|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2 класс (1 час в неделю) 3 страница- Форма проведения учебных аудиторных занятий; - Цель и задачи учебного предмета; - Обоснование структуры программы учебного предмета; - Методы обучения; - Описание материально-технических условий реализации учебного предмета.
II. Содержание учебного предмета - Сведения о затратах учебного времени; - Содержание разделов; - Требования по годам обучения;
III. Требования к уровню подготовки обучающихся IV. Формы и методы контроля, система оценок - Аттестация: цели, виды, форма, содержание; - Критерии оценки;
V. Методическое обеспечение учебного процесса - Методические рекомендации педагогическим работникам; - Музыкально-ритмические игры;
VI. Список рекомендуемой методической литературы - Список рекомендуемой методической литературы; - Интернет ресурсы
I. Пояснительная записка 1. Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе Программа учебного предмета «Ритмика» разработана на основе и с учетом федеральных государственных требований к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области хореографического искусства «Хореографическое творчество». На занятиях по ритмике происходит непосредственное и всестороннее обучение ребенка на основе гармоничного сочетания музыкального, двигательного, физического и интеллектуального развития. Уроки ритмики развивают такие музыкальные данные как слух, память, ритм, помогают выявлению творческих задатков учеников, знакомят с теоретическими основами музыкального искусства. Дети получают возможность самовыражения через музыкально-игровую деятельность. Изучение предмета «Ритмика» тесно связано с изучением предметов «Слушание музыки и музыкальная грамота», «Танец», «Народно- сценический танец». 2. Срок реализации учебного предмета «Ритмика» Срок освоения программы «Ритмика» для детей, поступивших в образовательное учреждение в первый класс в возрасте с шести лет шести месяцев до девяти лет, составляет 2 года. Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию предмета «Ритмика»:
Срок реализации учебного предмета «Ритмика» 2 года
3. Форма проведения учебных аудиторных занятий: мелкогрупповая (от 4 до 10 человек). Рекомендуемая продолжительность урока - 40-45 минут.
4. Цель и задачи учебного предмета Цель: · развитие музыкально-ритмических и двигательно-танцевальных способностей учащихся через овладение основами музыкальноритмической культуры. Задачи: • овладение основами музыкальной грамоты; • формирование танцевальных умений и навыков в соответствии с программными требованиями; • воспитание важнейших психофизических качеств, двигательного аппарата в сочетании с моральными и волевыми качествами личности - силы, выносливости, ловкости, быстроты, координации; • развитие творческой самостоятельности посредством освоения двигательной деятельности; • приобщение к здоровому образу жизни; • формирование правильной осанки; • развитие творческих способностей; • развитие темпо - ритмической памяти учащихся. 5. Обоснование структуры учебного предмета «Ритмика» Обоснованием структуры программы являются требования ФГТ, отражающие все аспекты работы преподавателя с учеником. Программа содержит следующие разделы: · сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета; · распределение учебного материала по годам обучения; · описание дидактических единиц учебного предмета; · требования к уровню подготовки обучающихся; · формы и методы контроля, система оценок; · методическое обеспечение учебного процесса.
В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы «Содержание учебного предмета». 6. Методы обучения Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения. 1. Наглядный • наглядно-слуховой прием; • наглядно-зрительный прием. Исполнение музыки должно сопровождаться показом. Показ движения нужно заранее хорошо продумать: сравнительно легко продемонстрировать действия отдельных персонажей-образов и намного сложнее развернуть сюжет игры или различные хороводные построения. 2. Словесный Беседа о характере музыки, средствах ее выразительности, объяснение, рассказ, напоминание, оценка и т. д. Этот метод широко применяется в процессе обучения ритмике как самостоятельный, так и в сочетании с наглядным и практическим методами. Применение его своеобразно тем, что состоит в выборе отдельных приемов и в дозировке их в зависимости от формы занятий и возраста детей. Так, к образно-сюжетному рассказу чаще прибегают при разучивании игры (особенно в младшей группе); к объяснению, напоминанию — в упражнениях, танцах. 3. Практический При использовании практического метода (многократное выполнение конкретного музыкально-ритмического движения) особенно важно предварительно «отрабатывать» в подводящих, подготовительных упражнениях элементы бега, поскоков, подпрыгиваний, манипуляций с предметами и т. д., а затем уже включать их в игры, пляски и хороводы. Предложенные методы работы являются наиболее продуктивными при реализации поставленных целей и задачей учебного предмета и основаны на проверенных методиках и сложившихся традициях в хореографическом образовании. 7. Описание материально-технических условий реализации учебного предмета Материально- техническая база образовательного учреждения должна соответствовать санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда. В школах должны быть созданы те необходимые материальнотехнические условия, которые бы благотворно влияли на успешную организацию образовательного и воспитательного процесса: • наличие танцевальных залов; • наличие оборудованных гардеробов и раздевалок для занятий; • наличие концертного зала; • наличие репетиционной и концертной одежды.
