|
|||
Свами Вивекананда 7 страницаЕсли вы желаете очиститься, то не толкуйте о йоге: вы уже сейчас чисты в силу своей природы. Нет никого, кто мог бы наставлять вас лучше ее». Люди, подобные написавшему эту песнь, это именно те люди, которым мы обязаны сохранением в силе религиозных учений. Такие люди а самом деле постигли истину: ни за чем они не гонятся, ничего не чувствуют из того, что касается их тепа, равнодушны к теплу и холоду, к опасности, словом – ко всему. Они спокойно сидят в позе йога и наслаждаются блаженством Атмана, в то время, как красные уголья, которых они не чувствуют, обжигают их тело. «Вот когда появляется Атман, тогда тройственные узы познавателя, познавания и познания перестают быть». «Где иллюзия связанности и свободы прекращается – там Атман». «Что из того, блюли ли вы контроль над мыслью или нет? Что из того, есть ли у вас деньги или нет? Ведь вы же вечно‑ незапятнанный Атман. Только скажите себе: Я – Атман. Никакие узы не в силах связать меня. Я беспеременное небо; пусть облака того или иного верования проплывают надо мною – тронуть меня они не могут! ». Предайте огню как добродетель, так и порок. Свобода – это детский лепет. «Я есть то никогда не умирающее Знание, я – та чистота». «Никогда не существовало кого‑ либо, кто был бы связан или свободен. Кроме меня никого нет. Вечна – свободная Бесконечность, это я сам. Не думай повлиять на меня своей речью! Что в силах изменить меня, основу всякого знания? Кто может учить, кто может учиться? ». «Откиньте ваши аргументы и всю вашу философию! ». «Лишь раб видит вокруг себя рабов, лишь подверженный иллюзиям воспринимает все как иллюзию, лишь тот, кто сам не без пятна, видит пятна вокруг себя». «Иллюзия – пространство, время, причинность, все это – лишь иллюзия. Если вы воображаете, что вы сейчас связаны, а после станете свободны, то пеняйте на самого себя, ибо это ваш недуг, ваша болезнь. Ведь вы же сама Неизменность! Не тратьте слов, безмолвствуйте! Сядьте и предоставьте всем окружающим вас явлениям расплыться, подобно дыму, ибо они лишь сны. Нет такой вещи, как разновидность, обособленность. Это все предрассудки. Итак, сознавайте молча, знайте, кто вы такой и что вы такое на самом деле». «Я – основа блаженства». Не преследуйте какой‑ либо идеальной цели, ибо нет идеала, кроме вас самих. Не бойтесь ничего, ибо вы основа всякого бытия. Пребывайте всегда в мире, в безмятежности ничем ненарушаемого духовного покоя. Не дозволяйте себе себя же из него вывести! Никогда не были вы чем‑ либо связаны или подвержены добродетели или пороку. Избавьтесь же от всех этих иллюзий и пребывайте в покое. Кому поклоняться? Кто тот, кто поклоняется? Ведь все лишь Он – Атман. Даже самый процесс мышления или речи – предрассудок. Не переставайте же повторять себе: «Я – Атман», игнорируя все прочее. Понедельник, 29 июля Подчас мы намекаем на какое‑ нибудь явление, ограничиваясь лишь приведением понятий, стоящих с ним в связи. Например, когда мы говорим «Сатчитананда» (Бытие – Знание – Блаженство), мы тем самым как бы слегка даем почувствовать контуры того Неописуемого, что таится позади. О нем мы даже не можем утвердительно сказать: «Оно есть», ибо понятие «есть» точно такое же, нечто относительное. Напрасно мы стали бы прибегать к воображению или представлению «Не это, не это» – это все, что можно сказать по этому поводу, ибо даже мыслить что‑ либо уже является ограничением и, следовательно, утратой. Наши чувства обманывают нас денно и нощно. Веданта изобличила это уже испокон веков. А ныне наша современная наука подходит к тому же выводу. Картине присуща лишь определенная длина и определенная ширина, но художник воспроизводит на ней природу, обманывая тем, что он искусственно придает картине иллюзию глубины. Нет двух людей, которые бы глядели на мир одинаково. Мир одного далеко не то, что мир другого. Высшее знание покажет нам, что такой вещи, как движение или перемена, вообще нигде не существует, что само представление о них лишь Майя. Попытайтесь изучить природу, как единое целое, т. е. движение. Мысль и тело не суть наше истинное «Я»: и то, и другое является составной частицей Природы, однако, для нас есть