинстве были земляными. Кроме стола и скамеек, расставленных под стенами, изредка комода, ничего в доме не было. Дома отапливались печами, построенными из камня. Украинцы устраивали печи с дымоходами, что придавало их жилищу более опрятный вид. Такими, в целом, были жилища, составлявшие главную основу жизни и быта населения. Одним из условий жизни городского населения было наличие острога-крепости. Крепостные стены служили в пре- обладающем большинстве надежным убежищем для местного населения во время татарских набегов. Доказательством этому может служить просьба жителей Бахмутской слободы в 1702 г. разрешить построить им острог на Бах-муте, в котором можно было бы спрятаться со своим имуществом и скотом «от воинских людей». Имеющиеся описания Маяцкого, Соляного и Бахмутского городков свидетельствуют, что строились они по одному и тому же принципу. Их стены возводились из дубового или соснового частокола, на котором устраивались обламы* для пищалей и защитников города. В стенах устраивались башни, в преобладающем большинстве из 2-3 мостов. Башни строились из того же дерева в виде 4-х или б-ти угольников. Башни угловые назывались «глухими», а в открытой стене обыкновенно строились проезжие башни. В проезжих башнях устраивались деревянные, кованые железом ворота, запиравшиеся на ночь. На въездной башне обычно устанавливался вестовой колокол, по сигналу которого в случае опасности население собиралось за крепостными стенами. Обыкновенно небольшие татарские отряды не пытались атаковать остроги, так как крепостная артиллерия наносила большой урон наступающим. Зато нередко они сжигали предместья, оставляя горожан без крова. Внутри острогов имелась воеводская канцелярия, дом для воеводы, караульня или гарнизон для солдат, подвал для хранения боеприпасов и оружия, подвал для «колодников» (отбывающих наказание), колодец, реже церковь. Вокруг города возводился земляной вал и выкапывался ров, который иногда заполнялся водой. Наиболее яркую картину состояния городков нашего края дает описание построенного летом 1702 г. Бахмута: «На речке Бахмуте построен город по обе стороны речки * Обламы — площадки для размещения пищалей и защитников города. стоячим дубовым острогом, в нем двои проезжие вороты. По мере тот городок в длину через речку Бахмут 61 сажень, поперек — 17 сажень, а жилья в том городке никакого нет. Подле того городка, вверх по речке Бахмуту, с правой стороны на посаде построена часовня, близ часовни построены Изюмского полку для пошлинного сбору, а Семеновской канцелярии для мостового проезду таможенная изба и ратуша Изюмского полку. Около той таможни и ратуши в разных местах построены для торгового промыслу Изюмского полку казаков и торских и маяцких жителей всяких чинов людей 15 амбаров, 9 кузниц. Близ города на речке Бахмут построена торговая баня и отдана на оброк. В том же городе построились и живут дворами Изюмского полку казаков 54 человека, разных городов всяких чинов русских людей 19 человек. Да на речке Бах-муте устроены у солеварных колодязей Изюмского полку казаков и разных городов всяких чинов людей — 30 сковород... » Фактически Бахмутский острог предназначался для защиты соляных промыслов. Правда, после образования в конце 1708 г. Азовской губернии он становится центром Бахмутского уезда. Из сказанного выше следует, что все возведенные во второй половине XVII — начале XVIII вв. городки предназначались для защиты прежде всего соляных промыслов, обеспечивавших солью Слободскую Украину и южные уезды России. Их функции и определили основной состав населения — казаки и служилые люди. Если первые формировались в основном из украинцев, то вторые — из русских. Главным занятием тех и других была охрана этих городков и южных границ в целом. Если русские служилые люди выполняли функции прежде всего пушкарей, воротников (ответственных за городские ворота), то казаки несли караульную службу не только на крепостных стенах, но и в разъездах вокруг городов. О сложных условиях этой службы говорят частые побеги н только казаков, но и служилых людей