Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Свами Вивекананда 8 страница



Свобода и наивысшая любовь должны идти рука об руку, тогда ни та, ни другая не смогут связать вас своими узами.

Богу мы ничего не можем дать, но Он все дает нам. Это Он Гуру всех гуру. Постигший это, уразумеет, что Он – «Душа душ наших», наше истинное «Я». Не удивительно, что мы так любим Его, ведь Он же – «Душа душ наших», и кого же любить нам, если не Его?

Нет такого сомнения, которое рано или поздно не кануло бы в вечность,

ибо всякое сомнение – нечто личное, эгоистичное.

Если творите добро, вы творите его для себя же. Но необходимо, чтобы вы почувствовали, что получающий стоит неизмеримо выше дающего.

Вы служите другому не потому, что этот другой стоит низко, а вы высоко, но в силу того, что находитесь ниже его, у него в подчинении. Давайте подобно тому, как роза дает аромат, не думая о давании, дает потому лишь, что это свойственно ее природе.

Великий индийский реформатор Раджа Рам Мохан Рой был доблестнейшим примером такого бескорыстного давания. Всю свою жизнь он отдал делу помощи Индии. Это он положил предел сжиганию заживо вдов. Принято думать, что мы обязаны этой реформою исключительно англичанам, однако Раджа Рам Мохан Рой первый поднял движение против этого древнего обычая и таким путем добился поддержки со стороны правительства, с помощью которого ему, в конце концов, удалось искоренить этот обычай.

До него англичане ничего в этом направлении не сделали. Он же основал и знаменитое религиозное братство Брахмосамадж, он же, наконец, собрал средства для основания университета.

Лишь по совершении всего этого он отошел в сторону, прося своих единомышленников продолжать его начинания без него.

Четверг, днем

Существует бесчисленное множество всякого рода явлений, чередующихся подобно кружащимся каруселям, где душа, так сказать, «ездит верхом».

Круговорот этот нечто вечное, правда, отдельным индивидуальным душам подчас удается из него вырваться, но чередование событий должно повторяться.

Когда душа запуталась в цепь, ей надлежит испытать все превратности данной цепи. Пройдя один цикл испытаний, душа попадает в следующий цикл и так далее. Лишь осознание того факта, что она есть Брахман, ' способно освободить душу навсегда.

Если же душе удалось крепко ухватиться за какое‑ нибудь одно звено цепи, т. е. за какое‑ нибудь важное явление, то это поможет ей постепенно забрать всю цепь и исследовать ее.

Такая способность дается довольно легко, но она не представляет собой ничего действительно ценного, а между тем ее развитие требует от наших духовных сил ровно столько энергии, сколько требует почитание Бога. Итак, не стремитесь ко всему такому, а прославляйте Бога.

Пятница, 2 августа

Ништа (преданность лишь одному идеалу) – это начало всякого осуществления. Собирайте мед со всех цветов, сядьте и дружелюбно относитесь ко всем, всем воздавайте почтение, всем говорите: «Да,

брат, да, брат», но при этом стойко держитесь избранного вами пути. Следующая ступень – это добровольно стать в положение своего собрата. Если я – все, то отчего же не могу я действительно полюбить моего собрата и взглянуть на мир его глазами? Пока я слаб, я невольно вынужден придерживаться лишь одного пути (ништа), но как только я окреп, я уже в силах сочувствовать всем и каждому и полюбить его идеал, как свой собственный.

Есть древнее учение, проповедующее: «Развивайте один идеал за счет всех других! » Современный взгляд скорее склонен все сводить к «гармоничному развитию». Существует еще и третий путь: «Развить мысль и неустанно ее контролировать». Достигнув этого, наведите мысль на то, что вам вздумается, и результат не замедлит сказаться. Такая

тренировка прекрасна и быстро разовьет вас. Научитесь сосредоточиваться, а затем применяйте сосредоточение в любом направлении.

От этого вы ничего не потеряете. Кто получает целое, тому даются и части целого. Дуализм включен в адвайтизм (монизм).

«Сперва я увидел его, и тогда он, в свою очередь, увидал меня».

«Луч света дошел от моего ока к нему и от него ко мне.

И это продолжалось до тех пор пока обе души не стали друг для друга столь родственны, что они воистину слились воедино».

* * *

Есть два вида самадхи: «я», сосредоточенное на себе самом, затем «я», сосредоточенное всецело, и есть слияние субъекта с объектом.

