Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





ПРИМЕЧАНИЯ 6 страница



185. Назва­ния пле­мен, живу­щих в этой хол­ми­стой пес­ча­ной пустыне до атлан­тов, я могу пере­чис­лить, а даль­ше — уже нет. Как бы то ни было, эта хол­ми­стая пес­ча­ная пусты­ня про­сти­ра­ет­ся до Герак­ло­вых Стол­пов и даже еще даль­ше. Встре­ча­ют­ся в пустыне через каж­дые десять дней пути все новые соля­ные копи и у них люд­ские посе­ле­ния. Жили­ща всех этих людей стро­ят­ся из глыб камен­ной соли114. Эта часть Ливии совер­шен­но не оро­ша­ет­ся дождя­ми, в слу­чае дождя ведь сте­ны [хижин] из соли не мог­ли бы выдер­жать. Добы­ва­е­мая там [из зем­ли] соль с виду бело­го и пур­пур­но­го цве­та. К югу от этой хол­ми­стой пусты­ни, т. е. еще далее в глубь стра­ны, Ливия без­люд­на, без­вод­на, лише­на зве­рей, без­лес­на и не оро­ша­ет­ся дождя­ми, и нет там даже росы.

186. Итак, ливий­ские пле­ме­на от Егип­та до озе­ра Три­то­ниды115 — кочев­ни­ки. Пита­ют­ся они мясом и пьют моло­ко. Коро­вье­го мяса они, впро­чем, не едят по той же самой при­чине, как и егип­тяне. Сви­ней они тоже не раз­во­дят. Даже и кирен­ские жен­щи­ны счи­та­ют гре­хов­ным есть коро­вье мясо из бла­го­го­вей­но­го стра­ха перед еги­пет­ской Иси­дой. В честь Иси­ды у них уста­нов­ле­ны посты и празд­не­ства. А бар­кей­ские жен­щи­ны, кро­ме коро­вье­го мяса, избе­га­ют есть еще и сви­ни­ну.

187. Так обсто­ит дело там. А к запа­ду от озе­ра Три­то­ниды ливий­цы уже не кочев­ни­ки, и обы­чаи у них иные, и с детьми они обра­ща­ют­ся не так, как это при­ня­то у кочев­ни­ков. Эти-то ливий­ские кочев­ни­ки — все ли они (я не могу утвер­ждать досто­вер­но), но, во вся­ком слу­чае, мно­гие — посту­па­ют с детьми вот как: четы­рех­лет­ним детям они при­жи­га­ют гряз­ной ове­чьей шер­стью116 жилы на теме­ни (а неко­то­рые — даже на вис­ках). [Это дела­ет­ся для того], чтобы флег­ма, сте­каю­щая из голо­вы в тело, не при­чи­ня­ла им вреда во всей даль­ней­шей жиз­ни. Поэто­му-то они, по их сло­вам, исклю­чи­тель­но здо­ро­вы. И дей­ст­ви­тель­но, насколь­ко мне извест­но, ливий­цы отли­ча­ют­ся наи­луч­шим здо­ро­вьем сре­ди всех людей (впро­чем, по этой ли имен­но при­чине, я точ­но ска­зать не могу). Во вся­ком слу­чае — они самые здо­ро­вые люди. На слу­чай судо­рог с ребен­ком во вре­мя при­жи­га­ния у них есть лечеб­ное сред­ство: они окроп­ля­ют ребен­ка коз­ли­ной мочой, и судо­ро­ги про­хо­дят. Впро­чем, я передаю толь­ко рас­ска­зы самих ливий­цев.

188. Обы­чаи же при жерт­во­при­но­ше­ни­ях у этих кочев­ни­ков вот какие. Сна­ча­ла у жерт­вы отре­за­ют кусок уха как нача­ток и бро­са­ют его через свой дом, а затем свер­ты­ва­ют шею живот­но­му. Жерт­вы они при­но­сят толь­ко солн­цу и луне. Этим боже­ствам совер­ша­ют жерт­во­при­но­ше­ния все ливий­цы, а жите­ли обла­сти вокруг озе­ра Три­то­ниды — глав­ным обра­зом Афине, а потом Три­то­ну и Посей­до­ну117.

189. Оде­я­ние и эгиду на изо­бра­же­ни­ях Афи­ны элли­ны заим­ст­во­ва­ли у этих ливи­я­нок. Толь­ко одеж­да ливи­я­нок — кожа­ная, а под­вес­ки на эгиде — не змеи, а рем­ни, в осталь­ном же оде­я­ние того же покроя. Даже и само назва­ние ука­зы­ва­ет на то, что одеж­да на изо­бра­же­ни­ях Пал­ла­ды ливий­ско­го про­ис­хож­де­ния118. Ведь ливи­ян­ки носят поверх одеж­ды козьи шку­ры без шер­сти, отде­лан­ные бахро­мой и окра­шен­ные маре­ной. Из это­го-то сло­ва «айгес»119 элли­ны и взя­ли [назва­ние] эгиды. Я думаю так­же, что гром­кие [при­зыв­ные] вопли120 [к боже­ству] при свя­щен­но­дей­ст­ви­ях впер­вые воз­ник­ли здесь: ведь ливи­ян­ки весь­ма искус­ные вопле­ни­цы. Так же и езде на чет­вер­ке коней элли­ны научи­лись от ливий­цев.

