Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Польский костел и курское панство 6 страница



 

 


III. Прихожане и гости Костела

Второе рождение
Самое удивительное время в году — между Новым годом и Рождеством, когда свечи и гирлянды становятся одним — чудесным, мерцающим, ярким.
Снежинки и холодно за окном, а по другую сторону стекла огромная конфета в золотистой фольге на колючей зеленой ветке пытается зачем-то убедить, что выросла на елке. И впрямь что-то всегда остается за рамками не важно — научного исследования или журналистского расследования. И это что-то становится почти осязаемым в воспоминаниях людей, причастных к истории.
В семье Пекарских начало января еще и время между Католическим и Православным Рождеством. Время, когда в гостиной горят сразу две лампады— и перед Православной, и перед Католической иконами. Да и как иначе, если мать и сын — Православные, отец — Католик, а венчались по Православным обычаям в Сергиево-Казанском соборе по благословению Владыки Ювеналия. Михаил Сигизмундович имеет запись в графе «национальность» в паспорте — поляк, также как и его сын. Жена — русская.
Венчал их отец Михаил.
Вопрос выбора перед молодоженами даже и не стоял.
- Костел тогда был занят Домом культуры, но по католическим обычаям можно венчаться в Православном храме, если нет поблизости Католического, - рассказывает Михаил Сигизмундович, отец которого сыграл огромную роль в возвращении костела верующим, а сам М. С. Пекарский — автор научной статьи
«Польская диаспора Курской губернии на 1861-1917 гг. , изданной в сборнике Государственной высшей профессиональной школы в Новом Сонче «Язык в культуре. Культура в языке» под редакцией Моники Мадэй-Цетнаровской (Новы-Сонч, 2014 г. ).
Когда родители Сигизмунда Вячеславовича приехали в Курск, ему было одиннадцать лет.
Почему-то здание костела в те годы облюбовали местные голуби, которых много было снаружи, а нередко они залетали и внутрь, рассекая крыльями пространство под готическими сводами.
- Знать бы, что нужны будут эти воспоминания, - вздыхает Михаил Сигизмундович. - Я ведь даже разговаривал с бабушками, «Божьими одуванчиками», которые помнят костел до того, как его закрыли в годы репрессий. Даже показывали мне эти старушки фотографии, на которых они еще маленькие девочки в костюмах ангелочков с крылышками празднуют Рождество в костеле…
Истоки семейной истории — в Польше. Предки жили во Вроцлаве.
Родился Сигизмунд Вячеславович 3 октября 1941 года в Казахстане, куда семья была сослана «по польским мотивам».
Отец его Вячеслав Иванович из шляхтичей, мать Тофелия Ивановна Котвицкая — из польских мещан.
Семья была многодетная. Сигизмунд по старшинству пятый из двенадцати детей. Двое умерли в младенчестве.
После смерти Сталина ссыльные поляки были реабилитированы. Семья Пекарских в 1956-м переехала в Костополь Ровенской области.
-У нас, можно сказать, семейная традиция знакомиться на первом курсе вуза, - продолжает Михаил Сигизмугдович. - Папа встретил маму, Башарову Нину Михайловну, на первом курсе исторического факультета Петропавловского института. 4 октября 1975 года родилась сестра, а 24 марта 1969 года — я.
Из Казахстана, где жизнь была непростой, одно время даже домом нашей семье служила землянка, мы переехали в Чувашскую АССР, а затем в 1980 году — в Курск.
Младшая сестра болела, нуждалась в смене климата.

В семейном альбоме Пекарских бросаются в глаза черно-белые снимки, сделанные в Звездном городке.
Служить в 21215 части особая честь, ведь она связана с именем первого космонавта Юрия Гагарина. Михаилу предстояло выполнять обязанности лаборанта аэрофоторабот (заряжал и проверял черные ящики для Л-39 и МИ-8). Проявлял пленку в лаборатории после чего отдавал материал шифровальщикам.
На одной из призывных групповых фотографий вместе с юным Михаилом и его сослуживцами запечатлены Климук, Шаталов. Видел Михаил Пекарский также Леонова, Зубова.
