Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





3. Описание г.Мариуполя. 1820 г. 3 страница




Черняховский кувшин г. Моспино Донецкой обл.

ГОТЫ В середине III в. н. э. в Северное Причерноморье с запада и северо-запада проникают вначале немно­гочисленные германские племена. Наиболее крупным из них были готы. В Причерноморье и Приазовье готы раз­рушили многие античные центры, в том числе город Та-наис в устье Дона, заняли Крым. Поселившись здесь, готы возглавили обширный союз различных племен. В состав союза входили германские, сарматские, раннеславянские племена, которые испытывали сильное римское влияние. Наибольшего могущества Готский племенной союз достиг при короле Германарихе (см. документ № 1). Племена со­юза оставили древности так называемой черняховской ар­хеологической культуры. Основное оседлое население черняховской культуры обитало к западу от Днепра, вплоть до территории современной Молдавии. К востоку от Днепра находились земли включенных в Готский союз кочевых сармато-алан. В эту зону входили и донецкие сте­пи. Одно из погребений сарматского кочевника обнаружено в кургане у города Моспино. Погре­бенный мужчина лежал в могиле с подбоем. Ря­дом с ним были положе­ны большой железный меч, бронзовая фибула (большая булавка для закрепления плаща), красивый фи­гурный Черняховский кувшин черного цвета и простой глиняный гор­шок. Сверху могилы на деревянном перекрытии находился скелет коня.

 


 


Очень богатое женское захоронение раскопано в 1984 году у села Чугуно-Крепинка Шахтерского района под не­высокой курганной насыпью. Знатная сарматка была оде­та в дорогую одежду фиолетового и бежевого цветов. Рукава одежды были обшиты множеством золотых бля­шек (604 шт. ). Погребенную украшали золотые перстни, серьги, гривна, подвески. Рядом находилась дорогая бронзовая с позолотой посуда, серебряные стаканы, же­лезный боевой топор и другие предметы. При жизни эта сарматка занимала высокое социальное положение.

ГУННЫ       В конце IV в. н. э. Аланский племенной союз

и Готский племенной союз были разбиты волной гуннского нашествия. Гунны появились в Восточной Евро­пе в 375 г. и внесли страшное опустошение в сарматские земли (см. документ № 2). Гунны — первые тюркоязычные племена, пришедшие с Востока. Их родиной является да­лекая Центральная Азия. Под именем хунну они были из­вестны еще во II в. н. э. В конце IV в. гунны включали в свой состав различные тюркские народы. Во главе гуннов в то время был вождь Баламер. В 376 г. римляне на дунайской границе узнали от беглецов о новом кочевом народе, кото­рый разбил танаисских (донских) алан и североприазов­ских остготов. Римский историк Евнапий писал, что по­бежденные «... были истреблены уннами (гуннами), И большинство их погибло; они их ловили и избивали вме­сте с женами и детьми, причем не было предела их жесто­кости». Нашествие гуннов вызвало грандиозное пере­движение народов, которое ускорило падение Римской им­перии. После захвата Причерноморья часть гуннов оста­лись на завоеванной территории, часть продвинулась дальше в бассейн Дуная. Вместе с ними проследовали по­коренные аланы и готы. В знаменитой битве по Адриано­полем в 378 г. на стороне гуннов против римлян выступили


группы алан. В 406 г. они продвинулись еще дальше в Гал­лию и Испанию и даже дошли до Северной Африки.

О пребывании гуннов в Северном Причерноморье в конце IV — первой половине V вв. свидетельствуют ред­кие, но очень богатые захоронения и ряд случайных на­ходок. Большинство из них найдены на границе степи и лесостепи. В могилы знатных гуннов клали большое ко­личество золотых и серебряных украшений, поясных на­боров, диадем, седел, конской сбруи, оружия, головных уборов, пряжек, подвесок, фаларов (фалар — большая выпуклая круглая бляха с рельефным орнаментом) и на­кладок. Часто серебряные и бронзовые изделия обтягива­лись золотым листом, инкрустировались недорогими красными и лиловыми камнями. Создавалось впечатле­ние особой пышности и богатства. Находки этого време­ни известны у села Новогригорьевка в Запорожской области, у Мелитопо­ля, в устье реки Оскол. Гуннским временем датируется каменная стела из Новоазовского района.

