Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Польский костел и курское панство 3 страница



Постепенно Костел преображался. В стенах здания бывшего Дома культуры появились алтарь и кресты, статуя Фатимской Божией Матери. Возобновились крестные ходы курских католиков. В мае 1999 г. в приходе была создана группа «Матери в молитве», в июле отец Йозеф Гунчага проводил в Орле летний лагерь для курских и орловских ребят.
Вновь наполнилась духовной литературой библиотека костела. Кстати, в ней представлена не только Католическая, но и Православная литература. Прихожанами был поставлен спектакль «Кающийся грешник». В 2002 году начал выходить первый приходский бюллетень “Верую! ”( редакторы Асеев П. В. и Стрелкова Н. В), переименованный затем в “Мир Вам! ”, постоянным редактором которого является Стрелкова Н. В.

В костеле у большого Распятия находится реликварий с частицей мощей блаженной Болеславы Лямент, монахини, основательницы монашеской конгрегации «Сестры миссионерки Святого Семейства», который привез в декабре 1998 года отец Кшиштов вместе со Статуей Пресвятого Сердца Иисуса и фигурами Младенца Иисуса, Девы Марии, Иосифа, волхвов для Рождественской пещеры. Икона блаженной Болеславы Лямент в курском костеле освящена 15 августа 1998 год во время Престольного Праздника, завершившегося Крестным ходом со святыми Дарами вокруг костела.

Старшая из шестерых детей Болеслава Лямент родилась 3 июля 1862 года в польском городе Лович в благочестивой семье ремесленника Мартина Лямент и Люсии Цыгановской.
Часть жизни святой с 1907 по 1917 года пошла в Петербурге, где она окормляла Детский дом церкви святого Казимира, а затем гимназию для девушек как Католического, так и Православного вероисповедания.
Возможно, именно поэтому Болеслава Лямент придавала особое значение единым благим начинаниям совместно с Русской Православной церковью.
Болеслава Лямент была провозглашена блаженной Папой Римским Иоанном Павлом II 5 июня 1991 года в Белостоке.
Блаженная Болеслава Лямент посещала Курск и приход регулярно с 1928 по 1930 г.


В 2000 году община объединяла уже более 150 прихожан.
В России на тот момент на территории бывшего Союза насчитывалось около миллиона католиков. Из них 300 тысяч - в Европейской России, и 250 тысяч – в Азиатской. Самая крупная община образовалась в Санкт-Петербурге.
В 2001 году в Курск приехали сестры Никодемия и Лаура из конгрегации св. Елизаветы. Ими много сделано для привлечения в Костел молодежи. Помимо постоянных встреч с молодежью сестры помогли настоятелю организовать для детей паломничество в Польшу на встречу с папой Римским Иоанном Павлом II, которое назвали «Каникулы с Богом».
А вот как тепло и благодарно на страницах газеты «Городские известия» отозвалась о сестрах Никодеме и Лауре прихожанка костела Ирина Комлева:
«Мой отец – поляк. Его отца репрессировали в 1938 году. Еще в детстве родители папы крестили его в польском костеле в Сибири».
Когда отец заболел, Ирина обратилась за помощью в приход, где сестры Никодема и Лаура и прихожанка Галина помогли и уходом, и долгими молитвами. Как-то сестра Никодема неустанно молилась семь часов подряд.
«Девочки-монахини (могу их так назвать, потому что годятся они мне в дочери) скрупулезно молились и делали все необходимое, чтобы как-то облегчить страдания больного». («Городские известия № 73-74, 19 июня, 2004 г., «Эти люди здесь – по призванию»).
При костеле была создана благотворительная организация «Каритас» (в переводе с латинского означает «любовь»), объединившая добрые сердца, стремящиеся помочь нуждающимся – одиноким пенсионерам, малоимущим многодетным семьям и другим наименее защищенным группам.

В конце 2001 г. в приход приехали из Польши на постоянную работу семинаристы: Полиско А., Лытасов Б., Новоселецкий Д. и викарный священник о. Гжегож Зволинский.
С августа 1999 года отец Кшиштоф Кемпа назначен епископом Клеменсом Пиккелем настоятелем по совместительству в приходах Белгорода и Воронежа.

