Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





ПРИМЕЧАНИЯ 2 страница



37. Пер­сы живут в Азии вплоть до Южно­го моря, назы­вае­мо­го Крас­ным33. К севе­ру от них оби­та­ют мидяне, выше мидян — сас­пи­ры, выше сас­пи­ров — кол­хи, гра­ни­ча­щие с Север­ным морем, куда впа­да­ет река Фасис. Эти четы­ре народ­но­сти зани­ма­ют область от моря до моря.

38. На запа­де отсюда в море выда­ют­ся от Азии два полу­ост­ро­ва, кото­рые я теперь опи­шу. Один — север­ный полу­ост­ров — берет нача­ло от реки Фаси­са и тянет­ся к морю вдоль Пон­та и Гел­лес­пон­та до тро­ян­ско­го Сигея. На юге этот же самый полу­ост­ров про­сти­ра­ет­ся в море от Мири­ан­дин­ско­го зали­ва в Фини­кии до Три­о­пий­ско­го мыса. На этом полу­ост­ро­ве живет трид­цать народ­но­стей.

39. Это — один полу­ост­ров. Вто­рой начи­на­ет­ся у Пер­сид­ской зем­ли и тянет­ся до Крас­но­го моря34. Он охва­ты­ва­ет Пер­сию, при­мы­каю­щую к ней Асси­рию и затем Ара­вию. Окан­чи­ва­ет­ся этот полу­ост­ров у Ара­вий­ско­го зали­ва (конеч­но, толь­ко по обыч­но­му деле­нию), куда Дарий про­вел из Нила канал35. Итак, широ­кая рав­ни­на дале­ко про­сти­ра­ет­ся от Пер­сии до Фини­кии. От Фини­кии же этот полу­ост­ров тянет­ся вдоль Наше­го моря через пале­стин­скую Сирию и Еги­пет, где он окан­чи­ва­ет­ся. Толь­ко три народ­но­сти оби­та­ют на этом полу­ост­ро­ве.

40. Эта часть Азии лежит на запад от Пер­сии. Выше пер­сов, мидян, сас­пи­ров и кол­хов на восток про­сти­ра­ет­ся Крас­ное море36, а к севе­ру — Кас­пий­ское и река Ара­кс, теку­щая на восток. Азия оби­та­е­ма вплоть до Индии. Далее в восточ­ном направ­ле­нии тянет­ся уже пусты­ня, и никто не может ска­зать, како­ва она37.

41. Тако­вы очер­та­ния и вели­чи­на Азии. Ливия же рас­по­ло­же­на еще на этом вто­ром полу­ост­ро­ве: ведь она уже непо­сред­ст­вен­но при­мы­ка­ет к Егип­ту. У Егип­та этот полу­ост­ров очень узок, так как от бере­гов Наше­го моря до Крас­но­го все­го лишь 100000 оргий, т. е. око­ло 1000 ста­дий. За этим узким местом полу­ост­ров, назы­вае­мый Ливи­ей, опять силь­но рас­ши­ря­ет­ся.

42. Поэто­му мне кажет­ся стран­ным раз­ли­чать по очер­та­нию и вели­чине три части све­та — Ливию, Азию и Евро­пу (хотя по вели­чине меж­ду ними раз­ли­чие дей­ст­ви­тель­но нема­лое). Так, в дли­ну Евро­па про­сти­ра­ет­ся вдоль двух дру­гих частей све­та, а по ширине, дума­ет­ся, она и не срав­ни­ма с Ази­ей и Ливи­ей. Ливия же, по-види­мо­му, окру­же­на морем, кро­ме того места, где она при­мы­ка­ет к Азии; это, насколь­ко мне извест­но, пер­вым дока­зал Неко, царь Егип­та. После пре­кра­ще­ния стро­и­тель­ства кана­ла из Нила в Ара­вий­ский залив царь послал фини­ки­ян на кораб­лях. Обрат­ный путь он при­ка­зал им дер­жать через Герак­ло­вы Стол­пы, пока не достиг­нут Север­но­го моря и таким обра­зом не воз­вра­тят­ся в Еги­пет. Фини­ки­яне вышли из Крас­но­го моря и затем поплы­ли по Южно­му. Осе­нью они при­ста­ва­ли к бере­гу, и в какое бы место в Ливии ни попа­да­ли, всюду обра­ба­ты­ва­ли зем­лю; затем дожида­лись жат­вы, а после сбо­ра уро­жая плы­ли даль­ше. Через два года на тре­тий фини­ки­яне обо­гну­ли Герак­ло­вы Стол­пы и при­бы­ли в Еги­пет. По их рас­ска­зам (я-то это­му не верю, пусть верит, кто хочет), во вре­мя пла­ва­ния вокруг Ливии солн­це ока­зы­ва­лось у них на пра­вой сто­роне38.

