Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





2 класс (1 час в неделю) 4 страница



2 («неудовлетворительно») комплекс недостатков, являющийся следствием отсутствия регулярных аудиторных занятий, а также интереса к ним, невыполнение программных требований
«зачет» (без отметки) отражает достаточный уровень подготовки и исполнения на данном этапе обучения.

 

Согласно ФГТ, данная система оценки качества исполнения является основной. В зависимости от сложившихся традиций того или иного учебного заведения и с учетом целесообразности оценка качества исполнения может быть дополнена системой «+» и «-», что даст возможность более конкретно отметить выступление учащегося.

Фонды оценочных средств призваны обеспечивать оценку качества приобретенных выпускниками знаний, умений и навыков.

V. Методическое обеспечение учебного процесса

1. Методические рекомендации педагогическим работникам

При организации и проведении занятий по предмету «Ритмика» необходимо придерживаться следующих принципов:

принципа сознательности и активности, который предусматривает, прежде всего, воспитание осмысленного овладения техникой танца; заинтересованности и творческого отношения к решению поставленных задач;

принципа наглядности, который предусматривает использование при обучении комплекса средств и приемов: личная демонстрация приемов, видео и фотоматериалы, словесное описание нового приема и т. д.;

принципа доступности, который требует, чтобы перед учеником ставились посильные задачи. В противном случае у обучающихся снижается интерес к занятиям. От преподавателя требуется постоянное и тщательное

изучение способностей учеников, их возможностей в освоении конкретных элементов, оказание помощи в преодолении трудностей;

принцип систематичности, который предусматривает разучивание элементов, регулярное совершенствование техники элементов и освоение новых элементов для расширения активного арсенала приемов, чередование работы и отдыха в процессе обучения с целью сохранения работоспособности и активности учеников.

Процесс обучения музыкально-ритмическим движениям включает три

этапа.

На первом этапе ставятся задачи:

• ознакомления детей с новым упражнением, пляской, хороводом или игрой;

• создания целостного впечатления о музыке и движении;

• разучивания движения.

Методика обучения состоит в следующем: педагог прослушивает вместе с детьми музыкальное произведение, раскрывает его характер, образы и показывает музыкально-ритмическое движение, стремясь пробудить в детях желание разучить его. Показ должен быть точным, эмоциональным и целостным.

 

На втором этапе задачи расширяются, продолжатся:

• углубленное разучивание музыкально-ритмического движения,

• уточнение его элементов и создание целостного образа, настроения музыкального произведения.

Педагог дает необходимые разъяснения, напоминает последовательность действий, своевременно, доброжелательно оценивает достижения детей.

Задача третьего этапа заключается в том, чтобы закрепить представления о музыке и движении, поощряя детей самостоятельно выполнять разученные движения.

Методика закрепления и совершенствования музыкально-ритмического движения нацелена на работу над его качеством. Преподаватель, напоминая последовательность, используя образные сравнения, отмечая удачное исполнение, создает условия для эмоционального выполнения детьми музыкально-ритмических движений.

 

2. Музыкально-ритмические игры

1) «Музыкальная шкатулка»

Описание:

Дети стоят спиной в круг, в центре круга - один из детей, у которого в руках музыкальный инструмент. По указанию преподавателя он начинает играть на инструменте, а остальные дети слушают его. Затем определяют, что за инструмент прозвучал. Кто угадал, становится в круг, и преподаватель дает ему новый инструмент и игра продолжается заново.

Игра развивает:

музыкальный слух, при прослушивании музыки музыкального инструмента;

чувство ритма, когда ребенок исполняет игру на инструменте в разнообразном ритмическом рисунке;

быстроту мышления, чтобы первым определить и стать лидером.

2) «Самолетики - вертолетики»

Описание:

Дети делятся на две команды с одноименными игре названиями. Каждой команде определяется свой музыкальный фрагмент, и когда музыка той или иной команды звучит, то они начинают хаотично двигаться по залу и по окончании должны вернуться на исходное место и выполнить задания преподавателя. Например, прыжки на месте, полуприседания, исполнить хлопки или притопы. Если звучит музыка другой команды, то команда, чья музыка не звучит, стоит на месте («на аэродроме»).