II. Содержание учебного предмета 1. Сведения о затратах учебного времени Срок обучения 2 года
Аудиторная нагрузка по учебному предмету распределяется по годам обучения с учетом общего объема аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет ФГТ. Учебный материал распределяется по годам обучения - классам. Каждый класс имеет свои дидактические задачи и объем времени, предусмотренный для освоения учебного материала. 2. Содержание разделов В данной программе весь материал систематизирован в разделы, которые в той или иной степени взаимосвязаны друг с другом, что позволяет достичь необходимых результатов в комплексном развитии учащегося. Первый раздел «Основы музыкальной грамоты» Главная цель - научить ребенка слушать и слышать музыку и эмоционально откликаться на нее. Умение слышать музыку и понимать музыкальный язык развивается в разных видах деятельности - пении, движении под музыку, исполнительской деятельности. Учащиеся усваивают понятия " ритм", " счет", " размер" и узнают, что музыка состоит из тактов и музыкальных фраз, при этом дети овладевают навыками различения понятий «вступление» и «основная часть, тема», что позволяет ребенку вступать в танец с начала музыкальной фразы. Второй раздел «Упражнения на ориентировку в пространстве» Основан на обучении ребенка ориентироваться на танцевальной площадке, с легкостью перестраиваться из рисунка в рисунок, работая сообща в коллективе детей. Умение овладевать разнообразными рисунками танца в дальнейшем позволяет ребенку свободно чувствовать себя на сцене. Третий раздел «Упражнения с музыкально-ритмическими предметами» (ложки, бубен, маракас, трещотки и т. д. ). Упражнения с детскими музыкальными инструментами применяются для развития у детей подвижности пальцев, умения ощущать напряжение и расслабление мышц, соблюдения ритмичности и координации движений рук, а также для формирования интереса к игре на музыкальных инструментах. С помощью элементарных инструментов развивается музыкальный слух, чувство ритма, представление о звуковысотности, тембровых особенностях звучания, регистрах, расширяются знания о музыкальных инструментах ударной группы, а также формируются простейшие навыки игры на них. Четвертый раздел «Упражнения с предметами танца» Более насыщенно, интересно и разнообразно позволяет донести до ребенка предмет «ритмика и танец». Дети развивают моторику рук и координацию движения. Эти навыки необходимы для подготовки ребенка к более сложным изучениям движений и комбинаций. С использованием данных предметов у детей расширяются познания в области музыкального и хореографического искусства, а также успешно развивается память, мышление, ловкость и сноровка. Дети учатся через предмет выражать свои эмоции, действия на площадке. Преподаватель в соответствии с возрастными особенностями подбирает тот или иной предмет и разучивает упражнения. Пятый раздел «Танцевальные движения» Является основой данного курса и подготовкой к последующим большим выступлениям ребенка на сцене. В ритмике используются несложные элементы народных плясок, хороводов, которые составляют основу современных детских композиций. Шестой раздел «Музыкально-ритмические игры» Данный раздел включает важные и неотъемлемые для полноценного развития ребенка задачи. Форма игры создает условия для раскрытия эмоционального мира каждого ребенка и усвоения им необходимых знаний, понятий, формирования навыков в обстановке эмоционального комфорта. В процессе игры создаются условия для общения детей в паре, в группе, проявляются личностные качества, а педагог в процессе игры имеет возможность корректировать отношения между детьми, активизировать творческую деятельность группы, создавать условия для наиболее полного проявления каждого ребенка в рамках заданных правил.