Необходимо, чтобы вы были в состоянии всецело слиться воедино с каждым свойством в отдельности, а затем сразу перейти вновь к монизму в возвышеннейшем смысле слова.

По достижении самосовершенства, вы научитесь добровольно ограничивать себя. Пытайтесь в любое из ваших действий вкладывать всю энергию, всю силу воли! Будьте в состоянии до поры до времени сделаться дуалистом и позабыть об адвайте, но при этом вы должны в любой момент, когда вам вздумается, быть в состоянии вновь вернуться к ней.

* * *

Причина и следствие – лишь майя. Со временем, по достижении духовной зрелости, мы поймем, что все то, что мы сейчас видим, так же не собрано и не сосредоточено, как сюжет тех волшебных сказок, которыми мы в данный момент зачарованы. На самом деле такой вещи, как причина и следствие, вовсе не существует, и когда‑ нибудь мы удостоверимся в этом. Прежде всего, попытайтесь привести свой ум в такое состояние, чтобы он был способен представить себе любую аллегорию, не заботясь при этом о связующем звене, согласующем те понятия, на которых она построена.

Развейте в себе любовь к фантазии, ко всему чудесному, поэтичному и, сделав это, наслаждайтесь всеми существующими мифами так же, как вы наслаждаетесь поэзией.

Подходя к мифологии, не думайте о предвзятых идеях истории или философии. Пусть мифы ворвутся в ваш мозг подобно потоку, пусть они будут в очах ваших неведомо кем зажженным светочем. Не вопрошайте, кто держит свечу, и свеча будет описывать круги, и получится сплошной пламенный круговорот. Поступая таким образом, вы запечатлеете в своем уме только истину.

Сочинители мифов любой мифологии старались символами передать то, что они видели или слышали, но изображения их были красочны. Не стремитесь же подробно разбирать фабулу, разрушая при этом картины, примите их такими, каковы они есть и предоставьте им на вас воздействовать. Критикуйте их лишь с точки зрения оказываемого ими действия: это поможет вам извлечь из них все хорошее и светлое.

* * *

Все, что так или иначе связано с молитвою, отвечает внутренним запросам вашей воли: дело лишь в том, что каждый ум воспринимает это под личиной той религии, которая соответствует его духовному складу. Мы называем это Буддою, Кришною, Иеговой, Аллахом, Агни, но на самом деле – это лишь высшее «Я».

* * *

Ученые труды делаются все объемистее и многочисленнее, однако во всех приводимых ими аллегориях почти нет исторической достоверности. То, что в свое время видел Моисей, пожалуй, менее достоверно, чем видимое нами, ибо наши знания обширнее и мы, следовательно, не столь легко можем быть введены в заблуждение.

Покуда не открылась книга нашей собственной души, все книги окажутся для нас бесполезными, а когда это случится, все прочие книги будут хороши или дурны лишь постольку, поскольку они являются подтверждением нашей книги. Лишь силач знает, что такое сила, лишь слон способен понять льва, а отнюдь не крыса. Лишь тот, кто сам велик, может постигнуть великое, и лишь Бог способен постигнуть Бога. Сновидение, на самом деле, тот же сновидец, ибо другой точки опоры у него нет. Итак, сновидение не есть что‑ либо отличное от сновидца. Главная мелодия всей музыки: «Я – это Он, я – это Он», а все прочие ноты лишь вариации и в самой мелодии ничего не видоизменяют. Живые книги это мы сами, книги же – лишь наши речи. Все, что только существует живой Бог.

Читайте в сердцах людей, читайте эти животрепещущие поэмы! Мы – тот свет, который освещает все священные писания. Не будь нас – все они были бы для нас мертвы, а не живы. Стойко придерживайтесь собственного высшего «Я»!

Тело, однажды умершее, уже не способно что либо ощущать. Итак, приведите тело ваше в состояние смерти и перестаньте отождествлять себя со своим телом!

Суббота, 3 августа

Индивидуумы, желающие достигнуть свободы в этой жизни, должны жить многие тысячелетия. Им надлежит стоять во главе данной эпохи, тогда как чернь может лишь продвигаться ползком.