БОЛГАРЫ      Власть гуннов в сте-

Изображение древнего тюрка

пи была недолгой. Центр гуннских владений перемес­тился на Дунай, но уже после смер­ти Аттилы в 453 г. гуннское объединение распалось. В приазов­ские степи начали проникать род­ственные гуннам болгарские племе­на. Некоторое время большое влияние имели кочевые авары, по­явившиеся здесь в 558 г., вскоре они, однако, откочевали к Дунаю в район Паннонии и основали здесь


Аварский каганат. Болгары в VI-VII вв. вели кочевой об­раз жизни и оставили совсем немного напоминаний о себе. Помимо нескольких кочевий, в донецких степях к этому времени относятся детский амулет из Белосарай-ской косы, женское погребение с фибулами и серьгами в Мариуполе, погребения у села Новогригорьевка на Каль-миусе, возле Ясиноватой, две пластинчатые фибулы с зо­лотыми накладками из Подонцовья, обломок глиняной фигурки из-под Новоазовска. В 30-40-х гг. VII в. болга­ры Приазовья и Причерноморья сумели объединиться в одно государство, которое получило название Великая Болгария.

АНТЫ     К северу от кочевой степи в V-VII вв. в преде-

лах лесостепной полосы развивались племена так называемой пеньковской археологической культуры. Пеньковцы были предками одной из групп славянского на­селения. Византийские историки и средневековые евро­пейские хронисты называют их антами (см. документ № 3). В середине I тыс. н. э. раннеславянские племена начинают активную колонизацию соседних земель. В отличие от степных кочевников, анты-славяне вели оседлый образ жизни и занимались земледелием. Пеньковские поселки располагались, как правило, на низких участках речной поймы рядом с возделываемыми полями. В поселке строи­лись 10-15 жилищ в виде полуземлянок с деревянными стенами. Стены делались из бревен в виде срубов. Внутри устраивался очаг или печь-каменка. Землю распахивали при помощи простой сохи, урожай собирали железным сер­пом. Анты умели хорошо обрабатывать металл, лепили простые горшки биконической формы. Погребальный об­ряд отличался характерной особенностью. Покойников кремировали (сжигали), затем прах и обожженные вещи собирали в глиняный сосуд (урну) и закапывали в землю


на небольшую глубину. Иногда прах зарывали в простых неглубоких ямках. Анты жили в тесном контакте с кочев­никами. К ним проникали отдельные вещи и украшения степняков, обычай строить круглые юрты.

Крупное пеньковское поселение расположено на левом берегу Северского Донца напротив села Богородичное Сла­вянского района. Здесь найдены остатки углубленных в землю жилищ, фрагменты глиняных сосудов, металличес­кие предметы.

В VII-VIII вв. немногочисленное пеньковское населе­ние Подонцовья смешалось с болгарами и аланами и со­ставной частью вошло в Хазарский каганат.

Вопросы и задания:

1. Восстановите хронологию событий Великого переселения народов.

2. Покажите на карте пути движения основных племенных со-

юзов в первой половине I тыс. н. э. Какое место в расселении народов занимали донецкие земли?

3. Расскажите о первых славянских поселениях в нашем крае.

4. Назовите известные вам донецкие памятники эпохи Велико-

го переселения народов.

5. Где помещает антов Прокопий Кессарийский?


 


Документы


1. Европейский хронист Иордан. «О происхождении и | деяниях готов»

«... Когда вышеназванные племена (готов) жили на первом ] месте своего расселения, в Скифии у Мэотиды (Азовское море), \ то имели, как известно, королем Филимера».

«Славный подчинением столь многих (племен), он (Герма-нарих) не потерпел, чтобы... племя герулов (германское пле-


м. я Готского союза)... не подчинилось его власти... Вышеуказан­ное племя жило близ Мэотийского болота (Азовское море), в топких местах... Они также, наряду с остальными племена­ми, покорились королю готов Германариху».