Надписи на оборотной стороне уже ставших историческими фото впечатляют:
- На добрую память о совместной службе в Центре подготовки космонавтов имени Ю. А. Гагарина. Герой Советского союза летчик-космонавт СССР полковник В. Зудов».
«На память о службе в центре подготовки космонавтов имени Ю. А. Гагарина в части им. В. С. Серегина. Командир в/ч 21215 полковник Э. Чередниченко».
- Призван я был 19 мая 1987 года, а на дембель вышел 22 мая 1989 года, - уточняет Михаил Пекарский. - Почему-то в те годы не было осознания того, что мне повезло соприкоснуться с великим. Уже спустя годы понял, как мне повезло. В эту часть почему-то вообще направляют, как мне кажется, только с курской и воронежской земли.
- Уже когда мы давно встречались, - добавляет Светлана, - Миша мне как-то говорит: «А ты знаешь, ГДЕ я служил? » Потом прошло еще немало лет, и как-то, вернувшись из Москвы, где я была по научным делам, спрашиваю мужа:
- А ты знаешь, ГДЕ я была?
- Неужели в Звездном городке?
- Именно.
Конечно, это необыкновенные ощущения, когда видишь обыкновенную, на первый взгляд, типовую гарнизонную «пятиэтажку» и осознаешь, что здесь жил первый космонавт.

В Звездный городок Светлану привел… Толстой, Лев Николаевич, творчество которого она изучает ни один год.
Лет десять назад на одной из научных конференций в Москве ее научный руководитель Горелов Анатолий Алексеевич, член академии наук, светило современной философии, предложил поехать посмотреть Звездный городок.
Попасть на его территорию сложно, но удостоверение члена академии наук вкупе с портфелем и открытым доброжелательным выражением лица профессора сыграли свою роль. Пропустили обоих.
Толстой сыграл в жизни Светлана особую роль.
Как-то на Толстовских чтениях к Светлане Пекарской подошла женщина.
- У вас фамилия польская. Наверное, польские корни?
- Нет, - муж и свекровь — поляки, - ответила Светлана.
Новая знакомая оказалась ректором университета языков в Новом Сонче.
Встреча оказалась не случайной. Узнав, что сын Светланы говорит на польском практически без акцента, новая знакомая пригласила молодого человека совершенствовать познания языка в Новом Сонче.

Об истории костела Михаил Сигизмундович говорит увлеченно, со скрупулезностью научного работника.
Не один день провел в архиве в поисках интересной информации и теперь охотно делится добытыми им познаниями.
- Мотузз преподавал Богословие католикам — читал лекции в Курском реальном училище, где также изучали Закон русские православные и немецкие протестанты, - рассказывает Михаил Сигизмундович, переходит от старой к новой истории, связанной с именем его отца. - С первых лет пребывания в Курске отец переживал за дальнейшую судьбу костела. Вместе с Александром Дмитриевичем Зудовым начали писать письма епископу Шпайера. Приезжали и сами в Германию, где их поселили в приходском доме при костеле. А пока их с мамой дом на Володарского стал одним из мест, где проходили службы. Собирались верующие на молитву и в доме на Верхней Луговой. В Курск нередко приезжали католические священники из Москвы, Словакии, Польши… Бывали и внутри костела — это не возбранялось, но все мечтали о тех днях, когда он снова станет храмом. Отец был первым руководителем польского общества и первым старостой костела после его возвращения верующим. Епископ Шпайерский был у папы Римского в начале 90-х, а в середине 90-х отслужил Мессу в уже возвращенном костеле. Несколько дней он провел в Марьино — жемчужине соловьиного края, губернатор Руцкой встречал пышно высокого гостя.
После того, как к просьбам курской католической общины присоединился Ватикан, костел был возвращен католикам. Вскоре состоялось первое венчание в костеле. Обеды любви и верности друг другу давали моя сестра и ее муж Василий, наполовину немец.
- В костеле принял крещение мой бывший ученик (я работала в детском доме в Мокве) Сергей Евдокимов, - рассказывает Светлана. - Он отлично знает португальский и испанский, овладеть этими языками ему помогли его друзья-иностранцы, студенты курских вузов, которых он учил русскому языку. Сейчас переводами он занимается профессионально.