Некогда жила‑ была индийская королева, столь сильно желавшая, чтобы все ее дети достигли свободы еще в этой земной жизни, что она сама приняла на себя труд воспитать их. При убаюкивании их, она обычно пела: «Тат твам ази, тат твам ази». (Вот, что ты, вот, что ты). Трое из них впоследствии стали саньясинами, но четвертый, который должен был быть впоследствии царем, воспитывался в чужой стране. При расставании мать вручила ему лист бумаги, который он должен был прочесть по достижении зрелого возраста. На этом листе стояло следующее: «Лишь Бог истинен. Все остальное ложно. Душа не может ни убивать, ни быть убитою. Живи один или в обществе святых». Прочитав это, молодой князь тотчас же отрекся от мира и также сделался саньясином.

Отрекитесь же от мира, покиньте его. Ныне мы подобны псам, случайно забредшим на чужую кухню и алчно поедающим кусок мяса, боязливо осматриваясь, как бы кто другой вдруг не подошел и не прогнал их. Вместо этого будьте царем, знайте, что мир – это ваша собственность! Если вы однажды отреклись от мира, он уже не подойдет к вам, и ваши оковы спадут. Пусть вы вещественно еще не можете всецело оставить мир, но отрекитесь от него хотя бы мысленно! Всем сердцем, всей душою отрекитесь! Добейтесь Вайраджиам (отречения)! Это истинное жертвоприношение, без которого немыслимо достичь духовности. Ничего не желайте, ибо, получая то, что вы желаете, одновременно налагаете на себя страшные цепи.

Покуда мы заняты собою, мы никогда не сможем стать свободными. «Лишь высшее «Я» может спасти «я» низшее – ничто другое». Учитесь чувствовать себя в телах других существ, постигнуть, что все мы одно.

Раз и навсегда поставьте крест на ваши поступки, как на хорошие, так и на дурные, и больше о них не вспоминайте. Что раз сделано, то сделано. Откиньте все предрассудки. Не робейте, будь то даже пред лицом смерти.

Не раскаивайтесь в однажды совершенном и не возвращайтесь в мыслях к вашим действиям.

Кто слаб, робок, несведущ, тот никогда не достигнет Атмана. Что раз сделано, того не переиначишь, и следствие его не замедлит сказаться; когда оно наступит, примите его мужественно, но остерегайтесь впасть в ту же ошибку вторично.

Тяжесть всех мирских дел лучше всего доверьте усмотрению Божию, предоставьте Ему все ваши действия, как добрые, так и злые. Бог помогает тем, кто себе не помогает.

«Осушая кубок желаний, мир впадает в сумасбродство». Подобно тому, как день не имеет ничего общего с ночью, так и Господь – с нашими желаниями. Итак, отрекитесь от всяких желаний.

* * *

Твердить: «Пищи, пищи! » – далеко не то, что есть эту самую пищу. Точно так же твердить: «Воды, воды! » – еще не значит пить эту самую воду. Равным образом, нельзя надеяться достигнуть полного осуществления одним лишь повторением слова: «Бог, Бог». Необходимо не только стремиться, но и действовать.

Покуда волна остается волной, она не может стать беспредельностью. Для этого ей необходимо перестать быть волной, влившись обратно в море. Став снова морем, она может вновь принимать образ волны какой угодно величины. Перестаньте уподобляться потоку и поймите раз навсегда, что вы свободны.

Истинная философия – это систематизация известных восприятий. Рассудок начинается там, где кончается религия. Вдохновение неизмеримо выше рассудка, однако, оно не должно идти с ним вразрез. Рассудок – это как бы грубый инструмент для более тяжелой работы; вдохновение же – это как бы яркий свет, показывающий нам истину. Желание совершить что‑ либо, в большинстве, случаев еще далеко от истинного вдохновения.

* * *

Продвижение в Майе – это круг, который, в конечном итоге, снова приведет вас к исходной точке. Однако, вы отправляетесь в путь профаном, а возвращаетесь со всеми богатствами знания. Поклонение Богу, почитание святых, сосредоточение и медитация, бескорыстная деятельность – вот пути, ведущие к разрыванию сетей Майи, но надо сначала проникнуться сильным желанием и достичь освобождения. Луч света, который рассеет окружающий нас мрак в нас самих; знание – наша истинная природа. Все, что нам требуется совершить – это рассеять тучи, которыми мы окутаны.