Много еще предстояло сделать для того, чтобы курский костел вновь засиял изнутри.
Современное величественное внутренне убранство костела во многом также заслуга отца Анджея Гжибовски, при котором с 2003 по 2006 год очень много было сделано по части благоустройства. По окончании духовной семинарии он служил у себя на родине в Польше. За это время дважды побывал в России и понял, что именно здесь хочет послужить католикам.
Первым городом, куда отец Анджей получил направление, была Пермь, где он прослужил десять лет.
«Приехал в одной куртке, а на Урале уже зима, такой холод, что я не ожидал, - так вспоминал он свое знакомство с Россией в интервью «Курской правде». («Курская правда», 14 декабря, 2006 года, «Бог один и делить нам нечего», Тамара Антипенко). – Приход состоял буквально из нескольких человек.
Через десять лет отца Анджея перевели в Курск, где «польский костел» насчитывал уже порядка 350 прихожан, из них где-то треть – иностранные студенты.
- Когда я приехал, владыка Ювеналий встретил очень радушно, я даже не ожидал. Сразу же пригласил на открытие учебного года в семинарию, и там я со многими познакомился. Посещаю митрополита до сегодняшнего дня. С владыкой Германом и другими священниками тоже общаемся. Мы приглашаем друг друга на Рождество, Пасху, другие праздники. («Курская правда», 14 декабря, 2006 года, «Бог один и делить нам нечего», Тамара Антипенко).
При Анджее Гжибовски не только были проведены ремонтные работы, но и установлен новый орган, восстановлены боковые аллеи. Отец Анджей поставил перед собой цель вернуть костелу тот вид, который он имел в середине тридцатых годов.
Так постепенно восстанавливалось не только здание, но и, кажется, сама его История.
В 2003 г. было найдено свидетельство о крещении в январе 1923 г. одной из прихожанок, подписанное о. Александром Притулло. Документ является единственным в приходе и имеет архивную ценность.
В 2006 году по случаю 110-летия костела его повторное освящение (реконсекрацию) совершил ординарий Архиепархии Божией Матери в Москве, архиепископ, митрополит Тадеуш Кондрусевич, не единожды посещавший Курск, в сослужении с епископом города Ломжа (Польша) Станиславом Стефанеком.
Стодесятилетие «польского костела» стало одной из ярких светлых страниц в жизни города. Радость торжества разделили многочисленные гости, среди которых немало было представителей других конфессий. В своей проповеди, как сообщала газета «Городские известия», Тадеуш Кондрусевич «обратился к собравшимся на русском, польском, украинском, белорусском, литовском и английском языках», призывал к единству и веротерпимости. («Городские известия» «19 сентября 2006 года, «Храм католический, праздник общий», статья без подписи).
К этому событию был приурочен вечерний концерт духовной и светской музыки с участием Православного хора, проходивший в костеле, открытие мемориальных досок у входа.
В эти дни, 18 сентября, проходило освящение могилы отца Георгия Мотузза, найденной почти через девяносто лет после его кончины. Когда благоустраивалась прилетающая территория, сносили экскаватором огромное дерево и старый забор, была обнаружена кирпичная кладка дореволюционного времени – это был склеп, где покоятся останки первого настоятеля Костела. Символично, что это произошло накануне праздничной даты Костела, как будто его первый настоятель радовался вместе с прихожанами нового тысячелетия и всем городом. С тех пор могила первого настоятеля «польского костела» почти всегда украшена цветами.
Католическая община все более активно участвует в общественной жизни Курска, чему во многом способствовал 37-летний настоятель Ян Бобер. Родился он в Польше, где окончил семинарию и, как и его предшественник отец Анджей, начинал служение сельским священником, и также в России до приезда в Курск служил в Перми, а затем в Петрозаводске, Москве, но настоятелем впервые был назначен в соловьином крае.
Отец Ян, как и другие настоятели костела, неоднократно говорил о едином истоке Христианства: «Мы христиане, основа у нас одна, разногласия возникли лишь разночтениями Священного писания, которые надо стремиться уладить».
- У наших церквей много общих задач. Духовное воспитание населения, участие в социальных программах, культурное сотрудничество во благо города, - рассказывал он в день своего вступления в новый сан. («Курская правда», 14 декабря, 2006 года, «Бог один и делить нам нечего», Тамара Антипенко). – Сестры, работающие в католической общине, помогают бедным, кормят бездомных, попавших в трудное положение, проведывают больных. Помогают любому человеку, Бог един и Христос один, и делить нам нечего».
Слова о необходимости сотрудничества перед лицом общей угрозы человечества терроризмом все чаше и громче звучат на уровне высшей церковной иерархии, и Курск – один из тех городов, где дружба братьев-христиан не просто высокие фразы.
В 2012 году прихожане «польского костела» - это «этнические поляки, белорусы, западные украинцы, литовцы, иностранные студенты, есть и русские», - так описала национальный состав общины в статье о жизни костела журналист Александра Черных. («Городские известия», 2012 г., Александра Черных, «Костел на улице Марата»).


