Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Москва. Реквием 34 страница



Перво-наперво навестили мы с ней Сергея Петровича Кудрявцева, с его помощью нашли потом Гену Сомикова, и уже Гена отвел нас к семье Аугуста Бауэра — погибшего старика.

И открылась мне история, товарищи вы мои дорогие, от которой кровь стынет в жилах по сию минуту. Семья в прошлом, девяносто шестом году уехала из Казахстана под тамошний лозунг «Казахстан — для казахов! ». После развала СССР депортированные в Казахстан немцы и русские сравнялись там в антиправах: все стали там чужие, кто не казах. Шантажи, угрозы. И продали мои Бауэры-Ивановы за бесценок свой дом, и подались на Волгу, на родину Аугуста Бауэра, в Саратов. В свою деревню, откуда семью Бауэров когда-то изгнали при депортации, Аугуст даже и не сунулся, чтобы душу не рвать: там, в его отчем доме уже полвека другие люди живут. Хотел Аугуст где-нибудь в Саратове приткнуться, со временем отстроиться надеялся: все у них в семье грамотные, работящие, с образованием, с честью, с достоинством — хорошая семья, хорошие люди. Пошел Аугуст по инстанциям, а ему на уровне местных властей — тезис в лоб: «Немцы — вон! Немреспублики вашей нет давно: мотайте в свою Германию: там ваших всех теперь берут». Спасибо на добром слове. Сняла семья кое-как квартиру, потом деньги кончились. Переселились в барак без стекол. Работу искали все время — хотя бы что-нибудь. А нет работы. Ничего уже нет в стране Советов: ни предметов, ни советов — все уже вынесли, поделили, сломали, бросили. Ни для кого не было уже ничего хорошего — не только для этих гонимых бурями российских немцев. И правильно кричали им чиновники: «Нету вашей немецкой республики давно». Но только и российской республики тоже уже «нету», оказалось. Первую разогнали в сорок первом коммунисты, другую завалили в девяносто первом — уже вместе с коммунистами… Однако, прошу прощения: снова я отвлекся…

В общем, подобрался к людям голод. А чиновники с гражданством тянут, взятку ждут. А денег на взятку нет; А им поэтому вместо гражданства лишь ценные советы дают в городской администрации: «Вы по паспорту казахи, вот и езжайте к себе назад в Казахстан. Там вас обязаны принять». Проваландали их так целый год, на параграфы разные ссылаясь, а тут следующее испытание на них навалилось: барак, в котором они ютились, кто-то под снос купил — то ли крокодиловую ферму строить собрался, то ли новомодную баню для бандитов под названием «аквапарк». Бауэры мои — снова на улице. Дед с орденом Трудового Красного Знамени и с медалью «За освоение целинных земель» на груди — опять по инстанциям бросился, со слезами: «Спасите, мы же свои, я из Елшанки родом, дом наш там еще стоит». Ответ один: «Немцы — вон! Русские — вон! Все — вон! Неприемный день. Приходите через сто лет…». И жадные глаза на карман: не оттопыривается ли на нужную ширину? Нет, не оттопыривается. Значит — «Пошли вон! ». Сволочи, короче! Страна чиновных сволочей сверху донизу.

И перекрестил тогда старый Аугуст Бауэр всю эту блатную малину по имени «Новая Россия» широким крестом, собрал последние крохи, продал медаль свою целинную и поехал в Москву, в германское посольство. Вернулся с анкетами, заполнили, отослали, стали ждать. Между тем семья — дочь с мужем и двумя детьми и сам Бауэр — в кособокий лодочный сарай перебрались на берегу реки: снесли таки их барак. И вот через пару месяцев благая весть к ним приходит: Германия их принимает! И предписание в конверте: старшему Бауэру с такими-то документами на руках быть такого-то октября в Москве, в посольстве, для прохождения языкового экзамена и оформления выездных бумаг. Радость с горем пополам, короче говоря. Но не успели даже и порадоваться наши Ивановы-Бауэры, как неделю спустя пошли дед с внучкой к Волге: посмотреть еще раз на реку, запомнить ее получше напоследок. Ушли и не вернулись. Вот так-то вот…

