Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Польский костел и курское панство 8 страница




Дружим с Польшей 45 лет
Заведующая Курским военно-историческим музеем «Юные защитники Родины» Холтобина Лариса Семеновна:
- При освобождении Польши погибло 600 тыс. советских солдат.
Война – страшное слово. Она вошла в жизнь детей 40-х годов, лишив их не только крова, но и близких, родных людей, оставляя ребят сиротами. Именно во время Великой Отечественной войны появилось понятие «Сын полка». Польшу освобождали не только взрослые солдаты, среди них были и подростки. Сотни подростков-поляков воевали бойцами-антифашистами.
Сотрудничество Польской организации Сынов полка и музея «Юные защитники Родины» продолжается уже 45 лет.
В музее действует постоянная экспозиция, посвященная дружбе польского союза «Сынов полка» и музея «Юные защитники Родины», где представлены фотодокументы и личные вещи бывших юных участников войны, освобождавших с боями Польшу и оставшихся в живых. Это личные вещи Нины Сидоровой, 16-летней радистки-кодировщицы, Жени Дагаева, 16-летнего бойца, Володи Вохмянина, воспитанника 199 гвардейского артиллерийского полка, Саши Эйхмана. А Боря Мытов прошел боевой путь от блокадного Ленинграда до Польши, был бортмехаником истребительного полка, в комплексе о нем представлен его летный испытательный костюм.
У нас есть книги на русском и польском языках о сынах полка Польши, материалы Международных научно-практических конференций, где опубликованы исследования аспирантов и студентов о польских патриотах, сынах полков Польши, Украины, Белоруссии, которые сражались в партизанских отрядах, подразделениях Войска Польского и Советской Армии против гитлеровских захватчиков, о курянах, принимавших участие в освобождении Польши, журналы со статьями о сотрудничестве, фотографии; макет памятника «Сыны полков Польши», расположенный в центре на одной из площадей Варшавы; в витринах хранятся подарки ветеранов-поляков музею – сувенир-полотно «Сынов полков», польский знак «Сынов полков», буклеты. Так же здесь находятся фотографии ветеранов Войска Польского, сделанные в Курске, и в том числе в музее «Юные защитники Родины».
Мы гордимся, что у нас в музее хранится история и «польского курянина» Тадеуша Орловского, который называет себя Курским соловьем. Он поляк по национальности, но молодость его прошла в Курске. Он участвовал в обороне г. Курска от немецко-фашистских захватчиков в 1941 г., потом был участником партизанского движения на Западной Украине, с 1944 г. боец Войска Польского. После войны Тадеуш остался на земле своих предков в Польше, более 30 лет прослужил военным. В настоящее время он подполковник Польской Армии в отставке и проживает в Кракове. Он неоднократно приезжал в Курск – город своей юности.
Традиционно в дни Польской культуры в Курске проводятся встречи с ветеранами, участниками освобождения Польши, членами польской диаспоры, демонстрируются документальные фильмы о детях-жертвах фашистских концлагерей Польши, об освобождении Польши.
В сентябре в Дни города Курска гости из польских городов-побратимов Тчева и Дебно посещают выставки музея «Юные защитники Родины».
Сотрудничество продолжается.
На фото. 2015 г. сыны полков Польши в музее «Юные защитники Родины» на встрече с юной участницей Курской битвы Н. С. Луценко (вторая слева)


