Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Общие права и обязанности собственника и социального нанимателя 28 страница



В силу ч. 4 ст. 31 ЖК РФ в случае прекращения семейных отношений с собственником жилого помещения право пользования данным жилым помещением за бывшим членом семьи собственника этого жилого помещения не сохраняется, если иное не установлено соглашением между собственником и бывшим членом его семьи.

Как следует из разъяснений, содержащихся в п. 13 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 2 июля 2009 г. N 14 " О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", по смыслу ч. ч. 1 и 4 ЖК РФ к бывшим членам семьи собственника жилого помещения относятся лица, с которыми у собственника прекращены семейные отношения. Отказ от ведения общего хозяйства иных лиц (помимо супругов) с собственником жилого помещения, отсутствие у них с собственником общего бюджета, общих предметов быта, неоказание взаимной поддержки друг другу и т. п., а также выезд в другое место жительства могут свидетельствовать о прекращении семейных отношений с собственником жилого помещения.

Правовые последствия отсутствия бывших членов семьи собственника жилого помещения в жилом помещении по причине выезда из него Жилищный кодекс РФ не регламентирует.

Исходя из аналогии закона (ст. 7 ЖК РФ) к ситуации, связанной с выездом из жилого помещения бывших членов семьи собственника, подлежат применению положения ст. 83 ЖК РФ, а также разъяснения, содержащиеся в п. 32 указанного выше Постановления Пленума Верховного Суда РФ.

Согласно этим разъяснениям судам необходимо выяснить, по какой причине и как долго ответчик отсутствует в жилом помещении, носит ли его выезд из жилого помещения вынужденный характер (конфликтные отношения в семье, расторжение брака) или добровольный, временный (работы, обучение, лечение и др. ), или постоянный (вывез свои вещи, переехал в другой населенный пункт, вступил в новый брак и проживает с новой семьей в другом жилом помещении и др. ), не чинились ли ему препятствия в пользовании жилым помещением со стороны других лиц, проживающих в нем, приобрел ли ответчик право пользования другим жилым помещением в новом месте жительства, исполняет ли он обязанности по договору по оплате жилого помещения и коммунальных услуг.

Это судебными инстанциями учтено не было.

Ссылка судов на ст. 19 Вводного закона, положенная в обоснование отказа в удовлетворении заявленных требований, признана ошибочной.

В соответствии со ст. 19 Вводного закона действие положений ч. 4 ст. 31 ЖК РФ не распространяется на бывших членов семьи собственника приватизированного жилого помещения при условии, что в момент приватизации данного жилого помещения указанные лица имели равные права пользования этим помещением с лицом, его приватизировавшим, если иное не установлено законом или договором.

При этом из названия ст. 31 ЖК РФ следует, что ею регламентируются права и обязанности именно тех граждан, которые проживают совместно с собственником в принадлежащем ему жилом помещении.

Следовательно, в случае выезда в другое место жительства право пользования жилым помещением бывшего члена семьи собственника, в котором он проживал вместе с собственником жилого помещения, может быть прекращено независимо от того, что в момент приватизации спорного жилого помещения бывший член семьи собственника жилого помещения имел равное право пользования этим помещением с лицом, его приватизировавшим.

Ссылка суда апелляционной инстанции на то, что С., будучи сыном истицы, не может являться бывшим членом ее семьи в силу родства, также несостоятельна, поскольку возможность признания детей бывшими членами семьи их родителя - собственника жилого помещения в случае достижения такими детьми дееспособности в полном объеме действующим жилищном законодательством не исключается < 1>.

--------------------------------

< 1> Обзор судебной практики ВС РФ за январь - июль 2014 г. // Бюллетень ВС РФ. 2014. N 11. См. также: Самойлов Е. И. Защита жилищных прав бывшего члена семьи собственника приватизированного жилого помещения // Вестник гражданского права. 2013. N 4. С. 112 - 113.

 

Таким образом, судебная практика ВС РФ идет по тому пути, что длительное непроживание бывшего члена семьи собственника в жилом помещении, при формальном сохранении за ним пожизненного права пользования жильем, является основанием для утраты таким бывшим членом семьи прав на жилое помещение. Бывший член семьи не может злоупотреблять своими жилищными правами. Такой подход ВС РФ, на наш взгляд, является совершенно правильным и заслуживает положительной оценки.

