Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Валерий Лейбин 48 страница



ПСИХОСОМАТИЧЕСКИЕ РАССТРОЙСТВА – болезненные состояния, характеризующиеся физиологическими нарушениями различных функций организма человека.
При психосоматических расстройствах явственно наблюдаются физиологические нарушения, однако их этиология, формирование и развитие связаны главным образом с психическими факторами, различного рода фантазиями и представлениями, способствующими возникновению тех или иных симптомов заболевания. Как правило, психосоматические расстройства обусловлены внутрипсихическими конфликтами и связаны с личностными особенностями людей.
Среди психоаналитиков нет единой точки зрения по поводу того, какие физиологические нарушения организма следует относить именно к психосоматическим расстройствам. Чаще всего к психосоматическим заболеваниям причисляют бронхиальную астму, язвенный колит и язву желудка.
Психосоматические расстройства привлекли к себе внимание американского психоаналитика Ф. Александера (1891–1964), который стал одним из основателей психосоматической медицины. В своей работе «Психосоматическая медицина» (1950) он отнес к психосоматическим расстройствам такие заболевания, как бронхиальную астму, пептическую язву, язвенный колит, артериальную гипертонию, ревматоидный артрит, нейродермит, гипертиреоз.
Исследования Ф. Александера получили свое дальнейшее развитие как у представителей соматической медицины, не имеющих подчас прямого отношения к психоаналитической терапии, так и у психоаналитиков. В частности, психосоматические заболевания стали объектом изучения Г. Энжела «Психоаналитическая теория и соматические расстройства» (1967), «Пересмотр роли конверсии при соматических расстройствах» (1968), Г. Поллока «Новые исследования психосоматического понятия специфичности» (1978), «Психосоматическое понятие специфичности» (1978), Г. Аммона «Психодинамика бессознательного в случае психосоматической болезни: предварительные методологические соображения» (1978) и др.

ПСИХОСОЦИАЛЬНЫЙ МОРАТОРИЙ – период в развитии между детством и взрослостью, характеризующийся задержкой реализации молодым человеком его психосексуальной способности к близости и родительству.
Понятие психосоциального моратория было введено Э. Эриксоном (1902–1994) для описания периода отрочества, в течение которого молодые люди путем свободного ролевого экспериментирования могут находить свою нишу в обществе. В работе «Идентичность: юность и кризис» (1967) он исходил из того, что «психоанализ признает определенный тип психосоциального моратория в развитии человека – период задержки, который позволяет будущим супругам и родителям пройти школу, предоставляемую им культурой, и овладеть техническими и социальными элементами труда».
Психосоциальный мораторий является отсрочкой, предоставляемой тому, кто еще не готов принять ответственность и хотел бы иметь в своем распоряжении какое-то время для подготовки к взрослой жизни. Этот мораторий является своего рода запаздыванием в принятии на себя взрослых обязательств. Он характеризуется, по словам Э. Эриксона, «избирательной снисходительностью со стороны общества и вызывающей беззаботностью со стороны юности». В течение этого периода молодые люди могут достичь определенного успеха. Завершение моратория сопровождается, как правило, формальным признанием и подтверждением со стороны общества того, что достигнуто в юности.
С точки зрения Э. Эриксона, каждая культура и каждое общество устанавливает определенный мораторий для их юных граждан. Этот мораторий совпадает с периодом обучения и тех или иных достижений, соответствующих ценностям общества. Он может быть временем путешествий, академической жизни, влюбленности или временем разочарований, самопожертвования, различного рода проступков. Юношеская преступность в ее организованной форме также может быть рассмотрена в качестве попытки создания психосоциального моратория. Некоторые общества находятся, по-видимому, в процессе признания психиатрического лечения одним из видов моратория для молодых людей, для которых невыносима стандартизация и механизация жизни. Однако, как считал Э. Эриксон, следует осторожно относиться к подобного рода задержкам развития, поскольку «клеймо и ярлык, полученные кем-либо в период психосоциального моратория, оказывают существенное влияние на процесс формирования идентичности».

ПСИХОТЕРАПИЯ – психологическое лечение психических и психосоматических расстройств, основанное на использовании различных методов устранения болезненных симптомов, снятия внутрипсихических напряжений, коррекции мышления и поведения.