еще иная возможность: постигнуть «вещь в себе». Тогда мысль и тело перейдут в область трансцендентального, и все, проистекающее от них, исчезнет. Лишь окончательно перестав познавать и видеть мир, можем мы постигнуть Атмана. Мы должны стремиться к исторжению знания относительного свойства. На самом деле нет ни бесконечной мысли, ни безграничного знания, ибо оба они ограничены. Ныне мы все видим как бы сквозь завесу, а тогда мы уже успеем достичь этого «икса», являющегося реальной основой всего нашего знания. Глядя на картину сквозь маленькое отверстие, пробуравленное в картоне, мы получаем о ней представление, совершенно не соответствующее действительности. Но по мере увеличения дыры представление наше становится все яснее и правильнее. Принимая действительность в основу, мы создаем из нее самые различные миропонимания, основываясь на ошибочности тех восприятий, которые вызвали в нас данные явления или образы. Отбросив картон, мы любуемся той же самой картиною, но тут мы видим ее такою, как она есть на самом деле. Однако сама картина отнюдь не видоизменяется от тех ошибок или качеств, которыми мы ее наделяем. Потому не меняется и то, что единственно истинная реальность всех явлений – Атман. Все, что мы видим – это Атман, однако, не Атман то, как мы это видим, то есть видимые нами явления и образы: ибо эти последние в отуманивающей нас завесе, в Майе. Они подобны пятнам на стеклышке телескопа, но ведь то, благодаря чему мы эти пятна видим – это солнечный свет; мало того, мы даже не смогли бы заметить эту иллюзию, если бы за этой иллюзией не было действительности ~ Брахмана. Свами Вивекананда – это именно такое пятнышко на стеклышке, а «Я» – это Атман, истинный, неизменный; лишь благодаря действительности могу я видеть себя как Свами Вивекананда. Но солнце не может быть ошибочно принимаемо нами за пятна на стекле; оно может лишь сделать их для нас видимыми. Наши действия, смотря по тому, насколько они совершенны или дурны, придают пятнам большую или меньшую величину, однако, они неспособны оказывать малейшее влияние на обитающего внутри нас Бога. Стоит лишь всецело устранить все пятна на нашем мышлении, и тогда нам сразу станет ясно, что «Я и Отец – Одно». Мы первым долгом воспринимаем и лишь затем делаем выводы. Следовательно, нам необходимо иметь такое восприятие, которое являлось бы чем‑ то реальным. Это то, что мы называем религией, осуществлением. Допустим даже, что вам никогда еще не приходилось слышать о существовании вероисповеданий, пророков. священных книг, но если нам дать это осуществление. то вы иного не захотите. Очистить мышление – это лучшая из религий, ибо покуда мы сами не удалим все пятна, мы неспособны будем лицезреть действительность такой, какая она на самом деле. Ребенок не видит греха, так как он еще не имеет мерила, чтобы измерять его. Итак, избавьтесь от несовершенств в вас самих, и тогда вы не увидите их и извне. Ребенок, в присутствии которого последовала кража, ничего дурного в этом не приметит. Тот, кому однажды удалось отыскать на загадочной картине искомое «скрытое», отнюдь уже не сможет не видеть его. Точно так же тот, кто раз достиг полной свободы и нравственной чистоты, тот будет видеть во всем его окружающем лишь свободу и чистоту. «В этот момент все сомнения сердца разрешились, все узлы распутаны, все рытвины сравнены, все крючки выпрямлены, и этот мир исчезает подобно сну. И, однажды пробудившись, мы недоумеваем, как это нам вдруг довелось видеть во сне такую нелепость! ». «Когда мы раз достигли Его, никакое горе, никакие горы взгроможденных на нас тяжестей не в состоянии заставить нашу душу вибрировать». Разъедините топором знания два колеса, держащиеся на оси, и Атман очутится на свободе, хотя бы колесо мысли и колесо тела и продолжали вращаться в силу прежней инерции. Но колесо уже не сможет катиться вкривь вместо того, чтобы катиться прямо, совершать что‑ либо, помимо добра. Если же тело совершит что‑ либо дурное, то, значит, данный человек не «дживанмукта», и если он себя так называет, он лгун. Но момент, когда можно приложить топор, наступает лишь после того, как каждое из колес привыкло вращаться хорошо и прямо (благодаря чистке мышления). Однако каждое очищающее действие падает на мир иллюзорного либо сознаваемым, либо несознаваемым ударом. Назвать другого человека грешником, это дурнейшее, что вы можете сделать. Добрый же поступок, совершенный несознательно, оказывает то же действие, как поступок сознательный, и также способствует разрыванию оков. Основное наше заблуждение именно в том, что мы смешиваем солнце с пятнами на телескопном стеклышке. Необходимо раз навсегда уяснить себе, что солнце, т. е. высшее «Я», не может подпасть под влияние чего‑ либо другого, и, уяснив себе это, всецело отдаться устранению пятен. Из всех существ человек – величайшее. Нет поклонения больше, как поклонение человеку в лице Кришны, Будды. Что вы желаете, то вы создаете. Избавьтесь от всяких желаний. * * * Ангелы и усопшие – все здесь, но этот мир им представляется в виде неба. Все видят тот же самый «икс», только каждый видит его иначе, смотря по своему ментальному уровню. Лучше всего можно лицезреть этот «икс» здесь, в земном мире. Никогда не стремитесь попасть на небо, ибо это вреднейшая из всех иллюзий. Ведь даже здесь, в этом мире, слишком большое богатство или слишком вопиющая нужда являются путами и отводят нас от религии. Нам даны три великих дара: первым долгом человеческое тело (мы «подобие Божие», так как человеческая мысль наиболее близка к мысли Божией). Во‑ вторых, желание стать свободными; в‑ третьих, руководство и учительское наставление со стороны доблестной души, уже успевшей перебраться по ту сторону океана иллюзий. Если вы обладаете этими тремя свойствами, то благодарите Господа, ибо тогда вы наверняка добьетесь свободы. То, что вы схватываете лишь чисто интеллектуально, легко может быть вновь опрокинуто новым аргументом, но то, что вы однажды усвоили, то принадлежит вам на веки. Много толковать о религии – не ведет ни к чему особенно светлому. Надо видеть Бога в каждом явлении: будь то человек, животное, пища, труд все равно. Старайтесь, чтобы это вошло у вас в привычку. Как то раз Ингерсолп сказал мне: «Моя вера заключается в извлечении из этого мира возможно большего, так сказать, выжать из апельсина все соки, так как данный мир – все, в чем мы действительно можем быть вполне уверены». Я возразил: «Мне известен более надежный способ выжимания апельсина, способ, дающий мне возможность выжать еще гораздо больше, чем выжимаете вы. Я знаю, что я не подвержен смерти, и потому я не тороплюсь; кроме того, я знаю, что мне бояться нечего, и потому могу вдоволь наслаждаться процессом выжимания. Нет у меня обязанностей, ни обременения женою или детьми, или какой‑ либо собственностью; я могу любить всех мужчин, всех женщин. Каждый и каждая из них для меня ~ Бог. Только подумайте о том, что это за радость любить ближнего так, как любишь Бога! Попробуйте же и вы выжимать ваш апельсин таким способом, извлекая из него в десять тысяч раз больше! Таким путем вы выжмете его до самой последней капельки! ». То, что представляется нам волею, на самом деле стоящий позади Атман. Итак, это есть начало, одаренное свободою в самом подлинном смысле слова. Понедельник днем Будда отводил женщине такое же место в религии, как мужчине, и жена его была одною из его величайших учениц, а впоследствии даже стала предводительницей всего буддийского движения среди индийских женщин. Однако не должно нам критиковать этих великих людей, этих гигантов духа. Наше дело – взирать на них, как на стоящих неизмеримо выше нашего. С другой же стороны, нам не следует, в смысле веры, всецело прилепляться к одной определенной личности, как бы велика она ни была, мы должны сами стараться стать подобными Будде. Не следует судить других по их поступкам. Великие добродетели, которыми обладает человек, это нечто, свойственное одному только ему, тогда как его заблуждения и недостатки являются общим достоянием слабостей всего человечества и при оценке личности не должны бы быть принимаемы во внимание. «Вира» – санскритский термин для слова «геройский», представляет собою первоисточник английского слова «virtue» (добродетель), так как в древности доблестнейший воин пользовался почетом и славою мужа, обладающего