У Михаила-младшего много друзей-католиков среди иностранных студентов, которых он познакомил с курским костелом, после чего они стали его прихожанами.

Благодарю хозяев за гостеприимство, поеживаюсь, представляя, как через минуту окажусь на жгучем морозе.
- Помню как-то свекр приехал к нам в гости с пожилым священником лет семидесяти и двумя монахинями, - с задумчивым видом добавляет теплых красок в свое повествование Светлана. - Как красиво они играли на гитаре! Совершенно не ощущалась грань между духовным и светским мирами. При свекре была собака — большая умница — сама садилась в трамвай и выходила на нужной остановке.

Наверняка, осталось еще множество таких историй, трогательных моментов, которые не войдут в статьи и книги, но все равно незримо согревают, как и Память о тех, кто ушел в Вечность, но незримо пребывает с нами на Земле.

Побывала на мессе Папы Римского
Сабине Иосифовне Орловой, первому председателю Курского городского общества польской культуры в Курске до сих пор часто звонят по разным вопросам, связанными с русскими поляками.
- До сих пор, если набрать в Интенете «польское общество», поисковая система выдает номер моего телефона, так как оно было зарегистрировано на мой прежний адрес, на Косухина, 34, - поясняет она, - а уже затем перерегистрировано на Марата, 33, где мы всей общиной купили дом для проживания священника.
Собственно говоря, инициатором создания общества был Сигизмунд Пекарский, однако когда встал вопрос, кто его возглавит, предложил именно Сабину Иосифифовну, видимо, потому, что главное на том этапе было сплотить всех интересующихся польской культуры, а для этого нужны женская теплота и душевность, приветливость и обходительность, а еще, конечно же, энергия и находчивость.
Этих качеств Сабине Орловой не занимать, недаром до пятидесяти лет работала на Севере 28, начальником отделении связи, а родилась в Белоруссии, Барановичах, которые до прошлого века относились к Польше. Отец Цвирко Иосиф Доминикович и мать Мария Антоновна — из шляхтичей.
В Великую Отечественную войну немец так быстро захватил те земли, что мужчин даже не успели мобилизовать. Призвали отца уже в сорок четвертом, погиб и похоронен он в Вильнюсе.
-Слышала, что мой дед по отцовской линии Доминик жил в Кракове.
Довелось и Сабине Иосифовне посетить в конце девяностых этот старинный город, куда она поехала с группой курских католиков под руководством отца Кшиштова специально на мессу Папы Римского.
- Каждый католик стремится побывать на ней хотя бы раз в жизни, получить особую благодать и благословение, - рассказывает Сабина Иосифовна. - Месса проходила на стадионе, людей было очень много, как говорится, негде яблоку упасть, а по ее окончании я, замешкавшись, отстала от своей группы, и наш автобус ушел без меня в Варшаву, где мы остановились на ночлег в ордене Святой Елизаветы. Что делать? Пошла пешком на вокзал, села в электричку, объясняю соседям по купе, что ехала «на споткане с папержем Римским» и «сгубилася», и как назло с собой нет денег на билет. Польский я знаю плохо, но мои соседи знали русский, где-то они меня, где-то я их — поняли друг друга, и они даже хотели скинуться мне на билет. В этот момент как раз вошел проводник и, поняв, что произошло, сказал по-русски: «Не надо билета. Я был в России, на Байкале, мне у вас очень понравилось». Очень удивилась, конечно: я не была на Байкале, а он был. У меня оставалось немного злотых. Хотела заплатить хотя бы столько, сколько было, но проводник наотрез отказался: «Побереги, пригодятся, может, еще на гостиницу» и ничего с меня не взял.
Приехала я в Варшаву на Старо Място и обратилась к полицейскому, попросила довести меня до ворот ордена Святой Елизаветы, но не смогла его найти в потемках, и мы поехали ночью в посольство. Там нас встретил русский дежурный, он позвонил по телефону, и вскоре за мной приехал консул, отвез в штаб-квартиру, где я переночевала, подкрепилась, а утром он вернулся и мы поехали в посольство. Там я дозвонилась на курский номер до монахини Никодемы, и она объяснила, где находится орден. Наши там уже всполошились и очень обрадовались, когда я вернулась в полном здравии. С тех пор и стали в шутку говорить в обществе, что я нигде не пропаду.