Общая задача психотерапии – психологическое воздействие на пациента с целью его выздоровления и устранения всего того, что препятствует саморазвитию личности, конструктивной деятельности индивида, нормальному отношению человека к окружающему миру, другим людям и самому себе. Однако методы достижения этой цели могут отличаться друг от друга, а их практическое использование свидетельствует о наличии разнообразных видов психотерапии, в рамках которых происходит ориентация на разъяснение, интерпретацию, эмоциональную и интеллектуальную поддержку, перевоспитание, переубеждение, внушение, гипноз, модификацию образа мышления и действия. Кроме того, психотерапия может быть индивидуальная, семейная (муж и жена, родители и дети) и групповая (коллективная).
Среди различных видов психотерапии различают суггестивную, рациональную, психоаналитическую. Суггестивная психотерапия основывается на лечении внушением, которое может осуществляться как в гипнотическом состоянии (гипноз), так и наяву. Рациональная психотерапия ориентируется на повторные беседы врача с пациентом, в процессе которых последнему разъясняются причины возникновения заболевания, ее существо, меры борьбы с ней. Психоаналитическая психотерапия базируется на выявлении внутриличностных конфликтов и бессознательных механизмов защиты человека от них.
Различают экспрессивную и супрессивную психотерапии. Первая ориентирована на вербализацию вытесненных, подавленных желаний и влечений человека и последующее осознание их. Вторая – на сдерживание пациентом чрезмерно проявляющихся переживаний и ярко выраженных деструктивных наклонностей.
Распространенной является также поддерживающая психотерапия. Она может выражаться как в прямой поддержке пациента путем одобрения, поощрения, подбадривания, так и в его косвенной поддержке благодаря выявлению скрытых жизненных ресурсов, творческого потенциала, конструктивных и созидательных сил.

 

Р

РАБОТА СНОВИДЕНИЯ – преобразование сновидных мыслей в содержание сновидения.
В «Толковании сновидений» (1900) З. Фрейд предложил свое понимание истоков возникновения, природы и работы сновидения, которое легло в основу рассмотрения других психических явлений и процессов, включая остроумие и неврозы. Впоследствии он частично пересмотрел теорию сновидений, что нашло свое отражение в «Новом цикле лекций по введению в психоанализ» (1933). Однако ранее предложенное им понимание работы сновидения оставалось неизменным на протяжении всей его дальнейшей исследовательской и терапевтической деятельности, о чем можно судить по одной из последних работ «Очерк о психоанализе» (1940), опубликованной после его смерти.
Представления З. Фрейда о работе сновидения основывались на допущении, в соответствии с которым наши воспоминания о сновидении являются не истинным его процессом, а «фасадом, за которым этот процесс скрывается». Исходя из этого допущения, он провел различие между скрытыми мыслями сновидения и его явным содержанием. Скрытые мысли сновидения недоступны сознанию видевшего сон, они бессознательны. Перевод скрытого сновидения в явное З. Фрейд назвал «работой сновидения». Деятельность, связанную с обратным процессом, то есть стремлением добраться от явного сновидения до скрытого, – работой толкования.
Для З. Фрейда работа сновидения являлась примером бессознательной переработки предсознательного процесса мышления, а ее исход – компромиссом, с одной стороны, сглаживающим конфликтные ситуации, а с другой – приводящим к искажению сновидения. При этом он исходил из того, что работа сновидения дает несколько результатов. К этим результатам или достижениям работы сновидения могут быть отнесены следующие: сгущение, смещение, превращение мыслей в зрительные образы, вторичная обработка.
Под сгущением понимается то, что явное сновидение является сокращением скрытых его мыслей. В процессе сгущения некоторые элементы скрытых мыслей опускаются. В явное сновидение переходит только часть материала скрытого сновидения. При этом отдельные элементы скрытых мыслей могут соединяться между собой, образуя в явном сновидении нечто целое. Так, во сне юноша может увидеть образ любимой девушки, составленный из отдельных черт, принадлежащих его матери, ее подругам, жене знакомого и другим лицам. Или перед ним предстает расплывчатая картина фантастического города, в котором на фоне сельского пейзажа и стеклянных небоскребов средневековые рыцари обольщают голубоглазых марсианок.