Кстати, объективности ради нужно отметить, что в описанной ситуации собственник жилого помещения может воспользоваться и другим правовым инструментарием. Речь идет о такой возможности, как признание действующего или бывшего члена своей семьи безвестно отсутствующим. Статья 42 ГК РФ на этот счет устанавливает, что гражданин может быть по заявлению заинтересованных лиц признан судом безвестно отсутствующим, если в течение года в месте его жительства нет сведений о месте его пребывания. А ст. 7 Закона РФ от 25 июня 1993 г. N 5242-1 " О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" прямо гласит, что решение суда о признании лица безвестно отсутствующим является основанием для снятия такого лица с регистрационного учета. Однако сразу следует оговориться, что идти по пути признания члена своей семьи безвестно отсутствующим можно только в случае пропажи лица без вести. Если же собственнику известно фактическое местожительство (местонахождение) члена его семьи, для собственника будет доступно только единственное правовое средство - иск о признании лица утратившим право на жилое помещение.

 

_______________

 

Завершая настоящий параграф, необходимо сделать итоговые выводы. Если сравнивать правовой статус нанимателя жилого помещения по договору социального найма и собственника жилья с позиций юридических последствий длительного непроживания в жилом помещении, общая картина вещей в этом вопросе выстроится следующим образом. Собственник жилого помещения, бесспорно, будет находиться в более выигрышном правовом положении. Еще раз повторим, что если непроживание социального нанимателя (члена семьи нанимателя, бывшего члена семьи) в жилом помещении квалифицируется как непроживание постоянное, указанного нанимателя по иску заинтересованных лиц можно будет признать в судебном порядке утратившим право на жилое помещение с последующим аннулированием регистрации в нем. В отношении же собственника жилого помещения такая процедура недопустима. Собственник жилья все равно останется собственником, даже если в своем жилом помещении он будет отсутствовать долгие-долгие годы. Конечно, нормы гражданского законодательства знают из этого правила ряд исключений, однако они не меняют общей картины вещей. Длительное неиспользование вещи не является основанием для принудительного прекращения права собственности на эту вещь.

 

§ 4. 2. Переселение нанимателя (собственника) из занимаемых

им жилых помещений в связи с изъятием последних

 

А. Социальный наем

 

Как известно, ничто не вечно под луной. В процессе проживания нанимателя в закрепленном за ним жилом помещении могут наступить различные обстоятельства, которые приведут к изъятию у нанимателя такого жилья, а сам наниматель будет вынужден переселиться на новое место жительства в иное жилое помещение. Статья 85 ЖК РФ на этот счет устанавливает, что граждане выселяются из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма в следующих случаях.

1. Дом, в котором находится жилое помещение, подлежит сносу.

2. Жилое помещение подлежит изъятию в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд.

3. Жилое помещение подлежит переводу в нежилое помещение.

4. Жилое помещение признано непригодным для проживания.

5. В результате проведения капитального ремонта или реконструкции дома жилое помещение не может быть сохранено или его общая площадь уменьшится, в результате чего проживающие в нем наниматель и члены его семьи могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, либо увеличится, в результате чего общая площадь занимаемого жилого помещения на одного члена семьи существенно превысит норму предоставления.

6. Жилое помещение подлежит передаче религиозной организации в соответствии с Федеральным законом " О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности".

Во всех случаях, перечисленных в ст. 85 ЖК РФ, на наймодателя возлагается весьма серьезная юридическая обязанность - предоставить нанимателю и членам его семьи взаимен изымаемого жилья новое жилое помещение, которое они также будут занимать по договору социального найма. Информация о том, каким критериям должно соответствовать новое жилое помещение, представлена в ст. 89 ЖК РФ. Данная статья устанавливает требования следующего содержания.

Первое. Предоставляемое гражданам в связи с выселением другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади раннее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах (в черте) данного населенного пункта (ч. 1 ст. 89 ЖК РФ).

Второе. Если наниматель и проживающие совместно с ним члены его семьи до выселения занимали квартиру или не менее чем две комнаты, наниматель соответственно имеет право на получение квартиры или на получение жилого помещения, состоящего из того же числа комнат, в коммунальной квартире (ч. 2 ст. 89 ЖК РФ).

Нетрудно заметить, что круг требований, предъявляемых к новому жилому помещению, сформулирован в ст. 89 ЖК РФ достаточно поверхностно и крайне абстрактно. В связи с этим считаем целесообразным более подробно и глубоко осветить каждый из обозначенных критериев.

