Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





ПРОТИВОРЕЧИЕ 2 страница



Основанием деятельности по реконструкции или строительству объекта электроэнергетики, как мы указали в предыдущем подразделе, является не только инжиниринговая деятельность, но и материальная основа –  потребность в увеличении мощностей или поддержание основных фондов в безаварийном работоспособном состоянии для обеспечения развития производства и в конечном итоге производительных сил общества. С момента инициации инвестиционно-строительного проекта и принятия решения о его реализации на основе ЕРС, такой проект проходит стадию становления и принимает форму ЕРС-контракта, наполняется соответствующим содержанием и по мере его реализации приобретает форму готовой строительной продукции.

Сущность же как всеобщее проявляется при этом и в особенном, и в единичном. В особенном она предстает перед нами как особенная инжиниринговая деятельность, являющаяся содержанием реализации ЕРС-контракта в электроэнергетике и проявляется на всех этапах жизненного цикла строительства объекта электроэнергетики в форме (Рисунок 1. 3. ):

 

 

 


Рисунок 1. 3 – Особенная инжиниринговая деятельность как всеобщее.

Как единичное, всеобщая и особенная инжиниринговая деятельность выступает в виде конкретной деятельности по разработке стоимостных, технологических, проектно-конструкторских, строительных методологий, решений, планов реализации и самого отдельно взятого ЕРС-контракта, как юридического документа, отражающего все существенные условия для материальной реализации готовой строительной продукции, введенной в эксплуатацию (Рисунок 1. 4. ):

 


Рисунок 1. 4 – Особенная и единичная инжиниринговая деятельность как всеобщее.

Такая деятельность далее воплощается в форме подготовленных решений и самого ЕРС-контракта, подписанного всеми сторонами договора, далее такие решения реализуются в рамках договорных обязательств (и/или за его пределами) в готовую строительную продукцию, введенную в эксплуатацию, вплоть до полного исполнения всех гарантийных обязательств подрядчика.  

Здесь необходимо отметить, что ЕРС-контракт, который реализуется участниками проекта, есть прежде всего программа совместных действий, зафиксированная в форме юридического документа, имеющая начало реализации и результат в форме готовой строительной продукции, введенной в эксплуатацию. Но сама по себе форма ЕРС-контракта как юридического документа является лишь частью инвестиционно-строительного проекта и реализации ЕРС-контракта, так как реализация начинается еще до подписания самого контракта на стадии тендерных процедур, а в некоторых случаях и раньше. Это обусловлено тем, что, например, будущий генеральный подрядчик уже на этапе тендера составляет бюджет проекта, выбирает поставщиков и потенциальных субподрядчиков, формирует команду проекта и несет затраты в рамках накладных и общепроизводственных расходов на такую подготовку. Возможны предконтрактные процедуры и еще раньше в рамках партнерства заказчика/владельца и будущего подрядчика на этапе инвестиционного замысла или подготовке тендерной документации. Заказчик или владелец, с другой стороны, тоже является активным субъектом и инициатором реализации проекта и потому можно отметить, что контракт начинается еще на стадии инициации инвестиционно-строительного проекта, когда уже начинают формироваться будущие условия договора, в том числе существенные (цена, сроки, объемы). Здесь можно констатировать, что ЕРС-контракт с начала его инициации находится в становлении и принимает форму наличного бытия после его подписания всеми заинтересованными сторонами. То есть, в самом общем виде, ЕРС-контракт, как юридический документ, является важным промежуточным результатом реализации инвестиционно-строительного проекта, осуществляемого на условиях ЕРС, и представляет собой цель ( как неразвитый результат ) и программу действий зафиксированную на бумажном или электронном носителе, согласованную и подтвержденную всеми участниками проекта, как идеальное, которое должно принять форму готовой строительной продукции, введенную в эксплуатацию, при условии исполнения всех гарантийных обязательств (как конечный результат ) (Авт. ). В таком комплексном договоре отражаются не только целевые показатели, зафиксированные в тексте договора и техническом задании, но также отражаются порядок действий сторон в тех или иных случаях и границы, за которыми наступает определенная ответственность. Кроме того, обязанности и цели самих участников проекта, включая цель подрядчика получить прибыль и цель заказчика получить готовый строительный объект, введенный в эксплуатацию (конечная цель эксплуатации которого, всё та же прибыль). Можно сделать вывод о том, что такой договор как средство (инструмент) регулирования взаимоотношений его участников предстает в виде согласованной сторонами и ставшей для них юридически обязательной программы их совместных действий по достижению определенного экономического (имущественного) результата [43].