«Хотелось бы разбить рядом парк»
Накануне Страстной недели в Костеле вовсю идет подготовка к Пасхе. В этом году она совпадает с Православной, поэтому первый вопрос настоятелю отцу Петеру Фидермаку о взаимоотношениях двух братских конфессий.
- Конечно, я только за общие добрые начинания, но Католиков в Курске гораздо меньше, чем Православных. Поэтому если от них исходит инициатива в этом отношении, мы с радостью ее поддерживаем. А когда Пасха проходит в разные дни, то мы приходим в этот светлый праздник в Православные храмы, а их прихожане – в гости к нам. Но когда Святое Воскресенье проходит в один день, каждый отмечает его в своем храме.
Интервью проходит в приходском доме, заметно изменившимся с того времени, как отца Петера направили в Курск. И в этом смысле здесь мало что изменилось со времен Георгия Мотузза – и тогда и теперь настоятелям приходится заниматься не только духовными вопросами, но и административно-хозяйственной деятельностью. Реконструировать приходской дом пришлось практически с основания. На залитом фундаменте за полгода возведены новые стены. Внутри уютно и чистенько. Отец Петер любит порядок во всем.
- Да, строительство общинных зданий во все времена ведется на деньги спонсоров, и чаще всего ими выступают сами прихожане, любая жертва по мере финансовых возможностей ценна. Сам я также вкладывал в строительство приходского дома свою пенсию. Помогли финансово и друзья из Словакии. Многое еще нужно сделать – докончить крышу, мебель купить… К сожалению, по закону можно только реконструировать имеющееся здание, а в идеале хотелось бы новостройку – более просторное здание - и разбить рядом парк… В самом костеле окна уже нужно менять, когда дождь, вода попадает внутрь. Вокруг асфальт тоже оставляет желать лучшего. Еще предшественником отца Петера отцом Яном решался вопрос о ливневой канализации, которую нужно было установить в учебном заведении (сейчас это гимназия № 4), расположенном по соседству и на возвышенности, так что во время дождя вся вода направлялась прямиком к костелу. В 2016 году школа и город решили этот вопрос.
Удивительно, но этому полному сил человеку семьдесят лет.
Родился он в 1947 году в Словакии, в городе Мнишек. К истинной вере, рассказывает, пришел только в армии. Служил он в военной разведке как раз тогда, когда в 1968 году войска большинства стран Варшавского Договора были введены в Чехословакию. Время было неспокойное как снаружи, так и внутри, у сержанта еще не было того умиротворения, которое он ощутил, впервые покаявшись в своих грехах. Таинство исповеди открыло двери в другой, более важный и более светлый мир. В 1968 году поступил в семинарию в Братиславе.
- Мне понравилась эта моя новая жизнь и уже не хотелось возвращаться к прежней, - продолжает отец Петер. – В 1991 г. было очень приятно вновь почувствовать себя студентом. Кандидатскую (тема – «Влияние коммунизма на мышление людей» - Прим. авт. ) я защищал в Кракове, где три года учился в Папской академии, жил у пиаристов. Писал ее на польском.
Что касается самой кандидатской работы, конечно, ее не перескажешь в двух словах, но так как она связана и с историей костела, интересно узнать выводы отца Петера Фидермака об этом времени, которое хоть и было временем безверия, но оно же стало и временем подвигов истинных Христиан за истинную Веру.
- Потому что враг мобилизует духовные силы людей, а когда его нет – мы расслабляемся…
Всегда учиться чему-то новому – так прост и так сложен оказывается секрет молодости отца Петера.
Судьба настоятеля, словака по национальности, оказалась неразрывно связанной с Россией.
Ему довелось нести службу на духовном поприще в Новосибирске, Иркутске, Чите, на Камчатке, в Баку, Туле, Челябинске. О каждом из мест пребывания можно было бы написать отдельную главу, но отец Петер не из тех, кто складывает моменты в копилку долгосрочной памяти. Гораздо важнее для него настоящий момент.
- Я живу не впечатлениями, а работой, стараюсь сделать ее так, чтобы мой преемник мог ее нормально продолжать дальше...
Особенность курской католической общины в том, что она представлена очень многими национальностями. Работу с ними уже десять лет курирует викарий Питер Анозье. Помогают им сестры ордена Святой Елизаветы Малыгожата (Маргарита), Эстера, алтарники Марк, Вадим, Тимофей, Александр, Никита.
- Многонациональная община, например, и в Туле, - рассказывает отец Петер. – Потому, общаясь с людьми разных национальностей, могу объясниться на разных языках: итальянском, немецком, русском, чешском, славянском, английском…
И тут же с улыбкой настоятель добавляет «названия грехов, во всяком случае, понимаю».
В Советске ему пришлось выучить также литовский, а в Азербайджане, соответственно, азербайджанский. Без этого строительство костела, курировать которое он был поставлен, стало бы невозможным, так как рабочие говорили только по-азербайджански. На его освоение у настоятеля ушло полгода.
- Теперь хочу подучить английский, - говорит отец Петер.
До направления в Курск он курировал строительство здания Представительства Святого Престола в Минске, затем был направлен архиепископом в Калинингад, а оттуда в Курск…
Костелов он повидал немало и без труда отличает один архитектурный стиль от другого:
- Если готический полностью выполнен из камня, то неоготический несколько попроще, так как допускает использовать гипс и имитацию под камень.
… Страстная неделя – время, когда человек вновь проживает Тайны искупления и Божественной любви.
«Мы часто забываем о ней, а если ребенок забывает, что родители любят его, он становится агрессивным. И если человек забывает, что его любит Бог, он отчаивается. Если же, напротив, знает, что любим своим Создателем, то даже дышит по-другому», - говорит отец Петер.
Из Википедии: «Летом 2016 года началось строительство нового приходского дома, который располагается на территории храма (ул. Марата, д. 33). Работой руководил настоятель монсеньор Петер Фидермак. Весной 2017 года строительство было завершено. Также, под руководством отца Петера была обустроена территория вокруг дома. В октябре 2017 года приходской дом был назван в честь святого Петра.
21 июня 2017 года приход возглавил монсеньор Збигнев Круль».

