Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Константин 4 и 6ой Вселенский собор.



 

Учение алкизоитов – пустыня на мертвом море. Алкисай – первый, от его имени и название. Или Алкивиат, тоже самое, по ходу. Приехал он из Сирии, рассказывал про огромного ангела, который передал ему книгу, в которой содержится учение (гностической системы, кусочки из иудаизма, иудействующие еретики), смешивает ряд мировоззрений. Нумерология, магия и др. религии. Евсевий Кессарийский говорит, что они признавали отельные тексты Ветхого Завета, игнорировали апостола Павла полностью. Считали, что Адам обладал истинной религией, но из за злого = женского начала все испортилось. Истинное учение – тайное, например, книга Иоксая. Учение Моисея ложное. Чтобы очистить закон Моисея, Бог послал Христа (учителя). Они не считают Иисуса Христа Богом. Учение – полное искажение учения о Троице, либо вообще не существование Троицы. Для них Христос – Ангел мужчина, а Дух – ангел женщина. Крещение – искупление грехов, может осуществляться несколько раз. Бесноватых они крестят в холодной воде 40 раз в течение 7 дней, активно привлекают данные из астрологии, магии и т. д.

Гностицизм – «гносис» учение, знание. Дословный перевод – «культ знаний», альтернатива христианству. Религия, которая по идее должна была бы быть идеальной. Внутри астрология, нумерология и т. д. Верховенство знания над благодатью. Знание – способность вершить свою судьбу. Гностики стремяться решить свои проблемы с помощью знания. Гностическое движение очень многообразное. Появляется во время кризиса язычества, поэтому идея была довольно-таки сильна. Персия, Вавилония, Сирия и Западная Азия, Греция, Ассирия у развития гностицизма. Гностицизм это не продукт только Греции или Ближнего Востока, это сочетание всех регионов и традиций, концепций. Новый Завет и в Посланиях (Павла к Титу) – уже имеет место гностицизм. 20 век – научные открытия, находка в Египте в 1945 году библиотеки Накхамади – 50 трактатов – документы о гностицизме.

Опасность гностицизма для христианства: пытались смешать свои убеждения с учениями христианства, и все это проповедовали, хотели становиться священниками и пропагандировать свои пути. Само знание должно быть достигнуто религиозным путем. Обряды посвящения (т. е. искаженные христианские таинства), магизм – прямая альтернатива религии. Практика гностиков имеет в основе магию, даже заклинания всякие. Фактор Божьей благодати и Божьей милости исключается. Сравнивается с кабалой, с масонством (Болотов). Набор адептов между разными религиозными верованиями, например, люди могут быть разных религий, но могут быть и в гностицизме. Церемонии различные, загадочные имена. Различие также – приобретение знания: гностиков на индивидуальном уровне, у христиан – из Церкви. Гностики отвергают учение о Богочеловечости Спасителя. Для них страдания, Воскресение Бога – неважно. Компромисс между язычеством и христианством, следовательно, непримиримая борьба гностиков и апологетов. Со 2 века борьба, продолжается до начала 6го века.

Классификация: классифицировать сложно, одна и та же система с разных точек зрения видоизменялась, относилась к разным классам. Все основывали новые гностические учения. Первый представитель гнозиса – волхв Симон.

Докетизм - докеты-«мыслить, казаться», докитизм – понятие шире, это учение о том, что воплощение Христа призрачное – иллюзия. Еретическая система. Связано с дуализмом. Иоанн Богослов – полемика с докетами.

Николаиты – материя-зло! Умерщвление материи достигается распутной жизнью О_о. Второе название из Апокалипсиса – Валаамиты (от места Валаам). Основатель – диакон Николай (но есть расхождения), может просто николаиты хотели, что бы Николай был их учителем, есть свидетельства, что Николай жил благочестиво. Есть и другие точки зрения (например, что Николай встал на путь порока и разработал это учение). Неониколаиты – системы, в которых есть оправдание некоторых поступков.

