Польский костел и курское панство 2 страница
Предвоенные, военные и послевоенные годы С началом Первой мировой войны число католиков в Курской области увеличилось. Приход пополнили беженцы и военнопленные. В тридцатых годах общину возглавлял ксендз Александр Притулло. «С 1924 по 1931 гг. настоятелем нашего храма был Александр Фомич Притулло, уроженец хутора Кошубо Романовской волости, Сокольского уезда, Гродненской губернии, в Курске отец Александр проживал по адресу: ул. Золотая, д. 20. Здание хорошо сохранилось и ныне, сейчас тан находится аптека», - рассказывается на сайте www. uspenie. kursk. ru
Посетив Костел, вы как раз сможете увидеть на старых фото о. Александра Притулло у главного алтаря.
«Службы в храме продолжались до конца тридцатых годов, когда было вынесено соответствующее постановление культовой комиссии. В разгар эпохи атеизма пострадали многие верующие, под удар попали как Православные, так и Католики. Договор с римско-каталической общиной был расторгнут, расстреляны настоятель Александр Фомич Притулло и его сподвижники служители Храма Розенбах Яков Иосифович, Любенский Игнатий Адольфович и группа верующих, - приводятся сведения из исторических документов на сайте www. uspenie. kursk. ru. - Настоятель Александр Фомич Притулло был арестован 5. 06. 1937 г. УГБ НRDL БССР в поселке Логойск Минской области и расстрелян 27. 08. 1937 г. К 1 июня 1937 г. было зарегистрировано 90 прихожан. В это время в нашем приходе служили следующие священники: Любенский Игнатий Адольфович и Розенбах Яков Иосифович. Долгое время приходу была неизвестна их дальнейшая судьба, но… В начале февраля 2005 г, настоятель о. Анджей Гжибовски на свой запрос о предоставлении сведений о священниках Мотуззы Г., Любенского И. А., Розенбаха Я. И. получил письмо из прокуратуры Курской области (ул. Ленина, 21) за № 13/1-257-04 от 23. 12. 2004г., из которого здесь и приводим следующие строки: «Прокуратурой области получен ваш запрос о предоставлении сведений об арестах и судимостях священников Мотузы Г., Любенского И. А., Розенбаха Я. И. В ходе проведенной проверки установлено, что в архиве ОРАФ УФСБ РФ по Курской области на хранении имеется архивное уголовное дело в отношении Любенского Игнатия (Игната) Адольфовича. Сообщаем, что Любенский И. А. родился в 1878 (1877) г. в м. Бобиничи Витебской губернии (Белоруссия), проживал в г. Курске (ул. Семеновская, д. 72), по национальности – поляк. В 1906 г. окончил Житомирскую Духовную Семинарию и был посвящен в сан ксендза римско-католического вероисповедания. В период войны СССР с Польшей был ксендзом католического прихода в г. Бреславле и по занятии города белополяками, обслуживал свой приход. При разгроме белополяков остался на территории СССР, где до 1928 г. проводил контрреволюционную работу в пользу Польши. В 1928 г. за проведение контрреволюционной деятельности был осужден и приговорен к пяти годам заключения в концлагере и пяти годам высылки. Находясь в концлагере, ежемесячно получал денежную помощь и посылки через Польский Красный Крест. После освобождения из концлагеря, в 1933 г. Любенский И. А. прибыл в г. Курск, где обслуживал польский костел, сколотил вокруг себя католический актив антисоветски настроенных лиц, участников организации ПОВ, с которыми проводил антисоветскую работу. В кругу этих лиц вел контрреволюционную фашистскую пропаганду в пользу Польши. Поддерживал связь с ксендзом-фашистом Розенбахом Я. И. и немецким пастором Башвицем. 07. 12. 1937 г. Любенский И. А. был арестован УНКВД курской области по обвинению в проведении на территории СССР активной контрреволюционной и шпионской деятельности, содержался под стражей в Курской тюрьме. Постановлением НКВД и прокуратуры СССР от 02. 01. 1938 г. осужден по статье 58-6 ук РСФСР, приговорен к высшей мере наказания – расстрелу. Приговор приведен в исполнение 10. 04. 1938 г. Любенский Игнатий Адольфович реабилитирован по данному делу 02. 02. 