Смещение представляет собой процесс, при котором какой-либо скрытый элемент замещается на другой, не похожий на него. Кроме того, вместо какого-то важного элемента на передний план может выходить другой, несущественный. Сновидение кажется странным, поскольку в его центре оказывается то, что не имеет прямого отношения к скрытым мыслям. Например, сновидящий видит себя погружающимся в теплую, приятную воду живописного, озера, а по небу проплывает облако, из которого выглядывает крылатый ангел, но почему-то с перекошенным лицом старого колдуна. Глубинный же анализ вскрывает иную картину: центром притяжения является не озеро, а мать, перекошенное лицо облака-ангела оказывается умершим отцом, воспоминания о котором вызывают благоговение и страх.
В психологическом отношении самым интересным в работе сновидения служит превращение мыслей в зрительные образы. Правда, зрительные образы не являются единственной формой, в которую превращаются мысли. Тем не менее наглядное изображение слова – постоянная черта сновидения. Другое дело, что установление связи между словом и его изображением представляется делом трудным. Например, в процессе работы сновидения мысль о разводе с женой может вылиться в изображение веселого застолья мужа, похороны супруги, треснувшего арбуза, перелома ног и рук в результате автокатастрофы или иной картины, вызывающей недоумение.
Вторичная обработка – это деятельность, придающая сновидению как бы приглаженный вид. Сновидение утрачивает характер абсурдности и нелепости. Оно приводится в порядок: в нем устанавливаются логические связи и заполняются пробелы. Однако в процессе вторичной обработки сновидения допускаются разного рода ошибки, в результате чего видимая картина или сюжет сновидения не соответствуют действительному его содержанию.
Вторичная обработка содержания сновидения напоминает деятельность бодрствующего сознания. Она осуществляется чаще всего тогда, когда сновидец начинает воспроизводить и пересказывать свое сновидение. Нормальное мышление требует от содержания сновидения, чтобы оно было понятным. Оно подвергает сновидение первому толкованию, способствуя тем самым его затмению и искажению. Поэтому при психоаналитическом толковании сновидения не следует обращать внимания на его мнимую связность, являющуюся результатом вторичной обработки его содержания.
Таким образом, в понимании З. Фрейда работа сновидения – это своеобразный психический процесс, заслуживающий внимания и требующий изучения. Сгущение, смещение, превращение мыслей в образы и вторичная обработка – объекты психоаналитического исследования, открывающего новые связи между различными сферами человеческой деятельности, в частности, между развитием языка и мышления, сновидческой жизнью и созданием острот. Так, в работе «Остроумие и его отношение к бессознательному» (1905) З. Фрейд провел такие параллели, в соответствии с которыми участвующие в образовании острот процессы сгущения, сдвига, изображения через нелепость и противоположность сходны с процессами деятельности сновидения.

РАЗВИТИЕ – процесс поступательного развертывания взаимодействующих между собой систем, структур и функций, в рамках которого происходит становление индивида как биологического существа личностью.
По мере становления и использования психоанализа в качестве терапии и средства исследования в различных сферах знания менялись представления о психоаналитическом понимании развития. В рамках отдельных психоаналитических школ и движений предлагались различные, отличающиеся друг от друга идеи, касающиеся конкретных стадий, фаз, периодов развития.
На начальном этапе своей исследовательской и терапевтической деятельности З. Фрейд предложил первую психоаналитическую теорию развития, в соответствии с которой выделялись последовательные стадии сексуального развития ребенка. В работе «Три очерка по теории сексуальности» (1905) он выделил оральную, анальную, фаллическую и ге-нитальную стадии развития сексуальности. Первые три относились к догенитальной (прегенитальной), инфантильной сексуальности, последняя – к зрелой стадии развития. В 20-е годы им была предложена модель структурного развития психики с ее составляющими частями Оно, Я и Сверх-Я.
Последующие психоаналитики предложили свое понимание развития психических структур и процессов. Одни из них (К. Абрахам, Э. Джонс) более подробно исследовали оральную и анальную стадии сексуально-633 го развития. Другие (М. Кляйн, Р. Шпитц, М. Малер) сосредоточили внимание на ранних стадиях развития младенца, определяющихся объектными отношениями между матерью и ребенком. Третьи (А. Фрейд, Х. Хартманн, Д. Винникотт) исследовали развитие Я с точки зрения учета природных характеристик человека и его окружающего мира. Наряду с подобными исследованиями имелись и такие, авторы которых выдвигали идеи о беременности, как одной из первых стадий развития (Г. Бибринг), или о взрослых стадиях развития, характеризующихся способностью человека к интимности и интеграции (Э. Эриксон).
