Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Третий день 3 страница



Ничто лучше не доказывает эгоизма союзников, чем так называемые условия, на которых Франция готова была оказать поддержку белым армиям. Главой француз­ской военной миссии, командированной к генералу Крас­нову, атаману Войска Донского, был капитан Фуке. Все мы знаем авторитет, которым пользовался генерал Крас­нов, талантливый и просвещенный военачальник, осво­бодивший от большевиков Донскую область и собирав­шийся начать наступление на север. Как и все вожди бе­лых армий, он испытывал острую нужду в самом необ­ходимом. Он написал об этом несколько писем главно­командующему французскими вооруженными силами на Ближнем Востоке маршалу Франше-д’Эспрей. Наконец, 27 января 1919 года в Ростов-на-Дону прибыл капитан Фуке, привезя с собою длинный документ, который должен был подписать генерал Краснов.

«Донские казаки, — говорилось в этом удивительном документе, — должны предоставить все свое личное иму­щество в виде гарантии требований французских граж­дан, понесших материальные потери вследствие рево­люции в России. Донские казаки должны возместить убыт­ки тем из французских граждан, которые пострадали физически от большевиков, а также вознаградить семьи убитых в гражданской войне. Донские казаки обязуются удовлетворить требования тех французских предприятий, которые вынуждены были ликвидировать свои дела из- за беспорядков в России. Последнее относится не только к предприятиям, которые закрылись из-за революции, но и к тем, что были вынуждены правительством при­нять предписанные им низкие цены во время войны 1914 — 1917 годов. Французские владельцы предприятий и французские акционеры этих предприятий должны по­лучить в виде вознаграждения всю сумму прибылей и дивидендов, которые они не получали с 1 августа 1914 года. Размер означенных прибылей и дивидендов должен соответствовать средним прибылям довоенного времени. К означенным суммам следует прибавить пять процен­тов годовых за срок, протекший между 1 августа 1914 года и временем уплаты. Для рассмотрения требований французских граждан должна быть образована особая комиссия из представителей французских владельцев и акционеров под председательством французского гене­рального консула».

Другими словами, донские казаки, которые воевали с немцами в 1914—1917 гг. и с большевиками в 1917 — 1919 гг., должны были возместить французам все убыт­ки, причиненные последним немцами и большевиками.

— Это все, что вы требуете? — спросил атаман Крас­нов, едва сдерживая свое негодование.

— Все, — скромно подтвердил Фуке. — Дорогой друг, разрешите вам кое-что заметить, во избежание излиш­ней потери времени. Если вы не подпишете этого доку­мента в том виде, как он есть, ни один французский солдат не будет отправлен в Россию и ни одна винтовка не будет дана вашей армии. Попрошайки не привередни­чают, так что решайте сразу.

— Довольно! — крикнул атаман Краснов. — Я сочту долгом сообщить моим казакам о тех условиях, на кото­рых нам собирается помочь их великий и благородный союзник. Всего хорошего, капитан Фуке. Пока я остаюсь атаманом, вы не получите ни сантима.

«Франция совершила величайшую историческую ошибку, — писал в ноябре 1920 г. известный французс­кий военный корреспондент Шарль Риве, сопровождав­ший армию генерала Деникина в ее победном марше на Москву, а также во время ее отступления. — Мы не по­няли того, что помощь белым армиям являлась залогом победы над тем злом, которое угрожает всему цивилизо­ванному миру. Мы заплатили бы за этот залог сравни­тельно скромную сумму, если принять во внимание раз­меры этой опасности: всего лишь две тысячи орудий и два-три парохода с военным снаряжением, которое мы получили от немцев бесплатно и которое нам было не нужно. Мы, обычно столь осторожные и мудрые в нашей политике, в русском вопросе оказались глупцами. Мы страхуем нашу жизнь, страхуем дома и рабочих от не­счастных случаев и безработицы, но мы отказались зас­траховать наших детей и внуков от красной чумы. Наши потомки сурово осудят преступную небрежность наших политических вождей... »

Это горячее воззвание было напечатано на страницах «Temps» два дня спустя после того, как голодная и полу­замерзшая армия генерала Врангеля оставила Крым и находилась на пути к Константинополю. То был конец борьбы против большевиков в России. Офицеры и сол­даты врангелевской армии, размещенные в концентра­ционном лагере Галлиполи, в котором в 1914 — 1918 годах наши союзники содержали военнопленных турок, имели много времени, чтобы размышлять на вечную тему: о человеческой неблагодарности. Европа, пославшая этих мальчиков с суровыми лицами, безоружных и раздетых, против красных полчищ, теперь, когда они были по­беждены, отказывалась их принимать. Они оставались в Галлиполи в течение трех лет, пока Лига наций не пред­ложила им на выбор поступление в Иностранный леги­он или работу по постройке дорог в балканских странах.