Кстати, останавливались мы в той поездке во многих местах — в костелах и в одной частной гостинице, куда нас по предварительной договоренности с отцом Кшиштовом бесплатно пустили переночевать. Везде нас встречали очень радушно.
- Когда я была в Польше, тоже повсюду встречала только самое дружелюбное и доброжелательное отношение, - рассказывает дочь Татьяна. - Как-то тоже заблудилась в Ченстохове, подошла к полицейскому, стала объяснять на ломаном польском. «Говорите по-русски», - неожиданно ответил он. Рассказал, как пройти, и даже дал карту. В другой раз в трамвае мы спрашивали, как оплатить билеты и где выйти. Нам сказали, где наша остановка, но не взяли денег за проезд.
Работа, между тем, в обществе предстояла серьезная. Для начала — зарегистрировать указ и отнести его в юстицию. Но Сабину Иосифовну, не один десяток лет проработавшую с документами, бумажной работой не испугать.
А настоящей отдушиной стали посиделки членов общества в приходском доме. Стол накрывали вскладчину, соревнуясь в кулинарном искусстве.
- Тогда у нас еще не было своего ксендза. Ездил к нам словак священник Иосиф. При нем в Курск привозили из Португалии уникальную Статую Богоматери Фатимской. Она являлась пастушкам, много говорила и о России, что вера у нас возродится. Органа еще в костеле не было, моя дочь Ольга играла на синтезаторе.
Кстати, все три дочери Сабины Иосифовны имеют музыкальное образование.
Сейчас Ольга в Японии, воспитывает вместе с мужем Хаджми двоих детей Данго и Анну.
- У нас многонациональная семья, - улыбается Сабина Иосифовна, - Другая дочь Светлана назвала дочь по-белорусски — Алеся. Данго и Анна крещены в Православии, а Алеся и сын Татьяны — Марк — Католики. Марк с пяти лет прислуживает в Костеле, и сейчас молимся с дочерью, чтобы он стал священнослужителем. Сейчас он министрант кадила.
Недавно Сабина Иосифовна отметила свое семидесятилетие. Принесла в костел корзину конфет и свои знаменитые орешки со сгущенкой.
Кстати, курские поляки и сейчас соревнуются, кто вкуснее приготовит, и теперь эта традиция вылилась в конкурс польской кухни. Недавно первое место на нем заняла Сабина Иосифовна. Она приготовила бигэс и бабку. Считает, что секрет победы - хорошие продукты, а также готовить нужно с душой. Сейчас Сабина Иосифовна остается активным членом правления. В честь ее 75-летия ей вручили диплом от Общества «Учредителю и первому председателю Общества за активное участие в работе Общества в качестве члена правления и в связи с юбилеем».

В тему:
На встрече с Папой Иоанном Павлом II летом 2001 года побывали Надежда Рожинская и София Моисеева, совершив паломничество на Украину.
В 1997 г. Пекарский Сигизмунд, Петр Юраков и Олег Овчинников приняли участие в Евхаристическом Конгрессе в г. Вроцлаве, где Мессу служил папа Римский Иоанн Павел II.

Культура во все времена объединяла
…Зрители украдкой смахивают в темноте зале слезы. На экране история жизни и любви двух гениев Фредерика Шопена и Жорж Санд. Фильм на польском, но даже если бы не было перевода, все понятно без слов…
…У молодежи праздник, ребята только что вернулись из Петербурга с языковых курсов и теперь собираются дружной группой в Польшу летом. Взрослые рады на них…
…День рождения. Люди разных возрастов весело уплетают сладости за просмотром видео о том, как они все вместе отмечали какой-то праздник…
Можно вспомнить еще немало моментов из жизни Курского городского общества польской культуры, свидетелем которых я стала. А привел меня в приходской дом, где проходили эти встречи, интерес к польскому языку. Требовалось сделать подстрочники на польском языке к роману о войне, среди героев которого немало поляков, и, казалось, никто в целом городе не мог мне помочь. Зоя Срипкина и Ян Зембжуски не только оказали неоценимую помощь в создании произведения, но и пригласили на курсы польского языка. Тогда их вел Игорь Краевянов, известный в городе и далеко за его пределами органист. Сейчас польский преподает Ян Зембжуски, председатель Курского городского общества польской культуры. После одного из этих занятий он и его супруга и единомышленница, секретарь общества Зоя Ивановна согласились рассказать о жизни современных курских поляков и деятельности организации.