190. Погре­баль­ные [обы­чаи] у кочев­ни­ков (кро­ме наса­мо­нов) такие же, как у элли­нов. Наса­мо­ны же хоро­нят покой­ни­ков в сидя­чем поло­же­нии. Когда уми­раю­щий испус­ка­ет дух, они наблюда­ют, чтобы он уми­рал сидя121, а не лежа на спине. Хижи­ны их постро­е­ны из асфо­де­ли­е­вых стеб­лей и пере­пле­тен­ных трост­ни­ком цино­вок, и их мож­но пере­но­сить [с места на место]122. Тако­вы обы­чаи этих пле­мен.

191. К запа­ду от реки Три­то­на в погра­нич­ной с авсе­я­ми обла­сти оби­та­ют ливий­цы-паха­ри, у кото­рых есть уже посто­ян­ные жили­ща. Имя этих ливий­цев — мак­сии. Они отра­щи­ва­ют воло­сы на пра­вой сто­роне голо­вы и стри­гут их на левой, а свое тело окра­ши­ва­ют сури­ком. Гово­рят, буд­то они — выход­цы из Трои123. В их зем­ле, да и в осталь­ной части Ливии к запа­ду гораздо боль­ше диких зве­рей и лесов, чем в обла­сти кочев­ни­ков. Ведь восточ­ная часть Ливии, насе­лен­ная кочев­ни­ка­ми, низ­мен­ная и пес­ча­ная вплоть до реки Три­то­на. Напро­тив, часть к запа­ду от этой реки, зани­ма­е­мая паха­ря­ми, весь­ма гори­стая, леси­стая, со мно­же­ст­вом диких зве­рей124. Там оби­та­ют огром­ные змеи, львы, сло­ны, мед­веди125, ядо­ви­тые гадю­ки, рога­тые ослы126, люди-песье­глав­цы и совсем без­го­ло­вые127, зве­ри с гла­за­ми на груди (так, по край­ней мере, рас­ска­зы­ва­ют ливий­цы), затем — дикие муж­чи­ны и жен­щи­ны128 и еще мно­го дру­гих уже не ска­зоч­ных живот­ных.

192. В зем­ле же кочев­ни­ков вовсе нет таких зве­рей, но зато водят­ся вот какие: пигар­ги129, зор­ка­ды130, буба­лиды131 и ослы, но не рога­тые, а иные, не пью­щие воды132 (и они, дей­ст­ви­тель­но, не пьют); затем ории133 (из рогов их дела­ют изо­гну­тые гри­фы для лир); это живот­ное вели­чи­ной с быка; далее лиси­цы134, гие­ны, дикоб­ра­зы135, дикие бара­ны136, дик­тии137, шака­лы, пан­те­ры, бории, сухо­пут­ные кро­ко­ди­лы138 (дли­ной до 3 лок­тей), весь­ма похо­жие на яще­риц, стра­у­сы139 и малень­кие одно­ро­гие змеи140. Кро­ме того, в запад­ной Ливии водят­ся и такие живот­ные, кото­рые встре­ча­ют­ся и в дру­гих зем­лях (кро­ме оле­ня и дико­го каба­на). Оле­ня же и дико­го каба­на вовсе нет в Ливии. Мыши там трех пород: одни назы­ва­ют­ся дву­но­гие141, дру­гие — «зеге­рии» (ливий­ское сло­во, по-эллин­ски зна­чит холм)142, третьи — ежи. В зарос­лях силь­фия живут лас­ки, очень похо­жие на тар­тес­ских. Вот какое мно­же­ство зве­рей водит­ся в зем­ле ливий­цев-кочев­ни­ков, насколь­ко я могу судить по обсто­я­тель­ным рас­спро­сам.

193. С мак­си­я­ми гра­ни­чат заве­ки, у кото­рых жен­щи­ны на войне пра­вят колес­ни­ца­ми.

194. За эти­ми [заве­ка­ми] далее идут гизан­ты. В их зем­ле пче­лы дают мно­го меда, но еще боль­ше, как гово­рят, его искус­ст­вен­но при­готов­ля­ют масте­ра-ремес­лен­ни­ки. Все эти пле­ме­на рас­кра­ши­ва­ют свое тело сури­ком и едят обе­зьян. Обе­зьян же там в горах несмет­ное коли­че­ство.

195. Про­тив зем­ли гизан­тов лежит, по сло­вам кар­фа­ге­нян, ост­ров под назва­ни­ем Кара­вис дли­ной в 120 ста­дий и очень узкий. С мате­ри­ка он лег­ко досту­пен и полон мас­лин и вино­град­ных лоз. На нем есть озе­ро, где мест­ные девуш­ки добы­ва­ют из ила золо­той песок с помо­щью обма­зан­ных смо­лой пти­чьих перьев. Я не знаю, прав­да ли это, но запи­сы­ваю толь­ко то, что рас­ска­зы­ва­ют. Впро­чем, все может быть! Ведь я сам видел, как на Закин­фе из озе­ра и из источ­ни­ка добы­ва­ли смо­лу143. Есть там [на Закин­фе] так­же и мно­го озер. Самое боль­шое из них 70 футов в дли­ну и шири­ну, а глу­би­ной в 2 оргии. В это озе­ро опус­ка­ют шест с при­вя­зан­ной на кон­це мир­то­вой вет­кой, а затем извле­ка­ют [из воды] смо­лу на вет­ке. Смо­ла эта име­ет запах асфаль­та, но, впро­чем, еще луч­ше пие­рий­ской. Затем смо­лу выли­ва­ют в яму, выко­пан­ную близ озе­ра. Когда яма напол­нит­ся, смо­лу раз­ли­ва­ют оттуда по амфо­рам. Пред­ме­ты, попа­даю­щие в озе­ро, про­хо­дя под зем­лей, появ­ля­ют­ся затем в море. А море нахо­дит­ся в 4 ста­ди­ях от озе­ра. Таким обра­зом, и рас­сказ об ост­ро­ве у ливий­ско­го побе­ре­жья, пожа­луй, прав­до­по­до­бен.