И все же они еще должны были почитать себя счаст­ливыми. Более горькая доля постигла адмирала Колчака. Верховный правитель России был предан большевикам генералом Жаненом, который являлся главой французс­кой военной миссии на Востоке.

Трагедия Колчака составляет одну из самых жутких страниц русской революции. Бывший адмирал Черно­морского флота, всем известный герой мировой войны, Колчак принял в 1918 году предложение союзников орга­низовать реіулярную армию из бывших австрийских во­еннопленных чехословацкого происхождения.

Союзное командование рассчитывало, что адмиралу Колчаку удастся восстановить противогерманский фронт на востоке России. После заключения перемирия союз­ники потеряли всякий интерес к этому предприятию, а между тем адмирал Колчак стоял во главе значительной армии, которая успешно продвигалась вперед против большевиков. Не имея никаких директив из Парижа и делая все возможное, чтобы удержать на фронте чехос­ловаков, Колчак посылал Черчиллю одну телеграмму за другой. Он ручался за взятие Москвы, если ему будут предоставлены танки, аэропланы и теплое обмундиро­вание, без которого никакие операции в Сибири не были возможны.

Этот вопрос «изучали» Клемансо, Ллойд Джордж и Бальфур, и лишь 26 мая 1919 года, то есть спустя семь месяцев после получения первого рапорта от адмирала Колчака, Верховный Совет в Версале протелеграфиро­вал в Иркутск длинный контракт на подпись Колчаку от имени «будущего русского правительства». Содержание этого документа в общем совпадало с бумагой, которая была представлена капитаном Фуке на подпись атаману Краснову. На этот раз требования о возмещении матери­ального ущерба сопровождались параграфом о призна­нии всех «независимых государств», так расточительно созданных нашими союзниками вдоль окраин России.

Адмирал Колчак, учитывая критическое положение своей армии, решил подписать версальский контракт. Он был немедленно признан Англией, Францией и Япони­ей в качестве верховного правителя России, но обещан­ное снаряжение так и не прибыло в Сибирь. Голодная и полуодетая сибирская армия продолжала отступать пе­ред красными по бесконечной сибирской тайге в направ­лении Иркутска.

Около 80 000 чехословаков наотрез отказались вое­вать. Они требовали возвращения на родину, и больше­вики выражали свое согласие на пропуск их до Владиво­стока и на погрузку на пароходы при условии выдачи адмирала Колчака в Иркутске. Следует ли добавлять, что все эти переговоры, которые вел генерал Жанен с боль­шевиками, содержались в полнейшей тайне от верхов­ного правителя России. Жанен несколько раз давал ад­миралу «слово солдата»: что бы ни произошло, жизнь верховного правителя находится под охраной союзников.

14 января 1920 г. два длинных поезда подошли к Ир­кутску. В одном из них ехал адмирал под охраной чехос­ловаков. В другом находились 650 миллионов золотых руб­лей, которые составляли часть русского золотого запаса и были захвачены армией Колчака под Казанью.

Командир батальона чехословаков вошел в вагон ад­мирала с докладом.

— Господин адмирал, мною получена важная теле­грамма от генерала Жане на, — сухо сказал он.

— В чем дело? — спросил Колчак, продолжая смот­реть на карту.

— Генерал Жанен приказал мне арестовать вас и пе­редать местным властям в Иркутске.

Колчак посмотрел на своего адъютанта Малиновско­го, единственного оставшегося в живых свидетеля этой трагедии, который помнит ту ужасную сцену в малей­ших деталях. Оба они прекрасно понимали, что означали зловещие слова «местные власти Иркутска»!

— Что же, — сказал адмирал спокойно, — по-моему, это чудовищная измена наших союзников. Еще только вчера генерал Жанен гарантировал мне беспрепятствен­ный проезд на восток. Кому же достанутся эти 650 мил­лионов рублей?

Чехословак покраснел.

