Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





ПРОТИВОРЕЧИЕ 4 страница



Единство участников реализации ЕРС-контракта, выражающееся в двух моментах, и как единство борющихся, и как единство цели ввести объект в эксплуатацию, на поверхности явлений предстает в форме реализации целей как своих специфических, так и общей. То есть единство противоположностей, как борющихся субъектов реализации ЕРС-контракта (вместе с их интересами и целями) условно, временно, преходяще. Борьба же взаимоисключающих противоположностей абсолютна, как абсолютное развитие, движение. Данное положение носит всеобщий характер, и, как мы видим, в полной мере применимо к противоположностям, противоречиям реализации ЕРС-контракта. Всякий субъект реализации является носителем тех или иных тенденций, которые либо совпадают с прогрессом, то есть сущностью реализации ЕРС-контракта, либо противоположны указанной сущности и выражаются в отрицании своими действиями инновационной, инжиниринговой деятельности. В таком случае исход борьбы зависит от объективного соотношения сил и субъективных факторов. Если государственное регулирование носит системный характер и в целом регулирует исполнение субъектами реализации ЕРС-контрактов в электроэнергетике зафиксированных на законодательном уровне программ по развитию электроэнергетики, то движение в целом будет носить прогрессивный характер. Напротив, если регулирование не достаточное, внедрение инноваций в электроэнергетике при реализации ЕРС-контрактов носит стихийный характер, не исполняются программы или исполнение носит формальный характер, то интересы единичных субъектов реализации ЕРС-контракта, противоположные в целом интересу внедрения инжиниринга инноваций, будут господствовать и в погоне за прибылью и удовлетворению сиюминутных интересов инжиниринг инноваций может проявляться в формальном характере, либо не проявляться вообще.  

В этом отношении борьба за прогресс должна быть не только на уровне государства, но и на уровне сознательного отношения всех участников реализации ЕРС-контракта, так как если противоположные прогрессу тенденции будут господствовать в целом в экономике в сфере электроэнергетики, то, соответственно, развитие в целом будет замедляться, вплоть до отрицательных значений, что мы наблюдаем сегодня, когда только 9, 9% организаций в энергетике составляют удельный вес по уровню инновационной активности, а строительстве такой показатель составляет всего 3, 9% [56].

Можно предположить, что необходимо не только государственное регулирование, но и формирование ответственного инжинирингового сообщества, которое бы проводило в жизнь инициативы в области инжиниринга, в том числе в электроэнергетике, во всех важнейших институтах общества (в законодательной власти, образовании, проектных и строительных организациях, СРО и т. д. ).

 

 

2. 3 Закономерность реализации общих целей реализации ЕРС-контрактов

 

Разрешение противоречий при реализации ЕРС-контракта в электроэнергетике в направлении прогресса производительных сил, как сущности инжиниринговой деятельности, составляющей основу и сущность реализации ЕРС-контракта, лежит в области управления и регулирования инжиниринговой деятельностью и инновациями.

Государственное регулирование является основополагающей, но необходимо также и развитие инжинирингового сообщества, которое бы могло осуществлять осознанное внедрение и саморегулирование, выгодное в конечном итоге всем участникам проекта, то есть удовлетворяющее интересы всех субъектов реализации ЕРС-контрактов в электроэнергетике. Здесь инжиниринговое сообщество подразумевает не только общественные институты регулирующие так или иначе инжиниринговую деятельность (НАИК, МАРСИ, НОСТРОЙ и др. ), но и тех специалистов, которые осуществляют инжиниринговую деятельность, как инжиниринг инноваций, непосредственно на реализации ЕРС-контрактов по найму в составе команд проекта у генерального подрядчика и/или заказчика, а также общественные институты, ведущие подготовку таких специалистов из академической среды.  

Как было убедительно доказано различными экономическими школами, развитие современной экономики в целом, как и развитие отдельных ее отраслей, в нашем случае развитие электроэнергетики и компетенций в области ЕРС, способствует развитию общества в целом. В этом отношении всем субъектам реализации проекта выгодно сделать объект инновационным, как для развития собственных компетенций в этой области для получения дополнительных конкурентных преимуществ, так и для развития производства в целом, так как развитие расширенного производства и воспроизводства увеличивает возможности расширения собственного производства генподрядчиков, подрядчиков, увеличение рабочих мест и т. д.

