|
||||||||||||||||||||||||||||||
2 класс (1 час в неделю) 6 страницаВ 9 классе рекомендуется помимо регулярных занятий экзерсисом разучивать отдельные вариации, построенные на основе классического танца и входящие в учебную практику. В первом полугодии (17 полугодие) проводится контрольный урок по пройденному и освоенному материалу. Во втором полугодии (18 полугодие) - выпускной экзамен за весь полный курс обучения. Требования к полугодовому контрольному уроку Учащиеся 9 класса к концу первого полугодия должны продемонстрировать приобретенные знания, умения и навыки: • понимание того, что танец является источником высокой исполнительской культуры, отражением эстетического стиля; • грамотное выполнение того или иного движения; • выполнение экзерсиса классического танца: у станка, на середине зала, allegro, на пуантах; • выполнение поклонов, положения рук, корпуса, а также простейших танцевальных комбинаций и вариаций; • знание освоенных движений и умение применять технику изучения новых движений. Примерный рекомендуемый список изучаемых движений: ЭКЗЕРСИС У СТАНКА 1. Rond de jambe en l'air en dehors et en dedans: - double на всей стопе и с окончанием в demi-plie; - на 900 на всей стопе. 2. Flic-flac en tournant en dehors et en dedans из позы в позу на 450. 3. Battements developpes: - tombe en face и в позах; о - с окончанием носком в пол и на 90. 4. Grand battements jetes: - на полупальцах; - developpes («мягкие» battements) на полупальцах; - balancoir (вперед и назад); - passe на 900. 5. Половина tour en dehors et en dedans c plie-releve с ногой вытянутой о вперед или назад на 45. 6. Полуповорот en dehors et en dedans из позы в позу через passe на 450. 7. Pirouettes en dehors et en dedans c приема temps releve (2 оборота).
ЭКЗЕРСИС НА СЕРЕДИНЕ ЗАЛА 1. Temps lie par terre c pirouette en deohrs et en dedans. 2. Rond de jamb par terre en tournant en deohrs et en dedans по 1/2 круга. о 3. Flic-flac en tournant en dehors et en dedans на 45, в V и IV позиции. 4. Battements releve lents et battements developpes в позах IV arabesque et ecartee на полупальцах и с plie-releve. 5. Battements releve lents et battements developpes в позах IV arabesque et ecartee на полупальцах и с plie-releve. 6. Grand port de bras- preparation к tour в больших позах. о 7. Grand battements jetes passe на 90. 8. Grand port de bras- preparation к tour в больших позах. 9. Pirouettes en deohrs с приема degage по прямой и диагонали (4-8 оборотов). 10. Pas ballottee носком в пол: - на 450. 11. Tours chaines (8-16 оборотов).
ALLEGRO 1. Pas assemble en tournants по 1/4 круга. 2. Entrechat-quatre с продвижением. 3. Sissonne simple en tournant en dehors et en dedans. 4. Pas jetes battu. 5. Royale с продвижением. 6. Pas faitti (вперед и назад). 7. Grand sissonne ouverte во всех направлениях и позах с продвижением. 8. Grand sissonne tombee во всех направлениях. 9. Pas emboites en tournant с продвижением в сторону и по диагонали. 10. Grand pas de chat. 11. Pas brisse вперед и назад. 12. Grand pas assamble в сторону и вперед с приемов: с V позиции, шага - coupe, pas glissade, sissonne tombee, devloppe-tombe вперед. 13. Grand pas jete вперед в позах attitude croisee, III arabesque с V позиции, шага - coupe; attitude efface, I и II arabesque с V позиции, шага - coupe, pas glissade et pas chasse.
