|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ПРОТИВОРЕЧИЕ 3 страницаВсе исследователи указывают на одну общую особенность, а именно, что интерес субъекта порождает цель удовлетворить этот интерес, а в конечном итоге какую-либо потребность. Так на начальном этапе реализации ЕРС-контракта, есть интересы субъекта – владельца материального электроэнергетического объекта требующего реконструкции или иного объекта, требующего ввода в эксплуатацию нового электроэнергетичского объекта. Интересы такого субъекта лежат в области управления развивающимся объектом. Здесь необходимо отметить, что управление вообще — это процесс подчинения объекта целям субъекта. Для того, чтобы подчинить объект своим целям, субъект управления использует определенные средства подчинения – методы управления. Кроме того, когда речь идет об управлении развивающимся объектом, а развитие идет через борьбу противоположностей, простого в сложное, то задача управления состоит в подчинении не каким угодно целям, а тем целям, которые отвечают прогрессивным тенденциям и подавлению регрессивных. Прогресс сам по себе является инновационным процессом, новым, отвечающим требованиям современности. В этом отношении интерес владельца/заказчика лежит в создании объекта с характеристиками, которые будут отвечать его конкурентоспособности на развивающимся современном рынке, то есть инновационного, а значит экономически выгодного, поддерживающего развитие такого объекта или объектов (электроэнергетики, производства и пр. ). То есть способствующего проявлению сущности реализации ЕРС-контракта – инжиниринговой деятельности, которую мы определили в первом разделе исследования. Однако, в рамках институциональных отношений, владелец не является даже на начальном этапе инициации проекта единственным субъектом реализации ЕРС-контракта, который с момента принятия решения находится уже в становлении. Здесь мы не рассматриваем момент, когда на стадии инициации может быть принято решение о прекращении инвестиционно-строительного проекта. На определенной территории всегда существует взаимодействие между государством, бизнесом и обществом. Кроме того, государство бизнес и общество существуют не сами по себе, эти институты существуют в форме своих представителей, конкретных людей и их деятельности, а также результатов их деятельности, в том числе в виде законов, подзаконных актов, иных нормативных актов, соглашений, распоряжений письменных и устных, сметных и бюджетных расчетов, технических решений и т. пр. Уже на стадии инициации такие интересы потенциально есть и должны учитываться при подготовке технико-коммерческих обоснований, концептуальных проектов и самого проекта ЕРС-контракта. Далее такие интересы разворачиваются в реальную борьбу, в которой побеждает как правило государство и государственное регулирование, в силу того, что государство не только регулирует и планирует развитие электроэнергетического сектора в целом в масштабах страны, но и обладает реальной возможностью напрямую диктовать свою волю другим субъектам реализации ЕРС-контрактов в электроэнергетике путем принуждения или понуждения. Для этого у государства есть все необходимые рычаги законодательной и исполнительной власти. На стадии тендера и даже раньше, как мы указывали выше, появляются интересы непосредственного исполнителя ЕРС-контракта – подрядчика. На стадии тендера таких подрядчиков может быть несколько, со своими интересами, которые сталкиваются, так как являются прямо противоположными. Интерес нашего исследования лежит в области реализации ЕРС-контракта как инжиниринговой деятельности и инноваций как сущности такой реализации. С того момента как инициирован проект начинается инжиниринговая деятельность в форме концептуального, инвестиционно-финансового, стоимостного и технологического инжиниринга. При реализации этой фазы проекта появляется интерес владельца получить экономически выгодный во всех отношениях продукт, который в самом общем виде предстает как цель – наименьшие затраты при максимальном уровне технологической оснащенности и эффективности, которые выражаются в экономических и эксплуатационных показателях, требуемых инвестициях. Такая цель сама по себе содержит противоречие, которое заключается в том, что самыми наименьшими затратами является нуль, а при нуле затрат, как мы знаем из математики, можно получить только нуль. Такое противоречие может разрешаться только при положительных значениях в направлении соблюдения плана ввода мощностей, что ограничивает функцию требуемыми эксплуатационными показателями, с другой стороны введением инноваций и экономии затрат для достижения плана ввода таких мощностей. Но владельцу, кроме того, всегда необходимо учитывать интересы государства и общества, закрепленные, как правило, в нормативных документах или регулирующийся различными общественными институтами. Таким образом те, кто осуществляют инжиниринг должны учитывать следующие ниже интересы на каждом из этапов реализации ЕРС-контракта в отношении совпадения с сущностью реализации ЕРС-контракта, то есть должны ответить на вопрос: действует субъект при удовлетворении такого интереса в направлении прогресса или в противоположном направлении. На стадии инициации (Таблица 2. 1. ):
Таблица 2. 1. Интересы субъектов реализации ЕРС-контрактов на стадии инициации.