Зоя Скрипкина и Ян Зембжски собрали богатый семейный архив о курских поляках, а стены их дома, увешанные многочисленными дипломами и памятными фотографиями с русско-польских встреч, больше напоминают рабочий кабинет.
- Ян, откуда вы родом?
- Из польского города Биштынка — в сорока километрах от Калининграда и в двадцати — от русской границы. Там я получил в профтехучилище профессию «инструктор по строительству». В России такой специальности нет. Мне было лет сорок, когда в бюро экспорта рабочих я узнал, что идет набор на строительство атомной электростанции с тем, чтобы, вернувшись, рабочие строили подобные объекты в Польше. Отбирали лучших. В Курчатове мы жили в отдельном общежитии квартирного типа, но все вместе обедали, проводили свободное время на базе отдыха на Курчатовском море, где в нашем распоряжении были пляж, байдарки, яхты. Наша работа заключалась в том, что мы строили две дизельные станции, каркасы, бюро, административные здания, поликлинику, два моста на реке Сейм и перемычки в прудах-охладителях, спортивный комплекс, торговый центр и другие объекты.
- А где вы познакомились с Зоей Ивановной?
- В России.
- А где именно в России?
-«Россия» - так назывался ресторан в Курчатове, где мы, не помню что, праздновали. Поводов для этого было предостаточно – часто что-то отмечали там, если не в нашем общежитии – дни рождения, польские, русские национальные праздники. И на тех, и на других звучали песни на русском и на польском языках. Зоя тоже что-то отмечала с подругами. Когда увидел ее, сразу понял, это судьба. Потом были встречи — и случайные, и неслучайные.
- Зоя Ивановна, а вы помните тот день?
- Конечно. Мы ходили с подругами по субботам в ресторан, единственный на то время в Курчатове. Отмечали конец рабочей недели, а в тот день еще и окончание ремонта в квартире. Потом я еще шутила на этот счет: «Ян, что ж мы раньше не встретились с тобой, хоть бы помог мне».
- А как Ян сделал предложение?
- Он его никогда мне и не делал. Как-то само собой все получились...
- Ян, то есть, когда вы закончили работу, молодая семья оказалась перед выбором: жить в России или Польше?
- О Польше речь не шла, так как родители Зои по состоянию здоровья не могли поехать с нами, а оставить их одних не было возможности. У меня на родине остался старший брат Станистав. Он родился еще до войны, был узником фашизма. Мы часто ездим к нему в гости.
- Сложно ли было начинать новую жизнь на новом месте, искать работу, когда закончился контракт?
- В девяностые часть поляков вернулись на родину, часть остались в силу разных причин. Я работал сначала по специальности, затем мы основали фирму турбюро «Путник», сферой деятельности которого были туризм, в том числе и в Польшу.
- А когда вы возглавили общество польской культуры?
- В 2008 году, когда общество стало работать с польскими организациями и потребовалось хорошее знание польского языка, чтобы вести деловую переписку. А до того я был заместителем председателя — Сабины Орловой, которая до последнего дня своей жизни являлась членом правления общества.
- Каковы основные направления работы общества?