Первый помощник настоятеля в католическом Храме – викарий. В Курске на этом поприще служит отец Питер Анозье.
После Мессы к нему подходят верующие, спрашивают о сокровенном, так что нам приходится подождать с вопросами.
- Отец Питер, наверняка вы слышали о Георгии Мотуззе?
- Слышал, что он построил этот костел, а это великое дело и большие трудности, без которых невозможно служить Богу и людям.
- Вам ведь тоже пришлось для этого пойти на какие-то жертвы, оставить родных, друзей…
- Я приехал из Нигерии, где родился в Умунеке-Угири в штате Имо, а вырос в Порт-Харкоте, это самая лучшая страна на земле, - рассказывает отец Питер. - Когда я учился в школе, университете, я даже не предполагал, что окажусь в России, но это промысел Божий. Человек, ставший священником, должен быть готов оставить дом, семью. У меня она большая. Нас восемь братьев и восемь сестер, много племянников, дядя и тетя. У меня восемь крестных детей в Нигерии, они крещены до моего приезда в Россию, где у меня теперь еще девять крестных детей. Один из братьев - Павел – мой близнец. Он инженер-строитель, живет в Нигерии. Кстати, еще один мой брат и один племянник учатся в ЮЗГУ. А я с детства мечтал стать врачом и священником, но надо было выбирать, и я выбрал. Я был рукоположен 1 июня 2003 года в Петербурге после окончания высшей духовной семинарии «Мария – Царица Апостолов». Два года служил в Луге под Петербургом, потом три года в Пскове, год в Орле, после чего меня направили в Курск, где с 2008 года являюсь викарием, а с 2010 года также я капеллан иностранных студентов в южном деканате. Поэтому помогаю иностранным студентам и в Туле, Новомосковске, Орле, Рязани и других городах. Приходилось замещать священников в Брянске, Твери, Великих Луках, Москве и Туапсе.
В час дня в курском Костеле начинается вторая месса – на английском, для иностранных студентов – из Африки, Азии, Латинской Америки, Южной Америки, Шри-Ланки, Бразилии, Эквадора … География очень обширна.
- Я люблю Россию, - добавляет отец Питер. – Она стала моей второй родиной, здесь у меня много прекрасных русских друзей разных конфессий. Я очень общительный человек, люблю читать, фотографию, музыку. И, кстати, я болельщик «Динамо-Курск», считаю, что это гордость Курска.

