Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





И.Смирнов, Е.Безносюк, А.Журавлёв 14 страница



Наркогипноз (в более общем виде - накорпсихотерапия) имеет много общего с медикаментозными методами психоанализа - психокатарзисом, наркоанализом, наркосинтезом и другими его разновидностями.

Однако истоки наркогипноза лежат в древней истории, когда с различными целями применялись приемы внушения на фоне действия психотропных веществ: производных конопли, пейотля (мескаля), опиумного мака, грибов, содержащих псилоцибин.

Сущностью наркогипноза является введение в гипнотическое состояние на фоне действия психотропных веществ, облегчающих гипнотизацию, с последующими терапевтическими суггестиями или без оных.

Наркопсихотерапия как более емкий метод подразумевает возможность внушения, убеждения и разъяснения и без гипноза, а только за счет использования сниженной критики у пациента при диссолюции сознания, вызванной медикаментозными средствами.

Для более подробного ознакомления с этим методом см., например: М. А. Телешевская, 1969.

Наркогипноз не следует путать с гипнонаркозом, когда внушением в гипнозе достигают анальгезии для производства оперативных вмешательств (обычно в сочетании с анальгетиками и анестетиками). С этим методом можно ознакомиться в книге A> A> Friedlander. _Die Hypnose und die Hypno-narcose_ (Stuttgart: Verlag v. F. Enke, Bd. 121).

Принципиально отличается от наркогипноза ЛСД-терапия.

Это разновидность медикаментозных психоделических методов, включающая введение в организм мощного галлюциногенного препарата - диэтиламида лизергиновой кислоты (ЛСД-25). Об этом веществе и его действии существует большое количество публикаций в связи с его немедицинским употреблением наркоманами.

Подробное рассмотрение всех эффектов ЛСД проводит в своей монографии S. Groff.

Другой вариант психоделической терапии - знаменитое в последние годы _Учение дона Хуана_, опубликованное Карлосом Кастанедой как результат самонаблюдений в период обучения у индейского мага. Несмотря на споры по поводу реальности существования этого мага и врачевателя, известны и другие сведения относительно употребления психоделических препаратов, получаемых, например, из пейотля или ядовитых грибов. Речь идет не о неконтролируемом потреблении галлюциногенов с целью получения удовольствия или развлечения (а впоследствии для снятия явлений абстиненции), а о своеобразных народных методах психокоррекции с использованием ИСС.

Судя по имеющимся скудным описаниям, эти методы направлены в основном на самосовершенствование и аутокоррекцию и требуют опытного наставника при обучении. Известным примером из этой области является также культ _вуду_ - африканских колдунов, использующих искусственно вызываемые у себя (! ) ИСС для психотерапевтических целей.

Принципиальной особенностью психоделических методов, подобных ЛСД-сеансам, является использование ИСС для аутокоррекции, не включающей ауто- или гетеросуггестии. Это роднит психоделические медикаментозные методы с таким направлением, как медитация.

 

                                                          Медитация

 

Медитация (от лат. meditatio - сосредоточение) как самостоятельный медицинский психокоррекционный метод формально начала применяться сравнительно недавно. Однако при ближайшем рассмотрении становится ясно, что в рамках вариантов медитативных психотехник разными авторами описываются состояния, совершенно схожие с ИСС, возникающими при использовании других психотехнических приемов. Так, наиболее распространенные способы медитации напоминают приемы аутогипноза, а вариант, описанный американским исследователем Шри Раджнешем под названием _тратак_ и использующий концентрацию взора на глазах партнера-визави, - чрезвычайно схож с приемами фасцинации (один из распространенных способов гипнотизации).

Многие виды медитативных психотехник по своей сущности разделяются на два типа: инсайт-медитация и концентрационная медитация.