Только дочь отца и ребенка своего похоронила — тоже легко сказать, не правда ли? —, как к их лодочному сараю, куда они после барака поселились, комиссия городская является: и его сносить пора пришла. Как же: Россию отстраивать надо, очередной бордель или казино на берегу реки возводить — причем обязательно с видом на водохранилище, как у белых людей… Чтоб все грязные флаги мира в гости были к нам… Тьфу!..

Там, в сарае том, Гена Сомиков и отыскал их. Туда же и мы с Аэлитой пришли беседовать. А когда я обо всем порасспросил их, едва живых от горя и голода, да все узнал в подробностях, то уже не раздумывая предложил им свои услуги: я знаю немецкий, смогу пройти комиссию на знание языка и немецкой культуры, и вывезу их в Германию вместо старого Бауэра, буду их «паровозом». Только придется им в этом случае признать меня за Аугуста Бауэра, а Аэлита должна сделается Анной по документам: дочкой Людмилы Ивановой, внучкой старого Бауэра. Вкратце рассказал я им и про Элину беду. Долго они не могли сообразить, что я им такое предлагаю: «А как же паспорт? А как же справки? Ведь это же нечестно! А что будет, если нас разоблачат? ». — «Как, — спрашиваю, — нас разоблачат, если вы к антрагу своему никаких фотографий не прилагали? Значит, никто там в посольстве не знает как настоящий Аугуст Бауэр выглядел. А все остальные вопросы — с паспортом и биографией — это уже мои вопросы…

В общем — согласились они, даже расчувствовались, когда дошло до них все «величие» моего замысла… Да и куда им деваться было?: им выбирать оставалось только между жизнью и смертью, вот они жизнь и избрали… На все это непросто было решиться, конечно, чисто психологически, в том числе и Эле трудно было уразуметь, что мы делаем, но мне удалось объяснить ей, что иногда в реальной жизни приходится ради справедливости в том числе и нечестно поступать. Если мы с ней этого не сделаем, сказал я ей, то Ивановы погибнут, в том числе и Костик. Она, между прочим, с ним сдружиться успела: несчастье и детей, видимо, сплачивает быстро… Этот мальчик — внук Аугуста Бауэра, после убийства сестры и деда замолк наглухо, много дней молчал, а с Аэлитой заговорил вдруг опять, даже к реке ее повел — Волгу показывать — пока мы с родителями разговаривали. Я думаю — красота Элечки его потрясла, честное слово…

Ну вот: Аэлита, возможно, и не все поняла из моего объяснения, но самое главное — она поверила мне. Она мне доверяет, слава Богу!

Вот, в сущности, и все, друзья мои. Паспорт, почерк: все это уже дело техники, как вы понимаете… Я внимательно изучил документы Бауэров — мне с легендой работать не впервой; в октябре посетил посольство, прошел тест на знание языка, получил билеты. Таким вот образом мы с Элей и заступили на «боевое дежурство» — под именами Аугуст Карлович Бауэр и Анна Федоровна Иванова. И теперь у меня есть семья: дочь Людмила, зять Федор и двое внуков: Анна и Константин. И завтра мы вылетаем в Германию. Все. Отчет окончен. Нет, еще одно добавлю сюда: когда мы еще ехали с Аэлитой туда, в Саратов, я вдруг чуть не раздумал, я хотел уже отказаться от своей безумной идеи. Подумал так: дадим мы денег этим несчастным людям, посмотрим на Волгу и вернемся, а Элю спасать я буду как-то иначе. Но когда побывал у Ивановых и выслушал их — я как в пропасть полетел. И увидел я эту пропасть вокруг себя примерно так, как только что описал ее вам, но только не увидел я в этой пропасти дна. Вот оттуда-то, из Саратова и вернулся я с твердым убеждением: Россия, великая Россия исчезла, умерла, сгинула. Наверное, есть в ней еще много могучих, великодушных, открытых и добрых людей, которые стонут и рвутся из трясины так называемых «западных ценностей», в которую они угодили против своей воли, и которая засасывает их все глубже. А на поверхности трясины той — зеленая плесень: символ новой жизни и цвет новой идеологии. И этой плесени я Аэлиту на пожирание не отдам! Пока я жив! И это — моя последняя клятва в этой жизни!