— Мы передадим эти деньги советскому правитель­ству. Таков приказ генерала Жанена.

Колчак усмехнулся. Он прекрасно знал, что это ложь. Он пожал руки офицерам своего штаба и вышел к че­хословацким солдатам.

Генерал Жанен, миссия союзников и храбрые чехос­ловаки продолжали свой путь на восток. Адмирал Кол­чак был заключен в тюрьму в Иркутске и три недели спустя — 7 февраля 1920 года — расстрелян.

Солдаты отряда, который должен был приводить смер­тный приговор над Колчаком в исполнение, дрожали при виде стройной, прямой фигуры правителя, с напо­леоновским профилем, который резко выделялся на бе­лой стене тюремного двора. Колчак вынул из кармана массивный золотой портсигар, украшенный бриллиан­тами. Высочайший подарок, пожалованный адмиралу за его успешные боевые действия в 1916 году, и сосчитал папиросы.

— Достаточно на каждого из нас, — спокойно заме­тил он. — Чего же вы дрожите? Будьте спокойнее. Вы же убили так много братьев! Кто возьмет мой портсигар? На том свете у меня не будет карманов.

Союзные правительства назначили особую комиссию для расследования действий генерала Жанена. Однако дело кончилось ничем. На все вопросы генерал отвечал фразой, которая ставила допрашивавших в неловкое по­ложение: «Я должен повторить, господа, что с его ве­личеством императором Николаем II церемонились еще меньше». Это уж точно: союзные государства проявили к судьбе царя еще меньший интерес, чем к судьбе ад­мирала Колчака.

До настоящего времени участники сибирской эпопеи — как в красном лагере, так и в белом — стараются ус­тановить, кто захватил по частям 650-миллионный зо­лотой запас. Советское правительство утверждает, что его потери выражаются в сумме 90 миллионов. Черчилль го­ворит, что летом 1920 года в один из банков в Сан-Фран­циско был сделан таинственный вклад группой людей, говоривших по-английски с акцентом. Французские экс­перты поднимают вопрос о происхождении золота, ко­торое объявилось в Праге. Во всяком случае, все сходят­ся на том, что тридцать сребреников Иуды в январе 1920 года были выплачены золотом.

Все это происходило на расстоянии многих тысяч километров от Парижа, где я в пятьдесят два года стал эмигрантом, человеком без родины, «бывшим великим князем». Я не только ничего не мог сделать, чтобы по­мочь армиям Деникина и Колчака, но, наоборот, опа­сался, как бы какое-либо открытое проявление моих симпатий вождям белых армий не повредило достиже­нию их целей. И без того французские социалисты были крайне встревожены присутствием «стольких Романовых» в столице Франции.

В действительности от большевиков удалось спастись лишь незначительной части русской императорской се­мьи. Кроме нашей «крымской группы», состоявшей из вдовствующей императрицы Марии Федоровны, моей невестки, великой княгини Ольги Александровны, жены, великой княгини Ксении Александровны, двоюродных братьев великих князей Николая и Петра Николаевичей и моих шести сыновей и дочери, всего лишь четырем великим князьям и двум великим княгиням удалось бе­жать из России за границу.

Великий князь Кирилл Владимирович, законный на­следник русского престола и старший сын моего двою­родного брата Владимира Александровича, рассказал мне захватывающую историю своего бегства из Петербурга. Он перешел пешком замерзший Финский залив, неся на руках свою беременную жену, великую княгиню Вик­торию Федоровну, а за ними гнались большевистские разъезды.

Его два брата, великие князья Борис и Андрей Вла­димировичи обязаны спасением своих жизней порази­тельному совпадению, к которому, если бы его описал романист, читатель отнесся бы с недоверием. Командир большевистского отряда, которому было приказано рас­стрелять этих двух великих князей, оказался бывшим ху­дожником, который провел несколько лет жизни в Па­риже в тяжкой борьбе за существование, тщетно надеясь найти покупателя для своих картин. За год до войны ве­ликий князь Борис Владимирович, прогуливаясь по Ла­тинскому кварталу, наткнулся на выставку художественно нарисованных подушек. Они понравились ему своею ори­гинальностью, и он приобрел значительное количество. Вот и все. Большевистский комиссар не мог убить чело­века, который оценил его искусство. Он посадил обоих великих князей в автомобиль, принадлежащий комму­нистической партии, и отвез их в район белых армий.