Отбросьте от себя всякое желание наслаждений как на земле, так и впоследствии на небе. Управляйте / органами чувств и мыслью. Переносите всякие тягости и любое несчастие, не сознавая того факта, что вы несчастны. Не думайте ни о чем другом, кроме освобождения. Имейте полное доверие к гуру, к его наставлениям и к тому, что ваше освобождение зависит лишь от вас. Что бы ни случилось с вами, всегда твердите: «Сохам, Сохам». Повторяйте это даже при еде, при прогулках, или когда страдаете. Не переставайте внушать вашему уму, что все, вами видимое, на самом деле не существует и никогда не существовало, что в действительности существует только одно божественное «Я». Мечите стрелы света, и сон распадется. Денно и нощно думайте о том, что вся вселенная – ничто, нуль, что реален лишь один Бог. Будьте проникнуты интенсивным желанием освобождения. Все наши родственники и друзья –

это лишь старые иссохшие колодцы. Погружаясь в них, мы вновь подвергаемся ложным снам об обязанностях и путах, и тогда всему этому конца нет.

Когда вы кому‑ нибудь помогаете, старайтесь не создавать лишней иллюзии. Иначе вы взрастите банановое дерево, разветвлениям которого нет конца. Если вы дуалист, то это с вашей стороны чистое безумие пытаться помочь Богу. Если же вы монист, то вы уже знаете, что вы Бог. В чем заключается ваша обязанность? Нет у вас обязанностей по отношению к жене или мужу, к ребенку, к другу. Принимайте все таким, каким оно к вам подходит. Лежите смирно, и если течение захочет нести ваше тело, дайте ему волю. Наступит прилив – подымайтесь, будет отлив – опускайтесь. Пусть ваше тело умрет, все представление о том, что у вас якобы есть известное тело лишь сон, бред. «Безмолвствуйте и знайте лишь одно: я – это Бог».

Истинное бытие лишь в настоящем. Таких вещей как прошлое или будущее не существует даже в мыслях, ибо когда вы о них думаете, вы тем самым уподобляете их настоящему. Отбросьте все и предоставьте всему плыть по течению, куда угодно. Этот мир лишь иллюзия, не дозволяйте же ему снова одурачить вас. Прежде вы принимали его за нечто, чем он на самом деле не является. Итак, теперь знайте его таким, каков он есть в действительности. Если что‑ либо влечет ваше тело, то не сопротивляйтесь, не заботьтесь о том, где ваше тело и что с ним. Это тираническое понятие о долге – ужасный яд, вносящий в мир одно только разрушение.

Не ждите, что вам когда‑ то будет дана арфа, и не думайте, что до наступления этого момента вы можете вволю отдыхать. Отчего же не взять в руки арфу и не начать играть уже теперь? Отчего дожидаться какого‑ то неба после смерти? Действуйте здесь же! На небе нет таких вещей как женитьба или замужество, но отчего же не начать подобной жизни уже здесь, уже здесь не знать замужества или женитьбы? Желтое облачение саньясина – символ свободы. Отбросьте от себя нищенское одеяние светского человека, облекитесь в желтую одежду саньясина символ свободы!

Воскресенье, 4 августа

Лишь Он – Он единственно реальный Бог! Лишь Он – знание всякого знания, и из постижения всех постижений сокровеннейшее. Он это все, что мы видим всегда и всюду. Любой из нас сознает свое «я», все, даже животные, знают это «Я есмь». Однако, все, что доступно нашему познанию, это лишь отражение высшего «Я». Проповедуйте это детям; они поймут. Нет такой религии, которая не поклонялась бы, сознательно или бессознательно, этому божественному «Я», ибо, помимо него, нет ничего.

Источник всех зол – в чрезмерном цеплянии за земную жизнь. Это причина обмана и грабежа. Оно вызывает поклонение деньгам как какому‑ то богу, все пороки и страх перед карою за совершенные грехи. Итак, ни во что не ставьте все то, что относится к миру вещественного, не прилепляйтесь к нему. Покуда вы ни к чему, даже к самой жизни, не прилепляетесь, страх не властен над вами.

«Ряду смертей подвержен тот, кто в этой жизни соприкасается со множеством». Тот, кто постиг, что все лишь Он, Единый, тот не подвержен уже более ни физической смерти, ни ментальной. Все тела принадлежат мне, следовательно, даже и тело нечто вечное, ибо дерево, животное, солнце, луна, словом, вся вселенная представляет собою мое тело, как же, в таком случае, может оно умереть, исчезнуть? Мне принадлежит любой ум, мне любая мысль, как же тогда может смерть все это похитить?

Высшее «Я» никогда не рождается и не умирает. Как только мы эту истину постигли, все сомнения исчезают.

