Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





3. Описание г.Мариуполя. 1820 г. 11 страница



6. За столь важное и для церкви полезное пожертвование объявить г. Потемкину благословение Святейшего Синода. Радостная весть о восстановлении Святогорской обители раз­лилась повсюду, и со всех окрестных и отдаленных стран при­текли в сию обитель жители Украины в 9-й день мая, когда церковь христианская творит воспоминание о святом Вели­ком чудотворце Николае, храм коего изсечен на высоте Свя­тых гор. В одной пещерной церкви не могли поместиться усердные богомольцы: они заняли всю высоту горы... Киевский Высокопреосвященный Митрополит Филарет, узнав о восста­новлении Святогорской обители и разделяя о сем общую ра­дость, поспешил прислать от лица Лавры Киево-Печерской список чудотворных икон Успения Богоматери с мощами Угод­ников печерских за благословение новой обители. Самое тор­жество освящения обители совершилось в храмовый праздник 15 августа... »


ТЕМА 12. ПОРЕФОРМЕННАЯ ЭПОХА

ОТМЕНА КРЕПОСТНОГО ПРАВА        Крестьянская рефор-

ма 1861 г. стала выдаю­щейся вехой в политическом, экономическом и социальном развитии России. Отмена крепостного права создала условия для утверждения капитализма как в го­роде, так и в деревне.

Условия освобождения выходящих из крепостной за­висимости крестьян были изложены в Положениях 19 февраля 1861 г. Бывший крепостной крестьянин, ранее считавшийся собственностью своего господина, провоз­глашался юридически свободным.

Центральным звеном реформы был вопрос о земле. Вся земля в имении признавалась собственностью поме­щика, в том числе и та, которая находилась в распоря­жении крестьян. Они должны были выкупить свою усадебную и надельную землю. До выкупа своих наделов крестьяне назывались «временнообязанными», т. е. дол­жны были продолжать нести повинности в виде барщи­ны или оброка.

Нормы крестьянских наделов, как правило, были ниже старых, которыми крестьяне пользовались до реформы, поэтому помещики по законодательству получили право отрезать «лишние земли» у своих бывших крестьян.

Согласно Положению территория Донбасса относилась к тому району, где душевной надел составлял от 3 до 6, 5 десятин (Екатеринославская губерния) и от 3 до 4, 5 деся-


тин (Харьковская губерния). Однако большинство крес­тьян получили в пределах 3-4 десятин на мужскую душу, остальная земля в виде отрезков осталась у помещиков. По подсчетам экономистов, для обеспечения минималь­ных потребностей крестьянского хозяйства (его воспроиз­водства и уплаты многочисленных податей) требовалось от 5 до 8 десятин на душу (в зависимости от региона).

Таким образом, большинство бывших помещичьих крестьян не получили этой необходимой нормы. Помимо уменьшения крестьянского надела, помещики имели пра- I во переселить крестьян на заведомо негодные земли. По­мещичье землевладение в крае сохранилось. Так, в Славянском уезде 25, 5%, в Бахмутском — 57, 1% от об­щего количества земли осталось в собственности помещи­ков. Значительная часть помещичьих крестьян (в Бахмутском уезде до 25%) получила так называемые дар­ственные наделы — по одной десятине на ревизскую душу.

Получив дарственный надел и ликвидировав всякие от­ношения с помещиками, некоторые крестьяне сумели приобрести по дешевым ценам землю и оказались в луч­шем положении, чем те, кто перешел на выкуп. Количе­ство купленной земли в Екатеринославскои губернии превышало надельную в два с лишним раза и составляло 214%. При этом в среднем на один двор при покупке при­ходилось от 6, 2 до 16, 1 десятин.

В 1865-1866 гг. была проведена реформа некрепостных крестьян — военных поселян, казаков, колонистов. При­надлежавшие им земли были за выкуп переданы в соб­ственность общин, которые предоставляли их в пользование. Земельный надел у этой категории кресть­ян составлял от 9 до 15 десятин на ревизскую душу.