ЭКЗЕРСИС НА ПАЛЬЦАХ 1. Petits pas jetes en tournants по 1/2 поворота с продвижением в сторону. 2. Rond de jambe en l'air en dehors et en dedans. 3. Повороты fouette en dehors et en dedans на 1/4 круга из позы в позу с о ногой, поднятой на 45 (пальцы). о о 4. Releves на одной ноге в позах на 45, 90 с продвижением вперед (2-4-6). 5. Soutenu en tournant en dehors et en dedans на1/2 и целый оборот, начиная из позы 900. 6. Pas glissade en tournant с продвижением по диагонали (8-16). 7. Pirouettes en defors с V позиции по одному подряд (8-12). 8. Pirouettes en defors с V позиции по одному подряд (8-12). 9. Pirouettes en dehors с приема degage по прямой и диагонали (4-8 оборотов). 10. Прыжки на пальцах: pas emboites en face на месте и с продвижением. Требования к выпускной программе: • знание рисунка танца, особенностей взаимодействия с партнерами на сцене; • знание балетной терминологии; • знание элементов и основных комбинаций классического танца; • знание особенностей постановки корпуса, ног, рук, головы, танцевальных комбинаций; • знание средств создания образа в хореографии; • знание принципов взаимодействия музыкальных и хореографических выразительных средств; • умение исполнять на сцене классический танец, произведения учебного хореографического репертуара; • умение исполнять элементы и основные комбинации классического танца; • умение распределять сценическую площадку, чувствовать ансамбль, сохранять рисунок танца; • умение осваивать и преодолевать технические трудности при тренаже классического танца и разучивании хореографического произведения; • навыки музыкально-пластического интонирования. Перечень основных составляющих элементов для сдачи выпускного экзамена ЭКЗЕРСИС У СТАНКА 1. Rond de jambe en l'air en dehors et en dedans: - double на всей стопе и с окончанием в demi-plie; о - на 90 на всей стопе. о 2. Flic-flac en tournant en dehors et en dedans из позы в позу на 45. 3. Adajio - во всех направлениях en face и на большие позы (croisee, efface, ecarte, ) в комбинации с: - battements developpes во всех направлениях в больших позах в сочетании с arabesgue, attitudes c окончанием в demi - plie; - pas tombe en face и в позах, о - с окончанием носком в пол и на 90. 4. Grand battements jetes на полупальцах во всех направлениях en face и на большие позы (croisee, efface, ecarte) в комбинации с: - developpes («мягкие» battements) на полупальцах; - balancoir (вперед и назад); - passe на 900. 5. Половина tour en dehors et en dedans c plie-releve с ногой вытянутой о вперед или назад на 45. о 6. Полуповорот en dehors et en dedans из позы в позу через passe на 45. 7. Pirouettes en dehors et en dedans c приема temps releve (2 оборота). ЭКЗЕРСИС НА СЕРЕДИНЕ ЗАЛА 1. Temps lie par terre c pirouette en deohrs et en dedans. 2. Rond de jamb par terre en tournant en deohrs et en dedans по 1/2 круга. о 3. Flic-flac en tournant en dehors et en dedans на 45 в V и IV позиции. 4. Battements releve lents et battements developpes в позах IV arabesque et ecartee на полупальцах и с plie-releve. 5. Battements releve lents et battements developpes в позах IV arabesque et ecartee на полупальцах и с plie-releve. 6. Grand port de bras- preparation к tour в больших позах. о 7. Grand battements jetes passe на 90. 8. Grand port de bras- preparation к tour в больших позах. 9. Pirouettes en deohrs с приема degage по прямой и диагонали (4-8 оборотов). о 10. Pas ballottes носком в пол на 45. 11. Tours chaines (8-16 оборотов).
ALLEGRO 1. Pas assemble en tournants по 1/4 круга. 2. Entrechat-quatre с продвижением. 3. Sissonne simple en tournant en dehors et en dedans. 4. Pas jetes battu. 5. Royale с продвижением. 6. Pas faitti (вперед и назад). 7. Grand sissonne ouverte во всех направлениях и позах с продвижением. 8. Grand sissonne tombee во всех направлениях. 9. Pas emboites en tournant с продвижением в сторону и по диагонали. 10. Grand pas de chat. 11. Pas brisse вперед и назад. 12. Grand pas assamble в сторону и перед с приемов: с V позиции, шага - coupe, pas glissade, sissonne tombee, devloppe-tombe вперед. 13. Grand pas jete вперед в позах attitude croisee, III arabesque с V позиции, шага - coupe; attitude efface, I и II arabesque с V позиции, шага - coupe, pas glissade et pas chasse.
