|
|||||||||
3. Описание г.Мариуполя. 1820 г. 3 страница
ГОТЫ В середине III в. н. э. в Северное Причерноморье с запада и северо-запада проникают вначале немногочисленные германские племена. Наиболее крупным из них были готы. В Причерноморье и Приазовье готы разрушили многие античные центры, в том числе город Та-наис в устье Дона, заняли Крым. Поселившись здесь, готы возглавили обширный союз различных племен. В состав союза входили германские, сарматские, раннеславянские племена, которые испытывали сильное римское влияние. Наибольшего могущества Готский племенной союз достиг при короле Германарихе (см. документ № 1). Племена союза оставили древности так называемой черняховской археологической культуры. Основное оседлое население черняховской культуры обитало к западу от Днепра, вплоть до территории современной Молдавии. К востоку от Днепра находились земли включенных в Готский союз кочевых сармато-алан. В эту зону входили и донецкие степи. Одно из погребений сарматского кочевника обнаружено в кургане у города Моспино. Погребенный мужчина лежал в могиле с подбоем. Рядом с ним были положены большой железный меч, бронзовая фибула (большая булавка для закрепления плаща), красивый фигурный Черняховский кувшин черного цвета и простой глиняный горшок. Сверху могилы на деревянном перекрытии находился скелет коня.
Очень богатое женское захоронение раскопано в 1984 году у села Чугуно-Крепинка Шахтерского района под невысокой курганной насыпью. Знатная сарматка была одета в дорогую одежду фиолетового и бежевого цветов. Рукава одежды были обшиты множеством золотых бляшек (604 шт. ). Погребенную украшали золотые перстни, серьги, гривна, подвески. Рядом находилась дорогая бронзовая с позолотой посуда, серебряные стаканы, железный боевой топор и другие предметы. При жизни эта сарматка занимала высокое социальное положение. ГУННЫ В конце IV в. н. э. Аланский племенной союз и Готский племенной союз были разбиты волной гуннского нашествия. Гунны появились в Восточной Европе в 375 г. и внесли страшное опустошение в сарматские земли (см. документ № 2). Гунны — первые тюркоязычные племена, пришедшие с Востока. Их родиной является далекая Центральная Азия. Под именем хунну они были известны еще во II в. н. э. В конце IV в. гунны включали в свой состав различные тюркские народы. Во главе гуннов в то время был вождь Баламер. В 376 г. римляне на дунайской границе узнали от беглецов о новом кочевом народе, который разбил танаисских (донских) алан и североприазовских остготов. Римский историк Евнапий писал, что побежденные «... были истреблены уннами (гуннами), И большинство их погибло; они их ловили и избивали вместе с женами и детьми, причем не было предела их жестокости». Нашествие гуннов вызвало грандиозное передвижение народов, которое ускорило падение Римской империи. После захвата Причерноморья часть гуннов остались на завоеванной территории, часть продвинулась дальше в бассейн Дуная. Вместе с ними проследовали покоренные аланы и готы. В знаменитой битве по Адрианополем в 378 г. на стороне гуннов против римлян выступили группы алан. В 406 г. они продвинулись еще дальше в Галлию и Испанию и даже дошли до Северной Африки. О пребывании гуннов в Северном Причерноморье в конце IV — первой половине V вв. свидетельствуют редкие, но очень богатые захоронения и ряд случайных находок. Большинство из них найдены на границе степи и лесостепи. В могилы знатных гуннов клали большое количество золотых и серебряных украшений, поясных наборов, диадем, седел, конской сбруи, оружия, головных уборов, пряжек, подвесок, фаларов (фалар — большая выпуклая круглая бляха с рельефным орнаментом) и накладок. Часто серебряные и бронзовые изделия обтягивались золотым листом, инкрустировались недорогими красными и лиловыми камнями. Создавалось впечатление особой пышности и богатства. Находки этого времени известны у села Новогригорьевка в Запорожской области, у Мелитополя, в устье реки Оскол. Гуннским временем датируется каменная стела из Новоазовского района. БОЛГАРЫ Власть гуннов в сте-