Инсайт-медитация (от англ. insight - интуиция, озарение) основана на полном рассредоточении внимания к окружающим объектам и погружении в свободно флуктуирующий мир спонтанно возникающих внутренних образов. Состояние, возникающее при этом, характеризуется релаксацией и имеет много общего с гипноидными фазовыми состояниями. Субъективно это напоминает состояние дремоты и отдыха и отличается лишь тем, что в состоянии медитации человек может произвольно управлять содержанием своих грез. Объективные, в т. ч. физиологические проявления такого медитативного состояния неспецифичны. Будучи родственна приемам _управляемых сновидений_ и эйдетическому фантазированию, такая медитация способна дать отдых уставшему человеку и может быть использована как вспомогательный прием в лечении. Обучение инсайт-медитации принципиально не отличается от обучения разнообразным приемам психорелаксации и доступно большинству здоровых и больных людей. Противопоказанием являются случаи патологического фантазирования у детей и бреда.

Инсайт-медитация сама по себе в психотерапии применяется редко из-за отсутствия формального регламента приемов, позволяющих научить пациента экстренно впадать в медитативное состояние. Это обусловлено тем, что, в отличие от различных психорелаксационных приемов, традиционных для европейской медицины, медитация пришла к нам прежде всего как совокупность эзотерических сведений из области восточных философских и религиозных концепций. Для того, чтобы проникнуться чуждой для своей картины мира философией, европейцу требовалось большое время. Современный врач-психотерапевт в большинстве случаев не имеет в своем распоряжении достаточного набора технических средств и даже лексикона, необходимых для того, чтобы в доступные временные диапазоны обучить одного или нескольких пациентов медитативным психотехникам. Специалисты поэтому предпочитают пользоваться более формализованными приемами, например, аутотренингом, _программированием_ в гипнозе.

Если опытный медитатор сконцентрирует свое внимание на каком-либо конкретном образе, спонтанно возникшем в сознании или вызванном произвольно, то отличие от медитации концентрации будет только в одном: при инсайт- медитации внимание концентрируют на внутреннем объекте, при концентрационной - на внешнем.

В качестве объекта концентрации может быть выбрано что угодно: от облака на небе до конкретной суггестивной формулы (_мои руки теплеют_ и т. п. ).

Медитация, основанная на концентрации внимания на внешнем объекте и полном сосредоточении на нем, очень близка к приемам аутогипноза.

Исходя из исторических корней, иногда говорят о дзен- или йога-медитации. Различие между ними такое: при йога-медитации сосредотачиваются на каком-либо внешнем или внутреннем объекте и затем последовательно применяют определенные приемы концентрации, а при дзен-медитации начинают с монотонного длительного повторения традиционных формул - _мантр_. Йога-медитация ближе по техническим приемам к аутогипнозу, дзен-медитация - к аутогенному погружению.

Распространившаяся в последнее время трансцендентальная медитация в западных странах широко используется как для лечения больных алкоголизмом, неврозами и психозами, так и для оптимизации деятельности и поведения в группах. Она позволяет исключить или значительно снизить вероятность интер- и интрапсихических конфликтов, способствует зарождению эмпатии (сочувствования, сопереживания) между людьми. Медитация - способ выхода за обыденные границы семантических полей в многомерные психосемантические пространства т. е. способ расширения сознания и доступа к архетипам Однако в нашей стране практика медитации пока развивается слабо, хотя делаются попытки предложить медитативные психотехники для космонавтов (И. В. Смирнов, Н. В. Гаврилова), спортсменов Н. В. Цзен, Ю. В. Пахомов, А. В. Алексеев), студентов (Ю. М. Орлов, Н. Д. Творогова, Е. В. Безносюк). *

 

 

(* По результатам нашего шестилетнего лонгитюдного исследования студентов выявилось, что более половины так называемых практически здоровых студентов имели пограничные психические, психосоматические и предболезненные (субклинические) расстройства (Е. В. Безносюк, Д. А. Ордобаева, О. П. Сараджева, А. Н. Михайлов, 1987, 1993).

 

           Обучение в диссоциированном состоянии

 

Предполагает выработку навыка или ввод суггестивной информации на фоне действия определенного препарата или в определенном состоянии организма. Впоследствии этот навык может быть инициирован к реализации или может быть реализована суггестия тогда и только тогда, когда действует препарат или возникает состояние, на фоне которых осуществляли выработку навыка или вводили суггестию. Этот метод близок к условнорефлекторным методам лечения, например, больных алкоголизмом, когда дают спиртное и одновременно тем или иным путем вызывают рвоту или другую неприятную реакцию. Как диссоциированное состояние можно рассматривать гипноз, медитацию, наркогипноз, физиологический сон, любые эмоциональные состояния и пр.