«Я есмь, я знаю, я люблю».

Нет такой вещи как голод, ибо все, что поедается, поедается мною. Теряя волосок, мы не думаем, что настал для нас смертный час, точно так же обстоит и со смертью тела, когда оно умирает это то же, что выпадение маленького волоса.

* * *

Высшее сверхсознание – это Бог, неизреченный, неуловимый для мысли, ни для нашего понимания.

Существует три ступени развития: грубость (тамас) человеколюбие (раджас) и любовь к Богу (саттва). Люди, достигающие последней ступени, наслаждаются бытием и только. Долг и обязанности перестают существовать для них, они только любят и, подобно магниту, притягивают к себе своих собратьев. На том плане человек не совершает предвзято‑ нравственных действий, но зато все, что он совершит, высоко‑ нравственно.

Брамавит (познавший Бога) стоит превыше всех богов. Ведь, явились же ангелы служить Иисусу, когда он, поборов асе иллюзорное, сказал: «Отойди от меня, сатана! » Никто не может оказать помощи Брамавиту, ибо сама вселенная преклоняет пред ним колена. Любое из его желаний исполняется, дух его очищает дух всякого другого. Поэтому, если вы хотите достигнуть наивысшего, то поклоняйтесь Брамавиту. Кто обладает тремя великими «дарами Божьими»: человеческим телом, интенсивным желанием достигнуть свободы и поддержкою великой Души, указывающей ему путь, тому спасение обеспечено.

* * *

Нирвана есть умирание тела навсегда. Нирвана смотрит на все с отрицательной точки зрения, твердя: «Я – не это, и не то, и не се». Веданта же идет дальше и становится на положительную точку зрения, водружая знамя «мукти» или свободы. «Я – абсолютное бытие, абсолютное знание, абсолютное блаженство». «Я – это Он» таково учение Веданты, таков краеугольный камень совершеннейшего из сводов.

Значительное большинство приверженцев северного буддизма верит в мукти и в глубине души разделяет учение Веданты. Нирваны в смысле полного уничтожения жизни придерживаются одни лишь обитатели острова Цейлон.

Высшее «Я» не может быть убито нашей верою или нашим неверием. То, что привлекается, когда мы верим, и отходит, когда мы перестаем верить, есть ничто иное как обманчивая иллюзия. Нет такой вещи, которая влияла бы на Атмана. «Хвала тебе, мое истинное Я! ». «Озаренный истинным Я, я воздаю хвалу самому себе: Я – Брахман». Само по себе, тело как бы комната, окутанная мраком; лишь когда мы в нее входим, она озаряется, преисполняется жизни. Ничто не властно исказить внутреннее озарение или повлиять на него; нельзя разрушить его. Можно лишь прикрыть его колпаком, но отнюдь не погасить его.

* * *

В наше время следовало бы поклоняться Богу как «Матери», т. е. как беспредельной энергии. Это приведет нас к нравственной чистоте, и именно в Америке разовьется, благодаря этому, чрезвычайная энергия. Там нет храмов, которые ложились бы на людей непосильным бременем и влекли бы их книзу, там никто не переносит столько лишений, сколько терпит население более бедных стран.

Благодаря тому, что женщина страдала испокон веков, в ней выработалось ангельское терпение и непреодолимая настойчивость. Задумав что либо, она уже не отступает от своей идеи. Именно это причина тому, что не только жрецы и священники, но даже суеверные религии любой страны

смотрели на нее, как на свою защиту и опору, и именно это‑ то и освободило ее.

Всем нам надлежит когда‑ нибудь стать ведантистами и проявить эту высокую идею на практике; следовательно, она должна сделаться достоянием черни, а где же может это быть осуществлено, если не в свободной Америке?

В Индии эти идеи были впервые проповеданы столь высокими личностями как Будда, Шанкара и другими, однако, чернь их там не усвоила. Новый же цикл должен привести чернь к практикованию Веданты в повседневной жизни, к тому, чтобы она «жила» этими идеями, а осуществить это должна опять‑ таки женщина.

«Как зеницу ока, берегите в сердце сердец ваших возлюбленную, обожаемую Матерь».

«Откиньте от себя все, за исключением языка; последний же сохраните лишь для того, чтобы он твердил: «О, мать! О, мать! ».

«За всем тем, что живет, Ты стоишь! ».

«О, светило жизни моей, о, Душа моей души! ».