196. Кар­фа­ге­няне же рас­ска­зы­ва­ют еще вот что. Оби­та­е­мая часть Ливии про­сти­ра­ет­ся даже по ту сто­ро­ну Герак­ло­вых Стол­пов. Вся­кий раз, когда кар­фа­ге­няне при­бы­ва­ют к тамош­ним людям, они выгру­жа­ют свои това­ры на берег и скла­ды­ва­ют в ряд. Потом опять садят­ся на кораб­ли и раз­во­дят сиг­наль­ный дым. Мест­ные же жите­ли, завидев дым, при­хо­дят к морю, кла­дут золо­то за това­ры и затем ухо­дят. Тогда кар­фа­ге­няне опять выса­жи­ва­ют­ся на берег для про­вер­ки: если они решат, что коли­че­ство золота рав­но­цен­но това­рам, то берут золо­то и уез­жа­ют. Если же золота, по их мне­нию, недо­ста­точ­но, то куп­цы опять садят­ся на кораб­ли и ожида­ют. Тузем­цы тогда вновь выхо­дят на берег и при­бав­ля­ют золота, пока куп­цы не удо­вле­тво­рят­ся. При этом они не обма­ны­ва­ют друг дру­га: куп­цы не при­ка­са­ют­ся к золоту, пока оно нерав­но­цен­но това­рам, так же как и тузем­цы не уно­сят това­ров, пока те не возь­мут золота.

197. Это — ливий­ские пле­ме­на, име­на кото­рых я знаю. Боль­шин­ство их ни рань­ше не при­зна­ва­ло вла­сти пер­сид­ско­го царя, ни теперь [во вре­мя похо­да]. Об этой части све­та я хочу еще заме­тить, что здесь живут четы­ре пле­ме­ни — не боль­ше, насколь­ко я знаю. Два из этих пле­мен — корен­ные жите­ли стра­ны, а два дру­гих — нет. Ливий­цы и эфи­о­пы — корен­ные оби­та­те­ли стра­ны. Пер­вые живут на севе­ре, а послед­ние — на юге. Фини­ки­яне же и элли­ны — при­шель­цы.

198. Я думаю, что Ливия не осо­бен­но пло­до­род­на и в этом ее нель­зя срав­нить с Ази­ей или Евро­пой. Исклю­че­ние состав­ля­ет толь­ко мест­ность Кинип, лежа­щая на одно­имен­ной реке. Эта мест­ность по уро­жаю пло­дов Демет­ры не усту­па­ет самым пло­до­род­ным стра­нам [дру­гих частей све­та]. Она вовсе непо­хо­жа на осталь­ную Ливию: зем­ля ее чер­ная, она оро­ша­ет­ся источ­ни­ка­ми и не стра­да­ет ни от засу­хи, ни от чрез­мер­ной влаж­но­сти. В этой части Ливии ведь выпа­да­ют дожди144. Уро­жай хле­ба там обыч­но столь же богат, как в Вави­ло­нии. Пло­до­род­на так­же и область, зани­ма­е­мая евес­пе­ри­та­ми. Она ведь в луч­шие годы при­но­сит уро­жай сам-сто, а Кинип­ская зем­ля — сам-три­ста.

199. В Кирен­ской обла­сти, самой воз­вы­шен­ной части Ливии, насе­лен­ной кочев­ни­ка­ми, быва­ет три раз­ных вре­ме­ни жат­вы, что весь­ма уди­ви­тель­но145. Сна­ча­ла созре­ва­ют [для жат­вы] пло­ды на мор­ском побе­ре­жье. После убор­ки здесь уро­жая поспе­ва­ет хлеб внут­ри стра­ны, в лежа­щей над морем так назы­вае­мой хол­ми­стой мест­но­сти. Когда убран и этот уро­жай, зре­ет и поспе­ва­ет хлеб на самых высо­ких местах внут­ри стра­ны. Поэто­му, когда пер­вый уро­жай вино­гра­да и хле­ба уже выпит и съе­ден, поспе­ва­ет послед­ний. Таким обра­зом, жат­ва про­дол­жа­ет­ся у кирен­цев восемь меся­цев. Но об этом доволь­но.