Игра развивает:

умение владеть танцевальной площадкой; быстроту движений, реакцию; музыкальный слух;

память, так как ребенок запоминает задание и исполняет его спустя некоторое время.

3) «Мыши и мышеловка»

Описание:

Дети становятся в один общий круг, держась за руки. Далее по команде преподавателя они производят расчет на «первый», «второй» (это делается затем, чтобы дети и преподаватель могли определить, кто будет являться «мышками», а кто - «мышеловкой»). Далее все участники, являющиеся «первыми», делают шаг в круг и смыкают его, взяв друг друга за руки, образовывая замкнутую «мышеловку». А «вторые», т. е. «мышки» становятся за пределы «мышеловки».

Начинается игра. Звучит музыка. На вступление «мыши» еще не двигаются и только потом, когда зазвучала основная мелодия «мыши» пробегают посередине «мышеловки» и проскакивают в воротца, которые образуют игроки «мышеловки», подняв сцепленные руки вверх. Как только музыка обрывается, игроки «мышеловки» опускают руки и закрывают «мышеловку». Оставшиеся «мышки» внутри, считаются пойманными. Они становятся в общий круг, присоединятся к «мышеловке». Игра продолжается. Можно провести игру 3-4 раза. А затем поменять игроков местами. «Вторые» становятся «мышеловкой», а «первые» - мышками.

Игра развивает и учит:

координацию движения ребенка; умение ориентироваться в пространстве; формировать рисунок танца - круг;

коллективной работе, находясь в роли «мышеловки»;

развивает музыкальность (так как начало и окончание движения связано с музыкой.

 

 

VI. Список рекомендуемой методической литературы

1. Барышникова Т. Азбука хореографии. М., 2000

2. Бекина С. И., Ломова Т. П., Соковнина Е. Н. Музыка и движение. Упражнения, игры, пляски для детей 6-7 лет. Часть 1 и Часть 2. М., 1981

3. Буренина А. И. Ритмическая мозаика. СПб, 2000

4. Горшкова Е. В. От жеста к танцу. М.: Издательство «Гном и Д», 2004

5. Играем с начала. Гимнастика, ритмика, танец. М., 2007

6. Конорова Е. В. Методическое пособие по ритмике в I и II классах музыкальной школы. Выпуск 1. Издательство “Музыка”. М., 1972

7. Конорова Е. В. Занятия по ритмике в III и IV классах музыкальной школы. Выпуск 2. Издательство “Музыка”. М., 1973

8. Конорова Е. В. Танец и ритмика. М: Музгиз, 1960

9. Конорова Е. В. Методическое пособие по ритмике. Занятия по ритмике в подготовительных классах. Выпуск 1. М.: Музгиз, 1963, 1972, 1979

10. Колодницкий Г. А. Музыкальные игры, ритмические упражнения и танцы для детей. Учебно-методическое пособие для педагогов. М, 2000

11. Климов А. Основы русского народного танца. М., Издательство «Московского государственного института культуры», 1994

12. Лифиц И. Франио Г. Методическое пособие по ритмике. М., 1987

13. Пустовойтова М. Б. Ритмика для детей. Учебно-методическое пособие. М., Гуманитарный издательский центр «ВЛАДОС», 2008

14. Программы для хореографических школ искусств. Составитель - Бахтов С. М., М., 1984

15. Руднева С., Фиш Э. Ритмика. Музыкальное движение. М.: Просвещение, 1972

16. Ткаченко Т. С. Народные танцы. М., 1975

17. Франио Г. С. Ритмика в детской музыкальной школе, М., 1997

18. Франио Г. Роль ритмики в эстетическом воспитании детей.     М.,

19. Школа танца для юных. СПб, 2003

20. Чибрикова-Луговская А. Е. Ритмика. М.,        Издательский дом

Интернет ресурсы

1. http: //piruet. info

2. http: //www. monlo. ru/time2

3. www. psychlib. ru

4. www. horeograf. com

5. www. balletmusic. ru

6. http: //pedagogic. ru

7. http: //spo. 1september. ru

8. http: //www. fizkultura-vsem. ru

9. http: //www. rambler. ru/

10. www. google

11. www. plie. ru

 