порубежных городов на Запорожье. С развитием соляных промыслов в Торе и Бахмуте формировалась небольшая прослойка профессиональных солеваров, обслуживавших как казенные (в качестве «государевого тягла»), так и частные варницы. Летом на промыслы приходили бурлаки, искавшие работу. Условия труда солеваров и бурлаков описал странствующий поэт Климентий Зиновиив: «Торяники великую працу подыймают — паче коломийцев, що гуски* выробляют. Сотце бо ведер вкинет на бочку соли воды: и дрова в печь ввергая натерпится беды. А безпристанно треба и недосыпати: и иже не пригорела сковорода пилновати. Потом в садовницу соль из сковороды выкидает. И треба из солью бочку изтрусити и всего, що ведется там пилно досмотрити. Из подлым здоровьем нечего подымати, хоч мало знемошнет мусыт варить перестати... » До 1685 г. население Подонцовья административно подчинялось Харьковскому слободскому полку, на базе которого в связи с дальнейшим заселением региона было создано два — Харьковский и Изюмский. Построенные на правой стороне Донца городки первоначально являлись сотенными центрами Харьковского полка, а с 1685 г. — Изюмского. Кроме сотников, которым подчинялось украинское население, в города назначались воеводы, руководившие русскими «служилыми людьми». Сотенная администрация находилась и в крупных сельских поселениях — Лимане, Ямполе, упоминающихся в 60-х гг. XVII в. * Гуски — формовочная соль. Слободские казаки кроме военной службы выполняли и ряд других государственных повинностей, среди которых наиболее обременительной была обязанность участвовать в войнах, которые вела Россия во второй половине XVII — начале XVIII в., и посылать людей вместе с тяг XVIII вв. УЧАСТИЕ НАСЕЛЕНИЯ Царское правительство В КАЗАЦКИХ ВОССТАНИЯХ не всегда выполняло свои обещания по предоставлению свободы занятий поселенцам Слобожанщины. Назначаемые им воеводы в пограничные города нередко превышали свои полномочия, что вызывало протест не только против них, но и царских властей в целом. И хотя правительство пыталось улаживать конфликты путем замены воевод, все же ему не удалось избежать активного участия местного населения в казацких выступлениях. В 1668 г. «работные люди» Торских соляных заводов поддержали выступление гетмана Левобережной Украины И. Брюховецкого против политики царского правительства. Они разорили казенные варницы и покинули Тор. Оставили Маяцкий городок «сведенцы» из Харькова, Чугуева и Валуек. Правительству пришлось силой возвращать их на старые места. В конце сентября 1670 г. на территории края появился отряд разинцев под предводительством Алексея Хромого, которого донские казаки называли «Пешком Черкашениным. Он был направлен братом С. Разина Фло-ром на Слободскую Украину с целью вовлечения местных жителей в антиправительственные выступления. Около 500 чел. отряда в бударах и лодках с провиантом и пушками поднялись вверх по Донцу, а около 200 — на конях берегом сопровождали казацкую флотилию. 1 октября восставшие овладели Маяцким городком, а через два дня — Цареборисовом. Воеводы этих городков были казнены, а на казацком кругу избраны новые из местных казаков. Отряд быстро пополнялся, и, по некоторым данным, после взятия Цареборисова он насчитывал от 3 до 4 тыс. человек. Восставшие продвигались в направлении Харькова, намереваясь привлечь на свою сторону слободских и гетманских казаков, так как сам Алексей Хромой происходил из города Опошни. Примкнувшие к отряду торские солевары выступили активными агитаторами за присоединение слободских казаков к восставшим. Во время выступления в Богодухове перед собравшимися казаками и мещанами четверо солеваров были арестованы, но присутствовавшие на митинге горожане освободили их из-под стражи. Царское правительство вынуждено было бросить против отряда, кроме слободских и запорожских казаков, и регулярные войска. Под натиском во много раз превосходящих сил восставшие вынуждены были отступить. Конникам во главе с А. Черкашениным удалось прорваться па Дон, а плывшие обратно по Донцу в бударах и лодках разинцы были перехвачены правительственными войсками у Рыпнинского юрта, при впадении в Донец речек Же- ребец и Бахмут. 