На стадии тендера (Таблица 2. 2. ): Таблица 2. 2. Интересы субъектов реализации ЕРС-контрактов на стадии тендера.
На стадии реализации (Таблица 2. 3. ): Таблица 2. 3. Интересы субъектов реализации ЕРС-контрактов на стадии реализации.
Окончание табл. 2. 3.
На стадии ввода в эксплуатацию (Таблица 2. 4. ): Таблица 2. 4. Интересы субъектов реализации ЕРС-контрактов на стадии ввода в эксплуатацию.
На стадии ликвидации (Таблица 2. 5. ): Таблица 2. 5. Интересы субъектов реализации ЕРС-контрактов на стадии ликвидации.
Окончание табл. 2. 5.
Здесь мы можем сделать вывод о том, что интересы участников реализации ЕРС-контракта порождают цель удовлетворить такие интересы для удовлетворения потребностей участников. Такие интересы и цели могут как совпадать с направлением прогресса, так и совпадать с противоположным направлением (регрессом) реализации ЕРС-контракта, то есть способствовать проявлению сущности ЕРС-контракта или нет. Интересы и цели участников проекта в процессе реализации ЕРС-контрактов должны учитываться на каждом этапе при реализации конкретной инжиниринговой деятельности, которая выражается в разработке конкретных мероприятий по совершенствованию процессов и технологий на всех стадиях реализации ЕРС-контракта. Кроме того, управление реализацией ЕРС-контракта должно реализовываться в направлении прогресса и в подавлении регрессивных моментов, для чего необходимо рассматривать интересы и цели субъектов реализации проекта с точки зрения соответствия прогрессу или регрессу в реализации ЕРС-контракта. Для реализации целей субъекты реализации ЕРС-контракта производят управляющее воздействие, которое может носить как прогрессивный, так и регрессивный характер по отношению к реализации сущности ЕРС-контракта, схематично изображенное на рисунке 7, а также производить подобное воздействие друг на друга, которое также может носить прогрессивный или регрессивный характер (Рисунок 2. 1. ).
Рисунок 2. 1 – Управляющее воздействие субъектов реализации ЕРС-контракта.
Такое воздействие субъекты реализации ЕРС-контракта производят при помощи методов, которые в самом обобщенном виде предстают в следующих формах (Рисунок 2. 2. ):
Рисунок 2. 2 – Методы управления субъектов реализации ЕРС-контрактов для достижения целей при реализации своих интересов. Государство, как тот субъект, который имеет наибольшую возможность производить управляющее и регулирующее воздействие на объект управления в электроэнергетическом секторе, не учитывая и подавляя управляющее воздействие других субъектов, и являющийся в этом смысле последней инстанцией, представляет собой руководящего и направляющего субъекта реализации ЕРС-контракта в электроэнергетике. Общественные институты также оказывают влияние на все субъекты реализации ЕРС-контракта, но не непосредственно, а опосредствовано, через обращения, политические партии или отдельных представителей в органах власти и пр.