После того, как участники проекта согласовали все существенные условия договора, начинается активная фаза реализации проекта. Анализ опыта применения контрактов в России и странах СНГ показывает, что в последние несколько лет существенно возросло использование контрактов ФИДИК крупными частными заказчиками.

По общему правилу в соответствии с ЕРС-контрактами ФИДИК управленческие и контрольные функции возлагаются на представителя заказчика или нанятого им профессионального управляющего («инженер-консультант») (Рисунок 1. 5. ).

 

 


Рисунок 1. 5 – Классическая роль инженера-консультанта в реализации ЕРС-контракта.

Кроме заказчика одной из сторон и основным исполнителем ЕРС-контракта (субъектом реализации такого контракта) является EPC-подрядчик — это генеральный подрядчик (по общему правилу), осуществляющий инжиниринговую деятельность и выполняющий в рамках твердой цены договора полный комплекс работ по строительству объекта на условиях «под ключ», включая, но не ограничиваясь, разработку проектной документации (ПД и РД/FEED и Detail design), поставку и монтаж оборудования, выполнение строительно-монтажных работ, ввод объекта в эксплуатацию, неся финансовую ответственность перед заказчиком за сроки по договору и гарантированные эксплуатационные характеристики объекта строительства, отвечающие прогрессу производительных сил общества, на период гарантийных обязательств в соответствии с договором в рамках законодательства (Авт. ).

Однако, субъектность реализации ЕРС-контракта в электроэнергетике, а в особенности в крупных инвестиционно-строительных электроэнергетических проектах, не ограничивается заказчиком и генеральным подрядчиком. Одним из основных и активных участников является государство, а также субподрядчики, поставщики, логистические компании и пр. Но государство, как главный регулятор законодательства и нормирования в области развития электроэнергетики и промышленности в целом в масштабах страны, в рамках общего планирования развития производства, является той силой, которая может и должна разрешать основные противоречия.

Взаимосвязь между содержанием (статьями и пунктами) согласованного всеми сторонами ЕРС-контракта и процессом самой реализации лежит в исполнении всеми сторонами статей и пунктов подписанного с обеих сторон ЕРС-контракта. Однако, реализация ЕРС-контракта, как мы указывали выше, начинается задолго до подписания самого ЕРС-контракта. Таким образом процесс реализации можно представить в виде следующей последовательности:

материальный объект, требующий модернизации или нового строительства  потребность  инвестиционный замысел (идея)  ЕРС-контракт  проектирование, поставка, строительство  ввод в эксплуатацию  эксплуатируемый материальный объект  материальная потребность в перевооружении или ликвидации и новом строительстве.

Применив один из основных элементов диалектики – закон отрицания отрицания, реализацию ЕРС-контракта в самом общем виде можно изобразить так:

материальный объект (требующий модернизации или нового строительства)  идея (потребность, цель, реализация, как отрицание материального объекта)  новый эксплуатируемый материальный объект (как отрицание отрицания – утверждение материального объекта).   

Таким образом, содержанием реализации ЕРС-контракта являются непосредственные процессы (фазы) реализации проекта, которые взаимосвязаны между собой, пронизывают друг друга и в общем виде выглядят следующим образом (Рисунок 1. 6. ):

Рисунок 1. 6 – Процессы реализации ЕРС-контракта.