 

I. Благоустроенность жилого помещения

 

Итак, первый критерий, который предъявляется к новому жилому помещению, предоставляемому нанимателю в связи с выселением, связан с благоустроенностью такого жилья. Новое жилое помещение должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта - гласит ЖК РФ. Но что означает благоустроенность жилья?

Достаточно подробное разъяснение того, какое жилое помещение должно считаться благоустроенным, содержится в настоящее время в Постановлении Правительства РФ от 28 января 2006 г. N 47 " Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции" < 1>. Не вдаваясь в детали и тонкости этого документа, можно отметить, что любое жилое помещение, для того чтобы оно считалось благоустроенным, должно отвечать следующим техническим и физическим параметрам:

--------------------------------

< 1> СЗ РФ. 2006. N 6. Ст. 702.

 

- жилое помещение должно быть обеспечено инженерными системами (электроосвещение, хозяйственно-питьевое и горячее водоснабжение, водоотведение, отопление и вентиляция, а в газифицированных районах также и газоснабжение);

- инженерные системы (вентиляция, отопление, водоснабжение, водоотведение и др. ), оборудование и механизмы, находящиеся в жилом помещении, а также входящие в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, должны соответствовать требованиям санитарно-эпидемиологической безопасности;

- наружные ограждающие конструкции жилого помещения, входящие в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, должны иметь теплоизоляцию, обеспечивающую в холодный период года относительную влажность в межквартирном коридоре и жилых комнатах не более 60%, температуру отапливаемых помещений не менее +18 градусов по Цельсию, а также изоляцию от проникновения наружного холодного воздуха;

- жилые помещения должны быть защищены от проникновения дождевой, талой и грунтовой воды и возможных бытовых утечек воды из инженерных систем при помощи конструктивных средств и технических устройств;

- в жилом помещении допустимые уровни звукового давления в октавных полосах частот, эквивалентные и максимальные уровни звука и проникающего шума должны соответствовать значениям, установленным в действующих нормативных правовых актах, и не превышать максимально допустимого уровня звука в комнатах и квартирах в дневное время суток 55 дБ, в ночное - 45 дБ.

Таков далеко не полный перечень технико-физических требований, предъявляемый к уровню благоустроенности жилого помещения. Причем, что очень важно, данные требования носят в принципе универсальный характер. Они должны применяться к любому жилому помещению вне зависимости от его формы собственности (государственное, муниципальное, частное) и местонахождения в конкретном населенном пункте (город, поселок, поселок городского типа).

Кроме того, достаточно важные разъяснения относительно благоустроенности жилых помещений представлены также в известном нам Постановлении Пленума ВС РФ N 14. В рамках данного документа указывается следующее:

" Суду следует проверить, отвечает ли предоставляемое выселяемым гражданам жилое помещение уровню благоустроенности жилых помещений применительно к условиям данного населенного пункта, принимая во внимание прежде всего уровень благоустроенности жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов в этом населенном пункте, не будут ли ухудшены жилищные условия выселяемых в него граждан. При этом неблагоустроенность жилого помещения, из которого выселяется гражданин, и (или) отсутствие в нем коммунальных удобств не является основанием для предоставления ему жилого помещения, не отвечающего требованиям ст. 89 ЖК РФ.

Необходимо учитывать, что общие требования к благоустроенности жилых помещений определены в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утв. Постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 г. N 47. Эти требования носят обязательный характер и не могут быть снижены субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями" (п. 37 Постановления Пленума ВС РФ N 14).

Не меньший интерес будет представлять специальный документ, принятый ВС РФ и посвященный в том числе проблематике определения технико-физических качеств жилых помещений. Речь идет о таком документе, как Обзор судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (утвержденном Президиумом ВС РФ 29 апреля 2014 г. ) < 1>. В рамках данного документа рассматриваются три небольших судебных дела, когда суды отказывали в переселении нанимателей (ответчиков) в новые жилые помещения по причине неблагоустроенности последних. Обратимся к их конкретному анализу.

--------------------------------

< 1> Бюллетень ВС РФ. 2014. N 7.

 

Городским судом было отказано в удовлетворении иска администрации муниципального образования к Т. и членам ее семьи о выселении из жилого помещения в связи с признанием его непригодным для проживания.

