Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





2 класс (1 час в неделю) 3 страница



- Форма проведения учебных аудиторных занятий;

- Цель и задачи учебного предмета;

- Обоснование структуры программы учебного предмета;

- Методы обучения;

- Описание материально-технических условий реализации учебного предмета.

 

II. Содержание учебного предмета

- Сведения о затратах учебного времени;

- Содержание разделов;

- Требования по годам обучения;

 

III. Требования к уровню подготовки обучающихся

IV. Формы и методы контроля, система оценок

- Аттестация: цели, виды, форма, содержание;

- Критерии оценки;

 

V. Методическое обеспечение учебного процесса

- Методические рекомендации педагогическим работникам;

- Музыкально-ритмические игры;

 

VI. Список рекомендуемой методической литературы

- Список рекомендуемой методической литературы;

- Интернет ресурсы

 

 

I. Пояснительная записка

1. Характеристика учебного предмета, его место и роль в

образовательном процессе

Программа учебного предмета «Ритмика» разработана на основе и с учетом федеральных государственных требований к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области хореографического искусства «Хореографическое творчество».

На занятиях по ритмике происходит непосредственное и всестороннее обучение ребенка на основе гармоничного сочетания музыкального, двигательного, физического и интеллектуального развития.

Уроки ритмики развивают такие музыкальные данные как слух, память, ритм, помогают выявлению творческих задатков учеников, знакомят с теоретическими основами музыкального искусства.

Дети получают возможность самовыражения через музыкально-­игровую деятельность.

Изучение предмета «Ритмика» тесно связано с изучением предметов «Слушание музыки и музыкальная грамота»,                                               «Танец», «Народно­-

сценический танец».

2. Срок реализации учебного предмета «Ритмика»

Срок освоения программы «Ритмика» для детей, поступивших в образовательное учреждение в первый класс в возрасте с шести лет шести месяцев до девяти лет, составляет 2 года.

Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию предмета «Ритмика»:

 

Срок реализации учебного предмета «Ритмика» 2 года

Таблица 1

Классы/количество часов

1 класс 2 класс
Количество часов Количество часов
Максимальная нагрузка
Количество часов на аудиторную нагрузку
Недельная аудиторная нагрузка
Консультации

 

 

3. Форма проведения учебных аудиторных          занятий:

мелкогрупповая (от 4 до 10 человек). Рекомендуемая продолжительность урока - 40-45 минут.

 

4. Цель и задачи учебного предмета

Цель:

· развитие музыкально-ритмических и         двигательно-танцевальных

способностей учащихся через овладение основами музыкально­ритмической культуры.

Задачи:

• овладение основами музыкальной грамоты;

• формирование танцевальных умений и навыков в соответствии с программными требованиями;

• воспитание важнейших психофизических качеств, двигательного аппарата в сочетании с моральными и волевыми качествами личности - силы, выносливости, ловкости, быстроты, координации;

• развитие творческой самостоятельности посредством освоения двигательной деятельности;

• приобщение к здоровому образу жизни;

• формирование правильной осанки;

• развитие творческих способностей;

• развитие темпо - ритмической памяти учащихся.

5. Обоснование структуры учебного предмета «Ритмика»

Обоснованием структуры программы являются требования ФГТ, отражающие все аспекты работы преподавателя с учеником.

Программа содержит следующие разделы:

· сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета;

· распределение учебного материала по годам обучения;

· описание дидактических единиц учебного предмета;

· требования к уровню подготовки обучающихся;

· формы и методы контроля, система оценок;

· методическое обеспечение учебного процесса.

 

В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы «Содержание учебного предмета».

6. Методы обучения

Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения.

1. Наглядный

• наглядно-слуховой прием;

• наглядно-зрительный прием.

Исполнение музыки должно сопровождаться показом. Показ движения нужно заранее хорошо продумать: сравнительно легко продемонстрировать действия отдельных персонажей-образов и намного сложнее развернуть сюжет игры или различные хороводные построения.

