Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





ВМЕСТО ПРЕДИСЛОВИЯ 18 страница



домашней выделки (20x20 см), обшитый с двух прилегающих друг к другу сторон красной шелковой бахромой. Платок, называвшийся кистик, спускался по спине, достигая талии. Сверху на кичку накладывался еще один платок квадратной формы — ширинка. Он изготавливался из белой льняной ткани домашнего производства, с трех сторон обшивался разноцветными шелковыми лентами. Один угол ширинки украшался вышивкой золотными нитками и черным шелком. Свободный от вышивки угол платка затыкался спереди под околыш кички, вышитый конец спускался на затылок и плечи. Два других конца поднимались вверх на макушку головы и соединялись здесь красным квадратом размером 14x14 см. Затем на лоб накладывалась связка — полоса холста шириной в 8 см, украшенная на концах такой же вышивкой, как и ширинка. Связка завязывалась на затылке, а ее концы спускались на плечи. Сверху на связку укладывалась полоса позумента с лентами на концах, также закреплявшимися на затылке. Связка с позументной лентой проходила обычно по лбу. Выше связки голова обвязывалась сложенным по диагонали в виде ленты шелковым платком, который завязывался на затылке узлом. Затем весь головной убор покрывался треугольником из белой кисеи с оборкой из красной шелковой ленты, называвшимся полинка. Он закрывал затылок и лоб, при этом три конца укладывались спереди и завязывались красной ленточкой.

Такие головные уборы носили в XIX — начале XX века молодые женщины в селе Чучкове Са- пожковского уезда Рязанской губернии. Он надевался после венчания и носился только по большим праздникам.

СТАНЙНА — РУБАХА (см. ).

Термин был распространен в Среднем Приобье.

СТАНКА — мужская нательная туникообразная РУБАХА (см. ), сшитая из перегнутого пополам полотнища белого холста и расширенная по бокам длинны-

ми прямыми или скошенными вверху полосами ткани.

Ворот станки вырезался в центре перегнутого полотнища и имел прямой или левосторонний нагрудный разрез. Ворот и разрез обшивались полосой кумача и застегивались на пуговицу. Рукава станки делались длинными, прямыми, с кумачовой ромбической ластовицей.

Станка шилась длиной до колен и носилась с плетеным или тканым поясом.

Термин известен в Псковской губернии.

СТАНУШКА— РУБАХА (см. ).

Термин был распространен во многих селах и деревнях Европейской России и Сибири.

СТЕЖЁНКА — верхняя мужская и женская одежда для зимы из сукна, холста домашней выработки, фабричных тканей на вате с подкладкой. Эту одежду шили разных фасонов, но почти всегда по фигуре.

Она появилась в крестьянском быту во второй половине XIX века как модная одежда.

Термин был распространен в Вятской и Пермской губерниях.

стбмы — мужские повседневные сапоги из кожи с суконными голенищами.

Термин бытовал в Забайкалье с середины XIX века.

СТРУСНИ — ПбРШНИ (см).

СТУПНИ (БЕРЁСТЯНИКИ, БЕРЁЩЕНИКИ, БЕРЁЩИКИ)

— мужская и женская обувь.

Название применялось как по отношению к кожаной обуви, так и к обуви, плетенной из бересты.

В Архангельской губернии в

XIX веке ступнями называлась мужская рабочая обувь из белой сыромятной кожи с высокими голенищами и мягкой выворотной подошвой. Ступни закреплялись на ноге кожаным ремешком, пропущенным сквозь петельку на заднике. Ремешок перекрещивался на голени, закреплялся под коленом. Ступни надевались с чулком из валяной шерсти или холщовыми, шерстяными портянками.

В Олонецкой губернии ступнями назывались женские

башмаки типа ЧАРОК (см. ) на жесткой подошве с каблуком.

На большей же части Европейской России (в Архангельской, Вологодской, Олонецкой, Вятской, Пермской, Костромской, Нижегородской, Московской, Ярославской, Тверской, Тульской, Рязанской, Уфимской, Самарской, Симбирской, Саратовской губерниях) ступнями называли обувь, плетенную косым плетением из бересты, с высоким широким голенищем. Голенище могло быть до середины икры. Ступни, надевавшиеся на ногу без обор, использовались как рабочая обувь. Они надевались во время работ на хозяйственном дворе, во время жатвы. По обычаю, ступни всегда стояли у крыльца избы, чтобы хозяева дома могли их быстро надеть, выходя на улицу.

