![]()
|
|||||||
ВМЕСТО ПРЕДИСЛОВИЯ 22 страница⇐ ПредыдущаяСтр 23 из 23 АРМЯЧЙНА — сукно из неокрашенной верблюжьей шерсти. В XVIII—XIX веках армянина вырабатывалась казахами, кочевавшими в астраханских степях и за Уралом, татарами и уральскими казаками. атлАс — шелковая или шелковая с введением шерстяного, льняного или хлопчатобумажного утка ткань, выполненная на восьми ремизках. Атласные ткани в XVI—XVII веках поступали в Россию из Ирана. В XVIII — начале XX века производились на русских мануфактурах и фабриках. В крестьянском костюме XVIII — первой четверти XX века не получили большого распространения. бАрхат — шелковая ткань с коротким густым шелковым ворсом. Разновидность бархата — рытый бархат, в котором ворс покрывает только фон или только узор; ткань при этом выглядит рельефной. В XVIII—XIX веках бархат изготавливался на русских мануфактурах и фабриках. В крестьянских костюмах бархат встречался редко из-за его высокой стоимости. Наличие у женщины бархатного сарафана рассматривалось как признак зажиточности семьи. БИТЬ — медная, серебряная, позолоченная расплю щенная (плоская) нить, использовавшаяся для вышивания и тканья позумента. ВЕЛЬВЕРЁТ (ВЕЛЬВЁТ, ВЕЛЬВЕРТЙН, ВЕЛЬВЕТЙН, ВЕР- ВЕРЁТ) — хлопчатобумажная ткань с ворсом типа бархата. Ворс большей высоты, чем у бархата. В XIX веке изготавливалась на русских фабриках. В крестьянском костюме использова- лась для головных уборов, безрукавок, как отделка верхней одежды. — тесьма, вытканная из металлической нити (бита): золотой, серебряной, медной — с хлопчатобумажной или льняной нитью. В XVIII—XIX веках изготавливалась на русских мануфактурах и фабриках, использовалась для отделки одежды. — шерстяная сученая пряжа, использовавшаяся для вязания, вышивания, изготовления бахромы, помпонов, украшавших одежду и головные уборы. Гарус очень ценился русскими крестьянками, которые употребляли его только при орнаментации праздничной одежды. — плотная хлопчатобумажная ткань белого цвета или окрашенная в кубовый цвет. Среди русских крестьян ценилась как ткань прочная, красивая и недорогая. — сукно, шерстяная ткань простого полотняного переплетения со слабо выраженным ворсом, окрашенная обычно в светлые тона. Это сукно — одно из самых дешевых в России XIX века. — тонкая прозрачная ткань, обычно шелковая или льняная. В XIX веке использовалась для изготовления головных покрывал. НИТЬ — тонкая медная или серебряная позолоченная нить, спряденная с шелковой или хлопчатобумажной ниткой. Золотная нить использовалась для вышивания и плетения кружев. (КОЗИНЁТ) — хлопчатобумажная, шерстяная, полушерстяная ткань саржевого переплетения, обычно одноцветная. В XIX веке изготавливалась на русских фабриках. В русской деревне использовалась в основном для шитья верхней праздничной одежды. — тонкая шелковая, льняная, шерстяная одноцветная ткань. Характерной особенностью камки было сочетание блестящего фона (узора) с матовым узором (фоном). В XIX веке термин «камка» применительно к таким тканям употреблялся редко. Камчатые ткани изготавливались в XVIII— XIX веках на русских мануфактурах и фабриках. КАМЛСЗТ — шерстяная и хлопчатобумажная ткань темного цвета. Дорогие сорта камлота изготавливались из верблюжьей или ангорской шерсти с добавлением шелковой нитки. Камлотом называлась также плотная, но тонкая полосатая хлопчатобумажная ткань. В русской деревне использовалась для шитья верхней одежды и сарафанов. КАНАВАТ — шелковая полосатая или клетчатая ткань коричнево-оранжевого