Указанное выше содержание реализации ЕРС-контракта далее предстает более конкретно в форме взаимоотношений, столкновений интересов и целей всех участников проекта и непосредственно самого производительного и непроизводительного труда индивидов, принимающих участие в реализации ЕРС-контракта, о чем пойдет речь во втором и третьем разделе нашего исследования.

 

 

1. 3 Практика внедрения ЕРС-контрактов в электроэнергетике России

 

В России инжиниринговая деятельность, как отдельная отрасль, является сравнительно молодой и, на наш взгляд, не достаточно развитой. Управленцы высшего звена в инжиниринговых компаниях обладают недостаточными компетенциями и часто не вполне верно могут использовать понятия в области как инжиниринга, так и ЕРС-контрактинга в целом, что также отражается и в научной литературе. Часто можно заметить, что смешивают ЕРС-контракт и ЕРСМ-контракт, указывая, что по сути между такими контрактами нет никакого существенного различия [22]. Хотя ЕРСМ контракт существенно отличается от ЕРС по своему характеру, так как это чисто инжиниринговые, консультационные услуги, где все решения на основании предоставленной информации и методологии от инжиниринговой организации/инженера-консультанта принимает Заказчик и сам несет ответственность за заключение договоров с подрядными организациями, в отличие от ЕРС-контракта, где подрядчик выполняет работы «под ключ».

Развитие инжиниринга и ЕРС-реализации в России развиваются господствующим образом стихийно, экспертное сообщество еще в полной мере не сложилось, которое бы могло систематизировать российский, советский и международный опыт и передавать эти знания в общепринятой форме, в форме сложившейся научной дисциплины. Эту ситуацию может переломить только государственное регулирование в области совершенствования законодательства и нормирования, образования, но безусловно под давлением находящегося в становлении экспертного сообщества и экономической реальности.

Статистика и попытки нашего государства развивать компетенции в области инжиниринга и ЕРС-контрактации, в том числе в сфере электроэнергетики, приведенные ниже, говорят о том, что данное направление является важным конкурентным преимуществом как на внешних ранках, так и на внутреннем.

По оценкам отраслевых экспертов объем выручки по комплексным инжиниринговым контрактам в России составил около $4, 5 млрд., а основными заказчиками инжиниринговых услуг являются нефтегазовая отрасль и электроэнергетика. Более 70% выручки инжиниринговых компаний формирует нефтегазовый сектор, на втором месте по потреблению продукции инжинирингового бизнеса – электроэнергетика.

По данным Министерства энергетики РФ, по состоянию на начало 2008г, суммарная мощность устаревшего оборудования на электростанциях России составляла 82, 1 ГВт, (39% установленной мощности), в том числе на тепловых электростанциях 57, 4 ГВт (40% установленной мощности), что указывает на необходимую масштабную замену энергооборудования, выработавшего свой ресурс. Стоит также отметить, что к 2020 году уже 57% мощностей действующих тепловых электростанций отработали свой ресурс. По прогнозам Министерства энергетики РФ, с учетом работ по техническому перевооружению предполагается вывести из эксплуатации устаревшее оборудование на 51, 7 ГВт установленной в настоящее время мощности.