200. Когда пер­сид­ское вой­ско, послан­ное из Егип­та Ари­ан­дом на помощь Фере­ти­ме, при­бы­ло в Бар­ку, пер­сы при­сту­пи­ли к оса­де горо­да и потре­бо­ва­ли выда­чи винов­ни­ков убий­ства Арке­си­лая. Но так как весь народ бар­кей­цев был при­ча­стен к убий­ству, то горо­жане отверг­ли это тре­бо­ва­ние. Оса­да Бар­ки после это­го про­дол­жа­лась девять меся­цев. Пер­сы про­ло­жи­ли под­ко­пы до город­ской сте­ны и пыта­лись взять город оже­сто­чен­ны­ми при­сту­па­ми146. Одна­ко эти под­ко­пы одно­му куз­не­цу уда­лось обна­ру­жить при помо­щи оби­то­го медью щита, имен­но вот каким обра­зом. Обхо­дя со щитом сте­ны с внут­рен­ней сто­ро­ны, куз­нец при­кла­ды­вал его к зем­ле. Там, где не было под­ко­па, при­став­лен­ный к зем­ле щит не изда­вал зву­ка, но там, где был под­коп, медь щита начи­на­ла зву­чать. Тогда бар­кей­цы про­ло­жи­ли встреч­ный под­коп и пере­би­ли рыв­ших зем­лю пер­сов. Так-то был обна­ру­жен под­коп пер­сов, а при­сту­пы бар­кей­цы отби­ва­ли.

201. Так про­дол­жа­лось дол­гое вре­мя, и с обе­их сто­рон пало мно­го вои­нов, и пер­сов — даже боль­ше. Тогда Ама­сис, началь­ник сухо­пут­но­го вой­ска, решив, что силой бар­кей­цев не одо­леть, а толь­ко хит­ро­стью, при­ду­мал вот что. Он при­ка­зал ночью выко­пать широ­кий ров, поло­жить попе­рек его тон­кие дос­ки, а поверх досок насы­пать зем­ли и затем срав­нять с осталь­ным грун­том. На рас­све­те Ама­сис пред­ло­жил бар­кей­цам всту­пить в пере­го­во­ры. Бар­кей­цы с радо­стью согла­си­лись, так как жела­ли мира. Согла­ше­ние было заклю­че­но при­мер­но такое. Пер­сы покля­лись над потай­ным рвом: пока зем­ля эта оста­ет­ся неру­ши­мой, неру­ши­ма и клят­ва. Бар­кей­цы же обя­за­лись пла­тить царю дань, а пер­сы — боль­ше не при­чи­нять им зла. После этой клят­вы бар­кей­цы, дове­ряя дого­во­ру, не толь­ко сами вышли из горо­да, но и раз­ре­ши­ли пер­сам по жела­нию вхо­дить в город и откры­ли все ворота. Пер­сы же, раз­ло­мав помост, скры­вав­ший ров, ворва­лись в город. Раз­ру­ши­ли же они этот помост для того, чтобы не пре­сту­пить клят­вы: они ведь покля­лись бар­кей­цам, что будут сохра­нять вер­ность в клят­ве все вре­мя, пока зем­ля оста­ет­ся такой, как была. После уни­что­же­ния помо­ста клят­ва поте­ря­ла силу.

202. После того как пер­сы отда­ли Фере­ти­ме глав­ных винов­ни­ков [убий­ства] из бар­кей­цев, она при­ка­за­ла поса­дить их на кол вокруг город­ской сте­ны, а их женам отре­зать груди и укра­сить [ими] сте­ну. Осталь­ных горо­жан она отда­ла пер­сам для про­да­жи в раб­ство, кро­ме потом­ков Бат­та и людей, не винов­ных в уби­е­нии Арке­си­лая. Им-то Фере­ти­ма и отда­ла управ­ле­ние горо­дом.

203. Итак, обра­тив в раб­ство осталь­ных бар­кей­цев, пер­сы дви­ну­лись назад в Еги­пет. Когда пер­сы подо­шли к горо­ду кирен­цев, жите­ли его, пови­ну­ясь изре­че­нию како­го-то ора­ку­ла, про­пу­сти­ли вой­ско через свой город. Пока вой­ско еще про­хо­ди­ло через город, Бадр, началь­ник пер­сид­ско­го флота, при­ка­зал захва­тить город. Одна­ко Ама­сис, началь­ник сухо­пут­но­го вой­ска, не поз­во­лил это­го, так как, по его сло­вам, он послан в поход толь­ко про­тив одно­го эллин­ско­го горо­да Бар­ки. Мино­вав затем город и раз­бив стан на хол­ме Зев­са Ликей­ско­го, пер­сы рас­ка­я­лись, что не овла­де­ли Кире­ной, и сде­ла­ли попыт­ку сно­ва про­ник­нуть в город. Кирен­цы, одна­ко, не допу­сти­ли их. Тут пер­са­ми овла­дел такой страх, что они бро­си­лись бежать и оста­но­ви­лись толь­ко ста­ди­ях в 60 [от горо­да]. Когда вой­ско раз­би­ло здесь стан, при­был вест­ник от Ари­ан­да с при­ка­за­ни­ем воз­вра­щать­ся. Тогда пер­сы попро­си­ли у кирен­цев про­до­воль­ст­вия на доро­гу и, полу­чив его, воз­вра­ти­лись в Еги­пет. В пути, одна­ко, их под­сте­рег­ли ливий­цы и уби­ва­ли отстаю­щих и мед­лен­но дви­гав­ших­ся из-за одеж­ды и покла­жи вои­нов, пока, нако­нец, вой­ско не при­шло в Еги­пет.