Таким образом, формируется вывод о необходимости разрешения противоречий наиболее рациональным способом как государственное регулирование при обратной поддержке и развитии инжинирингового сообщества в области наращивания компетенций при реализации и для реализации ЕРС-контрактов в сфере электроэнергетики как инвестиционно-строительных проектов, удовлетворяющих общие цели и направленного на прогресс производительных сил общества, который обеспечивает все более полное проявление сущности как самих инжиниринговых ЕРС-контрактов, так и сущности развития общества как все более полное благосостояние и свободное всестороннее развитие всех членов общества.

Локомотивом в этом процессе является, на наш взгляд, государство. Ка верно заметили авторы В. А. Рожков, Л. Г. Матвеева, О. А. Чернова «в современных экономических условиях государственное регулирование проявляется не в регулировании поведения отдельных предприятий электроэнергетики, а в создании стандартов и правил рынка, направленных на развитие конкурентных отношений в отрасли» [41]. Руководящая роль государства в развитии электроэнергетики также и в том, что государство является самым крупным владельцем и заказчиком в электроэнергетическом секторе. Производители электроэнергетического оборудования, как АО «Силовые машины» являются системообразующими предприятиями, имеющими господдержку и связанные институциональными отношениями с государственными структурами через своих бенефициаров. Такие компании, как мы указывали выше, имеют в своих структурах ЕРС-дивизионы, осуществляющие реализацию ЕРС-контрактов внутри России и за рубежом, при поддержке государственных банков и соответствующих министерств. Кроме того, существует государственный заказ в области электроэнергетики, который составляет более 50%, а также контракты государственно-частного партнерства, которые составляют до 88% [15] в виде концессионных соглашений.

Так как работа в электроэнергетике идет в большей степени на госзаказ, государственное регулирование становится сознательным процессом, в частности в строительстве объектов генерации, где в основном используются ЕРС-контракты, таким образом государственное регулирование становится управлением. Поскольку управление есть управление для достижения цели, а цели определяются потребностями, а значит потребностями государства, постольку, в самом широком смысле, цели государства отражают интересы всех субъектов реализации ЕРС-контракта по развитию в конечном счете производительных сил общества. То есть государство как регулятор дает направление разрешения противоречий при реализации ЕРС-контрактов.

Как верно пишет В. Ф. Попондопуло, что «деятельность по выполнению строительных работ опосредствуется разными по природе отношениями: 1) подрядными отношениями, складывающимися между подрядчиком и заказчиком; 2) публичными отношениями, возникающими между государством, в лице его органов, с одной стороны, и участниками подрядных отношений – с другой» [35, С. 575]. И как верно заметила Романова В. В., - «деятельность в энергетической сфере также, как и в сфере строительства и модернизации энергетических объектов опосредствуется как частноправовыми, так и публично-правовыми отношениями, регулирование которых осуществляется комплексным по своему характеру законодательством» [42, С. 32].

Обратное воздействие производят субъекты-участники реализации крупных ЕРС-контрактов в области строительства электроэнергетических объектов, в основном объектов генерации, разрешая противоречия в направлении реализации сущности ЕРС-контрактов как инжиниринга инноваций, в конечном итоге также по развитию производительных сил общества, но в настоящее время бессознательно, стихийно в рамках государственной программы, преследуя сиюминутные интересы в получении прибыли «здесь и сейчас». Так при реализации ЕРС-контракта не разрешаются противоречия, а усиливаются, между движением в направлении применения инжиниринга инноваций и движением в направлении извлечения прибыли, ускорения процесса контрактации, проектирования, поставки и строительства за счет применения устаревших технологий, оборудования и материалов, процессов проектирования и управления в этих сферах и пр. Задача инжинирингового сообщества сделать указанный обратный процесс сознательным. И чем меньше стихийности будет при реализации ЕРС-контрактов как инжиниринговых контрактов, способствующих развитию производительных сил общества, тем более сознательным будет становиться этот процесс, что будет способствовать развитию в целом.

 

3. НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ МЕТОДОВ УПРАВЛЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИЕЙ ЕРС-КОНТРАКТОВ

 

3. 1 Направление разрешения противоречий при реализации ЕРС-контрактов при строительстве (реконструкции) объектов энергетики

 

Основное противоречие при реализации ЕРС-контракта между движением в направлении внедрения инжиниринга инноваций и движением в противоположном направлении на различных стадиях реализации приобретает различные формы и может обостряться, вплоть до конфликтов между участниками реализации.

