Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Иконоборчество.



Причины:

1. Марксистская версия – иконоборцы хотели решить экономические проблемы, заставить монахов трудиться, отнять земли и все такое. Левченко, Успенский, Кардатос. Иконоборчество – борьба против монастырской собственности феодального типа. Кардатос говорил, что монастыри превратились в феодальные крепости, неученые монахи распространяли невежество в массах. Ученый Бек дает контраргументы: не было значимого сопротивления монахов на 1ом этапе иконоборчества (при Льве), оно началось только при Константине, не было аргументации финансового толка от монахов, паломничество не было значимым фактором тогда.

2. Иконоборчество как продукт различных влияний. Бобринский: объединяет все версии в этой концепции.

· Иудейское влияние: иконоборцев называли «иудеемудрствующими», «иудействующими» как то так. Дружба Льва с Хазарским царством, женитьба сына на Хазарской принцессе. Однако, с другой стороны, вроде как Лев устроил гонения на иудеев… Георгиатис (ученый): магическое сознание распространено, маги могли получить доступ к императору, отождествляли иудеев с магами. С другой стороны – советники Льва (маги) теоретически были против икон, желание отменить иконопочитание связано с тем, что иконы - символы христианства. Отцы 7го Вселенского собора, считали что иудаизм был причиной иконоборчества. Тезис в современной историографии не разработан.

· Мусульманские влияния: ислам – запрет на изображения, они их вообще отвергают, все. Васильев: дипломатический ход Льва – направлен на внешнюю политику, дружба с исламским миром. Однако, императоры иконоборцы были противники мусульманских халифов, боролись с экспансией. Однако при императоре Феофиле это вероятно. Иконоборцы, кстати, не отказывались от креста, более того, в новой династии крест был гербом. А в исламе крест отвергается.

· Христианские течения, отвергающие почитания икон (монофизитские секты, например, последователи Юлиана Галикорнасского, секта Павликиан) у них дуализм. Все вещественное – зло и грех. Плюс, они много чего отвергали в литургии. Сторонники этой точки зрения считают, что в этом есть расчет, привлечение иконоборцев на свою сторону. Контраргументы: павликиан вообще меньшинство, они при границе где-то, а монофизиты Малой Азии вообще защищали иконопочитание. И крест павликиани отвергали.

· Манихейское влияние: дуализм манихейского толка. Манихейство – зло, критерий ереси, отцы 7го Вселенского собора зачитывали текст «деяний» Иоанна, где есть иконоборческие идеи, но это апокриф, выдыхаем. Там Христос не на Голгофе а в сверхъестественной пещере. Запрет на иконопочитание может оттуда черпаться. Запрет на изображение лица на материальной иконе. Обычный манихейский дуализм. Сами иконоборцы хотели сохранить то, что они традиционалисты, хотя некие отрывки манихейского толка у них были, например из вот этого апокрифа. Дуализм – базис иконоборческой ереси. Епифаний Константский пишет, что иконоборцы даже на Евангелие ссылались, где большая значимость духовному миру, а не естественному «Бог есть дух» и надо поклоняться Духу истинному (Евангелие от Иоанна). После Воскресения все тварное исчезает – тезис иконоборцев, а все нетварное (= неописуемое) остается. Это оспаривается рядом ученых. Масукас говорит, что есть разница между дуализмом Платона и восточных религий: темный дух, светлый дух, а не просто материальное и духовное.

· Все объединились, но все отвергали иконы по своим каким-то причинам. Все против христианства!

3. Не надо тратить деньги на создание икон, украшение храмов, надо экономить и помогать бедным. Морализм + представление о помощи ближним.

4. Идея просвещения (Карташов) – борьба не только с иконами, но и с монастырями, например. Светскость противопоставлялась религиозности. Политически неблагонадежные те, кто молится, и становится монахом, например.

5. Антитрадиционализм.

6. Пренебрежение ко всем церковным, литургическим символам у иконоборцев.

Вывод: иконоборчество имело еретические и догматические взгляды на Христа, на его тело, то есть христологические споры имели место быть. Георгиатис: иконоборцы хотели провести полное преобразование в сфере культуры тоже, поэтому взялись за церковную сферу. Обвиняли в язычестве, в идолопоклонстве, это привело (разумеется) к конфликту. Таким образом, можно полагать, что иконоборчество это идеология, где просто светскость была основным аспектом, отсюда рационализм и дуализм.

Иконоборчество (продолжение)

Землетрясение – Божий гнев. Император считает, что византийцы прогневали Бога иконопочитанием, т. е. язычеством. Указ против иконопочитания был издан без «слова» патриарха, т. е. никто его не спросил. Патриарх Герман (Исповедник) противостоит императору. Переписка с Римским папой: император утверждает свои полномочия на вмешательство в церковь: «Я есмь царь и священник». Константинополь – силентиум – заседание высших церковных властей, обсуждение насущных вопросов. Патриарх Герман против иконоборческой политики, тогда Лев 3 запрещает почитать иконы. Патриарха Германа отправляют в ссылку, говорит о необходимости собора по этому поводу.