204. Это пер­сид­ское вой­ско про­ник­ло в Ливию не далее обла­сти Евес­пе­рид147. Что же до обра­щен­ных в раб­ство бар­кей­цев, то пер­сы уве­ли их из Егип­та к царю Дарию, а царь отвел им для посе­ле­ния дерев­ню в Бак­трии. Дерев­ню эту они назва­ли Бар­ка, и еще до наше­го вре­ме­ни живут там в Бак­трии.

205. Но и Фере­ти­ма не кон­чи­ла свою жизнь бла­го­по­луч­но. По воз­вра­ще­нии в Еги­пет, ото­мстив бар­кей­цам, она умер­ла лютой смер­тью. Ибо ее тело еще зажи­во сгни­ло от киша­щих в нем чер­вей148. И дей­ст­ви­тель­но, слиш­ком жесто­кое мще­ние дела­ет людей нена­вист­ны­ми богам. Тако­во-то и столь страш­но было мще­ние бар­кей­цам Фере­ти­мы, супру­ги Бат­та.

< < <   > > >

ПРИМЕЧАНИЯ

 

· 1В 514 г. до н. э.

· 2См. I 106.

· 3Дви­же­ние ким­ме­рий­цев было обу­слов­ле­но дав­ле­ни­ем ски­фов, кото­рых в свою оче­редь тес­ни­ли мас­са­ге­ты (IV 11). Дарий не соби­рал­ся мстить ски­фам за втор­же­ние в Мидию, но хотел поме­шать их напа­де­нию на Мидию, через Дер­бент­ский про­ход. Для это­го царь и пред­при­нял поход про­тив коче­вий ски­фов в Южной Рос­сии.

· 4Геро­дот переда­ет здесь древ­нее скиф­ское ска­за­ние. «Сле­пые рабы» — веро­ят­но, назва­ние поко­рен­ных ски­фа­ми народ­но­стей, быть может ким­ме­рий­цев.

· 5Это так назы­вае­мый Ким­ме­рий­ский вал на совр. Кер­чен­ском полу­ост­ро­ве для защи­ты Бос­по­ра от кочев­ни­ков.

· 6Упо­мя­ну­тые Геро­до­том золотые пред­ме­ты почи­та­лись ски­фа­ми. Так, в кур­гане Гелер­мес най­де­на золотая секи­ра, слу­жив­шая, по-види­мо­му, пред­ме­том куль­та.

· 7Тыся­че­лет­нее цар­ство — восточ­ное уче­ние, рас­про­стра­нен­ное так­же у рим­лян и этрус­ков.

· 8Ср. рас­сказ «Сколь­ко чело­ве­ку зем­ли нуж­но» Л. Н. Тол­сто­го, сюжет кото­ро­го наве­ян этой новел­лой Геро­до­та.

· 9Веро­ят­но, Геро­дот име­ет в виду метель и вью­гу.

· 10Изве­стие Геро­до­та о втор­же­нии ски­фов (ок. 700 г. до н. э. ) вос­хо­дит к аккад­ским источ­ни­кам. Тес­ни­мые мас­са­ге­та­ми, из совр. Запад­но­го Тур­ке­ста­на ски­фы про­ник­ли на южное побе­ре­жье Кас­пий­ско­го моря, пере­шли Ара­кс и вторг­лись в южно­рус­ские сте­пи.

· 11Упо­мя­ну­тая здесь груп­па ким­ме­рий­цев, по-види­мо­му, рань­ше коче­ва­ла в Кубан­ской обла­сти, в то вре­мя как пле­ме­на, коче­вав­шие в Южной Рос­сии и в Кры­му, про­ник­ли по запад­но­му побе­ре­жью Чер­но­го моря до Гел­лес­пон­та и Бос­по­ра Фра­кий­ско­го.

· 12Здесь Чер­ное море.

· 13Ворон — свя­щен­ная пти­ца Апол­ло­на.

· 14Город Оль­вия. Геро­дот опи­сы­ва­ет тор­го­вый путь от устья совр. Дне­пра на север. Гре­ки, по-види­мо­му, под­ни­ма­лись вверх по Дне­пру до боль­ших поро­гов ниже совр. Дне­про­пет­ров­ска. Туда, веро­ят­но, при­хо­ди­ли куп­цы из Скан­ди­на­вии для мено­вой тор­гов­ли.

· 15Ски­фы-зем­ледель­цы (γ ε ω ρ ­γ ο ί ) назва­ны так по созву­чию их пле­мен­но­го назва­ния (ВДИ, 1946, 2, стр. 42).

· 16Геро­дот опи­сы­ва­ет область меж­ду совр. Южным Бугом и низо­вья­ми Дне­пра.

· 17Глав­ное скиф­ское пле­мя, по Геро­до­ту, жило в обла­сти, огра­ни­чен­ной на запа­де совр. Дне­стром, на севе­ре — р. Кон­ской и Дон­цом, на восто­ке — Азов­ским морем. Южной гра­ни­цей Скиф­ской обла­сти была гор­ная цепь Тавр (Яйла). В Неа­по­ле у совр. Сим­фе­ро­по­ля рас­ко­па­ны остат­ки рези­ден­ции скиф­ских царей и в так назы­вае­мом Золо­том Кур­гане (525—500 гг. ) най­де­ны бога­тые скиф­ские погре­бе­ния.