Вот теперь — все. Теперь я закончил. Знайте одно, братья мои, гвардейцы мои: я не всегда говорил вам все, что думал, но когда я что-то говорил, то всегда был честен с вами. И с вами и перед своей совестью — тоже. Прощайте, друзья мои, и простите за это прощание: я постарался объяснить вам все мои мотивы — все до конца. Можно очень долго сидеть и горевать над чем-то, в том числе и над умершей Родиной, но нужно встать однажды и идти дальше — особенно если еще есть цель. У меня такая цель теперь есть: ее зовут Аэлита…

Хромов обвел взглядом присутствующих. Все подавлено молчали. Тогда он продолжил:

— Друзья мои, ребятушки мои: намеревался написать вам что-то типа письма-завещания со своей последней волей, так сказать. Но вот посмотрел на вас сейчас и подумал: к черту письма — друзьям надо говорить все, глядя в глаза. Это очень важно — то что я вам сейчас скажу: это гораздо важней всего, что я успел наговорить вам сегодня. Вот что хочу я вам сообщить… и попросить. Вы меня, я знаю, за глаза Учителем называете. Послушайтесь меня, пожалуйста, если вы что-то учительское еще признаете за мной. Нужно изменить форму работы «Белой Гвардии». На нашем последнем съезде-слете правильно говорили люди об этом: времена изменились, и нам пора меняться.

России, нашей старой России, той, которую мы знали и понимали, нет больше. И то что мы с вами делали, не востребовано больше обществом. Мы ничем не можем помочь больше своему народу, если будем действовать и дальше как одинокие робин-гуды. Наблюдая за происходящим, я пришел к такому однозначному выводу: этому разрушительному цунами, которое сотрясает страну, способна противостоять только большая встречная волна, поднятая лучшими людьми. А лучшие люди — это вы. Партия лучших: каково?! Партия людей, несущих Отечество в сердце своем? Партия «Белая Гвардия»! Бросьте клич. Поднимите знамя «Белой Гвардии» повыше. Вот увидите: вы сами будете поражены, сколько людей соберется под нашим знаменем. Всех тех могучих, великодушных, открытых и добрых людей, которые стонут и рвутся из трясины, в которую они — все мы — угодили в результате этого нового большевистского переворота, проспонсированного «нашими американскими партнерами». И это будет уже не тайное общество, каким являемся мы с вами сегодня. Это будет легальная армия, легальная политическая сила! Легальная Белая Гвардия: партия лучших людей страны. Об этом прошу вас. Создайте такую партию! Поднимите эту волну. Только она сможет смыть грязь, смести трясину — вместе с ее фальшивыми ценностями, а заодно и насильниками, ворами, педофилами, бандитами и предателями. Выйдите на новый уровень, на новый масштаб, сопоставимый с размерами катастрофы: только так можно ее преодолеть. Это — великая цель. А с нашим… убойным донкихотством, с нашим чапаевскими карательным возмездиями нужно кончать. Они изжили себя. В обществе льется столько крови, что она никого уже не впечатляет. Нас никто — никакие педофилы — уже не боятся. Они, по-существу, защищены уже законом. Или, скорей, той системой беззаконий, которая называется законом. Нас просто перестали замечать. Вспомните: десять-пятнадцать лет назад мы были еще легендой, и к нам приходили за помощью. А сейчас? Мы сами, по газетам и телепередачам ищем уродов. Мы обречены с этой нашей деятельностью. Мы вырождаемся в мелких киллеров. Недавно слышал в автобусе такой разговор двух пацанов: «Чё у вас за жмурика у подъезда утром грузили? ». — «Да хрен его знает. Чей-то предок педика, говорят, воспитывал да перестарался. А другие говорят — киллер сработал. Не знаю, короче». — «А-а, а в нашем дворе двух черножопых отоварили на той неделе — мама не горюй. Один подох, я слышал»… И все! И дальше — про винчестеры и флоппи-диски, про мегагерцы и килобайты: хорошие вполне ребята, воспитанные, даже не матерились на весь салон…