 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО ИСКУССТВА «ХОРЕОГРАФИЧЕСКОЕ

ТВОРЧЕСТВО»

Предметная область ПО. 01. ХОРЕОГРАФИЧЕСКОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО

ПРОЕКТ

примерной программы по учебному предмету ПО. 01. УП. 04. КЛАССИЧЕСКИЙ ТАНЕЦ

 

Приозерск 2013

 


Структура программы учебного предмета

I. Пояснительная записка

- Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе;

- Срок реализации учебного предмета;

- Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета;

- Форма проведения учебных аудиторных занятий;

- Цель и задачи учебного предмета;

- Обоснование структуры программы учебного предмета;

- Методы обучения;

- Описание материально-технических условий реализации учебного предмета;

II. Содержание учебного предмета

- Сведения о затратах учебного времени;

- Годовые требования по классам;

III. Требования к уровню подготовки обучающихся

IV. Формы и методы контроля, система оценок

- Аттестация: цели, виды, форма, содержание;

- Критерии оценки;

V. Методическое обеспечение учебного процесса

- Методические рекомендации педагогическим работникам;                                                                                       

I. Пояснительная записка

1. Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе

Программа учебного предмета «Классический танец» разработана на основе и с учетом федеральных государственных требований к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области хореографического искусства «Хореографическое творчество».

Учебный предмет «Классический танец» направлен на приобщение детей к хореографическому искусству, на эстетическое воспитание учащихся, на приобретение основ исполнения классического танца.

Содержание учебного предмета «Классический танец» тесно связано с содержанием учебных предметов «Ритмика», «Гимнастика», «Подготовка концертных номеров». Учебный предмет «Классический танец» является фундаментом обучения для всего комплекса танцевальных предметов, ориентирован на развитие физических данных учащихся, на формирование необходимых технических навыков, является источником высокой исполнительской культуры, знакомит с высшими достижениями мировой и отечественной хореографической культуры.

Данная программа приближена к традициям, опыту и методам обучения, сложившимся в хореографическом образовании, и к учебному процессу учебного заведения с профессиональной ориентацией.

Ее освоение способствует формированию общей культуры детей, музыкального вкуса, навыков коллективного общения, развитию двигательного аппарата, мышления, фантазии, раскрытию индивидуальности.

2. Срок реализации учебного предмета «Классический танец»

6 лет (при 8­летней образовательной программе «Хореографическое творчество). Для учащихся, планирующих поступление в образовательные учреждения, реализующие основные профессиональные образовательные программы в области хореографического искусства, срок освоения может быть увеличен на 1 год (6 класс, 9 класс).

3. Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом

Классы/количество часов

3-8 классы

9 класс

Количество часов (общее на 6 лет)

Количество часов (в год)
Максимальная нагрузка (в часах)
Количество часов на аудиторную нагрузку
Общее количество часов на аудиторные занятия
Классы
Недельная аудиторная нагрузка
Консультации (для учащихся 3-8 классов)

(8 часов в год)

Таблица 1


мелкогрупповая (от 4 до 10 человек), занятия с мальчиками по предмету «Классический танец» - от 3-х человек, рекомендуемая продолжительность урока - 40-45 минут.

 

 

4. Цель и задачи учебного предмета

Цель:

развитие   танцевально-исполнительских    и    художественно­

эстетических способностей учащихся на основе приобретенного ими комплекса знаний, умений, навыков, необходимых для исполнения танцевальных композиций различных жанров и форм в соответствии с ФГТ, а также выявление наиболее одаренных детей в области хореографического исполнительства и подготовки их к дальнейшему поступлению в образовательные учреждения, реализующие образовательные программы среднего и высшего профессионального образования в области хореографического искусства.