пи была недолгой. Центр гуннских владений переместился на Дунай, но уже после смерти Аттилы в 453 г. гуннское объединение распалось. В приазовские степи начали проникать родственные гуннам болгарские племена. Некоторое время большое влияние имели кочевые авары, появившиеся здесь в 558 г., вскоре они, однако, откочевали к Дунаю в район Паннонии и основали здесь Аварский каганат. Болгары в VI-VII вв. вели кочевой образ жизни и оставили совсем немного напоминаний о себе. Помимо нескольких кочевий, в донецких степях к этому времени относятся детский амулет из Белосарай-ской косы, женское погребение с фибулами и серьгами в Мариуполе, погребения у села Новогригорьевка на Каль-миусе, возле Ясиноватой, две пластинчатые фибулы с золотыми накладками из Подонцовья, обломок глиняной фигурки из-под Новоазовска. В 30-40-х гг. VII в. болгары Приазовья и Причерноморья сумели объединиться в одно государство, которое получило название Великая Болгария. АНТЫ К северу от кочевой степи в V-VII вв. в преде- лах лесостепной полосы развивались племена так называемой пеньковской археологической культуры. Пеньковцы были предками одной из групп славянского населения. Византийские историки и средневековые европейские хронисты называют их антами (см. документ № 3). В середине I тыс. н. э. раннеславянские племена начинают активную колонизацию соседних земель. В отличие от степных кочевников, анты-славяне вели оседлый образ жизни и занимались земледелием. Пеньковские поселки располагались, как правило, на низких участках речной поймы рядом с возделываемыми полями. В поселке строились 10-15 жилищ в виде полуземлянок с деревянными стенами. Стены делались из бревен в виде срубов. Внутри устраивался очаг или печь-каменка. Землю распахивали при помощи простой сохи, урожай собирали железным серпом. Анты умели хорошо обрабатывать металл, лепили простые горшки биконической формы. Погребальный обряд отличался характерной особенностью. Покойников кремировали (сжигали), затем прах и обожженные вещи собирали в глиняный сосуд (урну) и закапывали в землю на небольшую глубину. Иногда прах зарывали в простых неглубоких ямках. Анты жили в тесном контакте с кочевниками. К ним проникали отдельные вещи и украшения степняков, обычай строить круглые юрты. Крупное пеньковское поселение расположено на левом берегу Северского Донца напротив села Богородичное Славянского района. Здесь найдены остатки углубленных в землю жилищ, фрагменты глиняных сосудов, металлические предметы. В VII-VIII вв. немногочисленное пеньковское население Подонцовья смешалось с болгарами и аланами и составной частью вошло в Хазарский каганат. Вопросы и задания: 1. Восстановите хронологию событий Великого переселения народов. 2. Покажите на карте пути движения основных племенных со- юзов в первой половине I тыс. н. э. Какое место в расселении народов занимали донецкие земли? 3. Расскажите о первых славянских поселениях в нашем крае. 4. Назовите известные вам донецкие памятники эпохи Велико- го переселения народов. 5. Где помещает антов Прокопий Кессарийский?