Проанализировав положение об определении уровня благоустройства жилищного фонда муниципального образования, в соответствии с которым жилищный фонд считается благоустроенным, если он оборудован в том числе центральным отоплением независимо от источника поступления тепла (от ТЭЦ, котельной, индивидуального котла заводского изготовления или котла, вмонтированного в отопительную печь), суд пришел к выводу, что жилое помещение, в которое истец просит переселить ответчиков, не является благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта ввиду отсутствия в квартире центрального отопления (имелось только печное), в связи с чем оно не соответствует требования, предъявляемым ст. 89 ЖК РФ.

В другом деле судом было отказано в удовлетворении исковых требований администрации муниципального образования о выселении Е. и членов ее семьи из признанного непригодным для проживания жилого помещения, оборудованного центральным отоплением, в жилое помещение с печным отоплением. При этом суд указал, что хотя предложенное для переселения жилое помещение с печным отоплением и является благоустроенным применительно к условиям конкретного населенного пункта, в котором уровень благоустройства центральным теплоснабжением муниципального жилищного фонда достигнут только в 24, 74% жилых помещений, однако данное жилое помещение не отвечает компенсационному характеру предоставления жилья в порядке ст. 89 ЖК РФ и ухудшит условия проживания ответчиков.

Наконец, в третьем деле, разрешая исковые требования администрации городского округа о выселении Б. из занимаемого жилого помещения с предоставлением благоустроенного жилого помещения в связи со сносом дома и о возложении обязанности на Б. заключить договор социального найма, суд исходил из того, что жилое помещение, предлагаемое для переселения ответчика, представляет собой квартиру, созданную в результате перепланировки и переоборудования нежилых помещений в жилые, которая не соответствует установленным требованиям по естественному освещению, так как имеет отношение площади световых проемов к площади пола комнат и кухни менее параметров, установленных нормативными актами.

 

II. Равнозначность жилого помещения

 

Часть 1 ст. 89 ЖК РФ прямо устанавливает, что новое предоставляемое жилое помещение должно быть равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению. Для того чтобы понять, какую смысловую нагрузку несет в себе термин " равнозначное жилое помещение", необходимо обратиться к краткой истории развития этого вопроса.

Аналогом современной ст. 89 ЖК РФ выступала ст. 96 ЖК РСФСР. Данная статья устанавливала, что предоставляемое гражданам в связи с выселением другое благоустроенное жилое помещение должно отвечать требованиям ст. ст. 40 и 41 Кодекса, находиться в черте данного населенного пункта и быть размером не менее раннее занимаемого.

Наибольший интерес в данной статье представляет ссылка на ст. ст. 40 и 41 ЖК РСФСР. Чему же были посвящены данные нормы?

Статья 40 ЖК РСФСР состояла из двух пунктов. Первый пункт гласил, что жилое помещение, предоставляемое гражданам для проживания, должно быть благоустроенным применительно к условиям данного населенного пункта, отвечать установленным санитарным и техническим требованиям. По сути, соответствующие положения отражены и в современном ЖК РФ.

Самая же интересная информация содержалась в п. 2 ст. 40 ЖК РСФСР. Данная норма определяла, что жилое помещение предоставляется гражданам в пределах нормы жилой площади и не менее размера, устанавливаемого в порядке, определенном Советом Министров РСФСР. Выражаясь современным языком, можно сказать так, что по ЖК РСФСР жилое помещение выделялось по норме предоставления с учетом каждого проживающего в жилом помещении нанимателя и членов его семьи.

Не меньше социальных гарантий давала и ст. 41 ЖК РСФСР, которая гласила, что при предоставлении жилых помещений не допускается заселение одной комнаты лицами разного пола старше девяти лет, кроме супругов.

На практике данные нормы жилищного законодательства должны были реализовываться приблизительно следующим образом. Допустим, в однокомнатной квартире общей площадью 30 кв. м проживала семья из четырех человек - муж, жена и двое разнополых детей старше девяти лет. Дом, в котором они проживали, шел под снос. Так вот, новое жилое помещение, которое им предоставлялось по договору найма, должно было отвечать следующим критериям. Во-первых, такое жилое помещение должно было соответствовать норме предоставления на каждого проживающего. Если на момент переселения норма предоставления соответствовала, например, размеру в 18 кв. м общей площади на одного человека (пример условный), новое жилое помещение должно было быть не менее 72 кв. м общей площади (ст. 40 ЖК РСФСР). Во-вторых, предоставленное жилое помещение должно было состоять как минимум из трех комнат, так как в семье супругов проживало двое разнополых детей старше девяти лет (одну комнату супругам и по комнате каждому ребенку) (ст. 41 ЖК РСФСР) < 1>.