Разрешение противоречий на поверхности явлений на уровне субъектов реализации ЕРС-контрактов выступает в форме согласования целей участников такого проекта, проведении переговоров, согласовании пунктов договора и приложений к нему, а также в согласовании действий в процессе проектирования, поставки и строительства. Но это, так называемое преодоление или сглаживание противоречий, не является разрешением противоречий в диалектическом смысле, так как сглаживание это по сути размывание границ между противоположностями, при том условии, что такие противоположности, не смотря на размытость границ между ними, остаются и не исчезают. Поэтому разрешение противоречий есть прежде всего борьба в направлении создания условий для осуществления прогрессивных тенденций и борьба с отрицаниями прогрессивных тенденций, которая должна проводиться до полного разрешения противоречий.   

На этапе инициации ЕРС-контракта в направлении инжиниринга инноваций и развития электроэнергетического сектора, определяющей ролью должно служить государственное планирование развития электроэнергетического хозяйства в связи с общенациональным развитием промышленности и экономики на уровне законодательства, целевых программ, дорожных карт, которые должен учитывать заказчик/владелец электроэнергетического объекта, планирующий построить или реконструировать через заключение ЕРС-контракта. Требования законодательства являются теми рамками, которые изначально определяют границы для всех субъектов реализации проектов. Как верно заметил Шаров Ю. В., что техническое регулирование и стандартизация служат ключевыми факторами реализации политики государства в отношении конкурентоспособности, инноваций, уменьшения барьеров в торговле, защиты интересов потребителей, защиты окружающей среды [54]. Контрольные функции в отношении соблюдения законодательства выполняет исполнительная власть. Так исполнительным органом власти в сфере технического регулирования является Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт), который осуществляет контроль и надзор за соблюдением обязательных требований национальных стандартов и технических регламентов до принятия решения Правительством РФ о передаче этих функций другим федеральным органам исполнительной власти.

Таким образом, государство может и должно осуществлять разрешение основных противоречий при реализации крупных инжиниринговых проектов, которые оказывают непосредственное влияние на развитие страны. С другой стороны, в разрешении основного противоречия реализации ЕРС-контрактов в электроэнергетике существенную роль играет инжиниринговое экспертное сообщество в лице негосударственных организаций, такие как НП «ИНВЭЛ», РАО «ЕЭС России», ПАО «Россети», ПАО «ФСК ЕЭС», ПАО «Русгидро». Также большую роль уже сегодня начинают играть СРО и объединения экспертов – НОПРИЗ, НОСТРОЙ и др., которые выполняют функции саморегулирования при разрешении основного противоречия при реализации крупных ЕРС-контрактов, в соответствии с действующим законодательством. Однако, такое саморегулирование, на наш взгляд, пока носит стихийный характер и не превратилось в сознательный планомерный процесс, который мог бы стать полноценным управлением в этой области.

На сегодняшний день к участникам работ по стандартизации мы можем отнести:

· федеральные органы государственной власти, осуществляющие функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере стандартизации;

· федеральные органы исполнительной власти в сфере стандартизации;

·  иные федеральные органы государственной власти;

· государственную корпорацию по атомной энергии «Росатом» и иные государственные корпорации в соответствии с установленными полномочиями в сфере стандартизации;

·  технические комитеты по стандартизации;

· комиссии по апелляциям;

· юридических лиц, в том числе общественные объединения;

· физических лиц непосредственно ведущих разработку стандартов и осуществляющих организацию и управление такими разработками.

Стандартизация, не смотря на провозглашенный добровольный характер, носит обязательное исполнение в большинстве случаев, что дает право утверждать, что стандартизация является вполне действенным инструментом для регулирования отношений в борьбе за инновационный характер реализации ЕРС-контрактов в электроэнергетике.

Заказчик, в свою очередь, также может определять степень инновационности будущего объекта при подготовке технического задания и концептуального проекта. Однако, в погоне за исполнением планов и получения экономии «здесь и сейчас», заказчик/владелец может готовить указанные документы с учетом уже существующих решений или при внедрении инноваций подходить к вопросу формально. Так, например, реконструкция и ввод в эксплуатацию энергоблоков электроэнергетического объекта может происходить поэтапно и сроки между этапами могут достигать трех-пятилетнего временного разрыва. За это время научно-технический прогресс может в данной области шагнуть вперед, а использование технологий и решений на предыдущих этапах может уже не соответствовать научно-техническому прогрессу, что будет являться шагом назад.