43. Так впер­вые было дока­за­но, что Ливия окру­же­на морем. Впо­след­ст­вии кар­фа­ге­няне утвер­жда­ли, что им так­же уда­лось обо­гнуть Ливию39. Зато Сатасп, сын Теас­пия, из рода Ахе­ме­нидов, послан­ный объ­е­хать Ливию, не смог это­го сде­лать. Сатасп устра­шил­ся дол­го­го пла­ва­ния по вод­ной пустыне и воз­вра­тил­ся назад. Он не выпол­нил, таким обра­зом, опас­но­го пору­че­ния сво­ей мате­ри. Этот Сатасп оскор­бил наси­ли­ем девуш­ку, дочь Зопи­ра, Мега­би­зо­ва сына. Царь Ксеркс хотел рас­пять его за это на кре­сте. Но мать пре­ступ­ни­ка, сест­ра Дария, упро­си­ла царя поми­ло­вать сына. По ее сло­вам, она суме­ет нака­зать Сатас­па еще более суро­во, чем это сде­лал бы царь: сын ее дол­жен плыть вокруг Ливии, пока сно­ва не при­будет в Ара­вий­ский залив. Ксеркс согла­сил­ся. Сатасп же при­был в Еги­пет, сна­рядил там корабль с еги­пет­ски­ми кора­бель­щи­ка­ми и затем отплыл к Герак­ло­вым Стол­пам. Вый­дя за Стол­пы, он обо­гнул Ливий­ский мыс под назва­ни­ем Соло­ент и потом взял курс на юг. Мно­го меся­цев плыл Сатасп по широ­ко­му морю, но путь был бес­ко­не­чен. Поэто­му Сатасп повер­нул назад и воз­вра­тил­ся в Еги­пет. Оттуда он при­был к царю Ксерк­су и рас­ска­зал сле­ду­ю­щее: очень дале­ко в Ливии им при­шлось плыть мимо зем­ли низ­ко­рос­лых людей в одеж­де из паль­мо­вых листьев. Вся­кий раз, когда море­хо­ды при­ста­ва­ли к бере­гу, жите­ли покида­ли свои селе­ния и убе­га­ли в горы. Тогда пер­сы вхо­ди­ли в их селе­ния, но не при­чи­ня­ли нико­му вреда, а толь­ко уго­ня­ли скот. При­чи­ной же неуда­чи пла­ва­ния вокруг Ливии Сатасп выста­вил сле­ду­ю­щее: корабль их не мог, дескать, идти даль­ше, так как натолк­нул­ся на мель. Ксеркс, одна­ко, не пове­рил прав­ди­во­сти это­го рас­ска­за. Он под­верг Сатас­па преж­не­му нака­за­нию: пове­лел рас­пять на кре­сте за то, что тот не испол­нил его цар­ско­го при­ка­за. Один евнух это­го Сатас­па, как толь­ко услы­шал о каз­ни сво­е­го гос­по­ди­на, бежал с его огром­ны­ми сокро­ви­ща­ми на Самос. Сокро­ви­ща­ми эти­ми завла­дел один горо­жа­нин с Само­са. Имя его я знаю, но ста­ра­юсь забыть о нем.

44. Бо́ льшая часть Азии ста­ла извест­на при Дарии. Царь хотел узнать, где Инд впа­да­ет в море (это ведь един­ст­вен­ная река, кро­ме Нила, где так­же водят­ся кро­ко­ди­лы). Дарий послал для это­го на кораб­лях несколь­ких людей, прав­ди­во­сти кото­рых он дове­рял. Сре­ди них был и Ски­лак кари­ан­ди­нец. Они отпра­ви­лись из горо­да Кас­па­ти­ра в Пак­тии и поплы­ли на восток вниз по реке до моря. Затем, плы­вя на запад по морю, на трид­ца­том меся­це при­бы­ли в то место (как я ска­зал выше)40, откуда еги­пет­ский царь послал фини­ки­ян в пла­ва­ние вокруг Ливии. После того как они совер­ши­ли это пла­ва­ние, Дарий поко­рил индий­цев и с тех пор гос­под­ст­во­вал так­же и на этом море41. Таким-то обра­зом было выяс­не­но, что Азия (кро­ме восточ­ной ее сто­ро­ны) подоб­но Ливии окру­же­на морем.

45. Омы­ва­ет­ся ли Евро­па морем с восто­ка и с севе­ра, нико­му досто­вер­но не извест­но. Мы зна­ем лишь, что по длине она рав­на двум дру­гим частям све­та. И я не могу даже понять, поче­му, соб­ст­вен­но, трем частям све­та, кото­рые явля­ют­ся одной зем­лей, даны назва­ния по име­нам жен­щин. Непо­нят­но так­же мне, поче­му реки Нил и Фасис в Кол­хиде (по дру­гим: река Танаис, впа­даю­щая в Мео­тий­ское озе­ро, и ким­ме­рий­ский город Порт­меи) обра­зу­ют гра­ни­цу меж­ду ними. Нель­зя выяс­нить име­на тех, кто раз­гра­ни­чил их и от кого взя­ты назва­ния этих трех частей све­та. Ведь Ливия, как обыч­но дума­ют в Элла­де, полу­чи­ла свое имя от мест­ной жен­щи­ны Ливии, Азия же — от супру­ги Про­ме­тея. Впро­чем, лидий­цы так­же жела­ют при­сво­ить себе имя Азии. По их сло­вам, Азия назва­на от Асия, сына Котия, вну­ка Мане­са, а не от супру­ги Про­ме­тея Асии. Поэто­му и один из квар­та­лов Сард назы­ва­ет­ся Аси­а­дой. Что до Евро­пы, то никто из людей не зна­ет, омы­ва­ет­ся ли она морем, откуда ее имя и кто ее так назвал. Или же нуж­но пред­по­ло­жить, что эта стра­на полу­чи­ла свое имя от тирий­ской Евро­пы (рань­ше ведь она была безы­мян­ной, как и дру­гие части све­та). Но все же эта жен­щи­на Евро­па про­ис­хо­дит из Азии и нико­гда не при­хо­ди­ла в ту зем­лю, кото­рая теперь у элли­нов назы­ва­ет­ся Евро­пой. Она при­бы­ла из Фини­кии толь­ко на Крит, а с Кри­та — в Ликию. Но об этом доволь­но. Я буду при­дер­жи­вать­ся обще­при­ня­тых мне­ний.