Термины и учения: гностики считали, что есть Высочайший Дух и материя – у них противостояние, термин эмонация. Дух через ЭМОНАЦИЮ производит живых существ, а совокупность этих существ (ЭОНОВ) называется ПЛЕРОМА. Есть верховное существо, а есть низшее – ДЕМИУРГ. Свойства материи у всех разные. Например: материя – безжизненное начало, или – материя – живое начало, деятельное, с широкими возможностями, т. е. противостоящая сила. Это два класса – Александрийские – материя – мертвая, и Сирийские. Все, конец пока расхождениям. И у тех и у других – мир – сочетание духовного и материальное начал. У Александрийцев – эон оторвался от плеромы и впал в материю, у Сирийцев – Эон боролся и был поглощён материей. Эон становится демиургом. У Сирийцев – зло преобладает над добром, у Александрийцев – наоборот. Самое главное – освободится от материи. Что забавно (это мой коммент) можно освободится от материи двумя путями: либо аскетизмом, либо развратом, т. е. пренебрежительное отношение к телу, в данном случае. Александрийцы считали, что демиург помогал добру, а у Сирийцев – демиург зло, поэтому иудаизм у кого-то ничего так религия, у кого-то все плохо.

Личность Христа: считают что Христос это эон, у Александрийцев – эон соединился с человеком, покинул его, когда тот был распят, а Сирийцы – докеты, считают, что это было все призрачно. Но! Суть Христа была не спасение, а дарование гносиса. Воскресения нет, конечно же. Избранным дается духовное учение (гностикам), чувственное – худшее – всем, содержится в духовном писании. АНТИНОМИЗМ – отрицание любого нравственного закона, всякого, крайняя форма николаитства.

Маркион - 144 год, богатый судовладелец, начал перед пресвитерами излагать свое учение, формирует собственную общину. Идеи: книга «Возражения» («антитезы»). Главный принцип – отвержение Ветхого Завета, Бог там жесток, а Новый Завет – это Бог - прощение. Поиск противоречий. Когда Бог спросил Адама: «Где ты? » - значит, Он не мог быть сведущим. Формирование канонов: 9 посланий апостола Павла, только Евангелие от Луки. Тексты сокращает и правит, подходит творчески. Вычеркивается фраза «старое вино лучше молодого» (ОТСЫЛ К ВЕТХОМУ ЗАВЕТУ! ) Опускает всю часть Евангелия, где речь о Рождестве, Крещении. Маркионовы прологи – попали в Вульгато.

Манихейство – широкое распространение получило. Зарождается как переосмысление зороастризма. От Китая до Рима рассеялось, большое воздействие на сектантские общины. Происхождение: Персия, 3 век, маги хотели зороастризм в чистом виде сохранить, некий такой проект у них был. Споры о дуализме были… Манес, Мани – в переводе «дух» - это его псевдоним. Имя – Сураик. Это основоположник, он решил смешать христианство и зороастризм, создать новую религию. Евангелие Сураика – «Ертенки Мани», потом он был казнён. И создана была новая религия.

Два царства: добра и зла – свет и мрак. Свет из 5ти чистых частей, мрак из 5ти нечистых. В первом властитель добрый Бог, во втором – злой. Это у нас традиционный зороастризм. Потом у нас по 12 эонов вокруг первого и второго, начинается борьба. Потом стирание границ, столкновение миров, отец света производит 13ый эон – матерь -жизнь, а уже этот эон производит новый – человека, который называется Христом Иисусом, Сыном Божиим, Словом Божиим. И Он вступает в борьбу с демоном. Христос проигрывает злу, тогда создается новый эон – Дух Животворящий (ему на помощь). Он помогает. Христос разделён: страждущий Иисус – смешение света и тьмы. Свет – духовное начало, тьма – ясное дело – материальное. Страждущий Иисус становится демиургом, то есть мир наш материальный. Страждущий Иисус освобождается – собирает частицы света в царстве тьмы и заключает их в материи. Свет – душа, тьма – тело. Душа в «клетке» тела. Иисус учит вкусить от древа познания, вот. Негативное женское начало – луна (остыл к тому, что часть Христа, которая не стала демиургом была помещена на солнце)! И начинают появляться дети. КАКОЙ ЖЕ ТРЭШ… Манес смотрит на Христа как на того, кто принимает вид человека, является только учителем. Манес послан Богом для истинного учения. Пусть к спасению – аскетизм, истинные манихеи жили одни, нет ни дома, не семьи, не ели мяса, не рвали цветочки… Работали на них миряне, они могли рвать цветочки. Они помогали избранным, поэтому могли спастись. Окончательное восстановление – освобождение духа от материи. 1468 лет будет гореть земля, материальный мир разделится с миром духовным и это – страшный суд.