В настоящее время основу отечественной энергомашиностроительной отрасли составляют следующие компании: АО «Силовые машины», АО «ЭМАльянс» (с февраля 2012 года входит в состав АО «Силовые машины»), АО «ОДК - Газовые турбины» (ранее ОАО «Сатурн-газовые турбины»), ОАО «Атомэнергомаш». Сегодня наблюдается тенденция к тому, что производители оборудования закономерно монополизируются, включая в себя полный цикл производства комплекса электроэнергетического оборудования, а также развивают ЕРС-компетенции в строительстве и реконструкции электроэнергетических объектов. Таким примером является АО «Силовые машины» (Ленинградский Металлический завод – паровые и гидравлические турбины, а также завод Электросила – генераторы и электрические машины), которое объединяет в себе под маркой «НордЭнергоГрупп»: ПАО «Таганрогский котлостроительный завод «Красный котельщик», ОАО «Калужский турбинный завод», ООО «Силовые машины – Тошиба. Высоковольтные трансформаторы», «Реостат – электрические машины, вспомогательное оборудование» и инжиниринговый центр «СЗД-Инжиниринг – системы шариковой очистки». Кроме того, в составе «Силовых машин» есть дивизион ЕРС, реализующий комплексные проекты «под ключ» в нашей стране и за рубежом. На сегодня пул контрактов дивизиона ЕРС «Силовых машин» составляет более 10 с различной географией, и в России, и за рубежом.

Всё это говорит о том, что ЕРС-контрактинг и инжиниринг сегодня являются основными и перспективными направлениями в развитии производства как энергетического оборудования, так и производства в целом, включая ввод новых промышленных объектов в эксплуатацию.

Для того, чтобы рассмотреть практику внедрения ЕРС-контрактинга в России, как комплексного контракта в области электроэнергетики, необходимо обратиться к истории становления комплексных контрактов в нашей стране. Это необходимо, чтобы раскрыть сущность реализации ЕРС-контракта, содержание и, при дальнейшем исследовании, вскрыть те противоречия, которые возникают при реализации, в исторической связи с развитием общества, страны, экономики и другими отраслями человеческой деятельности.

Развитие электроэнергетического строительства и машиностроения в России связано с осуществлением плана ГОЭРЛО. В годы индустриализации в масштабах всей страны возводились машиностроительные заводы, строились электростанции, расширялись и модернизировались существующие площадки. И хотя при плановом хозяйстве, казалось бы, нет необходимости заключать комплексные контракты на проектирование, строительство и поставку, так как все взаимоотношения субъектов строительства происходят в рамках одной государственной монополии, однако, по своему содержанию функцию инжиниринга выполняли органы управления строительством в виде министерств, а контрольные функции партийные организации на местах, а контракты необходимы для общей связи и ответственности отдельных трестов и организаций в рамках общей государственной монополии. С другой стороны, можно сказать, что проектная схема управления инвестиционно-строительной деятельностью вполне может быть применима при плановом хозяйствовании для более эффективной организации строительного процесса, что требует отдельного исследования. При возведении крупного промышленного объекта обязательно есть центр принятия оптимальных решений, как вчера, так и сегодня, который объединяет в себе по сущности функцию строительного инжиниринга начиная от проектирования и заканчивая сдачей объекта в эксплуатацию. В СССР такими центрами были соответствующие министерства общенационального и местного значения.

Комплексные контракты, хотя и не в полной мере включающие все стадии ЕРС-контракта, уже существовали в СССР как минимум с 1924 года. Так, например, Декретом СНК РСФСР от 1 августа 1924 года [12] предусматривались договоры для постройки и эксплуатации электрических станций местного значения товариществами по электроснабжению с ограниченной ответственностью. А с 1960-х гг. можно говорить о том, что генподрядный способ реализации объектов строительства вполне сложился и был законодательно закреплен в Постановлении Совета министров СССР от 24 декабря 1969 года №973 «Об утверждении правил о договорах подряда на капитальное строительство».

Из чего можно сделать вывод, что содержание ЕРС-контрактов, как комплексных контрактов, и сущность как инжиниринговая деятельность, проявлялись исторически в явлениях уже в СССР, хотя и не в полной мере. В полной мере содержание не могло реализоваться, так как проектная документация выпускалась по отдельному договору с комплексными проектными институтами и передавалась заказчиком генподрядчику до заключения договора подряда, что сегодня соответствует «Красной книге» по виду контрактов Международной федерации инженеров-консультантов FIDIC (Conditions of Contract for Works in Civil Engineering Construction" (" Red Book" )), которые относятся к комплексным инжиниринговым контрактам, но еще не ЕРС.