Нужно просто посмотреть правде в глаза и проговорить для себя эту правду, друзья мои. Сделайте это. Пришло время открытой, легальной борьбы. Создайте партию, или открытое движение. Назовите его «Белая Гвардия». И давайте посмотрим что из этого получится. А ведь получится: я уверен! А? Что вы мне ответите на это?

— Ты — предатель! — крикнул Дементьев, — и вся твоя жизнь — одна сплошная нелегальщина! Где мое пальто? Я в пальто пришел, или в чем? Кто знает? …

— Андрей Егорович, про партию я тоже давно уже хотел поднять вопрос, — сказал Эдик, — мои ребята про это давно уже твердят; надо обязательно это обсудить, но меня пока другое волнует, попроще вопрос: а как же Вы превратитесь разом в Бауэра? А куда Хромов денется? Что же нам с Хромовым-то теперь делать: он-то ведь все еще по старому адресу проживает, пенсию получает и так далее? …

— Наконец-то слышу разумные слова, — ответил Учитель, явно огорченный предыдущим резким выпадом Дементьева, а еще больше — удручающим состоянием старого друга своего, — как раз тебя, Эдик, я и собирался просить взять шефство над этой темой. В квартиру мою в Рязани надо будет кого-то поселить из наших, чтобы платежи вносил. Доверенность и завещание я на тебя оставлю. Пенсия мне на счет приходит, соседи сменились недавно — никто никого не знает, никто ничего не заметит. Как это в известной песне поется: «Отряд не заметил потери бойца…», нда… Нами, стариками, все равно никто сейчас не интересуется, так что пару лет Хромов как бы еще посуществует. Ну а там видно будет. Уйдет куда-нибудь, да и не вернется: сплошь и рядом происходит, сплошь и рядом старики пропадают. Никто и искать не станет. Кто-нибудь сообщит… Спишут в «собесе» и вздохнут с облегчением: дед с возу… бюджету легче. Ладно… Насчет этой московской квартиры — еще обговорим сегодня. Обо всем мы еще успеем потолковать сегодня: еще не вечер — еще только утро, друзья мои. И вообще, сказать: я ведь, ребятки мои, не в преисподнюю отправляюсь, но в чистую-культурную Европу, до которой американец со своими революциями и провокациями пока еще не добрался, слава Богу — только примеряется; так что успеем мы с вами еще пивка баварского попить за общим столом — тут ли, там ли: какая разница?.. Сережа, а ты сядь на место, пожалуйста, не волнуйся: я знаю где твоё пальто, успокойся. Я хочу с тобой сейчас чаю выпить на брудершафт, так что не ерепенься. Считай, что я еду в командировку по твоему заданию. Ведь это ты говорил, что нужно Элю спасать. Говорил или нет?

— Да, говорил…

— Ты говорил, что именно я должен ее спасти?

— Кто, я говорил, что ли? … Ну да, я говорил… конечно, я это говорил! И сейчас настаиваю: обязательно нужно Олю спасти!

— Ну вот видишь. Я и еду выполнять твое прямое задание. Как только выполню — отчитаюсь.

— Конечно отчитаешься. Попробуй только не отчитаться!