В обобщенном виде психоаналитическое понимание либидозного развития соотносилось с такими стадиями, как орально-каннибальная, анально-садистическая, фаллическая, латентная, предпубертатная, пубертатная генитальная. В свою очередь, развитие агрессивных влечений рассматривалось через призму таких стадий развития, как кусание, плевание и желание присоединения (оральная агрессивность), мучение, разрушение и жестокость (анальный садизм), властолюбие, хвастовство и зазнайство (фаллическая стадия), диссоциальные проявления при предпубертатности и пубертатности.
Для целостного понимания разрозненных проявлений влечений А. Фрейд (1895–1982) предложила рассматривать линии развития для различных областей, включая прием пищи, опрятность, физическую гигиену и другие, что и было сделано ею в работе «Норма и патология детского развития» (1965). По ее мнению, типичная психоаналитическая линия развития – «от инфантильной зависимости до любовной жизни взрослого», а основные линии развития – телесная самостоятельность, от грудного вскармливания до рационального питания, от воспитания опрятности до опрятности, от безответственности к ответственности за свое тело, от аутоэротики к игрушке, от игры к работе, от эгоизма к дружбе и участию в объединении людей. Эти линии развития создают различные вариации в пределах нормы. Однако в случае рассогласования в темпе развития могут стать чрезмерно большими и тогда следует говорить о патологии.
Американский психоаналитик Г. С. Салливан (1892–1949) выделил следующие эпохи развития: младенчество (раннее и позднее), детство, ювенильная эра (от поступления в школу до установления прочных дружеских взаимоотношений), предподростковый период, подростковый период (пубертатное созревание), стадия юношества (начинающаяся с процесса формирования образцов предпочитаемой генитальной активности и продолжающаяся до установления зрелого репертуара межличностных отношений, основанных на использовании личностных и культурных возможностей). Каждая эпоха или стадия развития имеет свои специфические особенности, изучение которых является важной частью психоаналитического исследования. С точки зрения Г. С. Салливана, нашедшей отражение в посмертно опубликованном труде «Межличностная теория психиатрии» (1953), все важнейшие приобретения стадий развития «находят свое отражение в структуре зрелой личности человека», и чем выше уровень зрелости, тем меньше в его жизнь будет вмешиваться тревога, тем меньше неудобств он будет создавать себе и другим.
В современной психоаналитической литературе предпринимаются различные попытки совмещения или объединения ранее выдвинутых аналитиками теорий развития. Так, Ф. Тайсон и Р. Тайсон предприняли попытку свести психоаналитические теории воедино, что нашло свое отражение в их работе «Психоаналитические теории развития» (1990). Согласно их взглядам, можно говорить о следующей картине психического развития ребенка: появление социальной улыбки (2 – 3-й месяц жизни ребенка) – свидетельство нового уровня организации и синтеза, начало функционирования психики; стрессовая реакция на постороннего (7 – 9-й месяц) – установление либидного объекта; негативизм (15 – 18-й месяц) – способность к саморефлексии и появление речевых способностей; тревога и стыд (24 – 30-й месяц) – установление либидозного постоянства объекта; использование аффектов в качестве сигналов опасности и конфликта (30 – 36-й месяц) – интернализация конфликта и начало формирования Сверх-Я; чувство вины (в возрасте от 3 до 5 лет) – возросшая самостоятельность функционирования Я и Сверх-Я; лабильность настроения (подростковый возраст) – процесс психической реорганизации; стабильность настроения (поздний подростковый возраст) – главенство Я над бессознательными влечениями, желаниями и директивами Сверх-Я.

РАЗВИТИЕ Я – становление, взаимодействие и увязывание между собой различных психических функций, составляющих внутреннюю организацию личности.
С точки зрения З. Фрейда, разнообразные функции Я способствуют адаптации человека к внешней реальности, тесно связаны с его внутренним миром и служат поддержанию психического равновесия. Ориентированные вовне и вовнутрь психические функции выполняют организующую и гармонизирующую роль, осуществляют регулирование и защиту, ведут к синтезу и объединению отдельных частей личности, обеспечивают общее развитие человека.