Применительно к живым системам кибернетическое понятие памяти включает всю совокупность информации, имеющейся в системе. Существует сложная иерархия хранилищ памяти: от очень мало изменяющейся генетической памяти с предельно длительными сроками хранения информации до быстро меняющейся иконической с недолговечным содержимым (стековая память). _Представляется, что вид памяти определяется не природой фиксации следа, а возможностью доступа к информации для ее считывания. Можно думать, что в так называемой краткосрочной памяти ее краткосрочность обусловлена тем, что след быстро переходит в подпороговое состояние, а это затрудняет его воспроизведение. Таким образом, речь может идти не об исчезновении следа кратковременной памяти, а о быстром переходе его в подпороговое состояние. Причиной этому может быть ряд факторов: ретроактивное торможение, возникающее при интерферирующем воздействии последующих сигналов, недостаточно интенсивное подкрепление; существенны концентрация внимания, установка, степень эмоциального сопровождения и другие факторы. При однократном предъявлении сигнала, не сопровождаемого выраженной эмоциональной реакцией, через короткий промежуток времени происходит как бы потеря информации для организма по механизму забывания. В _Промежуточной_ памяти сохранение следа в пороговом состоянии удлиняется, но это лишь количественное различие при изменении степени воздействия некоторых из перечисленных факторов. Можно эти временные промежутки разбить еще на более короткие, и тогда мы получим мгновенную, ультракороткую, оперативную и многие другие _виды_ памяти. Становится понятным, почему у различных исследователей так называемая краткосрочная память сохраняется с 10 с. до нескольких часов.

При многократном поступлении тех же сигналов каждый последующий сигнал может подкреплять предыдущий следовый процесс, делая его длительное время перманентным. Возможно, это способствует сохранению следа в надпороговом состоянии и обеспечивает возможность его считывания через большие промежутки времени, что позволяет оценивать это состояние как долговременную память. Длительное сохранение следа возможно и при однократном обучении при наличии выраженной эмоциональной реакции_. (Ильюченок Р. Ю. ).

В приведенной цитате содержится много важного для дальнейшего размышления. Однако сейчас отметим лишь, что гипотеза о порогах энграмм, высказанная этим автором, в кибернетическом смысле недостаточна, правильнее говорить о возможности доступа к определенным ячейкам памяти. Прямой доступ в память через сознание возможен лишь в очень ограниченном объеме, хотя многочисленные факты свидетельствуют о возможности организации такого доступа даже в самые удаленные хранилища, например, при значительных изменениях состояния сознания. Что же касается физического субстрата для хранения информации, то, как мы считаем, равновероятны и взаимосвязаны нейрохимические механизмы хранения энграмм, давно муссируемые в многочисленных экспериментальных работах и обзорах (Бородкин Ю. С., Шабанов П. Д. ) и современные дериваты представлений о реверберации возбуждения. Среди последних встречаются как теоретические изыскания (математические модели), рассматривающие нейронные сети как домены памяти (Anninoc e. a. ), так и представления о пакетах волн когерентно работающих нейронов как единице памяти (Лебедев А. Н., 1985). Последняя версия разработана значительно слабее первой, которая включает сведения о пластических перестройках в нервной системе при обучении в обогащенной среде, что проявляется в увеличении количества синапсов (Greenough, 1984).

Существуют возможности быстрого (в сравнении с тривиальным обучением) процесса формирования зон памяти, энграммы которых доступны для воспроизведения только при использовании специфического кода-адреса (сенсорного стимула, химического препарата, эмоционального состояния), например, импринтинг, в общем виде описанный выше.