ЭКЗЕРСИС НА ПАЛЬЦАХ 1. Petits pas jetes en tournants по 1/2 поворота с продвижением в сторону. 2. Rond de jambe en l'air en dehors et en dedans. 3. Повороты fouette en dehors et en dedans на 1\4 круга из позы в позу с о ногой, поднятой на 45 (пальцы). о о 4. Releves на одной ноге в позах на 45, 90 с продвижением вперед (2-4-6). 5. Soutenu en tournant en dehors et en dedans на1/2 и целый оборот, начиная о из позы 90. 6. Pas glissade en tournant с продвижением по диагонали (8-16). 7. Pirouettes en defors с V позиции по одному подряд (8-12). 8. Pirouettes en dehors с приема degage по прямой и диагонали (4-8 оборотов). 9. Прыжки на пальцах: pas emboites en face на месте и с продвижением. III. Требования к уровню подготовки обучающихся Уровень подготовки обучающихся является результатом освоения программы учебного предмета «Классический танец», который определяется формированием комплекса знаний, умений и навыков, таких, как: знание рисунка танца, особенностей взаимодействия с партнерами на сцене; знание балетной терминологии; знание элементов и основных комбинаций классического танца; знание особенностей постановки корпуса, ног, рук, головы, танцевальных комбинаций; знание средств создания образа в хореографии; знание принципов взаимодействия музыкальных и хореографических выразительных средств; умение исполнять на сцене классический танец, произведения учебного хореографического репертуара; умение исполнять элементы и основные комбинации классического танца; умение распределять сценическую площадку, чувствовать ансамбль, сохранять рисунок танца; умение осваивать и преодолевать технические трудности при тренаже классического танца и разучивании хореографического произведения; умения выполнять комплексы специальных хореографических упражнений, способствующих развитию профессионально необходимых физических качеств; умения соблюдать требования к безопасности при выполнении танцевальных движений; навыки музыкально-пластического интонирования; навыки сохранения и поддержки собственной физической формы; навыки публичных выступлений.
IV. Формы и методы контроля, система оценок 1. Аттестация: цели, виды, форма, содержание. Оценка качества реализации программы " Классический танец” включает в себя текущий контроль успеваемости, промежуточную и итоговую аттестацию обучающихся. Успеваемость учащихся проверяется на различных выступлениях: контрольных уроках, экзаменах, концертах, конкурсах, просмотрах к ним и т. д. Текущий контроль успеваемости обучающихся проводится в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет. Промежуточная аттестация проводится в форме контрольных уроков, зачетов и экзаменов. Контрольные уроки, зачеты и экзамены могут проходить в виде просмотров концертных номеров. Контрольные уроки и зачеты в рамках промежуточной аттестации проводятся на завершающих полугодие учебных занятиях в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет. Экзамены проводятся за пределами аудиторных учебных занятий. Требования к содержанию итоговой аттестации обучающихся определяются образовательным учреждением на основании ФГТ. Итоговая аттестация проводится в форме выпускных экзаменов. По итогам выпускного экзамена выставляется оценка «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно». 2. Критерии оценок Для аттестации обучающихся создаются фонды оценочных средств, которые включают в себя методы контроля, позволяющие оценить приобретенные знания, умения и навыки. Критерии оценки качества исполнения По итогам исполнения программы на контрольном уроке и экзамене выставляется оценка по пятибалльной шкале:
Согласно ФГТ, данная система оценки качества исполнения является основной. В зависимости от сложившихся традиций того или иного учебного заведения и с учетом целесообразности оценка качества исполнения может быть дополнена системой «+» и «-», что даст возможность более конкретно отметить выступление учащегося. Фонды оценочных средств призваны обеспечивать оценку качества приобретенных выпускниками знаний, умений и навыков, а также степень готовности учащихся выпускного класса к возможному продолжению профессионального образования в области музыкального искусства. При выведении итоговой (переводной) оценки учитывается следующее: • оценка годовой работы ученика; • оценка на экзамене; • другие выступления ученика в течение учебного года. Оценки выставляются по окончании каждой