2. Римский историк Аммиан Марцеллин. «История»
«Они (гунны) так закалены, что не нуждаются ни в огне,

ни в приспособленной ко вкусу человека пище; они питаются кореньями диких трав и полусырым мясом всякого скота, ко­торое они кладут на спины коней под свои бедра и дают ему немного попреть... День и ночь проводят они на коне... Никто у них не пашет и никогда не коснулся сохи. Без определенного места жительства, без дома, без закона или устойчивого об­раза жизни кочуют они, словно вечные беглецы... Никто из них не может ответить на вопрос, где он родился: зачат он в од­ном месте, рожден далеко оттуда, вырос еще дальше».

«Гунны, пройдя через земли алан, которые граничат с грев-тунгами (германское племя Готского союза) и обыкновенно на­зываются Танаитами, произвели у них страшное истребление и опустошение, а с уцелевшими заключили союз и присоедини­ли их к себе. При их содействии они смело прорвались внезап­ным нападением в обширные и плодородные земли Эрменриха».

3. Византийский историк Прокопий из Кессарии.
" Война с готами»

«За сагинам осели многие племена гуннов. Простирающая­ся отсюда страна называется Эвлексия; прибрежную ее часть, как и внутреннюю, занимают варвары вплоть до так называ­емого «Меотийского болота» (Азовское море) и до реки Танаи-са (Дон), которая впадает в «Болото». Само это «Болото» вливается в Эвксинский Понт (Черное море). Народы, кото­рые здесь живут, в древности назывались киммерийцами, те­перь же зовутся утригурами (одно из болгарских племен). Дальше на север от них занимают земли бесчисленные племе­ни антов».


ТЕМА 5. ДРЕВНОСТИ ХАЗАРСКОГО КАГАНАТА

Эпоха Великого переселения народов заканчивается в VII в. после образования на северных и юго-восточных бе­регах Азовского моря так называемой Великой Болгарии и Хазарского каганата в прикаспийских степях. Первым правителем Великой Болгарии был хан Курбат. После его смерти образовались две большие кочевые орды. Одну из них возглавил хан Аспарух, вторую — Котраг (см. доку­мент № 1). В конце VII в. хазары присоединили к себе при­азовские земли, захватили пастбища болгар. Часть побежденных болгар во главе с Аспарухом откочевала к I Дунаю и основала там новое государство — Дунайскую Болгарию. Другая часть осталась и подчинилась хазарам.

ХАЗАРЫ         Хазары — тюркоязычный кочевой народ. I

В V-VI вв. они создали свое племенное объе­динение на территории современного Дагестана. Основ­ная часть хазар занималась скотоводством и кочевала по степям. В немногочисленных городах развивались ремес­ла и торговля. Столицы каганата — города Беленджер и Семендер — были хорошо укрепленными крепостями. В VII в. хазары образовали раннефеодальное государство во главе с каганом. Его власть распространялась на под­данных и на покоренные народы.

В начале VIII в. на хазар обрушилось большое бедствие — война с арабами (см. документ № 2). В это вре-мя арабы захватили значительную часть Ирана и Закав-


Карта Хазарского каганата


казья, воевали с Византией. Потерпев поражение, хаза­ры построили новый город Итиль на Волге и перенесли туда свою столицу. Однако это не спасло их от нападений арабов. В 737 г. арабский полководец Мерван разорил кас­пийские земли хазар и их соседей, дошел до Волги. Под давлением завоевателей большие группы хазар и подвла­стных им алан (Алания — средневековая страна на тер­ритории Северного Кавказа; аланы — предки осетин) переместились в Подонье и осели на этой земле.

К середине VIII в. в Подонье и Северном Приазовье оби­тали покоренные еще раньше хазарами болгары. Рядом кочевали угры (предки современных венгров). В лесосте­пи в верховьях Северского Донца и Дона размещались по­селки и городища славянских племен вятичей и северян. Хазары и северокавказские аланы вклинились в этот раз-ноэтнический (этнос — народ) мир и подчинили его свое­му контролю. В конце VIII в. границы Хазарского каганата охватывали весь Северный Кавказ, Южный Крым, низовья Волги, Приазовье, Подонье, Северский Донец и доходили до славянских земель. Средневековые летописи и хроники хорошо различают народы, входив­шие в каганат, но часто называют всех собирательным именем — хазарами. Собственно хазары составляли не­большую часть населения. Каган управлял землями через своих наместников — тудунов. Военно-административная власть тудунов не всегда была сильной. Иногда вассаль­ная зависимость входящих в каганат народов ограничи­валась выплатой дани.