1999 г. прокуратурой Курской области в соответствии со ст. ст. 3; 5 Закона РФ “О реабилитации жертв политический репрессий”. В архиве ОРАФ УФСБ РФ Курской области на хранении имеются два архивных уголовных дела в отношении священника Розенбаха Якоба Иосифовича. Сообщаем, что Роэенбах Я. И, родился в 1886 г. в колонии Мариенфельд [Поволжье). По национальности – немец. Был судим Особой сессией Днепропетровского окружного суда, проводившейся с 30, 03. 1930 г. по 02. 04, 1930 г. по ст. 54-10, ч, 2 и ст. 170-3 УК УССР, приговорен к пяти годам лишения свободы, с запрещением проживания в 12 пунктах Уральской области и месте, откуда был выслан. Розенбах Я. И. отбывал наказание в Соловецких лагерях, а 22. 03. 1933 г. был досрочно освобожден. По освобождении из Соловецких лагерей в 1933 г. был завербован польский послом Патеком для целей шпионажа в польскую разведку. Административную ссылку отбывал в Курске. В 1935 г. Розенбах Я. И. обвинялся в преступлении, предусмотренном ст. 17-58 п. п. 10, 3 УК РСФСР приговором Курского областного суда от 26-28. 02. 1935 г. Оправдан за отсутствием в его действиях состава преступления. Розенбах Я. И. также был арестован 06. 12. 1937 г. по обвинению в преступлении, предусмотренной ст. 58-6 УК РСФСР и обвинялся в там, что являлся агентом польской и германской разведок, был участником контрреволюционной фашистско-шпионской организации, на момент ареста был ксендзом римско-католического вероисповедания курской общины. Содержался в Курской тюрьме с 07. 12. 1937 г. На основании постановления Особого Совещания НКВД и Прокуратуры СССР от 02. 01. 1938 г. приговорен к высшей мере наказания – расстрелу (протокол № 687). Сведений об арестах, судимостях и применений политических репрессий в отношении Мотуззы Георгия в архивах ИЦ УВД и ОРАФ УФСБ по Курской области не имеется». Последняя группа прихожан нашего храма е количестве 13 человек была арестована НКВД Курской области 24 августа 1937 г. Эта операция получила громкое название “Дело Форстмана”. Все эти прихожане были репрессированы по статьям 58-6, 58-11 УК РСФСР и через три дня они были расстреляны. По протесту прокурора Военный трибунал Воронежского военного округа 29. 11. 1957 г. прекратил дело в отношении указанных лиц из-за отсутствия в их действиях состава преступления и реабилитировал. …Примечателен один факт. 26 ноября 2000 года, после концерта органной музыки, один незнакомый человек, по имени Альберт, принес следующие церковные ценности, как оказалось, принадлежащие нашему приходу: две большие иконы «Святейшее Сердце Иисуса» и «Пресвятое Сердце Девы Марии», небольшую икону в киоте «Божия матерь Ченстоховская» и малое бронзовое распятие Иисуса Христа. Со слов Альберта выяснилось, что его отец был прихожанином нашего храма, и во времена разграбления безбожниками церквей, смог спрятать, вывезти в другой город и сохранить до сегодняшнего времени эти иконы и распятие от уничтожения. К большому сожалению, Альберт почему-то не захотел назвать свою фамилию и оставить адрес, попросил только помолиться за него. Судьба остальных литургических ценностей нашего прихода пока до сих пор не ясна, имеется надежда, что какая-то их часть находится в запасниках Курского городского краеведческого музея».
Само здание костела по решению культовой комиссии было передано под антирелигиозный музей, а иконы, хоругви, книги, чаши, ризы выступали экспонатами, иллюстрирующими мировоззрение дореволюционной России и непартийных россиян. В те годы были утрачены алтарные фигуры Святых Апостолов Петра и Павла, Пресвятой Девы Марии, часть внутреннего декора и орган. Один из главных экспонатов музея маятник Фуко показывал, как происходит вращение Земли. Рядом с неоготическим зданием располагалась площадка, где желающие могли в телескоп полюбоваться вечерним небом. Каким-то образом все это, по задумке создателей музея, видимо, должно было убедить курян и гостей города в превосходстве атеистического мировоззрения над мировыми религиями. В сорок первом, во время фашистской оккупации, музей прекратил свое существование. С 1941 по 1943 годы верующие приходили в костел. Во время войны в одну из башен попала бомба, разрушив шатер с острым завершением.
