|
|||
Свами Вивекананда 3 страницаМнение, будто наслаждение основано на удовлетворении чувств и чувственных потребностей, не выдерживает критики – это мнение материалистов. В чувственных удовлетворениях нет ни малейшей искры истинной радости – они лишь отражение истинного блаженства. Тот, кто отдается Богу, делает для мира больше, нежели все, так называемые, «работники». Подвергший себя «коренной чистке» совершает больше, чем целый кадр проповедников. В недрах чистоты и молчания зарождается слово мощи. «Уподобьтесь лилиям! Не сдвигаясь с места, простирайте вширь лепестки ваши, и тогда пчелы сами прилетят к вам». Между Кешаб Чендер Сеном и Шри Рамакришною было основательное расхождение. Последний утверждал, что в мире нет ни греха, ни горя, нет даже зла, против которого надлежит бороться. Кешаб Чендер Сен был большим реформатором по части этики, вождем и основателем общества «Брахмосамадж». Через двенадцать лет, живший в тиши уединения, пророк Дакшинесвара вызвал революцию не только в Индии, а во всем мире. Мощь с теми, кто пребывает в тиши неизвестности, отдаваясь исключительно жизни на почве любви и нисколько не заботясь о своем личном «я». Выражений «я», «мое» для них не существует: все их блаженство – сознавать себя орудием Господа. Из среды подобных людей могут выйти светочи, подобные Будде, вечно пребывающие в жизни, всецело уподобившиеся Богу, светочи, являющиеся идеальнейшими Существами, которые ничего не желают и ничего не просят. Они то и суть истинные рычаги человечества, Дживанмуктасы, всецело развившие в себе безличнейшее бескорыстие, окончательно отбросившие свое мелкое личное «я» и окончательно уничтожившие в себе честолюбие. Все в них принцип, нет в них больше ничего «своего», «личного». Четверг, 27 июня Магомет называл себя «Пророком‑ Утешителем», которого обещал ниспослать Христос. В сверхъестественном зачатии Иисуса он не видел ничего из ряда вон выходящего. Подобные утверждения имели место и во многих других странах. Все величайшие мужи утверждали, что отцом их был никто иной, как Сам Господь Бог. Всякое знание относительно, мы можем быть богом и все‑ таки никогда не познать Его. «Падение» Адама начинается с того момента, как он подходит к «знанию». Так и наша личность и мы – одно, однако, мы всегда видим лишь отражение, но не видим истинной сущности. Любовь это мы же; однако, чтобы себе представить ее, нам необходимо прибегать к «фантазии». Это есть доказательство того, что материя – лишь мысль, выступившая наружу. «Нивритти» всегда стремится отойти от мира. Индийская мифология передает, будто четыре первосотворенные получили предостережение от Лебедя (т. е. Самого Бога), обратившего их внимание на тот факт, что «проявление» относится к явлениям не первого, а второстепенного порядка. Именно поэтому они были лишены способности «созидать». Сокровенное значение этого заключается в том, что всякое «выражение» всегда является упадком, так как дух не может «выявляться» иначе, как при помощи «буквы», а в таком случае «буква» «убивает». Как оно ни грустно, принцип вынужден проявляться через материю, окутывающую его до такой степени, что, глядя на покров, теряем из виду истинное. Нет великого учителя, который не постиг бы этого: вот В силу того, что познающий способен лицезреть лишь свое отражение, а не самого себя, он. всегда остается непознаваемым. Поэтому знание не может соединиться или отождествиться с познающим, но должно оставаться обособленным, а раз оно обособлено, оно является мыслью, выступившей наружу и существующею особо от познающего, как обособленное «нечто». Следовательно, называя познающего наименованием «дух», мы поневоле должны именовать это стоячие особняком от него «нечто» – материей. Потому то С. Вивекананда и говорит. ' «материя лишь мысль, выступившая наружу». Четыре первосотворенные были: Сомака, Санакдана, Санатана, Синаткуморо. Отчего к нам являлось столько пророков, дабы показать и явить нам принцип, хотя бы под покровом, лучше всего отвечающим требованиям данной эпохи. Мой учитель учил, что религия едина: все пророки учат одному и тому же, но они способны явить нам принцип лишь под видом того или иного образа, потому они извлекают его из какого‑ нибудь прежнего образа, чтобы явить его нам в