- Из года в год проводим Дни польской культуры, в рамках которых с 2010 года проходит музыкальный фестиваль «Приношение Ф. Шопену». Организуем конкурсы рисунков, посвященных Польше, благотворительные акции, фотовыставки, викторины. Одно из важнейших направлений – работа с молодежью, в частности, проект «Польско-Российский обмен молодежи», организованный в 2013 году нашим обществом и Домом культуры «Броновицы» (г. Люблин), в котором участвовали десять представителей польской молодежи и десять курских школьников и студентов. Сначала мы принимали польскую делегацию в Курске, знакомили гостей с историей, культурой города. Проходили творческие встречи в школах, вузах г. Курска, экскурсии в Коренную Пустынь, Марьино, на Курчатовскую АЭС, мастер-классы по глиняной игрушке в Курчатовской школе № 4, встречи в Фонде мира. Заключительная встреча проходила в ДШИ № 1 имени Георгия Свиридова, где состоялся концерт, вручили дипломы участников всем гостям. В нашем мероприятии активно участвовала молодежная организация «Монолит». И уже через несколько часов мы выехали на двух микроавтобусах в Люблин, где нас радушно встретили в Доме культуре, поселили в гостинице в центре города в районе Старо Място. Программа была насыщенной и включала в себя экскурсии по городу и в немецкий концентрационный лагерь Майданек, мастер-классы по музыке, танцам, граффити.
В Люблине остались рисунки наших ребят, посвященные дружбе Курска и Люблина. На музыкальных вечерах звучали песни Анны Герман, Владимира Высоцкого, которого они очень любят, Марии Родович. В общем, было не только много впечатлений, но и новых интересных знакомств. Знаю, что многие ребята потом продолжали общаться через Интернет.
- Ян, а с какими именами у вас прежде всего ассоциируется русская культура?
- Пушкин… (Ян читает стихотворение великого русского поэта, которое знает наизусть – «Буря мглою небо кроет…» - Прим авт. ) Еще люблю Высоцкого и Окуджаву. В Курске я также узнал творчество Георгия Свиридова.
- Кто может стать членом общества польской культуры?
- Каждый, кто интересуется культурой Польши. Так сложилось, что многие наши члены имеют польские корни. Но мы рады всем, так как мы не национальная, а культурная общность.
- По этой причине в стороне от деятельности общества остается и политика?
- Совершенно верно. Культура во все времена объединяла. Это то прекрасное и вечное, что всегда стояло выше политики.

Справка: «14 мая 1996 г. приказом № 49-ЮР было зарегистрировано Курское Общество Польской Культуры, которое возглавила прихожанка нашего храма Орлова Сабина Иосифовна. Общество Польской Культуры действует и до сих пор под руководством председателя Яна Зембжуски». (Сайт www. uspenie. kursk. ru )


Его Величество Орган
Орган – король музыкальных инструментов. Созданный более двух тысяч лет назад, он до сих пор остается непревзойденным по диапазону звучания и тембровому разнообразию… «Орган – поистине самый великий, самый смелый, самый великолепный из всех музыкальных инструментов, созданных человеческим гением. Это целый оркестр, от которого искусная рука может всего добиться. Он же может все выразить. Это своего рода пьедестал, на который восходит душа, чтобы ринуться в пространство, когда в своем полете она пытается начертать тысячу картин, живописать жизнь, пробежать бесконечность, отделяющую небо от земли! » - восклицал великий Бальзак.
По природе звучания орган – духовой инструмент, по способу управления – клавишный. Органная музыка наполняла салоны аристократов, сопровождала гладиаторские бои… Теперь кроме трубных органов производят и электронные. Они легче в управлении и имеют еще больший круг возможностей. Орган снова в моде. Слушать органную музыку в записи – напрасное занятие. Только в торжественной обстановке Его Величество Орган открывает свои тайны.
Вы были когда-нибудь в нашем курском католическом костеле? Даже если вы не католик, у вас есть прекрасный повод побывать здесь – возвышенная и прекрасная органная музыка. К сожалению, старинный орган, радовавший прихожан до 1937 года, был уничтожен. В 2004 году архиепископ ординарии архиепархии Божией Матери в Москве, председатель конференции католических епископов России Тадеуш Андрусевич осветил новый орган.