Общая судьба
В послевоенные годы здание «польского костела» использовалось под склады универмага. В семидесятых-восьмидесятых годах в здании велись основательные ремонтно-восстановительные работы силами Курского ремонтно-реставрационного участка. Как ни парадоксально, но отчасти именно благодаря тому, что в здании костела был размещен антирелигиозный музей, сохранилась литургическая утварь. Большое Распятие и дароносица до 1997 года были укрыты в старинном Курском Православном храме - Сергиево-Казанском соборе, особом для жителей нашего города. В его возведении принимали участие родители одного из самых почитаемых Православных святых Серафима Саровского — Исидор и Агафия Мошнины. Конечно, в годы атеизма участь быть разрушенным угрожала и прекрасному собору, автором которого по одной версии является В. Растрелли – выдающийся архитектор середины XVIII века, по другой версии – школа Растрелли, что никак не умаляет архитектурной ценности здания. Так как в прямом, так и в переносном смысле у Православных Храмов и Костелов оказался общий Крест. История их во многом похожа. В 1933 году партийными властями было принято решение о расторжении договора с Сергиевской религиозной общиной и уничтожении собора, однако курским художника П. К. Лихину и Г. А Шуклину удалось отстоять здание. Колокольный звон в нем смолк в 1934-м, а с тридцать пятого до начала Великой Отечественной войны в здании Храма находилась Областная картинная галерея и художественная студия. В 1941-м здесь планировалось разместить антирелигиозный музей и уже была собрана «экспозиция», разграбленная во время оккупации. Экспонаты картинной галереи, которые пытались спрятать, замуровав в стене подвала собора, немецко-фашистские захватчики обнаружили и часть их вывезли в Германию. Однако в войну здесь были возобновлены Богослужения. Собор был переосвящен в середине XX века. Историк Юрий Озеров считает, что Католическое Распятие могло оказаться в Православном храме, вероятнее всего в 1933 году, во всяком случае – после 1917 года. «… Сохранившиеся старые фотографии алтарной части интерьера костела свидетельствуют о том, что до революции описываемого распятия здесь не было» (Юрий Озеров. «Тайна старинного распятия», «Курская правда», 9 июля 2011 г. ). После того, как здание костела было передано католической общине, архиепископ Ювеналий благословил передачу распятия, находившегося в левой части Сергиево-Казанского собора, приводятся факты в статье. Также Юрию Озерову удалось собрать из зарубежных источников сведения о создателях распятия: «Сальваторе Альбано (1841-1893/94) родился в итальянской Калабрии, был самоучкой. В юности, упражняясь в моделировании и вырезании, он обратил на себя внимание, став учеником скульпторов Тито Анджелини и Джованни Дюпре. По окончании Академии искусств он получил большую известность благодаря своей работе «Граф Уголини» 1864 года. На следующий год Сальваторе удостоился Золотой медали в Академии Неаполя за «Христа в Гефсиманском саду». В конце 1870-х Альбано учредил студию, которая стала одним из самых примечательных мест во Флоренции. Здесь останавливались американские туристы, некоторые из них заказывали различные бюсты и фигуры в полный рост. Работы талантливого скульптора неоднократно экспонировались на разных художественных площадках. В частности, в Парижском салоне, где в 1878 году его творчество было отмечено медалью 3 класса. Там же, спустя три года, он представил своих «Мефистофеля и Маргариту». В то время произведения Альбано вышли на один уровень с лучшими мастерами классической скульптуры, характеризуясь проработкой мельчайших деталей передаваемых образов. В 1888 году в Королевской академии Лондона художник демонстрировал много аллегорических фигур и композиций из мрамора и бронзы, возведенных общественным признанием в ранг образцовых. Итальянский скульптор также был известен своей оперативностью исполнения образов из глины и алебастра. Некоторые такие произведения им изготавливались за два дня или того меньше. Известные работы С. Альбано – «Шьющая девочка» (1880), «Амур и Психея» (1881), «Восставшие ангелы» (1893) и др. Они находятся во многих великих музеях мира, в том числе Метрополитен-музее, Бруклинском, а также частных собраниях. Литейщики братья Галли Фузеро из Флоренции также известны созданием многих монументов. Они, в частности, изготовили памятники президенту США Дж. Вашингтону в Милуоки Р. Парка (1885), «Американский индеец в триумфе над поверженным бизоном» в Денвере П. Пауэрса (1892), копию скульптуры святого Элигия во Флоренции (1898) и многое другое». (Юрий Озеров. «Тайна старинного распятия», «Курская правда», 9 июля 2011 г. ) В советские годы, когда были разрушены многие храмы, эта участь могла не обойти стороной и католический костел. Однако решению власти о сносе костела решительно воспротивилась курская молодежь. Под руководством активиста Александра Зудова были собраны тысячей подписей, спасших памятник культуры от уничтожения. В конце семидесятых было решено отреставрировать «польский костел». В 1978 году здание костела по решению облисполкома было признано памятником архитектуры.