Мой племянник, великий князь Дмитрий Павлович, не уцелел бы, если бы не участвовал в убийстве Распу­тина. Когда он был выслан государем в Персию, то доб­рался до британского экспедиционного корпуса, кото­рый действовал в Месопотамии, и таким образом эмиг­рировал из России. Его сестра, великая княгиня Мария Павловна, вышла во время революции замуж за князя Сергея Путятина, и так как у нее был паспорт с именем мужа, то большевики при ее бегстве за границу не рас­познали в «гражданке Марии Путятиной» великой кня­гини.

Все остальные члены русской императорской семьи были расстреляны по приказу советского правительства летом 1918 года и зимой 1918 — 1919 годов.

Мои братья, великие князья Николай Михайлович и Георгий Михайлович, встретили смерть в Петропавлов­ской крепости, где, начиная с Петра Великого, были погребены все русские цари и великие князья. Максим Горький просил у Ленина помилования для Николая Михайловича, которого глубоко уважали даже в боль­шевистских верхах за его ценные исторические труды и всем известный либерализм.                                                                        •£

— Революция не нуждается в историках, — ответил глава советского правительства и подписал смертный приговор.

Великий князь Павел Александрович — отец великой княгини Марии Павловны — и великий князь Дмитрий Константинович были расстреляны 18 января 1919 года в один день с моими братьями. Тюремный надзиратель, некий Гордиенко, получавший в свое время от царя по­дарки на Рождество, командовал казнью. Если верить со­ветским газетам, великий князь Николай Михайлович держал до последней минуты на коленях своего люби­мого персидского кота. Дмитрий Константинович — че­ловек глубоко религиозный — громко молился о спасе­нии души своих палачей.

Мой третий брат, великий князь Сергей Михайлович был убит несколько месяцев спустя вместе с великой княгиней Елизаветой Федоровной (старшей сестрой им­ператрицы), тремя юными сыновьями великого князя Константина Константиновича и князем Палеем, мор­ганатическим сыном великого князя Павла Александро­вича. Все шестеро были живыми сброшены в угольную шахту вблизи Алапаевска в Сибири. Их тела, найденные по приказанию адмирала Колчака, свидетельствовали о том, что они умерли в невыразимых страданиях. Они были убиты 18 июля 1918 года, т. е. два дня спустя после убий­ства царской семьи в Екатеринбурге.         *•*/•

Точная дата убийства младшего брата государя, вели­кого князя Михаила Александровича, так и не была ус­тановлена. Его взяли из дома вместе с секретарем англи­чанином Джонсоном пятеро неизвестных, заявивших, что они посланы адмиралом Колчаком. По всей вероят­ности, они были убиты в Пермских лесах. Его моргана­тическая жена графиня Брасова, прибывшая в Лондон в 1919 году, и по сей день отказывается верить в его смерть. -» Вдовствующая императрица Мария Федоровна тоже так никогда и не поверила советскому официальному сообщению, которое описывало сожжение тел царя и его семьи. Она умерла в надежде все еще получить изве­стие о чудесном спасении Ники и его семьи. Моя жена и невестка разделяли ее надежды. Я щадил их чувства, но знал большевиков слишком хорошо, чтобы верить в воз­можность счастливого исхода.

Несколько лет назад странная, психически неуравно­вешенная девушка приехала в Америку и заявила, что она великая княгиня Анастасия, младшая дочь царя. Она уверяла, что ее спас один из солдат, участвовавших в расстреле, и что в результате шока она перестала сво­бодно говорить по-английски и по-французски. Вполне правдоподобное объяснение. Я мог бы только мечтать, чтобы любимая дочь царя и моя внучатая племянница оказалась жива и находилась тут, в Нью-Йорке. Я даже был готов закрыть глаза на то, что чертами лица она мало походила на Анастасию. К сожалению, врачи безапелля­ционно заявляют, что никакой нервный шок не приво­дит к тому, чтобы русский человек заговорил с польским акцентом...

Я, однако, не сомневаюсь, что рано или поздно по­явится более талантливая самозванка, которая будет го­ворить о чудесном спасении и попробует получить диви­денды от трагедии семьи Романовых.


Заключение

Вот уже тринадцать лет, как я веду жизнь эмигранта. Когда-нибудь я напишу другую книгу, которая будет повествовать о впечатлениях — порой радостных, порой грустных, — ожидавших меня на пути скитаний, уже не освещенных лучами Ай-Тодорского маяка.