четверти и полугодий учебного года. V. Методическое обеспечение учебного процесса Методические рекомендации педагогическим работникам В работе с учащимися преподаватель должен следовать принципам последовательности, постепенности, доступности, наглядности в освоении материала. Весь процесс обучения должен быть построен от простого к сложному и учитывать индивидуальные особенности ученика: интеллектуальные, физические, музыкальные и эмоциональные данные, уровень его подготовки. Приступая к обучению, преподаватель должен исходить из накопленных хореографических представлений ребенка, всесторонне расширяя его кругозор в области хореографического творчества, в частности, учебного предмета «Классический танец». Особенно важен начальный этап обучения, когда закладываются основы хореографических навыков - правильная постановка корпуса, ног, рук, головы; развитие выворотности и натянутости ног, гибкости корпуса, укрепления физической выносливости; освоение позиций рук, элементарных навыков координации движений; развития музыкальности, умения связывать движения с ритмом и темпом музыки. С первых уроков ученикам полезно рассказывать об истории возникновения хореографического искусства, о балетмейстерах, композиторах, выдающихся педагогах и исполнителях, наглядно демонстрировать качественный показ того или иного движения, использовать ряд методических материалов (книги, картины, гравюры видео материал), цель которых - способствовать восприятию лучших образцов классического наследия на примерах русского и зарубежного искусства, помочь в самостоятельной творческой работе учащихся. В развитии творческого воображения играют значительную роль посещение балетных спектаклей, просмотр видео материалов. Следуя лучшим традициям русской балетной школы, преподаватель в занятиях с учеником должен стремиться к достижению им поставленной цели, добиваясь грамотного, техничного и выразительного исполнения танцевального движения, комбинации движений, вариации, умения определять средства музыкальной выразительности в контексте хореографического образа, умения выполнять комплексы специальных хореографических упражнений, способствующих развитию профессионально необходимых физических качеств; умения осваивать и преодолевать технические трудности при тренаже классического танца и разучивании хореографического произведения. Исполнительская техника является необходимым средством для исполнения любого танца, вариации, поэтому необходимо постоянно стимулировать работу ученика над совершенствованием его исполнительской техники. Особое место в работе занимает развитие танцевальности, которой отведено особое место в хореографии и методической литературе всех эпох и стилей. Поэтому, с первых лет обучения необходимо развивать умение слышать музыку и развивать творческое воображение у учащихся. Значительную роль в этом процессе играет музыкальное сопровождение во время занятий, где музыка помогает раскрывать характер, стиль, содержание. Работа над качеством исполняемого движения в танце, вариации, над его выразительностью, точным исполнением ритмического рисунка, техникой, - важнейшими средствами хореографической выразительности - должна последовательно проводиться на протяжении всех лет обучения и быть предметом постоянного внимания преподавателя. В работе над хореографическим произведением необходимо прослеживать связь между художественной и технической сторонами изучаемого произведения. Правильная организация учебного процесса, успешное и всестороннее развитие танцевально-исполнительских данных ученика зависят непосредственно от того, насколько тщательно спланирована работа в целом, глубоко продуман план урока. В начале каждого полугодия преподаватель составляет для учащихся календарно-тематический план, который утверждается заведующим отделом. В конце учебного года преподаватель представляет отчет о его выполнении с приложением краткой характеристики работы данного класса. При составлении календарно-тематического плана следует учитывать индивидуально - личностные особенности и степень подготовки обучающихся. В календарно-тематический план необходимо включать те движения, которые доступны по степени технической и образной сложности. Календарно-тематические планы вновь поступивших обучающихся должны быть составлены к концу сентября после детального ознакомления с особенностями, возможностями и уровнем подготовки учеников.