Это противоречие должно разрешаться на уровне заказчика/владельца, разработкой внутренних документов по организации тендеров на строительство или реконструкцию электроэнергетических объектов, подготовки технических заданий и пр. в направлении получения инновационного продукта. Кроме того, при подготовке текста и приложений ЕРС-контракта заказчик/владелец имеет полное право и возможность вносить количественные и качественные показатели степени инновационности на всех этапах реализации ЕРС-контракта, а также стимулирующие выплаты в случае достижения определённого результата в этой части.

На этапе проектирования, как известно, существует необходимость в рамках статьи 49 Градостроительного кодекса РФ проводить государственную экспертизу проектной документации, а также, согласно Постановления Правительства РФ №382 от 30. 04. 2013 [38], проводить технологический и ценовой аудит, которые призваны обеспечить соответствие будущих объектов капитального строительства современному уровню развития техники и технологий, современным строительным материалам и оборудованию, применяемым в строительстве, с учетом требований современных технологий производства, необходимых для функционирования объекта капитального строительства, а также эксплуатационных расходов на реализацию инвестиционного проекта в процессе жизненного цикла в целях повышения эффективности использования бюджетных средств, снижения стоимости и сокращения сроков строительства, повышения конкурентоспособности производства. Это, особенно в последней части (повышения конкурентоспособности производства), говорит о требовании внедрения инжиниринга инноваций. Хотя в этой части существуют «белые пятна», которые в точности не определяют качественные и количественные характеристики, что создает определенные трудности в оценке результатов. Экспертное сообщество должно само определять границы соответствия и инновационности, полагаясь на свой опыт и видение этого процесса и результата. Хотя взаимосвязь, прослеживается в других документах, таких как, например, Постановление Правительства РФ №590 от 12. 08. 2008 [36] и Приказ Минэкономразвития РФ N 167 от 27 марта 2019 г. [39], где указаны наиболее общие критерии оценки.

То есть в части проектирования государство выступает регулятором и может при правильном подходе давать направление разрешения противоречий в направлении применения инжиниринга инноваций как в части стоимостного инжиниринга, так и технологического. Здесь необходима лишь воля законодателей, которые могут начать действовать под давлением экспертного сообщества, тех его представителей, которые сегодня видят прямую связь между инжинирингом, инновациями и развитием производства.

Заказчик/владелец, со своей стороны, может закладывать условия договора в области реализации инжиниринга инноваций еще на этапе формирования, как мы указывали выше, ЕРС-контракта. Так, например, внесенные пункты в договор об обязательстве ЕРС-подрядчика разработать проектную документацию в соответствии с техническим заданием, предполагающим определенный уровень инновационности, и требование согласовать ее с заказчиком, требования о согласовании с заказчиком технических и технологических решений позволяют не принимать проектную документацию заказчиком, если в ней не соблюдены критерии, указанные в договоре, относительно инноваций и экономической эффективности.

 На уровне ЕРС-подрядчика, проектировщика, толчком к внедрению инжиниринга инноваций также может служить тот факт, что внесённые инновационные технико-технологические решения, которые должны регистрироваться в определенном законом порядке с выдачей патентов, обеспечивают конкурентную выгоду как самому ЕРС-подрядчику/проектировщику, так и способствуют общему развитию научно-технического прогресса.

При осуществлении строительства разрешение противоречий в направлении реализации сущности ЕРС-контракта должно осуществляться в первую очередь на уровне строительного контроля. Здесь также видна взаимосвязь всех участников реализации проекта и регулирующая роль государства. Постановлением Правительства №468 от 21. 06. 2010 определены нормативы по строительному контролю и необходимое количество специалистов при строительстве объектов капитального строительства, финансируемых с привлечением средств федерального бюджета. Данные положения на практике также используются в различной степени в чисто коммерческих проектах, так как законодательно закрепленные положения по тому или иному вопросу при обострившихся противоречиях, которые становятся конфликтами, проще разрешаются в судебных инстанциях или в досудебном порядке, так как являются единственными легальными доказательствами. Поэтому заказчики и подрядчики на практике стараются прописать в контрактах или иных документах ссылки на подобные законодательные акты. Особенно это хорошо прослеживается на доказательстве увеличения стоимости по договору, когда единственным легальным доказательством может служить получившее положительное заключение Главгосэкспертизы России сметная документация. Кроме того, для проведения строительного контроля в электроэнергетике существуют и другие документы, отражающие особенность проведения строительного контроля в этой области. Например, ПАО «ФСК ЕЭС» разрабатывает соответствующие документы в рамках своей системы стандартизации. Подрядчик, не смотря на прописанную в законодательстве добровольность применения таких стандартов, фактически не может проводить работы и заключать контракты с ПАО «ФСК ЕЭС» и его дочерними обществами. Вот некоторый перечень таких документов, которые на наш взгляд могут использоваться заказчиком для разрешения противоречий в направлении реализации сущности ЕРС-контрактов, при условии внесения в них дополнительных условий по совершенствованию строительного процесса:

· СТО 56947007-29. 240. 01. 194-2014 Публичный технологический и ценовой аудит инвестиционных проектов ПАО «ФСК ЕЭС»;

· СТО 56947007-29. 240. 01. 218-2014 Экологическая безопасность электросетевых объектов. Требования при проектировании, сооружении, реконструкции и ликвидации.