Задачи:

• развитие интереса к классическому танцу и хореографическому творчеству;

• овладение учащимися основными исполнительскими навыками классического танца, позволяющими грамотно исполнять музыкальные композиции, как соло, так и в ансамбле;

• развитие музыкальных способностей: слуха, ритма, памяти и музыкальности;

• освоение учащимися музыкальной грамоты, необходимой для владения классическим танцем в пределах программы;

• стимулирование развития эмоциональности, памяти, мышления, воображения и творческой активности в ансамбле;

• развитие чувства ансамбля (чувства партнерства), двигательно­танцевальных способностей, артистизма;

• приобретение обучающимися опыта творческой деятельности и публичных выступлений;

• формирование у одаренных детей комплекса знаний, умений и навыков, позволяющих в дальнейшем осваивать профессиональные образовательные программы в области хореографического искусства.

5. Обоснование структуры учебного предмета Обоснованием структуры программы являются ФГТ, отражающие все аспекты работы преподавателя с учеником.

Программа содержит следующие разделы:

- сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета;

- распределение учебного материала по годам обучения;

- описание дидактических единиц;

- требования к уровню подготовки обучающихся;

- формы и методы контроля, система оценок;

- методическое обеспечение учебного процесса.

В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы «Содержание учебного предмета».

6. Методы обучения

Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:

- словесный (объяснение, разбор, анализ);

- наглядный (качественный показ, демонстрация отдельных частей и всего движения; просмотр видеоматериалов с выступлениями выдающихся танцовщиц, танцовщиков, посещение концертов и спектаклей для повышения общего уровня развития обучающегося);

- практический (воспроизводящие и творческие упражнения, деление целого произведения на более мелкие части для подробной проработки и последующей организации целого);

- аналитический (сравнения и обобщения, развитие логического мышления);

-  эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, создание художественных впечатлений);

- индивидуальный подход к каждому ученику с учетом природных способностей, возрастных особенностей, работоспособности и уровня Предложенные методы работы при изучении классического танца в рамках предпрофессиональной образовательной программы являются наиболее продуктивными при реализации поставленных целей и задач учебного предмета и основаны на проверенных методиках и сложившихся традициях в хореографическом образовании.

7. Описание материально-технических условий реализации учебного предмета

Материально- техническая база образовательного учреждения должна соответствовать санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда.

Минимально необходимый для реализации программы «Классический танец» перечень учебных аудиторий, специализированных кабинетов и материально-технического обеспечения включает в себя:

•  балетные залы площадью не менее 40 кв. м (на 12-14 обучающихся), имеющие пригодное для танца напольное покрытие (деревянный пол или специализированное пластиковое (линолеумное) покрытие), балетные станки (палки) длиной не менее 25 погонных метров вдоль трех стен, зеркала размером 7м х 2м на одной стене;

• наличие музыкального инструмента (рояля/фортепиано) в балетном классе;

• учебные аудитории для групповых, мелкогрупповых и индивидуальных занятий;

• помещения для работы со специализированными материалами (фонотеку, видеотеку, фильмотеку, просмотровый видеозал);

•  костюмерную, располагающую необходимым количеством костюмов для учебных занятий, репетиционного процесса, сценических выступлений;

• раздевалки и душевые для обучающихся и преподавателей.

В образовательном учреждении должны быть созданы условия для содержания, своевременного обслуживания и ремонта музыкальных инструментов, содержания, обслуживания и ремонта балетных залов, костюмерной.

 

 

II. Содержание учебного предмета " Классический танец"

1. Сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета «Классический танец», на максимальную нагрузку обучающихся на аудиторных занятиях:

 

Распределение по годам обучения

Классы
Продолжительность учебных занятий (в неделях)    
Количество часов на аудиторные занятия (в неделю)    
Общее максимальное количество часов по годам (аудиторные занятия)    

Общее максимальное количество часов на весь период обучения (аудиторные занятия)

'  
   
Консультации (часов в год)    

Общий объем времени на консультации

 

 


 

Консультации проводятся с целью подготовки обучающихся к контрольным урокам, зачетам, экзаменам, творческим конкурсам и другим мероприятиям по усмотрению образовательного учреждения. Консультации могут проводиться рассредоточено или в счет резерва учебного времени. В случае, если консультации проводятся рассредоточено, резерв учебного времени используется на самостоятельную работу обучающихся и методическую работу преподавателей.