образе новом. Лишь освободившись от присущего нам «имени», т. е. от условностей внешней образности, первым долгом, от уз плоти, не нуждаясь больше в теле, независимо от того, совершенно ли оно или несовершенно, лишь тогда ускользаем мы от сетей материи. Вечное прогрессирование – лишь вечная скованность; не ему, а уничтожению всякой формы надлежит воздать предпочтение. Наша конечная цель – освободиться от всякого тела, даже от тела «богочеловека». Существует лишь один только Бог, не может, кроме Него, быть еще что‑ либо существующее. Есть одна «Единая Душа», и этой «Единою Душою» являюсь я. Добрые дела и поступки полезны лишь как средство для высвобождения из сети; они приносят добро лишь тому, кто их совершает, кому‑ либо другому – никогда. * * * Знание есть ничто иное, как классификация фактов. Случись нам найти много вещей одного и того же порядка, мы придумываем для всех них, вместе взятых, какое‑ нибудь наименование и удовлетворяемся этим; однако, мы открываем лишь факты, а не причины их. Заходя в еще более непроглядный мрак, мы описываем лишний круг и воображаем, будто мы что‑ то знаем! На самом же деле, никакое «почему»? не может быть разрешено в здешнем мире, для этого нам надлежит обратиться к Богу. * Всякое тем – ограничение; следовательно свободные от тела должны быть беспредельно бесконечными. Познающий не может быть выявлен и осознан, подобно тому, как крупица соли моментально расходится, как только попадает в океан. Пытайтесь преодолеть разграничение и проникнуть дальше, тогда вы покорите жизнь и смерть, достигнете вечного самобытия и пребудете в Боге, станете Богом. Хоть бы ценою жизни, но добивайтесь свободы! Все жизни – наши, подобно тому, как страницы – неотъемлемая принадлежность книги, но сами мы неизменно остаемся все тем же свидетелем, воспринимающим впечатления. Душою, видящей в воспринимаемом не то, что есть на самом деле, подобно тому, как при быстром вращении пламени видим огненный круг, которого на самом деле нет. * * * В наши дни Бог покинут миром, потому что в глазах мира Он, якобы, недостаточно много делает для мира. «Что пользы в нем? » говорят глупцы, – «или нам подобает воздавать Ему почести так же, как мы воздаем их высокопоставленным должностным лицам? » Все, что мы в силах сделать, это отбросить от себя всякое желание, всякую ненависть, всякое различие. Раздавите «я» низшего свойства: пусть это будет как бы ментальным самоубийством, но совершите его! Блюдите мысль и тело в чистоте и здоровье, но лишь как орудие для служения Богу, ибо в этом их истинное назначение. Ища истину, ищите ее ради истины же, не думая при этом о блаженстве. Возможно, что оно подойдет к нам, но да не будет оно вашим двигателем! Единственным мотивом вашим должен быть только один Бог. Итак, дерзайте подойти к Истине, хотя бы путь ваш пролегал через ад! Пятница, 28 июня Будьте благодарны за каждый кусок пищи, так как это Брахман. Это Его космическая энергия, преобразовавшаяся в нашу индивидуальную, помогает нам во всех наших предприятиях. Суббота, 29 июня Кришна, «Господь душ» беседует с Арджуной или Гудахеса, «Господом сна» (победившим сон). Поле добродетели (поле брани) это мир; пятеро братьев, символизирующих праведность, борятся с двумястами прочих братьев, символизирующих то, что мы любим и что нам надлежит побороть. Главнокомандующий Арджуна, смелейший из братьев. Борьба ведется против всех чувственных наслаждений, против всего, к чему мы особенно привязаны, с целью все это убить. Наша конечная цель – остаться наедине с самим собою, так как мы Брахман, все остальные представления должны слиться воедино в этом понятии – «Брахман». Кришна совершал все возможное без малейшей привязанности; он пребывал в мире, будучи сам не от мира. «Исполняйте любую работу, но без привязанности: трудитесь ради труда, а не ради самих себя». * * * Свобода не может стоять совершенно особняком от имени и образа; она та глина, из которой сделаны горшки; но в таком случае она ограничена, а не свободна, и потому никогда не может всецело освободиться от уз того, с чем она соприкасается. Горшок никогда не может сказать: «Я свободен», ибо, как таковой, он уже не свободен, лишь утратив всякое понятие о своем образе, достигает он полного освобождения. * Здесь