Моя врожденная непоседливость, соединенная с не­угасимым стремлением к духовному совершенствованию, удерживала меня вдали от Парижа, где царила атмосфе­ра бесполезных сожалений и вечных вздохов. Когда я нахожусь в Европе, я всегда испытываю чувство, как будто гуляю по красивым аллеям кладбища, на котором каждый камень напоминает мне о том, что цивилизация покончила самоубийством 1 августа 1914 года.

В 1927 годуя посетил Абиссинию. В декабре 1928 года я в третий раз поехал в Америку, чтобы начать новую жизнь. Моя теперешняя деятельность в Америке, мои первые десять лет службы во флоте и годы, проведенные с семьей, — единственные периоды жизни, которые мне кажутся светлыми. Все остальное принесло только горе и страдания. Если бы я мог начать жизнь снова, я начал бы с того, что отказался бы от великокняжеского титула и стал проповедовать необходимость духовной революции. В России это было бы невозможно. В Российской импе­рии я подвергся бы преследованию «во имя Бога» со сто­роны служителей православной церкви. В советской Рос­сии меня бы расстреляли «во имя Маркса» служители самой изуверской религии победоносного пролетариата.

Я ни о чем не жалею и не падаю духом. Мои внуки — у меня их четверо, — вероятно, достигнут чего-нибудь лучшего. Я не считаю современную эпоху ни цивилизо­ванной, ни христианской. Когда я читаю о миллионах людей, умирающих от голода в Европе, Америке и Азии в то время, как на складах гниет несметное количество хлеба, кофе и других продуктов, я признаю необходи­мость радикальных изменений в условиях нашей жизни. Судьба трех монархий поколебала мою веру в незыбле-


мостъ политических устоев. Тринадцать лет коммунисти­ческого опыта над несчастной Россией убили все мои иллюзии относительно человеческого идеализма. От лю­дей, находящихся в духовном рабстве, и нельзя ожидать ничего иного.

Официальное христианство, обнаружившее свою не­состоятельность в 1914 году, прилагает все усилия к тому, чтобы превратить нас в рабов Божьих, приводя нас та­ким образом к фатализму, который несет страшную от­ветственность за трагический конец России и ее динас­тии. Религия Любви, основанная на законе Любви, дол­жна заменить все вероисповедания и превратить сегод­няшних «рабов Божьих» в активных сотрудников Бога. Если наши страдания нас ничему не научили, то тогда жертва Христа была бесполезна, тогда действительно прав тот, кто утверждает, что последний христианин был рас­пят тысячу девятьсот лет тому назад.

Горько сознавать, что церковь сегодняшнего дня да­леко отошла от Христа, но это так. Недостающего звена она создать не может, ибо закону Любви она не следует, все налицо: догматы, таинства, обряды, тысячи молитв, за которыми скрывается ее духовное бессилие, но нет любви.

\ Кого и что мы должны любить?

Силу Высшую — Бога, не словами, не низкопоклон­ством и рабским пресмыканием, а мыслями и делами любви ко всем одинаково, и к близким и к дальним, и к друзьям и к врагам, и ко всем творениям. Любить мы должны весь мир, ибо мы составляем его нераздельную частицу, сознавая в то же время, что мы произошли от Высшей Силы и к ней вернемся только тогда, когда мы станем самостоятельной, самосознательной, сильной духом личностью. Вне мыслей и дел любви не может су­ществовать любви к Силе Высшей — Богу; этой Силе мы нужны постольку, поскольку мы, исполняя законы ми­ровые, не тревожим гармонии мира.

Любить мы должны все чистое, красивое, природу и все проявления ее, любить мы должны жизнь земную, ибо она есть одна из ступеней жизни вечной, проведя которую в правде, чистоте и любви, мы получим воз­можность подняться на ступень выше. Я понимаю, что трудно любить жизнь тем, для кого она проходит в по­стоянной тяжелой работе, в постоянных заботах о про­кормлении своих семей. Но ведь если сравнить нашу жизнь с жизнью наших сестер и братьев, оставшихся в Рос­сии, то, право, лучше быть свободным бедняком, чем бедняком -рабом.

Кроме того, ведь не нам одним тяжело живется, все население земного шара, за исключением состоятельно­го меньшинства, живет в тех же условиях, что и мы.