· 18В осно­ве опи­са­ния устья Дона лежит, веро­ят­но, какой-нибудь путе­во­ди­тель по тор­го­во­му пути из север­но­го При­чер­но­мо­рья на Восток (в Цен­траль­ную Азию).

· 19По В. В. Латы­ше­ву, иир­ки — пред­ки мадь­яр на севе­ре Ура­ла.

· 20В соле­ных сте­пях (древ­нее мор­ское дно) на поч­ве лежит кора, кото­рую Геро­дот изо­бра­жа­ет твер­дой как камень.

· 21По С. Я. Лурье (Исто­рия, стр. 100), «лысые» люди — пред­ше­ст­вен­ни­ки совре­мен­ных баш­кир.

· 22Веро­ят­но, Pru­nus pa­dus L. (подо­рож­ник). Джун­га­ры в север­ном Китае и теперь еще едят с моло­ком пло­ды это­го дере­ва.

· 23Сло­во «асхи» (ачи) мож­но срав­нить с древ­не­тюрк­ским «ачуг» (горь­кий). У совре­мен­ных баш­кир есть куша­нье «ахша» (С. Я. Лурье. Исто­рия, стр. 100).

· 24Дан­ное здесь опи­са­ние почти соот­вет­ст­ву­ет опи­са­нию обра­за жиз­ни мас­са­ге­тов (I 215—216). Веро­ят­но, оба опи­са­ния отно­сят­ся к одно­му и тому же пле­ме­ни. Опи­са­ние мас­са­ге­тов вос­хо­дит к сооб­ще­ни­ям аккад­ских куп­цов, при­хо­див­ших к мас­са­ге­там по доро­ге через Кас­пий­ское море, а гре­ки от устья Дона посе­ща­ли их соседей аргип­пе­ев на совр. Сыр­да­рье.

· 25Рас­сказ об уби­е­нии мас­са­ге­та­ми и исседо­на­ми ста­ри­ков «вряд ли заслу­жи­ва­ет дове­рия» (В. В. Стру­ве. Этюды, стр. 30).

· 26Т. е. к запа­ду от Ким­ме­рий­ско­го вала.

· 27Одис­сея IV, 85.

· 28Упо­мя­ну­тые здесь Геро­до­том свя­зи этрус­ков и вене­тов Верх­ней Ита­лии с пле­ме­на­ми к севе­ру от Альп были глав­ным обра­зом куль­то­вы­ми свя­зя­ми. На брон­зо­вых сосудах из Верх­ней Ита­лии нахо­дим изо­бра­же­ния празд­нич­ных про­цес­сий, подоб­ных опи­сан­ным у Геро­до­та.

· 29Речь идет, веро­ят­но, о древ­них обрядах ини­ци­а­ции, кото­рые совер­ша­лись при пере­хо­де в зре­лый воз­раст.

· 30Геро­дот рас­кры­ва­ет двой­ное про­ис­хож­де­ние делос­ско­го куль­та: во-пер­вых, при­не­сен­ный гре­ка­ми с Севе­ра культ Апол­ло­на и Арте­ми­ды и, во-вто­рых, почи­та­ние Апол­ло­на как боже­ства све­та, пере­не­сен­ное из Ликии.

· 31Имя Аба­ри­са свя­зы­ва­ет­ся с апар­на­ми (коче­вое пле­мя на Алтае, впо­след­ст­вии назы­вав­ше­е­ся ава­ра­ми). Аба­рис жил яко­бы во вре­ме­на Кре­за и обхо­дил всю зем­лю со стре­лой — сим­во­лом Апол­ло­на.

· 32Или: «Слов­но выто­че­на на токар­ном стан­ке».

· 33Геро­дот, быть может, поль­зо­вал­ся в этом рас­ска­зе древ­ней аккад­ской кар­той мира, где цен­тром мира была Асси­рия.

· 34Здесь — Пер­сид­ский залив.

· 35Этот соеди­ни­тель­ный канал Дарий велел про­ко­пать меж­ду Нилом и Крас­ным морем. Канал шел через совр. Вади-Туми­лат и горь­кие озе­ра и выхо­дил в Крас­ное море у тепе­реш­не­го Суэ­ца.

· 36Пер­сид­ский залив.

· 37Сооб­ще­ние Геро­до­та пока­зы­ва­ет, что пер­сид­ская дер­жа­ва про­сти­ра­лась тогда в Индии до восточ­но­го края пусты­ни Фар.

· 38По при­ка­за­нию еги­пет­ско­го царя Неко (609—593 гг. ) фини­ки­яне обо­гну­ли мыс Доб­рой Надеж­ды, при этом солн­це было у них на пра­вой сто­роне. На тре­тий год они достиг­ли Гибрал­та­ра и сно­ва вошли в Сре­ди­зем­ное море.

· 39Кар­фа­ге­ня­нин Ган­нон око­ло 520 г. до н. э. обо­гнул Афри­ку. Он оста­вил опи­са­ние сво­е­го путе­ше­ст­вия, гре­че­ская обра­бот­ка кото­ро­го сохра­ни­лась.

· 40См. выше, IV 42.

· 41Пла­ва­ние Ски­ла­ка сто­я­ло в свя­зи с заво­е­ва­ни­я­ми Дария в Индии. Пер­сы поко­ри­ли пло­до­род­ную доли­ну Инда. Пер­сид­ское вой­ско воз­вра­ти­лось сухим путем, а Ски­лак морем достиг южной Ара­вии, а оттуда при­был в Крас­ное море до тепе­реш­не­го Суэ­ца. Меж­ду Инди­ей и южной Ара­ви­ей издав­на были ожив­лен­ные тор­го­вые свя­зи.

