Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Отпечатано в Республиканском унитарном предприятии 6 страница



Ставлю градусник. 37,2; 37,6; 38,5; 39,2; 39,9... Неужели поднимется дальше? Страх, липкий и холодный, охватывает сердце. Анино сердечко колотится быстро-быстро, она дышит тяжело. Хватит ли у нее сил справиться? Одиннадцать, полночь. Звонить в «скорую»? Но в этом маленьком бабушкином город­ке «скорая» знает только два способа помощи — укол и боль­ница. Нет уж, лучше дома. Хочется зареветь и плакать долго-долго. Эй, стоп, а где же вера твоя? Словно кто-то хлопнул по голове. И в самом деле?!

* Праздничный тропарь Богоявления Господня.


Раньше, в старину, люди говорили о болезни: «Господь по­сетил». Как это в тысячу раз спокойнее, мужественнее, краси­вее, в конце концов, чем истерика у кровати больного ребенка. Спасительная мысль — и вот уже не качается земля под нога­ми, уже сама собой уверенно творится молитва, а руки приго­тавливают, что нужно. Раздеваем Анну, обливаем всю целиком холодной крещенской водой, _________________________________________________ поим ромашкой. Девочка по-прежнему мечется и горит, но пламень уже как-то тише.

Три часа ночи. Анна почти не спит, задремывает ненадолго и всю ночь без перерыва сосет, сбивая температуру. Полше­стого. Анна дышит ровнее, спит, наконец. Термометр показы­вает 37,2. Слава Тебе, Господи! Утром Анна еще горячая, а гла­за веселые, хлопает в ладошки. Днем играла, читала со мной книжки. А вечером снова — 38,6, значит, все сначала? Да, все сначала. Но вторая ночь легче — к часу Анна уже спокойно спит, дышит ровно, тихо. И просыпается только в шесть утра.

Начинается новый день.

 

22 января
У других

Когда волна страха за жизнь ребенка откатывает, когда появляется время осмотреться и подумать, этот страх кажется нелепым и мелочным. Недавно рассказали об одной тридцати­летней девушке, в которой двадцать четыре килограмма веса, она сейчас живет в реанимации. И о родителях, у которых ре­беночек прожил всего один день. Рядом с такими историями выглядят наши беды глупыми и неважными.

 

23 января
Как мама

Анна каждый день наблюдает, как мама работает на кухне. Раньше это был всегда скандал: теребила за подол.

канючила — поиграй со мной. Заниматься хозяйством можно было только во время дочкиного сна. А теперь ей интересно делать, как мама. Рубашка взлетает у нее над головой и пови­сает на веревке. Анна провожает ее глазами и тянется за пол­зунками в тазу, словно пытается помочь. Они шлепаются на пол. Глажу Анну по голове: «Спасибо, доченька!» Но самое инте­ресное — «варить кашу». Для этого нужно выдать маленькой хозяйке кастрюльку, деревянную ложку, принести куклу и мед­вежонка — и можно спокойно заниматься своими делами минут двадцать. Как раз успеешь разогреть и подать бабушке обед.

 

25 января Снегопад

Крупные белые хлопья, почти перья, падают и падают. Анна смотрит через стекло и пытается их схватить. Неужели наконец зима? «Мороз и солнце...» А люди как-то оказались не готовы, попривыкли к зеленой травке в январе. Ворчат — хо­лодно, ветер. Да полно, всего восемь градусов мороза, разве это холодно! Радость какая! Снег! Холмы намело за полчаса. Дворники сперва шуршали лопатами, а потом бросили и пошли по домам чай пить. Бесполезно. Пусть метет, накрывает землю теплый снежный платок.

К вечеру поднялся настоящий буран.

 

27-30 января За ручку

Анна крепко встала на ножки. И уже решилась, наконец, прогуляться не вдоль дивана, а так, вообще, везде, все ведь ин­тересно. Взялась за мамины пальцы и вперед. Топ, топ — раз­дается по дому. Это Анна осматривает его с высоты соб­ственного роста. Она ходок неутомимый, так бы и ходила без конца, если бы мама не уставала ходить с ней. Меряет и меряет шагами свой маленький мирок. Сначала ходила босиком, по­том приспособилась в сандаликах, а теперь даже в тяжелых зимних сапожках, — кряхтит, но идет, высунув от старания язык. А когда устает, садится на коленочки и играет. Или пол­зает быстро-быстро, почти бегом.