«…Взносы десятков тысяч жителей города пошли на восстановление храма. В то время я был председателем бюро первичной организации Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры завода «Маяк», - рассказывал историк Владимир Степанов («Курская правда», 1 октября 1997 года, «Возвращение костела» Владимир Степанов). - Старожил города Г. А Каминский вспоминает, как в двадцатых годах он приехал сюда на извозчике со своим другом Женей Зданевичем и его мамой. Тогда мальчика поразили фигуры святых, установленные в нишах главного фасада у входного портала. Множество золотых крестов блестело на фиалах граненых шпилей на высокой крыше и фасадах храма». Здание, реставрированное впоследствии за счет бюджетных средств города, было передано под Дом музыки, преобразованный впоследствии в Дом культуры, где организовывались различные выставки, творческие встречи, проходили занятия кружка баянистов, выступала хоровая капелла... -Вы обращали внимание на отпечатки детских пальчиков на кирпичах костела? - загадочно начинает Лауреат Всероссийских и Международных фестивалей и конкурсов музыкального семейного творчества, заслуженный работник культуры РСФСР Лилия Балахнина. - Я бы, может, и заметила, если бы мне не сказал об этом работник костела, который наверняка знал и изучил хорошо кладку стен. Мы с ним долго стояли на пороге, и я поневоле вглядывалась в кирпичную стену. Так и возник этот разговор. Работник из этого здания сказал, что, видимо, на кирпичном заводе работали маленькие дети и складировали кирпичики, когда они еще были горячими... Вообще о костеле ходило много легенд... Когда мы репетировали, хотя это и был городской Дом культуры, мне лично как-то было не по себе от разудалого пения веселых русских народных песен... Что-то смущало... А занималась я там одно время по приглашению в ансамбле гармонистов " Тальяночка". Они разучили со мной ряд песен, с которыми я выступала в их сопровождении. Кстати, там мне на балалайке играл отец Игоря Скляра... Я всегда с таким интересом смотрела на него. Думала: " Надо же, мне играет отец знаменитого артиста! »
Возвращение Костела ... Лихие девяностые были еще и временем духовных исканий. Эпоха атеизма окончилась, но истинная духовность еще соседствовала с мнимой. В Россию хлынул поток информации об экстрасенсах, целителях, параллельных мирах, медитации и проч. Рубрики о вере подчас соседствовали на страницах газет со статьями о пришельцах или Шамбале. В Курске интересующиеся непознанным одно время собирались в городском Доме культуры, где было организовано что-то вроде эзотерического кружка. Сомнительное начинание, к счастью, просуществовало недолго. Возрождение храмов не происходило в одночасье, но с каждым годом все больше куполов победно сияли на солнце.
«В 1991 году Курск приезжает Дёмина Любовь Васильевна, чтобы узнать о своей бабушке – Чупахиной Изабелле Игнатьевне, Чупахина Изабелла Игнатьевна была прихожанкой нашего католического храма, и в Курске в 1937 г. ее арестовали и расстреляли, - рассказывается на сайте www. uspenie. kursk. ru. - Дёмина Л. В. в ноябре 1992 года дает объявления в курские СМИ, чтобы все католики, какие еще остались в Курске и области, могли собраться у костёла по ул. Марата, 31. Первая католическая община после возрождения собиралась на квартире у Евгении Емельяновны Пономарёвой по ул. Красная Линия, д. 19. Пономарева Е. Е. работала бухгалтером ТМО-2. Вот первые прихожане этой общины: Пономарева Евгения Емельяновна Косьминина Альбина Станиславовна Пекарский Сигизмунд Вячеславович Румянцева Ядвига Викентьевна Глебова Лилия Степановна Моисеева София Авдисовна Шалацкая Тамара Михайловна Талиенко Наталья Викторовна».
