Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Отпечатано в Республиканском унитарном предприятии 4 страница



Очень заметно, что Нюся миновала первую четверть года. Она становится другой. Нет уже той запредельной небесности раннего младенчества, она округляется, приземляется, укре­пляется жить здесь. И вот перед нами вечный вопрос всех хри­стианских родителей: как воспитать для Неба, живя на земле? Пытаясь с ним справиться, мы растим дочку в храме, причащая как можно чаще, и покупаем всякие интересные развивающие игрушки. Кроме погремушек, теперь у Нюты появились отлич­ные тряпичные мяч и куб с кармашками. Сшитые из разных по фактуре материалов и приятные на ощупь, они несут малышке «сообщения» о том, что в мире есть не только пластмасса, де­рево и резина, из которых сделаны ее погремушки и прорезыватели для зубов, но и плюш, вельвет, трикотаж. В кармашках кубика лежат тряпичные игрушки с разными наполнителями, которые можно грызть и исследовать. В продолжение этой «тактильной» серии я потихоньку шью в деревне тряпичный коврик с нашитыми фигурками из разных материалов (дере­венский пейзаж), по которому, я надеюсь, Нюта будет когда-нибудь ползать. Кроме того, видя ее неослабевающий интерес к предметному миру вокруг, я постоянно называю предметы, которые она трогает, и их основные свойства, комментирую свои действия (ем, пью, мою посуду, причесываюсь), в надеж­де, что так потихоньку пополняется дочкин словарный запас.

 

5 июля

Грустные мысли

Плохо, стыдно, противно... Чувствуешь себя, как в дет­стве, когда вытворяли что-нибудь недостойное. Раньше меч­талось: будет вокруг меня куча детишек, сколько всего мы с ними сделаем... И вот Господь даровал мне материнство. А я совершенно забыла о трудах по возделыванию сада, за­была о колючках и сорняках, размечтавшись о будущих розах. Позабыла, что требуется в этом деле бесконечная сила сердца и неистощимое терпение.

Наверное, прорываются зубки, дитя плачет и днем и но­чью. Мама, уставши за день, валится с ног, разжимаются руки, держащие детку в объятиях. Вот-вот вынырнет у спящей на ходу мамаши. А дитя все плачет, уже не надрывно, а так, стонет на высоких нотах, не переставая. И мама сердится, негодует, велит замолчать. Ни капельки тепла и любви, даже простого мужества, чтоб потерпеть — нету. А как же, если бы деток было несколько? Терпи, мам, терпи. Перемелется, мука будет, так, кажется, говорили мудрые люди.

 

6 июля

Синева и тишина

Сияет солнце, но очень свежо из-за северного ветра. После Литургии (сегодня — Владимирская) легко и хорошо. Все мои трудности кажутся преодолимыми с Божией помощью. Будний день, четверг. После вчерашней душевной бури — тихо. Тихо и в мире, только ветер разбивает легонько лазоревую тишину, так подходящую Богородицыну дню.

У калитки массой гудят шмели, делая свое шмелиное дело: опыляют декоративную рябину — нашу живую изгородь. Так бы и нам тихо делать пред Богом свое дело — любить друг Друга.

 

7 июля Три руки

Анна опять плачет. Одной рукой укачиваю дочку, другой перемешиваю овощи на сковородке. Третьей — штопаю папи­ны брюки. По-другому — никак.

 

11 июля

Пытается ползти

Нюся занята новым важным делом — пытается научиться ползать. Неутомимо тренируется каждый день и горько пла­чет — ничего пока не выходит. Она ловко, в один миг, пере­ворачивается со спины на живот, приподымается на руках и пытается оторвать попку от земли. А то еще примется «пла­вать» — разводя ручки в стороны, быстро-быстро перебирает ногами. И так уж это трудно — учиться ползать, что дочка не­сколько раз прямо так и засыпала, посреди трудов, в какой-нибудь уморительной позе.

 

15 июля

Как устроен человек?

Похоже, Анна занялась сейчас разрешением этого вопро­са. Она уже крепко удерживает все, что попадает ей в руки, и теперь стала исследовать на ощупь не только разные пред­меты, но и маму, папу, знакомых ребятишек. Детка уже обна­ружила, что у нее есть нос, и теперь проверяет, крепко уцепи­вшись, у всех ли людей он есть. Очень любит нежно гладить по щекам, но может и зажать в кулачок. Может и в глаз ткнуть, не зная, что это такое. Но первой мишенью стала мамина косичка, которую так удобно щипать и накручивать на палец. А потом и мамин подбородок оказался во рту вместо соски.

 

17 июля Кусака

Зубы яростно чешутся, вызывая потоки слюны. Когда Анна ест, подолгу задумчиво жует сосок, успокаивая зуд в деснах. А бывает и прихватит, да так, что зубы стиснешь.

 

19 июля

Тихая радость

Многие люди отождествляют жизнь и конкретную дея­тельность. Если так рассуждать, то младенцы и не живут во­все, так, небо коптят. А на самом деле от их бытия столько радости всем. Я не видела еще ни одного взрослого, даже самого хмурого, чтоб он Анне не улыбнулся. Что уж о детках говорить — они так и льнут к нам. Словно от малыша исходит невидимое глазу, но явственно ощутимое сердцем сияние чистого счастья. Когда Анна улыбается, ее личико светится тихой радостью, озаряется кроткой, древнерусского жития, улыбкой, вызывающей ответное умиление. Жизнь из глуби­ны, а не на поверхности.