— Обязательно отчитаюсь, Сережа. А теперь налейте-ка вы нам чайку, ребята, да покрепче: мне и моему лучшему другу Сергею Петровичу Дементьеву — доблестному и честному советскому полковнику — честнейшему и благороднейшему из всех известных, а также изо всех никому не известных полковников прошлого и будущего — славному и бессменному вождю нашей с вами «Белой Гвардии» и главному ее главнокомандующему…

Сергей Петрович Дементьев счастливо озирался со слезинкой в углу суженного после инсульта глаза, слушая своего друга Андрюшу и обнажая в улыбке постоянно выпадающий протез.

— Ишь ты, каким он тут красным петушком распелся перед нами… — радостно бормотал при этом старик Дементьев, слегка шамкая и нашаривая по карманам костюма носовой платок, который все это время зажимал в дрожащей руке. Вдруг он вздернул голову, удивленно глянул на Хромова и произнес:

— Ишь ты: Запад ругает, а сам на запад же и удирает! — рука у него перестала трястись, и здоровый глаз глядел на Хромова с прищуром.

— Вот он, вот он, наш полководец — весь прежний! — радостно закричал Хромов-Бауэр, — Сережа, дай я тебя обниму за это… родной ты мой… и про запад мы с тобой поговорим, и про восток, и про стратегию и про тактику — как в былые времена… И на вопрос твой я тебе тоже отвечу: я не к западным моральным и культурным ценностям подаюсь — я Аэлиту от здешней, сегодняшней моральной грязи оградить хочу, хотя бы на время, пока не схлынет она под натиском новой партии под названием «Белая Гвардия». А разгребать эту грязь самому у меня нет уже ни сил, ни времени. Наши же российские ценности мы с собой забираем, Сережа: вон, одних только русских книг и кассет с фильмами целый контейнер запакован…

— Ты — глобалист! — жалобно возразил Дементьев, обнимая своего друга Хромова, и Андрей Егорович — Учитель — чувствовал, как снова уже дрожит на его плече рука старого, больного коллеги-разведчика, основателя их славной и трагичной «Белой Гвардии» — в совсем еще недавнем прошлом такая твердая и надежная рука Сергея Петровича Дементьева. Тридцать лет они шагали в ногу. Тридцать лет!

Хромов отлично понимал, что видятся они сегодня с другом в последний раз. Это было очень тяжело осознавать. Что ж, время пришло: многое теперь будет получать этот печальный приговор: «В последний раз». Надо привыкать…

 

Долго еще, до глубокой ночи горел свет в квартире Савелия. Там же и попрощались «гвардейцы» с Хромовым, обо всем договорившись на будущее. Решили, что провожать Учителя в аэропорт никто не поедет: легенда его уже работала, он был теперь уже Аугуст Бауэр, и привлекать к этому факту чье-то внимание — пусть даже и случайное — недопустимо.

Поздно ночью Эдик повез Аугуста Бауэра к себе, где своего «дедушку» ждала, категорически отказываясь лечь спать, его драгоценная «внучка» Аэлита Никитина, она же теперь — Анечка Иванова…

 

* * *

 

В ледяном декабре они вылетели из аэропорта Шереметьево вслед за солнцем, и оставили за спиной замершую в холодном параличе землю, медленно уплывающую от них в темноту ночи. Какое-то время еще видели они красный, прихваченный морозом шар солнца на краю неба, уползающий в розовые, холодные облака, и это было грустное зрелище.

— Ничего, — сказал ребятам Аугуст, — сегодня семнадцатое декабря: через пять дней солнышко повернет к лету. Все будет хорошо.

Костик подумал и кивнул. Аэлита смотрела в иллюминатор не отрываясь. Людмила с Федором не слышали: они сидели в другом ряду. В салоне звучало много русской речи. Бауэры не были одни в самолете компании «Люфтганза»: как минимум двадцать семей еще, человек сто, с бабушками и детьми, таких же, как они сами переселенцев-беженцев летело вместе с ними. Это было хорошо: всем вместе лететь было не страшно. Разве что немного тоскливо: что будет с ними в чужом, незнакомом краю?