VI. Список методической литературы 1. Базарова Н., Мей В. «Азбука классического танца» - СПб: «Планета музыки», 2010 2. Базарова Н. П. «Классический танец» - СПб: «Лань», «Планета музыки», 2009 3. Барышникова Т. «Азбука хореографии» - СПб: «Люкси» и «Респекс», 1996 4. Блок Л. Д. «Классический танец» - М.: «Искусство», 1987 5. Ваганова А. Я. «Основы классического танца» - СПб: «Лань», 6. Васильева Т. И. «Балетная осанка» / Методическое пособие для преподавателей хореографических школ и школ искусств. М., 1993 7. Волынский А. «Книга ликований. Азбука классического танца» - Л.: «АРТ». 1992 8. Головкина С. Н. «Уроки классического танца в старших классах - М., Искусство, 1989 9. Звездочкин В. А. «Классический танец» - СПб: «Планета музыки», 10. Калугина О. Г. «Методика преподавания хореографических дисциплин» / Учебно-методическое пособие. Киров: КИПК и ПРО, 2011 11. Костровицкая В. С. «100 уроков классического танца» - Л.: Искусство, 1981 12. Костровицкая В. С., А. Писарев «Школа классического танца» - Л.: Искусство, 1986 13. Красовская В. М. История русского балета. — Л., 1978 14. Красовская В. М. Агриппина Яковлевна Ваганова. — Л.: " Искусство", 1989 15. Красовская В. М. Павлова. Нижинский. Ваганова. Три балетные повести. — М.: " Аграф", 1999 16. Мессерер А. «Уроки классического танца» - М.: «Искусство», 1967 17. Покровская Е. Г. «Принципы сочинения учебной комбинации у палки по классическому танцу» / Методическое пособие для преподавателей. Харьков, 2010 18. Тарасов Н. «Классический танец» - М.: Искусство, 1981 19. Тарасов Н. И. «Классический танец. Школа мужского исполнительства» - М.: Искусство, 1987 20. Тарасов Н. И. «Методика классического тренажа» - СПб: «Лань», 21. Ярмолович Л. «Классический танец» - Л.: «Музыка», 1986
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО ИСКУССТВА «ХОРЕОГРАФИЧЕСКОЕ ТВОРЧЕСТВО» Предметная область ПО. 01. ХОРЕОГРАФИЧЕСКОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО ПРОЕКТ Примерной программы по учебному предмету ПО. 01. УП. 05. НАРОДНО-СЦЕНИЧЕСКИЙ ТАНЕЦ
Структура программы учебного предмета I. Пояснительная записка - Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе; - Срок реализации учебного предмета; - Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета; - Форма проведения учебных аудиторных занятий; - Цель и задачи учебного предмета; - Обоснование структуры программы учебного предмета; - Методы обучения; - Описание материально-технических условий реализации учебного предмета; II. Содержание учебного предмета - Сведения о затратах учебного времени; - Годовые требования по классам; Ш. Требования к уровню подготовки обучающихся III. Формы и методы контроля, система оценок - Аттестация: цели, виды, форма, содержание; - Критерии оценки; IV. Методическое обеспечение учебного процесса - Методические рекомендации педагогическим работникам; V. Список рекомендуемой учебной литературы - Основная литература; - Дополнительная литература I. Пояснительная записка 1. Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе Программа учебного предмета «Народно-сценический танец» разработана на основе и с учетом федеральных государственных требований к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области хореографического искусства «Хореографическое творчество». Учебный предмет «Народно-сценический танец» направлен на приобщение детей к хореографическому искусству, на эстетическое воспитание учащихся, на приобретение основ исполнения народного танца, а также на воспитание нравственно-эстетического отношения к танцевальной культуре народов мира. Народно-сценический танец является одним из основных предметов предметной области «Хореографическое исполнительство». В соответствии с учебными планами предпрофессиональной программы «Хореографическое творчество» предмет «Народно-сценический танец» изучается с 4 по 8 класс (8-летний срок обучения) Содержание учебного предмета «Народно-сценический танец» тесно связано с содержанием учебных предметов «Ритмика», «Гимнастика», «Подготовка концертных номеров», «Классический танец». Полученные по этим предметам знания, умения, навыки позволяют приступить к изучению экзерсиса у станка на основе русского танца. Приобретенные музыкально-ритмические навыки дают основание изучать движения с разнообразным ритмическим рисунком, как у станка, так и на середине зала. Обучение народно-сценическому танцу совершенствует координацию движений, способствует дальнейшему укреплению мышечного аппарата, развивая те группы мышц, которые мало участвуют в процессе классического тренажа. Кроме того, занятия народно-сценическим танцем позволяют учащимся овладеть разнообразием стилей и манерой исполнения танцев различных народов, в значительной степени расширяют и обогащают их исполнительские возможности, формируя особые исполнительские качества и навыки. 