Легкий полумрак храма. И вот тишину ожидания разрушают первые звуки органа. Инструмент находится на хорах, поэтому не видно ни органиста Игоря Краевянова, ни его ассистента Олега Бегуна, ни певицы Светланы Саркисян. Только Музыка и Голос…
В этот день звучали малоизвестные произведения известных зарубежных композиторов XVII-XVIII веков. Величественность Баха, грациозность Генделя… Как будто нет пропасти времен. «Ave Maria» - Сидоровича, Франка, Бизе и волнующее сопрано Светланы Саркисян… И заключительные патетические аккорды «Готической сюиты» Бельмана возносятся под своды неоготического костела.
… Взволнованная концертом, подхожу к обаятельной ведущей Наталье Петрашовой.
- Вы не знаете, есть ли в Курске еще органисты?
- Насколько мне известно, в Курске один органист. Игорь Краевянов. Мой муж… - с невольной гордостью сообщает Наталья. – Игорь, спустись к нам!
И через минуту ко мне подходит тот, кто был, конечно, не без помощи ассистента, музыкой! – скромный и очень приятный человек с одухотворенным взглядом.
- Игорь, на ваши концерты всегда приходит столько людей?
- Да. Иногда и больше. Но раньше в Курске органная музыка воспринималась как экзотика. А теперь люди уже знают, на что идут. На концертах меньше случайных людей.
И словно в подтверждение этих слов к Игорю Краевянову подошли две девушки узнать, когда будет следующий концерт. И выяснив, что перед католическим Рождеством, направились к выходу.
- В программе будет что-то рождественское?
- Да, колядки, рождественские песни…Вы в первый раз на органном концерте?
- Да, - честно признаюсь я. - Это, действительно, здорово. Жалко только – быстро закончилось…
- Мы пробовали делать программу и более длинной, и более короткой. Но пришли к выводу, что оптимальное время для таких выступлений – час.
-Какой орган сейчас в костеле?
- В костеле находится цифровой орган итальянской фирмы Viscount - одна из лучших фирм уже 10 лет. Внешне он неотличим от духового, а по звучанию только искушенный слушатель уловит разницу.
- Игорь, почему орган стоит не перед зрителями? Чтобы не отвлекать внимание от музыки?
- Отчасти. И чтобы лишний раз не спускать его с хоров. Весит он не менее 140 килограммов. По воскресеньям играю на нем на мессе.
- Вы католик?
- Да.
- И где вам больше нравится играть – в костелах или в концертном зале?
- Органная музыка делится на духовную, связанную с религиозными сюжетами, библейскими персонажами, и светскую. Для костела больше подходит духовная музыка. Здесь обстановка располагает к размышлениям. В филармонии тоже приятная атмосфера, но другая.
- Органисты играют на тех органах, которые установлены на концертных площадках. Наверное, непросто с ходу привыкнуть к новому инструменту…
- Конечно! Органистам нужны железные нервы. Каждый инструмент совершенно не похож на другой. Есть органы механические, пневматические и так далее. Количество регистров, труб, клавиш, клавиатур и т. д. может быть любое. Например, в Ульяновске орган 1983 года – хороший, но в нем нет электрического переключателя – без ассистента делать нечего. К каждому органу нужен свой подход еще и потому, что регистровка зависит от размеров помещения, акустики.
- Произведения каких композиторов вы любите исполнять больше всего?
- Бельмана, Альбинони, Генделя… Но больше всего люблю Баха. Потому что он гений.
- Игорь, далеко не каждый пианист приходит к органной музыке… Расскажите о своем пути…
- Детские и юношеские годы я провел на Украине, куда переехал с Владивостока мой отец — морской офицер, дирижер Тихоокеанского ансамбля песни и пляски. После пронзительных ветров ему захотелось тепла, солнца, фруктов… В Каменец-Подольском, где мы жили, находится древний костел, построенный в романском стиле. Туда я бегал слушать органную музыку, а позже сам стал ассистентом органиста. Затем окончил Воронежскую консерваторию по классу фортепиано, стажировался в Киевской консерватории у профессора по классу органа Арсения Николаевича Котляревского. Потом переехал в Курск. В 1993 году Федор Федорович Чебан, бывший директором городского Дома культуры, предложил мне возродить в Курске органную музыку. В костеле был тогда старый ломаный-переломанный орган, полгода мы с ребятами-электронщиками его ремонтировали. В 1994 году я дал первый концерт. Таким был мой путь, но у другого органиста он может быть совершенно иным, также как по разному люди приходят к тому, чтобы стать, скажем, писателем или инженером.