Психоаналитическое понимание развития Я основывается на эволюционном представлении о постепенности и связности формирования психических функций. Наблюдения над детьми и многочисленные исследования в области детского психоанализа позволяют говорить о следующей картине развития Я.
Рождение ребенка характеризуется таким состоянием, когда его существование определяется биологическими потребностями и поддерживается со стороны окружающих его людей. Психический аппарат является как бы нерасчлененным, недифференцированным, неспособным осуществлять какие-либо различия в восприятии мира. В то же время он не пассивен, обладает потенциальной активностью и открыт к восприятию внешних воздействий. Связанная с адаптационными свойствами младенческая интегративность осуществляется на основе физиологических механизмов приспособления к окружающей среде и становится успешной в том случае, когда имеет место тесная эмоциональная связь между матерью и ребенком. Однако эта интегративность может оказаться недейственной, разбалансированной, если наступают задержки в удовлетворении элементарных потребностей ребенка и обрывается или прерывается его связь с матерью. Плач младенца свидетельствует о первичном возникновении тревоги и первичных переживаниях.
Первичные переживания младенца связаны с дифференцированным разделением груди матери на хорошую и плохую (М. Кляйн) или сосков на хорошие и приносящие удовлетворение, хорошие, но не приносящие удовлетворение, и неподходящие, бесполезные (Г. С. Салливан). На этой основе начинает проявляться способность младенца к идентификации различий воспринимаемых объектов, что свидетельствует о начале формирования психической организации. Со временем подобная идентификация приобретает возможность обобщать переживания в виде продуктивного опыта.
На втором-третьем месяце жизни младенца происходит значительное изменение в психической организации, связанное с появлением у него социальной улыбки (Р. Шпитц). В отличие от ранней (эндогенной) улыбки проявление социальной улыбки свидетельствует о готовности ребенка к взаимодействию с матерью, что служит основой для последующих коммуникационных процессов. Между матерью и ребенком устанавливается симбиотическая связь (М. Малер), характеризующаяся обоюдной настроенностью на аффективное отношение друг с другом. При нарушении симбиотической связи, при внезапном отделении ребенка от матери младенцу наносится психическая травма, под воздействием которой происходит изменение его функциональной деятельности, что может вести к задержкам развития Я.
При нормальном развитии в возрасте 3–6 месяцев у ребенка возникает образ своего тела и первоначальные чувства своего собственного Я. Они переплетаются между собой, свидетельствуя об интегратив-636 ном функционировании Я. В период между 7–9 месяцами у ребенка развивается интеграция восприятия и памяти, но в то же время у него наблюдается реакция страха на появление незнакомых лиц. Психика интроецирует (вбирает в себя) все приятное, доставляющее удовлетворение, и проецирует (переносит на другие объекты) все неприятное, вызывающее беспокойство. Присутствие или отсутствие матери предопределяют адаптивные реакции ребенка. Мать выполняет роль социального защитника, предохраняющего ребенка от излишних тревог и оптимизирующего развитие его адаптивных, регулирующих и синтезирующих функций.
Начиная с шести месяцев и до трех лет ребенок вступает в такой период развития Я, который характеризуется способностью к более четкому отделению себя от других объектов и к игровой деятельности, позволяющей оставаться одному. В этот период на стадии отделения-индивидуации (М. Малер) при нормальном развитии ребенка происходит психическое формирование Самости, устанавливается динамическое равновесие между внутренней Самостью и изменчивой внешней реальностью. В то же время при психических травмах Самость, образ тела и внешний мир могут восприниматься как разорванные, отдельные части и синтезирующая функция Я оказывается нарушенной.
Нормальное развитие Я сопровождается процессами научения, овладения речью и трансформации энергии, направленной на достижение цели. Вербальное поведение способствует установлению межличностных отношений, формированию образного мышления, символическому освоению внешнего мира. В арсенале адаптационных способностей ребенка появляются новые защитные механизмы, связанные, например, с идентификацией с агрессором. В рамках мыслительных процессов осуществляется дифференциация между любовью и ненавистью, активностью и пассивностью. У ребенка возникает потребность в инфантильном понимании различий между мальчиком и девочкой.