Любую работу по хозяйству в храме нужно выполнять особенно тщательно, потому что делаешь ее не для себя, а для священника. Высокопарных фраз Надежда Валентиновна Рожинская не любит, вообще не любит пустословия, просто делает свое дело. Уже девятнадцатый год она эконом в приходском доме при костеле. За это время в нем сменилось три ксендза.
Родственники мужа, Василия Ивановича Рожинского, поляки, проживали в Витебской области. Василий Иванович женился на курянке Полине, у них родилось в браке трое детей.
Двадцать пять лет назад муж Надежды Валентиновны умер. Во время любых испытаний прихожанку всегда спасала вера, а со временем Надежда Рожинская стала активной участницей каждодневной жизни костела. То, что постороннему человеку кажется самим собой разумеющимся, на самом деле результат кропотливой работы.
Порядок в хозяйстве должен быть обеспечен. Каждый трудится на благо общине

Книга судеб
Беспристрастно в архивной тишине историю прихода рассказывают метрические записи Курского католического костела. В этом документе открыто широкое поле для исследований, а также он может быть интересен всем, кто хочет глубже узнать историю курщины и, в частности, курского полячества.
Пожелтевшие подшивки (просмотрены за 1891-1892, 1893, 1894, 1896, 1897, 1898, 1900, 1903, 1913, 1914 и 1915 гг, а также уникальные записи, связанные с именем Казимира Малевича ) хранят немало тайн, каждая запись – судьба, история, иногда загадка, которую хочется разгадать.
Каллиграфическим почерком кратко изложена жизнь прихожан, обстоятельства рождения, венчания и смерти. Здесь указана также принадлежность к сословиям, и если в записи, датированные девятнадцатым веком, пестрят все больше словом «дворяне», то в двадцатом довольно часто встречаются «крестьяне» и «мещане». Иностранные подданные же вписаны на страницах метрической книги в разное время.
«Надзорного Советника при дворе Витебской губернии Льва Михайловича и Елисаветы Карловны Яблонских 1915 г. сентября дня ксендзом Улинским крещен младенец по имени Ромуальда с совершением обрядовых таинств. Восприемниками были Станислав Иванович Плицких и Мелания Гунчаровна Рустранович- Шамовская».
«Тысяча девятьсот тринадцатого года октября десятого дня на станции Льгов был убит поездом Станистав Симонович Небельский
Капитан Невского полка, имевший то роду 42 года (прихожанин Смоленского Костела). Оставил жену Клавдию Михайловну, детей Галину и Антонину. Тело его сего года октября 14-го дня настоятелем Курского Римского католического костела ксендзом Мацyлевичем похоронено на Нижне деревенском кладбище».
За некоторыми записями невольно ощущаешь роковое стечение обстоятельств, так что кажется, короткие несколько строк вполне могли бы вылиться в целый роман или стать началом фильма.
«Тысяча девятьсот тринадцатого года августа двадцать четвертого дня в Курской тюремной больнице скончался ссыльно-каторжный арестант Адольф Викторович Янчук он же Моторный от туберкулеза легких
Крестьянин с Почдановки Староконстантиновского уезда Волынской губернии, имевший от роду 30 лет.