 

Пройдет время, все они приживутся, и начнут медленно забывать свою родину. Для нового поколения российских переселенцев, нарождающегося в Германии, Россия и вовсе будет уже заграницей.

Кто выиграл от этого переселения, и кто проиграл по большому счету? Что было бы, если бы все произошло иначе? Нельзя ответить на эти вопросы, потому что история, как известно, сослагательного наклонения не терпит. Ее можно интерпретировать, переписывать под заказчика, подтасововать, замалчивать, но ее нельзя изменить. А потому нельзя и сказать «что было бы, если бы…». Если бы российским немцам вернули их удивительную республику, например: традиционную кормилицу России, полную честных и работящих людей. Может быть, и Советский Союз не развалился тогда?

Одно можно утверждать с уверенностью: с уходом российских немцев общие проблемы России, не пожелавшей решить частную проблему одного из своих малых народов, лишь возросли. И другое очевидно: все сцеплено в природе, и в истории — тоже. А следовательно: развернись история с российскими немцами иначе — иначе пошла бы и история всей страны. Куда и в какой мере иначе — это уже из области тех самых вопросов, на которые ответов нет и не будет.

 

Как-то однажды, десять лет спустя, Аугуст Бауэр запишет в своем дневнике размышлений, названном им «Опись жизни» такие слова:

«Когда изгнанное Сталиным из Поволжья, обрусевшее в казахских степях, разгромленное этничество российских немцев покидало Россию в конце второго тысячелетия от рождества Христова, чтобы под приветственный политический жест правительства Германии вернуться на родину своих далеких предков, российских немцев подвигала к этому отнюдь не жажда пенного пива и не желание кататься на «американских горках»; отчасти ими двигала наивная надежда, что их маленькая, почти уже рассыпавшаяся в прах, уникальная народность в Германии не просто накормят и обогреют, но и сохранят как этнос: снова объединят, например, в границах какой-нибудь новообразованной федеральной земли. А что?: дали же англичане с американцами после войны государство евреям на палестинской земле? Почему бы немцам не дать немцам же крохотную автономию на немецкой земле? …

Этому не суждено было случиться. Германии этот пророссийский немецкий этнос был совершенно неинтересен; у Германии были свои проблемы: она еще не отошла от объединения с ГДР, и стояла, кроме того, перед демографической катастрофой, вызванной длительной мусульманской иммиграцией; полтора миллиона работящих полунемцев с востока вполне годились для укрепления стремительно тающего «немецкого» генофонда. Так что у Германии на приезжающих были совсем иные, как раз противоположные виды: как можно быстрей интегрировать их в свое общество, растворить их в себе с минимальными затратами, получить хороших и старательных специалистов задешево. Поэтому российских немцев расселяли как можно просторней, следя за тем, чтобы они не слеплялись в землячества, поющие русские песни под русскую водочку, а поглощались побыстрее немецкой средой: по возможности, еще в первом поколении.

И российские немцы смирились с такой неизбежностью — а больше им все равно ничего не оставалось делать. Уже то хорошо, что не гоняли их больше с места на место, не отбирали ничего, а наоборот — лечили, выплачивали пособия, учили, переучивали, давали крышу над головой. Можно было забыть что такое голод. И еще: никто не тыкал больше оскорбительным словом «немец». В Германии им стали, правда, тыкать словом «русский», но это, неожиданным образом, оказалось даже приятно: их идентифицировали с большой и сильной нацией, из которой они вышли, и частью которой они по сути и являлись. Хоть кто-то, хоть в такой форме — по иронии судьбы именно в Германии — это признавал: уже хорошо. Поздно, но все равно хорошо.