будет уместно объяснить разницу между терминами. «Брахман» и «Брама». Первый является безличным, безначальным, наивысшим. «Я», Атманом, тогда как второй – первое лицо индусской Троицы (Брама, Вишну, Шива) – создатель вселенной. Вся Вселенная есть ничто иное, как «Единое Я» в его многообразных проявлениях. Благодаря этому разнообразию «Я» единственно истинный звук, который мы в силах переносить; подчас сказывающаяся дисгармония лишь способствует следующей за нею гармонии и ее совершенству. В Песне Вселенной ярко выступают три основные идеи: свобода, мощь и целостность. Как только ваша свобода приносит кому‑ либо вред, вы уже не свободны: вам не надлежит вредить другим. «Быть слабым – то же, что быть несчастным», – говорит Мильтон. Действие неразрывно связано со страданием. Так тот, кто больше всего смеется, нередко и больше всего страдает. «Вы имеете право на труд, а отнюдь не на плоды труда». * * * Злые мысли, с материальной точки зрения – вредные бациллы. Каждая мысль – как бы легкий удар по куску железа, под которым мы понимаем наше тело, и так это железо постепенно превращается в то, чем мы желаем быть. Наше наследство – вся совокупность добрых мыслей всей Вселенной, только бы мы давали им доступ к себе! Нет книги, которая бы уже не существовала в нас самих. «Безумец, или ты не слышишь? В собственном сердце твоем звучит денно и нощно эта Вечная Музыка – Сатчитананда, сохам, сохам». (Бытие, Знание, Блаженство – Абсолют, я – это Он; я – это Он). Источник всякой мудрости – в каждом из нас, как в муравье, так и в наивысшем из ангелов. Истинная религия едина; то, что дает нам повод к прекословиям – лишь образы, символы, иллюстрации. Но для тех, кто находит источник мудрости, царство Беспредельности уже здесь. Сперва надлежит потерять самого себя, тогда нам будет казаться, точно мир для нас пропал, потерялся. Мощь, достигшая наивысшего совершенства, не находит себе применения в этом мире, ибо она ограничивается лишь тем, что она существует, не прибегая при этом к действиям. Итак, истинное совершенство должно быть одним – единственным, в то время как относительное совершенство имеется в несчетном количестве. Воскресенье, 30 июня Думать без образов – то же, что пытаться сделать возможным невозможное. Мы не в состоянии представить себе млекопитающего животного, не думая при этом о каком‑ нибудь конкретном образе, точно так же обстоит и с нашим представлении о Боге. В любой мысли – две части: сама мысль и слово, и мы должны обладать обоими. Идеалисты так же не правы, как и материалисты; необходимо соединить и то, и другое – представление и выражение. Знание, которым мы обладаем, мы черпаем в «отражении», так как не способны лицезреть собственный пик иначе, как в зеркале. Никогда не сможет кто‑ либо познать свое истинное «Я» или Бога, но на самом деле это наше истинное «Я» – мы сами; мы сами Бог. Мы вступаем в Нирвану тогда, когда мы перестаем «быть», т. е. когда нас нет. Будда сказал: «Вы совершеннее всего и ближе к Истине тогда, когда вас нет» (когда маленькое «я» исчезло). Но у большинства людей внутренний «Божественный Свет" » затемнен. Люди подобны лампе, горящей в железном сосуде, сквозь который не проникает даже самый слабый луч. Лишь постепенно, соблюдая чистоту, можем мы сделать окружающую среду менее мрачной, дойдя, в конце концов, до просветления в такой степени, что она уподобится стеклу. Шри Рамакришна, например, был подобен железному сосуду, превратившемуся в стеклянный, позволявший лицезреть внутренний свет таким, каков он есть на самом деле. Но, сколько нас ни есть, мы все на пути к тому, чтобы сделаться таким же стеклянным сосудом, а впоследствии еще более утонченным. Однако, пока мы заключены в сосуд, мы не можем мыслить иначе, как посредством материальных образов. Нетерпеливые никогда не достигнут успеха. * * * Великие святые и праведники делают всю свою жизнь как бы наглядным обучением Принципу. Но ученики, увлекаясь личностью, видят Принцип в святом и в праведнике и забывают о Принципе. В Индии выступления Будды против личного Бога повлекли за собою введение идолопоклонства. В Ведах личный Бог отсутствует, так как в то время видели Бога везде и всюду. Но когда люди утратили Бога в смысле Творца и Друга, они, в