Монархианство – осмысление догматов о Едином Боге и Троице. Считают, что Троицы нет, Бог в одном лице. Два класса: Динамисты и модалисты. Динамисты – Отец, Сын и Дух – сила, вторые – это просто образы. Динамисты – Бог – единое существо, Сын и Дух это только силы Бога, Сын – сила между Богом и миром, а дух – Божественная сила, освещает. Модалисты - Ветхий Завет Бог-Отец, в Новом Завете Бог явился как Сын. Павел Самосадский – модалист. Идея о том, что Христос – человек, в котором обитал Бог, в Ветхом Завете Бог обитал в храме, а тут – в Иисусе. АДОПЦИАНИЗМ – термин, это от «усыновлять», Бог усыновил Иисуса… Павел широко использовал слово «единосущный». Савелий – модалист – «савелиянство» = модализм. Идея: различные имена Бога и явления…

Монтанизм – учение, зародился во Фригии (Малая Азия) на Западе задержался. Появился в 156, или в 172 году, середина 2 века. Антипод гнозиса, практическое учение, нет особых изысканий, народное учение! Отрицание разума, слепая вера. Полное отрицание разумности в области религии. Основатель – Монтан. Центр – город Пипуза -объявлен новым Иерусалимом. Хилиастические идеи «о тысячелетнем Царстве Божьем», что бы туда вступить, надо усилить подвиги, Монтан провозглашает себя тем, кого Бог должен быть призвать. Монтан очистит церковь от чувственности и приведет ее к очищению. Все сопровождается пророчествами. Впадал в экстаз и начинал пророчествовать. Сохранились некоторые цитаты из монтанизма, например, у Епифания Соломийского. Главное заблуждение (особенность) – учение о продолжающемся откровении: откровение продолжается и сейчас через Монтана. Идея о том, что есть периоды у Церкви: Моисеев закон – отрочество, Евангелие – юность, Монтан – мужество. Монтан проповедует строжайший аскетизм, вводит новые посты, уходит от идеи христианского прощения, носить только черный цвет, искусство и наука не нужны христианину. Сам монтанизм существовал до 6го столетия.

Хилиазм – идея про тысячелетнее царство, идея о установлении этого царства на земле. Это не ересь, а скорее такое движение. Азия, Египет. Духовный и материальный хилиазм. Материальный – 1000летнее царство рассматривается как пир, жизнь всласть и все такое. Духовный – царство Христа на земле – духовное богатство. Иероним и Августин какое-то время разделяли духовный хилиазм. Но, опять же, это не совсем ересь, поэтому его не осуждали на соборах, из-за отсутствия догматической системы. Неоднократно возникает в разных течениях.

 

 

Эпоха Вселенских Соборов: политические деятели вмешиваются, множество внешне- и внутре- политических факторов, эпоха не мирная! Достаточно много гонений, ссылок и мученических смертей. Богословская полемика становится центром жизни всей империи, вселенские – потому что вся империя делится как бы на 2 части. Охватывает весь христианский мир. Эпоха развития богословской мысли (4 век). Формулировка важнейших догматов. Еретические течения охватывают целиком весь мир.

К началу 4 века существовало 5 богословских традиций:

1. Александрийская, Александрия – центр богословский, философский, преемственность от Филона Александрийского, знание, основанное на греческой философии, аллегорический метод толкования Ветхого Завета. Последователи аккуратно используют аллегорический метод. Действуют в рамках больше церковного предания.