 

31 января

Что едят взрослые

Малышка распробовала сыр и уплетает его с аппетитом ма­ленькими кусочками. Так же запросто расправляется и с кури­цей в бульоне, уже не надо делать протертое пюре. И овсянку не надо молоть в кофемолке, прежде чем сварить, так ест, лишь бы хорошо была сварена. Но, что замечательно, по-прежнему обязательно требует молока, даже после весьма плотной тра­пезы. Без маминого молока и еда не еда, а так, поле для экс­периментов.

 

1-4 февраля

 Анна и краски

Сначала это были не краски, а обыкновенный толстый плотницкий карандаш. Малышка с интересом наблюдала, что это мама пишет в блокнотике, и вырывала ручку — сама хо­тела попробовать. Да ничего не получалось, только пачкалась в чернилах. А у папы был карандаш — толстый, простой, как раз подходящий. Анна схватила его в кулак и давай махать. И вдруг с изумлением увидела, что карандаш оставляет дорож­ки. Чирк! Чирк! Еще и еще дорожки. Кажется, она потихоньку сообразила, что они как-то связаны с карандашом, во всяком случае, ее движения стали не хаотичными, а плавными. Будто специально вела руку, чтобы получилась дорожка.

Потом попали Нюсе в руки мелки — толстые, разноцвет­ные, восковые мелки. Красные, синие, желтые линии и точки­-закорючки пересекают белое пространство листа в разных направлениях. Похоже, Анна экспериментирует с цветом пока не как художник, а как маленький ученый. Пытается понять, откуда что берется.

А вот и краски. Влезла в синюю баночку с гуашью пятер­ней, мнет кисточку, пытается все это немедленно съесть. Жи­вописать оказалось интересно. Взмах — и синее море расте­кается по листу. Минут пять повозились с красками и пошли отмываться в ванную — с головы до ног. Теперь подождем пару дней, слишком сильное эмоциональное потрясение. По­позже попробуем по этому синему фону порисовать и другими цветами.

 

7 февраля

Что за штука — пылесос?

8 бабушкиной комнате работает пылесос, и Анна, конечно, тут как тут — интересно! Она и раньше с удовольствием на­блюдала, как мама возит тряпкой по полу или папа надраивает в прихожей ботинки, но пока попробовать не решалась. А тут решилась. Немного боязно гудит эта штука, которой мама чи­стит ковер, но так заманчиво блестит у нее в руках длинная трубка! Анна храбро берет предложенный пылесос и несколь­ко минут повторяет мамины движения. Все, устала. Отползла недалеко и смотрит, как он работает дальше. «Умница! Помощ­ница ты моя!» — говорит довольная мама.

 

8 февраля

Счастливые времена

Как хорошо! Анна крепко спит уже которую ночь подряд, лишь изредка пробуждаясь подкормиться. По утрам с удоволь­ствием занимается рисованием и рассматриванием картинок. Уже нарисованы первые две «картины» — гуашью и мелками.

В одной, сине-желтой, явно угадывается море с солнечными бликами на воде, в другой — пылающий костер с летящими угольками. Конечно, это совершено бессознательное рисова­ние, безо всякой попытки выразить впечатления жизни. Ни моря, ни костра Анна еще в жизни не видела. Скорее, это вы­ражение внутреннего состояния, внутренних потребностей. В этих картинках действительно живет Нюта — в отрывистых, спешащих линиях и глубокомысленных точках.

С энтузиазмом «читает» карточки со словами, хватая их, как только попадутся где-нибудь в комнатах. Но самое радост­ное — Анна теперь подолгу играет в большой комнате, лишь изредка взглядывая на маму, копошащуюся на кухне, словно проверяет, здесь ли. Здесь? Ну, все в порядке, можно спокой­но тормошить зверюшек и раскидывать кубики. А сегодня был настоящий подарок — малышка взяла свои книжки, вытащила любимую, со стихами Барто, переворачивает страницы и хо­хочет, будто и в самом деле читает. А может, вспоминает, что читала мама? И долго так возилась, мама как раз успела при­готовить завтрак. Неужели такое и в жизни бывает, а не только в книжках про хороших детей?

 

12 февраля Пошла!