наибольшими добродетелями. Вторник, 30 июля Никогда не забывайте величия природы человека! Мы величайшие боги из всех, когда‑ либо существовавших, разно как и из всех, которым надлежит явиться впредь. Ни перед чем не преклоняйтесь, за исключением вашего божественного «Я». Все поступки, совершенные нами в прошлом, воистину что‑ то весьма ценное, так как они ведут нас к тому, во что мы впоследствии должны превратиться. У кого просить милости? Я сам истинное бытие, а все прочее, помимо моего высшего «Я», лишь сон. Это «Я» – совокупность океана, и если вы называете «Я» ту ничтожную волну, которую вы же сами вызвали к жизни, то вы глубоко заблуждаетесь. Сатьякама (влюбленный в истину) в свое время услыхал внутренний голос, сказавший ему: «Ты – бесконечность, вся вселенная в тебе самом. Итак, наблюдай и следи за собой, прислушиваясь к голосу своего истинного «Я». Великие пророки могут быть менее совершенны.. нежели те, чья жизнь протекает в тени неизвестности, словом те, которые предаются великим мыслям и таким путем помогают человечеству. Эти последние мудрецы, следуя вереницею Друг за другом, в конечном итоге создают личность, выступающую с открытой проповедью. * * * Знание существует само по себе: человек лишь раскрывает его. Веды это то вещее знание, с помощью которого Бог созидает мир. В них заключена высочайшая мудрость, мудрость, дающая им право утверждать, что они, в самом деле, в силах справиться с этой чудовищной задачей. * * * Говорите смело правду, не считаясь с тем, страдаете ли вы при этом или нет. Никогда не поддавайтесь слабости. Если истина является не под силу интеллигентным людям, если это подчас сметает их с пути, то Бог с ними: чем раньше они исчезнут, тем лучше. Ребяческие мысли – для ребят или для диких, жаль лишь, что некоторые из них, вместо того, чтобы пребывать в детских люльках или в лесах, забрели на каши профессорские кафедры. Нехорошо, когда духовно выросшие продолжают льнуть к той или иной церкви. Выйди и умри на открытом воздухе свободы! Прогресс протекает в мире относительного. Нет образа возвышеннее человеческого, нет существа величественнее человека. Его цель: здесь же, теперь же, в этом земном мире, всецело освободиться от мира относительного и действительно добиться свободы. Нам не только «доступно» совершенство, но многие уже успели достигнуть его. Итак, не придавайте значение тому, что вы, может быть, встретите на пути телесные проводники более утонченного свойства: все они возможны лишь в мире относительного и никогда не смогут совершить больше вашего, ибо наибольшее, что может быть совершено – это достижение свободы. Ангелы никогда не делают чего‑ либо дурного, поэтому они никогда не подвергаются наказанию и, в результате, никогда не достигают спасения. Лишь удары способны пробудить нас и разбить наши сны. Эти удары показывают нам несовершенство этого мира, это они заставляют нас алкать выхода из мира, искать свободы. * * * То, что мы воспринимаем неясно, то называем, одним именем, а то, что видим совершенно явственно, другим. Чем наша нравственная натура более развита, тем возвышеннее наше мировоззрение и тем сильнее воля. Вторник, днем Причина гармонии между материей и мыслью кроется в том факте, что обе они лишь два различных аспекта одного и того же явления – некоего икса, делящегося на внешнюю сторону и на внутреннюю. Английское слово «paradise» (рай) происходит от санскритского «пара‑ дэза», которое, в свою очередь, вошло в лексикон персидского языка и в буквальном смысле значит: «по ту сторону земли» или, еще дословнее, «потусторонняя страна», то есть, потусторонний мир. Древние арийцы всегда верили в существование души и далеки были от отождествления человека с его телом. Их небеса и ад были лишь чем‑ то временным, так как нет следствия, которое длилось бы дольше, чем того требует вызвавшая его побудительная причина, и так как нет такой причины, которой соответствовала бы длительность вечности – вот отчего всякое следствие должно рано или поздно прийти к концу. Вся философия Веданты заключена в следующем рассказе: Две птицы сидели на одном и том же дереве и у каждой из них были золотые перья. Сидевшая наверху была