 

 

Артифициальные стабильные функциональные связи

 

АСФС образуются при сочетании воздействия коррегирующей информации с воздействием какого-либо сенсорного сигнала (ритмических световых вспышек, щелчков и др. ). В качестве информации, закладываемой при этом в искусственно формируемую матрицу долговременной памяти, могут служить определенные программы поведения или состояния. Искусственная матрица формируется только на фоне действия неспецифического коннектора - этимизола, который обеспечивает установление связей между разобщенными в условно-интактном состоянии зонами памяти. Это приводит к тому, что, предъявляя впоследствии тот же самый сенсорный сигнал со строго идентичными характеристиками, можно инициировать матрицу долговременной памяти и воспроизвести введенную поведенческую программу или программу реализации заданного функционального состояния. На основе метода, похожего на этот, был создан фантастический фильм _Вариант зомби_. Сформированная искусственно матрица очень устойчива во времени. Указанные авторы в последних работах описали возможности использования АСФС не только для лечения, но и для психокоррекции поведения и состояния здорового человека с целью оптимизации его деятельности.

В 1976 году В. М. Смирнов показал, что при внутримозговой лечебной электростимуляции у больных паркинсонизмом на контралатеральной стороне распадается тремор. При введении этимизола (20 мг в/м), кофеина или этиразола при этом получили двусторонний распад тремора. Кроме того, при сочетании электростимуляции с вербальными командами _не дрожать! _ и т. п. получали выраженные условные рефлексы, для проявления которых достаточно было впоследствии одной вербальной команды без электростимуляции. Автор приводит перечень _артифициальных_, т. е. искусственных ощущений, возникающих при электростимуляции мозга, которые могут быть сильнейшими подкрепляющими стимулами для выработки условных рефлексов влечения или избегания. Для формирования артифициальных стабильных функциональных связей (АСФС) автор считает оправданным использование в качестве коннектора между стимулируемыми зонами мозга электрического тока АСФС, формируемые без вживленных электродов, с использованием естественных сенсорных входов, у больных с паркинсоническим тремором и ригидностью оказались значительно более эффективными. Под АСФС в общем виде понимают искусственное установление связей между участками мозга (зонами памяти? ), которые в естественных условиях до того связаны не были. После формирования АСФС воздействие на индифферентную ранее по отношению к заданному параметру модифицируемого поведения или состояния зону приводит к тому же результату, что и воздействие на зону, непосредственно связанную с воспроизведением соответствующей энграммы. Иными словами, можно путем синхронной стимуляции двух зон, одна из которых имеет сенсорный вход, затем через этот сенсорный вход подключать и артифициально связанную с ней зону, не имеющую такого входа. При наблюдениях больных после стереотоксических операций на головном мозге было замечено, что основным условием формирования различных навязчивых артифициальных состояний является осуществление поведенческого акта в момент экстренного изменения функционального состояния мозга, вызванного электростимуляцией (Бехтерева Н. П., Смирнов В. М. ). _При этом происходит патологическая перестройка мозговой организации функциональной системы, реализующей поведенческий акт, с прочной фиксацией появившихся в системе изменений в долгосрочной памяти по механизму импринтинга. С этого момента патологически измененная функциональная система, закрепленная импринтингом в деятельности мозга как некая автономная функциональная единица, не поддается ни расщеплению, ни эффективному контролю со стороны управляющих церебральных систем и вместе с тем способна навызяывать мозгу те режимы работы, которые могут быть оптимальными для актуализации ее активности, проявляющейся навязчивым состоянием. Сущность импринтинга, таким образом, заключается в срочном формировании матрицы долгосрочной памяти особой прочности, предпосылка к чему создается возникающим особым состоянием мозга_ (там же, с. 13). Авторы замечают, что _... перестройка может быть осуществлена на основе условнорефлекторного принципа. В этом случае в качестве подкрепления выступают изменения эмоционально- мотивационного состояния, вызываемые непосредственным воздействием на определенные зоны головного мозга, а в качестве условных раздражителей - любая ситуация внешнего мира или внутренней среды человека_ (там же, с. 15). АСФС расценивают как нечто среднее между условными и безусловными рефлексами и относят к классу импринтинга (Смирнов В. М. и др. ). В этой же работе авторы отмечают, что седуксен и этиразол, как и этимизол, снижают мышечный тонус, но не являются эффективными для формирования АСФС. В дозе 20 мг в/м этимизол дестабилизирует мышечный тонус у здоровых и больных паркинсонизмом и по _двойному тесту_ кратковременной памяти улучшает их психическое состояние. У животных (лабораторные кролики) сформировать АСФС, модицифирующую сердечно-сосудистую и дыхательную реакции, не удалось.