Вот и дождались. Теперь Анна — не ползающий младе­нец, а человек прямоходящий. И сама, наверное, удивляется, что может ходить, как папа и мама. Интересно, что с пусты­ми руками она пока ходит с трудом, а стоит дать что-нибудь в руки — топает гораздо увереннее и быстрее. Собственно и ходить она так научилась — пошли утром на кухню кашу ва­рить, дала Анне в руки два маленьких пакетика с молоком, и она, забыв, что ходить еще не умеет, вдруг затопала следом. Я думала: ну, сделает пару шагов, как обычно, и шлепнется.

А она все шла и шла, пока не испугалась собственных новых возможностей, и присела на корточки.

Опять и опять, глядя на дочку, не устаешь удивляться, как нежно и вдохновенно лепит Господь человека. Как каждому в свой срок, ни раньше ни позже, дает родиться, задышать, по­ползти, пойти, сказать первое слово. И дальше, без конца, во всю жизнь ведет человека с любовью за руку. Только бы сам человек не вырывался и не убегал. Ну почему, почему нужно прожить уже такую длинную жизнь, наделать кучу ошибок, ро­дить, наконец, дитя, чтобы это понять и обрадоваться? Глядя на вышагивающую детку, наверное, и самый самоуверенный человек не скажет: это я сделал. Но куда девается это ра­достное смирение удивления, когда мы начинаем учить дитя мыслить, читать, писать? Почему в школьных буднях эти мысли возникают так редко? Ведь и там не все зависит от учителя, от методы, от ученика. Не все. Помни об этом, помни.

 

13 февраля
«Бабм-бабм!»

Анин словарь пополнился новым странным выражени­ем — «бабм-бабм», что означает: «Мама, это очень вкусно, дай скорее еще!» А если мама медлит, Анна нетерпеливо подпры­гивает на месте.

 

14 февраля
Слова и люди

Анна уже хорошо и часто выговаривает «папа», «мама» и «баба», причем это не просто слова, как раньше, а обращения к совершенно конкретным людям. Вчера папы долго не было дома, малышка взяла мамин мобильник, бродит с ним по ком­нате и грустно так зовет: «Папа! Папа!» И как же обрадовалась, когда папа пришел!

 

Вместо эпилога

 

А потом был первый день рождения. Подарки, наряды, пирог с одной свечкой. Анна, конечно, потянулась к свечке и, конечно, обожгла пальцы...

Как изменилась за эти двенадцать месяцев (нет, двадцать один месяц!) наша дочурка! Наверное, больше никогда в ее жизни, даже очень занятой, взрослой, не будет такой плотно­сти событий на единицу времени. Изменились и мы. Сейчас смешно и грустно вспоминать первые самые страхи, и неуме­лость, и упоенность собственными переживаниями. Как хоте­лось бы многое забыть и исправить, но это было бы уже не­честно — что написано пером... Ведь это все — наша жизнь.

Сейчас Анна ни минуты не сидит без дела. Не хнычет, не бродит по пятам за мамой, как еще несколько дней назад, а находит себе занятие сама. То варит кашу для медвежонка и куклы, то разгружает грузовик, полный кубиков, то выдвигает один за другим ящики комода и опустошает их, то катает по полу вязаный мячик, то примется за книжки. А в книжках ей уже интересны не только отдельные изображения животных, ягод, фруктов, но целые рисованные истории. С неменьшим удовольствием она возится с кубиками-буквами. Мы подума­ли: раз Нюсе нравится «читать» карточки со словами, почему бы не познакомить ее и с отдельными буквами? Глядишь, по­тихоньку догадается, что слова из этих самых букв состоят.

Анин день длинный, полный хлопот. Только сон, сража­ющий ее внезапно, может остановить в познании мира нашу ненасытную дочурку. Закончен первый класс родительской школы. Иногда кажется — сколько всего мы теперь знаем и можем. А ведь так всегда кажется первоклассникам.

Жизнь продолжается, слава Богу.

И мы снова хотим ребенка.

 


 

 

Вообще, я очень долго думала, что любовь — это такое прекрасное, возвышенное состояние души, ко­гда все тебе милы. А на самом деле... Оказывает­ся, это действие, а не состояние, притом действие часто совершенно обыкновенное, рутинное, ежеднев­ное, чего я раньше никогда не понимала и не ценила. Анна с Андрюшей потихоньку учат меня любить.