2. Антиохийская – аристотелевский фундамент, акцент на историческом толковании текстов. Представление о Христе – историчность, реальность воплощения. Продолжение в несторианстве. Школа эта развивалась и в православном, и в еретическом ключе. Просто направление

3. Палестинская – группа палестинских богословов, имела связи с Антиохийской мыслью, с влиянием Оригена. Ориген, когда покинул Александрию, в 231 году основал в Палестине школу: там были Григорий Чудотворец и др. Известные богословы: Евсевий Кесарийский, Епифаний Соломийский.

4. Начало 4 века, Кападокийская – Кападокия имела очень раннюю традицию церковную. Деятельность великих кападокийцев, число епископов значительное, 7 епископов оттуда в 1 Вселенском Соборе. Восприняли несколько традиций, но формируют из разнообразных школ собственную богословскую традицию.

5. Латинские богословы, северная Африка. Амвросий Медиоланский и Иероним, продолжатели – Августин и Григорий Великий. Но говорят, что Августин начинает свою традицию.

Александрийская школа. Город особый в культурном значении, по прежнему, кстати, все это сохраняется. Библиотека известная там, различные учреждения учебные, христианские. Выгодное географическое положение, т. о. многонациональный центр. Это оказало какое-то влияние на ход церковных споров. Спор вспыхнул благодаря некоторым моментам. С одной стороны предстоятель церкви имел большое влияние на территории вокруг, епископ александрийский – авторитет, большие полномочия, диктаторский образ правления. С другой стороны, в самой Александрии его мощь ограничена, т. к. город разделен на кварталы, а там не епископ, а пастырь. Пресвитер может сам толковать Писание и отлучать от церкви самостоятельно, как хочет. Сам церковный строй подразумевает развитие церковных групп каких-то.

Арианство: христианство в арианской интерпретации для обращения масс язычников было более удачное: для разума, для логики все было очень понятно. С другой стороны, такая модель была другой, отличающийся от того христианство, которое было дано в Евангелии. Ариане – акцент на морализме, на нравственности, уходят от религии искупления (Христа). Многие исходили из того, что спасение возможно только в том случае, если он рождён, а не сотворен (логично). Христос становится высшим из пророков, второстепенным Отцу, не единосущным Ему.

Итак, Арий: родом из Ливии, рожден примерно в 250-260 гг. Хорошее знание греческой философии, сильная личность, настойчивая, проповедник с уникальным трактованием Священного Писания. Множество поклонников, очень популярен среди своей паствы. Учение: тварность Сына Божия, то есть Сын сотворен Отцом. Христос не то, чтобы простой человек, но ниже Бога Отца. Не оригинальна система, кстати. Александр Александрийский – закваска на Лукиане, последователе Павла Самосадского, это он говорит про Ария. Действительно, целый ряд епископов в антиохийской школе научены всему этому.

Лукиан и Павел: Лукиан известный толкователь Писания, был знаком с Павлом Самосадским, он был осуждён на соборе Антиохийском. Лукиан, правда, был верен Павлу. Правда в конце жизни он примиряется с церковью и он принимает мученический венец. Александр Александрийский пишет: учит о том, что Христос сотворен. Было время, когда Сына не было, т. е. Сын – сотворен, Лукиан отвергал человеческую душу во Христе, только плоть человека. Павел избран на кафедру, пользовался властью большой, имел государственные полномочия. Его называли «внешним» человеком для церкви: он апеллировал к светскости, к поведению светского человека. Например, «он хотел жить и казаться блестящим светским человеком». Употребляет приемы светских ораторов во время проповеди, он с пренебрежение отзывается об умерших Отцах Церкви, т. е. о Предании. Терпимая точка зрения ко всяким не очень хорошим поступкам, как у светского человека. Павел считал, что Христос неравноценен Отцу. Это и развивает Лукиан.

Лукианисты: люди с хорошим образованием, люди науки. Искусство спорить, принесение языка науки и логики в сферу веры. Не отделяют веры от знания, хотят все довести до логичности. Называют себя исследователями веры. Рационализирующие богословы (кто-то их так называл). Церковные предания – насмешливо относятся, терпеть не могут, когда их сравнивают с Отцами. Себя считают мудрыми, достигшими знания. Религиозные мотивы были слабы в арианстве: нет никаких характеров по истине христианских, примеров. Вдохновляет успешность в науках только, в толкованиях и т. д. Немного иные ценности. Деликатность, осторожность, благоговейность – такого нет. Наоборот, это у них рассматривается как слабость оппонента.