В отдельных губерниях России этот тип обуви получил другие названия: берестяники, береще- ники, берещики, лычники.

СТЙГАШНИК — головной убор замужних женщин, состояв

ший из двух платков: нижнего, из кумача или красного ситца в мелкий цветочек, и верхнего, шелкового с ярким рисунком, называвшегося ширинкой. Нижний платок, обычно небольшого размера, накладывался на голову таким образом, чтобы закрыть половину лба, виски, уши. Для этого один угол платка частично складывался и накрывал часть лба, два других угла связывались узлом на затылке. Четвертый угол подтыкался под узел. Сверху надевался второй платок, ширинка, сложенный по диагонали и закалывавший-

с я под подбородком. Надо лбом платок стоял домиком, так что можно было увидеть нижний платок.

Этот головной убор носили замужние женщины летом.

Он был распространен на Дону среди казачек в

XIX — начале XX века.

СУКМАН (СУПЛЕН) — термин применялся для обозначения мужской и женской одежды различного типа и покроя.

1. Верхняя мужская и женская одежда для весны и осени из сукманного сукна.

Покрой сукмапа аналогичен покрою КАФТАНА (см. ). Мужские шили обычно прямыми, женские — с отрезной талией и с борами. На Онежском берегу Белого моря сукман входил в состав девичьего приданого.

Сукманы бытовали в XIX — начале XX века в Архангельской губернии.

2. Женская горничная одежда из черного или синего домашнего сукна типа сарафана. Существовали сукманы двух видов. Один из них, использовавшийся в XIX веке на территории Псковской, Новгородской, Олонецкой, Архангельской, Вологодской, Вятской, Тверской губерний, имел глухой туникообразный крой. Он шился из перегнутого пополам полотнища ткани с отверстием для головы, вырезавшимся в центре полотнища, и вшивавшимися в боковые швы несколькими клиньями или скошенными полотнищами. Проймы для рук делались овальными, широкими. Некоторые наиболее старые по происхождению сукманы имели пришитые сзади к проймам ложные декоративные рукава, завязывавшиеся при ношении на спине узлом или подтыкавшиеся за пояс.

Другой тип сукмана — косоклинный с передним центральным швом — шился из трех полотнищ сукна — двух впереди и одного сзади. Широкие лямки выкраивались со спинкой из заднего полотнища. В боковые швы вшивалось до шести клиньев, что значительно расширяло нижнюю часть сарафана. Часто бока подобных сукманов плиссировали.

Подол сукмана обшивался полосами китайки, позументом, лентами. На передний шов нашивались от ворота до подола медные круглые пуговицы.

Сарафан этого типа носили с белой рубахой с прямыми поликами и высоко подвязывавшимся фартуком или передником с рукавами — запо- ном. Иногда передние полы сукмана делались более короткими, чем спинка, и тогда был виден украшенный вышивкой или ткачеством подол рубахи. Косоклинный со швом впереди сукман был распространен в пограничных районах Рязанской и Тульской губерний и в Калужской губернии.

3. Женская поясная одежда, понёва из черной клетчатой шерстяной домашней ткани с черной же шерстяной прошвой впереди. Этот вид понёвы в XIX — начале XX века считался в Корото- якском уезде Воронежской губернии одним из самых праздничных и использовался во время свадеб и больших годовых праздников.

Вся лицевая сторона сукмана, соединительные швы полотнищ расшивались красными гарусными нитями в технике глади, что придавало поверхности понёвы рельефность.

СУКМАНИНА — СУКМАННИК (см).

СУКМАНИННИК — СУКМАННИК (см. ).

сукмАнка — женская полосатая или клетчатая юбка из четырех-пяти прямых полотнищ домашней шерстяной ткани. По талии собиралась складками на вздержку или пояс.

Девочки начинали носить сукманки с восьмилетнего возраста. Овечью шерсть, из которой ткалась юбка, окрашивали в домашних условиях различными травами.

Термин сукманка известен в некоторых районах Западной Сибири.

СУКМАННИК (СУКМАНИНА, СУКМАНИННИК) — верхняя мужская будничная одежда для осени и весны из сукманины.

Покрой аналогичен покрою кафтана с БОРАМИ (см. ). Термин был распространен в Архангельской и Вологодской губерниях.