В целом Хазарский каганат представлял собой значи­тельную военно-политическую силу. Византийские импе­раторы вынуждены были считаться с хазарами и периодически платить им дань за сохранение мирных от­ношений. Каганы пытались вести самостоятельную вне­шнюю политику, Для того, чтобы противопоставить себя христианской Византии и мусульманским странам, в IX


пеке хазарская аристократическая верхушка приняла иудаизм. Были распространены династические браки между византийскими императорами и каганами (см. до­кумент № 1). Византийские инженеры помогали хазарам строить крепости на границе каганата, в частности, город Саркел на Нижнем Дону.

Крепости и укрепленные города возводились на грани­цах Хазарии и вдоль основных торговых путей. Крупная бе­локаменная (т. е. построенная из известняковых плит) крепость с большими угловыми башнями и стенами высо­той 10-12 метров была поставлена в верховьях Северского Донца у современного села Верхний Салтов в Харьковской области. Вокруг укрепления располагались большие посел­ки оседлых алан и очень крупный катакомбный могиль­ник. Возможно, здесь находилась ставка тудуна. Подобная крепость возникла у села Маяки на Среднем Дону.

От названия двух сел произошло наименование салто-во-маяцкой археологической культуры, которая обозна­чает все оставленные народами Хазарии древности.

В Хазарском каганате сложилось несколько крупных районов со своими внутренними экономическими и поли­тическими связями. Два из таких районов — донской и приазовский — частично располагались на землях Донец­кого края.

В конце VIII в. в северных районах Донецкой области возникла целая серия укрепленных алано-болгарских го­родищ — у сел Богородичное, Татьяновка, Сидорово, Ма­яки, города Славяногорска Славянского района, села Новоселовка и поселка Кирово Краснолиманского района. Большинство из них расположены на 15-километровом отрезке правого берега Донца в пределах Славянского рай­она. Наверное, здесь располагался какой-то крупный ха­зарский административный центр. Большинство городищ находятся на высоком правом берегу Северского Донца и укреплены со стороны поля системой рвов и земляных ва-


лов. Со стороны реки укрепления не возводились. Городи­ща у села Богородичное и Святогорского монастыря пол­ностью заросли лесом, поэтому хорошо сохранились. Глубина рва достигала 2-3 метров, на такую же высоту поднимался земляной вал. По гребню вала сооружался ча­стокол (стена) из заостренных бревен. Деревянные стены хазарских крепостей часто штукатурились и белились ме­лом. Склоны Святогорского городища дополнительно ук­репляли эскарпом. Эскарп — это искусственная подрезка склона, которая увеличивала его крутизну. Святогорское городище небольшое — 50 на 70 м — и нежилое, т. е. горо­дище-убежище. Люди жили в расположенном рядом по­селке и прятались в убежище только в случае опасности. В остальных городищах люди постоянно жили под защи- I той крепостных стен. Самые большие городища известны у сел Сидорово и Маяки. Их размеры достигают несколь­ко десятков гектаров. Рядом находились неукрепленные поселки, так называемый посад. Вокруг располагались I могильники. В поселках и городищах строились землян- ] ки, полуземлянки и наземные жилища. Стены полуземля­нок возводились из досок или земляных (дерновых) I кирпичей, крыша была соломенной или камышовой, дву­скатной или односкатной. Наземные жилища имели вид I мазанок. Стенки мазанок делались из переплетенных пру­тьев и обмазывались глиной.