2. 2 Единство и борьба участников реализации ЕРС-контрактов
Борьба участников проекта заключается в столкновении интересов и индивидуальных целей, как целей и интересов между юридическими лицами, государством и обществом (в лице общественных организаций и инициатив граждан), так и целей (интересов) между физическими лицами, как представителями юридических лиц, государства и общества. Субъекты реализации ЕРС-контракта, как носители интересов и борющихся за достижение своих целей, находятся в единстве лишь как борющиеся противоположности, но в силу противоположности интересов находятся в постоянной борьбе как движущей силы развития. Исход борьбы завит как от объективных факторов, так и субъективных, в том числе от меры воздействия на противоположную сторону противоречия. Здесь необходимо отметить, что развитие идет в направлении борьбы за осуществление интересов совпадающим с направлением развития и борьбой, подавлением осуществления интересов противоположных развитию. Кроме того, необходимо отметить, что единство участников реализации ЕРС-контракта еще и в том, чтобы электроэнергетический объект был введен в эксплуатацию, что напрямую влияет на удовлетворение интересов в получении прибыли. Таким образом, генеральный подрядчик и субподрядчики получают окончательный расчет, владелец или заказчик могут начинать возвращать инвестиции, государство реализовывать программу развития электроэнергетики и промышленности страны. То есть поскольку сущностью реализации ЕРС-контракта в самом общем виде является инжиниринговая деятельность на всех стадиях реализации ЕРС-контракта отвечающая прогрессу производительных сил общества, постольку для проявления в полной мере и господствующим образом необходимо управление реализацией ЕРС-контрактом, которое должно заключаться в том, чтобы реализовывать прогрессивные тенденции и подавлять регрессивные, противоположные тенденции. Участники же реализации ЕРС-контракта в процессе взаимодействия преследуют свои интересы и реализуют свои цели, которые, как мы видим, могут не совпадать с направлением прогресса. Но среди субъектов реализации ЕРС-контракта в электроэнергетике выделяется тот субъект, который выполняет регуляторную функцию и является конечной инстанцией, обладая всеми необходимыми рычагами для реализации своей воли: законодательными нормами и аппаратом принуждения/понуждения. Таким субъектом является государство. Таким образом, все остальные участники реализации ЕРС-контракта обязаны работать в рамках правового поля, подчиняться государственному регулированию в области проектирования, строительства, сдачи в эксплуатацию и при разрешении споров также подключать государственный аппарат. Если же в инвестиционно-строительном проекте в рамках реализации ЕРС-контракта участвуют бюджетные средства, то субъекты должны также исполнять законодательство в области расходования бюджетных инвестиций. А учитывая, что государственный сектор господствует в электроэнергетике, то государство по своему положению является драйвером всех процессов, в том числе в области реализации ЕРС-контрактов в электроэнергетике. Сегодня регулирующее воздействие прежде всего выражается в принятии законодательства в сфере инноваций, а также действия по принуждению/понуждению его исполнения. И хотя по большей части такие законы относятся к применению в сфере использования государственных бюджетных средств, часть таких законов распространяется и на чисто коммерческие проекты в электроэнергетике. Прежде всего, необходимо выделить нормативные акты, в части реализации инжиниринга инноваций, согласно иерархии: 1. Федеральный закон " Об электроэнергетике" от 26. 03. 2003 № 35-ФЗ (последняя редакция); 2. Федеральный закон от 23. 11. 2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»; 3. Распоряжение Правительства РФ от 13. 11. 2009 № 1715-р «Об Энергетической стратегии России на период до 2030 года»; 4. Распоряжение Правительства РФ от 09. 06. 2020 № 1523-р «Об утверждении Энергетической стратегии Российской Федерации на период до 2035 года»; 5. Приказ Министерства экономического развития РФ от 27 марта 2019 г. N 167 " Об утверждении формы тест-паспорта объекта капитального строительства и Методики оценки эффективности использования средств федерального бюджета, направляемых на капитальные вложения" и Приложение 1. Расчет интегральной оценки эффективности инвестиционного проекта; и др. В рамках настоящего исследования можно сделать вывод о том, что основным регулятором отношений субъектов реализации ЕРС-контракта в области электроэнергетики является государство, которое призвано обеспечить баланс интересов бизнеса, общества и самого государства.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|