СУКНЯ — термин использовался для обозначения нескольких типов женской одежды.

1. Женская горничная одежда на лямках типа сарафана из красного, синего или черного домашнего сукна. Сукни шились из трех полотнищ ткани — двух впереди и одного сзади, а в боковые швы вшивались несколько клиньев. Передние полотнища соединялись при помощи металлических или стеклянных пуговиц и петель из круглой тесьмы. Иногда полотнища сшивались наглухо, но на шов нашивались пуговицы и тесьма, а также галун или ленты.

Лямки, верх сукни, а иногда и подол обшивались полосами кумача или ситца.

В XIX веке сукня была известна в Курской, Смоленской и Тамбовской губерниях как одежда девушек и молодых женщин.

2. Женская юбка из четырех-пяти прямых полотнищ домашнего сукна.

Термин известен в Западной Сибири.

3. Нагрудная женская одежда из полушерстяной ткани белого или серого цвета.

Покрой аналогичен покрою КОСТОЛАНА (см. ). Они были распространены в Калужской губернии. В 20-е годы XX века их носили только старухи в нескольких деревнях Жиздринского уезда.

СУКбНКИ — ОНУЧИ (см). СУШПАН — СУШУН (см. ) 2.

сушУн — термин в XIX веке обозначал два различных по покрою и назначению типа женской одежды.

1. ШУШПАН. (см. ).

2. Суиіун — женская горничная одежда на широких плечиках типа сарафана из красной шерстяной, полушерстяной или полушелковой ткани.

Известны два типа сушунов — глухой (туникообразный и с подкройными лямками) — и косо- клинный РАСПАШНОЙ (см ).

Туникообразный сушун шился из одного перегнутого пополам полотнища ткани. В его боковые швы вшивались длинные полосы материи, расширявшиеся снизу. В центре основного полотнища вырезалось квадратное отверстие для головы и делался неглубокий нагрудный разрез, застегивавшийся или завязывавшийся тесьмой.

Глухой сушун с подкройными лямками шился из двух цельных (переднего и заднего) полотнищ и боковых полос- вставок. Плечики его выкраивались из переднего полотнища и пришивались к заднему, суженному вверху и расширявшемуся книзу фалдами. Характерной деталью сушуна были пришивавшиеся сзади к проймам для рук узкие длинные ленты — декоративные ложные рукава. В рассматриваемое время они уже полностью утратили свое функциональное значение и при надевании сушуна завязывались сзади или затыкались за пояс.

С XVIII века сушун, бытовавший ранее как мужская одежда, становится праздничным женским одеянием в Новгородской, Псковской, Олонецкой, Архангельской, Вологодской, Пермской, Вятской, Тверской губерниях и в Восточной Латвии (Латгале).

Но уже к середине — концу XIX века он воспринимался на многих территориях как старинный сарафан, одежда пожилых женщин. В Латгале он превратился в составную часть молёного и похоронного костюма. С середины XIX века, под влиянием более поздних типов сарафанов, сушун шился уже из трех полотнищ ткани — двух впереди и одного сзади — с широкими подкройными лямками. В некоторых районах Вятской губернии начали появляться сушуны и из синей ткани. На края передних пол сушуна нашивались металлические пуговицы и круглая шерстяная тесьма, образовывавшая петли. Они

служили не только застежкой сарафана, но и его украшением.

СХВАТЕЦ (ГАПЕЛЬ, ЗАПОН) — округлая металлическая (серебряная, медная) бляшка с петлей, служившая для застегивания праздничных женских и мужских рубах. Вдевалась в виде запонки в прорезные петли на вороте.

Термин схватец был известен на Алтае и в Тобольской губернии, а также в Европейской России.

т

тАйник — верхняя мужская одежда для весны и осени из домашнего сукна.

Покрой тайника аналогичен покрою халатообразного ПОНИТКА (см. ) Рукава обшивались кожей, край подола — широкой красной каймой. В XIX — начале XX века они были праздничной одеждой молодых мужчин. В праздник тайники подпоясывали широким полосатым поясом. Эта одежда являлась также и венчальной.

Тайники бытовали в восточных уездах Рязанской губернии.

тАнка — женская юбка из домашней пестряди в мелкую клетку или фабричной ткани. Встречались и полосатые танки.

Юбка шилась из четырех-пяти прямых полотнищ ткани. По талии собирались складками на гашник или пришивной пояс из однотонного или клетчатого холста.