Документы 1. Европейский хронист Иордан. «О происхождении и | деяниях готов» «... Когда вышеназванные племена (готов) жили на первом ] месте своего расселения, в Скифии у Мэотиды (Азовское море), \ то имели, как известно, королем Филимера». «Славный подчинением столь многих (племен), он (Герма-нарих) не потерпел, чтобы... племя герулов (германское пле- м. я Готского союза)... не подчинилось его власти... Вышеуказанное племя жило близ Мэотийского болота (Азовское море), в топких местах... Они также, наряду с остальными племенами, покорились королю готов Германариху». 2. Римский историк Аммиан Марцеллин. «История» ни в приспособленной ко вкусу человека пище; они питаются кореньями диких трав и полусырым мясом всякого скота, которое они кладут на спины коней под свои бедра и дают ему немного попреть... День и ночь проводят они на коне... Никто у них не пашет и никогда не коснулся сохи. Без определенного места жительства, без дома, без закона или устойчивого образа жизни кочуют они, словно вечные беглецы... Никто из них не может ответить на вопрос, где он родился: зачат он в одном месте, рожден — далеко оттуда, вырос — еще дальше». «Гунны, пройдя через земли алан, которые граничат с грев-тунгами (германское племя Готского союза) и обыкновенно называются Танаитами, произвели у них страшное истребление и опустошение, а с уцелевшими заключили союз и присоединили их к себе. При их содействии они смело прорвались внезапным нападением в обширные и плодородные земли Эрменриха». 3. Византийский историк Прокопий из Кессарии. «За сагинам осели многие племена гуннов. Простирающаяся отсюда страна называется Эвлексия; прибрежную ее часть, как и внутреннюю, занимают варвары вплоть до так называемого «Меотийского болота» (Азовское море) и до реки Танаи-са (Дон), которая впадает в «Болото». Само это «Болото» вливается в Эвксинский Понт (Черное море). Народы, которые здесь живут, в древности назывались киммерийцами, теперь же зовутся утригурами (одно из болгарских племен). Дальше на север от них занимают земли бесчисленные племени антов». ТЕМА 5. ДРЕВНОСТИ ХАЗАРСКОГО КАГАНАТА Эпоха Великого переселения народов заканчивается в VII в. после образования на северных и юго-восточных берегах Азовского моря так называемой Великой Болгарии и Хазарского каганата в прикаспийских степях. Первым правителем Великой Болгарии был хан Курбат. После его смерти образовались две большие кочевые орды. Одну из них возглавил хан Аспарух, вторую — Котраг (см. документ № 1). В конце VII в. хазары присоединили к себе приазовские земли, захватили пастбища болгар. Часть побежденных болгар во главе с Аспарухом откочевала к I Дунаю и основала там новое государство — Дунайскую Болгарию. Другая часть осталась и подчинилась хазарам. ХАЗАРЫ Хазары — тюркоязычный кочевой народ. I В V-VI вв. они создали свое племенное объединение на территории современного Дагестана. Основная часть хазар занималась скотоводством и кочевала по степям. В немногочисленных городах развивались ремесла и торговля. Столицы каганата — города Беленджер и Семендер — были хорошо укрепленными крепостями. В VII в. хазары образовали раннефеодальное государство во главе с каганом. Его власть распространялась на подданных и на покоренные народы. В начале VIII в. на хазар обрушилось большое бедствие — война с арабами (см. документ № 2). В это вре-мя арабы захватили значительную часть Ирана и Закав- Карта Хазарского каганата казья, воевали с Византией. Потерпев поражение, хазары построили новый город Итиль на Волге и перенесли туда свою столицу. Однако это не спасло их от нападений арабов. В 737 г. арабский полководец Мерван разорил каспийские земли хазар и их соседей, дошел до Волги. Под давлением завоевателей большие группы хазар и подвластных им алан (Алания — средневековая страна на территории Северного Кавказа; аланы — предки осетин) переместились в Подонье и осели на этой земле. К середине VIII в. в Подонье и Северном Приазовье обитали покоренные еще раньше хазарами болгары. Рядом кочевали угры (предки современных венгров). В лесостепи в верховьях Северского Донца и Дона размещались поселки и городища