Е. Литвяк. Небо над колыбелью. Дневник мамы,

24 октября

 

С глубоким интересом прочел книгу «Небо над колыбелью. Дневник мамы». В ней проникновенно описана жизнь матери во время беременности и на протяжении первого года жизни ребен­ка. Сокровенные чувства, радость, переживания, личные откры­тия... Мне кажется, что главное открытие Елены Литвяк записано в дневнике от 24 октября, которое вынесено мною в эпиграф. Взрастить и воспитать ребенка — тяжелый труд, который, конеч­но же, должен сочетаться с любовью и верой.

Господь дает человеку Дух, но формирование бессмертной души и тела происходит при активном участии матери как во время беременности, так и в первые дни, месяцы и годы жизни. Очень ценны записи об общении с ребенком во время беремен­ности. Яркие и поэтичные рассказы о красоте мира, чтение сти­хов и сказок, пение и игра на флейте для ребенка и вместе (!) с ним... Мир в это время становится другим, он открывается нам в свете материнского тепла и заботы. Автор в процессе анализа своих чувств приходит к удивительному выводу — ребенок учит мать любви, радости познания, привносит в жизнь полноту и по­нимание ее главной цели. Жизнь становится настоящей тогда, когда живешь ради другого, живешь в вере, надежде и любви.

Надеюсь, прочтение книги доставит удовольствие и радость многим читателям. В то же время у меня, как врача-педиатра, возникли некоторые комментарии, которые изложены ниже.

 

***

Целесообразность разъяснений позиций детского врача объясняется не только записью от 11 апреля «Поликлиника», но и возникшим у меня при чтении дневника ощущением возника­ющих противоречий между требованиями веры и советами меди­цины. А это не так.

В разделе XI «Здоровье личности и народа» «Основ социаль­ной концепции Русской Православной Церкви», принятых на Юби­лейном Архиерейском Соборе, прошедшем в Москве 13-16 августа 2000 г., сказано: «Библейское отношение к медицине наиболее пол­но выражено в книге Иисуса сына Сирахова: Почитай врача честью по надобности в нем, ибо Господь создал его, и от Вышнего — вра­чевание... Господь создал из земли врачевства, и благоразумный человек не будет пренебрегать ими. ...И дай место врачу, ибо и его создал Господь, и да не удаляется он от тебя, ибо он нужен. В иное время и в их руках бывает успех (Сир. 38:1-2; 4,12,13)».

Автор в дневнике от 11 апреля пишет: «Вроде бы врачи должны наблюдать и лечить, а не загружать своими соображе­ниями о жизни...»

В настоящее время считается, что основной задачей педи­атрии является профилактическое направление, формирование здоровья ребенка, раннее выявление отклонений в состоянии здоровья и реабилитация (восстановление состояния здоровья).

Мой друг, выдающийся отечественный педиатр, профессор И.М. Воронцов (1935-2007), в своей программе «Восхождение к здоровью» подчеркивал, что программа должна носить госу­дарственный характер, предусматривая ответственность государ­ства за здоровье гражданина, за «здоровые» продукты питания и окружающую среду, медицинское образование — в детском саду, школе, средних и высших учебных заведениях. У нас в стране все это переложено на плечи медиков. Например, Елена пишет, что, как только она осознала, что беременна, стала принимать пре­параты фолиевой кислоты, йода и т.д., но... поздновато. Все это надо принимать за два месяца до зачатия, т.е. до начала беремен­ности. Согласно данным The Micronutrient Initiative (США, 1995): законодательное обогащение поваренной соли йодом, молочных продуктов витаминами А и D, хлебобулочных изделий витамина­ми Ва, В2, РР, Вс, а также Fe, приводит к: предотвращению четырех из десяти детских смертей; снижению материнской смертности более чем на треть; позволяет повысить работоспособность на 40%; увеличить IQ населения на 10-15 пунктов; увеличить вало­вой национальный продукт на 5%. Все это делается в США, Евро­пе, но почему-то не у нас.

Участковый педиатр, в свое время лечившая и автора книги, и ее брата, «...видимо, на правах старой знакомой... посчитала нужным ругать... за домашние роды, а также и за отказ от при­вивок». Отчуждение автора от советов врача очевидно, но чем же руководствовалась педиатр? Почему медицинское образование населения у нас возложено только на медиков и почему Лена узнала азбучные истины лишь от участкового педиатра?