В большинстве своем крестьянская семья имела недо- статочно земли для ведения товарного рентабельного хо­зяйства. Часть крестьян, чтобы поддержать свое хозяйство, прибегали к аренде земли не только у помещи-


ков, но и у более зажиточных односельчан, к отходничеству или к другим формам найма рабочих рук. Появление этой прослойки способствовало развитию капитализма как в сельском хозяйстве, так и в промышленности.

Для управления крестьянами были созданы новые органы крестьянского управления. За основу была взята двухъярусная система управления, введенная ранее для государственных крестьян: нижнее звено — сельское об­щество во главе со старостой, верхнее — волость во главе с волостным старшиной. Волости составили низшее зве­но административного устройства.

МЕСТНЫЕ ЗЕМСТВА       1 января 1864 г. в Российской

И ГОРОДСКИЕ ДУМЫ империи вводилась новая система

государственного управления на местах: земские и городские органы самоуправления. Зем­ские учреждения создавались как всесословные выборные органы местного самоуправления. Они имели четко зафик­сированную в законе структуру: распорядительные орга­ны — губернские и уездные земские собрания, и исполнительные органы — губернские и уездные земские управы. Те и другие избирались на трехлетний срок. Чле­ны земских собраний назывались гласными, т. е. имевши­ми право голоса.

При земских управах по мере усложнения хозяйствен­ных функций, вызванных активным проникновением бур­жуазных форм хозяйствования в местный уклад, появлялись, помимо канцелярий, специальные подразде­ления: экономические, агрономические, по образованию, страховые, кредитно-паевые, ломбардные и т. д.

Выборы гласных производились на трех избиратель­ных съездах по куриям. В первую курию — уездных зем­левладельцев — входили собственники не менее 200 тыс. десятин земли независимо от их сословной принадлеж-


ности, а также крупные владельцы, имевшие в сельской местности недвижимую собственность стоимостью не ниже 15 тыс. рублей. Во второй курии — городской — участвовали собственники городских промышленных и торговых заведений с оборотом не ниже 6 тыс. рублей, купцы 1-й и 2-й гильдий, а также владельцы городской недвижимости. Третья курия состояла из представителей сельских обществ. Имущественный ценз для участия в выборах по этой курии отсутствовал. Однако это не со­здавало каких-либо преимуществ для крестьян. Выборы по крестьянской курии были многоступенчатыми. Вна­чале сельские общества посылали представителей на во­лостные сходы, которые выдвигали «выборщиков», а те, в свою очередь, на уездном съезде избирали гласных. На каждом куриальном съезде избиралось определенное чис­ло гласных. В результате помещики получили большин­ство мест в уездных земских собраниях. В губернских же собраниях, депутаты которых, в свою очередь, избира- лись на уездных собраниях, поместное дворянство имело подавляющий перевес.

Земства вводились постепенно. К концу 70-х гг. они были введены лишь в 30 губерниях Европейской России. В Екатеринославской губернии земство было введено в 1866 г. В этом же году было образовано Бахмутское уезд­ное земство. Мариупольское уездное земство выделилось из Александровского в 1873 г.

Деятельность земств с самого начала была строго огра­ничена узкими рамками чисто хозяйственных «польз и нужд» данной местности: устройством и содержанием ме­стных путей сообщения, земских школ, больниц, богаде­лен и приходов; попечением о местной торговле и промышленности; налаживанием ветеринарной службы, взаимного страхования, местного продовольственного обес­печения; строительством местных дорог и мостов; содержа­нием тюрем и домов для умалишенных и др. Земства не


имели права заниматься политической деятельностью. На­рушение рамок компетенции каралось законом.

Земства сыграли большую роль в разных областях хо­зяйственной и культурной жизни региона. Велик их вклад В распространение грамотности среди крестьян. К концу XIX в. в Бахмутском и Мариупольском уездах было со­здано 108 земских школ, которые по праву считались луч­шими. Не менее заметно и значение земской деятельности для развития здравоохранения. Земские больницы были открыты для крестьян, до этого практически лишенных какой бы то ни было медицинской помощи. Так, к нача­лу XX в. «вся площадь Бахмутского уезда была разделе­на на 8 врачебных участков... Стационарная помощь населению оказывалась: в 1 больнице и в сельских лечеб­ницах... Дело лечебной помощи велось при помощи 11 врачей, 41 фельдшера и 8 фельдшериц-акушерок». В Ма­риупольском уезде насчитывалось 5 земских больниц и 19 самостоятельных фельдшерских пунктов в греческих во­лостях. Медицинская помощь и выдача лекарств осуще­ствлялись бесплатно.