Воскресенье днем

Мысль является таким же орудием в руках Атмана, каким тело является в руках мысли. Материя – это движение извне, тогда как мысль – движение изнутри.

Все, что подвержено изменениям, протекает во времени и имеет начало и конец. Раз Атман сам по себе неизменен, то ясно, что Он должен быть совершенным, если же Он совершенен. Он должен быть бесконечным; наконец, будучи бесконечным. Он должен быть единством, ибо двух бесконечностей не может быть. Следовательно, Атман или высшее «Я» нечто единое, как бы многообразным оно ни казалось. Если бы человеку предстояло лететь к солнцу, то он по мере своего приближения, видел бы все как бы разные солнца, но в действительности это было бы все то же солнце.

Асти (бытие) – это основа всякого единства, и как только это основание положено, за ним следует совершенство. Предположим, все цвета выражались бы лишь каким‑ нибудь одним цветом, тогда и живопись не могла бы существовать и должна была бы исчезнуть. Совершеннейшее единство – это покой.

Мы (индусы), приписываем какие бы то ни было проявления лишь одному единственному Существу. Даоисты, конфуцианцы, буддисты, индусы, иудеи, магометане, христиане и парсы (последователи Зороастра) – все они проповедовали все то же золотое правило и к тому же почти одинаковыми словами, но лишь индусы явили миру рациональное, коренное начало, ибо лишь они узрели подлинную причину всего: человеку надлежит любить своих собратьев потому, что они – это он сам. Все и вся – Он, Единый, другого нет. Из числа всех великих учителей, когда‑ либо известных миру, лишь Лао Дзы, Будда и Иисус превзошли золотое правило и сказали: «Делайте добро врагам вашим, любите ненавидящих вас».

Принципы существуют сами по себе, не мы их создаем, мы лишь открываем их. Вся религия – ничто иное, как осуществление. Учение – это лишь методы, а отнюдь не религия. Все различные религии – лишь способы для прилаживания и приспособления к потребностям различных народов единой, истинной религии. Теории приводят лишь к спорам и распрям. Вот отчего имя Божие, которому, собственно, надлежало бы сеять повсюду лишь мир, было причиною половины происходивших кровопролитий. Идите непосредственно к первоисточнику. Вопросите самого Бога, кто Он такой. Если Он не даст ответа, то знайте, что Его нет. Но любая религия

утверждает, что Он, в подобных случаях, отвечает.

Умейте сами сказать что‑ нибудь, иначе разве сможете вы постигнуть некогда сказанное другими? Не льните к старым предрассудкам, а всегда будьте готовы воспринять новые истины. «Безумец, кто предпочитает пить затхлую воду из колодца, некогда вырытого его прадедами, вместо того, чтобы пить чистую воду из колодца, вырытого другими».

Покуда мы не постигли Бога сами, мы ничего о Нем не ведаем.

Каждый из нас совершенен в силу внутренней природы, которая его совершенствует; пророками это совершенство было явлено миру, но у нас оно пока еще в состоянии зародыша.

Как можем мы постигнуть тот факт, что Моисей видел Бога, если сами мы не видим Его также? Ведь, если Бог подходил к другим, то Он подойдет и ко мне.

Я хочу тотчас обратиться к Богу, дабы Он со мною беседовал. Если два тысячелетия тому назад Бог беседовал с неким человеком в аравийских пустынях, то ясно, что Он в состоянии беседовать и со мною; иначе, с чего же мне знать, что Он не мертв, не умер? Подойдите к Богу любым путем, только бы вы подошли к нему!

Но остерегайтесь при вашем приближении к Нему столкнуть кого‑ нибудь другого в бездну!

Знающие должны милосердно относиться к несведущим. Кто знает, охотно пожертвует своим телом даже ради муравья или букашки, так как он уже осознал, что, в сущности, тело – ничто.

Понедельник, 5 августа

Спрашивается, необходимо ли следовать через все низшие планы ради того, чтобы достигнуть высшего, или же можно сразу, одним взлетом вскочить на этот последний? Современная американская молодежь способна в двадцать пять лет достигнуть того, что было выработано ее предками в продолжение многих веков. Индус способен в два десятилетия добраться до высот, на которые прадеды его поднимались в течение восьми тысячелетий. То же явление наблюдается и в мире вещественном – в матке матери зародыш переживает все стадии развития, от амебы до человека. Этому учит нас современная наука. Веданта же идет еще дальше и утверждает, что нам надлежит не только пережить еще раз все, некогда пережитое человечеством, но еще вдобавок испытать на себе все, что еще предстоит человечеству в будущем. Кто осуществляет лишь первое, тот нормально воспитанный человек, и только; но кто добивается второго, тот «дживанмукти», или освободившийся навсегда.