Богословие Ария. Арий начинает проводить мысль среди прихожан, что Христос не единосущен Богу. Арий считал, что Бог – это совершенное единство, это Бог Отец. Все иное – чуждо Богу Отцу по сущности. Бог Отец и Сын Божий они не подобны. Троица – не константа, она просто возникает, ипостаси не подобны. Ария называют строгим монотеистом. Сохраняется идея, что во время воплощения логос (слово) Божий соединился с телом. Дух святой – не Бог, единосущный Отцу, а сотворенный Богом Отцом. То есть, снова идея о трех сущностях. Епископ Александр поздно получил сведение об Арии, он успел очаровать всех, распространить свое учение по разным областям. Арий не готов подчиняться авторитету Александра, Александр отлучает и изгоняет его из церкви. Тогда Арий сам формирует свою «партию». Агитируют, собрания постоянные, письмо к епископам Малой Азии. Защищают ариан Евсевий Никомедийский, период переписок и обменов посланиями, оправдания, осуждения Ария и тд.

Александр Александрийский: боролся с арианством. Высокие человечные качества, даже ариане с этим не спорили. Писал многое по поводу арианства, но сохранилось всего два послания об арианстве. Александр говорит, что учение Ария христоборческое. Он отказываются от традиционного благочестия, попирается страх Божий, отрекается от Писания. Богословие Александра опирается на традицию. Говорили, что Александр по сравнению С Афанасием «простец», слабость есть некоторая.

Афанасий Александрийский: Вся жизнь его прошла в церкви, игры – играл как будто он епископ, крестил детей в море, вся жизнь была связана с церковью, защищал ее. Миссионерствовал в Африке. Был человеком бескомпромиссным, человеком борьбы за чистоту христианства. Афанасий считает, что Христос все-таки имеет божественную природу, борется с арианством. Христос и Отец – одно, «кто знает Сына, тот знает Отца», его богословие – стремиться убедить, что Отец и Сын это один Бог. Спасение – через личность Богочеловека, Отец мог бы по своему желанию освободить Адама от греха, пользы было бы мало, человечество могло было бы снова быть змеем искушено, необходимо было истинное воплощение Сына Божия, освобождение от тления, достижение бессмертия.

Каждый собор связан с сильной личностью, или с группой богословов:

1. Афанасий Александрийский

2. Кападокийцы

3. Кирилл Александрийский

4. Кирилл Александрийский

5. Юстиниан

6. Максим Исповедник

7. Иоанн Дамаскин

Арий был одним из претендентов на Александрийскую кафедру, поэтому, когда был назначен Александр, он был недоволен. Следовательно, сразу возникла неприязнь. Говорят, что якобы Арий сам уступил это место, но непонятно. Спор постепенно охватил всю церковь. 321 года Собор включает в себя 100 епископов, уже невозможно ограничиваться поместными Соборами. Константин считает себя не в праве вмешиваться в дела церкви, считает, что духовенство само разберется. Но постепенно он втягивается в конфликт.

Донатисты – группа раскольников, откололись, когда Карфагенская церковь приняла епископов, которые по требованию гонителей выдали священные книги, т. е. полностью дискредитировали себя. Начинают борьбу с епископатом. Падшими на их взгляд считались и те, кто общались с этими епископами. Константин вмешался, осудил донатистов, вернее согласился с соборами, которые их осудили.

Константин оказывается перед вызовом более серьезным, после донатистов. Сначала он хотел примирить Александра и Ария: Константин узнал о споре от Евсевия Никомедийского, для ариан выгодно было помириться, однако епископ Осий (г. Кордова), когда едет в Александрию с просьбой от императора всем помириться, сам стает на сторону Александра, императору рассказывает, что спор принципиальный. Тогда уж Константин меняет отношение к спору, решает созвать Вселенский собор.