Аудиторная нагрузка по учебному предмету обязательной части образовательной программы в области искусств распределяется по годам обучения с учетом общего объема аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет ФГТ.

Учебный материал распределяется по годам обучения - классам. Каждый класс имеет свои дидактические задачи и объем времени, предусмотренный для освоения учебного материала.

2. Требования по годам обучения

Настоящая программа составлена традиционно: включает основной комплекс движений - у станка и на середине зала и дает право преподавателю на творческий подход к ее осуществлению с учетом особенностей психологического и физического развития детей 9-15 лет. Обучение по данной программе позволяет изучать материал поэтапно, в развитии - от простого к сложному.

Урок состоит из двух частей - теоретической и практической, а именно:

а) знакомство с правилами выполнения движения, его физиологическими особенностями;

б) изучение движения и работа над движениями в комбинациях.

Урок для женского класса состоит из 4-х частей - экзерсис у станка, экзерсис на середине зала, allegro, экзерсис на пальцах (на пуантах).

Урок для мужского класса состоит из 3-х частей - экзерсис у станка, экзерсис на середине зала, allegro.

 

Г одовые требования. Срок обучения 8 (9) лет

3 класс (1 год обучения)

Аудиторные занятия                    6 часов в неделю

Консультации                                     8 часов в год

В первый год обучения по предмету «Классический танец» преподаватель занимается с учащимися над выработкой навыков правильности и чистоты исполнения, приобретения навыков точной согласованности движений, закрепления развития активной выворотности, развития и закрепления устойчивости, развития координации движений, воспитание силы и выносливости, освоения простейших танцевальных элементов, развития артистичности.

Примерный рекомендуемый список изучаемых движений:

ЭКЗЕРСИС У СТАНКА

1. Позиции ног: I, II, V.

2. Постановка корпуса одной рукой за палку в сочетании с port de bras (I, II, III позиции рук).

3. Demi plie no I, II, V позициям.

4. Grand plie no I, II позиции.

5. Battements tendus из I позиции:

- battements tendus pour le pled в сторону;

- battements tendus из V позиции.

6. Passe par terre:

- с deml plie по I позиции

- с окончанием в demi plie.

7. Battement tendu jete из I позиции во всех направлениях:

- battements tendus jete с pique;

- battements tendus jete из V позиции.

8. Rond de jambe par terre в первой раскладке en dehors, en dedans.

9. Положение ноги sur le cou de pied:

- «условное» спереди, сзади,

- «обхватное».

10. Battements frappe лицом к станку, носком в пол, в сторону во всех направлениях.

11. Battements frappe боком к станку, носком в пол во всех направлениях.

12. Battements fondu носком в пол во всех направлениях, лицом к станку;

- боком к станку, носком в пол.

13. Preparation к rond de jambe par terre en dehors, en dedans.

14. Battements releve lent на 90о. во всех направлениях лицом к станку;

- боком к станку.

15. Понятие retire.

16. Grand battements jete из I позиции во всех лицом к станку;

- боком к станку.

17. Releve no I, II, V позициям:

- с вытянутых ног,

- с demi plie.

18. Port de bras (перегибы корпуса) в различных сочетаниях:

- в сторону, вперед, назад.

 

ЭКЗЕРСИС НА СЕРЕДИНЕ ЗАЛА

1. I Форма port de bras в различных сочетаниях (en dehors, en dedans).

2. Demi plie no I, II, V позициям;

- grand plie по I, II позициям.

3. Battements tendu из I позиции во всех направлениях;

- с demi plie.

4. Battements tendu jete во всех направлениях из I позиции;

- с рique.

5. Demi rond de jambe par terre;

- rond de jambe par terre (полный круг).

6. Battements releve lent во всех направлениях на 90о.

7. Grand battements jete из I позиции в первоначальной раскладке.

8. Releve no I, II, V позициям:

- с вытянутых ног;

-с demi plie.

9. Понятие epaulement (croisee, efface, ecarte) позы.

10. Раз balance.