Что мы называем временем, то лишь измерение наших собственных мыслей, а так как мысль есть нечто неуяснимо‑ быстрое, то скорость, на которую мы способны в той горней жизни, вообще не знает предела. Этим объясняется и то обстоятельство, что мы никак не можем с верностью определить, сколько времени нам требуется на испытание всей этой будущей жизни. Промежуток этот может с таким же успехом равняться секунде, с каким он может длиться целых пятьдесят жизней. Все зависит от интенсивности нашего желания. Следовательно, учение должно быть изменяемо в зависимости от потребностей и способностей учащегося.

Пожирающее пламя может сжечь что угодно, однако же, вода и лед поглощаются им быстрее всего остального. Попробуйте выпустить множество стрел сразу: одна из них да попадет в цель; или дайте кому‑ нибудь множество истин – он моментально схватит ту, которая наиболее отвечает его духовному складу. Нашими склонностями, нашим тяготением к тому или иному мы обязаны выработавшим в нас эти свойства прежним жизням. Итак, давайте ученику то наставление, которое всего более соответствует его склонностям.

Одни принимают как основу начало интеллектуальное, иные мистику, еще другие – преданность Богу или чисто практический путь; главное, чтобы вы, однажды избрав себе путь, применили его для наставления других. Необходимо, чтобы рассудок был удерживаем в равновесии любовью, мистическая склонность разумом и т. д. Но нет такого метода, который не выигрывал бы от практического приложения. Застигните каждого на том посту и на том плане, где он в данный момент находится, и толкните его вперед. Религиозному учению всегда надлежит быть созидающим, а отнюдь не разрушающим.

Любая склонность является отражением всего прошлого жизненного опыта, той линии поведения или того радиуса, по которым данному человеку надлежит продвигаться. Нет радиуса, который в конечном итоге не привел бы нас к центру. Поэтому остерегайтесь даже покушения на причинение препятствий чьим‑ либо склонностям, ибо это влечет за собою регресс обоих, как ученика, так и учителя.

Если вы хотите проповедовать учение Джнани, вы сперва сами должны сделаться джнани, т. е. стать в ментальной плоскости на одинаковый уровень с обучающимися этой науке. Точно также обстоит дело и со всеми прочими йогами. Развивайте в себе каждую из ваших способностей так, как будто бы она была единственной из всех тех, которыми вы обладаете: вот в чем тайна так называемой самотренировки. Другими словами, добивайтесь экстенсивности (расширяющегося захвата внешнего) путем интенсивности, а отнюдь не за счет этой последней.

Мы беспредельны. Для нас границ не существует, мы можем, в смысле интенсивности, стать бок о бок с фанатичнейшим из мусульман, а в смысле широты натуры уподобиться наиболее бушующим из атеистов.

Ведущий к этому путь не сосредоточение мысли на чем‑ нибудь одном, а тренировка самой мысли и контроль над нею; достигнув этого, вы с легкостью сможете направить мысль в какое угодно русло. Лишь так можете вы одновременно управлять как интенсивностью, так и экстенсивностью. Ощущайте в себе учение джнани так, как‑ будто бы оно обнимало все, что только существует; затем поступайте так же и с Бхакти, с Раджа, с Карма.

Забудьте о волнах, идите к океану, тогда вы найдете столько волн, сколько душе угодно. Контролируйте «озеро» вашего мышления, иначе вам никогда не постигнуть «озера» мышления других людей.

Истинный учитель тот, кто способен направить все свои силы на данное влечение своего ученика. Никогда не можем мы обучать действительно хорошо и плодотворно, если сами не прониклись искренней любовью.

Не думайте, что человек существо ответственное, лишь совершенного можно назвать действительно ответственным. Несведущий до глубин осушил кубок иллюзии и потому нездоров (не «целен»). Вы же, вы знающие, должны бы проявлять по отношению к таким «заблудшим» терпение, близкое к ангельскому. Питайте к ним любовь и только любовь, отыщите, что за недуг привел их к восприятию мира в свете столь далекого от истинного и затем помогите им исцелиться и снова все видеть в правильном свете.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.