цвета, часто с узором (букеты цветов, ромбы), вытканным золотной, серебряной или медной нитью. В XVIII — начале XIX века изготавливалась на русских мануфактурах в подражание восточным тканям. В русской деревне использовалась для изготовления головных покрывал. КАШЕМИР — тонкая шерстяная ткань, вытканная из лучших сортов шерсти. Кашемиром называлась также плотная двусторонняя хлопчатобумажная ткань саржевого переплетения. В русской деревне кашемир очень ценился, использовался для изготовления праздничной одежды и как отделочный материал. В XIX веке кашемир ткался на русских фабриках, а также привозился из-за границы. КИСЕ5І — хлопчатобумажная ткань полотняного переплетения, очень тонкая, прозрачная. В XIX веке изготавливалась на русских фабриках. В крестьянском костюме использовалась для рубах и покрывал. КИТАЙКА — хлопчатобумажная плотная ткань полотняного переплетения, как правило синего цвета. Во второй половине XIX века китайкой изредка называли и такую же ткань красного цвета. В XVII — начале XX века китайкой называли шелковую однотонную ткань, привозившуюся из Китая, а также хлопчатобумажную желтоватого цвета. КОЛЕНКбР — хлопчатобумажная ткань полотняного переплетения, хорошо прокрахмаленная в процессе изготовления. Коленкоры были, как правило, белого цвета или окрашенные в один цвет. В русской деревне белый коленкор использовался для изготовления рубах или на подкладку сарафанов, безрукавок, верхней одежды. косАрик — деревянный нож для прибивания уточной нити при тканье на ниту. КРАШЕНЙНА — холщовая или шерстяная ткань домашнего изготовления, окрашенная преимущественно в черный, синий или красный цвет. КУМАЧ — хлопчатобумажная ткань полотняного переплетения красного цвета. В XVIII — первой половине XIX века изготавливался татарами Казанской губернии. Во второй половине XIX века делался и на фабриках других губерний России. Кумач в русской деревне применялся для шитья мужских и женских праздничных рубах, женских сарафанов, использовался для отделки одежды, головных уборов. лАстик — полушерстяная подкладочная ткань фабричного производства. ЛЮСТРЙН — шерстяная, полушерстяная, легкая шелковая ткань с блестящей поверхностью. В XIX веке изготавливалась на русских фабриках. мадаполАм — хлопчатобумажная ткань полотняного переплетения белого цвета. В XIX веке изготавливался на русских фабриках. МАНЧЕСТЕР — хлопчатобумажная ткань с ворсом типа бархата, а также хлопчатобумажная ткань, изготовленная на восьми ремизках, имевшая благодаря начесу вид сукна. В XIX веке изготавливалась на русских фабриках по образцу тканей, выпускавшихся на фабриках города Манчестера. МИТКАЛЬ — хлопчатобумажная ткань полотняного переплетения, тонкая или более плотная, сероватого цвета. После отбелки миткаль получал название мадаполам, после отбелки и прокрахмаливания — коленкор, после набивки узора — ситец. В XIX веке изготавливался на русских фабриках. МОЛЕСКЙН — хлопчатобумажная ткань, изготовленная на восьми ремизках, имевшая вид сукна благодаря легкому начесу. В XIX веке изготавливалась на русских фабриках. НАБбЙКА — холщовая ткань домашнего изготовления с цветным узором, нанесенным на ткань с помощью специальных набойных досок. В XIX веке набойка, как правило, была синего цвета (кубовая) с белым или светло-желтым, светло-зеленым узором. На готовую набойку часто наносили штампами красной масляной краской дополнительный узор, обычно мелкие кружки — «денежки». Набивные ткани делались в кустарных мастерских в провинциальных русских