Земства оказывали содействие распространению агро­номических знаний в деревне. Например, при Бахмутс-кой земской управе «состояли землемер, агроном, инструктор-садовод». В зданиях волостных управ и школ проводились чтения и беседы на сельскохозяйственные темы. Населению бесплатно раздавался посадочный ма­териал. С целью улучшения ведения земледельческих ра­бот создавались показательные поля (участки).

Земства сыграли выдающуюся роль и в формировании гражданского общества на селе, появлении «третьего эле­мента», как стали называть земских врачей, учителей, аг­рономов, статистиков.

Земская реформа оказала существенное влияние на создание новой системы городского управления. 16 июля 1870 г. был утвержден проект нового Городового положе-


ния. Выборы в городскую Думу проходили раз в 4 года. На заседании Думы избирался исполнительный орган об­щественного управления — управа и городской голова, ко­торый являлся одновременно председателем как исполнительного, так и распорядительного органов.

Компетенция городского самоуправления, как и зем­ского, была ограничена рамками чисто хозяйственных вопросов: внешнее благоустройство, устройство рынков и базаров, попечение о местной торговле и промышленнос­ти, о здравоохранении и образовании, принятие противо­пожарных и санитарных мер. В частности, городская Дума Бахмута в 1899 г. состояла из головы В. Першина и 25 «гласных». В этом году члены Думы собирались на шесть сессий, где рассмотрели 83 вопроса, кроме того, со­зывалось 52 коллегии, на повестку дня которых было по­ставлено 359 вопросов.

Голова Бахмута Василий Першин принадлежал к од­ному из самых старых купеческих родов. Его предок был одним из зачинателей салотопильного производства в го­роде. В. Першин посвятил себя общественной деятельно­сти. Миллионов он не нажил и даже не входил в число богатых домовладельцев. В 1912 г. он был избран Почет­ным жителем города, что было большой честью для куп­ца в России.

Новые органы городского самоуправления сыграли не­малую роль в хозяйственно-культурном развитии региона.

ПРОМЫШЛЕННЫЙ ПЕРЕВОРОТ        В пореформенный пе-

риод в Украине завер­шился промышленный переворот, начавшийся в 30-е годы XIX в. Донбасс сделал большой шаг в своем экономичес­ком развитии. Быстрыми темпами развивалась тяжелая промышленность. Важнейшими ее отраслями были чер­ная металлургия и угледобывающая промышленность.


В связи с быстрым развитием промышленности и рос­том городов, а также более интенсивной работой транспор­та заметно растет объем угледобычи в бассейне: с 295, 6 млн. пудов в 1894 г. до 671, 1 млн. в 1900 г., т. е. в 2, 5 раза.

Характерной чертой развития угольной промышлен­ности бассейна в рассматриваемый период было расшире­ние и техническое переоснащение уже существующих рудников, а не строительство новых предприятий.

В конце XIX в. набирает размах акционерное предпри­нимательство на базе уже действующих рудников, кото­рые принадлежали индивидуальным собственникам. О пысоком удельном весе акционерных предприятий сви­детельствует тот факт, что в 1900 г. на их долю приходи­лось 75% всего добытого в бассейне угля. Одновременно с развитием промышленности зарождается черная мета-лургия.

В 1866 г. на очень выгодных условиях получил кон­
цессию князь Кочубей, намеревавшийся построить на
Юге России завод для изготовления рельсов из местного
чугуна на местном минеральном топливе. Однако даже
этому сановному предпринимателю не удалось привлечь
для строительства
завода крупных
капиталистов. В
результате чего
и конце 1868 г.
князь уступил свои
права (за солидное
вознаграждение —
в 24 тыс. фунтов
стерлингов) англий-
скому заводчику
Джону          Юзу,

который     начал            Юзовка. Коксовые печи завода

переговоры с пра-             Новороссийского общества.


вительством о постройке в Донецком крае завода чугу­ноплавильного, железообрабатывающего и рельсового производства.