- Органисты играют не только руками, но и ногами. Для этого нужна какая-то специальная обувь?
- Да, «органные ботинки» - не слишком широкие, чтобы органист не задевал соседние клавиши, легкие, скользящие с защищенным носом. Такую обувь шьют в Москве, в специальном цехе по индивидуальному заказу. Стоит она дорого, поэтому используют органисты и обычные балетки.
- Выступаете ли вы с гастролями?
-Да, был на гастролях в Польше, Германии, Чехии, в Украине.
- В костел теперь часто приезжают исполнители мирового масштаба из Москвы и из-за рубежа. С кем из них вы играли в дуэте, трио и т. д. ? Какие творческие встречи подарила органная музыка?
- Да, были совместные концерты с музыкантами из Петербурга, Москвы, Испании, Польши... Были незабываемые встречи с органистами в Польше, Германии, России, а также с одним из выдающихся органистов мира Йоганом Труммером. Запомнились гастроли с гамбистом из Испании Александром Большаковым по городам России.
- Игорь, а вы сами сочиняете музыку?
- Да, периодически сочинял разную музыку: песни, пьесы и т. д., но не думаю, что их можно включать в концертные программы. Все это юношеские эксперименты. В компании таких композиторов как Бах, Гендель я буду чувствовать себя как-то неловко. Но, может быть, пройдет время, и я начну играть на концертах свою музыку. А пока исполняю ее только в узком домашнем кругу.
- Есть ли у вас в роду поляки?
- Да, в моем роду были поляки, прабабушка Мария Адольфовна Гедройц по маминой линии из литовско-польского рода Гидрайтисов. Часть предков переехала в Польшу и ополячилась в Гедройцев. Муж прабабушки Марии прадедушка Болеслав поляк, но родословную его, к сожалению, мне найти не удалось.
- Как и где так хорошо выучили польский язык?
- Польский язык начал учить в Курске, а продолжил на курсах в Польше.
- Есть ли у вас карта поляка?
-Карта поляка есть, она пригодилась мне при получении визы для поездок в Польшу.
- В каких польских городах вы были, и какой из них произвел самое яркое впечатление?
- Я был в Торуне, Люблине, Закопане, Познани, но самое большое впечатление произвел Краков, город с богатой историей и великолепной архитектурой, в котором короновали монархов. В Вавельском замке находится и усыпальница королей. В древней части города очень много исторических экспонатов, театров… Не удивительно, что когда-то в Кракове было 330 костелов. Сейчас порядка 175. В некоторых из них я побывал.
- Может быть, и на органе довелось поиграть в старинном польском городе?
- Действительно… Довелось однажды случайно. Я приехал с туристической группой, и у нас было свободное время. Мне было интересно узнать о концертной жизни города, а в одном из костелов как раз проходил концерт органной музыки. По его окончании я подошел к музыканту, сказал, что у меня мечта поиграть на органе в их старинном польском городе. «Да, да, - очень дружелюбно ответил он, - но сначала этот вопрос нужно согласовать с моим руководством». Оно тоже вошло в положении, и почти целый час через неделю в воскресенье после мессы орган был в моем распоряжении. На концерт остались прихожане костела, среди которых был и музыкант, который помог мне воплотить давнюю мечту, показал, как настроить пульт управления. Это был орган духовой и более современной модели, чем в нашем костеле, но в основных моментах инструменты идентичны. Польскому органисту понравилось, как я играл, а я в свою очередь выразил ему восхищение его игрой. В Кракове вообще культура исполнения на очень высоком уровне: в любом районном центре на органе играют настоящие профессионалы.
- Сегодня на органе исполняют не только духовную музыку...
- Исполняют даже джаз. Есть и интересные проекты, например, в России проходит фестиваль «Джаз на органе». Подобного рода эксперименты интересны, но я их принимаю не всегда, для меня орган - это прежде всего классика.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.