5 ноября произошло решающее сражение, в котором отряд атамана Чертомлыка (около 540 чел. ) был почти полностью истреблен царскими войсками. Царский генерал Г. Косагов устроил жестокую расправу над восставшими. В Маяцком городке каратели повесили атамана Субачева и его сподвижников, поставленных разницами вместо казненного царского воеводы, а также есаула Воротова и 13 донских казаков. Для устрашения других Косагов приказал вдоль дорог, на захваченных у восставших баркасах и лодках устроить виселицы и распять на них казненных участников восстания. Поскольку каратели стали преследовать жен и детей восставших, то царь, боясь дальнейшего обострения ситуации, распорядился привести их «к вере» и «отпустить в домы». 30 ноября 1677 г. торяне восстали против своего воеводы Р. Маслова, допускавшего злоупотребления властью. Для успокоения жителей Тора царское правительство направило чугуевского воеводу с войсками, но приказало ему действовать осторожно, «уговаривать» торян, чтобы те успокоились и выдали зачинщиков, а «задора никако-ва того новопостроенного города с черкасы не чинить». Хотя торяне не выдали инициаторов выступления, правительству пришлось отозвать из воеводства Р. Маслова. Разорение Бахмутских соляных промыслов булавинца-ми вместо передачи их в казну, недопуск дьяка Горчакова к расследованию обстоятельств этого дела вызвали негодование царских властей. Направляя осенью 1707 г. на Дон карательный отряд Ю. Долгорукого «для сыска и возврата на прежние места» бежавших на окраины крепостных крестьян, правительство поручило ему разобраться и с Бах-мутскими соляными промыслами. Только этим можно объяснить рискованное нападение небольшого отряда К. Булавина на правительственные войска Долгорукого в начале октября 1707 г. у Шульгинского городка. Разгром застигнутых врасплох карателей булавинцами способство- вал росту престижа Булавина среди казачества. Булавин заявил, что, получив поддержку Астрахани, Запорожья и Терека, он склонит на свою сторону донские городки, затем пополнит запасы оружия за счет Изюмского, Рыбинского слободских полков и пойдет на Азов и Таганрог, чтобы освободить ссыльных и каторжан, работавших на постройке города, за что те станут ему «верными товарищами». Весной он собирался двинуться на Москву. Боясь роста популярности среди казацкой голытьбы Булавина, казацкая верхушка решила как можно скорее потушить пожар разгоревшегося восстания. В конце октября 1707 г. у Заколотного городка, на Айдаре, верные атаману Л. Максимову войска разбили отряд Булавина, но пленить его самого им не удалось. С небольшой группой своих сподвижников Булавин бежал на Запорожье, чтобы привлечь на свою сторону запорожцев. Голытьба поддержала его, хотя старшина заняла выжидательную позицию. Правда, царским властям его не выдали, посоветовав поскорее оставить Сечь. В начале 1708 г. Булавин со своими сторонниками перебрался на реку Терновку, оттуда «на вершины Самарские», ожидая пополнения. Отсюда он рассылает «прелестные письма», призывая на помощь и запорожцев, и татар, и служивых людей окраинных городков. Пробираясь к Дону, на некоторое время отряд Булавина расположился у верховьев Кальмиуса, где находились зимовники запорожцев. В марте 1708 г. булавин-цы перебираются на Хопер, откуда и начинается основной этап восстания. Булавин надеялся привлечь к восстанию широкие массы народа, отправляя с Пристенского городка «письма» в города и села. Судя по волнениям крестьян в Тамбовском, Козловском, Воронежском, Борисоглебском и других соседних с землями Войска Донского уездах эти призывы возымели свое действие. Однако основная ставка делалась на казачество. Обращаясь к ним, Булавин призывал встать на защиту казацких вольностей, на которые покушаются «злые бояры», «немцы». Эти призывы Булавина находили понимание среди широких кругов казачества. Поэтому неудивительно, что 9 апреля 1708 г. восставшие одержали победу над войсками атамана Л. Максимова. После этого булавинцы стали быстро продвигаться к столице Войска Донского, к городу Черкасску. На сторону Булавина перешла и часть казацкой старшины. 