славянских племен вятичей и северян. Хазары и северокавказские аланы вклинились в этот раз-ноэтнический (этнос — народ) мир и подчинили его своему контролю. В конце VIII в. границы Хазарского каганата охватывали весь Северный Кавказ, Южный Крым, низовья Волги, Приазовье, Подонье, Северский Донец и доходили до славянских земель. Средневековые летописи и хроники хорошо различают народы, входившие в каганат, но часто называют всех собирательным именем — хазарами. Собственно хазары составляли небольшую часть населения. Каган управлял землями через своих наместников — тудунов. Военно-административная власть тудунов не всегда была сильной. Иногда вассальная зависимость входящих в каганат народов ограничивалась выплатой дани. В целом Хазарский каганат представлял собой значительную военно-политическую силу. Византийские императоры вынуждены были считаться с хазарами и периодически платить им дань за сохранение мирных отношений. Каганы пытались вести самостоятельную внешнюю политику, Для того, чтобы противопоставить себя христианской Византии и мусульманским странам, в IX пеке хазарская аристократическая верхушка приняла иудаизм. Были распространены династические браки между византийскими императорами и каганами (см. документ № 1). Византийские инженеры помогали хазарам строить крепости на границе каганата, в частности, город Саркел на Нижнем Дону. Крепости и укрепленные города возводились на границах Хазарии и вдоль основных торговых путей. Крупная белокаменная (т. е. построенная из известняковых плит) крепость с большими угловыми башнями и стенами высотой 10-12 метров была поставлена в верховьях Северского Донца у современного села Верхний Салтов в Харьковской области. Вокруг укрепления располагались большие поселки оседлых алан и очень крупный катакомбный могильник. Возможно, здесь находилась ставка тудуна. Подобная крепость возникла у села Маяки на Среднем Дону. От названия двух сел произошло наименование салто-во-маяцкой археологической культуры, которая обозначает все оставленные народами Хазарии древности. В Хазарском каганате сложилось несколько крупных районов со своими внутренними экономическими и политическими связями. Два из таких районов — донской и приазовский — частично располагались на землях Донецкого края. В конце VIII в. в северных районах Донецкой области возникла целая серия укрепленных алано-болгарских городищ — у сел Богородичное, Татьяновка, Сидорово, Маяки, города Славяногорска Славянского района, села Новоселовка и поселка Кирово Краснолиманского района. Большинство из них расположены на 15-километровом отрезке правого берега Донца в пределах Славянского района. Наверное, здесь располагался какой-то крупный хазарский административный центр. Большинство городищ находятся на высоком правом берегу Северского Донца и укреплены со стороны поля системой рвов и земляных ва- лов. Со стороны реки укрепления не возводились. Городища у села Богородичное и Святогорского монастыря полностью заросли лесом, поэтому хорошо сохранились. Глубина рва достигала 2-3 метров, на такую же высоту поднимался земляной вал. По гребню вала сооружался частокол (стена) из заостренных бревен. Деревянные стены хазарских крепостей часто штукатурились и белились мелом. Склоны Святогорского городища дополнительно укрепляли эскарпом. Эскарп — это искусственная подрезка склона, которая увеличивала его крутизну. Святогорское городище небольшое — 50 на 70 м — и нежилое, т. е. городище-убежище. Люди жили в расположенном рядом поселке и прятались в убежище только в случае опасности. В остальных городищах люди постоянно жили под защи- I той крепостных стен. Самые большие городища известны у сел Сидорово и Маяки. Их размеры достигают несколько десятков гектаров. Рядом находились неукрепленные поселки, так называемый посад. Вокруг располагались I могильники. В поселках и городищах строились землян- ] ки, полуземлянки и наземные жилища. Стены полуземлянок возводились из досок или земляных (дерновых) I кирпичей, крыша была соломенной или камышовой, двускатной или односкатной. Наземные жилища имели вид I мазанок. Стенки мазанок делались из переплетенных