2. Словесный

Беседа о характере музыки, средствах ее выразительности, объяснение, рассказ, напоминание, оценка и т. д. Этот метод широко применяется в процессе обучения ритмике как самостоятельный, так и в сочетании с наглядным и практическим методами.

Применение его своеобразно тем, что состоит в выборе отдельных приемов и в дозировке их в зависимости от формы занятий и возраста детей. Так, к образно-сюжетному рассказу чаще прибегают при разучивании игры (особенно в младшей группе); к объяснению, напоминанию — в упражнениях, танцах.

3. Практический

При использовании практического метода (многократное выполнение конкретного музыкально-ритмического движения) особенно важно предварительно «отрабатывать» в подводящих, подготовительных упражнениях элементы бега, поскоков, подпрыгиваний, манипуляций с предметами и т. д., а затем уже включать их в игры, пляски и хороводы.

Предложенные методы работы являются наиболее продуктивными при реализации поставленных целей и задачей учебного предмета и основаны на проверенных методиках и сложившихся традициях в хореографическом образовании.

7. Описание материально-технических условий реализации учебного

предмета

Материально- техническая база образовательного учреждения должна соответствовать санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда.

В школах должны быть созданы те необходимые материально­технические условия, которые бы благотворно влияли на успешную организацию образовательного и воспитательного процесса:

• наличие танцевальных залов;

• наличие оборудованных гардеробов и раздевалок для занятий;

• наличие концертного зала;

• наличие репетиционной и концертной одежды.

 

II. Содержание учебного предмета

1. Сведения о затратах учебного времени Срок обучения 2 года

Таблица 2

№/№

Наименование

раздела

Вид

учебного

занятия

Объем времени в часах

Максимальная учебная нагрузка Аудиторные занятия первого года обучения Аудиторные занятия второго года обучения
     
I. Основы музыкальной грамоты урок

 

II. Упражнения на ориентировку в пространстве урок
III. Упражнения с музыкально­ритмическими предметами (ложки, бубен, маракас, трещотки и т. д. на выбор преподавателя) урок
IV. Упражнения с предметами танца (платок, лента, мяч, обруч) урок
V. Танцевальные движения урок
VI. Музыкально­ритмические игры урок
  Контрольные уроки  

 

 

Аудиторная нагрузка по учебному предмету распределяется по годам обучения с учетом общего объема аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет ФГТ.

Учебный материал распределяется по годам обучения - классам. Каждый класс имеет свои дидактические задачи и объем времени, предусмотренный для освоения учебного материала.

2. Содержание разделов

В данной программе весь материал систематизирован в разделы, которые в той или иной степени взаимосвязаны друг с другом, что позволяет достичь необходимых результатов в комплексном развитии учащегося.

Первый раздел «Основы музыкальной грамоты»

Главная цель - научить ребенка слушать и слышать музыку и эмоционально откликаться на нее. Умение слышать музыку и понимать музыкальный язык развивается в разных видах деятельности - пении, движении под музыку, исполнительской деятельности. Учащиеся усваивают понятия " ритм", " счет", " размер" и узнают, что музыка состоит из тактов и музыкальных фраз, при этом дети овладевают навыками различения понятий «вступление» и «основная часть, тема», что позволяет ребенку вступать в танец с начала музыкальной фразы.

Второй раздел «Упражнения на ориентировку в пространстве»

Основан на обучении ребенка ориентироваться на танцевальной площадке, с легкостью перестраиваться из рисунка в рисунок, работая сообща в коллективе детей. Умение овладевать разнообразными рисунками танца в дальнейшем позволяет ребенку свободно чувствовать себя на сцене.

Третий раздел «Упражнения с музыкально-ритмическими предметами» (ложки, бубен, маракас, трещотки и т. д. ).

Упражнения с детскими музыкальными инструментами применяются для развития у детей подвижности пальцев, умения ощущать напряжение и расслабление мышц, соблюдения ритмичности и координации движений рук, а также для формирования интереса к игре на музыкальных инструментах. С помощью элементарных инструментов развивается музыкальный слух, чувство ритма, представление о звуковысотности, тембровых особенностях звучания, регистрах, расширяются знания о музыкальных инструментах ударной группы, а также формируются простейшие навыки игры на них.