--------------------------------

< 1> В советской судебной практике был зафиксирован следующий правовой спор на эту тему: " Отдел учета и распределения жилой площади Кировского райисполкома Москвы предъявил иск к Ш. о выселении с предоставлением однокомнатной квартиры площадью 20 кв. м в связи с переоборудованием жилого дома в нежилой. Возражая против иска, Ш. пояснила, что совместно с ней проживает сын старше девяти лет и это дает ей право на получение двух комнат. Кировский районный суд вынес решение о выселении Ш., сославшись на то, что она занимает сейчас комнату 18 кв. м и в результате выселения ее жилищные условия не ухудшатся. Пересмотрев дело в порядке надзора, президиум Московского городского суда исправил ошибку - отменил решение районного суда и передал дело на новое рассмотрение, указав на нарушение судом требований ст. 41 ЖК РСФСР, в соответствии с которой Ш. в случае выселения имела право на предоставление ей жилого помещения из двух комнат" (цит. по: Андрианов И. И. Жилищное законодательство. Практические вопросы. М.: Юрид. лит., 1988. С. 243; Бюллетень ВС СССР. 1984. N 1).

 

Именно таков, в самых общих чертах, был порядок предоставления новых жилых помещений по ЖК РСФСР. Однако каков порядок указанного предоставления по новому ЖК РФ? Как это ни странно звучит, но нормы действующего ЖК РФ этот вопрос напрямую не регламентируют. ЖК РФ всего лишь устанавливает, что новое жилое помещение должно быть равнозначным по общей площади раннее занимаемому жилому помещению, никак далее не раскрывая и не уточняя содержание данной конструкции.

Однако данный правовой пробел в настоящее время устранен. Толкование нормы ЖК РФ о равнозначности вновь предоставляемого жилого помещения содержится в п. 37 Постановления Пленума ВС РФ N 14. В данном пункте представлена следующая информация: " Судам необходимо иметь в виду, что при выселении граждан из жилых помещений, другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, равнозначное по общей площади ранее занимаемому, предоставляется гражданам не в связи с улучшением жилищных условий, а потому иные обстоятельства (названные, например, в ч. 5 ст. 57, ст. 58 ЖК РФ), учитываемые при предоставлении жилых помещений гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, во внимание не принимаются. При этом граждане, которым в связи с выселением предоставлено другое равнозначное жилое помещение, сохраняют право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, если для них не отпали основания состоять на таком учете (ст. 55 ЖК РФ)".

Для того чтобы окончательно уяснить смысл данного разъяснения и в целом содержания ст. 89 ЖК РФ, необходимо обратиться к первоисточнику. Статья 57 ЖК РФ регулирует вопросы предоставления жилых помещений по договорам социального найма гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Часть 5 данной статьи устанавливает, что по договору социального найма жилое помещение должно быть предоставлено гражданам общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления. А следующая за ней ст. 58 ЖК РФ регламентирует, что при предоставлении жилых помещений по договорам социального найма заселение одной комнаты лицами разного пола, за исключением супругов, допускается только с их согласия.

Иными словами, содержание ст. 89 ЖК РФ о равнозначности вновь предоставляемого жилого помещения, установленное сквозь призму толкования ВС РФ, необходимо понимать в том значении, что при выселении граждан из занимаемых ими жилых помещений в связи с изъятием таких помещений (дом подлежит сносу как аварийный, земельный участок, расположенный под домом, подлежит изъятию для государственных (муниципальных) нужд, жилое помещение подлежит переводу в нежилое) норма предоставления и учет интересов разнополых нанимателей в расчет не принимаются. Новое жилое помещение должно быть просто не менее того, какое граждане занимали ранее. Причем в расчет здесь принимается не количество комнат в прежнем жилом помещении, а именно его общая площадь.