Тело его сего года августа 25-го дня похоронено Кс. Мацулевичем на Курском Римско-Католическом кладбище».
«Тысяча девятьсот десятого года мая 22 дня в больнице Курской Губернской Тюрьмы скончался от чахотки легких арестант Эмильян Цимаконюк без покаяния
Военный арестант Владивостокского крепостного артилерийского полка, холост, имевший от роду 25 лет
Тело его было похоронено Тюремными властями на Курском Римско- Католическом кладбище».
Как видно из Погребальной Книги Курского Приходского Римско-Католического костела, католиков хоронили на разных кладбищах. Встречаются записи – на «Приходском», «Суджанском», «Курском», «Обоянском», «Путивльском», «Белгородском», «холерном», «Ямском», «Рыльском», «Млодарском», «Старо-Оскольком», «Теткинском», «Кореневском», «Белгородском», «Щигровском», «Сапогово», «Кшенском», «немецком», «кладбище имении Александровка», «Курском Римско-Католическом», «Рыльском Православном», «Бегородском Православном» «лютеранском», «кладбище села Винокуровка».
Мы видим, что обряды совершались за указанные годы также ксендзом Гогосом, Луцкусом, Франциском Улинским, Михаилом Томашевским, А. Мацулевичем. Метрические записи хранят имена священнослужителей: кс. Барановский, кс. Иоанн Боровик, кс. Петр Крысак, викарий Вилямовский
В причинах летального исхода встречается: от холеры, чахотки, воспаления легких, от старости, паралича, брюшного тифа и др., позже время от времени появляется запись «рак».
«Тысяча девятьсот четырнадцатого февраля перваго дня в городе Рыльске скончалась от родов Марьянна Теофиловна Ващук урожденная Марон
Мещанка … [далее неразборчиво], имевшая от роду 39 лет, прихожанка Курского костела
Тело ея погребено Кс. Мацулевичем на Рыльском Православном кладбище».

«Тысяча девятьсот четырнадцатого года апреля четвертого дня в Сапогово скончался Иосиф Францевич Столяр /Возняк/ от туберкулеза легких
Крестьянин из Тарноруды Каменец Подольской губ. Проскуровского костела, имевший от роду 44 года, оставил жену Анастасию и детей Витолия, Антонину, Валентину, Елену и Ольгу
Тело его похоронено ксендзом Мацулевичем апреля 6 дня 1944 года на Православном кладбище Ямской слободы».

«Тысяча девятьсот девятого года августа первого дня в им. Александровка Дмитриевского уезда Курской губ. Скончался от водянки Александр Вадлевский.
Дворянин, женатый, имевший от роду 68 лет, прихожанин Курского Костела, оставил жену Марию и детей Елизавету, Анну, Марию, Елену, Александра, Михаила и Константина.
Тело его похоронено родными на Православном Кладбище в г. Дмитриев Курской губ. »

«Тысяча девятьсот двенадцатого года января шестого дня в г. Рыльск скончался от старческой немощи Иосиф-Фабиан (12-ть имен) Иванович Емельский
Потомственный дворянин, имевший от роду 82 года, прихожанин Курского Костела, оставил жену Марию Ивановну ур. Древновскую, сына Владислава, дочерей Стефанию, Янину, Казимиру и Марию
Тело его похоронено настоятелем ксендзом Мацулевичем января 10 дня сего же года на Рыльском Православном кладбище у красной церкви».