Одна удивительная истина стала вдруг очевидной российским немцам в Германии: их русско-немецкий этнос закончился не тогда, когда Сталин изгнал их в сорок первом году из Поволжья; их уникальный этнос заканчивается здесь, в Германии, и уходит в небытие, постепенно забывая не поволжские многочисленные диалекты, но великий и могучий русский язык, на котором все они последние полвека говорили в России, и с которым они приехали в Германию».

 

На следующий день Аугуст Бауэр сделает в своей тетради еще одну запись:

 

«Пришла в голову удивительная мысль о том, что даже случайности закономерны. Отсюда может следовать вывод, что разрозненные, казалось бы, проявления истории имеют на самом деле невидимые, глубоко пролегающие, сложно заплетенные, но тем не менее реальные связи. Взять, например, два события совершенно разного калибра, раздвинутые во времени на полвека: уничтожение сталинским режимом автономной республики немцев Поволжья и массовая депортация поволжских немцев, с одной стороны, и развал Советского Союза — с другой. Есть ли связь между этими событиями? Я убежден: есть! Хотя бы уже потому только, что все в Природе взаимозависимо, и богиня-История неделима. А беды наши оттого происходят снова и снова, что вожди наши, да и сами мы из века в век не желаем или не умеем воспринимать сигналы Истории; оттого происходят наши беды, что мы игнорируем ее уроки. А История, как любая богиня, особа мстительная.

За большевизм и революцию она страну уже покарала, и страна уплатила ей тридцатью или сорока миллионами жизней своих сограждан, а может быть и больше — никто точно не посчитал до сих пор. Один миллион из этих жизней — были жизни российских немцев. Не все из них погибли, нет: лишь половина. Но оставшаяся половина осталась навеки покалеченной. Несправедливостью. И постоянно ждала восстановления исторической справедливости. Не дождалась. Дважды были поволжские немцы преданы советской властью, и в девяностые годы обрели вдруг в лице новой российской власти очередную надежду на свое этническое возрождение. Но были преданы страной в третий и последний раз: теперь уже окончательно. Почему? С какой такой непонятной целью?

" Мне на Россию наплевать, потому что я — большевик! ", — любил говаривать вождь всех пролетариев Ленин. Большевиков не стало, но их курс на уничтожение России выжил, а ленинская формула, подхваченная новыми вождями по эстафете, лишь упростилась: " Мне на Россию наплевать! ". Точка.

Вот вам и все объяснение. Вот почему нет в России российских немцев; поэтому нет и самого Советского Союза. Да и Россия — та, настоящая, великая Россия — тоже не существует больше. Так что есть, есть связь событий в истории, и ткань времен соткана единой нитью».

 

* * *

 

Через три часа семья Бауэров и все остальные беженцы приземлились на незнакомой планете по имени «Германия». Они держались за потрепанные сумки и чемоданы с жалким скарбом и потрепанными документами, опасаясь выпустить свои сокровища из рук; они боялись расставаться, и старались постоянно держать друг друга в поле зрения. Психиатры, терапевты, кардиологи и невропатологи, встречая их, недоумевали поначалу: «Что у них там делается такое?: все прибывают в каком-то странном, загнанном, ошалелом состоянии! ».

По закону Германии каждый принятый ею в статусе гражданина имеет право на входе выбрать себе новое имя. Любое! Семья Аугуста Бауэра — дочь, зять и внук — все они пожелали из Ивановых перейти в Бауэры, и только Анна Федоровна Иванова упрямо настаивала, что хочет называться Аэлитой Никитиной, и удивительное дело: семья ее не возражала; согласились все, включая главу семьи — старика Аугуста Бауэра. И хотя все было по закону, оформители документов замялись над бумагами Бауэров и обратились за консультацией в более высокую инстанцию. Там посоветовались со специалистами, имеющими большой опыт общения с восточными переселенцами, и психиатры объяснили: «Пусть называют себя как хотят, это все — послешоковые эффекты, отторжение тяжелого прошлого, поиск новой самоидентификации. Отойдут постепенно, оттают, интегрируются в нормальное человеческое общество, станут примерными, работящими немецкими бюргерами»… Так Аэлита Анатольевна Никитина, побыв короткое время Анной Бауэр, снова стала Аэлитой Никитиной, правда теперь уже — немкой.