безмятежно спокойна, величественна, одним словом, утопала в своем собственном блеске, тогда как сидевшая внизу, трудилась без устали, то и дело поклевывая плоды дерева, подчас сладкие, подчас горькие. Отведав особенно горького плода, она взглянула вверх на свою величавую подругу. Однако, вскоре она вновь принялась по‑ прежнему клевать плоды дерева, позабыв о сидевшей наверху птице. И опять случилось ей отведать горького плода, после этого она вспорхнула и очутилась на несколько веток ближе к своей подруге. Это явление повторилось несколько раз, и таким образом она, в конце концов, добралась до того места, где сидела ее подруга. Как только она достигла ее, то моментально утратила сознание своего «я». В тот же миг ей стало ясно, что никогда не было двух разных птиц, но что это она сама все время была тою горною птицей, безмятежной, величественной, утопающей в собственном блеске. Среда, 31 июля Неверующие и материалисты иногда имеют свои этические учения, однако, религия как таковая может быть достоянием лишь тех, кто действительно верит в Господа. Грешники должны расплачиваться за святость великих душ, великих праведников. Думайте об этом, когда вы сталкиваетесь с человеком злым или грешным! Совершенно так же, как здесь труд бедняка является возмездием за роскошь богача, так и в духовном мире одно взыскивается с другого. Например, то презреннейшее состояние, в котором ныне пребывает индийская чернь, ничто иное, как расплата, взыскиваемая Природою, за создание столь великих душ, как Будда и др. * * * «Я – праведность праведников» (Гита). «Я – корень, который каждый использует по‑ своему, однако все и вся – это лишь Я». «Все, что совершается, совершается Мною; и – лишь игра случая». Не тратьте много слов, а пытайтесь почувствовать дух, затаенный в глубине вашего «я», тогда вы – истинный Джнани. Лишь это есть знание, все остальное – неведение. Все, что надлежит постигнуть – это Брахман, ибо Он – все. * * * Саттва налагает на нас цепи в силу искания знания и счастья, раджас налагает цепи благодаря желаниям, тамас также опутывает вследствии ложного миропонимания и лености. Сперва убейте оба низшие начала силою саттвы, а затем все предоставьте Господу – и вы окажетесь на свободе. * * * Бхакти‑ йог постигает Брахмана изумительно скоро и преодолевает все три свойства (гуны ). Воля, сознание, чувства восприятия, желания, страсти – все это вместе создает то, что принято называть «душою». Гита, гл. XII. Прежде всего существует кажущееся (мнимое) «я» – тело, затем ментальное «я», ошибочно принимающее тело за самое себя (что вызывается ослеплением и опутыванием Абсолюта Майей), третье же начало – это Атман, вечно незапятнанный, вечно свободный. Если Его рассматривать как часть целого, Он природа, а когда Его лицезришь как единое целое, природа исчезает, исчезает даже сама память о ней. Итак, существует всего три начала: подверженное изменениям (смертное), вечно меняющееся (Природа) и неизменное (Атман) * * * Будьте совсем без всяких надежд: нет состояния выше этого. На что надеяться? Итак, сбросьте с себя цепи надежды, пребывайте лишь на утесе своего божественного «Я», оставаясь всегда безмятежным и, что бы вы ни делали, все представьте Богу, но так, чтобы в этом не было ни малейшей тени ханжества или лицемерия. Сваста – санскритский термин, означающий «стойкое стояние на почве своего высшего «Я», и в повседневной речи нередко употребляется вместо вопроса: «Хорошо ли вы себя чувствуете? Счастливы ли вы? » А когда индус желает сказать: «Я видел такое‑ то и такое‑ то явление», – он обычно говорит: «Я видел игру слов» (Падарта). Даже вся вселенная ничто иное, как словесное выражение, игра слов. * * * Тело совершенного человека творит не зло, а добро, творит чисто механически: оно может творить лишь добро, ибо оно совершенно чисто. Инерция, созданная прошлым, та инерция, которая продолжает вращать и двигать телом, в данном случае лишь добром. Все, что тяготеет ко злу, уничтожено, сожжено без возврата. * * * «День, в течение которого мы не говорим о Господе, воистину дурной, пропащий день, а отнюдь не бурный». Лишь любовь к высочайшему Господу ~ истинная Бхакти. Любовь к какому‑ либо иному существу, как велика бы она ни была, уже не Бхакти. Под «наивысшим Господом» мы разумеем Ишвару, воплощение того же понятия, которое на Западе служит для выражения личного Бога. «Тот, от Кого мироздание берет свое начало, в Ком оно покоится, и к Кому оно возвращается, Тот – Ишвара, Вечный, Незапятнанный, Всепрощающий, Всемилостивый, Всемогущий, Вечно свободный, Всезнающий, Учитель всех учителей. Господь, природа которого – сама неизреченная Любовь». Человек не сам изобретает Бога, он способен видеть Его лишь в том свете, который соответствует его собственному уровню развития; следовательно, он наделяет Его лучшим из всего, что знает. Он видит Бога в любом из свойств, и это выражение целого под каким‑ нибудь одним аспектом именно и есть метафизическое объяснение личного Бога. Ишвара, будучи сам лишен всякого образа, тем не менее, обладает всеми, какие только есть, образами, и, будучи лишен всяких качеств и свойств, имеет все, какие только бывают, качества и свойства. Будучи сами людьми, мы поневоле должны воспринимать бытие как триединство: Бог, человек. Природа, ибо воспринимать его иначе не в наших силах. Но для Бхакти все эти философские разграничения – лишь пустые слова. Аргументам он не придает ни малейшего значения и, вообще, он не рассуждает, а «чувствует», воспринимает. Он желает забыть о себе, растворившись в чистой любви к Богу, и бывали даже такие бхакты, которые утверждали, что стремиться добиваться этого гораздо важнее, нежели полное освобождение. «Не хочу я быть сахаром, мне хочется лишь пробовать его на вкус и услаждаться им». «Я желаю любить Возлюбленного и испытывать от этого блаженство», так рассуждали эти бхакты. То, что в Бхакти‑ йоге является самым существенным – это честно, искренно и интенсивно стремиться к Богу. Если мы желаем чего‑ либо помимо Бога, то это объясняется тем, что наши повседневные желания и вожделения вращаются лишь в рамках внешнего мира. До тех пор, пока наши потребности ограничены рамками вещественного мира, мы не способны почувствововать тяготение к Богу; лишь по испытании в жизни жестоких и болезненных ударов начинаем ощущать потребность в чем‑ то Высшем, и тогда мы начинаем искать Бога. По учению Бхакти‑ йога, нет такого свойства, которое не могло бы стать средством к достижению спасения (освобождения). Необходимо лишь все наши свойства направить к Богу и создать Ему ту любовь, которая обычно безрассудно тратится на преходящие явления чувственного мира. Разница между учением Бхакти и мировоззрениями Запада заключается в том, что Бхакти не допускает ни малейшего элемента страха, как не допускает и существование божества, которое можно бы было умилостивить, и чью милость можно было бы снискать. Есть даже и такие Бхакты, которые любят Бога как собственное детище, так что в этой любви отсутствует элемент благоговения и подобострастия. В истинной любви не может иметь место страх; мало того, покуда еще есть хотя бы малейшая тень страха – время для практикования Бхакти еще не назрело. Равным образом несоединимо с Бхакти умаливание Бога или заключение с ним компромиссов и сделок. Само понятие, просить чего‑ либо у Бога, является для Бхакти святотатством. Он не просит и не молится ни о здоровье, ни о материальном достатке, ни даже о том, чтобы после смерти попасть на небо. Кто хочет любить Бога, стать Бхакти, тот должен связать все свои желания в пучок, оставить последний перед входной дверью и лишь после этого перешагнуть через порог. Желающий вступить в «страну света» должен отбросить всякую корыстную религию, прежде чем пройти через врата. Этим не сказано, что то, о чем вы просите, вам не дается; все вам дается, но только все это низменно, вульгарно, все это – религия нищего. «Воистину сумасброден тот, кто, живя на берегах Ганга, роет себе колодец. Воистину безумен подходящий к руднику алмазов и начинающий искать стеклянные кусочки». Все эти мольбы о здоровье и благосостоянии, о материальной обеспеченности и т. п. ничего не имеют общего с Бхакти. Они принадлежат к низшему из аспектов кармы. Бхакти это нечто гораздо более достойное. Практикуя Бхакти, мы стремимся предстать перед лицом Царя царей. Разве можем