«Тысяча девятьсот четвертого года апреля восьмого дня в Курске умер Иван Непомуцен-Иосифович Симич-Брониковский
Дворянин-инженер от роду 46 лет оставил жену Гелену Геновефу из Скарожинских, сына Венчеслава и дочерей Ванду, Ирину и Анну
Тело его сего года и месяца одиннадцатого дня похоронено на Повонском (? ) кладбище в Варшаве».

«Тысяча девятьсот четвертого года Декабря двадцать пятого дня в Курске умер Клементий Викентьевич Загорский от старости, был приобщен св. Тайн
Полковник жил от роду 84 года, оставил жену Стефанию и сыновей Эразма, Аркадия и Леонида, дочь Евгению
Тело его сего года и месяца двадцать восьмого дня похоронил на Курском кладбище ксендз Вилямовский».

В 1914-1915 годах на курском римско-католическом кладбище похоронены 110 военнопленных – все австрийские подданные.
По данным историка Юрия Озерова, на католическом участке лютеранского кладбища нашли свой последний приют известные католики: генерал от кавалерии К. Л. Монтрезор († 1879, адъютант М. И. Кутузова в 1812 г. ), ученый-ботаник А. М. Мизгер († 1891), губернский инженер И. Ф. Дворжецкий († 1898)". Кстати, здесь была похоронена православная супруга генерала Монтезора Надежда Федоровна, в девичестве Полторацкая, «известная благотворительница и председательница Курско-Знаменской общины Российского общества Красного Креста (†1914)». (Ю. В. Озеров. История и судьба Немецкого кладбища в Курске // Российские немцы: Науч. -информац. бюлл. - 2007. - № 1 (49). Янв. -март. - С. 9-11, Озеров Ю. В. Немецкое кладбище в Курске // [Электронный ресурс]. URL: http: //old-kursk. ru/nekropol/o060828. html (дата обращения 20. 08. 2018).
В 1855 году по просьбе немцев-лютеран, а их к тому времени у нас было немало, город предоставил им к северу от Московского кладбища территорию для захоронения. В документе того года говорятся: «Члены здешнего Евангелического Лютеранского общества и Петропавловской церкви обратились в Думу с просьбой об отводе им места из городской выгонной земли, находящейся в городе Курске за Московскими воротами для кладбища особо от Православного, почему Дума истребовав от Курского губернского землемера сведения, что эта часть земли в оборочное содержание никому не отдается, следовательно, не приносит городу никакой пользы возможно быть представлена для означенного кладбища… а потому Губернское Правление не находя препятствий со своей стороны полагает: Курскому губернскому землемеру… чтобы он при исполнении сего поступил на законном основании об этом градской Думе дал знать, а переписку кончить.
Подлинный подписали:
Вице-губернатор Селецкий
Ст. советник Борисоглебский
Советник Комынин
За советника асессор Войтневич
Секретарь Лукин
И. д. столоначальника Андреев.
Исполнено 5 марта за №№2141, 2142»
Немного позже, в 1899 году, городские власти выделили участок для захоронения католиков.
Конечно же, в метриках Костела попадаются и записи, связанные с семьей Малевичей.
Вот некоторые из них…
«Тысяча девятьсот девятого года августа второго дня в Курском Римско-Католическом Приходском костеле окрещен младенец по имени Эдуард настоятелем ксендзом Михаилом Томашевскиим с совершением всех обрядов Святого Таинства
Дворян Мечислава и Марии урожденной Зглейц Малевичей законных супругов сын, родившейся 8 января того же года от Городок Риго Орлов. ж. д. Витебской губ.
Восприемниками были Федор Форстман с Ангелою Зглейц».


«Тысяча девятьсот четвертого года июня двадцать девятого дня в Курском Римско-католическом костеле окрещен младенец по имени Иоанна ксендзом Мотуззом с совершением всех обрядовых Таинств
Дворян Казимира и Казимиры из Зглейцов Малевичов законных супругов дочь, родившаяся сего года февраля двадцать пятого дня в Курске
Воспреемниками были Леонард Юревич с Софией Зглейцовной».