Четвертый раздел «Упражнения с предметами танца»

Более насыщенно, интересно и разнообразно позволяет донести до ребенка предмет «ритмика и танец». Дети развивают моторику рук и координацию движения. Эти навыки необходимы для подготовки ребенка к более сложным изучениям движений и комбинаций. С использованием данных предметов у детей расширяются познания в области музыкального и хореографического искусства, а также успешно развивается память, мышление, ловкость и сноровка. Дети учатся через предмет выражать свои эмоции, действия на площадке. Преподаватель в соответствии с возрастными особенностями подбирает тот или иной предмет и разучивает упражнения.

Пятый раздел «Танцевальные движения»

Является основой данного курса и подготовкой к последующим большим выступлениям ребенка на сцене. В ритмике используются несложные элементы народных плясок, хороводов, которые составляют основу современных детских композиций.

Шестой раздел «Музыкально-ритмические игры»

Данный раздел включает важные и неотъемлемые для полноценного развития ребенка задачи. Форма игры создает условия для раскрытия эмоционального мира каждого ребенка и усвоения им необходимых знаний, понятий, формирования навыков в обстановке эмоционального комфорта. В процессе игры создаются условия для общения детей в паре, в группе, проявляются личностные качества, а педагог в процессе игры имеет возможность корректировать отношения между детьми, активизировать творческую деятельность группы, создавать условия для наиболее полного проявления каждого ребенка в рамках заданных правил.

 

3. Требования по годам обучения

  Срок обучения 2 года

1 год обучения

 

Таблица 3

№№ Наименование тем
   
I. Основы музыкальной грамоты
1) Регистровая окраска. Понятие о звуке (низкие, средние и высокие)
2) Характер музыгки:
  - грустный, печальный и т. д.
  - веселый, задорный и т. д.
3) Динамические оттенки:
  - громко
  - тихо
4) Музыгкалъныгй размер
   
  2/4  
  4/4
5) Знакомство с длительностью звуков (ноты):
  - целая
  - половинная
  - четвертная
  - восьмая

 

6) Музыкальный темп:
  - быстрый
  - медленный
  - умеренный
7) Понятие «сильная доля»
8) Понятие «музыкальная фраза»
II. Упражнения на ориентировку в пространстве
  Нумерация точек
  - линия
  - шеренга
  - колонна
III. Упражнения с музыкально-ритмическими предметами ( по выбору преподавателя)
1) - ударные (ложки, барабан и т. д. )
2) - звенящие (бубен, маракасы, погремушка, бубенцы, трещотка)
IV. Упражнения с предметами танца (по выбору преподавателя)
  Упражнение с платком
  Упражнение с лентой
V. Танцевальные движения
1) Поклон
  -простой
  - поясной
2) Шаги:
  - маршевый шаг
  - шаг с пятки
  - шаг сценический
  - шаг на высоких полу пальцах с поджатой назад
  - на полупальцах с высоко поднятым коленом вперед

 

3) Бег:
  - сценический
  - на полу пальцах
  - легкий шаг (ноги назад)
  - на месте
4) Прыжки:
  - на месте по VI позиции
  - с продвижением вперед
  - повороте на У
5) Работа рук:
  - понятие «правая» и «левая рука»
  - положение рук на талии
  - перед грудью
  - положение рук в кулаки
6) Позиции ног:
  - понятие «правая « и «левая нога»
  - первая позиция свободная
  - первая позиция параллельная
  - вторая позиция параллельная
7) Работа головыг
  - Наклоны и повороты
8) Движения корпуса
- наклоны вперед, назад, в сторону
- с сочетанием работы головы

 

9) Музыкально-ритмические упражнения
  Притопы
  - простой
  - двойной
  - тройной
  Хлопки
  - Хлопки в ладоши (простые)
  - Хлопки в ритмическом рисунке
  - Хлопки в парах с партнером
  Изучение ударов стопой в сочетании с хлопками (стоя на месте)
VI. Музыкально-ритмические игры (по выбору преподавателя)
  Рекомендуемые:
  - «Музыкальная шкатулка»
  - «Самолетики-вертолетики»
  Контрольные уроки