Надо твердо уяснить себе, что возврата к прошлому нет; если мы вернемся на родину, то и там будем рабо­тать не покладая рук; нам самим придется строить свое благополучие, помощи ждать будет не от кого. Кроме того, резкая перемена, которая произошла в нашей жизни, с точки зрения духовной есть великое благо, и кто это понял, тот глубоко использовал это обстоятельство для своего восхождения по пути к совершенству. И вот с этой точки зрения мы должны любить жизнь.

Следует рассматривать свою жизнь не с точки зрения узкой, земной, преходящей, а с точки зрения вечной, духовной. На себя надо смотреть не как на тело, в кото­ром мы временно живем, а как на дух, которого наше «я» есть выражение, который есть житель Мира, для ко­торого нет ни времени, ни пространства, который жи­вет, где хочет, который не подчинен ни законам приро­ды, ни законам людским, права которого безграничны, ибо жизнь в нем самом, и который ответствен только пред Силою Высшею — Богом. Ничто земное ни в чем и никогда не может тронуть нашего духа, он вне досягае­мости земных, людских притязаний, но связь с Духом Высшим всегда в его полной досягаемости. Сознавая ве­ликую истину только что сказанного и прочувствовав эту великорадостную истину до конца, мы поймем, насколь­ко все, что касается нашего тела, мелочно, насколько все, на земле происходящее, не существенно.

Скажите себе: «Я дух вечный, свободный, от Бога исшедший и к Богу идущий; я имею в себе все для того, чтобы быть в вечном общении с Богом, и это все заклю­чается в слове «любить» — слове, которое действительно выражает основной, положительный закон Мира».

Любить мы должны Россию и народ русский. Эта лю­бовь наша должна выразиться в стремлении понять но­вое мировоззрение русских людей, которое явилось ре­зультатом безбожного и бездуховного воспитания, по­лучаемого ныне миллионами русских детей.

Но мы должны найти в этом новом миросозерцании те стороны, которые и нами могут быть восприняты.

Принцип, проводимый в жизнь: «Работа каждого во имя блага государства», вполне приемлем для каждого из нас; он послужит тем звеном, которое нас, предста­вителей старой России, соединит с людьми России но­вой. Мы одухотворим этот принцип законом Любви, мы будем ему следовать не только во имя блага государства, а главное, во имя исполнения воли Божьей, которая имеет свое выражение в этом законе.

Раз навсегда мы должны ясно понять, что новой Рос­сии мы ничего не можем дать, кроме любви. И вот, гото­вясь к часу нашего возвращения на родину, мы должны в себе и в детях наших вытравить все чувства, идущие вразрез с законом Любви. Только при этом условии на­род русский нас примет и поймет.

Мы должны стать тем духовным основанием, на кото­ром будет строиться Царство духа, которое заменит ныне существующее Царство материи. К этому Царству народ русский уже близок: оно даст России духовную власть над всеми остальными народами — власть любви и мира, ту власть, которая всем людям завещана Христом[****].

Было бы бесцельно писать эту книгу, если она не бу­дет иметь нравственного влияния хотя бы на некоторых из моих читателей. Для меня все пережитое — это урок, полный значения и богатый предостережениями. Снова и снова я думаю о друзьях моего детства, стараясь видеть их не такими, какими они были в последние годы траге­дии, а какими я их знал в более счастливые дни нашей молодости. Я вижу часто во сне Ники, Жоржа, Сергея и самого себя лежащими в густой траве Императорского парка в Нескучном под Москвою и оживленно беседую­щими о том таинственно-прекрасном будущем, огни ко­торого мелькали на далеком горизонте.

Немного терпения — и мы все до него доживем.

Нью-Йорк — Париж 1931 г.


Книга вторая

воспоминаний великого князя

Александра Михаиловича

Счастлив, кто посетил сей мир В его минуты роковые! Его призвали всеблагие Как собеседника на пир. Он их высоких зрелищ зритель, Он в их совет допущен был И заживо, как небожитель, Из чаши их бессмертье пил!

Ф. И. Тютчев. Цицерон.


Предисловие

В то время как первый том моих воспоминаний стал отчетом об утратах и упущенных возможностях, второй — это опись возвращенных ценностей. На этот раз собы­тия происходят вне России. Количество царствующих монархов уменьшилось с шестнадцати до десяти, что оставило пробел, удачно заполненный властителями Америки и Абиссинии.