На некоторые танки в качестве украшения нашивалась скроенная по косой нити и заложенная складками оборка. На праздничной танке по краю оборки полагалась обложка — пришивная лента.

Термин танка известен в Северо-Уральском регионе России.

ТЕЛЕГРЁЙКА — ТЕЛОГРЕЙКА (см. ).

ТЕЛОГРЁЙ — ТЕЛОГРЙЙКА (см. ).

ТЕЛОГРЁЙКА (ТЕЛЕГРЁЙКА, ТЕЛОГРЁЙ, ТЕЛОГРЁЯ) — нагрудная женская одежда.

Термин телогрейка в применении к женской одежде был известен уже в середине XVI века. В этот период телогреей называлась верхняя одежда из шелка на шелковой подкладке или на меху. Она была распашной с множеством пуговиц (от 14 до 24), с длинными, зауживающимися к запястью или откидными рукавами. Надевалась поверх сарафана, закрывая его полностью. Телогрея была, вероятно, праздничной одеждой. В описи приданого невесты, составленной в XVII веке, перечислялась нарядная одежда, в том числе «телогрея куфтяная камчатая цветная, ал шелк да желт, круживо кованое золотое, пуговицы серебряны позолочены».

В XVIII, XIX — начале XX века телогрейка — это нагрудная женская распашная одежда без рукавов на лямках или проймах, длиной до пояса или середины бедер. Она изготавливалась из сукна, ситца, нанки, шелка на подкладке, простегивалась с ветошью, верблюжьей или овечьей шерстью.

Телогрейка шилась слегка приталенной, иногда с отрезной спинкой, собранной в густые сборки, спереди застегивалась на крючки. Надевали ее поверх сарафана и рубахи. Старухи носили телогрейки, подшитые мехом, и надевали их для тепла под верхнюю одежду.

Термин телогрейка был распространен на севере Европейской России, в Поволжье и в Енисейской губернии.

ТЕЛОГРЙЯ — ТЕЛОГРЁЙКА (см. ).

ТЁЛЬНИК — узкий мужской плетеный пояс. Тельником подпоясывали мужские рубахи.

Термин известен в Пермской губернии.

тепломАт — пальто городского типа, которое носили во второй половине XIX века щеголеватые крестьянские девушки в Ярославской губернии по праздникам.

ТКАНКА — элемент девичьего головного убора, включавшего в себя налобник и полотенце.

Налобник, называвшийся в некоторых деревнях песики, представлял собой узкую полоску холста, обшитую с одного края гусиными перышками или шелковой бахромой преимущественно черного цвета с бисером на концах. Гусиные перышки и бахрома нашивались только на височных частях налобника. Налобник повязывали по лбу, чуть выше бровей, закрепляя его тесемками за косу. Полотенце из белого холста домашней выработки с орнаментированными концами складывали в четыре раза и накладывали поверх налобника так, чтобы из-под него были видны гусиные перышки и бахрома. Длинные концы полотенца, завязанные узлом под косой, спускались по спине до середины лопаток. Тканка — полоса позумента — надевалась поверх полотенца, закрепляясь на затылке тесьмой. Такую тканку носили по большим праздникам девушки из многих деревень Калужской и Орловской губерний на протяжении XIX века и в начале XX века. В 10—20-е годы XX века она стала головным убором «вековушек», т. е. девушек, не вышедших замуж. Молодые девушки брачного возраста вместо полотенца включали в головной убор красные шелковые платки, свернутые жгутом и завязанные на затылке узлом. В 20-е годы XX века тканка с красным платком, но без налобника была венчальным головным убором. Девушка венчалась с распущенными по плечам волосами в тканке, покрытой сверху кисеей таким образом, что кисея прикрывала верхнюю часть лица.

ТОЛУП — ТУЛУП (см).

ТОНЙК — верхняя мужская одежда из черного домашнего сукна, выделанного из чесаной зимней овечьей шерсти. Покрой аналогичен покрою КАФТАНА с клиньями (см. ).

В XIX веке был распространен в Тамбовской губернии.

(ТОРБАСЙ, ТОРБСА) — мужские сапоги из оленьих камысов мехом наружу.

ТОРБАЗА

Они представляли собой обувь на мягкой подошве с высокими мягкими голенищами, подвязывавшимися к ноге тонкими ремешками.