Сельское хозяйство алано-болгарского населения По- I донцовья основывалось на пашенном земледелии. На по- I селениях сохранились остатки железных лемехов от I плугов сложной конструкции. Возделывались пшеница, ячмень и просо. Зерно хранилось в больших глиняных боч- ] ках — пифосах, врытых в землю по горлышко. Вмести­мость одного пифоса достигала нескольких сотен литров. Зерно растиралось в муку и крупу при помощи ручных мельниц. Круглые жернова таких мельниц в большом количестве найдены на Маяцком городище. Важное мес-


то занимало огородничество. Выращивались лук, репа, чеснок и другие культуры. О развитии огородничества сви­детельствуют железные теслообразные мотыжки. Живот­новодство было придомным и отгонным. Разводились коровы, лошади, овцы, в меньшей степени козы и свиньи. При придомном содержании скот (коровы, свиньи) выпа­сался возле жилищ и требовал запаса кормов в зимний стойловый период. Отгонное животноводство (лошади, ко­ровы и овцы) связано с постоянными перекочевками по степи и в богатой сочными травами пойме Северского Дон­ца. Вокруг городищ и долговременных поселков в Славян­ском, Краснолиманском и Артемовском районах найдено большое количество кратковременных пастушеских сто­янок-кочевий.


Местное население хоронило своих умерших в основ­ном по языческому обряду. Иудаизм охватил только вер­хушку господствующего класса. Вместе с тем часть алан и IX в. приняла христианство. В нескольких типичных аланских катакомбах IХ-Х вв. Верхнесалтовского могиль­ника найдены медные нательные крестики. В IХ-Х веках


в Подонцовье получил распространение ислам. Крупный мусульманский могильник расположен в селе Сидорово. В целом для разноэтнического населения Хазарского ка­ганата была свойственна религиозная терпимость.

Вторым крупным районом салтово-маяцкой культуры является Приазовье. В настоящее время здесь учтено бо­лее 100 раннесредневековых памятников VIII-X вв. В ос­новном это кочевья и поселения. Кочевья возникали на месте кратковременных остановок подвижных групп ско­товодов. На них сохраняются следы от круглых юртооб-разных жилищ диаметром 3-4 метра, колоколовидные хозяйственные ямы, кости животных, фрагменты разби­той посуды. Долговременные поселения аналогичны по­добным поселениям в Подонцовье. Планировка жилищ на них была беспорядочная. Круглогодичные кочевья (суще­ствовавшие во все времена года) датируются в основном VI-VIII вв. Позже происходит оседание части болгарского населения на землю и возникновение долговременных земледельческих поселков. Кочевья IХ-Х вв. в Приазовье носили сезонный характер, т. е. возникали в теплое время года в период выпаса скота. Большие долговременные не­укрепленные поселки IХ-Х в. в. отмечены вдоль северно­го побережья Азовского моря в устьях рек и балок, впадающих в море. В экономике поморских болгар важ­ное место занимало рыболовство. В хозяйственных ямах поселений у Новоазовска, сел Безыменное Новоазовского района и Урзуф Першотравневого района найдены кости осетровых и судака. Выше этих поморских поселков рас­полагались сезонные кочевья. Дальше в степи, в пределах Приазовской возвышенности и южных отрогов Донецко­го Кряжа, в основном в долинах больших рек, известны рассеянные поселки и кочевья вокруг них. Например, та­кие поселки известны у сел Белояровка и Великая Ши-шовка в бассейне реки Крынки, в балке Хантарама в бассейне Кальмиуса и других местах.


Поселения и кочевья находят по большому количеству фрагментов красноглиняных амфор и сероглиняных со­судов местного производства. Амфоры имели круглое дно, две ручки и служили тарой для привозных продук­тов из Крыма, Византии и других территорий. Емкость амфор достигала 7-8 литров. Круглодонные амфоры были очень популярной в Хазарии тарой и в результате торговли поступали дальше в русские земли. Сероглиня-ные горшки и круглые котлы с ушками для подвеши­вания на костре имели костровый обжиг и производились на месте. О погребальной культуре приазовских поселе­ний практически ничего не известно, так как большие мо­гильники еще не найдены. Ясно только, что эти могильники были грунтовыми, т. е. без курганов.

Собственно кочевыми хазарами оставлено совсем не­большое количество древностей на территории Донецкого края. К ним относятся несколько погребений под кургана­ми с квадратными ровиками вокруг могилы. Одно из та­ких погребений найдено у города Тореза. В могиле обнаружили плоские глиняные фляги, золотую монету византийского императора Константина V Копронима (741-775 гг. ), круглодонную амфору, железные стреме-на, нож, украшения и про-стые глиняные горшки.