На следующем этапе развития Я происходит интернализация конфликтов, возникающих в результате столкновения между собой желаний ребенка и эдипальных страхов, чувства стыда. На фоне разрешения эдипальных конфликтов происходит формирование Сверх-Я, овнутрение родительских запретов и правил поведения. Внешние сдерживающие инстанции становятся внутренним достоянием ребенка, способствующим образованию совести. Психическая организация достигает нового, более высокого уровня развития. Однако именно на этапе формирования Сверх-Я, разрешения эдипальной ситуации прогресс в развитии Я может сопровождаться такими тенденциями, которые чреваты невротизацией человека. Для З. Фрейда эдипов комплекс являлся ядром возникновения инфантильного невроза.
Если на предшествующих этапах развития Я разрешение конфликтов осуществлялось посредством внешнего вмешательства, то формирование Сверх-Я приводит к такой психической организации ребенка, когда источником поддержки и осуждения становятся его собственные психические структуры. Разрешение конфликтов становится возможным благодаря самостоятельности ребенка, той его внутренней работы психики, с помощью которой усиливается эффективность механизмов защиты.
Примерно с шести лет развитие Я сопровождается приглушением инфантильной сексуальности. Наступает латентный период, в течение которого в психике ребенка происходят новые изменения, связанные с притиркой Я к требованиям Сверх-Я. На ранней стадии латентности у ребенка проявляется способность к реальному видению объектов внешнего мира и самостоятельной оценке поведения других людей. Окружающий мир ребенка расширяется за счет вступления его в школьную жизнь, ознакомления с новыми нормами и стандартами, выходящими за пределы семейных отношений. На поздней стадии латентности интегрирующие функции Я переплетаются с сознательной социализацией. В психической организации все в большей степени оказываются задействованными такие средства урегулирования конфликтов, которые относятся к механизмам сублимации и интроекции социально и культурно приемлемых норм, стандартов поведения. Ребенок обретает большую самостоятельность от родителей, ориентируется на овладение как внешним, так и своим внутренним миром.
После завершения латентного периода, в подростковом возрасте ранее достигнутая стабильность в психике ребенка сменяется повышенным напряжением, вызванным биологическим созреванием. Развитие Я оказывается вовлеченным в психические конфликты, развертывающиеся между бессознательными влечениями, желаниями подростка и давлением, оказываемым на него как со стороны внешнего окружения, так и со стороны собственного Сверх-Я. Аффективные состояния и мыслительные процессы нередко приводят к такому максимализму, в результате которого подросток бросается из одной крайности в другую, где любовь и ненависть, восторг и отчаяние, дружба и вражда становятся ареной непримиримых столкновений между собой.
Физиологические и нравственные изменения, сшибки между физической зрелостью и поиском духовности, ожившие идентификации и идеализации прошлого, сомнения, самомнение и альтернативность выбора будущего, перепады в настроении и самочувствии, эмоциональные расстройства и стрессы – все это ведет к перестройке психической организации подростка, сопровождающейся переосмыслением образа собственного тела, взаимоотношений с другими людьми, самого себя и ценностей жизни. Со временем возникает потребность в новой реорганизации внутреннего мира, интенсификации защитных механизмов, более устойчивых соотношениях между Я и Сверх-Я. Функция регулирования со стороны Сверх-Я передается Я, что открывает путь к более зрелой психической организации человека.
Дальнейшее развитие Я сопровождается усилением внутренних тенденций, направленных на интеграцию различных психических функций, рост самосознания, обретение самостоятельности мышления и действия, формирования личной идентичности (Э. Эриксон). Ориентация на реальность, свобода выбора жизненных целей и задач, принятие ответственности за свои собственные решения – все это становится свидетельством нового уровня развития Я, характеризующегося целостностью и зрелостью личности. Обретение психической стабильности означает формирование взрослой, ответственной личности, у которой в оптимальном варианте имеет место синхронизация адаптивной, регулирующей, организующей, гармонизирующей, синтетической функций Я.

РАЗРЯДКА – процесс снятия, снижения уровня внутреннего напряжения, возникающего в результате накопления сексуальной энергии, психического возбуждения.