С ноября 1992 года по воскресеньям и праздникам в «польском костеле» снова служили мессы. Встал вопрос и о возвращении костела католической общине, однако городская администрация не спешила освобождать здание, ссылаясь на то, что трудно найти подходящее здание для городского Дома культуры. Новая эпоха его возрождения началась с письма Пекарского Сигизмунда Вячеславовича епископу Тадеушу Кондрусевичу с прошением о назначении в Курск священника. Первую после столь большого перерыва мессу священник из Харькова Ежи (Юрий) Зиминский отслужил у стен костела. Отец Ежи периодически приезжал в Курск. В 1993-1994 гг. служил мессу в курском костеле раз в месяц. Священник привез из Москвы примерный Устав католической общины, молитвенники, розарий. Вскоре, 16 ноября 1993 года, была официально зарегистрирована католическая община, на тот момент она насчитывала 28 человек. Первой прихожанкой, получившей крещение еще до официального возвращения костела католической общине, стала жительница улицы Володарского Нина Васильевна Бондаренко. Первыми вступившими в церковный брак прихожанами стали Елена Сигизмундовна Бондаренко (Пекарская) и Василий Викторович Бондаренко. Таинство совершил отец Иозеф Гунчага. Он возглавлял приход в 1995-1997 году. Помогали ему сестры ордена Кирилла и Мефодия - Ежина, Каролла и Ружина. В 1995 г. по приглашению настоятеля Йозефа Гунчаги приезжает из г. Братиславы о. Владимир Юкл, рассказывается на сайте www. uspenie. kursk. ru На воскресные службы сначала приходило немного людей – всего человек пятнадцать-двадцать, число прихожан увеличивалось постепенно. Официально костел все еще считался зданием Дома культуры, а на молитвы отводилось всего несколько часов в неделю - с 9. 00 до 12. 00 по воскресным дням, но католики не оставляли надежды вернуть храму его истинное назначение, продолжали писать по этому поводу во всевозможные инстанции города, области, в Москву. Одно из таких обращений отца Иозефа, например, было опубликовано на страницах областной газеты «Курская правда». «Думаю, что в Курске немало католиков, но они не знают, что возобновлены богослужения в польском костеле. В этом здании давно располагается городской Дом культуры. Хорошо, что несколько лет здесь не танцуют. Община католических верующих три года добивалась разрешения служить в храме, но без успеха. Богослужения проходили около храма или на квартире у кого-то из прихожан. Теперь нас наконец-то пустили в костел. Слава Богу, что первый шаг сделан. К нам приходят молиться лица польского происхождения, а также литовцы, итальянские и румынские строители, работающие в Курске. Надеемся, что о нас узнают студенты из Африки, Латинской Америки и других католических стран, обучающиеся в курских вузах». «Мы не собирается быть конкурентной церковью Русской православной церкви. Мы знаем, что Россия – страна православная. При моем приезде в Курск я был на приеме у архиепископа Курского и Рыльского Ювеналия, который дружески принял меня, потому что мы – христиане. Католические священники во время гонений в СССР так же, как и православные, были репрессированы, подвергались преследованиям и запретам, многие умерли в ссылках». («В костеле идут богослужения», «Курская правда», 1995 год, 24 ноября). 12 октября 1995 г. католическая община получила из Министерства культуры России приказ о передаче Курскому Римско-католическому приходу здания костела. Управление по охране культурного наследия Министерства постановило использовать помещение храма приходу совместно с Домом культуры. Накануне 100-летия со дня освещения костела, которое отмечалось 15 августа 1996 года, верующие на собственные средства заказали алтарь на фабрике «9 января». Прихожанка Анна Иосифовна Баранецкая подарила костелу ковер. Отца Иосифа в тот период временно заменял отец Владимир Юкл. На торжество приезжал и первый ректор Санкт-Петербургской Высшей Духовной Семинарии «Мария - Царица Апостолов» отец Бернардо Антонини.
Костел хоть еще и не был официально возвращен курским католикам, но снова стал центром их духовной и культурной жизни, чему, в частности, немало способствовали сестры Стефания (Байдарова), Ивета (Галченова), Алжбета (Копецка). Монахини приехали помогать костелу из Чехии и Словакии. Решением Курской городской администрации от 25 июля 1996 года подписан совместный график проведения католического Богослужения в Костеле по воскресным и праздничным дням. В эти дни в жизни общины происходит важное событие – в Курск была привезена статуя Фатимской Божией Матери. Католическую святыню, в изобилии украшенными белыми лилиями, радостно встречали не только католики, но и православные и лютеране. Все вместе прошли со статуей Фатимской Божией Матери через центр города - от Сергиево-Казанского кафедрального собора на улице Максима Горького до улицы Марата.