В конце IX в. Хазарский каганат начинает испыты-вать все более растущий на-тиск со стороны печенегов. Часть болгар со среднего Дона откочевала на Волгу.

Здесь они смешались с угро-          

Медные украшения

финнами и основали новое         из хазарского погребения

государство — Волжскую          у г. Тореза Донецкой обл.


Булгарию. В начале X в. печенеги фактически полнос­тью оккупировали степи Восточной Европы.

Сильный удар по каганату нанес русский князь Свято­слав. В 965 г. он разрушил хазарский Саркел и основал здесь свою крепость — Белую Вежу. В конце X — начале XI вв. народы каганата влились в новые политические об­разования.

Вопросы и задания:

1. Покажите на карте границы Хазарского каганата в IX в.

2. Каким было население каганата? Какие народы населяли Донбасс?

3. Проследите перемещение болгар из Приазовья на основании

хроники патриарха Никифора.

4. Опишите средневековые хазарские города Подонцовья.

5. На чем основывалась экономика Хазарии?

Документы:

1. Византийский хронист IX в. патриарх Никифор. «Бревиарий»

679-680 гг.: «... Но пора уже рассказать о начале так назы­ваемых... болгар и их положении. У Меотийского озера (Азов­ское море)... располагается называвшаяся в древности Вели­кая Болгария... Во времена Константина... некто по имени Ков-рат, бывший государем этих племен,... оставил пять сыновей, которым завещал ни в коем случае не отделяться друг от дру­га, с тем чтобы они взаимным благорасположением оберегали свою власть. Но они, ничуть не заботясь об отеческом настав­лении, по истечении недолгого времени расстались друг с дру­гом... Котраг, переправившись через Танаис (Дон), поселился напротив них (т. е. в Северном Приазовье)... Аспарух, перепра­вившись через реки Днепр и Днестр, поселился у Истра (Дунай)... И так как этот народ разделился и расселился, племя хазар... стало с тех пор безнаказанно совершать набеги... »


706-707 гг.: «Между тем Юстиниан (византийский импе­ратор) посылает в Хазарию за своей женой Феодорой (дочь ка­гана) и рожденным у него от нее сыном Тиверием и венчает их на царство».

2. Византийский хронист IX в. Феофан Исповедник, « Хронография »

728-729 гг.: «В этом году сын хагана, владыка Хазарии, от­правился походом на Мидию и Армению. Застав в Армении Га-раха, стратига (т. е. полководца) арабов, он убил его вместе с бывшим при нем войском. Разграбив страну армян и мидийцев, он повернул назад, нагнав великий страх на арабов».

 


ТЕМА 6. ПЕЧЕНЕГИ, ТОРКИ, ПОЛОВЦЫ

В VIII-IХ вв. в далеких заволжских степях обитали многочисленные кочевые тюркоязычные народы. В IX в. в поисках новых пастбищ они начинают движение на за­пад и доходят до границ Восточной Европы. Первым зна­чительным пришедшим народом были печенеги. Их удар ощутили на себе прежде всего хазары. В конце IX в. пече­неги разрушили хазарские крепости на Среднем Дону и прорвались в европейские степи.

ПЕЧЕНЕГИ          Печенеги находились на том уровне

формирования ранних форм государства, когда из массы рядовых общинников выделялись наибо­лее энергичные и становились главами родов и военными предводителями. Из числа родовой знати выбирались вож­ди племен. Обычно племя включало в себя несколько ро­дов. Современники печенегов византийский император Константин Багрянородный и персидский географ Гарди-зи писали в своих трактатах, что печенежский союз со­стоял из восьми племен и насчитывал около 40 родов. Печенеги пребывали в постоянном движении и перемеща­лись по степи со своими стадами. Основу стада составля­ли кони и овцы. Долговременных стойбищ у них не было, жилищем служили легкие юрты. Юрта — это круглое жи­лище из войлока и шкур животных на каркасе из дере­вянных жердей. В центре юрты всегда устраивался открытый очаг.

Грабительские войны были важным способом обогаще-


ния племенной верхушки. Печенеги постоянно нападали на соседей, захватывали людей с целью выкупа, уводили скот. Соседние государства стремились заключить с ними мир и откупиться данью.