Сказать сегодня, что в России сущность ЕРС-контракта реализовалась в полной мере на наш взгляд тоже нельзя. Существуют еще противоречия в законодательстве РФ, которые этому препятствуют, начиная от того, что самого понятия ЕРС-контракта в Гражданском Кодексе не закреплено. Кроме того, инжиниринг как инновационная деятельность пока не закреплен ни в законодательстве РФ, ни в соответствующих государственных стандартах.

Важным моментом для развития инжиниринговой сферы стало Постановление Правительства от 23 июля 2013 г. № 1300-р – «дорожная карта» в области инжиниринга. Можно сказать, что появление «дорожной карты» послужило точкой отсчета для создания законодательной базы в этой сфере. В «дорожной карте» упоминается EPC(M)-контракт однако, как мы указывали в первом подразделе, законодательно этот договор отсутствует в Гражданском кодексе РФ, что создает определенные трудности. Это обстоятельство послужило толчком к созданию законопроекта «Об инжиниринге и государственной поддержке инжиниринговой деятельности в РФ». Но, законопроект в том виде требовал доработки и до настоящего времени так и не принят, что является тормозом дальнейшего развития как законодательства в области инжиниринга, так и самого инжиниринга в России.

Вопрос исторического развития комплексного договора требует отдельного рассмотрения за рамками нашего исследования. Мы лишь хотим показать, как сущность инжиниринга в развитии производства проявлялась в различных формах, и после перехода от социалистических отношений хозяйствования к капиталистическим, на территории современной России, приобрела, хотя и не в полной мере, форму ЕРС-контрактинга на крупных инвестиционно-строительных проектах, включая электроэнергетику, в рамках общей тенденции в инжиниринге, вне зависимости от политического и экономического строя.

Сегодня одна из главных проблем при заключении государственных комплексных ЕРС-контрактов – отсутствие соответствующих кодов ОКВЭД так и не решена. Правда в августе 2017 года [30], введением в действие ОКВЭД 71. 12 [31], выделили организацию реализации инвестиционного проекта (выполнение предпроектной подготовки, анализ возможностей участников инвестиционно-строительного процесса, планирование строительства), но не включили весь комплекс, который можно было бы считать ЕРС-контрактом (проектные, изыскательные, научно-исследовательские, опытно-конструкторские, строительно-монтажные, отделочные работы, сейсмические исследования и другие работы, связанные со строительством и ремонтом объектов производственного и непроизводственного назначения). По причине отсутствия кодов ОКВЭД невозможно проводить конкурсы на заключение EPC(M)-контрактов. Вместо одного конкурса проходит ряд торгов на разные виды деятельности: генподряд, изыскания, поставка, проектирование и прочие.

Также существует проблема в сметном нормировании, так как в сводном сметном расчете для строительства нет строки «инжиниринговые услуги». Получается, в экономическую часть проекта нельзя включить расходы по управлению проектом. Подрядчик вынужден манипулировать в смете Федеральными единичными расценками по другим видам работ, чтобы защитить свою рентабельность. Конкурсная документация зачастую содержит требование о том, что не менее 30-40 % работ подрядчику нужно выполнить собственными силами. При этом стоимость услуги управления проектом и производственные возможности дочерних организаций не учитываются.

В настоящее время Распоряжением от 11 июня 2020 года №1546-р «Об утверждении плана мероприятий (" дорожной карты" ) в области инжиниринга и промышленного дизайна» объём внутреннего рынка инжиниринга к 2025 году планируется увеличить с 2, 8 трлн до 3, 9 трлн рублей. Такой параметр зафиксирован в «дорожной карте» в области инжиниринга и промышленного дизайна, утверждённой Председателем Правительства Михаилом Мишустиным. Документ предусматривает рост доли малого и среднего бизнеса в структуре этой отрасли с 42 до 45% к 2025 году, а комплексных контрактов (инжиниринг, снабжение и строительство) – с 30 до 40% от заключаемых на рынке. Достичь этих показателей поможет совершенствование госрегулирования и улучшение системы кадрового обеспечения.