Н. П. Бехтерева также относит феномены, возникающие при электростимуляции мозга, к явлению импринтинга и делает вывод о том, что запечатлевание возможно не только на ранних этапах онтогенеза.

В. М. Смирнов и Ю. С. Бородкин (1979), впервые получившие АСФС в 1974 году, подчеркивают, что важнейшим признаком АСФС является селективность канала связи, т. е. наличие в матрице долговременной памяти признаков только того сигнала, на фоне предъявления которого эта матрица (АСФС) сформирована. Авторы указывают, что в принципе необязательно для выработки АСФС воздействовать на мозговые структуры электрическим током (АСФС-1). Можно ввести этимизол, вызывающий дестабилизацию мышечного тонуса в дозе 30 мг в/м, и на пике его действия предъявить серию световых вспышек определенной частоты в течение 3-10 секунд. Последующие в течение сколь угодно долгого времени (Бородкин Ю. С., Шабанов П. Д., 1986) контрольные проверки прочности АСФС-II показывают, что они сохраняются сколь угодно долго и активируются исключительно при той же частоте предъявления импульсов, при которой были выработаны. Авторы показали, что АСФС-II можно выработать и через посредство слухового анализатора. Подчеркивается, что этимизол является уникальным, как неспецифический коннектор, веществом, т. к. даже его аналоги, вызывающие сходные поведенческие эффекты (кофеин, этиразол, седуксен), не активны в отношении АСФС. С позиций поиска средств управления механизмами памяти авторы показали, что можно стирать энграммы АСФС, особенно АСФС-1, путем синхронной мультиэлектродной стимуляции _дочерних_ точек АСФС и хвостатого ядра. Стирание происходит мгновенно и на неограниченно длительное время, не затрагивая при этом других матриц АСФС, запрограммированных на другие частоты. При необходимости можно вновь восстановить выключенный участок, т. е. имеет место типичный случай диссоциированного состояния, как считают авторы. _Энграмму АСФС мы рассматриваем как элементарное стабильное информационное мнестическое поле, _вход_ в которое пролегает через отделы анализаторов, обеспечивающие выделение частотных характеристик подаваемых сигналов, а _выходом_ является система супраспинальной регуляции мышечного тонуса, включающая многочисленные кортикальные и субкортикальные звенья. Следовательно, каждое звено АСФС-1 или система АСФС-II жестко программирует лишь частотную характеристику импульсного сигнала, хотя ответная реакция при их стимуляции носит комплексный характер. Такая комплексность обеспечивается механизмом интрацентральных отношений, которые формируют систему из нейронов различных структур головного мозга, разряжающихся в полосе определенных частот. Поэтому информационное поле АСФС после его формирования все время находится в активном состоянии, так как, вероятно, оно периодически стимулируется спонтанными импульсами их фонового _шума соответствующих частот_.

Л. В. Бережкова и В. М. Смирнов считают, что АСФС, как феномен долгосрочной памяти, характеризуется специфичным для нее паттерном сверхмедленных колебаний потенциала, который проявляется при активации АСФС и сопровождается эффектами уменьшения проявлений основного заболевания и повышением психической активности. Феноменология сверхмедленных колебаний потенциала подробно описана В. А. Илюхиной с соавт. применительно к электрическим воздействиям на головной мозг, однако в этой работе недостаточно подробно освещен вопрос об особенностях формирования АСФС у животных, на которых проводили исследования (лабораторные кролики).