Роды на дому. Действительно, прежде в течение веков жен­щины рожали в бане, дома или даже в поле и т.д., но какая в то время была смертность новорожденных — в десятки раз большая, чем в настоящее время! Согласно официальным данным, 1-5% рождающихся даже в срок детей нуждаются в медицинской по­мощи при рождении. Причем, если для 4% достаточна помощь, которую может оказать и высококвалифицированная акушерка (например, такая, как Наталия, описанная в книге), то для 1% но­ворожденных — необходима высокотехнологичная врачебная помощь. Слава Богу, что у Елены Литвяк все обошлось хорошо. В то же время в Санкт-Петербурге ежегодно в реанимационные отделения новорожденных поступают дети с переломами, с тяже­лым охлаждением из числа рожденных на дому.

С другой стороны, Елене при высокой миопии советовали ке­сарево сечение, но она пожертвовала возможным ухудшением зре­ния в пользу ребенка, и опять-таки — слава Богу! — все обошлось. Это ее выбор, и врачи обязаны выполнить желание женщины*.

Что же вызвало нежелание автора рожать в родильном доме? «Я не хочу в роддом — мы с малышиком будем там объектами воз­действия, "материалом", а мне важно, чтоб все таинственное действо родов совершилось по-Божески и по-человечески — теп­ло и интимно». В современном роддоме многое изменилось: име­ются индивидуальные родильные комнаты, и приветствуется при­сутствие отца на родах, ребенок прикладывается к груди матери сразу после рождения и все время находится рядом с ней. Медики в роддоме учат мать ухаживать за ребенком, правильно узнавать его желания, кормить не по часам, а по потребности. Родовой серти­фикат, который получает беременная в женской консультации, позволяет матери выбрать роддом, предварительно обговорить условия родов и рожать там, где, по ее мнению (и мнению мужа, семьи), ей будет оптимально комфортно.

* Согласно статье 23 «Основ законодательства РФ об охране здоровья граж­дан» (приняты Указом Президента РФ 1.12.2004 г. № 151-ФЗ).


Профилактические прививки. Согласно статьям 32, 33, 43 вышеупомянутого федерального закона, родители имеют право отказаться от медицинского вмешательства и профилактических прививок ребенку. Однако жизнь на Земле — жизнь в мире мик­робов, и из истории известно, как вымирали миллионы людей от эпидемий чумы, холеры, оспы и других болезней. Одним из ве­личайших достижений человечества XX века была разработка профилактических прививок. Ушли в прошлое упомянутые выше инфекции. В настоящее время на грани уничтожения находит­ся полиомиелит, а следующей задачей Всемирная Организация ____________________________________________________Здравоохранения (ВОЗ) ставит уничтожение кори

Младенческая смертность (смерть детей в течение первого года жизни) в начале XXI века по сравнению с началом XX века у нас в стране и других развитых странах снизилась более чем в двадцать раз. Основной причиной этого явилось снижение частоты эпидемий инфекционных заболеваний вследствие вве­дения профилактических прививок. Прав известный отечествен­ный эпидемиолог академик Валентин Иванович Покровский, го­воря, что «человечество — зависимая от вакцин цивилизация». Известно, что для исчезновения эпидемических вспышек необ­ходимо, чтобы иммунитет (невосприимчивость) имели, т.е. были привиты или переболели, 95% людей. В конце 70-х — начале 80-х годов в России, когда охват детей профилактическими привив­ками составлял около 90-95%, регистрировались лишь единич­ные случаи заболеваний дифтерией. Под влиянием неграмотных и агрессивных публикаций в средствах массовой информации о побочных эффектах и о «вреде» прививок, охват ими снизился до 50-60%, и мгновенно возникли вспышки дифтерии, охвати­вшие тысячи детей.

Анализ ВОЗ показал, что регулярно и правильно проводимые профилактические прививки не только предотвращают развитие инфекций, но и снижают заболеваемость неспецифическими ре­спираторными и кишечными инфекциями. Имеют ли прививки побочные эффекты? Да, конечно, но как за рубежом, так и в на­шей стране ведется их строгий учет, изготовление прививочного материала также строго контролируется, и при первых же сведе­ниях об увеличении частоты необычных реакций производится строжайший анализ. Ежегодно в нашей стране в транспортных катастрофах гибнет около тридцати тысяч человек, но... все мы пользуемся автомобилем.

Ползунки. Обратил внимание, что Елена лишь в 3 недели пе­рестала пеленать Анну и надела ползунки, а это надо делать уже через несколько дней после рождения.