II Выходцы из Польши, оставившие след в истории

Тайна «Черного квадрата». Творческая авантюра или творческое откровение?
Если бы, пожалуй, самый загадочный художник 20 века автор «Черного квадрата» Казимир Малевич был обычным живописцем, его биография начиналась бы так: «Казимир Малевич родился 11 (23) февраля 1879 года под Киевом.
Но:
даже год рождения самого загадочного художника он же сам сделал тайной, надбавив себе год, из-за чего, собственно говоря, и отмечался дважды его 125-летний юбилей и из-за чего до сих пор спорят историки. И это далеко не единственная загадка в жизни эпатажного художника.
В энциклопедиях указан 1878 год. Однако ряд исследователей творчества Малевича придерживаются иного мнения.
«Документы же свидетельствуют о том, что он родился 11 февраля 1879 года, - к такому выводу пришел авторитетный историк-краевед Юрий Бугров. (Юрий Бугров. Казимир Малевич. Очерк об основателе супрематизма, художнике-авангардисте. «Библиотека Бугрова». Курск: Деловая полиграфия, 2014)», - а крещен был в Киевском приходском Римско-Католическом костеле Св. Александра 1 марта ксендзом Иорданом Домбровским с совершением всех обрядов Таинства».
Крестными родителями будущего великого художника стали брат и сестра отца Болеслав Малевич и Мария Оржеховская.
Казимир был старшим из девятерых детей, потомком старинного польского рода, родовой герб которого был утвержден в XVII веке. Отец художника был Католиком, а мать – Православная. Младших сестер и братьев художника нарекли Мечислав, Антон, Болеслав, Ванда, Юлия, Северина, Мария и Виктория.
Северин Антонович работал в сахарной промышленности. Людовика Александровна была домохозяйкой, писала стихи и прекрасно вышивала. Даже пыталась обучить этому считающемуся не мужским искусству и Казимира, но гораздо больший восторг у него вызвал ее поистине бесценный подарок – краски.
Первую картину выросший в глуши художник увидел в одиннадцатилетнем возрасте, когда отец взял его с собой в Киев на выставку товаров сахарной промышленности. Изображение девушки, чистящей картофель, произвело на подростка такое сильное впечатление, что определило его судьбу.
Но пока живопись была лишь мечтой, а реальность – сельское училище, где будущий художник получил профессию агронома, чему его отец был весьма рад.
Семья жила недалеко от Белополья, где Малевич впервые увидел и настоящих художников, приехавших из Петербурга писать для украинского собора иконы
«Тюбик, палитра, кисти, зонтики, стул складной с самого Белополья не давали мне покоя, - расскажет позже Малевич в своей автобиографии».
Затем семья переехала в Конотоп.
В Киевской рисовальной школе Николая Мурашко Малевич освоил азы живописи. Отец Казимира был не в восторге от творческих исканий сына, вероятно, считая, что кисть и краски не могут стать залогом стабильного будущего.
Сам же Казимир не желал для себя другой судьбы, правда, едва ли тогда предполагал, что станет основоположником радикально новаторского направления в живописи. В ту пору гораздо больше, чем строгие геометрические формы, его привлекала живая, прекрасная в своей постоянной изменчивости природа…
Он любил оставаться с ней наедине, писал деревья и птиц, расписывал с крестьянками печи... К сожалению, потомки не смогут оценить изображенные Малевичем лес, аистов и другие ранние работы. Он просто-напросто их сжег. Даже последний портрет отца, написанный незадолго до его смерти, попал в беспощадный огонь.
Возможно, это было прощание с догмами в искусстве. Столь категоричное, что время от времени вполне всерьез поднимается вопрос, а умел ли вообще Малевич рисовать. К счастью, сохранились работы авангардиста, которые подтверждают, что как рисовальщик он был весьма талантлив, но выбрал свой особый путь, где признание соседствует с непониманием.
Дочь художника Уна Казамировна вспоминала, что он часто и подолгу гулял с ней на природе, а многолюдным курортам Малевич предпочитал поле или лес… В его творчестве эта любовь нашла отражение, например, в таких его работах как «Девушка в поле», «На сенокосе», «Станция без остановки», правда, несопоставимых по популярности с «Черным квадратом».



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.