Показано, что импеданс между _закороченными_ (при активации АСФС) участками мозга срочно и значительно уменьшается (Bechtereva< Medvedev). Активация матриц АСФС, сформированных не на селективную частоту, а на несколько частот, дает большую выраженность и продолжительность оптимизирующих эффектов (Смирнов В. М. и др. ). _При наличии медицинских показаний АСФС формируют с лечебными и диагностическими целями, а у здоровых лиц - для оптимизации психической деятельности при утомлении, астенизации и др. _ (Смирнов В. М., Резникова Т. Н. ). В этой работе указано, что АСФС-II можно формировать двумя путями: простые матрицы, когда на фоне однократного введения этимизола предъявляют сенсорную стимуляцию и последующие сеансы активации АСФС-II проводят только с помощью сенсорной стимуляции разной модальности, но равной частоты; и сложные матрицы, когда в структуру АСФС-II включают фармакологические препараты, например, для невротиков используют транквилизаторы, а для больных с фантомно-болевыми синдромами - анальгетики. Среди всех эффектов АСФС-II авторы выделяют главные: активация (повышение уровня психической активности, улучшение интеллектуальной и двигательной деятельности, повышение умственной продуктивности и работоспособности, улучшение процессов памяти и внимания), эмоциональные эффекты (тимолептический, седативный, транквилизирующий, анксиолитический), эффекты мышечного и психического расслабления, вегетативные и сосудистые реакции, снотворные эффекты и др. У здоровых напряженно работающих лиц через 4-7 сеансов активации АСФС-II объем непосредственной памяти возрос на 42%, оперативной - на 77%, индекс кратковременной памяти - на 92% (_двойной тест_), устойчивость внимания повысилась на 50%, пропускная способность зрительного анализатора возросла до 42% (корректурный тест), оптимизировалось эмоциональное состояние, улучшилась способность к обучению, повысилась психическая активность. При последующих сеансах достигнутый эффект стабилизировался. При лечении больных в редких случаях передозировка активаций АСФС-II вызывала релаксацию, выраженное психическое расслабление (_опустошенность_ по описаниям больных), появление возбуждения, тревоги и пр. Для устранения этого явления применяли сочетанное воздействие на другие АСФС, изменяли модальность сенсорного стимула. У больных неврозами постепенно и быстро (за 6-8 сеансов) развивался полный клинический эффект в виде исчезновения фобий и приступов страха, снятия тревоги, уменьшения фиксации на болезненных проявлениях, стабилизации спокойного состояния. _Наши концептуальные представления позволяют считать, что в основе матрицы АСФС независимо от способа формирования лежит единое стабильное мнестическое мозговое информационное распределенное поле, которое в определенных условиях может иметь локальный элемент, приуроченный к той или иной подкорковой структуре_ (там же, с. 23).

В другой работе также упоминают, правда, без контрольных деталей, о возможности использования АСФС-1 у больных с диагностическими и лечебными целями, а у здоровых с целью оптимизации психического состояния (Смирнов В. М., Махотина Б. Б., 1984). Н. П. Бехтерева (1986) считает, что, несмотря на малое количество данных об использовании АСФС для модификации психического состояния, их можно применять для лечения больных неврозами, особенно фобическими.

После однократной активации АСФС-1 лечебный эффект превышает два года (Бородкин Ю. С., Зайцев Ю. В., 1985). Нечто подобное известно из психиатрической практики, когда похожий эффект наблюдают при лечении нейролептиками (антагонистами дофамина) больных шизофренией после предварительного введения агонистов дофамина (апоморфина или амфетамина) (Александровский Ю. А., 1976).

Метод АСФС по своей сути очень близок наблюдаемому в естественных условиях явлению импринтинга - запечатления информации после однократного ее предъявления. Импритинг описан как явление, возникающее только в особый, сенситивный период жизни в первые дни и недели жизни птиц. Однако впоследствии выяснилось, что импринтинг возможен и у взрослых особей, в том числе и у человека. В этом случае обязательно наличие выраженного эмоционального состояния с тем или иным знаком. В этом направлении в Грузии уже сформировалась целая научная школа. Однако анализ сути явления импринтинга показывает, что оно очень близко к обучению в диссоциированных состояниях. Известные клинические методы - психокатарзис, наркосинтез и др. также, по-видимому, используют те же механизмы и закономерности формирования энграммы памяти.