46. Из всех стран, куда Дарий высту­пил похо­дом, поми­мо скиф­ских народ­но­стей, на Евк­син­ском Пон­те оби­та­ют самые неве­же­ст­вен­ные пле­ме­на. Ведь по эту сто­ро­ну Пон­та нель­зя назвать ни одно­го про­све­щен­но­го пле­ме­ни, и мы не встре­ча­ем у них ни одно­го зна­ме­ни­то­го чело­ве­ка, кро­ме ски­фа Ана­хар­си­са. Сре­ди всех извест­ных нам наро­дов толь­ко ски­фы обла­да­ют одним, но зато самым важ­ным для чело­ве­че­ской жиз­ни искус­ст­вом. Оно состо­ит в том, что ни одно­му вра­гу, напав­ше­му на их стра­ну, они не дают спа­стись; и никто не может их настичь, если толь­ко сами они не допу­стят это­го. Ведь у ски­фов нет ни горо­дов, ни укреп­ле­ний, и свои жили­ща они возят с собой. Все они кон­ные луч­ни­ки и про­мыш­ля­ют не зем­леде­ли­ем, а ското­вод­ст­вом; их жили­ща — в кибит­ках. Как же тако­му наро­ду не быть неодо­ли­мым и непри­ступ­ным?

47. Этой осо­бен­но­сти ски­фов, конеч­но, бла­го­при­ят­ст­ву­ет их зем­ля и содей­ст­ву­ют реки. Стра­на ски­фов пред­став­ля­ет собой бога­тую тра­вой и хоро­шо оро­ша­е­мую рав­ни­ну. По этой-то рав­нине про­те­ка­ет почти столь­ко же рек, сколь­ко кана­лов в Егип­те. Я назо­ву толь­ко самые извест­ные реки и судо­ход­ные от моря в глубь стра­ны. Преж­де все­го, это Истр с пятью устья­ми, затем Тирас, Гипа­нис, Бори­сфен, Пан­ти­кап, Гипа­ки­рис, Герр и Танаис. О тече­нии этих рек надо ска­зать сле­ду­ю­щее.

48. Истр — самая боль­шая из извест­ных нам рек; зимой и летом она все­гда оди­на­ко­вой вели­чи­ны. Это — пер­вая река Ски­фии на запа­де; она ста­но­вит­ся самой боль­шой, и вот поче­му: в Истр впа­да­ют и дру­гие реки, отче­го он ста­но­вит­ся мно­го­вод­ным; из них пять про­те­ка­ют через Скиф­скую зем­лю; та, кото­рая у ски­фов зовет­ся Пора­та, а у элли­нов — Пирет; далее Тиа­рант, Арар, Напа­рис и Ордесс. Пер­вая из назван­ных рек — вели­ка, течет на восток и сли­ва­ет свои воды с Истром. Вто­рая, по име­ни Тиа­рант, име­ет более запад­ное направ­ле­ние и мень­ше пер­вой. Арар же, Напа­рис и Ордесс про­те­ка­ют в про­ме­жут­ке меж­ду пер­вы­ми дву­мя и впа­да­ют в Истр.

49. Эти при­то­ки Ист­ра берут нача­ло в самой Ски­фии. Река же Марис течет из стра­ны ага­фир­сов и впа­да­ет в Истр. На севе­ре с вер­шин Гема сте­ка­ют три боль­шие реки: Атлант, Аврас и Тиби­сис. Далее в Истр впа­да­ют теку­щие через Фра­кию и стра­ну фра­кий­ских кро­би­зов реки Африс, Ноес и Арта­нес. Затем из обла­сти пео­нов и горы Родопы течет в Истр река Киос, пере­се­каю­щая посредине Гем. Из Илли­рии же течет река Ангр на восток в Три­балл­скую рав­ни­ну и впа­да­ет в реку Бронг, а Бронг — в Истр. Так Истр при­ни­ма­ет обе эти боль­шие реки. Из север­ной стра­ны омбри­ков текут на север река Кар­пис и дру­гая река — Аль­пис и так­же впа­да­ют в Истр. Ведь Истр течет через всю Евро­пу, начи­на­ясь в зем­ле кель­тов — самой запад­ной народ­но­сти в Евро­пе после кине­тов. Так-то Истр пере­се­ка­ет всю Евро­пу и впа­да­ет в море на окра­ине Ски­фии.

50. Итак, отто­го что воды назван­ных рек и мно­гих дру­гих вли­ва­ют­ся в Истр, он ста­но­вит­ся вели­чай­шей рекой. Впро­чем, Нил (если срав­нить обе эти реки) сам по себе еще мно­го­вод­нее. Дей­ст­ви­тель­но, в Нил не впа­да­ет ника­кой реки или источ­ни­ка, кото­рые бы дела­ли его пол­но­вод­ным. А то, что коли­че­ство воды в Ист­ре и летом и зимой оди­на­ко­во, объ­яс­ня­ет­ся, види­мо, сле­ду­ю­щим. Зимой воды этой реки дости­га­ют сво­е­го есте­ствен­но­го уров­ня или немно­го выше, пото­му что в это вре­мя в тех стра­нах толь­ко изред­ка выпа­да­ют дожди, но зато посто­ян­но идет снег. Летом же глу­бо­кий снег, выпав­ший зимой, тает и ото­всюду попа­да­ет в Истр. И вот этот-то талый снег сте­ка­ет и напол­ня­ет реку, а так­же частые и обиль­ные дожди (ведь дожди быва­ют там и летом). Насколь­ко боль­ше воды летом, чем зимой, при­тя­ги­ва­ет к себе солн­це, настоль­ко Истр ста­но­вит­ся летом пол­но­вод­нее, чем в зим­нее вре­мя. Когда же одно воз­ме­ща­ет­ся дру­гим, насту­па­ет рав­но­ве­сие.