прутьев и обмазывались глиной. Сельское хозяйство алано-болгарского населения По- I донцовья основывалось на пашенном земледелии. На по- I селениях сохранились остатки железных лемехов от I плугов сложной конструкции. Возделывались пшеница, ячмень и просо. Зерно хранилось в больших глиняных боч- ] ках — пифосах, врытых в землю по горлышко. Вместимость одного пифоса достигала нескольких сотен литров. Зерно растиралось в муку и крупу при помощи ручных мельниц. Круглые жернова таких мельниц в большом количестве найдены на Маяцком городище. Важное мес- то занимало огородничество. Выращивались лук, репа, чеснок и другие культуры. О развитии огородничества свидетельствуют железные теслообразные мотыжки. Животноводство было придомным и отгонным. Разводились коровы, лошади, овцы, в меньшей степени козы и свиньи. При придомном содержании скот (коровы, свиньи) выпасался возле жилищ и требовал запаса кормов в зимний стойловый период. Отгонное животноводство (лошади, коровы и овцы) связано с постоянными перекочевками по степи и в богатой сочными травами пойме Северского Донца. Вокруг городищ и долговременных поселков в Славянском, Краснолиманском и Артемовском районах найдено большое количество кратковременных пастушеских стоянок-кочевий. Местное население хоронило своих умерших в основном по языческому обряду. Иудаизм охватил только верхушку господствующего класса. Вместе с тем часть алан и IX в. приняла христианство. В нескольких типичных аланских катакомбах IХ-Х вв. Верхнесалтовского могильника найдены медные нательные крестики. В IХ-Х веках в Подонцовье получил распространение ислам. Крупный мусульманский могильник расположен в селе Сидорово. В целом для разноэтнического населения Хазарского каганата была свойственна религиозная терпимость. Вторым крупным районом салтово-маяцкой культуры является Приазовье. В настоящее время здесь учтено более 100 раннесредневековых памятников VIII-X вв. В основном это кочевья и поселения. Кочевья возникали на месте кратковременных остановок подвижных групп скотоводов. На них сохраняются следы от круглых юртооб-разных жилищ диаметром 3-4 метра, колоколовидные хозяйственные ямы, кости животных, фрагменты разбитой посуды. Долговременные поселения аналогичны подобным поселениям в Подонцовье. Планировка жилищ на них была беспорядочная. Круглогодичные кочевья (существовавшие во все времена года) датируются в основном VI-VIII вв. Позже происходит оседание части болгарского населения на землю и возникновение долговременных земледельческих поселков. Кочевья IХ-Х вв. в Приазовье носили сезонный характер, т. е. возникали в теплое время года в период выпаса скота. Большие долговременные неукрепленные поселки IХ-Х в. в. отмечены вдоль северного побережья Азовского моря в устьях рек и балок, впадающих в море. В экономике поморских болгар важное место занимало рыболовство. В хозяйственных ямах поселений у Новоазовска, сел Безыменное Новоазовского района и Урзуф Першотравневого района найдены кости осетровых и судака. Выше этих поморских поселков располагались сезонные кочевья. Дальше в степи, в пределах Приазовской возвышенности и южных отрогов Донецкого Кряжа, в основном в долинах больших рек, известны рассеянные поселки и кочевья вокруг них. Например, такие поселки известны у сел Белояровка и Великая Ши-шовка в бассейне реки Крынки, в балке Хантарама в бассейне Кальмиуса и других местах. Поселения и кочевья находят по большому количеству фрагментов красноглиняных амфор и сероглиняных сосудов местного производства. Амфоры имели круглое дно, две ручки и служили тарой для привозных продуктов из Крыма, Византии и других территорий. Емкость амфор достигала 7-8 литров. Круглодонные амфоры были очень популярной в Хазарии тарой и в результате торговли поступали дальше в русские земли. Сероглиня-ные горшки и круглые котлы с ушками для подвешивания на костре имели костровый обжиг и производились на месте. О погребальной культуре приазовских поселений практически ничего не известно, так как большие могильники еще не найдены. Ясно только, что эти могильники были грунтовыми, т. е. без курганов. Собственно кочевыми хазарами