Торбаза украшались вышивкой красными, синими, зелеными шерстяными нитками, а также мелким разноцветным бисером. Узор вышивки геометрический.

Эта обувь была заимствована русскими у коренных народов Сибири. Русские крестьяне носили торбаза в качестве домашней и уличной обуви. Зимой в них укладывалось для тепла мягкое сено. Торбаза надевались обычно с чулками из шерсти.

Термин был распространен в Енисейской губернии с начала XIX века.

ТОРБАСЫ — ТОРБАЗА (см. ). ТОРБСА — ТОРБАЗА (см. ).

ТОРГАН — НАВЁРШНИК (см. ) с длинными рукавами. В

XIX — начале XX века его носили только старухи.

ТОРГбВАЯ — ГОДОВЙЩНАЯ (см).

ТОРСЫК — мужской головной убор для весны, лета и осени, валянный из овечьей шерсти, с козырьком и наушниками.

В XIX веке был праздничным головным убором русских крестьян Иркутской губернии.

ТРЕУХ — мужской и женский головной убор для зимы.

Он представлял собой шапку из овчины с круглым верхом, крытым сукном, широкой меховой опушкой спереди, двумя меховыми наушниками и лопастью, спускавшейся сзади до плеч. Треух завязывался под подбородком на кожаные ремешки.

Треух — старинный русский головной убор. Он был известен на Руси еще в XVI веке.

В XIX — начале XX века треух [ПОДКАТЫ (см. )] в качестве женского головного убора был распространен в Архангельской и Вологодской губерниях, а как мужской — в Архангельской, Вологодской, Новгородской, Псковской, Пермской, отдельных уездах Нижегородской, Казанской, Ярославской, Рязанской, Пензенской, Воронежской, а также в губерниях Средней и Нижней Волги, в Сибири.

В начале XX века женские треухи стали заменяться шалями, а мужские — шапками-ушанками.

ТРЕУШЕК

— мужской головной убор из меха неблюев, круглый, с длинными висячими наушниками. Заимствован русскими крестьянами Западной Сибири у их соседей — ханты.

Головной убор получил широкое распространение в XIX — начале XX века.

ТРИПОТКЙ — мужские вязаные чулки.

Термин был распространен в Енисейской губернии с XIX века.

ТРОЕКЛИННИК — ТРОЕКЛИНОК (см).

ТРОЕКЛЙНОК (ТРОЕКАЙННИК) — КАФТАН (см. ) с тремя

КЛИНЬЯМИ.

Термин был распространен в Вологодской, Вятской, Пермской губерниях.

ТРОЕШбВНИК — КАФТАН (см. ) с тремя швами на подоле.

Термин был распространен в Вологодской губернии.

тройчАтки — женские ушные украшения, или серьги. Они состояли из округлой несомкнутой швензы-коль- ца и трех подвесок, выполнявшихся из коротких, прямых, навитых на швензу металлических стер-

женьков с нанизанными на них в различном сочетании литыми металлическими цилиндриками, украшенными ложной зернью, жемчужинами, бусинами, просверленными округлыми или квадратными камнями и перламутровыми зернами. Тройчатки получили широкое распространение как женское украшение с XV века.

ТУЛУП (ТОЛІуТІ) — верхняя мужская и женская одежда, использовавшаяся зимой как дополнительная при поездке в санях на дальнее расстояние. Он надевался обычно поверх КАФТАНА (см. ), ПОЛУШУБКА (см), ШУБЫ (см. ) и т. п.

Эта одежда широко бытовала в XVIII — первой четверти XX века у русских крестьян Европейской России, Сибири и Алтая, а также в некоторых слоях городского населения: у извозчиков, ямщиков, дворников и т. п.

Шились тулупы обычно из овчины, однако использовался также мех лисицы, енота, хорька. Изготавливался всегда мехом внутрь.

В народном быту известны две разновидности тулупов: нагольные и крытые. Нагольные тулупы шили из дубленых желто-красных овчин или из овчин черненых, реже белых сыромятных. Крытые — это тулупы, прикрытые сверху тканью (сукном домашней выработки, синим или черным холстом), а также более дорогими фабричными тканями (тонким синим сукном, китайкой, нанкой).

Тулупы шили однобортными, с широкой прямой спинкой и полами, запахивающимися глубоко справа налево, с широкими длинными рукавами и большим отложным воротником, длинными (до щиколоток).