городах, селах и слободах. НАНКА — хлопчатобумажная ткань, изготовленная на трех ремизках, плотная, белая или гладкокрашеная, иногда с набивным узором. В XIX веке нанка была одной из самых дешевых тканей, выпускаемых русскими фабриками. ПАРЧА — ткань с шелковой основой и утком из металлических нитей (золотных, серебряных, медных). Парча считалась дорогой тканью, предназначенной для праздничных костюмов. В XVI—XVII веках парчу привозили из Ирана, Турции, Италии, Франции. В начале XVIII века в России была открыта первая мануфактура по изготовлению парчи. В XIX веке русские фабрики выпускали большое количество парчи, предназначенной специально для шитья крестьянского костюма. ПЕРЕТЫКА — прием украшения тканей домашнего изготовления: цветные полоски в одну уточную нить. ПЕСТРЯДЬ — льняная, хлопчатобумажная ткань полотняного переплетения домашнего изготовления из цветных нитей. Пестрядь была обьгчно полосатой или клетчатой. В русской деревне она широко использовалась для шитья женских и мужских рубах, сарафанов, портов, употреблялась для подкладки. ПЛИС — хлопчатобумажная ткань с ворсом типа бархата. Ворс плиса обычно длиннее ворса бархата. В XIX — начале XX века изготавливался русскими фабриками в большом количестве и был сравнительно дешев. Использовался крестьянами для шитья шапок, жилетов, корсеток, для отделки одежды. подхблстник — ткань из шерстяных нитей утка и льняных (конопляных) нитей основы домашнего изготовления. ПОЗУМЁНТ — тесьма, тканная из золотных, серебряных, медных нитей на хлопчатобумажной основе, использовалась для отделки одежды, головных уборов. ПОЛУБАРХАТ — бархат с добавлением шерстяной и хлопчатобумажной нити. ПОЛУПАРЧА — ткань с хлопчатобумажной основой и утком из металлической нити. В XIX веке изготавливалась русскими фабриками специально для крестьянской одежды. ПОНЙТОЧИНА — ткань с шерстяной основой и льняным утком или с льняным утком и шерстяной основой, изготавливалась крестьянами для собственного употребления и на продажу. В XIX веке широко использовалась для шитья верхней одежды. пбсконь — конопляные нитки, конопляный холст домашнего изготовления. В XIX — первой четверти XX века использовалась для шитья верхней одежды. РЯДНб — редкая холщовая ткань домашнего изготовления. В XIX веке использовалась в основном для шитья рабочей одежды, а также на мешки, подстилки и т. д. САРЖА — шелковая, шерстяная, хлопчатобумажная ткань саржевого переплетения. В XIX веке в крестьянском ткачестве саржей называлась также полушерстяная ткань, изготовленная на трех ремизках. Саржа домашнего изготовления использовалась для шитья верхней одежды, иногда сарафанов. САРПЙНКА (СЕРПЯНКА) — льняная, хлопчатобумажная или полульняная пестрая (клетчатая или полосатая) тонкая ткань. Сарпинка изготавливалась в XIX — начале XX века на фабриках и в кустарных мастерских. СЕРМЯГА (СЕРМЙЖИНА) — толстое неокрашенное сукно домашней выработки. В XIX веке использовалось для шитья верхней одежды. СЙТЕЦ — хлопчатобумажная ткань полотняного переплетения с набивным орнаментом. В XVIII—XIX веках изготавливался на русских мануфактурах и фабриках, пользовался большим спросом у крестьян. Ситец употреблялся для шитья рубах, сарафанов, передников, отделки одежды. Особенной популярностью пользовался так называемый французский ситец, т. е. ситец синего или красного цвета с мелким синим или красным цветочным узором. СЙТЕЦ ФРАНЦУЗСКИЙ — синий или красный ситец с мелким цветочным узором, изготавливался на русских фабриках. СУКМАНИНА — сукно домашнего изготовления, в котором уток льняной, а основа шерстяная. В XIX веке использовалась для шитья верхней одежды. СУКНб — шерстяная ткань полотняного переплетения с ворсом, возникавшим в результате валяния и отделки сотканной шерсти. Сукно изготавливалось в XIX — первой четверти XX века на русских фабриках и в кустарных мастерских, использовалось для шитья верхней одежды. тафтА — тонкая шелковая или хлопчатобумажная ткань полотняного переплетения с блестящей, несколько жесткой поверхностью. Жесткость появлялась благодаря тугой скрутке нитей, из которых изготавливалась ткань. В XIX веке тафту вырабатывали русские фабрики. Она использовалась крестьянами для шитья сарафанов, душегреек, головных уборов. ТИК — грубая льняная или хлопчатобумажная ткань, полосатая, домашнего изготовления или фабричного производства. ТРИКб — шерстяная ткань, изготовленная на многоремизных или жаккардовых станках из пряжи высших сортов, иногда с ворсом, как у сукна. Ткань выпускалась русскими фабриками, использовалась крестьянами для шитья верхней одежды. ТРИП — бархат из шерстяной нити, плюш. В XIX веке изготавливался на русских фабриках. В крестьянском костюме применялся редко. ТЮЛЬ — хлопчатобумажная тонкая, ячеистая ткань, из готовлявшаяся на русских фабриках. В русской деревне использовалась для головных покрывал и иногда для отделки одежды. ХОЛСТ — льняная или конопляная ткань полотняного переплетения домашней выработки. На праздничную одежду шел обычно тонкий холст (ку- жельный, новина, усчина), на будничную — более грубый (изгребный). Холст широко использовался в русском крестьянском костюме XIX — первой четверти XX века.
ШТОФ — шелковая плотная ткань с одноцветным узором. В XIX веке изготавливалась русскими фабриками. В крестьянском быту использовалась для шитья праздничных рубах, сарафанов, юбок, головных уборов. ШЛЁНКА (ШЛЁНСКАЯ ШЕРСТЬ) — нитки и ткань из шерсти овцы шленской породы, появившейся в России в XVIII веке. Шленка (как сама ткань, так и пряжа) ценилась в русской деревне за мягкость, прочность. Использовалась для шитья праздничных сарафанов, изготовления бахромы, кистей, поясов. ЮФТЬ — тонкая цветная кожа.
СОДЕРЖАНИЕ Вместо предисловия. И. Шангина........................ 5 Словник.................................................................. 17 Основные понятия и термины кроя................ 387 Технические приемы вышивки и ткачества. Названия деталей ткацких станков................. 389 Названия тканей, встречающиеся в тексте... 392 РУССКИЙ ТРАДИЦИОННЫЙ КОСТЮМ Иллюстрированная энциклопедия Авторы Н. Соснина И. Шангина Редактор Т. А. Шпак Корректор Л. Н. Борисова Подписано в печать 30. 06. 06. Формат издания 70ХЮ0Ѵ 1б. Гарнитура Балтика. Печать офсетная. Бумага офсетная. Тираж 3000 экз. Уел. печ. л. 35, 10. Уел. кр. -отт. 35, 75. Уч. -изд. л. 26, 5. Заказ № 1669. Издательство «Искусство—СПБ». 191014, Санкт-Петербург, Саперный пер., 10, кв. 8. Отпечатано с диапозитивов в ОАО «Печатный двор» им. А. М. Горького. 197110, Санкт-Петербург, Чкаловский пр., 15. Книги можно приобрести в издательстве «Искусство—СПБ» пс адресу: 191014 Санкт-Петербург, Саперный пер., 10, офис 8. Коммерческая служба издательства: тел.: (812) 275-29-49; факс: (812) 275-46-45 E-mail: iskusstvo-spbl@mail. ni «Книга — почтой»: СПб ОРО «Академкнига». 197345 Санкт-Петербург, Петрозаводская ул., д. 7. (812) 235-40-64. E-mail: ak@akbook. ru Иллюстрированная энциклопедия www. e-puzzle. ru www. e-puzzle. ru
|
|||||||
|