По условиям договора с царским правительством Джон Юз должен был начать выплавку чугуна в январе 1870 г., а прокат рельс — в апреле 1871 г. В связи с техническим несовершенством проекта и другими причинами, первая плавка состоялась лишь 21 апреля 1871 г., но уже через три дня доменную печь вынуждены были поставить на ремонт. Лишь 24 января 1872 г. после продолжительного ремонта был проведен первый выпуск чугуна.

С осени 1873 г. завод Новороссийского товарищества уже работал по законченному металлургическому циклу. С середины 70-х гг. он превратился в одно из наиболее крупных металлургических предприятий страны.

Настоящий расцвет южной металлургии приходится на последние 15 лет XIX в. За это время было основано 17 металлургических (доменных) заводов, из которых 12 находились в Донбассе. Строительство заводов происхо­дило в большинстве своем за счет иностранных инвести­ций — американских, английских, французских, бельгийских и германских.

Горнопромышленный Юг быстро оттеснил Урал на вто­рой план и превратился в главный металлургический центр страны. Донбасс, в свою очередь, занял ведущее ме­сто в металлургии Юга, производя 70% всего южного чу­гуна. За 15 лет доля Донбасса в общероссийской выплавке чугуна выросла в 6 раз, составив в 1900 г. 36, 1%. По про­изводству чугуна Донбасс к началу XX в. опередил Урал. Как и Юг в целом, Донбасс стал одним из основных райо­нов сталепроволочного и рельсового производства.

На металлургических заводах Юга были самые большие в России доменные печи, работавшие с применением горя­чего доменного дутья. Новая техника и технология — бес­семеровские и томасовские конверторы, мартеновские


 

печи — нашли с самого начала свое применение в сталелитейном произ-подстве. И в дальнейшем продолжа­лась механизация и совершенство­вание металлургического производ­ства, в котором участвовали вы­дающиеся инженеры тех лет М. А. Павлов, В. Е. Грум-Гржимай-ло, М. К. Курако и др.

Памятник М. Курако г. Енакиево.

Рост каменноугольной и метал­лургической промышленности спо­собствовал развитию металлообра­батывающего производства. Среди металлообрабатывающих предприя­тий Донбасса хорошо оборудованны­ми были Горловский завод горнорудного оборудования, Дебальцевский механический, Харцызский котельный. Возникли литейно-механические заводы в Константинов-ке, Горловке, развивалось кирпичное, цементное, коксо­вое производство, среди заводов выделялись два больших цементных завода в Амвросиевке. Из машиностроитель­ных предприятий Донбасса крупнейшим был Луганский паровозостроительный завод, построенный в конце 90-х родах немецким капиталистом Гартманом.

Химическая промышленность была представлена со­довыми заводами в Лисичанске и близ Славянска. Пер-венцем химической промышленности в Донбассе и крупнейшим предприятием этой отрасли был хорошо обо­рудованный содовый завод, построенный в 90-е годы об­ществом «Любимов, Сольве и Ко» в селе Третья Рота близ Лисичанска. Донбасс давал стране также поваренную соль, добываемую рудничным способом в районе Бахму-та и вывариваемую на небольших солеварнях в Славянс-кс и Бахмуте, кислоты, стекло и стеклянные изделия. Недалеко от Никитовки было расположено единственное


в России предприятие А. А. Ауэрбаха по производству рту­ти из добывавшейся здесь же руды (киновари).

Одновременно существовало множество мелких полу­кустарных предприятий по переработке сельскохозяй­ственного сырья: мельниц, крупорушек, винокуренных и пивоваренных заводов и т. д.

Всего в Донбассе к 1900 г. существовало до 300 разно­го рода предприятий и заведений металлообрабатываю­щей, химической, местной обрабатывающей и пищевкусовой промышленности.

Донбасс стал одним из основных центров тяжелой про­мышленности царской России, в котором к началу XX века переплетаются и мирно сосуществуют интересы как крупнейших российских, украинских, так и иностран­ных капиталов, получавших здесь огромные прибыли и в свою очередь способствовавших развитию экономики региона, созданию первых в России монопольных объе­динений и организаций промышленников для защиты своих интересов.

ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОЕ       Бурное железнодорожное стро-

СТРОИТЕЛЬСТВО         ительство оказало большое влия-

ние на развитие всех отраслей промышленности, перемещение рабочей силы, рост внут­реннего рынка и городов и появление рабочих поселков.

Линии железных дорог в России за 40 пореформенных лет выросли в 20 раз (к 1900 г. их протяженность соста­вила 50 тыс. км).

В 1857 г: было учреждено Главное общество железных дорог и разработана широкая программа железнодорож­ного строительства. 60-70-е гг. XIX в. вошли в историю как время «железнодорожной горячки». Тогда не было более заманчивой возможности обогащения, чем участие в железнодорожных делах. Так, С. С. Поляков, содержа-


Железнодорожная станция Хариызск

тель небольшой почтовой станции, занявшись железнодо­рожными концессиями, нажил огромный капитал, а за­тем стал во главе ряда банков и промышленных предприятий России. Он являлся владельцем построен­ных в 60-е годы Курско-Харьковско-Азовской и Козлово-Воронежско-Ростовской железных дорог, пересекающих Донбасс с севера на юг, центральную и восточную часть Донбасса. В эти же годы началось движение на Констан-тиновской и Донецкой каменноугольной дорогах.

В 1884 г. на казенные средства подрядным способом была построена Екатерининская железная дорога, соединяющая важные сырьевые районы Украины — До­нецкий каменноугольный и Криворожский железноруд-ный бассейны. В 1904 г. была построена 2-ая Екатерининская железная дорога. Эксплуатационная дли­на всех линий и ветвей магистрали составила 2723 версты*,

* Верста 1, 0668 км


за это же время густой сетью рельсовых путей покрылась и донецкая степь. В районе экономического влияния же­лезной дороги, который включал в себя территорию общей площадью 131, 6 тыс. кв. верст, находилась большая часть южного горнопромышленного района с Донецким камен­ноугольным, Криворожским железнорудным и Никополь­ским марганцеворудным бассейнами. По своей длине она занимала 4 место, а по количеству перевозимых грузов — первое место среди российских железных дорог.

Параллельно с развитием донецкой рельсовой сети шла постройка ветвей местного пользования, строящихся на деньги предпринимателей. К началу века насчитывалось 102 ветви общей протяженностью 310 верст. Наличие широкой сети подъездных путей значительно уменьшило потери на транспортировку минерального топлива и прак­тически полностью ликвидировало зависимость предпри­нимателя от погодных условий.

Однако строились железные дороги почти без приме­нения механизации. Нищая деревня обеспечивала стройки дешевой рабочей силой. Основные земляные ра­боты выполняли грабари — рабочие с собственной подво­дой и лошадью.

К началу XX в. юг Украины по густоте железнодорож­ной сети стал на первое место в России. Так, например, в Екатеринославской губернии на 1000 кв. км. простран­ства приходилось в 1904 г. 37, 9 км. железнодорожной сети при 9, 9 км. в среднем по России. Однако и эта наи­более высокая оснащенность Юга железнодорожными пу­тями была значительно ниже средней оснащенности железных дорог промышленно развитых стран Западной Европы. Несмотря на это железные дороги сыграли ре­шающую роль в развитии Донбасса и всей промышлен­ности Юга Украины.


ИНОСТРАННЫЙ КАПИТАЛ       Природные богатства края,

прежде всего каменный уголь и близость железной руды (в Криворожье), дешевая рабо­чая сила привлекали предпринимателей из Англии, Фран-ции, Германии, Бельгии, Швейцарии и Америки.

Иностранные капиталисты, опекаемые царским пра вительством, на льготных условиях строили металлурги­ческие и машиностроительные заводы, угольные шахты и другие предприятия. Только за 14 лет (с 1888 по 1902 гг. ) в Донбассе возникло 112 иностранных акционерных компаний с основным капиталом в 316 млн. руб. Приме чательно, что прибыль иностранных промышленником, обосновавшихся в бассейне, в 3-4 раза превышала доходы владельцев таких же предприятий в Западной Европе.

Благодаря высоким таможенным пошлинам на ввози-мые иностранные товары, русская промышленность на-ходилась в монопольном положении и могла держать цены на свои изделия на достаточно высоком уровне, не опасаясь ни кризиса, ни конкуренции. Это состояние дел привело к тому, что, нацелившись на Россию, иностран­цы предпочли быть там не купцами, а банкирами.