Сегодня внимание строительному контролю уделяют также СРО и сообщество строителей (НОСТРОЙ, например), которые также могут для реализации ЕРС-контрактов указывать необходимые параметры.

Строительный контроль в части проверки соответствия построенного объекта капитального строительства проектной и подготовленной на ее основе рабочей документации, требованиям технических регламентов и другим требованиям может выполнять надзорную функцию, если соответствующие положения об инжиниринге инноваций будут внесены в технические регламенты, СТО, проектную и рабочую документацию и пр. документы.

Здесь также необходимо указать перспективность применения BIM-технологий. Кроме уже известных у нас в стране и применяемых 3D-моделей, которые используются не в полной мере, особенно при непосредственном производстве работ, необходимо разрабатывать комплексные информационные системы, которые могут в себя включать программный комплекс по определению степени инновационности того или иного решения. Хотя это вопрос будущего, но уже сегодня, на наш взгляд, требуется разработка и внедрение в общий комплекс информационных систем готовых программных продуктов. Параллельно требуется от инжинирингового сообщества повсеместное внедрение уже существующих BIM-продуктов в сферу непосредственной реализации ЕРС-контрактов, так как сегодня в области строительства энергообъектов как правило действуют «по старинке» и даже 3D-модель воспринимают в лучшем случае как программу по выявлению коллизий, а худшем, как лишние затраты при проектировании.

На стадии ввода объекта в эксплуатацию, как правило, объект уже фактически построен, проведено комплексное опробование, подписан акт приёмки законченного строительством объекта приемочной комиссией и остается пройти формальные процедуры по получению Заключения о соответствии (ЗОС) и Разрешения на ввод объекта в эксплуатацию. Поэтому на данной стадии реализации ЕРС-контракта можно констатировать итоги соответствия реализовавшейся или не реализовавшейся в полной мере сущности реализации ЕРС-контракта как инжиниринговой деятельности по развитию производительных сил общества.

На стадии реконструкции или ликвидации электроэнергетического объекта происходит, соответственно, или повторение всех стадий реализации ЕРС-контракта, если реконструкция происходит по типу ЕРС, или при ликвидации объекта подводится итог, который заключается в оценке степени реализации заложенных на ликвидацию объекта инжиниринговых (технических) решений, призванных уменьшить трудоемкость и использование техники с высокими показателями издержек, упростить утилизацию или повторное использование частей ликвидируемого объекта и соблюсти экологические требования.

На наш взгляд, целесообразно проводить оценку соответствия инновационному характеру инжиниринговых решений при строительстве (реконструкции) объектов электроэнергетики на каждом этапе реализации ЕРС-контракта.

 

 

3. 2 Специфика подходов реализации ЕРС-контрактов при движении в направлении разрешения противоречий

 

Крупные строительные проекты, как правило, являются инновационными в силу, по крайней мере, частичной неповторимости и наличия элементов, реализуемых впервые. Они выступают стимулом инноваций [5].

Сегодня в методах разрешения противоречий существуют различные подходы: системный, субъектно-бытийный, компетентностный, доказывание, медиация и пр., которые сводятся к широкой классификации трудной для восприятия при непосредственной реализации ЕРС-контракта или иного инвестиционно-строительного проекта. По нашему мнению, задача должна состоять в том, чтобы выделить основное диалектическое противоречие и вести работу в направлении его разрешения.

Также диалектический метод можно использовать для определения иных противоречий реализации проекта (юридических, экономических, экологических и других) и действовать в направлении их разрешения экономя ресурсы. Особенно это актуально при реализации крупных инвестиционно-строительных проектов, где большое количество участников и сложных взаимосвязей.

Применительно к нашему исследованию, мы выделяем одно основное противоречие сущности реализации ЕРС-контракта, которое должно разрешаться, на наш взгляд, двумя основными субъектами (Рисунок 3. 1. ):

Рисунок 3. 1 – Субъекты разрешения основного противоречия ЕРС-контракта.