 

Там, за горизонтом…

 

Аугуст Бауэр, поселившийся в маленьком немецком городке над рекой Мозель, среди виноградников, после того как внучка его выросла и уехала учиться в Мюнхен, в университет, оставив его одного в маленьком доме, стал чудить: увлекся живописью. Он купил мольберт, масляные краски, холсты и начал писать очень похожие одна на другую картины, которыми завешивал затем стены своего домика, или отсылал их Аэлите. Седой, рослый, длинноволосый, он напоминал старого Леонардо да Винчи, попавшего в непонятный век и задумчиво сидящего на живописном берегу незнакомой, северной реки Мозель, пытаясь вспомнить откуда он пришел. Этот странный Леонардо часами вглядывался вдаль, чтобы лишь изредка спохватиться и сделать мазок по холсту. Порою к нему приближались любопытные туристы и праздно гуляющие бюргеры с собачками, чтобы заглянуть мастеру через плечо и удивиться: на холсте мало что напоминало изгиб реки, игрушечный, белый немецкий городок внизу и кучерявые виноградные холмы за ним, аккуратно расчесанные на зеленые ряды; вместо этого странному художнику виделась почему-то плакучая ива, тихое озеро с кувшинками и желтой лилией в правом нижнем углу, да еще две дрожащие голубые стрекозки над цветком; похоже, этому задумчивому Леонардо, прибывшему неведомо откуда, река Мозель нужна была только для того, чтобы подсмотреть, как выглядят отражения белых облаков в воде. Но и всматривался в них он тоже странно: подолгу и очень уж рассеяным взглядом. Подсыхающая кисть лежала при этом на палитре, или покачивалась в безвольно свисающей руке художника. Он сидел на своем парусиновом стульчике, среди пения птиц и гудения пчел, но был при этом где-то очень-очень далеко…

Престарелый художник действительно путешествовал при этом мыслью и памятью по всей своей жизни. Ему хотелось понять что-то главное, хотелось успеть додуматься до чего-то очень важного, до смысла своей собственной жизни и жизни вообще. Ему хотелось знать зачем он был на этой земле, какое и чье предназначенье исполнял, если такое предназначенье было ему дано вообще? А если оно было ему дано, то в чем заключалось? Пройти мимо личного продолжения, завершить на себе линию своих собственных предков с тем, чтобы по странному капризу провидения стать искусственным и нечестным привоем на генеалогической ветви древа Бауэров? Чтобы быть завершающим исполнителем воли настоящего Аугуста Бауэра, и реализовать чью-то высшую волю, предопределившую настоящему Аугусту Бауэру продолжиться через дочь и внука? Почему? Почему его собственная линия должна была остановиться? Почему его собственная дочь Олюшка должна была погибнуть, а линия Аугуста Бауэра продолжиться? Кто это решил? А может быть — никто? Простая случайность в бездонной космической россыпи вариантов? Слепая, никому не подчиняющаяся математика вероятностей, лихорадка бесконечно малых и бесконечно больших чисел? Хорошо, допустим: в результате борьбы случайностей с вероятностями в бездонном пространстве-времени произошла встреча нужных атомов в нужной комбинации при необходимых условиях соединения и, таким образом, как бы случайно зародилась самовоспроизводящаяся материя, то есть — жизнь. Пусть так: жизнь как таковая есть случайность, игра аминокислот, уникальная встреча определенных атомов в бесконечном времени. И пусть долгой цепью последующих и последовательных случайностей в качестве субъекта проявления этой жизни возник некто под наименованием Аугуст Бауэр, и примерно в это же время возник некто другой по обозначению Вячеслав Марченко.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.