Администрация ДК продолжала борьбу за здание, и в первый день 1997 года Месса проходила на улице. Январский мороз не прошел бесследно для здоровья собравшихся. Несколько человек из числа прихожан-католиков и поддерживающих их простудились на морозе, и это стало «последней каплей», за которой последовало письменное обращение Курского римско-католического прихода генерал-губернатору Курской области господину Руцкому А. В., часть которого приводим ниже: «Уважаемый Александр Владимирович! С давних пор гражданами Российской империи наряду с Православными являлись Католики. Часть из них проживала в Курской губернии. В 1896 году на средства общины и вклады прихожан был построен католический храм Успения Божией Матери, о чем имеются документы, находящиеся в госархиве области и архиве общины. В годы репрессий по приказу властей многие храмы, в том числе и католические, были частично или полностью разрушены, имущество разграблено или уничтожено. Так в 1938 году комсомольцами Курска был разломан и сдан на цветной металлолом уникальный орган, находившийся в католическом храме. До сих пор верующим не возвращены их храмы, в том числе и католической общине. В невозвращенных церквях располагаются учреждения, конторы, склады, деятельность которых противоречит основным канонам христианства. В 1995 году после многочисленных обращений в администрацию области, общине было разрешено проводить воскресные и праздничные службы. Но уже с начала 1997 года директор городского дома культуры решил выгнать верующих. Своими действиями директор Дома культуры как официальное лицо пытается посеять неверие в справедливость новой власти в сердцах верующих, несмотря на то, что большая часть католиков и их семей проголосовали за «Державу» (а это не четырнадцать человек, как пытается утверждать директор ДК, а значительно больше). Теперь о финансово-экономических аспектах. Нерентабельность городского ДК очевидна, вся его деятельность основана на действительно являющимся искусством творчестве хоровой капеллы». Далее в обращении говорится о том, что если высокое искусство и просветительская работа уместны в костеле, то в нем совершенно немыслимы такие начинания как «полукружок-полусекта, занимающийся астрологией, проблемами переселения душ». Авторы обращения предложили руководству региона перевести творческие коллективы в здания Домов культуры, которые используются не в полном объеме, а также церковный совет и прихожане Курской римско-католической общины пообещали, что храм по-прежнему будет открыт для горожан и останется памятником культуры. Дело сдвинулось с места, но не сразу. Эксгутернатор выразил пожелание, чтобы просьба о возвращении костела католической общине исходила от самого папы Римского. Вскоре Пекарский С. В. смог убедить губернатора Курской области А. Руцкого передать Костел католикам. Временно находившиеся в Православном соборе святыни – Распятие Иисуса Христа и Дарохранительница – вернулись в Католический храм. Накануне передачи Костела наш древний город и жемчужину соловьиного края, дворцово-парковый комплекс Марьино, посетил епископ г. Шпайер Антон Шлембах. Древний немецкий город сыграл особую роль в возвращении «польского костела» католиками. В 1997 году Сигизмунд Пекарский и Александр Зудов дважды встречались с бургомистром Шпайера Роландом Керном, после чего Роланд обратился к губернатору Александру Руцкому с просьбой о полном возвращении зданию костела его истинного предназначения. 17 мая 1997 года был подписан указ губернатора “О передаче здания в пользование Римско-Католическому религиозному объединению церкви Успения Божией Матери в установленном законодательном порядке”.
В мае 1997 году губернатор Александр Руцкой подписал распоряжение о возврате католической общине костела: «Главе администрации г. Курска в срок до 1. 07. 97 обеспечить освобождение здания, расположенного по адресу г. Курск, ул. Марата, 31, и передачу в пользование римско-католическому объединению церкви Успения Божьей Матери в установленном законодательством порядке». Благодарственное служение по случаю возвращения Костела прошло 30 августа 1997 года. Отслужил мессу епископ города Шпайера Антон Шлембах, приехавший с пастырским визитом.