· 42Озе­ро, из кото­ро­го выте­ка­ет, по Геро­до­ту, Тирас, — боло­ти­стая область в исто­ках совр. р. При­пя­ти. Эту область счи­та­ли огром­ным озе­ром.

· 43Мор­ская соле­ная вода с южным вет­ром дале­ко про­ни­ка­ет в устье совр. Южно­го Буга.

· 44Быть может, белу­га (Aci­pen­ser hu­so), дости­гаю­щая ино­гда огром­ных раз­ме­ров.

· 45Дне­пров­ский лиман (куда впа­да­ет совр. Днепр и Южный Буг), отде­лен­ный от моря Кин­бурн­ской косой.

· 46Геро­дот сме­ши­ва­ет здесь Гипа­ки­рис с какой-то дру­гой рекой.

· 47Такие скиф­ские кот­лы извест­ны по архео­ло­ги­че­ским наход­кам.

· 48Кровь уби­то­го вра­га пьют для того, чтобы вме­сте с кро­вью всо­сать его «силу» (ср.: Дж. Фрэ­зер. Золотая ветвь. II. М., 1928, стр. 85).

· 49Этот рас­сказ Геро­до­та под­твер­жда­ет­ся наход­ка­ми в алтай­ских кур­га­нах.

· 50При этом обы­чае игра­ют роль тоте­ми­сти­че­ские пред­став­ле­ния.

· 51Связ­ки пру­тьев употреб­ля­лись так­же в куль­то­вом ритуа­ле мидян и пер­сов.

· 52Этот спо­соб баль­за­ми­ро­ва­ния засвиде­тель­ст­во­ван так­же у алтай­цев (Хиунг-ну). Кипер — рас­те­ние Cy­pe­rus ro­tun­dus. Селе­рей — Ape­um gra­veo­lens. Анис — Pim­pi­nel­la ani­sum.

· 53Скиф­ские кур­га­ны дости­га­ют зна­чи­тель­ных раз­ме­ров. В погре­баль­ной каме­ре нахо­дят­ся бога­тые золотые укра­ше­ния, рядом с ней — место погре­бе­ния уби­тых коней.

· 54Выстав­лен­ные вокруг моги­лы стра­жи впо­след­ст­вии заме­ня­лись камен­ны­ми фигу­ра­ми (алтай­цы назы­ва­ли их «бал­бал»).

· 55Изо­бра­жен­ный здесь обы­чай являл­ся частью куль­то­во­го обряда. Сжи­га­е­мые в юрте стеб­ли коноп­ли про­из­во­ди­ли дым, вызы­вав­ший опья­не­ние. Нахо­див­ши­е­ся в юрте люди (и сре­ди них шама­ны) при­хо­ди­ли в экс­таз. «Вопли от удо­воль­ст­вия» — это, веро­ят­но, пес­ни шама­нов, содер­жа­ни­ем кото­рых было нис­хож­де­ние душ в под­зем­ное цар­ство (ср. I 201).

· 56Орги­а­сти­че­ские куль­ты (Кибе­лы Вели­кой Мате­ри) про­ник­ли к ски­фам через Кизик.

· 57Здесь пер­вое упо­ми­на­ние о цар­ских двор­цах ски­фов. Впо­след­ст­вии ски­фы постро­и­ли дво­рец в Неа­по­ле (на месте Сим­фе­ро­по­ля).

· 58Следы богов извест­ны и в дру­гих местах, напри­мер на Цей­лоне след Буд­ды.

· 59Геро­дот име­ет в виду здесь зна­ме­ни­тые по мифу об арго­нав­тах ска­ли­стые ост­ров­ки у выхо­да из Бос­по­ра, кото­рые стал­ки­ва­лись и раз­би­ва­ли кораб­ли, попа­дав­шие меж­ду ними.

· 60При­во­ди­мые Геро­до­том циф­ры совер­шен­но не схо­дят­ся с дан­ны­ми о вели­чине Чер­но­го моря, извест­ны­ми из древ­ней гео­гра­фии.

· 61Север­ный вход в Бос­пор шири­ной в 4. 7 км. Самое узкое его место, где Дарий велел постро­ить мост, лежит у совр. Руме­ли-Хиссар (шири­на здесь 660 м); дли­на Бос­по­ра 31. 7 км.

· 62Дли­на Гел­лес­пон­та при­бли­зи­тель­но 60 км, а шири­на в самом узком месте 1350 м.

· 63Т. е. кли­но­пис­ным пись­мом, кото­рое употреб­ля­лось для цар­ских над­пи­сей на элам­ском, аккад­ском и древ­не­пер­сид­ском язы­ках.

· 64Рас­сто­я­ние меж­ду обо­и­ми горо­да­ми в дей­ст­ви­тель­но­сти боль­ше.

· 65Из назва­ний поко­рен­ных Дари­ем пле­мен мож­но заклю­чить, что царь шел не через совр. Шип­кин­ский пере­вал, а по при­бреж­но­му пути через совр. Доб­руд­жу.