оставлено совсем небольшое количество древностей на территории Донецкого края. К ним относятся несколько погребений под курганами с квадратными ровиками вокруг могилы. Одно из таких погребений найдено у города Тореза. В могиле обнаружили плоские глиняные фляги, золотую монету византийского императора Константина V Копронима (741-775 гг. ), круглодонную амфору, железные стреме-на, нож, украшения и про-стые глиняные горшки. В конце IX в. Хазарский каганат начинает испыты-вать все более растущий на-тиск со стороны печенегов. Часть болгар со среднего Дона откочевала на Волгу. Здесь они смешались с угро- Медные украшения финнами и основали новое из хазарского погребения государство — Волжскую у г. Тореза Донецкой обл. Булгарию. В начале X в. печенеги фактически полностью оккупировали степи Восточной Европы. Сильный удар по каганату нанес русский князь Святослав. В 965 г. он разрушил хазарский Саркел и основал здесь свою крепость — Белую Вежу. В конце X — начале XI вв. народы каганата влились в новые политические образования. Вопросы и задания: 1. Покажите на карте границы Хазарского каганата в IX в. 2. Каким было население каганата? Какие народы населяли Донбасс? 3. Проследите перемещение болгар из Приазовья на основании хроники патриарха Никифора. 4. Опишите средневековые хазарские города Подонцовья. 5. На чем основывалась экономика Хазарии? Документы: 1. Византийский хронист IX в. патриарх Никифор. «Бревиарий» 679-680 гг.: «... Но пора уже рассказать о начале так называемых... болгар и их положении. У Меотийского озера (Азовское море)... располагается называвшаяся в древности Великая Болгария... Во времена Константина... некто по имени Ков-рат, бывший государем этих племен,... оставил пять сыновей, которым завещал ни в коем случае не отделяться друг от друга, с тем чтобы они взаимным благорасположением оберегали свою власть. Но они, ничуть не заботясь об отеческом наставлении, по истечении недолгого времени расстались друг с другом... Котраг, переправившись через Танаис (Дон), поселился напротив них (т. е. в Северном Приазовье)... Аспарух, переправившись через реки Днепр и Днестр, поселился у Истра (Дунай)... И так как этот народ разделился и расселился, племя хазар... стало с тех пор безнаказанно совершать набеги... » 706-707 гг.: «Между тем Юстиниан (византийский император) посылает в Хазарию за своей женой Феодорой (дочь кагана) и рожденным у него от нее сыном Тиверием и венчает их на царство». 2. Византийский хронист IX в. Феофан Исповедник, « Хронография » 728-729 гг.: «В этом году сын хагана, владыка Хазарии, отправился походом на Мидию и Армению. Застав в Армении Га-раха, стратига (т. е. полководца) арабов, он убил его вместе с бывшим при нем войском. Разграбив страну армян и мидийцев, он повернул назад, нагнав великий страх на арабов».
ТЕМА 6. ПЕЧЕНЕГИ, ТОРКИ, ПОЛОВЦЫ В VIII-IХ вв. в далеких заволжских степях обитали многочисленные кочевые тюркоязычные народы. В IX в. в поисках новых пастбищ они начинают движение на запад и доходят до границ Восточной Европы. Первым значительным пришедшим народом были печенеги. Их удар ощутили на себе прежде всего хазары. В конце IX в. печенеги разрушили хазарские крепости на Среднем Дону и прорвались в европейские степи. ПЕЧЕНЕГИ Печенеги находились на том уровне формирования ранних форм государства, когда из массы рядовых общинников выделялись наиболее энергичные и становились главами родов и военными предводителями. Из числа родовой знати выбирались вожди племен. Обычно племя включало в себя несколько родов. Современники печенегов византийский император Константин Багрянородный и персидский географ Гарди-зи писали в своих трактатах, что печенежский союз состоял из восьми племен и насчитывал около 40 родов. Печенеги пребывали в постоянном движении и перемещались по степи со своими стадами. Основу стада составляли кони и овцы. Долговременных стойбищ у них не было, жилищем служили легкие юрты. Юрта — это круглое жилище из войлока и шкур животных на каркасе из деревянных жердей. В центре юрты всегда устраивался открытый очаг. Грабительские войны были важным способом обогаще- ния