 

ALLEGRO

1. Temps leve saute no I, II позициям;

- V позиции.

2. Petit changement de pied.

3. Раз echappe в первой раскладке.

4. Шаг польки.

В первом полугодии проводится контрольный урок по пройденному и освоенному материалу.

Во втором полугодии - переводной экзамен (зачет).

Требования к переводному экзамену (зачету)

По окончании первого года обучения учащиеся должны знать и уметь:

• различать танцевальные жанры, их специфические особенности;

• анализировать танцевальную музыку;

• грамотно исполнять программные движения;

• знать правила выполнения движений;

• знать структуру и ритмическую раскладку;

• замечать ошибки в исполнении других и уметь предложить способы их исправления;

• координировать движения ног, корпуса и головы в умеренном и быстром темпе;

• уметь танцевать в ансамбле;

• оценивать выразительность исполнения;

• различать выразительные средства в передаче характерного настроения.

 

 

4 класс (второй год обучения)

Аудиторные занятия                     5 часов в неделю

Консультации                                      8 часов в год

Продолжение работы над приобретенными навыками: выработки правильности и чистоты исполнения, воспитание умения гармонично сочетать движения ног, корпуса, рук и головы для достижения выразительности и осмысленности танца.

Развитие внимания при освоении несложных ритмических комбинаций, проверка точности и чистоты исполнения пройденных движений, выработка устойчивости на середине зала, дальнейшее развитие силы и выносливости за счет ускорения темпа и увеличения нагрузки в упражнениях, освоение более сложных танцевальных элементов, совершенствование техники, усложнение координации, развитие артистичности, чувства позы.

Примерный рекомендуемый список изучаемых движений:

ЭКЗЕРСИС У СТАНКА

1. Постановка корпуса по IV позиции.

2. Battements tendus:

- double battements tendus;

- в позах (croisee, efface, ecarte).

3. Battements tendus jete:

- balancoire;

- в позах (croisee, efface, ecarte).

4. Rond de jambe par terre на demi plie.

5. Battements fondu с plie releve во всех направлениях.

6. Battements soutenu в первоначальной раскладке во всех направлениях носком в пол на всей стопе.

7. Battements double frappe в сторону, носком в пол на всей стопе.

8. Pas coupe:

- на полупальпах.

9. Pas tombe с фиксацией ноги в положении sur le cou de pied на месте.

10. Battements releve lent на 90о в позах.

11. Battements developpe во всех направлениях - лицом к станку;

- боком к станку.

12. Grand battements jete в больших позах (croisee, efface, ecarte).

13. III форма port de bras как заключение комбинаций.

 

ЭКЗЕРСИС НА СЕРЕДИНЕ ЗАЛА

1. Battements tendus во всех направлениях в малых позах,

- в сочетании с pour le pied и demi plie.

2. Battements tendus jete во всех направлениях в малых позах в сочетании с pique.

3. Batternents fondu во всех направлениях носком в пол.

4. Battements frappe во всех направлениях носком в пол.

5. Battetnents releve lent на 90о во всех направлениях в сочетаниях с раssе.

6. Battetnents developpe в сторону.

7. Grand battements jete во всех направлениях.

8. II Форма port de bras.

 

ALLEGRO

1. Раs echappe.

2. Pas assemble в сторону:

- у станка и на середине.

3. Sissorme simple en face:

- у станка и на середине

4. Grand changement de pied.

ЭКЗЕРСИС НА ПАЛЬЦАХ

1. Releve no I, II, V, VI позициям:

- у станка и на середине зала.

2. Раs echappe:

- у станка и на середине зала.

3. Раs assemble в сторону:

- у станка и на середине зала.

4. Раs de bourre simple:

- у станка и на середине зала.

5. Раs de bourre suivi у станка - на месте и с продвижением;

- на середине зала - на месте и с продвижением.

6. Sissonne simple:

- у станка и на середине зала.

7. Раs couru по диагонали на середине зала.

В первом полугодии проводится контрольный урок по пройденному и освоенному материалу.

Во втором полугодии - переводной экзамен (зачет).

Требования к переводному экзамену (зачету)



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.