2. Срок реализации учебного предмета Срок освоения предмета «Народно-сценический танец» для детей, поступивших в образовательное учреждение в 1 класс в возрасте с шести лет шести месяцев до девяти лет, составляет 5 лет. Для поступающих в образовательное учреждение, реализующее основные предпрофессиональные образовательные программы в области хореографического искусства, срок обучения может быть увеличен на 1 год. 3. Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию предмета «Народносценический танец»:
4. Форма проведения учебных аудиторных занятий: мелкогрупповые занятия, численность группы от 4 до 10 человек, рекомендуемая продолжительность урока - 45 минут. Мелкогрупповая форма позволяет преподавателю лучше узнать ученика, его возможности, трудоспособность, эмоционально психологические особенности. 5. Цель и задачи учебного предмета Цель: развитие танцевально-исполнительских и художественно-эстетических способностей учащихся на основе приобретенного ими комплекса знаний, умений, навыков, необходимых для исполнения различных видов народносценических танцев, танцевальных композиций народов мира в соответствии с ФГТ, а также выявление наиболее одаренных детей в области хореографического исполнительства и подготовки их к дальнейшему поступлению в образовательные учреждения, реализующие образовательные программы среднего и высшего профессионального образования в области хореографического искусства. Задачи: • обучение основам народного танца, • развитие танцевальной координации; • обучение виртуозности исполнения; • обучение выразительному исполнению и эмоциональной раскрепощенности в танцевальной практике; • развитие физической выносливости; • развитие умения танцевать в группе; • развитие сценического артистизма; • развитие дисциплинированности; • формирование волевых качеств. 6. Обоснование структуры программы учебного предмета Обоснованием структуры программы являются ФГТ, отражающие все аспекты работы преподавателя с учеником. Программа содержит следующие разделы: • сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета; • распределение учебного материала по годам обучения; • описание дидактических единиц учебного предмета; • требования к уровню подготовки обучающихся; • формы и методы контроля, система оценок; • методическое обеспечение учебного процесса. В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы " Содержание учебного предмета”. 7. Методы обучения Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения: - словесный (объяснение, разбор, анализ); - наглядный (качественный показ, демонстрация отдельных частей и всего движения; просмотр видеоматериалов с выступлениями выдающихся танцовщиц, танцовщиков, танцевальных коллективов, посещение концертов и спектаклей для повышения общего уровня развития обучающегося); - практический (воспроизводящие и творческие упражнения, деление целого произведения на более мелкие части для подробной проработки и последующей организации целого); - аналитический (сравнения и обобщения, развитие логического мышления); - эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, создание художественных впечатлений); - индивидуальный подход к каждому ученику с учетом природных способностей, возрастных особенностей, работоспособности и уровня подготовки. Предложенные методы работы в рамках предпрофессиональной образовательной программы являются наиболее продуктивными при реализации поставленных целей и задач учебного предмета и основаны на проверенных методиках. 8. Описание материально-технических условий реализации учебного предмета Минимально необходимый для реализации программы «Классический танец» перечень учебных аудиторий, специализированных кабинетов и материально-технического обеспечения включает в себя: • балетные залы площадью не менее 40 кв. м (на 12-14 обучающихся), имеющие пригодное для танца напольное покрытие (деревянный пол или специализированное пластиковое (линолеумное) покрытие), балетные станки (палки) длиной не менее 25 погонных метров вдоль трех стен, зеркала размером 7м х 2м на одной стене;
|
||||||||||||||||||||||||||||||
|