Кроме того, 1 2012 г. действует государственная программа Российской Федерации «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности» до 2030 года, целью которой является создание конкурентоспособной промышленности, способной к интеграции в мировую технологическую среду и разработке передовых промышленных технологий, нацеленной на формирование новых рынков инновационной продукции. Достижение этой цели предполагает принятие комплекса мер по стимулированию промышленной деятельности, что влечет необходимость разработки методического инструментария для их реализации. Одним из таких направлений является государственная поддержка инжиниринга. В плане мероприятий («дорожной карте») в области инжиниринга и промышленного дизайна, утвержденном распоряжением Правительства Российской Федерации от 23 июля 2013 г. № 1300- р, выделены следующие цели развития инжиниринга и промышленного дизайна: обеспечение модернизации и развития экономики Российской Федерации услугами отечественных компаний индустрии инжиниринга и промышленного дизайна;  создание институциональной среды и инфраструктуры для развития малого и среднего предпринимательства в области инжиниринга квалифицированными кадрами в области инжиниринга; сокращение отставания Российской Федерации от развитых стран в части ЕРС(М)-компетенций для выполнения высокотехнологичных проектов.

В последнее время среди крупных энергомашиностроительных корпораций проходят процессы слияний и поглощений, результатом которых становится более эффективное финансирование НИОКР и появление компаний, способных поставлять всю линейку продукции энергетического машиностроения. В результате двух таких слияний, например, Alstom с АВВ и Siemens с Westinghouse, появились отраслевые конгломераты за границей.

Подобные шаги западных компаний создают угрозы для российского
энергетического машиностроения. Если до слияний наши компании принимали участие в международных тендерах на поставку, монтаж и сервисное обслуживание энергооборудования (ГЭС «Аль Вахла» в Марокко построена ОАО «ВО «Технопромэкспорт» в консорциуме с АВВ), выполняя в них часть работ, то сегодня у зарубежных производителей есть все возможности для самостоятельного исполнения всего контракта без создания консорциума с российскими подрядчиками. Во многом подобная ситуация объясняется отсутствием государственной поддержки, а также наличием конкуренции между российскими производителями энергетического оборудования (имеющими возможность и желание самостоятельно работать на иностранных рынках) и инжиниринговыми компаниями готовыми осуществлять строительство энергообъектов «под ключ».

Сегодня много говорится об инновационном развитии экономики в целом и энергетического машиностроения в частности, однако стоит отметить, что устаревающие технологии являются не единственной преградой на пути к
достижению целей. В отсутствие крупномасштабных заказов и среднесрочного плана производства некоторое оборудование выпускается небольшими партиями, что не позволяет производителям получить экономию от масштаба. Аналитики Минэнерго констатируют, что цены на российское энергетическое оборудование уже превысили уровень цен на аналогичное оборудование китайского производства и вплотную подошли к уровню цен ведущих европейских, американских и японских компаний.

Важным толчком развития ЕРС-контрактинга и развития компетенций инжиниринга в России является выход на мировой рынок реализации ЕРС-контрактов, где возникает необходимость конкурировать с передовыми странами и их организациями за строительные подряды электроэнергетических объектов «под ключ».

Помимо структурной оптимизации существенное влияние на развитие
энергетического сектора должна оказывать государственная
поддержка экспорта производимой продукции, одним из важных инструментов которой является экспортное финансирование. В отличие от китайских, американских или немецких агентств и банков Росэксимбанк (наряду с Внешэкономбанком) до сих пор не получили четких инструкций от Министерства финансов РФ относительно механизма поддержки экспорта.