силу реакции, предались идолопоклонству и даже Будде поклонялись, как идолу. Слишком порывистые стремления к реформе всегда ведут к отсрочке последней. Поэтому не говорите: «Я – несовершенен, гадок», – а говорите лишь: «Я – совершенен, но надо мне стать еще совершеннее». Нет страны, где жрецы и священники не являлись бы злом, так как они все клеймят и критикуют, пытаясь заполнить пробелы подергиванием лишь одной излюбленной ими веревки, тогда как две или три остальные веревки остаются в бездействии. Не верьте тем, кто говорит о допустимости убийств, вызванных якобы «справедливым» гневом! Ничего подобного нет и не может быть. Если вы будете удерживать кого‑ нибудь от того, чтобы он стал львом, он поневоле станет лисицей. Сила и мощь, на которую способны женщины, являются злом, потому' что женщина порабощена мужчиной – она является лисой, но когда ее порабощение подойдет к концу, она сделается львом. Духовные вожделения должны быть уравновешиваемы разумом, иначе они могут придти в упадок и стать повседневной чувствительностью, сентиментальностью. * * * Все теисты в один голос утверждают, что за изменчивым существует «Неизменное»: разногласия их заключаются лишь в различном представлении о Венце Творения. Будда, например, отрицает последний. «Нет ни Брахмана, ни Атмана, ни души», говорил он. Но нет учения, равного учению Кришны, изложенному в Бхагавадгите. Столь великого ума, как ум автора Гиты, человечество вторично не увидит. * * * В мире существует лишь одна Сила, совершенно независимо от того, проявляется ли она, творя добро или творя зло. Бог и дьявол – одна и та же река, вся разница лишь в том, что воды этой реки текут в одном случае вперед, в другом – вспять. Понедельник, 1 июля Шри Рамакришна Дэва Шри Рамакришна был сыном правовернейшего брамина, не позволявшего себе даже принимать что‑ либо в подарок от кого бы то ни было, не принадлежавшего к касте браминов. Из тех же побуждений он чуждался всякой работы, даже обязанностей священника при храме, и наотрез отказывался торговать книгами или находиться в услужении у кого бы то ни было. Он считал себя вправе принимать лишь то, что «давалось ему небом», (милостыню) и отказывался от подаяний в тех случаях, когда они давались ему от брамина «падшего». Индусская религия не зависит от храмов. Если бы вдруг все храмы были уничтожены, то это ничуть не повлияло бы на религию. По воззрениям индусов надлежит воздвигать постройки лишь «Богу да посетителям», а строить что‑ либо для себя лично эгоистично; вот отчего индус всегда стремится построить храм, являющийся в его глазах Божией обителью. Ввиду чрезмерной бедности семьи, Шри Рамакришна, еще будучи мальчиком, был вынужден принять обязанности жреца при храме, посвященном Божественной Матери или (что одно и то же) Пракрити, или Кали, символом которой был образ женщины, попирающей ногами мужчину. Это означает: покуда Майя не поднимет нас на высоту, всякая премудрость остается для нас недоступною тайною. Сам по себе Брахман не имеет пола: Он непостижим и непознаваем, но, стремясь проявиться, Он прикрывает себя покровом Майи, становится Матерью Вселенной и таким путем созидает мироздание. «Я познаю Бога путем усилия и упорства», – говорит Джнани. Дуалисты же говорят так: «Мы познаем Бога, воссылая молитвы к Матери и умоляя ее приоткрыть нам те врата, ключ к которым доверен только ей». Каждодневная церковная служба в духе культа Кали постепенно развила в сердце жреца‑ отрока столь ревностную преданность, что он оказался не в силах продолжать предписываемые храмом обрядности и потому уединился в находящуюся на храмовом участке рощу, чтобы всецело отдаться религиозной медитации. Эта роща находилась на самом берегу Ганга. Однажды река выбросила к самым ногам его все принадлежности, потребные для постройки шалаша или маленькой хижины. В этом‑ то убежище Шри Рамакришна плакал и молился, перестав думать как о своем теле, так и о чем бы то ни было, кроме своей Божественной Матери. Один из его родственников взялся наблюдать за ним и кормить его один раз в день. Затем появилась некая женщина, которая будучи сама таким же аскетом, помогала ему отыскать «Мать». Далее к нему, без каких‑ либо поисков с его стороны, приходили все учителя, в которых он