Представления З. Фрейда о разрядке соотносились с пониманием психического аппарата, функционирующего таким образом, что в глубинах психики человека может происходить нарастание и снижение энергетического потенциала. Нарастание энергетического потенциала связано с желанием получения удовольствия, накоплением психической энергии, приводящим к росту внутреннего напряжения, нарушению стабильности и равновесия в системе психики. Разрядка напряжения свидетельствует о получении удовольствия, о восстановлении психического равновесия.
Понятие разрядки было использовано З. Фрейдом для характеристики психического аппарата, описания его работы и психических процессов с «экономической» точки зрения. Психоаналитическая теория основывалась на признании положения, в соответствии с которым течение психических процессов автоматически регулируется принципом удовольствия: неудовольствие вызывает внутреннее напряжение, оно ведет к возбуждению, придающему такую направленность протекания психических процессов, которая в конечном счете совпадает с уменьшением этого напряжения, то есть с устранением неудовольствия или получением удовольствия.
В работе «По ту сторону принципа удовольствия» (1920) З. Фрейд исходил из того, что психический аппарат обладает тенденцией «удерживать имеющееся в нем количество возбуждения на возможно более низком уровне или по меньшей мере постоянном уровне». При этом он отмечал, что подобная тенденция психического аппарата подчиняется в качестве частного случая тенденции к устойчивости, рассмотренной немецким философом Т. Фехнером в 1873 г. в связи с обсуждением вопроса об ощущениях удовольствия и неудовольствия. Одновременно З. Фрейд принял выдвинутое венским врачом Й. Брейером (1842–1925) предположение о двух формах энергии: текущей свободно, «стремящейся к разряду» и покоящемся запасе психических систем.
Согласно З. Фрейду, источником внутреннего раздражения служат влечения организма, являющиеся представителем всех действующих сил, возникающих внутри организма и переносимых на психический аппарат. Исходящие из этих влечений действия стремятся к разрядке нервных процессов. Однако в силу различного рода внешних и внутренних воздействий (запретов, страхов, нравственных норм поведения) может происходить сдерживание эмоций, вытеснение бессознательных влечений и желаний. Нарастающее внутреннее напряжение не получает полной разрядки. Оно частично снимается за счет образования невротических симптомов, но оказывается психически действенным и разрушающим человека изнутри. Если в процессе терапии достигается эффект отреагирования, то происходит разрядка энергии и снятие внутреннего напряжения.
На этом принципе основывался катартический метод лечения истерии, использованный Й. Брейером, а затем и З. Фрейдом в начале его терапевтической деятельности. Позднее с возникновением психоанализа выяснилось, что терапевтическая работа значительно сложнее и не сводится к отреагированию как таковому. В рамках психоаналитического лечения основное внимание стало акцентироваться на проблемах сопротивления и переноса. Однако представления о накоплении в психике энергии, требующей своей разрядки, и о необходимости восстановления психического равновесия оставались важными положениями психоаналитической теории практики.
Исходя из подобных представлений, австрийский психоаналитик В. Райх (1897–1957) пришел к выводу, что только полный спад возбуждения, оргазмная разрядка приводят к действительному удовлетворению, означающему преобразование возбуждения в теле и разгрузку генитального аппарата. Вместе с тем в работе «Функция оргазма» (1927) он подчеркивал, что у здорового человека возбуждение сменяется «приятной душевной и телесной разрядкой», в то время как у невротиков, страдающих оргастической импотенцией, происходят «частичные разрядки напряжения, подобные оргазму», но они не испытывают полного удовлетворения и чаще всего ощущают усталость, отвращение, досаду, равнодушие, а иногда даже ненависть к партнеру.
Американский психоаналитик и психиатр Г. С. Салливан (1892–1949) рассмотрел некоторые способы разрядки напряжения страха, проявляющегося у человека. По его мнению, страх как чувственный аспект напряжения, порождаемого угрозой жизни или биологической целостности организма, снимается посредством устранения или избегания вызывающих его обстоятельств, нейтрализации или игнорирования опасной ситуации. Первым действенным средством разрядки напряжения и снятия страха у младенца является его плач. Во многих случаях плач младенца не приводит к немедленному устранению опасности, но тем не менее он обеспечивает проявление заботы со стороны матери. По мнению Г. С. Салливана, плач представляет собой эффективный способ разрядки напряжения, подходящий способ избежания или устранения младенцем вызывающих страх опасностей.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.