 

 

Догматика 28. 11

5 Вселенский Собор – осуждение (посмертное) Оригена. Цель – богословие отвергается, считается еретическим, последователи тоже будут осуждаемы Церковью. Учения о спасении мира. Привлекательное учение. 6 в распространение оригинизма, особенно Палестина, Сирия (учение в монашеской среде). Противники – попросил осуждение оригинизма на Вселенском Соборе. Не ересь богословов, а его есхатология. Монахи были увлечены теми аспектами учения, которые говорили о мире, о спасении. Апокатастетис – сейчас очень известное «о восстановлении всего», учение о всеобщем спасении. Эти элементы осуждались. Большое влияние платонизма, о изначальном существовании всех душ, концепция о том, что изначально сотворенные существа были близки к Богу, а потом начали удаляться от Него, начали охладевать, существует неравенство. Спасение касается не только людей, но вообще всех. Неприятие материи, презрение к материи. Люди не облекутся в человеческие тела, а облекутся во что-то иное, более качественное, что ли… Раздвоенность Оригена: эллин и враг эллинизма, и гностицизм, и ненависть к гностикам. Учение сложно совмещено с учением о воплощении Христа. Ориген верил в воплощение Христа, в Троицу, пытался все это как-то соединить. Но синтеза не получилось. Главная проблема: представление о времени. Ориген мыслил с точки зрения античного представления о времени (время бессмысленно[АС1] ), отрицание смысла истории. Путь духовного возрождения «мимо Голгофы». Иногда Оригена сравнивают с блаженным Августином.

Протоктисты и Исахристы.

Последние говорили о том, что все станут равны Христу, первые – предсуществовании душ.

После смерти Юстиниана – Маврикий, узурпатор Фока – православные, император Ираклий 610-641 гг, опасности для Империи, славяне и персы. Царствование Ираклия с непростых событий: бегство христиан, нападения. Потеря Александрии, Антиохии. Ираклий разбивает персов, т е возвращение всех территорий.

Плечом к плечу – патриарх Сергий. Когда нет Ираклия решал практически все вопросы. «Учение о едином действии Богочеловека Христа» - текст Дионисия (ссылки). Заменили слово «новое боомужное действие» на «единое». Сергий развивает эту идею. Нашел себе союзника в лице патриарха Кира. Неясность учения «о двух естествах».

Сергий не то, чтобы выдающийся богослов, скорее эрудит. Сравнивает Сергия с Евсевием Кессарийским. Хорошо начитаны, однако без богословского чутья.

Оппонент Сергия – Сафроний Иерусалимский (был даже патриархом в Иерусалиме в последние годы жизни). Жил в палестинских монастырях. Максим Исповедник – антимонофилитское учение, Иоанн Мосх. Оппоненты монофилитского движения.

Сафроний вел переговоры и с Сергием, и с Киром, повлекло переписку с Римом, переговоры с папой Ганорием. Он в целом одобрил учение Сергия, внес в него штрихи. Правильно говорить не об энергиях, а о единой воле во Христе – монофелитство «единоволие». Тематика вписать в контекст о непогрешимости.

Сама Римская церковь согласилась, что Ганорий заблуждался. (Непогрешимость О_о)

Сергий пытается заручится поддержкой Ираклия о Единой воли Христа, 638 г. указ Эктасис – «сочинение, изложение». Император не особо разбирался, подписал. Сафроний – патриарх Иерусалимский, рассылает послание всем вокруг, опровергает монофелитство, говорит о двух волях во Христе. Потом в деяние 6 Вселенского собора вошло.

Новая беда – арабское завоевание. Экспансия мусульман, Византия и Персия друг друга ослабили.

Констант 2 пытается всех примирить (монофизиты подтачивают империю). Констант делает указ 648 г «Типас» - «образец», запрещает всякое учение об энергиях и волях. Защитник православия – Максим Исповедник. Состоял на службе у Ираклия, был юристом, удаляется в монастырь близ Халхидона, постриг, не принимает сан игумена. 633 г – оставляет монастырь, уезжает в Александрию. Путешествует из города в город и проповедует христианство.