В большинстве случаев самостоятельно финансировать многомиллионные проекты строительства электростанций многие (в особенности африканские) государства не в состоянии, поэтому, например, китайские энергомашиностроительные компании (СМС, СМЕС) и специализированные строительные и инжиниринговые компании (Sinohydro) наладили работу с Экспортно-импортным банком Китая (Ex-Im Bank of China) но совместному участию в тендерах. Так, например, китайские подрядчики ведут строительство ГЭС «Пубара» в Габоне мощностью 160 МВт, ГЭС «Буи» в Ганс мощностью 400 МВт, ГЭС «Имбулу» в Республике Конго мощностью 120 МВт. Если в ближайшие несколько лет подобная программа не заработает в России, то, скорее всего, о продвижении российского оборудования на зарубежные рынки можно забыть, что существенно затормозит развитие ЕРС-компетенций передовых организаций в области инжиниринга.

Исходя из вышеописанного процесса становления имнжиниринга и ЕРС-контрактинга в нашей стране, мы можем сделать вывод о том, что инжиниринг, как инновационная деятельность, проявлялся уже в СССР и существовал в форме комплексных контрактов, сопоставимых по своему содержанию с сегодняшними ЕРС-контрактами. Развитие ЕРС-контрактинга последних 5 лет говорит о том, что уже сегодня необходимо как совершенствование законодательной базы, так и научной оценки содержания деятельности при реализации ЕРС-контрактов, вскрытия существующих противоречий и поиск путей их разрешения.

 

 

2. ПРОТИВОРЕЧИЯ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ЕРС-КОНТРАКТОВ

 

2. 1 Интересы и цели участников реализации ЕРС-контрактов

 

Интересы, как научная категория, в различных науках трактуются по-разному, в зависимости от предмета исследования. И как внимание на чем-либо, и как корысть, и как причина действий субъекта и т. п. Каждая наука по-своему осмысляет теоретически и в этом смысле интерес как социально-правовой феномен имеет общенаучный характер. Наше исследование направлено на изучение объективно складывающихся интересов участников инвестиционно-строительного проекта, которые входят в противоречия друг с другом. Субъекты реализации проекта вне зависимости от личных и индивидуальных интересов на каждом этапе реализации вступают в экономические отношения и по своему положению в производстве можно определить, что какому субъекту объективно выгодно. Такие интересы называются экономическими.

Экономические интересы — это экономическая категория, которая показывает, что объективно выгодно субъекту экономической деятельности для удовлетворения возрастающих потребностей, вне зависимости от индивидуального сознания. Основой объективного экономического интереса является положение в общественном производстве. Так, на простом примере, можно с полной уверенностью утверждать, что продавцу объективно выгодно продать дороже, а покупателю купить дешевле. Однако индивидуальные психологические интересы могут носить оппортунистический, корыстный характер и противоречить объективным интересам этих же субъектов реализации ЕРС-контракта.

Теоретическими исследованиями эко­номических интересов субъектов инвестиционно­-строительного комплекса занимались в разное время отечественные и зарубежные ученые ­ Асаула А. Н., Борисов А. А., Ва­сильев Р. Э., Воронин М. И., Заренков В. А., Каменецкий М. И., Лукманова И. Г., Степанов И. С., Гитман Л. Дж., Менар К. Л., Хайкин Г. М. и другие.

В области экономических интересов Абалкин Л. И., Бочарова И. Ю., Гершкович Б. Я., Игнатовский П. И., Комарницкий И. Ф., Радаев В. В. и других.

Экономические интересы субъектов инвестиционно-­строительного комплекса рассматривали Дидковский В. М., Дорожкин В. Р., Кузьминский А. Г., Ленкин С. Л., Либерман И. А., Мартиросян А. Л., Резниченко В. С., Хаустов Ю. И. и другие экономисты. В то же время в научной литературе недостаточно исследованы экономические интересы субъектов инвестиционно-­строительного комплекса, формы их реализации и способы согласования, в особенности при реализации ЕРС-контракта.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.