Тулуп носился нараспашку или подпоясывался широким кушаком, который завязывался узлом сзади, а концы затыкались за кушак справа и слева. Воротник поднимался вверх и подвязывал-

с я у горла платком, шарфом или веревкой. Если тулуп надевался на шубу, то руки в рукава не продевались, а сам тулуп накидывался на плечи, окутывая, как одеяло, всю фигуру человека. В деревнях обычно для семьи изготавливался один, максимум два тулупа. Они считались большой ценностью и служили нескольким поколениям людей.

Тулуп широко использовался в обрядовой жизни русских крестьян. Он был важным атрибутом родинного и свадебного ритуалов, использовался в обрядах годового цикла.

Тулуп

Во многих русских северных деревнях новорожденного ребенка в первый день его появления на свет заворачивали в тулуп (шубу), приговаривая: «Шуба тепла и мохната, жить тебе хорошо и богато». Жениха и невесту, приезжавших после венца из церкви, встречала на крыльце избы сверковь в тулупе, вывернутом мехом наружу. Она благословляла новобрачных иконой, хлебом- солью, а присутствовавшие при этом родственники осыпали их зерном и хмелем. Во время

 

свадебного пира молодожены сидели на лавке, где был расстелен мехом наружу тулуп (шуба). Гости время от времени приговаривали: «Сколько в шкуре волосков, столько пускай у вас будет детей». Вывернутый мехом вверх тулуп надевали также ряженые во время Святок, длившихся с Рождества до Крещения. Войдя в таком виде в дом, парни и девушки желали его хозяевам счастья, хороших урожаев, плодовитости скоту, «здоровья овечья и человечья». Эти пожелания, произнесенные в первые дни нового солнечного года, рассматривались как пожелания-заклятия, которые должны обязательно исполниться. Овчинный тулуп, вообще мех должны были как бы усилить действие произнесенных слов. По мнению исследователей, использование шкуры животных или одежды из них восходит к древним тотемистическим представлениям, т. е. представлениям о фантастическом, сверхъестественном родстве определенной группы людей с определенным животным — тотемом. Шкура или ее заменитель (шуба, тулуп) как бы связывали людей с тотемом-родоначальником, который был доброжелательно настроен к своим потомкам. Тотем давал им благополучие, плодовитость, счастье и т. п. Эти очень древние представления были давно забыты людьми, но апотропейное (предохраняющее) и продуцирующее (дающее плодородие, богатство) значение меха и одежды из него сохранялось вплоть до начала

XIX века.

ТЮНИ

ТУФЛИ — женская обувь на жесткой кожаной подошве с широким каблуком, низкая, в виде глубоких галош. Верхняя часть изготавливалась из кожи, вышивалась золотной нитью, украшалась парчой. Они были распространены в основном* в северных губерниях Европейской России, надевались по большим праздникам с чулками.

— мужская обувь из шкур, снятых с ног быков, сшитая мехом наружу.

Тюни шились на мягкой пришивной подошве с невысоким холщовым голенищем, подвязывавшимся к ноге ремешком. Надевались с шерстяными чулками, использовались для ходьбы в лесу.

ТЯЖЕЛКб

Термин был распространен в Архангельской губернии.

— любая старая, ветхая верхняя одежда, использовавшаяся для грязных работ. Термин был распространен на русском севере, в Вятской, Пермской губерниях.

тгіжи — мужские и женские чулки из оленьего меха.

Термин был распространен в селах по рекам Анадырь и Колыма с начала XIX века.

ТЯПЛУШКА — нагрудная одежда девушек и молодых женщин, будничная, из холста домашней выработки, распашная, длиной до пояса, расширяющаяся книзу, без рукавов, с застежкой.

Были распространены в период с 1908 по 1930 годы в некоторых деревнях Коротоякско- го уезда Воронежской губернии. По словам местных жителей, мода на них пришла с Кубани.

У

УБИВАЛЬНИЦА — ДОЛГОРУКАВКА (см. ).

Термин был зафиксирован в Архангельской губернии.

УБбР (ОБТЯЖНОЙ) — женская горничная одежда из

домашнего холста или фабричной ткани типа сарафана с лифом на лямках [САРАФАН с лифом (см. )].

Термин встречался в Сибири.

УБРУС — часть женского головного убора — белое полотенце, богато украшенное вышивкой. Укладывался вокруг головы поверх подубрус- ника — мягкой легкой шапочки, закрывавшей волосы, — и закалывался специальными булавками.