51. Итак, Истр — пер­вая река Ски­фии, за ней идет Тирас. Послед­ний начи­на­ет­ся на севе­ре и выте­ка­ет из боль­шо­го озе­ра42 на гра­ни­це Ски­фии и зем­ли нев­ров. В устье этой реки живут элли­ны, назы­вае­мые тири­та­ми.

52. Третья река — Гипа­нис — берет нача­ло в Ски­фии. Выте­ка­ет она так­же из боль­шо­го озе­ра, у кото­ро­го пасут­ся дикие белые кони. Озе­ро это спра­вед­ли­во зовет­ся «мате­рью Гипа­ни­са». Река Гипа­нис по выхо­де из озе­ра лишь корот­кое вре­мя — пять дней пути — оста­ет­ся еще прес­ной, а затем на четы­ре дня пла­ва­ния, вплоть до моря, вода ее дела­ет­ся горь­ко-соле­ной43. Ведь в нее впа­да­ет настоль­ко горь­кий источ­ник, кото­рый, несмот­ря на незна­чи­тель­ную вели­чи­ну, дела­ет воду реки совер­шен­но горь­кой (а ведь Гипа­нис боль­ше мно­гих рек). Источ­ник этот нахо­дит­ся на гра­ни­це стра­ны ски­фов и али­зо­нов. Назва­ние источ­ни­ка и места, откуда он выте­ка­ет, по-скиф­ски Экс­ам­пей, а на эллин­ском язы­ке — Свя­щен­ные Пути. Тирас и Гипа­нис очень близ­ко под­хо­дят друг к дру­гу в зем­ле али­зо­нов; затем обе реки пово­ра­чи­ва­ют в раз­ные сто­ро­ны и про­ме­жу­ток меж­ду ними рас­ши­ря­ет­ся.

53. Чет­вер­тая река — Бори­сфен — самая боль­шая из этих рек после Ист­ра. Эта река, как я думаю, не толь­ко из скиф­ских рек наи­бо­лее щед­ро наде­ле­на бла­га­ми, но и сре­ди про­чих рек, кро­ме еги­пет­ско­го Нила (с Нилом ведь не срав­нит­ся ни одна река). Тем не менее, из осталь­ных рек Бори­сфен — самая при­быль­ная река: по бере­гам ее про­сти­ра­ют­ся пре­крас­ные туч­ные паст­би­ща для скота; в ней водит­ся в боль­ших коли­че­ствах наи­луч­шая рыба; вода при­ят­на на вкус для питья и про­зрач­на (по срав­не­нию с водой дру­гих мут­ных рек Ски­фии). Посе­вы вдоль бере­гов Бори­сфе­на пре­вос­ход­ны, а там, где зем­ля не засе­я­на, рас­сти­ла­ет­ся высо­кая тра­ва. В устье Бори­сфе­на само собой оседа­ет несмет­ное коли­че­ство соли. В реке водят­ся огром­ные бес­кост­ные рыбы под назва­ни­ем «анта­кеи»44 и есть мно­го дру­гих дико­вин. С севе­ра тече­ние Бори­сфе­на извест­но на рас­сто­я­нии соро­ка дней пла­ва­ния от моря до зем­ли Гер­ра. Одна­ко никто не может ска­зать, через обла­сти каких пле­мен течет эта река даль­ше на север. До стра­ны ски­фов-зем­ледель­цев она, оче­вид­но, про­те­ка­ет по пустын­ной мест­но­сти. Ведь ски­фы эти живут по бере­гам реки на десять дней пла­ва­ния. Это — един­ст­вен­ная река, да еще Нил, исто­ков кото­рой я не могу ука­зать (да, как дума­ет­ся мне, и никто из элли­нов). Близ моря Бори­сфен — уже мощ­ная река. Здесь к нему при­со­еди­ня­ет­ся Гипа­нис, впа­даю­щий в один и тот же лиман45. Кли­но­об­раз­ная поло­са зем­ли меж­ду эти­ми река­ми назы­ва­ет­ся мысом Гип­по­лая. На нем воз­двиг­ну­то свя­ти­ли­ще Демет­ры. Напро­тив свя­ти­ли­ща на Гипа­ни­се живут бори­сфе­ни­ты.

54. Тако­вы мои сведе­ния об этих реках. За ними сле­ду­ет пятая река под назва­ни­ем Пан­ти­кап. Течет она так­же с севе­ра и из озе­ра. Меж­ду ней и Бори­сфе­ном оби­та­ют ски­фы-зем­ледель­цы. Пан­ти­кап про­те­ка­ет через Гилею, а затем, минуя ее, сли­ва­ет­ся с Бори­сфе­ном.

55. Шестая река — Гипа­ки­рис берет нача­ло из озе­ра, пере­се­ка­ет область ски­фов-кочев­ни­ков и затем впа­да­ет в море у горо­да Кар­ки­ни­ти­ды, остав­ляя на пра­вой сто­роне так назы­вае­мое Ахил­ле­со­во риста­ли­ще.