Диспут между Максимом и Пиром, 645 г Карфаген. Максим разгромил Пира, Пир признал свое поражение и отказался от монофилитства.

Собор (Латеранский) – постановление о не слитном двойстве воль во Христе, отвергается «Типах» и «Эхтасис» Ираклия, все неверные предаются анафеме. В Рим пребывает наместник императора, и тут же объявляет императором себя, мда. Потом Констант взял империю под контроль.

Максим Исповедник. «Даже если все причастятся с патриархом еретиком, я не стану».

Против того, что бы императоры лезли в дела вероучения и тд, т. е. отрицание прав императора в делах веры. Отправлен в ссылку на Кавказ. После торжества веры – почитают Максима Исповедника, как ведущего богослова в империи. Богословие: богословие с элементом мистической практики, аскетической. Пишет в связи с какими-то спорами, не строит систему догматики, скорее систему аскетики. «Симфония духовного опыта». Нет внутренних противоречий, для 7 века он корифей богословия. Очень многогранный автор. Сочинения: Письма, Послания «о двух волях Христа Бога нашего», о полемике с Пиром. Антропологические труды «о природе души». Последователи: Семеон новый богослов, Григорий Палома. «Учение о чистой молитве» - связь с исихазмом.

Евхаристическое богословие: Богословие св. Максима связано с аскетизмом, с антропологией «алтарь – душа, храм – тело» и тд. Молитва и литургия – отождествление.

Эпицентр спасения – согласование божественной воли с человеческой. Различная – не значит противоположная. Отличает произвол и свободу. Свобода и воля не означают произвол. Колебание человека – искажение свободы. Свобода – не обязательно выбор. У Адама и Евы было желание, т. е источник греха. Изначально в замысле и идеале нет ничего противившегося воле. «Вольная страсть» - свободное приятие воли Божьей. Восстановился образ Бога в человеке. В человеке нет низменных элементов. Утрата контроля над силами души, духовное ослепление – немощь воли связано с неведением разума. Человек не преображает природы, мира, а деградирует. Путь описывает: грубеет ум, тело и тд. Оригинальность системы – акцент на воле, т. е. воля важнейший элемент спасения. Естество, человеческая природа – спасена Христом, воскреснут все; но есть и произволение воли – это уже личный подвиг. Воля человека – хранитель благодати. Воля + благодать Божья = спасение. В таинствах дается благодать от Бога, а воля – собственное желание человека. Апокалипсис и гносис – 2 элемента (нисхождение и снисхождение). Человек, который идет к погибели: у него видимое и материальное на первом месте, он не думает о духовном.

«Апокастесис» Оригена: расхождение с Оригеном: огонь Божества будет для всех людей, одно и тоже для праведников одно, для грешников – другое, например, огонь. Для праведников освящает, для грешников жжет и опаляет. Ад – осознание бессмысленности пройденного пути.

Смещение Константа, новый император Константин 4.

Константин 4 и 6ой Вселенский собор.

(Надо персоналий глянуть) Всего 10 человек в Западной делегации. Самый продолжительный собор: с 7 ноября 680 года до 18 сентября 681 года. От 150 до 259 участников. Название: 3ий Константинопольский, если что. По левую сторону сидели сторонники монофелитства, а по правую – противники. Продуктивные дискуссии, в центре те, кто обвинялся в монофелитстве, а некоторые перешли на правую сторону. Вероопределение: учение о двух волях, еретики отлучены. Антиохийский патриарх, папа Ганорий – подверглись осуждению и были отлучены. 6ой собор замыкает христологические споры (одна точка зрения), некоторые считают, что 7ой замыкает.

Этап хаоса, революции, перевороты, сменяются императоры. К власти приходит Лев 3, Саврийская (? ) династия. Лев – военный, возвысился за счет этого. 718 г – начало правления. Сын его – Константин 5 – тоже военный. Боролись с внешней угрозой. Отношение светских историков: борцы за империю, а вот историки, которые о богословии рассуждают – не очень относятся, иконоборчество все-таки. Хотя по поводу Льва нет точного указания того, что он был иконоборцем, особенно в начале правления.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.