Кормление по часам или аппетиту ребенка, ночные корм­ления. Выше уже было сказано, что сразу после рождения надо прикладывать ребенка к груди по его желанию, в том числе и ночью, но практика показывает, что к первому месяцу около 90% детей «требуют грудь» примерно через 3 часа и не про­буждаются ночью для еды. Безусловно, и далее надо учитывать желания ребенка. Некоторые дети выбирают четырех-, а неко­торые — пятичасовой промежуток между кормлениями. Причем эти промежутки — не строгие и вполне допустимы вариации.

Соски. Конечно, постоянное пребывание соски во рту ребен­ка — нонсенс, и делать этого не следует. Однако кратковремен­ная дача соски при сильном беспокойстве — не преступление.

Дополнительная вода или сладкий чаек. При грудном вскарм­ливании нежелательно давать дополнительно кипяченую воду, ибо это уменьшает активность сосания молока. Исключение со­ставляет слишком высокая температура окружающей среды, когда у ребенка появляются признаки жажды: беспокойство, сухость губ, языка, слизистых, субфебрильная лихорадка (небольшое повыше­ние температуры тела — не более 37,5°С). Считается, что никогда не надо приучать ребенка к сладкому — подслащать чаек.

Памперсы или пеленки. Бороться против прогресса — бес­смысленно. Памперсы прочно вошли в нашу жизнь и облегчи­ли труд матери. Необходимо лишь помнить, что памперсы надо своевременно менять (так же, как и пеленки) и длительное нахождение в мокрых памперсах увеличивает частоту дермати­тов ягодиц, а отсюда и инфекций мочевых путей, а также оттяги­вает приучение ребенка к гигиеническим навыкам туалета.

Единая кровать для родителей и ребенка. Как я понял из дневника, Анечка спала в первые месяцы жизни вместе с родите­лями на одном диване. Это опасно. На Руси говорили: «прислала ребенка» — страшная ситуация, когда мать неловким движени­ем во сне придавливает ребенка, а малыш задыхается и умирает. К сожалению, такие случаи регистрируются почти ежегодно. Уставшая и обессиленная, погруженная в глубокий сон, мать мо­жет не почувствовать усилий ребенка освободиться от ее при­давливающего тела. Колыбель ребенка должна стоять рядом с кроватью родителей, и желательно, чтобы ребенок не спал вме­сте с ними на одной кровати.

И, наконец, последнее — наша боль, боль врачей. Любые эпизоды дневника, связанные с медицинскими контактами, отда­ют отчуждением, холодом со стороны автора. Нет сомнения (и это общепринято), что нравственный уровень у нас в стране в кон­це прошлого и начале нынешнего века упал и, конечно, медики, как часть общества, не избежали этого. Но... уж больно часто и средства массовой информации, и наши люди сосредоточены на «медицинском негативе». Кто не ошибается? Не ошибается лишь один Господь! Безусловно, медицинские ошибки самые болез­ненные для людей. Работая врачом четыре с половиной десятка лет, я сделал вывод, что подавляющее большинство врачей пе­реживает (тяжело, а иногда и очень тяжело) свои ошибки — не случайно врачи стоят в группе населения с наименьшей продол­жительностью жизни.

Вместе с тем наряду с ответственностью врача за здоровье обратившегося к нему пациента, существует и ответственность человека за свое здоровье, ответственность родителей за здо­ровье ребенка. Как часто свою ответственность и свою вину родители перекладывают на плечи медицины, врача. У нас нет закона об ответственности родителей за здоровье ребенка, и они по своему разумению решают, делать прививки или не делать, проводить профилактику рахита или не проводить, когда давать докорм или прикорм ребенку.

С другой стороны, всегда ли психологически правильно врач беседует с больным? Многим нашим отечественным меди­кам приписывают в разных вариациях положение: «Если боль­ному после беседы с врачом не стало легче, значит беседова­вший — не врач». Это типично российское изречение, и не столь важно, кто его сформулировал впервые. Из опыта ясно, что че­ловек из беседы нередко запоминает лишь то, что хочет (прин­ципиально важно — может) запомнить. Мать больного ребенка (скорее всего и любого ребенка) часто запоминает лишь то, что называется «плохое», а хорошее пропускает мимо ушей. Необ­ходимость всесторонней психологической подготовки врачей очевидна, но кафедры (курса) медицинской психологии пока в медицинских вузах нет. Например, стоило ли в данном случае участковому педиатру «ругать» мать за роды на дому? Ведь все уже произошло, и произошло благополучно. В последнее время происходят глубокие изменения преподавания в медицинских институтах. В частности, большое внимание с первых курсов уче­бы уделяется этике и деонтологии (учение о должном), истории отечественной медицины и т.д. Особый акцент на этих проблемах делают на практических клинических занятиях, в учебниках для старшекурсников. В качестве примера, учитывая направленность книги, привожу текст из моего учебника «Неонатология» из раз­дела «Профилактика перинатальной патологии».