Продолжения не будет. Его не может быть у жизни, спасенной в последний миг. Она просто идет себе дальше.

Не могу не выразить признательности молодому пиа­нисту, который живет в доме напротив и вот уже не­сколько месяцев работает над программой своего перво­го сольного концерта, целиком состоящей из Баха. Мне кажется, будто я в Нью-Йорке.

Великий князь Александр Михайлович.

Приморские Альпы, январь 1933 г.


Глава I

ВОСКРЕШЕНИЕ ЛАЗАРЯ

 

Мы можем страдать так сильно, а потом, когда уже готовы размозжить себе голову о стену, что-то шелкает у нас внутри и посылает блуждать без руля и без ветрил новыми, неведомыми путями, на которых мы в конце концов обретаем забвение.

Этот таинственный механизм самосохранения зара­ботал во мне в тот сумеречный январский день 1919 года, когда на станции Таранто, стоя у окна парижского экс­пресса и пытаясь перекричать визгливые голоса италь­янских носильщиков, я прощался с офицерами корабля его величества «Форсайт», который увез меня из охва­ченной революционным пожаром России.

— Жаль, что не могу доставить вас прямо в Париж, в пальмовую рощу «Ритца», — пошутил капитан.

— Мне тоже, — сказал я в тон ему, а сам подумал: «Слава Богу... ».

Я был глубоко признателен им за трогательное вни­мание и великодушие, но все четыре дня плавания меня ни на минуту не покидало невыносимо острое чувство унижения от того, что внука императора Николая I анг­личанам приходится спасать от русских. Я как мог ста­рался отогнать эти горькие мысли. Я судорожно силился быть веселым и проявлять интерес к их рассказам о Ют­ландском сражении и четырехлетней морской блокаде Германии, но внутренний голос, жесткий и саркасти­ческий, непрестанно шипел мне в уши.

— Старый глупец, неисправимый мечтатель! — по­вторял он снова и снова. — Так ты думал, что сбежал от своего прошлого, — а вот оно, пялится на тебя изо всех углов и закоулков... Видишь этих англичан? Молодцы, правда? И корабль у них превосходный, а? А как же двад­


цать четыре года, что ты убил на русский флот? Ты мо­рочил себе голову пустыми мечтами, что сделаешь его мощнее и лучше английского, а вот чем все кончилось... Ты — эмигрант, пользующийся гостеприимством своего царственного британского кузена, его люди спасли тебя от рук твоих собственных матросов, ты пьешь за здоро­вье его британского величества, когда твой император расстрелян, а твои братья каждую ночь ожидают своей участи, и корабль твой лежит на дне Черного моря! Пре­красный ты адмирал, нечего сказать...

Сидя за столом в обществе капитана, я прибегал ко всевозможным уловкам, лишь бы не смотреть на порт­рет Георга V, висевший прямо напротив моего места. Сходство черт британского монарха и покойного госуда­ря, вообще поразительное, сейчас, на борту «Форсай­та», было решительно непереносимо. Мной овладевали неотвязные воспоминания, я будто вновь слышал Ники, который часто шутил, что если бы он надел цилиндр и визитку и появился бы под ручку с кузеном Джорджем на королевской трибуне в Эпсоме, то немалая часть зри­телей кинулась бы делать ставки на «кто есть кто».

Ночами я лежал в каюте без сна, сжав кулаки и уста­вившись в иллюминатор. Мне казалось, что не имеет смысла затягивать агонию, что прыжок за борт разом положил бы конец всем моим невзгодам. Оставались, конечно, дети — семеро детей, — но я боялся, что по­терпел крушение не только как адмирал и государствен­ный муж, но и как отец. Если я без колебаний бросил их в России, не было ли это лучшим доказательством моей уверенности в том, что их вырастят и воспитают и без моего участия? Я не мог помочь им деньгами и ничему не мог научить. В отличие от их матери и бабушки, про­должавших верить в непогрешимость Дома Романовых, я знал, что все наши истины — обман, а мудрость — лишь колоссальное скопление размьггых миражей и про­кисших банальностей. Я не мог воспитать сыновей в духе нашей официальной религии, поскольку она обанкро­тилась четыре года назад на полях Марны и Танненберга. Я не мог быть их наставником в таком внушающем тре­пет предмете, как «долг перед государством», потому что изгнанник, умерший неоплаканным, как бродяга под забором, ничего не должен государству...



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.