56. Седь­мая река — Герр выте­ка­ет из Бори­сфе­на в том месте, до кото­ро­го тече­ние Бори­сфе­на извест­но. Ответв­ля­ет­ся она в этом месте, а назва­ние ее, общее с мест­но­стью, — Герр. Течет эта река к морю, обра­зуя гра­ни­цу меж­ду зем­ля­ми коче­вых и цар­ских ски­фов, и потом впа­да­ет в Гипа­ки­рис46.

57. Нако­нец, вось­мая река — Танаис. Она течет свер­ху, беря нача­ло из боль­шо­го озе­ра, и впа­да­ет в еще боль­шее озе­ро под назва­ни­ем Мео­ти­да (оно отде­ля­ет цар­ских ски­фов от сав­ро­ма­тов). В Танаис впа­да­ет дру­гая река, по име­ни Сир­гис.

58. Вот наи­бо­лее зна­чи­тель­ные реки, оро­шаю­щие Ски­фию. Тра­ва, рас­ту­щая в Скиф­ской зем­ле, из всех извест­ных нам трав боль­ше все­го вызы­ва­ет раз­ли­тие жел­чи у скота. Вскры­тие тру­пов живот­ных убеж­да­ет в этом.

59. Таким обра­зом, все важ­ней­шие сред­ства для жиз­ни лег­ко доступ­ны ски­фам. Что же до скиф­ских обы­ча­ев, то они тако­вы. Ски­фы почи­та­ют толь­ко сле­ду­ю­щих богов. Преж­де все­го — Гестию, затем Зев­са и Гею (Гея у них счи­та­ет­ся супру­гой Зев­са); после них — Апол­ло­на и Афро­ди­ту Небес­ную, Герак­ла и Аре­са. Этих богов при­зна­ют все ски­фы, а так назы­вае­мые цар­ские ски­фы при­но­сят жерт­вы еще и Посей­до­ну. На скиф­ском язы­ке Гестия назы­ва­ет­ся Таби­ти, Зевс (и, по-мое­му, совер­шен­но пра­виль­но) — Папей, Гея — Апи, Апол­лон — Гой­то­сир, Афро­ди­та Небес­ная — Аргим­па­са, Посей­дон — Фаги­ма­сад. У ски­фов не в обы­чае воз­дви­гать куми­ры, алта­ри и хра­мы богам, кро­ме Аре­са. Ему они стро­ят такие соору­же­ния.

60. Обряды жерт­во­при­но­ше­ний всем богам и на всех празд­не­ствах у них оди­на­ко­вы и совер­ша­ют­ся вот так: жерт­вен­ное живот­ное ста­вят со свя­зан­ны­ми перед­ни­ми нога­ми. При­но­ся­щий жерт­ву, стоя сза­ди, тянет за конец верев­ки и затем повер­га­ет жерт­ву на зем­лю. Во вре­мя паде­ния живот­но­го жрец взы­ва­ет к богу, кото­ро­му при­но­сит жерт­ву. Затем он набра­сы­ва­ет пет­лю на шею живот­но­го и пово­ротом пал­ки, всу­ну­той в пет­лю, душит его. При этом огня не воз­жи­га­ют и не начи­на­ют посвя­ще­ния или воз­ли­я­ния. После того как жерт­ва заду­ше­на, обди­ра­ют шку­ру и при­сту­па­ют к вар­ке мяса.

61. Так как в Ски­фии чрез­вы­чай­но мало леса, то для вар­ки мяса ски­фы при­ду­ма­ли вот что. Обо­драв шку­ру жерт­вен­но­го живот­но­го, они очи­ща­ют кости от мяса и затем бро­са­ют в кот­лы мест­но­го изде­лия47 (если они под рукой). Кот­лы эти очень похо­жи на лес­бос­ские сосуды для сме­ше­ния вина, но толь­ко гораздо боль­ше. Зало­жив мясо в кот­лы, под­жи­га­ют кости жертв и на них про­из­во­дят вар­ку. Если же у них нет тако­го кот­ла, тогда все мясо кла­дут в желуд­ки живот­ных, под­ли­ва­ют воды и сни­зу под­жи­га­ют кости. Кости отлич­но горят, а в желуд­ках сво­бод­но вме­ща­ет­ся очи­щен­ное от костей мясо. Таким обра­зом, бык сам себя варит, как и дру­гие жерт­вен­ные живот­ные. Когда мясо сва­рит­ся, то при­но­ся­щий жерт­ву посвя­ща­ет боже­ству часть мяса и внут­рен­но­стей и бро­са­ет их перед собой на зем­лю. В жерт­ву при­но­сят так­же и дру­гих домаш­них живот­ных, в осо­бен­но­сти же коней.