мы предстать перед ним в лохмотьях нищего? Разве принял бы нас царь в подобном одеянии? Понятно, нет. Его лакей отогнал бы нас уже у самого входа. А здесь мы имеем дело с Царем всех царей, с Повелителем всех повелителей, и никогда не сможем мы предстать пред Ним в лохмотьях нищего. Торгующие не имеют к Нему доступа, куплей и продажей у Него ничего не достигнешь. Не даром мы читаем в Библии, что Иисус изгнал из храма всех торгующих. Следовательно, само собою разумеется, что желающий сделаться Бхактою должен прежде всего освободиться от всех, каких бы то ни было желаний, в том числе и от желания попасть на небо. Иначе, небо было бы похоже на эту самую землю, на наш бедный земной мир. Христианское представление о небе – это обитель неизреченного блаженства. Разве – это Бог? Значит все наше желание попасть на небо, на самом деле, лишь стремление к наслаждению! Откиньте все это от себя! Любовь Бхакти должна быть абсолютно чистой и бескорыстной и ничего не должна желать для себя лично ни здесь, ни в потустороннем мире. «Отбросьте всякое желание наслаждения или страдания, захвата или утраты, поклоняйтесь Богу денно и нощно – ни одно мгновение не должно быть потеряно». Оставив все другие помыслы, вся совокупность мышления поклоняется Богу денно и нощно. И тогда Он открывается тому, кто поклоняется Ему и дает своим поклонникам почувствовать Себя». Четверг, 1 августа Истинный гуру – это тот гуру, которому мы обязаны своим духовным пробуждением. Он – как бы канал, вводящий в нас духовные токи, он звено, соединяющее нас со всей совокупностью духовного мира. Слишком большая уверенность в собственной личности нередко вызывает слабость и идолопоклонство, тогда как интенсивная любовь к гуру чрезвычайно способствует быстрому успеху, так как гуру‑ человек соединяет нас с нашим внутренним Гуру. Боготвори твоего гуру, если он действительно отражает в себе истину, гуру‑ бхакти (преданность учителю) быстро приведет тебя к более высоким целям и, в конечном итоге, к наивысшему. Духовная чистота Шри Рамакришны была чистотою младенца. В своей жизни он ни разу не коснулся денег, а страсти в нем и следа не было. Не идите к великим религиозным учителям с целью обучаться наукам естественным, вся их энергия сосредоточена на ведении духовного свойства. В Шри Рамакришне Парамахамса все человеческое отмерло, оставив место лишь Богу. Он, в самом деле, не способен был видеть в чем‑ либо грех, он обладал «слишком чистыми очами, дабы видеть дурное». Духовная чистота этих нескольких Парамахамса – это именно то, что удерживает мир в равновесии. Пропади они или покинь они нас, мир тотчас же распадется. Сами того не ведая, они творят колоссальное добро уже самим фактом своего существования; но это их не занимает, им достаточно сознания, что они существуют, и только. * * * Книги являются проводниками внутреннего света и поучают нас, как подойти к нему; но постигнуть их мы способны лишь тогда, когда дошли до этого знания собственными усилиями. Когда же вы заметите первые вспышки внутреннего света, отбросьте книгу и глядите внутрь. В вас самих заключено в тысячу раз больше, нежели во всех книгах, взятых вместе. Никогда не теряйте доверия к собственным силам, во вселенной, где вы находитесь, вы можете совершить, что угодно. Только никогда не робейте, вся сила – в вас самих. Если правда, что религия и жизнь стоят в зависимости от каких‑ либо книг или от того или иного пророка или проповедника, то не надо никаких книг и религий! Религия – в нас самих. Нет такой книги и нет такого наставника, которые были бы способны пойти далее указания нам возможности отыскать эту самую религию. Мало того, мы даже и без них можем добиться до истины, которая затаена внутри нас. Но будьте благодарны, как учителям, так и книгам, не питая к ним привязанности, которая налагала бы на вас те или иные узы. Почитайте вашего учителя, но не повинуйтесь ему слепо, любите его, сколько можете, но будьте самостоятельны в ваших суждениях. Слепая вера никогда не даст вам спасения. Вам самим надлежит добиться его! Если даже будете иметь о Боге одно единственное представление, то, что Он помогает вам, то и этого уже достаточно.
|
|||
|