Приливу иностранных капиталов содействовало и то обстоятельство, что в 90-е годы финансовое хозяйство Рос-сии значительно оздоровилось. Финансовая реформа С Ю. Витте позво­лила установить твердое денежное обращение, что из­бавляло иностран­цев от риска потери на колеб­лющейся нетвер­дой валюте. Во ввозе иностранного капитала были за-  Юзовка. Завод Новороссийского общества


интересованы и сами отечественные капиталисты, кото­рые получали солидную прибыль от участия в смешанных иностранно-русских акционерных компаниях.

В направлении иностранных вложений происходили значительные изменения. В 60-80-е гг. иностранные пред­приниматели предпочитали помещать средства преиму­щественно в железнодорожные займы. Именно в это время в Донбассе были проложены основные железнодо­рожные линии. В руках иностранцев была сосредоточе­на половина акционерного и три четверти облигационного капитала русских железных дорог. С 80-х гг. правитель­ство стало выкупать частные железные дороги и к нача­лу XX в. около 2/3 железных дорог находилось в ведении государства.

Затем иностранный капитал устремился в промышлен­ность. В 1869 г. возникает первое в Донбассе акционер­ное общество с иностранными капиталами — «Новороссийское общество каменноугольного, железного и рельсового производства», основанное англичанами с первоначальным капиталом в 300 000 фунтов стерлингов, постепенно доведенным до 1 200 000 фунтов стерлингов. К 1900 году в Донбассе действовало уже 12 металлурги­ческих заводов, 11 из которых были построены в большин­стве своем на средства иностранных предпринимателей. Это заводы Юзовский, Дружковский, Петровский, Донец-ко-Юрьевский, Никополь-Мариупольский, Русский Про-виданс, Константиновский, Ольховский, Макеевский, Краматорский, Торецкий.

Донбасс также был основным промышленным райо­ном приложения иностранных капиталов в каменно­угольной промышленности. 74% всех иностранных капиталов, действовавших в угольной промышленности России (к 1900 г. ), было вложено здесь. Так, в 1872 г. было образовано первое акционерное каменноугольное общество — «Общество Южно-Русской каменноугольной


 

промышленности», в создании которого был заинтересо­ван французский капитал. К 1900 году происходит кон­центрация угольной промышленности, уменьшение количества угольных предприятий, т. к. более мелкие и слабые были поглощены более сильными и крупными. Из существовавших в 1878 г. 142 шахт остается 84. Акцио­нерных обществ было 44, 25 из них было основано на средства иностранцев. Основная масса капиталистов, вло­живших свои средства в угольную промышленность, была французского и бельгийского происхождения. Эти общества добывали свыше 70% от всей добычи угля в Донбассе. Характерной особенностью развития угольной промышленности было то, что большинству акционерных обществ запрещалось приобретать недвижимость для дру­гих целей, нежели обеспечение производства. И если вок­руг металлургических заводов возникали поселки, которые затем вырастали в города, то вокруг угольных шахт такого не было. Прибыльность каменноугольных и металлургических предприятий колебалась от 14% до 20%, иногда до 40% с дивидендных бумаг.

Иностранцы вкладывали свои средства и в другие отрас-ли промышленности: машиностроительную, стекольную, соляную, содовую, производство зеркал и т. д. В этот пери­од возникли стекольный завод в Константиновке, содовое предприятие в Бахмуте, бельгийское общество «Донецких стекольных и химических заводов» в Сантуриновке, «До­нецкий бутылочный завод», «Анонимное общество огне­упорной и керамической продукции», машинострои­тельный завод Боссе и Геннефельда вблизи Юзовки и др.