Термин убрус известен с XVII века, был распространен в XVIII веке в Европейской России и в Сибири. В XIX — начале XX века почти не встречался.

увАлы (Алые) — головной убор замужних женщин, относящийся к типу кичкообразных головных уборов.

Головной убор включал в себя кичку, чехол, налобник, позатыльник, платок и несколько дополнительных украшений. Кичка представляла собой мягкую холщовую шапочку, в переднюю часть которой была вшита полоса простеганного холста, согнутая в виде копыта. Кичка (местное название увалы) закрывала волосы женщины, заплетенные в две косы и уложенные вокруг

головы или на макушке. Поверх кички надевался чехол-сорока из кумача, с прямоугольным верхом и полукруглым околышем. Очелье сороки украшалось позументом, лентами, блестками. На лоб укладывалась полоса позумента — налобник, а под нее косицы — черная и белая шерстяная бахрома на шнурке. Налобник и косицы завязывались на затылке. Сзади привязывался позатыльник — прямоугольник из кумача, позумента на твердой основе, украшенный блестками и шерстяной бахромой. Головной убор повязывался двумя красными шелковыми платками. Один платок складывался по диагонали, его концы завязывались на затылке, спускаясь на плечи. Другой платок, меньшего размера, складывался по диагонали в ленту, укладывался по очелью

и,         перекрещиваясь на затылке, завязывался на темени. Сзади к головному убору прикреплялись десять разноцветных лент, спускавшихся на спину, а спереди прикалывались искусственные цветы из бумаги и воска.

Такие головные уборы носили только молодые женщины в первые четыре-пять лет после свадьбы по большим праздникам. Он бытовал в XIX — первой четверти XX века в Волховском уезде Орловской губернии. Его изредка надевали молодые женщины еще в 50—60-е годы XX века, когда отправлялись на свадебный пир второго дня свадьбы.

увАль — головной убор невесты — длинное покрывало из кисеи или батиста белого цвета с прикрепленным к нему венком из восковых цветов. Надевался в день венчания перед приездом жениха. В увале невеста стояла под венцом.

Увалъ проник в крестьянский быт из городской среды. В XIX веке появился сначала в промышленных, торговых и пригородных селах, а затем распространился и во многие другие деревни Европейской России и Западной Сибири.

УВЙЗКА (КАНКА) — головной убор замужних женщин, относящийся к типу кичкообразных головных уборов.

Головной убор состоял из кички, чехла, налобника, позатыльника и кистей. Кичка представляла собой мягкую холщовую или сатиновую шапочку с прикрепленной к ней спереди палочкой

Увязка           длиной в 2 см. Шапочка закрывала волосы жен

щины, заплетенные в две косы и уложенные на темени. На палочку крепились чехол и кисти. Чехол, носивший название хохлы, представлял собой красную шелковую косынку, обвязывавшуюся вокруг головы таким образом, что все три ее угла сходились на макушке и там перевязывались около палочки. В результате получался пучок красного цвета. Кисти — это шнуры из зеленого шелка (длиной около 20 см) с пришитой к ним бахромой из серебряных нитей. Шнуры закреплялись на заднюю часть кички, перекидывались наверх, обводились вокруг хохлов, а затем опять спускались к затылку. Бахрома при этом раскладывалась по сторонам головы и по затылку.

Спереди на лоб накладывался налобник — лента из позумента, а сзади привязывался позатыльник прямоугольной формы из позумента на твердой основе.

Такой головной убор надевали на молодую женщину после венчания. Она носила его в течение

первого года после замужества по большим праздникам.

Головной убор был известен в деревнях Калужской и Орловской губерний.

УЛЕДИ

— мужская рабочая кожаная обувь с мягкой пришивной выворотной подошвой.

У леди бывают короткие, типа лаптя, с обшитым холстом краем, и высокие, с мягким кожаным голенищем.

Короткие уледи надевались с холщовыми или суконными онучами и закреплялись на ноге с помощью тонких веревочек-обор. Оборы завязывались на заднике обуви, а затем переплетались на ноге до колена. Уледи с голенищами надевались на чулок. Мягкое голенище с глубоким продольным разрезом плотно закладывалось вокруг ноги и сверху обматывалось ремешком. Уледи с голенищами использовались только для ходьбы на лыжах.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.