62. Таким-то обра­зом и таких живот­ных они при­но­сят в жерт­ву про­чим богам. Аре­су же совер­ша­ют жерт­во­при­но­ше­ния сле­ду­ю­щим обра­зом. В каж­дой скиф­ской обла­сти по окру­гам воз­двиг­ну­ты такие свя­ти­ли­ща Аре­су: горы хво­ро­ста нагро­мож­де­ны одна на дру­гую на про­стран­стве дли­ной и шири­ной почти в 3 ста­дии, в высоту же мень­ше. Навер­ху устро­е­на четы­рех­уголь­ная пло­щад­ка; три сто­ро­ны ее отвес­ны, а с чет­вер­той есть доступ. От непо­го­ды соору­же­ние посто­ян­но оседа­ет, и пото­му при­хо­дит­ся еже­год­но нава­ли­вать сюда по пол­то­рас­та возов хво­ро­ста. На каж­дом таком хол­ме водру­жен древ­ний желез­ный меч. Это и есть кумир Аре­са. Это­му-то мечу еже­год­но при­но­сят в жерт­ву коней и рога­тый скот, и даже еще боль­ше, чем про­чим богам. Из каж­дой сот­ни плен­ни­ков обре­ка­ют в жерт­ву одно­го чело­ве­ка, но не тем спо­со­бом, как скот, а по ино­му обряду. Голо­вы плен­ни­ков сна­ча­ла окроп­ля­ют вином, и жерт­вы зака­лы­ва­ют­ся над сосудом. Затем несут кровь на верх кучи хво­ро­ста и окроп­ля­ют ею меч. Кровь они несут наверх, а вни­зу у свя­ти­ли­ща совер­ша­ет­ся такой обряд: у зако­лотых жертв отру­ба­ют пра­вые пле­чи с рука­ми и бро­са­ют их в воздух; затем, после закла­ния дру­гих живот­ных, окан­чи­ва­ют обряд и уда­ля­ют­ся. Рука же оста­ет­ся лежать там, где она упа­ла, а труп жерт­вы лежит отдель­но.

63. Тако­вы обряды при жерт­во­при­но­ше­ни­ях у ски­фов. Сви­ней они не при­но­сят в жерт­ву и вооб­ще не хотят раз­во­дить этих живот­ных в сво­ей стране.

64. Воен­ные обы­чаи ски­фов сле­ду­ю­щие. Когда скиф уби­ва­ет пер­во­го вра­га, он пьет его кровь48. Голо­вы всех уби­тых им в бою скиф­ский воин при­но­сит царю. Ведь толь­ко при­нес­ший голо­ву вра­га полу­ча­ет свою долю добы­чи, а ина­че — нет. Кожу с голо­вы сди­ра­ют сле­ду­ю­щим обра­зом: на голо­ве дела­ют кру­гом над­рез око­ло ушей, затем хва­та­ют за воло­сы и вытря­хи­ва­ют голо­ву из кожи49. Потом кожу очи­ща­ют от мяса бычьим реб­ром и мнут ее рука­ми. Выде­лан­ной кожей скиф­ский воин поль­зу­ет­ся, как поло­тен­цем для рук, при­вя­зы­ва­ет к уздеч­ке сво­е­го коня и гор­до щего­ля­ет ею. У кого боль­ше все­го таких кожа­ных поло­те­нец, тот счи­та­ет­ся самым доб­лест­ным мужем. Иные даже дела­ют из содран­ной кожи пла­щи, сши­вая их, как козьи шку­ры. Дру­гие из содран­ной вме­сте с ног­тя­ми с пра­вой руки вра­же­ских тру­пов кожи изготов­ля­ют чех­лы для сво­их кол­ча­нов. Чело­ве­че­ская кожа, дей­ст­ви­тель­но, тол­ста и бле­стя­ща и бле­стит ярче почти вся­кой иной. Мно­гие ски­фы, нако­нец, сди­ра­ют всю кожу с вра­же­ско­го тру­па, натя­ги­ва­ют ее на дос­ки и затем возят ее с собой на конях.

65. Тако­вы воен­ные обы­чаи ски­фов. С голо­ва­ми же вра­гов (но не всех, а толь­ко самых лютых) они посту­па­ют так. Сна­ча­ла отпи­ли­ва­ют чере­па до бро­вей и вычи­ща­ют. Бед­няк обтя­ги­ва­ет череп толь­ко сна­ру­жи сыро­мят­ной воло­вьей кожей и в таком виде поль­зу­ет­ся им. Бога­тые же люди спер­ва обтя­ги­ва­ют череп сна­ру­жи сыро­мят­ной кожей, а затем еще покры­ва­ют внут­ри позо­ло­той и употреб­ля­ют вме­сто чаши50. Так ски­фы посту­па­ют даже с чере­па­ми сво­их род­ст­вен­ни­ков (если поссо­рят­ся с ними и когда перед судом царя один одер­жит верх над дру­гим). При посе­ще­нии ува­жа­е­мых гостей хозя­ин выстав­ля­ет такие чере­па и напо­ми­на­ет гостям, что эти род­ст­вен­ни­ки были его вра­га­ми и что он их одо­лел. Такой посту­пок у ски­фов счи­та­ет­ся доб­лест­ным дея­ни­ем.

66. Раз в год каж­дый пра­ви­тель в сво­ем окру­ге при­готов­ля­ет сосуд для сме­ше­ния вина. Из это­го сосуда пьют толь­ко те, кто убил вра­га. Те же, кому не дове­лось еще убить вра­га, не могут пить вина из это­го сосуда, а долж­ны сидеть в сто­роне, как опо­зо­рен­ные. Для ски­фов это постыд­нее все­го. Напро­тив, всем тем, кто умерт­вил мно­го вра­гов, под­но­сят по два куб­ка, и те выпи­ва­ют их разом.