1 мая восставшие вступили в Черкасск и на казацком кругу Булавин был избран войсковым атаманом. Став атаманом, он пытается объединить все казачество против наступавших правительственных войск. Из Чер-касска направляет свои отряды на все направления продвижения правительственных войск. Учитывая ближайшую угрозу со стороны Азова и Таганрога, К. Булавин с частью войск направляется под эти города. На Северском Донце действовали отряды С. Драного, С. Беспалого и Н. Голого, против которых выступили правительственные войска во главе с братом убитого булавинцами Ю. Долгорукого Василием. Разгром восставшими основных сил Сумского слободского полка воодушевил их. Но правительство перебросило в район осажденных восставшими Маяка и Тора регулярные войска, и восставшие вынуждены были оставить эти городки, отступив к урочищу Кривая Лука (ныне село с таким названием Краснолиман-ского района на правой стороне Донца). 2 июля здесь произошло решающее сражение, которое длилось около 5 часов. В нем восставшие потеряли около 1, 5 тыс. человек, погиб и атаман С. Драный. После этого правительственные войска направились под Бахмут, «где было воровское собрание с запорожс. кими казаками». Правительственные войска «тот Бахмут выжгли и разорили без остатку, и их воров многих побили же и взяли в плен бахмутского атамана Харитошку Абакумова да есаула Мишку Скоробогатова с товарищи... » Разгром отряда С. Драного под Бахмутом открывал правительственным войскам путь на столицу Войска Донского — Черкасск. Это посеяло разногласия в среде восставших, тем более, что попытка Булавина взять Азов и Таганрог потерпела неудачу. Примкнувшая к восставшим казацкая старшина, чтобы спасти свое положение, 7 июля уничтожила Булавина, распространив версию о самоубийстве. Однако восстание еще продолжалось. В районе Донца действовал отряд Н. Голого, который собрал около 7 тыс. человек. Лишь в начале ноября 1708 г. правительственным войскам удалось разгромить войска Голого на Донце. Каратели жестоко расправились не только с участниками восстания, но и даже с сочувствующими им. КУЛЬТУРНАЯ ЖИЗНЬ Важнейшим элементом культу- ры в эпоху средневековья была религия. Религиозная жизнь края теснейшим образом была связана с Святогорским монастырем. Как свидетельствуют письменные и археологические источники, до 80-х гг. XVII в. он размещался в пещерах. Только с этого времени начинается строительство наземных построек. Имеются все основания предполагать, что этому процессу способствовало заключение Бахчисарайского договора в 1681 г. между Россией и Крымским ханством. В связи с этим уменьшилась угроза татарских набегов, и монастырь стал больше заниматься хозяйством, для чего стали возводиться постройки под прикрытием меловых скал, вдоль Дон- ца. Однако, обвал части меловой скалы показал опасность размещения под ней построек. Этим, очевидно, и объясняется строительство на вершине скалы Николаевской церкви, являющейся шедевром украинского народного зодчества конца XVII в. Археологические исследования показали, что использованные на ее постройку материалы очень близки к строительным материалам, из которых построен Изюмский Преображенский собор. Строительство Николаевской церкви на меловой скале возвысило роль монастыря в регионе как духовного центра и привлекло к нему многих паломников. Пополняется библиотека монастыря. Только в марте 1679 г. в ответ на обращение архимандрита оказать монастырю помощь из Монастырского приказа по указанию царя монастырской библиотеке было передано 11 книг, в том числе «Евангелие напрестольное» на бархате и «Евангелие толковое», отпечатанное в 1652 г., «Требник» печати 1639 г., «Часослов» (1653 г. ), «Шестиглав» (1663 г. ) и др. Кроме монастырской церкви, упоминаются церкви в городах и селах. При церквах устраивались приходские школы, в которых обычно обучали детей читать и считать, не говоря о молитвах и пениях церковных песен, колядок.
|
|||||
|