Перинатальное воспитание (пери — около, вокруг; на-тус — роды; перинатальный период начинается в 23 недели беременности и оканчивается первой неделей жизни после рож­дения).

В середине 70-х годов прошлого века во многих странах мира возникли общества дородового воспитания, основани­ем для создания которых послужили многочисленные работы и гипотезы ученых прошлого, обобщенные Мишелем Оденом в 1962 году в понятие перинатальная психология.

Уже при создании семьи необходимо иметь грамотные пред­ставления о гигиене брачных отношений, чрезвычайной важно­сти подготовки к беременности, «здоровому зачатию», рождению ребенка, т.е. о планировании семьи. В связи с этим медицинское образование подростков, посещение молодыми супругами цент­ров планирования семьи — существенное звено профилактики перинатальной патологии.

При возникновении беременности в настоящее время счи­тают целесообразным посещение супругами совместно школы будущих отцов и матерей. Слово «будущих» здесь не вполне уместно, ибо плод — человек с интересами, с правами которого необходимо считаться.

Установлено, что кожная чувствительность обнаруживается уже с 7 недель с момента зачатия, функция вестибулярного аппа­рата — с 12-ти, вкусовых сосочков — с 14-ти, органов зрения и слуха — с 16-18-ти недель, а это значит, что задолго до рождения плод способен воспринимать информацию из окружающего мира.

Ультразвуковые исследования беременных показали, что уже к 6-7-й неделе эмбрион может двигать руками и туловищем, головой, кивками и гримасами выражая свои положительные и отрицательные эмоции. Все экраны мира обошел фильм «Без­молвный крик», в котором с помощью ультразвукового изобра­жения отражена реакция ребенка на приготовления (!) к аборту.

К 5-му месяцу у ребенка появляется способность улыбать­ся и хмуриться в ответ на поглаживания отцом живота матери с целью общения с ним. С 16-ти недель появляется чувстви­тельность к свету, и ребенка беспокоит свет, направленный на обнаженный живот матери. Все сказанное позволяет начать до­родовое воспитание ребенка.

* Третий триместр (28-38 нед.) — период становления органов чувств.


Основой дородового воспитания является перестройка все­го уклада жизни семьи с постоянным акцентом на интересы ре­бенка, общим уважением его прав и добротой, любовью к нему. В литературе приводят примеры дифференцированного отноше­ния плода в третьем триместре* беременности к разной музы­ке. Обычно Моцарт и Вивальди успокаивают плод, а Бетховен и Брамс — возбуждают, что сказывается на частоте его сердцебие­ний и двигательной активности. В то же время рок-музыка плохо действует на плод! Крупный нейрофизиолог академик Н.П. Бех­терева заключает, что рок-музыка «подкачивает подкорку», от­рицательно влияя на состояние коры головного мозга. Аудиолог Мишель Клементе в результате своих исследований пришла к выводу, что у ребенка до рождения есть своя любимая и нелюби­мая музыка и мать должна это почувствовать (!) и чаще слушать именно любимые им произведения. Позвонки плода вибрируют в ____________________________________________________резонанс со звуками, которые окружают мать. Крайне желатель­но слушать произведения классиков, ибо гении отражают вне­земную гармонию и красоту.

Считают, что пение матери (особенно сопрано) для плода способствует хорошему развитию верхних конечностей и мелких движений кисти у ребенка, а пение отца (басом) — развитию нижних конечностей ребенка (дети раньше начинают ходить, хо­дят не уставая). Пение матери дуэтом с отцом наиболее благо­приятно стимулирует психомоторное развитие ребенка — дети вырастают сильными, уравновешенными. Есть точка зрения, что если на последних месяцах беременности мать и отец говорят на иностранном языке, то и ребенок в дальнейшем легче осваивает этот язык.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.