67. У ски­фов есть мно­го пред­ска­за­те­лей. Гада­ют они с помо­щью мно­же­ства иво­вых пру­тьев сле­ду­ю­щим обра­зом. При­но­сят огром­ные связ­ки пру­тьев и кла­дут на зем­лю. Затем раз­вя­зы­ва­ют пуч­ки и каж­дый прут один за дру­гим рас­кла­ды­ва­ют в ряд и затем изре­ка­ют пред­ска­за­ния. При этом гада­те­ли вновь соби­ра­ют пру­тья по одно­му и опять скла­ды­ва­ют. Этот спо­соб гада­ния у них уна­сле­до­ван от пред­ков51. Эна­реи — жено­по­доб­ные муж­чи­ны — гово­рят, что искус­ство гада­ния даро­ва­но им Афро­ди­той. Гада­ют они при помо­щи липо­вой моча­лы. Моча­лу эту раз­ре­за­ют на три части и полос­ки нама­ты­ва­ют вокруг паль­цев, а затем вновь рас­пус­ка­ют и при этом про­из­но­сят пред­ска­за­ния.

68. Когда царя ски­фов пора­жа­ет недуг, он велит при­ве­сти к себе тро­их наи­бо­лее ува­жа­е­мых пред­ска­за­те­лей. Они гада­ют выше­упо­мя­ну­тым спо­со­бом. Обыч­но пред­ска­за­ние изре­ка­ют при­бли­зи­тель­но в таком роде: такой-то и такой-то из жите­лей (назы­вая его по име­ни) при­нес-де лож­ную клят­ву бога­ми цар­ско­го оча­га (если ски­фы жела­ют при­не­сти осо­бо свя­щен­ную клят­ву, то обыч­но тор­же­ст­вен­но кля­нут­ся бога­ми цар­ско­го оча­га). Обви­нен­но­го в лож­ной клят­ве тот­час хва­та­ют и при­во­дят к царю. Пред­ска­за­те­ли ули­ча­ют его в том, что он, как это явст­ву­ет после вопро­ше­ния богов, лож­но поклял­ся бога­ми цар­ско­го оча­га и что из-за это­го-де царь зане­мог. Обви­ня­е­мый с него­до­ва­ни­ем отри­ца­ет вину. Если он про­дол­жа­ет отпи­рать­ся, то царь велит при­звать еще пред­ска­за­те­лей в двой­ном чис­ле. Если и они после гада­ния так­же при­зна­ют его вину, то это­му чело­ве­ку сра­зу же отру­ба­ют голо­ву, а его иму­ще­ство по жре­бию доста­ет­ся пер­вым про­ри­ца­те­лям. Напро­тив, в слу­чае оправ­да­ния обви­ня­е­мо­го вто­ры­ми про­ри­ца­те­ля­ми вызы­ва­ют все новых и новых про­ри­ца­те­лей. Если же боль­шин­ство их все-таки выне­сет оправ­да­тель­ный при­го­вор, то пер­вых про­ри­ца­те­лей самих при­суж­да­ют к смер­ти.

69. Род каз­ни про­ри­ца­те­лей сле­ду­ю­щий. На запря­жен­ный быка­ми воз нава­ли­ва­ют довер­ху хво­ро­ста. Про­ри­ца­те­лей со свя­зан­ны­ми нога­ми и скру­чен­ны­ми за спи­ной рука­ми запи­хи­ва­ют в кучу хво­ро­ста. Хво­рост под­жи­га­ют и затем пуга­ют и пого­ня­ют быков. Неред­ко вме­сте с про­ри­ца­те­ля­ми в огне гиб­нут так­же и быки. Но все же, когда дышло обго­рит, быкам ино­гда уда­ет­ся спа­стись, полу­чив ожо­ги. Упо­мя­ну­тым спо­со­бом про­ри­ца­те­лей сжи­га­ют, впро­чем, и за дру­гие про­ступ­ки, назы­вая их лже­про­ро­ка­ми. Царь не щадит даже и детей каз­нен­ных: всех сыно­вей каз­нит, доче­рям же не при­чи­ня­ет зла.

70. Все дого­во­ры о друж­бе, освя­щен­ные клят­вой, у ски­фов совер­ша­ют­ся так. В боль­шую гли­ня­ную чашу нали­ва­ют вино, сме­шан­ное с кро­вью участ­ни­ков дого­во­ра (для это­го дела­ют укол шилом на коже или малень­кий над­рез ножом). Затем в чашу погру­жа­ют меч, стре­лы, секи­ру и копье. После это­го обряда про­из­но­сят длин­ные закли­на­ния, а затем как сами участ­ни­ки дого­во­ра, так и наи­бо­лее ува­жа­е­мые из при­сут­ст­ву­ю­щих пьют из чаши.