Костел отстояли комсомольцы
Казалось бы, какая взаимосвязь между байдарками, капеллой «Курск» и Мессой по случаю повторного освящения костела Епископом Шпайера Антоном Шлембахом? Связь, между тем, есть. Байдарочниками туристского клуба «Романтик» (АО «Курскрезинотехника» ) было положено начало дружбы между городами в конце 80-х-начале 90-х годов. Тогда же состоялось первое выступление капеллы «Курск» в Шпайере. В 2014 году в Курске отмечали 25-летие партнерских связей Курска и Шпайера, а в 2018-м— 25-летие празднует круг друзей Курск-Шпайер. В январе 1989 года первая делегация жителей Шпайера посетила Курск. Вскоре в Шпайере был подписан договор о партнерстве городов. В рамках русско-немецкого сотрудничества регулярно проходят научно-практические семинары, реализуются культурные, экономические проекты, организуются поездки. Куряне имеют возможность посетить Шпайер, а немецкие друзья — Курск. Каждый Старый Новый Год в обществе «Курск-Шпайер» проходит праздник в честь дружбы Шпайера и Курска.
Председатель организации Курск-Шпайер Александр Дмитриевич Зудов внес немалую лепту в сохранение здания костела и возвращение его католикам.
Между тем, в те годы, когда здание хотели снести, вообще был далек от религии. В начале семидесятых Александр Зудов, отслужив в армии, работал в комсомоле. Родился Александр Дмитриевич в Курске, но, признается, в школьные годы его мало интересовало здание костела.
- Иногда даже заглядывал внутрь, это не возбранялось, но просто из интереса, - рассказывает Александр Зудов. - Уже в студенческие годы осознал его значимость. Я учился на инязе, и время от времени мне доводилось переводить экскурсии для иностранных туристов. Нас просили помогать Интуристу. Иностранцы интересовались, спрашивали, что за здание. Сведения у меня были обрывочные, но именно тогда я осознал его ценность. И в семидесятых годах, когда встал вопрос о сносе Костела, мы, молодые комсомольцы, собирали подписи, чтобы его оставить. Письменно обращались к руководству области. Из-за этого меня вызывали в «большой дом» на Красной площади. Разговор предстоял более чем серьезный. «Ты можешь положить свой партийный билет, если ты такой верующий», - сказали мне. А тогда я объяснил просто. Да, у меня можно забрать партийный билет, но мне хотелось бы, чтобы моя мама, учительница начальных классов, могла привести своих учеников к этому зданию и сказать: «Дети, вот образец поздней готики, который находится в Курске». Пожалуй, это единственный образец поздней готики не только в Курске, но и во всем Центрально-Черноземном регионе. Верующим я тогда еще не был, к вере уже позже меня привел архиепископ Курский и Белгородский Владыка Ювеналий в восьмидесятых, и это полностью изменило мою судьбу.
Тогда я был лектором-международником в обществе «Знание», где проработал сорок лет. У нас была и антирелигиозная секция. Как-то к нам приехал Владыка Ювеналий. В 1988 году широко отмечалось Тысячелетие Крещения Руси - первый большой официальный религиозный праздник, который признало государство. Владыка Ювеналий сказал, что нужна лекция для священнослужителей по международному положению, спросил «Какого лектора вы мне порекомендуете? ». Так Владыка Ювеналий пригласил меня на лекцию. Она проходила в Сергиево-Казанском соборе, на ней присутствовали приблизительно семьдесят батюшек. Тогда, в годы перестройки, это было очень ново, но Владыка объяснил просто: «У них такие же советские паспорта, как у всех, они такая же часть советского общества, и мы не делаем различий».
Обстановка в мире была напряженная, и как официально считалось, имело место противостояние между Католиками и Православными, но на деле у нас была дружба. Владыка Ювеналий говорил, что нет ничего ближе двух сестер – Православной и Католической Церквей.
Он был очень мудрый человек. Лекция имела большой успех. После нее Владыка Ювеналий пригласил меня за стол на трапезу.
Так начиналась дружба, которая переросла затем в очень важный контакт – Епископа Антона Шлембаха и Владыки Ювеналия.