Правления 19-ти акционерных обществ находились в Брюсселе, Париже, Лондоне и Берлине, остальные распо­лагались в основном в Санкт-Петербурге. Основная масса предприятий, в которых в той или иной мере участвовали иностранцы, действовала на основании русских уставов (например, из 11 металлургических заводов всего 5 дей-


ствовало по иностранным уставам). Акции основной части обществ котировались (были приняты) на иностранных биржах. Финансовыми операциями по вложению капита­лов в южную промышленность занимались главным обра­зом римские, брюссельские и немецкие банки. Однако, ввод иностранных капиталов имел и отрицательные по­следствия, так как нужно было обеспечить «услуги за ус­луги». Например, Франция выторговала впоследствии за свои займы некоторые уступки в торговом договоре с Рос­сией 16 сентября 1905 г. В определенную зависимость по­падали отдельные банки и предприятия. Проценты на вложенные иностранные капиталы вывозились за грани­цу, а не шли на развитие российской промышленности.

ФОРМИРОВАНИЕ                                   Основной причи-

ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ЭЛИТЫ ной, вызвавшей появ­ление буржуазии как социальной группы в Донбассе, было капиталистическое развитие России с уничтожением крепостного права и последующими реформами, ставшее основной тенденцией социально-экономического переустройства страны.

По степени концентрации производства и капитала буржуазию Донбасса можно разделить на крупную, сред­нюю и мелкую. Так же условно ее можно разделить на промышленную и торговую.

Развитие угольной промышленности в 60-х гг. XIX в. привело к расширению состава предпринимателей. Значи­тельно возрастает количество углепромышленников из местных помещиков, большинство которых проводили разработку угля на собственных землях. Это и И. Г. Ило­вайский, В. П. Рутченко, П. А. Карпов и др. Однако мно­гие предприниматели из местных помещиков не смогли справиться с различными трудностями, разорились и были вынуждены продавать или сдавать в аренду свои земли.


С конца 60-х гг. начинается приток купеческих капи­талов в угольную промышленность Донбасса. В основном преобладало мелкое и среднее купечество. Среди них мож­но назвать И. Л. Уманского, Самуила Полякова (одного из основателей клана банкиров и промышленников Поля­ковых), А. К. Алчевского и др. В восточной части Донбас­са, расположенной на территории Войска Донского, значительно увеличивалось количество промышленников из казаков, что являлось особенностью этой части регио­на. Наиболее заметный вклад оставили торговые казаки Байдалановы, С. Н. Корнеев, И. С. Кошкин, семья Пере-селенковых и др. Лишь немногим крестьянам и казакам удавалось со временем стать крупными предпринимате­лями. К их числу принадлежал Я. Древицкий.

Таким образом, в 60-70-х гг. XIX в. буржуазия Дон­басса комплектовалась преимущественно за счет помещи­ков, купечества, крестьян и казаков. В 80-90-х гг. XIX в. происходит расширение состава буржуазии за счет при­тока таких социальных слоев, как купечество, интелли­генция и предприниматели-иностранцы.

Среди немецких предпринимателей кроме зятя «сталь­ного короля» Гартмана известен был так же директор Дрез­денского банка Д. С. Шершевский, входивший в правление различных компаний, Фарке — создатель нескольких предприятий в Бахмуте. Бельгийцы концентрировались в основном в металлургической и машиностроительной от­раслях: инженер А. А. Нев, Боссе и др. Но наиболее много­численной и влиятельной группой были французы. Например, Дарен был предпринимателем правления «До-нецко-Юрьевского металлургического завода», куда вхо­дили и финансисты из Лиона Боннардель и А. А. Фредерикс.

Одной из особенностей развития тяжелой индустрии Юга было то, что создавалась она на акционерных основах. Поэтому значительное влияние приобретает верхушка уп-


равляющих акционерными предприятиями, которая со­стояла из директоров и членов правления и советов акцио­нерных товариществ, директоров промышленных предприятий и др. Значительную часть этого слоя горно­промышленной буржуазии составляли представители вто­рого поколения собственников шахт и заводов, которые получили техническое образование. Как правило, они получали по наследству места в правлениях и советах: Д. А. Алчевский, М. Л. Успенсий, Д. И. Иловайский и др. Значительный процент среди высших управляющих составляли представители технической интеллигенции, главным образом горные инженеры, которые со временем становились достаточно влиятельными фигурами в про­мышленном свете. К ним принадлежат Н. С. Авдаков, А. М. Завадский, А. В. Миненков, А. А. Ауэрбах, Ф. Е. Енакиев, А. Н. Горлов и др.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.