мог нуждаться; от каждой секты приходил какой‑ нибудь праведник, предлагая ему обучать его. И к каждому из них он прислушивался. Но поклонялся он лишь Матери. Мать для него была – все. Шри Рамакришна никогда не промолвил грубого слова по отношению к кому бы то ни было. Так велика была его терпимость, что каждая из сект думала, что он примыкает к ней. Он любил всех и каждого. Все религии были для него в равной степени истинными. В сердце его находилось место для каждой из них. Он был свободным, однако «в любви», не в «гневе». Дух кротости созидает, тогда как дух «грозы и грома» расточает. Волны религиозной мысли то поднимаются, то ниспадают, а на гребне наибольшего вала стоит «пророк данной эпохи». Рамакришна явился отвечающим духу времени, созидающей, а не разрушающей личностью. Подтверждавшие его учение факты он черпал из Природы и таким путем пришел к той научно‑ обоснованной религии, которая никогда не говорит: «Верь», – а всегда говорит, – смотри. Я вижу, и ты также можешь видеть. Прибегни к одинаковым средствам, и ты придешь к одинаковому ведению». Бог подходит к каждому, гармония доступна всем. Учение Шри Рамакришны – основа индуизма. Не сам он создал его, и не себе он приписывал: известность и слава не имели для него ровно никакого значения. Свою проповедническую деятельность Шри Рамакришна начал, приблизительно, в сорокалетнем возрасте; однако, сам никогда не искал случая проповедовать. Он спокойно выжидал, покуда нуждающиеся в его наставлениях не явятся к нему сами. Согласно индийскому обычаю, он, по воле своих родителей, уже в ранней юности вступил в брак с пятилетней девочкой, продолжавшей и после свадьбы жить со своею семьей в отдаленном поселке, ровно ничего не ведая о великой духовной борьбе, испытываемой ее молодым супругом. Когда она достигла зрелости, он уже успел дойти до самых глубин религиозного экстаза. Она отправилась пешком из отчего дома к Дакинешварскому храму, где Шри Рамакришна в то время ютился, и как только увидела его, то поняла, чем он на самом деле является, так как и сама она была великой душою, святою и хрустально‑ чистою, желавшею лишь способствовать его делу, а отнюдь не оттягивать его вниз до уровня «грихасты», что значит «домохозяин». В Индии Шри Рамакришну почитают как одно из величайших воплощений, а день его рождения празднуют наряду с торжественными религиозными днями. * * * Эмблемою вездесущего Вишны служит своеобразный круглый камень. Каждое утро жрец, войдя в святилище, приносит идолу жертвы, кадит перед ним ладан, затем кладет его в постель и просит у Бога прощения за то, что поклоняется Ему таким образом, так как не имеет возможности вступить с Ним в общение иначе как посредством образа или иного материального предмета. Жрец купает идола, облачает его и, чтобы его «оживить», наделяет его своим собственным божественным «я». * * * Существует некая секта, говорящая: «Почитать одно лишь то, что добро и прекрасно – слабость; нам надлежит почитать и то, что зло и гадко». Эта секта преимущественно распространена по Тибету. Брак отвергается ею. В правоверной Индии она открыто существовать не может, но организует там тайные общества. Но к этой секте не примыкает никто из порядочных людей. Трижды пытались провести в Тибете коммунизм и трижды потерпели неудачу. Приверженцы этой секты прибегают к «тапасам» и всегда с огромным успехом, по крайней мере в смысле внушения. Слово «тапас» значит «гореть». Это своего рода покаяние с целью «воспламенить» нашу высшую природу. Подчас это обет совершить что‑ нибудь от восхода до заката солнца, например, непрерывно повторять слово «ОМ». Подобными действиями вызываются известные силы, могущие быть использованы как для явлений материальных, так и для явлений порядка духовного. Этим представлением о «тапасе» проникнута вся религия индусов. Индус утверждает даже, будто сам Бог прибегал к тапасам при сотворении мира. В его глазах «тапас» – ментальное орудие, с помощью которого можно совершать и созидать, что угодно. * * * Люди, рассказывающие о сектах, к которым они не склонны питать симпатии, либо лгут сознательно, либо лгут бессознательно. Приверженец какой‑ нибудь одной секты почти никогда не видит истины в других сектах. * * * Некий великий Бхакта (Гануман), будучи