Антон Шлембах – немец, исторически связанный с Польшей. Он принимал у себя дома Горбачева, Ельцина, Тэтчер, Буша - в той самой небольшой комнате, где мы обедали. У него всегда очень много было гостей, были близкие отношения с Гельмутом Колем. Насколько велика фигура в Германии фигура политика, воссоединившего свою страну, можно судить по многим фактам. Когда он уходил с должности канцлера, перед шпайерским собором собрались войска почетного караула бундесвера, прощаясь с ним. Федеральный канцер похоронен в Шпайере.
В 1992 году мы первый раз с Владыкой Ювеналием поехали в Шпайер небольшой группой всего в несколько человек, Владыка даже обменялся поясами со своим Католическим братом. В Шпайере находится крупнейший Католический костел в романском стиле, там похоронены первые восемь кайзеров Германии. Стены Костела намолены, он не раз разрушался во время войн и снова возрождался. Этот костел, в котором воплощено величие Шпайера, был сооружен, когда самой Германии как страны еще не было.
В честь 70-летия Курской битвы в Шпайере проходила служба в так называемой «французской церкви», открывшейся после второй мировой войны в знак примирения между немцами и французами.
В Шпайере Владыку Ювеналия принимал Епископ Шлембах, и когда он узнал, что в Курске есть Костел, написал большое обстоятельное письмо губернатору А. Руцкому.
Тогда в здании Костела размещался Дом Музыки. От Дома музыки до сих пор на Алтаре осталась интересная мозаика в нейтральных тонах.
А вернувшееся в Костел Распятие – свидетельство того, что у нас не было вражды с католиками. Даже в то время, когда закрыли костел, Распятие находилось в нижнем храме Сергиево-Казанского Собора, и я всегда преклонялся перед ним. Об этом я рассказал Антону Шлембаху.
Надо сказать, что их дружба с Владыкой Ювеналием дала толчок в том числе и партнерству городов.
Потом Владыка Ювеналий пригласил меня на открытие памятника на Прохоровском Поле, куда приехало много известных людей.
Я все больше уходил от атеизма. И теперь мне было стыдно за то, что когда-то моя бабушка, очень мудрая женщина, была вынуждена мне, тогдашнему десятикласснику, доказывать то, что сейчас для меня очевидно, что мир создан Богом. Благодаря Владыке Ювеналию я стал Православным, а Католические Костелы видел раньше много раз в Германии, Польше – не могу даже посчитать, сколько.
Во времена, когда, как считалось, Католическая Церковь была в недружественных отношениях с Православной, Владыка Ювеналий приглашал епископа Шлембаха, который жил в его покоях. У них были совершенно братские отношения, и, считаю, это был один из важных шагов к укреплению дружбы между Православными и Католиками.
Когда епископ Шпайера Антон Шлембах приехал в Курск, где-то в архиве ему попалось на глаза то самое письмо с подписью комсомольцев, и он сказал мне: «Александр, я не знал, что могу тобой гордиться».
С 1993 года Круг друзей Курск-Шпаер возглавлял Сергей Глотов, а с 2000 года его бессменно возглавляет Александр Зудов. О жизни общества красочно рассказывают три увесистых фотоальбома, которые представляют собой своего рода летопись партнерства городов.
- Ездим в Германию на автобусе, по дороге всегда останавливаемся в Польше, - продолжает Александр Дмитриевич. - Посещаем не только Шпайер, но и попутно другие города - Люксембург, Брюссель, Амстердам. Самая большая обширная поездка у нас была в 2013 году – мы доехали до Атлантического океана, купались в нем в Португалии. В прошлый раз были в имении Шопена в местечке Желязова Воля под Варшавой, где он родился. Я был там не один раз, и каждый раз не устаю удивляться. Дом сохранился, а уникальный рояль, на котором играл композитор, теперь в Варшавском музее. Прекрасный грандиозный парк, мостики, единственная старая ива, помнящая Шопена, и звучащая в парке его бессмертная музыка…
С польским обществом мы дружим давно, многих оттуда знаю, стараюсь бывать на их мероприятиях. Поляки, немцы, русские — мы хотим контактировать и не представляем, если кто-то из соседних стран выпадет из этого общего поля. Когда мы бываем в Польше, я не встречал простых поляков, которые не хотели бы иметь хорошие отношения с Россией. И это нормальное желание всех нормальных людей соседних стран — уважать друг друга и дружить, а исторические условия, считаю, нужно оставлять за скобками человеческих отношений.