 

Основные требования к знаниям и умениям учащихся 1 года обучения:

Ученики должны иметь следующие знания, умения, навыки:

• определять характер музыки словами (грустный, веселый, спокойный, плавный, изящный);

• правильно определять сильную долю в музыке и различать длительности нот;

• знать различия «народной» и «классической» музыки;

• уметь грамотно исполнять движения;

• выполнять основные движения упражнений с предметами и без них под музыку преимущественно на 2/4 и 4/4;

• начинать и заканчивать движение вместе с музыкой;

• уметь координировать движения - рук, ног и головы, при ходьбе, беге, галопе;

• уметь ориентироваться в пространстве: выполнять повороты, двигаясь по линии танца;

• четко определять право и лево в движении и исполнении упражнения с использованием предметов;

• хорошо владеть движениями с платком и обручем;

• уметь свободно держать корпус, голову и руки в тех или иных положениях;

• уметь работать в паре и синхронизировать движения.

 

Примерные требования к контрольным урокам:

За время обучения учащиеся должны приобрести ряд практических навыков:

1. Уметь выполнять комплексы упражнений.

2. Уметь сознательно управлять своими движениями.

3. Владеть упражнениями на развитие музыкальности, метроритма.

4. Уметь координировать движения.

5. Владеть    изученными танцевальными движениями разных характеров и музыкальных темпов.

2 год обучения

Таблица 4

№№ Наименование тем
I. Основы музыкальной грамоты
1) Характер музыки:
  - торжественный, величественный и т. д.
  - игривый, шутливый и т. д.
  - задумчивый, сдержанный и т. д.

 

2) Музыкальный размер (2/4. 4/4, 3\4)
  3/4
3) Жанры в музыке:
  песня
  танец
  марш
4) Понятие «сильная доля»
5) Понятие «затакт»
6) Знакомство с куплетной формой
7) Понятие «музыкальная фраза»
8) Музыкальный темп:
  - умеренный
II. Упражнения на ориентировку в пространстве
  - диагональ
  - круг
  - два круга
  - «улитка»
  - «змейка»
III. Упражнения с музыкально-ритмическими предметами ( по выбору преподавателя)
1) - ударные (ложки, барабан и т. д. )
2) - звенящие (бубен, маракасыг, погремушка, бубенцыг, трещотка)

 

IV. Упражнения с предметами танца (по выбору преподавателя)
  Упражнение с мячом
  Упражнение с обручем
V. Танцевальные движения
1) Поклон
  -простой
  - поясной
2) Шаги:
  - шаг на высоких полу пальцах с поджатой назад
  - на полу пальцах с высоко поднятым коленом вперед
  -переменный
  - мелкий шаг с продвижением вперед (хороводный)
  - приставной шаг с приседанием
  - приставной шаг с притопом
3) Бег:
  - легкий шаг (ноги назад)
  - на месте
  - стремительный
  - «лошадки» на месте и в продвижении
  - «жете» на месте и в продвижении с выводом ног вперед и назад
4) Прыжки:
  - в повороте на У
  - «разножка»
  - «поджатый»
5) Работа рук:
- за юбку
- позиция рук 1, 2, 3

 

6) Позиции ног:
  - вторая свободная
  - третья
7) Приседания
  Полуприседания
  Полуприседания с каблучком
8) «ковырялочка»
  - в первоначальном раскладе
  - в сочетании с притопами
9) Па галопа
  - прямой
  - боковой
10) Музыкально-ритмические упражнения
  Притопы, дроби
  - простой
  - двойной
  - тройной
  Хлопки
  - хлопки в ладоши (простые)
  - хлопки в ритмическом рисунке
  - хлопки в парах с партнером
  Изучение ударов стопой в сочетании с хлопками (стоя на месте)
VI. Музыкально-ритмические игры (по выбору преподавателя)
  Рекомендуемые:
  - «Мыши и мышеловка»
  - «Волшебная шапочка»
VII. Контрольные уроки