Лев 3: Закрытие школ в Константинополе, сжег библиотеку. Преследования, пытки иконопочитателей, запрет на иконы, сопротивление почитанию. Иконоборчесвто не встретило поддержку на территории патриархата.

741 – 775 гг. (Константин капроним) маниакальный любитель лошадей (Константин лошадник). 743 г – берет Константинополь, одерживает победу над оппонентами. В целом нарастание иконоборческих мер постепенное, нарастает число епископов, сторонников этих мер. 754 год – Собор – г. Иерия. 388 епископов, но назвали «безглавым», т. к. не было ни одного патриарха. Поместный собор. Стремление Иконоборцев утвердить свою аргументацию, продолжение христологических споров. Говорили о том, что невозможно изобразить божественную природу, а изображение только человеческой природы = монофизитство. Давление императорской власти, монахи становятся постепенно «совестью церкви», защитники православия. Афанасий 1 был занят тем, что отбирал участки у епископов, которыми они успели обрасти. Константин = богослов иконоборчества. Диспуты между православными и иконоборцами, православные отправлялись в тюрьма.

Трактаты о иконоборчестве Константина: если образ возможен, то он должен быть тождественен оригиналу; христологическая аргументация: монофизитство слияние одновременно человеческого и божественного естества на иконе, а если не монофизитство, то несторианство, то есть сливают 2 естества. «Мертвое и презренное эллинское искусство» - низкое искусство не может изобразить Христа.

В Древней церкви были разные тенденции, и иконопочитания, и иконоборчества (4 в. ). Поместный Ильвийский (? ) собор – под сомнение почитание икон, не включили данные Иерийского собора. Бобринский говорит о том, что собор осудил иконы, чтоб избежать насмешек среди язычников. Выход из эпохи язычества – распространено. Обычай изображать Христа и Святых – Василий Великий побуждает христиан изображать Святых и Христа и использовать иконы. Святые говорят, что иконы позволяют нам не забывать о жизни Христа и Святых.

Борьба с почитанием святых. Иоанн Дамаскин: Христос назвал святых друзьями, как же нельзя их изображать, если они друзья Христа? Ведущий богослов иконопочитания. Служил при дворе Халифов в Дамаске. Сын Божий принял крестные страдания и воскрес. Пожелал стать видимым для людей - оправдание богословия. Образ обнаружения и показания скрытого. Раз Бог воплотился, значит есть возможность для церковного искусства. Касаемо Ветхого Завета – не видели, не изображали. Тут увидели – изобразили. Видим образ и освещаемся через Него. Через телесное созерцание, человек восходит к духовному. Образ воплотившегося – это образ Бога, а не только изображения тела. Не веществу мы покланяемся, а Христу. Почивших не называем мертвыми, т. к. верим в Воскресение. Разница в поклонении: почитание (проскинисис) может даваться и святым, а служение (латриа) только Богу. И почитание 2го типа – почитание икон. Благодаря Христу открылась возможность к спасению.

7 Собор. Одно начало, один Творец. Нет того, что вне божественной энергии. Материальное – не зло, тоже созданное Богом. И иконы в том числе, отсылают к божественному. Материальное – отцы Никейского (7) собора – материальное не может быть постыдным, загрязнённым по своей природе, ничто не может быть изначально отрицательным. Разделение между священным и не священным, не противопоставление о материальном и не материальном. Тезис Дамаскина – отрицание претензий императору на господство в церковных делах.

Федор Студит. Богослов иконопочитания после смерти Иоанна. Тезис о том, что на иконе не естество, а лицо. Проекция на искусство: изображение не естества, а лицо Сына Божия, лицо человека. Умеренные иконоборцы: надо повесить повыше иконы… Кто-то был против изображения только Христа. Письмо Евсевия Кессарийскго – Евсевий не был выразителем церковного предания, неоднозначное учение (1ый вселенский Собор), т. е. сомнительный догматический авторитет. Епифаний Кипрский – 4-5 вв., противник Златоуста, но непонятно, подлинны ли цитаты о иконоборчестве. В других сочинениях Епифания – ничего не говорит о почитании икон, раньше Епифаний никогда был известен как иконоборец, на этот текст никогда не ссылались, наоборот, иконопочитание распространилось. Епифаний кроме этого спорного текста нигде ничего не говорил. «Путешествие святых апостолов» - обличение иконопочитания. Но эта книга древняя, многими отцами рассматривается как еретическая.

Константин, получив санкция собора 754 г, начинает насаждать репрессивные меры. Святой Стефан Новый – арестован, монастырь сожжен. В одной из тюрем 322 монаха, которые были из-за иконопочитания репрессированы, многие были изувечены. Стефана жестоко казнили. После этого, тело бросили в ров: мотивация казни «Монашество – грех, т. к. отречение от семьи и т. д. ». Программа по отмене монашества. Влахернский храм был расписан сюжетами из Евангелия, но их замазали, расписали птицами и деревьями. Иерийский собор не отверг почитание мощей, но Константин после начал и с мощами бороться (топили в море, например).

[АС1]



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.