однажды спрошен, какое сейчас число по календарю, ответил так: «Мое вечное число – Бог, об ином числе я не забочусь». Вторник, 2 июля Божественная Мать Секты почитают Универсальную энергию как Мать – имя, сладостнее которого ничего для них не существует, ибо в Индии мать является высочайшим идеалом женственности. Почитание Бога как «Матери» называется индусами «правым» путем, всегда ведущим к духовности, но отнюдь не к материальной обеспеченности. Почитание же Бога как отца называется «страшным» или «левым» путем, ведущим к большому материальному достатку, но очень редко к духовности; подчас это приводит к полному упадку и к уничтожению народности. Мать – первое проявление мощи – считается понятием превосходящим понятие «отец». Как в глазах младенца мать – нечто всемогущее, способное совершить что угодно, так и у взрослых с понятием о Матери зарождается понятие о Шакти – божественной Энергии и Вездесущности. Эта «Божественная Мать» и есть дремлющая в нас «Кундалини». Всепрощающая, всемогущая, вездесущая – таковы качества Божественной Матери. Она ~ совокупность всей энергии вселенной. Всякое наблюдаемое во вселенной проявление энергии – «Мать». Она – Жизнь, Она – Мудрость, Она – Любовь, Она – Вселенная. Она способна проявляться в любое время и под каким угодно образом. Божественная Мать может проявляться либо под внешним обликом (рупа) и именем (нама), либо, прикрываясь тем или иным именем, при отсутствии всякого облика. Подобно тому, как человек – лишь совокупность всех клеток, входящих в состав его организма, и каждая отдельная душа есть своего рода клетка, так совокупность всех душ – Бог, Абсолют. Абсолют – это как бы море при безветрии, а то же самое море во взволнованном виде – это Божественная Мать. Она – время, пространство, первопричина. Как Мать, Бог обладает двумя свойствами: обусловленностью и необусловленностью. В первом смысле Она – Бог, Природа и душа (человек), во втором – Она скрыта и непостижима. Кришна является лишь частицей, крупицей, каплей Матери; точно так же частицею Ее является и Будда. Поклонение Матери в лице почитания нашей матери в земном смысле – уже шаг вперед на пути к Великому. И если вы действительно хотите достичь Любви и Мудрости, поклоняйтесь Ей! Среда, 3 июля Обычно принято думать, что первым импульсом религии был страх. «Страх перед Господом породил мудрость». Однако, впоследствии появилось более возвышенное понятие: «Совершенная любовь изгоняет всякий страх». Покуда мы не достигли совершенного знания и не познали Бога, у нас неминуемо будет осадок страха. Чем больше мы преуспеваем в любви, добродетели и праведности, тем явственнее вступают в поле нашего зрения любовь, добродетель и праведность, царящие вокруг нас. Осуждая других, мы, в сущности, осуждаем себя же. Приведите в гармонию подвластный вам микрокосм, и макрокосм явит вам всю гармонию, в нем царящую. Маленькая водяная капля в состоянии привести в равновесие всю вселенную. Не можем мы увидеть вне себя то, чем мы не являемся внутри. Для нас Вселенная то же, что большая машина для маленькой: малейший намек на какую‑ нибудь неисправность в маленькой машине заставляет нас подозревать изъян в большой. Нет продвижения, которое бы не достигалось любовью. Осуждение не приносит добрых плодов, это доказал нам опыт многих тысячелетий: осуждением ничего не достигнешь. Истинный ведантист должен любить все и ко всему относиться терпимо, так как монизм или абсолютное единство – душа Веданты. Вполне естественно, что дуалисты склонны выйти из равновесия терпимости и воображать, что их путь, их учение является единственно правым. Так секта вайшнавахов – индийских дуалистов – отличается крайней нетерпимостью. О другой дуалистической секте – Сайвасов рассказывают,, что будто некий послушник, по имени Гхантакарна или «Колокольчикоухий», будучи ревностным поклонником Шивы, не желал даже слышать имени другого 'божества, а потому приделал себе к ушам колокольчики, с целью заглушить всякий голос, произносящий иное имя Божие. Но Шива, зная его пламенную преданность, хотел убедить его в том, что Шива и Вишну – одно и то же. С этой целью он однажды предстал перед ним, наполовину обернувшись Вишною, наполовину Шивою. Послушник кадил ладан. Его слепое преклонение