племенной верхушки. Печенеги постоянно нападали на соседей, захватывали людей с целью выкупа, уводили скот. Соседние государства стремились заключить с ними мир и откупиться данью. Хазарский каганат не смог защитить свои владения от вторжения степняков. Печенеги захватили все Подонье и Кубань, продвинулись в Причерноморье. В 892 г. они разгромили здесь степных угров (венгров) и дошли вплоть до устья Дуная. На рубежах русских княжеств печенеги впервые появились в 915 г. Князь Игорь сразу же заключил с ними договор о мире. Константин Багрянородный писал, что русские стремятся быть в мире с печенегами, так как они не могут ни торговать, ни воевать, ни спокойно жить, если находятся во враждебном отношении с этим народом. Однако вскоре византийские дипломаты подкупили печенегов и уговорили их напасть на Русь. Печенеги устроили страшные погромы в пограничных со степью княжествах. Русь начала вести с ними долгую и изнурительную борьбу. Жестоко страдало от печенегов алано-болгарское население Хазарского каганата. Некоторые поселения сгорели в огне и прекратили свое существование. Особо сильно пострадало население Подонья и Подонцовья. В Приазовье погромов не было. Многие аланы и болгары (русские летописи называют их Черными Болгарами) вошли в племенной союз печенегов и стали кочевать вместе с ними. Значительная часть оседлого населения осталась на своих местах. Только в 1036 г. Ярослав Мудрый сумел разбить под Киевом большое печенежское войско и положить конец их набегам. Вскоре печенегов стали теснить с востока родственные им кочевые племена торков. В состав торческого союза входили также берендеи, одна из групп заволжских печенегов, боуты и другие племена. Под ударами русских и напором торков печенеги рассеялись в степи, частично откочевали к Дунаю, частично перешли на пограничную службу к русским князьям и поселились на реке Рось на правом берегу Днепра. ТОРКИ Господство торков в Восточной Европе было ] недолгим. Уже в 1060 г. объединенное войско русских разбило их наголову. Как и печенеги, оставшие-ся торки расселились небольшими группами на границах Руси, либо откочевали к Византии. До разгрома основные кочевья торков располагались в Донецкой области в бас- сейне реки Казенный Торец. От них происходит целая се- рия гидронимов (названия рек) и топонимов (названия местности): Сухой, Кривой, Казенный Торец, Большой Тор, Торецкое городище и город Тор (современный Сла- вянск), поселки Торецкое и Торское в Константиновском и Краснолиманском районах, Краматоровка (современный Краматорск) на Казенном Торце. Именно в этом степном микрорайоне обнаружены не-многочисленные погребения торков: у села Торское в Крас-нолиманском районе и города Ясиноватая Донецкой области. Во многом они похожи на печенежские. Торки, как и печенеги, хоронили своих сородичей в курганах в ямах с деревянным настилом. Сверху настила клали голо-ву и ноги коня. Самого коня родственники съедали во вре-мя тризны (тризна — поминки). Конь был обязательным элементом захоронения. Кочевники верили, что покойные въезжали в «рай» на коне. Арабский писатель и историк X века Ибн-Фадлан детально описывает погребение умершего торка: в большую яму помещают покойника, одетого в кур-тку, с поясом и луком, с чашей в руках; потом сородичи убивают лошадей и съедают их мясо, кроме головы, ног, ко-жи и хвоста, которые помещают на деревянном перекрытии. В середине XI в. место печенегов и торков в степи за- няли половцы. Однако небольшие их группы по-прежнему кочевали между Днепром и Доном. В начале XII в. Владимир Мономах во время одного из походов на половцев встретил в низовьях Днепра орду печенегов и торков и увел их с собой. ПОЛОВЦЫ О половцах русские летописи впервые упоминают в 1054 г. Европейские хронисты называют половцев команами (или куманами), восточные — кипчаками (или кыпчаками). Вся половецкая земля получила название Дешт-и-Кипчак. Такое название оформилось в XII в., когда половцы прочно основались в Европе. Владения половцев простирались от правого берега Днепра до заволжских степей, охватывали Северный Кавказ. Они полностью освоили степь в этом пространстве.
|
|||||||||
|