3. Требования по годам обучения Срок обучения 2 года 1 год обучения
Основные требования к знаниям и умениям учащихся 1 года обучения: Ученики должны иметь следующие знания, умения, навыки: • определять характер музыки словами (грустный, веселый, спокойный, плавный, изящный); • правильно определять сильную долю в музыке и различать длительности нот; • знать различия «народной» и «классической» музыки; • уметь грамотно исполнять движения; • выполнять основные движения упражнений с предметами и без них под музыку преимущественно на 2/4 и 4/4; • начинать и заканчивать движение вместе с музыкой; • уметь координировать движения - рук, ног и головы, при ходьбе, беге, галопе; • уметь ориентироваться в пространстве: выполнять повороты, двигаясь по линии танца; • четко определять право и лево в движении и исполнении упражнения с использованием предметов; • хорошо владеть движениями с платком и обручем; • уметь свободно держать корпус, голову и руки в тех или иных положениях; • уметь работать в паре и синхронизировать движения.
Примерные требования к контрольным урокам: За время обучения учащиеся должны приобрести ряд практических навыков: 1. Уметь выполнять комплексы упражнений. 2. Уметь сознательно управлять своими движениями. 3. Владеть упражнениями на развитие музыкальности, метроритма. 4. Уметь координировать движения. 5. Владеть изученными танцевальными движениями разных характеров и музыкальных темпов. 2 год обучения
Основные требования к знаниям и умениям учащихся 2 года обучения: Учащиеся должны иметь следующие знания, умения, навыки: • термины: громко—тихо, высоко—низко, характер музыки (бодрый, веселый, печальный, грустный), темп музыки и движения (быстро, медленно, умеренно, подвижно), музыкальные размеры, длительности, понятия «затакт», «сильная доля», «фраза», музыкальные жанры - песня, танец, марш; • знать названия общеразвивающих упражнений пройденных в течение двух лет обучения; • знать названия простых танцевальных шагов, а также уметь их правильно исполнить (мягкий, на полу пальцах, приставной, переменный, галоп, полька). • выполнять основные движения упражнений с предметами и без них под музыку на 2/4, 4/4, 3/4; • слышать изменения звучания музыки и передавать их изменением движения; • повторять на инструменте простейший ритмический рисунок; • выполнять с более четким исполнением подражательные движения; • уметь танцевать в ансамбле; • уметь правильно ориентироваться на сценической площадке; • уметь замечать свои ошибки и ошибки других учеников; • уметь свободно и правильно держать корпус, голову в тех или иных позах, согласно выполнению движения или комбинации. Примерные требования к контрольным урокам: За время обучения учащиеся должны приобрести ряд практических навыков: 1. Уметь выполнять комплексы упражнений. 2. Уметь сознательно управлять своими движениями. 3. Владеть упражнениями на развитие музыкальности, метроритма. 4. Уметь координировать движения. 5. Владеть изученными танцевальными движениями разных характеров и музыкальных темпов. III. Требования к уровню подготовки обучающихся Результатом освоения программы «Ритмика », является приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков: • знания основных понятий, связанных с метром и ритмом, темпом и динамикой в музыке; • знания понятия лада в музыке (мажор и минор) и умение отображать ладовую окраску в танцевальных движениях; • первичные знания о музыкальном синтаксисе, простых музыкальных формах; • представление о длительности нот в соотношении с танцевальными шагами; • умение согласовывать движения со строением музыкального произведения; • навыки двигательного воспроизведения ритмических движений посредством воспроизведения ударом в ладоши и музыкального инструмента; навыки сочетания музыкально-ритмических упражнений с танцевальными движениями; • навыки игры на музыкальных инструментах в сочетании с музыкально-танцевальными упражнениями. IV. Формы и методы контроля, система оценок 1. Аттестация: цели, виды, форма, содержание Оперативное управление учебным процессом невозможно без осуществления контроля знаний, умений и навыков обучающихся. Именно через контроль осуществляется проверочная, воспитательная и корректирующая функции. Оценка качества реализации программы " Ритмика" включает в себя текущий контроль успеваемости, промежуточную аттестацию обучающихся. Успеваемость учащихся проверяется на различных выступлениях: контрольных уроках, концертах, просмотрах и т. д. Текущий контроль успеваемости обучающихся проводится в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет. Промежуточная аттестация проводится в форме контрольных уроков, Контрольные уроки в рамках промежуточной аттестации проводятся на завершающих полугодие учебных занятиях в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет. 2. Критерии оценок Для аттестации обучающихся создаются фонды оценочных средств, которые включают в себя методы контроля, позволяющие оценить приобретенные знания, умения и навыки. Критерии оценки качества исполнения
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|