перед Шивою было настолько велико, что он не мог допустить проникновения части ладана в ноздрю Вишны и поспешил ткнуть в его ноздрю пальцем, дабы не дать Богу наслаждаться обаятельным ароматом. * * * Мясоедные животные, например, лев, обычно делают одно большое усилие, чтобы скорее «отправиться на покой», тогда как терпеливый вол не перестает двигаться денно и нощно, питаясь и предаваясь сну во время своего хождения. Покуда берет верх милитаризм, мясоедение будет подавлять вегетарианство, но с развитием науки будет меньше войн, и начнется расцвет вегетарианства. * * * Тот, кто любит Бога, делится как бы на две части: само «я» и любящее свое «я». Бог создал меня, а я создал Бога. Мы создаем себе Бога по нами же созданному образу; это мы создаем Его как управляющего нами господина, а отнюдь не Бог делает нас своими рабами! Равенство и свобода становятся для нас доступными с того момента, как мы осознали, что мы и Бог составляем одно неразрывное целое, что мы с Ним друзья. Никогда не ставьте вопроса: «А какая польза будет от этого миру? » Пусть мир бредет своим путем. Ничего не спрашивайте, только любите; любите и не ищите ничего другого. Любите и забудьте всякие «измы». Осушите до дна кубок любви и станьте безумцами. Говорите: «Мы – твои, твои навеки, о. Господи! » Ведь, в сущности, само представление о Боге ничто иное как любовь. Увидите кошку, заботящуюся о своих котятах, остановитесь и молитесь. Это – Сам Бог, проявляющийся таким образом. Повторяйте: «Я – твой, я твой», – ибо мы можем увидеть Бога везде и всюду. Не ищите Его, а просто‑ напросто лицезрейте Его! «Да сохранит вас Господь Бог в живых во веки веков, о, свет мира, душа вселенной! » * * * Абсолюту поклоняться невозможно и мы должны поклоняться какому‑ нибудь проявлению Его, лучше всего такому, которое соответствует нашей природе. Мы сами создаем себе среду, с которой вступаем в контакт, и мы же впоследствии сбрасываем с себя эти путы. То, что в нас чуждо всякого страха, – это Атман. Когда мы молимся, то стремимся к добру, но мы не ведаем, что творим. Лишь постигнув свое высшее «я», мы в состоянии понять все. Высочайшее выражение любви – это приведение всего к Единому. «Некогда женщиной был я, а он был мужчиной; Зрела любовь: я и он безвозвратно исчезли; Смутно лишь помню, что было нас некогда двое, И что любовь, между нами ступив, нас сплотила». (Из поэмы некоего персидского суфи) Знание вечно, и бытие его то же, что бытие Божие. Человек, открывающий закон духовного порядка, всегда вдохновляем свыше, и то, что он дарит миру – откровение. Однако откровение в свою очередь – вечно: нельзя кристаллизовать его как нечто конечное и затем слепо ему следовать. Завоеватели Индии в течение многих лет упрекали индусов за то, что они осмеливаются критиковать свою же религию. А между тем, это именно то, что делает их свободными. Поработители срывают с них их оковы, сами того не ведая. Наирелигиознейший в мире народ – индусы и по сей час еще совершенно чужды всякого ханжества и богохульства: с какой бы точки зрения индус ни подходил к религиозным вопросам, уже сама беседа на такие темы является для него священнодействием. Из священных писаний было сохранено лишь то, что отвечало цели, преследуемой церковью. Именно поэтому не следует доверяться книгам, и почитание книг является наизлейшим из всех идолопоклонств. * * * Человек – наивысшее из всех существ, и этот мир – наивысший из все» существующих. Представить себе Бога в образе, стоящим выше человеческого, мы не в состоянии, поэтому наш Бог – это человек, и человек для нас является Рогом. Желая вскарабкаться ввысь, мы, достигнув предельной высоты, блуждаем в поисках чего‑ либо, помогающего подняться еще выше, если что‑ либо находим, то препятствие одолеваем вскакиванием и поднимаемся еще выше. Точно также и с духовным ростом: достигнув известного духовного развития, нам нужно еще скакнуть, «выскочить» из разума, затем из тела и из всех иллюзий и покинуть мир, ибо достигнув Абсолюта, мы уже вне пределов этого мира. Человек венец единственного мира, который может быть нами постигнут. Все, что мы знаем о животных, доступно нам лишь по аналогии, мы в силах судить о том и сопоставлять его с тем, что сами делаем или чувствуем.
|
|||
|