71. Гроб­ни­цы царей нахо­дят­ся в Геррах (до это­го Бори­сфен еще судо­хо­ден). Когда у ски­фов уми­ра­ет царь, то там выры­ва­ют боль­шую четы­рех­уголь­ную яму. При­гото­вив яму, тело под­ни­ма­ют на теле­гу, покры­ва­ют вос­ком; потом раз­ре­за­ют желудок покой­но­го; затем очи­ща­ют его и напол­ня­ют тол­че­ным кипе­ром, бла­го­во­ни­я­ми и семе­на­ми селе­рея и ани­са52. Потом желудок сно­ва заши­ва­ют и везут на теле­ге к дру­го­му пле­ме­ни. Жите­ли каж­дой обла­сти, куда при­во­зят тело царя, при этом посту­па­ют так же, как и цар­ские ски­фы. Они отре­за­ют кусок сво­е­го уха, обстри­га­ют в кру­жок воло­сы на голо­ве, дела­ют кру­гом над­рез на руке, рас­ца­ра­пы­ва­ют лоб и нос и про­ка­лы­ва­ют левую руку стре­ла­ми. Затем отсюда везут покой­ни­ка на повоз­ке в дру­гую область сво­е­го цар­ства. Сопро­вож­да­ют тело те, к кому оно было при­ве­зе­но рань­ше. После объ­езда всех обла­стей они сно­ва при­бы­ва­ют в Гер­ры к пле­ме­нам, живу­щим в самых отда­лен­ных пре­де­лах стра­ны, и к цар­ским моги­лам. Там тело на соло­мен­ных под­стил­ках опус­ка­ют в моги­лу, по обе­им сто­ро­нам вты­ка­ют в зем­лю копья, а свер­ху насти­ла­ют дос­ки и покры­ва­ют их камы­шо­вы­ми цинов­ка­ми. В осталь­ном обшир­ном про­стран­стве моги­лы погре­ба­ют одну из налож­ниц царя, пред­ва­ри­тель­но заду­шив ее, а так­же вино­чер­пия, пова­ра, коню­ха, тело­хра­ни­те­ля, вест­ни­ка, коней, пер­вен­цев вся­ких дру­гих домаш­них живот­ных, а так­же кла­дут золотые чаши (сереб­ря­ных и мед­ных сосудов ски­фы для это­го вовсе не употреб­ля­ют). После это­го все вме­сте насы­па­ют над моги­лой боль­шой холм, при­чем напе­ре­рыв ста­ра­ют­ся сде­лать его как мож­но выше53.

72. Спу­стя год они вновь совер­ша­ют такие погре­баль­ные обряды: из осталь­ных слуг покой­но­го царя выби­ра­ют самых усерд­ных (все они корен­ные ски­фы: ведь вся­кий, кому царь при­ка­жет, дол­жен ему слу­жить; куп­лен­ных же за день­ги рабов у царя не быва­ет). Итак, они умерщ­вля­ют 50 чело­век из слуг уду­ше­ни­ем (так­же 50 самых кра­си­вых коней), извле­ка­ют из тру­пов внут­рен­но­сти, чре­во очи­ща­ют и напол­ня­ют отру­бя­ми, а затем заши­ва­ют. Потом на двух дере­вян­ных стой­ках укреп­ля­ют поло­ви­ну колес­но­го обо­да выпук­ло­стью вниз, а дру­гую поло­ви­ну — на двух дру­гих стол­бах. Таким обра­зом они вко­ла­чи­ва­ют мно­го дере­вян­ных сто­ек и обо­дьев; затем, про­ткнув лоша­дей тол­сты­ми колья­ми во всю дли­ну туло­ви­ща до самой шеи, под­ни­ма­ют на обо­дья. На перед­них обо­дьях дер­жат­ся пле­чи лоша­дей, а зад­ние под­пи­ра­ют животы у бедер. Перед­ние и зад­ние ноги коней све­ши­ва­ют­ся вниз, не доста­вая до зем­ли. Потом коням наде­ва­ют уздеч­ки с уди­ла­ми, затем натя­ги­ва­ют уздеч­ки и при­вя­зы­ва­ют их к колыш­кам. Всех 50 удав­лен­ных юно­шей сажа­ют на коней сле­ду­ю­щим обра­зом: в тело каж­до­го вты­ка­ют вдоль спин­но­го хреб­та пря­мой кол до самой шеи. Тор­ча­щий из тела ниж­ний конец кола встав­ля­ют в отвер­стие, про­свер­лен­ное в дру­гом коле, про­ткну­том сквозь туло­ви­ще коня. Поста­вив вокруг моги­лы таких всад­ни­ков, ски­фы ухо­дят54.

73. Так ски­фы погре­ба­ют сво­их царей. Когда же уми­ра­ют все про­чие ски­фы, то бли­жай­шие род­ст­вен­ни­ки кла­дут тело на повоз­ку и возят по всей окру­ге к дру­зьям. Все дру­зья при­ни­ма­ют покой­ни­ка и устра­и­ва­ют сопро­вож­даю­щим уго­ще­ние, при­чем под­но­сят и покой­ни­ку отведать тех же яств, что и осталь­ным. Про­стых людей возят таким обра­зом по окру­ге сорок дней, а затем пре­да­ют погре­бе­нию. После похо­рон ски­фы очи­ща­ют себя сле­ду­ю­щим обра­зом: спер­ва ума­ща­ют и затем про­мы­ва­ют голо­ву, а тело [очи­ща­ют паро­вой баней], посту­пая так: уста­нав­ли­ва­ют три жер­ди, верх­ни­ми кон­ца­ми накло­нен­ные друг к дру­гу, и обтя­ги­ва­ют их затем шер­стя­ным вой­ло­ком; потом стя­ги­ва­ют вой­лок как мож­но плот­нее и бро­са­ют в чан, постав­лен­ный посреди юрты, рас­ка­лен­ные докрас­на кам­ни.

74. В Скиф­ской зем­ле про­из­рас­та­ет коноп­ля — рас­те­ние, очень похо­жее на лен, но гораздо тол­ще и круп­нее. Этим коноп­ля зна­чи­тель­но пре­вос­хо­дит лен. Ее там раз­во­дят, но встре­ча­ет­ся и дико­рас­ту­щая коноп­ля. Фра­кий­цы изготов­ля­ют из коноп­ли даже одеж­ды, настоль­ко похо­жие на льня­ные, что чело­век, не осо­бен­но хоро­шо раз­би­раю­щий­ся, даже не отли­чит — льня­ные ли они или из коноп­ли. А кто нико­гда не видел коноп­ля­ной тка­ни, тот при­мет ее за льня­ную.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.