Хазарский каганат не смог защитить свои владения от вторжения степняков. Печенеги захватили все Подонье и Кубань, продвинулись в Причерноморье. В 892 г. они раз­громили здесь степных угров (венгров) и дошли вплоть до устья Дуная. На рубежах русских княжеств печенеги впервые появились в 915 г. Князь Игорь сразу же заклю­чил с ними договор о мире. Константин Багрянородный писал, что русские стремятся быть в мире с печенегами, так как они не могут ни торговать, ни воевать, ни спокой­но жить, если находятся во враждебном отношении с этим народом. Однако вскоре византийские дипломаты подку­пили печенегов и уговорили их напасть на Русь. Печене­ги устроили страшные погромы в пограничных со степью княжествах. Русь начала вести с ними долгую и изнури­тельную борьбу.

Жестоко страдало от печенегов алано-болгарское насе­ление Хазарского каганата. Некоторые поселения сгоре­ли в огне и прекратили свое существование. Особо сильно пострадало население Подонья и Подонцовья. В Приазо­вье погромов не было. Многие аланы и болгары (русские летописи называют их Черными Болгарами) вошли в пле­менной союз печенегов и стали кочевать вместе с ними. Значительная часть оседлого населения осталась на сво­их местах.

Только в 1036 г. Ярослав Мудрый сумел разбить под Киевом большое печенежское войско и положить конец их набегам.

Вскоре печенегов стали теснить с востока родственные им кочевые племена торков. В состав торческого союза входили также берендеи, одна из групп заволжских пече­негов, боуты и другие племена. Под ударами русских и


напором торков печенеги рассеялись в степи, частично от­кочевали к Дунаю, частично перешли на пограничную службу к русским князьям и поселились на реке Рось на правом берегу Днепра.

ТОРКИ        Господство торков в Восточной Европе было ]

недолгим. Уже в 1060 г. объединенное войско русских разбило их наголову. Как и печенеги, оставшие-ся торки расселились небольшими группами на границах Руси, либо откочевали к Византии. До разгрома основные кочевья торков располагались в Донецкой области в бас- сейне реки Казенный Торец. От них происходит целая се-

рия гидронимов (названия рек) и топонимов (названия местности): Сухой, Кривой, Казенный Торец, Большой 

Тор, Торецкое городище и город Тор (современный Сла- вянск), поселки Торецкое и Торское в Константиновском и Краснолиманском районах, Краматоровка (современный Краматорск) на Казенном Торце.

Именно в этом степном микрорайоне обнаружены не-многочисленные погребения торков: у села Торское в Крас-нолиманском районе и города Ясиноватая Донецкой области. Во многом они похожи на печенежские. Торки, как и печенеги, хоронили своих сородичей в курганах в ямах с деревянным настилом. Сверху настила клали голо-ву и ноги коня. Самого коня родственники съедали во вре-мя тризны (тризна — поминки). Конь был обязательным элементом захоронения. Кочевники верили, что покойные въезжали в «рай» на коне. Арабский писатель и историк X века Ибн-Фадлан детально описывает погребение умершего торка: в большую яму помещают покойника, одетого в кур-тку, с поясом и луком, с чашей в руках; потом сородичи убивают лошадей и съедают их мясо, кроме головы, ног, ко-жи и хвоста, которые помещают на деревянном перекрытии.

В середине XI в. место печенегов и торков в степи за-


няли половцы. Однако небольшие их группы по-прежне­му кочевали между Днепром и Доном. В начале XII в. Вла­димир Мономах во время одного из походов на половцев встретил в низовьях Днепра орду печенегов и торков и увел их с собой.

ПОЛОВЦЫ О половцах русские летописи впервые упо­минают в 1054 г. Европейские хронисты назы­вают половцев команами (или куманами), восточные — кипчаками (или кыпчаками). Вся половецкая земля по­лучила название Дешт-и-Кипчак. Такое название офор­милось в XII в., когда половцы прочно основались в Европе. Владения половцев простирались от правого бе­рега Днепра до заволжских степей, охватывали Северный Кавказ. Они полностью освоили степь в этом простран­стве.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.