 


При подготовке книги использовались следующие источники:
Личный архив Яна Зембжуски и З. И. Скрипкиной
Сайт www. uspenie. kursk. ru
Курский католический синодник. Ю. А. А Бугров, Н. Н. Коротеева, М. С. Лагутич Курск: издание «Библиотека Бугрова», 2012
Курская энциклопедия. Краеведческий словарь-справочник, 1997 г., Курск, гл. ред. Ю. А. Бугров, заслуженный работник культуры России. Курское областное краеведческое общество, Курский государственный архив, издательский центр «ЮМЭКС», ТОО «Барк»
Михаил Пекарский. «Польская диаспора Курской губернии на 1861-1917 гг. Государственная высшая профессиональная школа в Новом Сонче «Язык в культуре. Культура в языке» под редакцией Моники Мадэй-Цетнаровской Новы-Сонч, 2014 г.
Юрий Бугров. Казимир Малевич. Очерк об основателе супрематизма, художнике-авангардисте. «Библиотека Бугрова». Курск: Деловая полиграфия, 2014
«Российская газеты», № 212, 22 сентября 2006 года, Л. Третьякова «Внгчание Малевича увенчали на фасаде»
«Русский авангард. Богоборчество или богоискательство», Тихон Сысоев, «Фома», декабрь 2017 г.
«Городские известия» № 135, 14 ноября 1995 года «Как строили костел». А. Травина
Озеров Ю. В. К вопросу о месте " дома Малевича" // События и люди в документах курских архивов. В 2-х ч. Ч. 1 / под ред. В. Л. Богданова. Курск, 2012. С. 82-86
Материалы Курского военно-исторического музея «Юные защитники Родины»
Материалы музея «Казимир Малевич в Курске» при галерее «АЯ»
Материалы Курского областного краеведческого музея
Марк Теплицкий. Автографы в камне (Архитектурная летопись Курска), Курск – 2001, литературный редактор В. В. Кулагин. Отпечатано в Курской городской типографии).
«Курск-Шпайер: 25 лет дружбы», коллектив авторов, редактор Окорокова Г. П., МЭБИК-2014 г
В костеле идут богослужения», «Курская правда», 1995 г., 24 ноября (обращение Иосифа Гунчаги)
«Городские известия» № 66, 3 июля 2003 г. Тимур Аглиуллин «Католики в нашем городе».
«Городские известия» 21 января № 7, 1999 г., Наталья Носкина «Костел принимал высокого гостя»
«Городские известия № 73-74, 19 июня, 2004 г., «Эти люди здесь – по призванию»
«Курская правда», 14 декабря, 2006 года, «Бог один и делить нам нечего», Тамара Антипенко
«Городские известия» « 112, 19 сентября 2006 года, «Храм католический, праздник общий», статья без подписи).
«Городские известия», 2012 г., Александра Черных, «Костел на улице Марата», 27 мая 2012 г.
«Друг для друга», 2001, 3 июля, Шмыглева Е. Польский священник на велосипеде путешествует по России.
«Курский вестник», 2000, № 15, Рыжков П. Он обедал с папой Римским.
«Хорошие новости», 2006, 19 сентября, Сафоненко Н. «Курскому костелу – 110 лет»,
Степанов В. Б. По улицам Радищева и Марата // Пешком по городу. Путеводители по историческому центру г. Курска. — Курск: ИПП Курск, 2006. История и судьба Немецкого кладбища в Курске// Российские немцы: Науч. -информац. бюлл. – 2007. - №1 (49) Янв-март. – С. 9-11
Юрий Бугров. Товарищество Курских художников. Серия «Куряне в искусстве», Вып. 1. Издание КурОКО, Курск, 1999 г
Ю. В. Немецкое кладбище в Курске // [Электронный ресурс]. URL: http: //old-kursk. ru/nekropol/o060828. html (дата обращения 20. 08. 2018)
Великие имена. Из собрания Государственной Третьяковской галереи. Казимир Малевич «Увижу ли я мир супрематическим?.. ». Выпуск № 14, 2007 г.
Елизавета Орлова. Казимир Северинович Малевич. РИПОЛ классик/Москва ПАЛЬМИРА /Санкт-Петербург
«Городские известия», 19 августа 2014 года, Виктор Крюков. «И в небе темном горит солдатская звезда…»

 

© Copyright: Вероника Тутенко, 2018
Свидетельство о публикации №218083101728

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.