 

 

Основные требования к знаниям и умениям учащихся 2 года обучения:

Учащиеся должны иметь следующие знания, умения, навыки:

•  термины: громко—тихо, высоко—низко, характер музыки (бодрый, веселый, печальный, грустный), темп музыки и движения (быстро, медленно, умеренно, подвижно), музыкальные размеры, длительности, понятия «затакт», «сильная доля», «фраза», музыкальные жанры - песня, танец, марш;

• знать названия общеразвивающих упражнений пройденных в течение двух лет обучения;

• знать названия простых танцевальных шагов, а также уметь их правильно исполнить (мягкий, на полу пальцах, приставной, переменный, галоп, полька).

• выполнять основные движения упражнений с предметами и без них под музыку на 2/4, 4/4, 3/4;

• слышать изменения звучания музыки и передавать их изменением движения;

• повторять на инструменте простейший ритмический рисунок;

• выполнять с более четким исполнением подражательные движения;

• уметь танцевать в ансамбле;

• уметь правильно ориентироваться на сценической площадке;

• уметь замечать свои ошибки и ошибки других учеников;

• уметь свободно и правильно держать корпус, голову в тех или иных позах, согласно выполнению движения или комбинации.

Примерные требования к контрольным урокам:

За время обучения учащиеся должны приобрести ряд практических навыков:

1. Уметь выполнять комплексы упражнений.

2. Уметь сознательно управлять своими движениями.

3. Владеть упражнениями на развитие музыкальности, метроритма.

4. Уметь координировать движения.

5. Владеть изученными танцевальными движениями разных характеров и музыкальных темпов.

III. Требования к уровню подготовки обучающихся

Результатом освоения программы «Ритмика », является приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков:

• знания основных понятий, связанных с метром и ритмом, темпом и динамикой в музыке;

• знания понятия лада в музыке (мажор и минор) и умение отображать ладовую окраску в танцевальных движениях;

• первичные знания о музыкальном синтаксисе, простых музыкальных формах;

• представление о длительности нот в соотношении с танцевальными шагами;

• умение согласовывать движения со строением музыкального произведения;

• навыки двигательного воспроизведения ритмических движений посредством воспроизведения ударом в ладоши и музыкального инструмента;

навыки                  сочетания музыкально-ритмических упражнений с

танцевальными движениями;

• навыки игры на музыкальных инструментах в сочетании с музыкально-танцевальными упражнениями.

IV. Формы и методы контроля, система оценок

1. Аттестация: цели, виды, форма, содержание

Оперативное управление учебным процессом невозможно без осуществления контроля знаний, умений и навыков обучающихся. Именно через контроль осуществляется проверочная, воспитательная и корректирующая функции.

Оценка качества реализации программы " Ритмика" включает в себя текущий контроль успеваемости, промежуточную аттестацию обучающихся.

Успеваемость учащихся проверяется на различных выступлениях: контрольных уроках, концертах, просмотрах и т. д.

Текущий контроль успеваемости обучающихся проводится в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет.

Промежуточная аттестация проводится в форме контрольных уроков,

Контрольные уроки в рамках промежуточной аттестации проводятся на завершающих полугодие учебных занятиях в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет.

2. Критерии оценок

Для аттестации обучающихся создаются фонды оценочных средств, которые включают в себя методы контроля, позволяющие оценить приобретенные знания, умения и навыки.

Критерии оценки качества исполнения

Таблица 5

Оценка Критерии оценивания выступления
5 («отлично») технически качественное и художественно осмысленное исполнение, отвечающее всем требованиям на данном этапе обучения
4 («хорошо») отметка отражает грамотное исполнение с небольшими недочетами (как в техническом плане, так и в художественном)
3 («удовлетворительно») исполнение с большим количеством недочетов, а именно: неграмотно и невыразительно выполненное движение, слабая техническая подготовка, неумение анализировать свое исполнение, незнание методики исполнения изученных движений и т. д.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.