С официального разрешения прихожанином Петром Юраковым, который не раз вместе со старостой прихода обращался к властям по поводу возвращения костела, была снята табличка Дома культуры и возвращено на место Распятие над входом. Моменты эти запечатлены на фотографиях, пополнивших архив прихода. Наконец 17 сентября 1997 года Костел был официально передан католической общине. Внутри величественное здание и прилегающая территория требовали основательной уборки, электропроводка нуждалась в починке. Прихожане взялись за работу с воодушевлением, с каким художник пишет картину. Штрих за штрихом складывается единое целое, прекрасное и гармоничное. Каждый старался внести свою лепту, делился кто чем мог – ковер на Алтарь, обогреватель… Книжные полки для библиотеки Костела, вывеска «История Курского католичества» также дело рук прихожан. В дар возвращенному Костелу из города Шпайер были переданы иконы, литургические одеяния, Статуя Божией Матери и подсвечники. Поддерживали и морально, и материально возродившийся костел и друзья из польских городов Рембишув, Карлина, Слупск, Кошалин. Находящаяся в левом нефе икона Ченстоховской Божией Матери – Дар отца Станистава Малиновски (Польша), посещавшего приход в феврале 1996 г. В сентябре 1997 года был назначен настоятель прихода — тридцатишестилетний поляк отец Кшиштоф Збигнев Кемпа (г. Рембишув, Польша), продолживший дело своего предшественника Иосифа Гунчаги. Отцом Кшиштофом было много сделано для возрождения костела, пребывавшего тогда отнюдь не в лучшем состоянии. Нужно было приложить немало сил, изыскать немало средств, чтобы костел засиял в прежнем великолепии. В этом благом деле «помогли католические организации из Германии, друзья из Польши, Мальты, Северной Америки и «Каритас» России, - рассказывал в 2003 году на страницах «Городских известий» Тагир Аглиуллин. («Городские известия» № 66, 3 июля 2003 г. . Тагир Аглиуллин «Католики в нашем городе»). Вскоре был приобретен приходской дом рядом с костелом (по адресу ул. Марата, 33), чему способствовали благотворительные организации «Renovabis» и «Kirche in Not». Правда, дому требовался капитальный ремонт, но это отнюдь не пугало прихожан, ведь работа, которая им предстояла, способствовала возрождению общины. В октябре отец Кшиштов привез из Польши одеяния, дарохранительницу, чаши и другие литургические вещи. Через пару недель был создан Совет прихода Успения Божией Матери, и уже с ноября костел был ежедневно открыт с 14. 00, а в воскресенье с 10. 00. Месса по субботам походила на польском. Духовая жизнь общины налаживалась. В конце ноября епископ Антон Шлембах прислал приходу иконы, статую Матери Божией- Мистической Розы, большую евхаристическую чашу и другие Дары.
Первое Рождество после возвращения Костела стало особенным. Не обошлось оно, конечно, без подарков от Святого Николая. Даже совсем маленькие дети знают, что Николай Чудотворец помогает всем, кто обращается к нему с истинной верой. Главный зимний праздник в Костеле католики снова отмечали с Санта Клаусом. Главная роль Рождественской сказки, обретшей после стольких лет ожидания реальные очертания, досталась Сигизмунду Пекарскому. Будни, наполненные работой по возрождению общины и молитвой, плавно перетекли в другой Великий Праздник – Пасху. К этому дню отец Кшиштов привез из Польши две статуи Иисуса Христа – «Иисус, лежащий во Гробе» и «Иисус воскресший», а позже также пожертвования от польских благотворителей - прихожан городов Карлино, Слупск, Ново-Ворово, Яновицы Великие и организаций «Каритас» и «Библейский круг». Благодаря этим средствам на шпилях костела вновь засияли металлические кресты, которые были установлены 27 апреля 1999 г. альпинистами из МЧС и прихожанином костела Михаилом Мазуром. Освящены два креста, венчающие костел, викарным епископом Европейской части России Южного региона владыкой Клеменсом Пиккелем, посетившим курский костел в мае 1999 г. с сестрами Марией и Мариной. Еще одну святыню подарил костелу прихожанин Гжегож Янковски. Икона «Иисус Милосердный» находится в ризнице. В воскресенье 31 января 1999 на алтаре была установлена статуя «Мария – Мистическая Роза». В приобретении новых скамеек для костела помогла г-жа Валентина Рунальски (США). Генеральный викарий монсеньор Анджей Стецкевич подарил костелу статую Божией Матери.
|