Среди других направлений в области исследования диссоциированных состояний, в которых возможна более быстрая, чем при традиционном обучении, модификация памяти, упомянем обучение на фоне различных эмоциональных состояний, во время естественного сна, в наркозе. Кроме того, интерес представляют результат логического анализа всей совокупности литературы, посвященной исследованию феноменов ретроградной амнезии, особенно возникающей после действия транскраниального электрошока. Вероятным представляется участие в генезе этих _амнезий_ импринтинга. Иными словами, не исключено запечатление информации, воспринимаемой биообъектом непосредственно до электроконвульсивного воздействия. Эта информация консолидируется в недоступных пользователю зонах семантической памяти и может быть инициирована контекстовыми воздействиями, что напоминает воздействие ключевым сенсорным стимулом при АСФС. Общий обзор факторов, уменьшающих экспериментально вызванную амнезию, можно найти в работе Martinez J. L. e. a. (1981).

В случае самопроизвольных исчезновений амнезий, возникших вследствие контузии и др., также возможно предположить случайное воздействие ретроактивирующего контекстового стимула, присутствовавшего когда-то в момент травмы. Последнее экспериментально не изучено и представляет поэтому особенно большие сложности для интерпретации, так как невозможно априори установить, что же именно импринтируется в момент чрезвычайно редкого сильнейшего стресса - вся наличная (преимущественно осознаваемая) память или только система адресации для перезагрузки осознаваемой памяти из неосознаваемой.

Многочисленные случаи возврата страхов у невротиков под влиянием стресса рассматриваются как частный случай восстановления угашенных условных реакций в аналогичных условиях (Кругликов Р. И., Полянская Л. Г., 1979). Авторы считают, что стресс активизирует таксонные, инфантильные структуры памяти, в результате чего поведением начинают управлять несоответствующие наличной ситуации энграммы. В этой эвристической работе высказано предположение о возможности создания принципиально нового вида психотерапии, основанного на модификации памяти с целью эффективной борьбы с фобическими реакциями. П. В. Бундзен и его соавторы пишут (1986), что _... для системы вербальной памяти характерными являются процессы информационного автоподкрепления ассоциативно-связанных элементов матрицы памяти. Именно эта особенность функциональной организации вербальной памяти позволяет использовать семантически связанные вербальные сигналы для направленной модуляции состояния энграммы памяти или _систем межсловесных временных связей_ (с. 832). Поэтому среди методов модификации _психонервной_ памяти в норме и при патологии (биоуправляемые воздействия, АСФС, малотравматические биофизические воздействия - микрополяризация головного мозга, психологические методы - гипно- и ритмопедия и мн. др. ) авторы выделяют в своем обзоре метод интенсивного формирования навыков на компьютере, подразумевая под этим воздействие субсенсорными кондиционирующими и осознаваемыми потенцирующими сигналами. Подобное используется для интенсификации процесса обучения (Петрусинский В. В., 1992).

Неосознаваемые семантические воздействия могут быть использованы для быстрой модификации памяти, т. е. предъявляемая при этом информация, по мнению многих авторов и по нашим собственным (изложенным далее) данным, существенно меньше подвергается редактированию имеющимися в памяти взрослого индивидуума многочисленным социальным парадигмам, личностным запретам и т. п. Однако работы в этой области носят преимущественно сугубо научно-исследовательский характер, и практическая медицина в своем распоряжении таких методов не имеет (И. В. Смирнов, Е. В. Безносюк, 1993). Модификация памяти возможна также при сенсорной изоляции, что проявляется в нарушениях реконструирования картины мира при предъявлении случайных сигналов или вследствие действия сенсорного шума и выражается в различных иллюзиях восприятия вплоть до галлюцинаций и бредообразования при длительной изоляции у человека (Кузнецов О. Н., Лебедев В. И., 1972). При этом во время абстрактной когнитивной деятельности возникают инсайты - озарения, - которые отражают деятельность высших психических функций как образно-диалогической информационной системы. Часто они сопровождаются эйдетическими образами, особенно у небольшой группы всегда имеющихся в популяции лиц, генетически склонных к эйдетизму.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.