Данный подход, как мы указали в предыдущих разделах исследования, заключается в постоянной борьбе за развитие прогрессивных тенденций и подавлении регрессивных тенденций в направлении реализации инновационного характера инжиниринговой деятельности при реализации ЕРС-контрактов в электроэнергетики. Для того, чтобы эта борьба была постоянной, необходимо ритмично отслеживать количественные и качественные показатели инновационности инжиниринговых решений на всех стадиях реализации инвестиционно-строительного проекта.

От того, насколько в современной экономике будут реализовываться улучшения и инновации предприятиями и электроэнергетическим комплексом в целом, который включает и госкомпании и госуправление, и госзаказ, и негосударственные коммерческие организации всех уровней (мелкие, средние, крупные), будет зависеть развитие как всей отрасли, так и отдельных предприятий, в особенности крупных, которые влияют на занятость населения, рост ВВП и т. д.

Инновация является материализованным результатом, полученным от вложения производительного и непроизводительного труда в новую технику/технологию, в новые формы организации производства, труда и управления. При этом инновацией считается не любое нововведение, а только такое, которое существенно повышает эффективность системы [47]. Формы инжиниринга инноваций выступают и технологии, и бизнес-модели, и методы управления.

На уровне предприятий инновационность рассматривалась в работах Трифонова Ю. В., Соколова Д. Ю1 [49], Князева С. А [17] и других авторов, которые указывают на инновационность как постоянное обновление своей внутренней среды. Шпак Г. Б. [55] понимает инновационный проект как систему взаимоувязанных целей и программ их достижения, представляющих собой комплекс научно-исследовательских и опытно-конструкторских, производственных, организационных, финансовых, коммерческих и других мероприятий, которые обеспечивают эффективное решение поставленной задачи, выражающихся в количественных показателях и приводящих к более эффективному продукту.

Рот Э. [44] инновацию трактует как новый способ использования знаний, материальные и нематериальные активы для создания большей стоимости. Поскольку стоимость это овеществленный труд, то нетрудно сделать вывод, что все сводится в итоге к экономии труда во всех сферах: материальной и нематериальной, как экономии в сфере производства, и как экономии в сфере обращения.

В этом отношении инжинирингом инноваций будет разработка интеллектуального продукта, обеспечивающего создание объектов с характеристиками, отвечающими современному состоянию научно-технического прогресса, высокому качеству, с наименьшими затратами труда, средств труда и предметов труда на возведение объекта электроэнергетики, дальнейшей его эксплуатации, ремонта, реконструкции и ликвидации при необходимости, то есть способствовать развитию производительных сил общества (Авт. ).

А для определения уровня инновационности в отношении реализации ЕРС-контракта в электроэнергетике, исходя из указанных в настоящем исследовании понятий, мы предлагаем следующую формулировку – это мера, выраженная в количественных и качественных показателях, улучшающих процесс строительства (реконструкции) электроэнергетического объекта, включая проектирование, поставку и строительство, на всех стадиях реализации ЕРС-контракта, и его эксплуатационных характеристик на весь период эксплуатации вплоть до ликвидации или реконструкции, модернизации или расширения в сравнении с прогнозными показателями и показателями, как если бы такие улучшения не вводились (Авт. ).  

Необходимо отметить, что большая роль в государственном регулировании инновационными процессами сегодня отводится подпрограмме «Национальная технологическая инициатива» государственной программы Российской Федерации «Научно-технологическое развитие Российской Федерации» [37].

Кроме Минэнерго России, который отвечает за государственную политику в энергетической сфере, с 2019 г. функции в области энергосбережения, энергоэффективности, в том числе инноваций в энергетике, возложены на Минэкономразвития России, благодаря чему власти совместно с Минприроды России определили переход на систему лучших технологий. Росстандартом, например, утверждена серия информационно-технических справочников, в том числе по повышению энергоэффективности с элементами инновационного развития энергетики [46].

Благодаря принятому Росприроднадзором нормативу «Комплексное экологическое разрешение», в котором содержится система требований по экологической безопасности, открыт путь для долгосрочного планирования инновационного характера по энергосбережению. Так, 19 декабря 2019 г. Комплексное экологическое разрешение получило ООО «Зарубежнефть добыча Харьял», принявшее долгосрочный план ресурсосбережения и инноваций в рамках федеральной программы «Внедрение НТД» [57].



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.