· 66«Ска­ли­стый Хер­со­нес» — Крым­ское побе­ре­жье до совр. Кер­чен­ско­го про­ли­ва.

· 67Геро­дот срав­ни­ва­ет здесь два пунк­та, лежа­щие на одной широ­те на южной око­неч­но­сти Атти­ки.

· 68Т. е. восточ­ное побе­ре­жье совр. Кер­чен­ско­го полу­ост­ро­ва и запад­ный берег Азов­ско­го моря до устья Дон­ца и Дона.

· 69Север­ную гра­ни­цу Скиф­ской обла­сти мож­но опре­де­лить лишь при­бли­зи­тель­но. На запа­де стра­ны ски­фов начи­на­лась область ага­фир­сов, затем шла область нев­ров, далее область так назы­вае­мых анд­ро­фа­гов до Дне­пра выше совр. Дне­про­пет­ров­ска и, нако­нец, к восто­ку от Дне­пра и север­нее р. Кон­ской до Азов­ско­го моря — область мелан­х­ле­нов.

· 70Боги­ня Дева обыч­но отож­дествля­ет­ся с Арте­ми­дой.

· 71Геро­дот сооб­ща­ет древ­нюю скиф­скую леген­ду о пере­се­ле­нии ски­фов. Змея в народ­ной мифо­ло­гии — вопло­ще­ние зло­го нача­ла — сим­во­ли­зи­ру­ет враж­деб­ных при­шель­цев, кото­рые изгна­ли нев­ров из их мест оби­та­ния.

· 72Волк — тотем­ное живот­ное нев­ров, с кото­рым они счи­та­ли себя в род­стве. Сооб­ще­ние об обо­рот­ни­че­стве отно­сит­ся к куль­то­во­му празд­ни­ку, участ­ни­ки кото­ро­го носи­ли вол­чьи шку­ры и мас­ки.

· 73Геро­дот опи­сы­ва­ет скиф­ские лес­ные «горо­ди­ща», кото­рые часто нахо­дят теперь архео­ло­ги.

· 74Эта ошиб­ка Геро­до­та воз­ник­ла, быть может, отто­го, что в назва­нии пле­ме­ни содер­жа­лось сло­во «бел­ка», кото­рая назы­ва­лась на язы­ке пле­ме­ни «поеда­тель сос­но­вых шишек». «Бел­ка» как имя пле­ме­ни встре­ча­ет­ся у алтай­ских народ­но­стей (ср. китай­ское назва­ние одно­го коче­во­го пле­ме­ни «тинг-линг», ука­зы­ваю­щее так­же на сло­во «бел­ка»).

· 75Здесь ошиб­ка пере­пис­чи­ка: вме­сто τ ε τ ­ρ ά ­γ ω ν ο ς (четы­рех­уголь­ный) надо читать τ ά ­ρ α ν ­δ ο ς (лось). Лоси и боб­ры жили в обла­сти буди­нов на Дону.

· 76«Боб­ро­вая струя» полу­ча­лась вовсе не из яичек боб­ра. Явля­ясь про­дук­том осо­бой желе­зы (как сам­ца, так и сам­ки боб­ра), она слу­жи­ла сред­ст­вом про­тив судо­рог.

· 77По ска­за­нию, передан­но­му Геро­до­том, часть позд­ней­ших сав­ро­ма­тов при­бы­ла из обла­сти совре­мен­ной турец­кой гава­ни Сам­сун мор­ским путем в Севе­ро­ку­бан­скую область и здесь сме­ша­лась со скиф­ски­ми пле­ме­на­ми.

· 78Миф об ама­зон­ках рас­про­стра­нил­ся в свя­зи с отме­чен­ны­ми уже древни­ми у неко­то­рых скиф­ских пле­мен следа­ми мат­ри­ар­ха­та. Подоб­ные же обы­чаи засвиде­тель­ст­во­ва­ны у карий­цев, ликий­цев и лидий­цев.

· 79Из сооб­ще­ния Геро­до­та полу­ча­ет­ся, что Танаи­сом он счи­тал совр. Донец, а ниж­нее тече­ние Дона вплоть до устья Дон­ца — про­дол­же­ни­ем Азов­ско­го моря. Дон вес­ной раз­ли­ва­ет­ся при устье на 10 км.

· 80Здесь совр. Донец.

· 81Дарий, види­мо, пред­по­ла­гал воз­вра­тить­ся в Пер­сию вдоль восточ­но­го побе­ре­жья Кав­ка­за, поче­му и при­ка­зал ионя­нам ждать его воз­вра­ще­ния два меся­ца. Неве­ро­ят­но, чтобы Миль­ти­ад пред­ло­жил раз­ру­шить мост на Дунае. Этот рас­сказ выду­ман в 493 г., когда Миль­ти­ад был при­вле­чен к суду по обви­не­нию в тира­нии (ср.: С. Я. Лурье. Исто­рия, стр. 187, прим. 1).

· 82Геро­дот изо­бра­жа­ет пере­дви­же­ния миний­цев соглас­но древ­не­му пле­мен­но­му пре­да­нию. Поход в Ливию отно­сит­ся к 510 г. до н. э.

· 83Обо­зна­чен­ные Геро­до­том как фини­ки­яне, потом­ки Кад­ма, веро­ят­но, при­над­ле­жа­ли к древним догре­че­ским (эгей­ским) пле­ме­нам.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.