Проиллюстрировать все сказанное можно на примере уже рассмотренной выше правовой ситуации. Итак, в однокомнатной квартире общей площадью 30 кв. м по договору социального найма проживает семья из четырех человек - муж, жена и двое разнополых детей. Если они будут переселяться из своего жилого помещения в новое жилье в порядке ст. 89 ЖК РФ, новое жилое помещение на полном юридическом основании может быть предоставлено размером не менее (но и не более! ) 30 кв. м и состоять только из одной комнаты (однокомнатной квартиры). Еще раз подчеркнем, что требования ч. 5 ст. 57 ЖК РФ (норма предоставления) и ст. 58 ЖК РФ (учет интересов разнополых нанимателей) в процессе такого переселения учитываться не будут. Если семья состояла на учете по улучшению своих жилищных условий, после переселения в новое жилое помещение такая семья и дальше будет состоять на указанном учете.

Вполне естественно, что такое положение вещей не может устраивать наших граждан. Со стороны определенных лиц предпринимались многочисленные попытки обращения в Конституционной Суд РФ с требованиями признать норму ст. 89 ЖК РФ о равнозначности жилого помещения не соответствующей Конституции РФ. Однако Конституционный Суд РФ ни разу не находил юридических оснований для удовлетворения заявленных требований < 1>.

--------------------------------

< 1> См., например: Определения Конституционного Суда РФ от 25 февраля 2010 г. N 302-О-О " Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Корсак Марины Александровны на нарушение ее конституционных прав положением части 1 статьи 89 Жилищного кодекса Российской Федерации"; от 25 ноября 2010 г. N 1449-О-О " Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Усманова Марата Азатовича на нарушение его конституционных прав частью 1 статьи 89 Жилищного кодекса Российской Федерации"; от 29 мая 2012 г. N 928-О " Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы граждан Баженовой Веры Степановны, Ереминой Карины Анатольевны и других на нарушение их конституционных прав частью 1 статьи 89 Жилищного кодекса Российской Федерации"; от 25 сентября 2014 г. N 1847-О " Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Арачемии Елизбари Важикоевича на нарушение его конституционных прав частью 1 статьи 89 Жилищного кодекса Российской Федерации"; от 23 июня 2015 г. N 1423-О " Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Ермолиной Ольги Евгеньевны на нарушение ее конституционных прав положениями статьи 89 Жилищного кодекса Российской Федерации".

 

Например, в Определении Конституционного Суда РФ от 3 ноября 2009 г. N 1368-О-О " Об отказе в принятии к рассмотрению жалоб граждан Артюкиной Марии Васильевны, Кошолкиной Марии Владимировны, Федотова Сергея Владимировича, Федотовой Людмилы Сергеевны, Фисунова Владимира Ивановича, Честных Владимира Ивановича и Шарковой Алевтины Владимировны на нарушение их конституционных прав частью 3 статьи 6, частью 2 статьи 57 и частью 1 статьи 89 Жилищного кодекса Российской Федерации" Конституционный Суд РФ высказался следующим образом: внеочередной характер обеспечения другими жилыми помещениями граждан, переселяемых из жилых помещений, которые признаны непригодными для проживания, обусловливает исключительно компенсационный характер такого обеспечения, поскольку очевидно, что целью законодателя в данном случае было не улучшение жилищных условий по количественным показателям, а сохранение как минимум имеющейся обеспеченности граждан жильем (чтобы права граждан при выселении не были ущемлены) с одновременным улучшением жилищных условий с точки зрения безопасности.

В другом Определении Конституционного Суда РФ приводится конкретный пример переселения в равнозначное жилое помещение. В Определении Конституционного Суда РФ от 15 июля 2008 г. N 554-О-О " Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы граждан Бултыкова Дениса Анатольевича и других на нарушение конституционных прав частью 1 статьи 89 Жилищного кодекса Российской Федерации" анализируется конкретная правовая ситуация, когда семья, состоящая из восьми человек и занимавшая трехкомнатную квартиру площадью 62 кв. м, была переселена в четырехкомнатную благоустроенную квартиру площадью 73, 5 кв. м. Исходя из содержания ст. 89 ЖК РФ такое переселение следует считать законным.

Завершая настоящий блок вопросов, хотелось бы остановиться на освещении ряда позитивных моментов, связанных со ст. 89 ЖК РФ о равнозначности жилого помещения.

Во-первых, в 2010 г. в ч. 1 ст. 89 ЖК РФ были внесены весьма важные дополнения. Теперь данная норма устанавливает, что в случаях, предусмотренных федеральными законами, гражданам, которые состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или имеют право состоять на данном учете, жилые помещения предоставляются по нормам предоставления. Например, такая возможность в настоящее время прямо предусмотрена ст. 5 Федерального закона от 30 ноября 2010 г. N 327-ФЗ " О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности" < 1>.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.