 

22 июля

За столом

Очень интересно: как это взрослые едят? Нюся провожа­ет каждую ложку глазами, сидя у мамы на коленках. А нача­лось все, когда Нюся еще не умела сидеть, а только лежала. Всегда пронзительно верещала, когда мы садились с папой за стол — не хотела лежать в люльке, хотела быть с нами. И мама ела суп, уже остывший, пронося ложку над дочкиной головен­кой. А Нюся глядела, раскрыв от удивления рот. Конечно, и падало на нее — то капля супа, то лист салата. Но Нюся не сер­дилась. Это необходимая жертва любознательности. В резуль­тате сейчас она сидит с нами за столом весь обед, особенно в воскресенье, когда так весело, приезжают еще дедушка и бабушка, и поле наблюдения расширяется.

 

23 июля
Руки и ноги

Нюта лежит, раскинув руки крестом. Потом резким дви­жением (взмах крыльев) соединяет ручки вместе замочком на животике и счастливо улыбается. Потом опять руки крестом и опять замочком. Тренируется.

Увидев что-нибудь новенькое, тут же хватает своими цеп­кими пальчиками и тянет в рот. Теперь вот за очки взялась. К счастью, они в Нютин рот не помещаются.

Если подтянуть ее, лежащую на спинке, за руки, легко и с удовольствием садится. Может несколько секунд просидеть сама, опершись на ручки, выставленные вперед. Устав, падает носом. Очень любит пружинить на ножках, опершись на мои коленки. С удовольствием разглядывает себя и нас в зеркале и, похоже, понимает, кто это там. Во всяком случае, улыбается и тянет ручки.

 

24 июля

Тряпичный коврик

Наконец-то он готов! Почти два месяца ушло на то, что­бы его сшить — в перерывах между укачиваниями и ведением хозяйства. Иногда по целым неделям он был заброшен. И вот теперь Нюся с удовольствием с ним возится. Из старой пелен­ки сделала мешок-чехол на одеялко и украсила его апплика­циями и объемными тряпичными игрушками из разных тканей, пуговицами, веревочками. Нарочно старалась использовать как можно больше разных материалов (шерсть, атлас, ситец, джине, трикотаж, лен, бумага), чтобы дочка накапливала так­тильный опыт. Получился сельский пейзаж. Наверху — мягкое парчовое солнышко с золотыми лучиками из блестящей обер­точной ленты, синее джинсовое облачко. В центре компо­зиции — дерево из двух шерстяных носков, по сторонам от него — мягкий домик с вышитыми ставнями и корова на ли­пучке, набитая рисом, на шее — колокольчик. Возле коро­вы объемные маленькие искусственные цветы. Еще немного ниже — телега с лошадкой, на телеге — тряпичная кукла и ме­шок с зерном. Телега вязана крючком, колеса — две большие пуговицы. Корова, кукла и лошадка в дальнейшем, когда ков­рик уже будет не нужен, могут стать самостоятельными игруш­ками. Внизу плывет по волнам кораблик с шелковым серебря­ным парусом и шерстяными бортами. Нюся лежит на животе и разглядывает коврик, дергая лошадку за уздечку. Особенно ей нравится солнце с золотыми лучами.

 

 

25 июля

Вот уже и педагогика потребна...

Уже проявляется собственный Нютин характер. Она пла­чет не только от болей в животике или голода, но и в случае несогласия с тем, что с ней делают. Еще только через неделю будет ей пять месяцев, а она уже хочет, чтобы с ней считались, спрашивали ее мнения, а не манипулировали по своему усмот­рению. Если не согласна — бурно протестует, сердито так, ба­сом, совсем не по-девичьи. Ничего себе! Вот уже и педагогика потребна, а не только гигиена и педиатрия. Разговариваем с ней как с большой, объясняем, уговариваем. Нюта соглашается не сразу. Похоже, ей нужно, чтоб она сама приняла это реше­ние, сама послушалась маму. Ну и хорошо. Так и будем — раз­говаривать и договариваться. Когда у Нюты счастливое настро­ение, она протяжно произносит: «Ааааах!», будто удивляется и радуется красоте мира.

 

1 августа

Слезы перед Причастием

Вот Анне уже пять месяцев. Встречаем это радостное со­бытие в храме. Сегодня день преподобного Серафима, и наши друзья-иконописцы, у которых тоже маленькие детки, написа­ли для храма большой образ, очень детский и трогательный: Преподобный идет, сгорбившись, по Саровскому лесу, с топо­риком и котомкой. Хорошо, что образ большой, заметный, де­тям будет легко приходить к нему.

За службой в храме Анна больше не спит у мамы в перевя­зи, а висит на груди в «кенгурушке», жадно обозревая, что де­лается вокруг. Теперь она может всю службу хлопать глазен­ками и подпевать хору. От этого, конечно, она здорово к концу устает, когда как раз самое-то главное и происходит — Святое Причастие. И вот то ли от усталости, то ли от внезапного жела­ния поесть, то ли еще от чего стала Анна раз за разом плакать перед Чашей. А я-то думала, что такое бывает только у тех ро­дителей, которые редко носят деток в храм. И вот — плачет. А я стою в растерянности и не знаю, что делать. Ведь раньше, еще месяц назад, Нюся блаженно спала в храме и с улыбкой причащалась сквозь сон. Разные глупые мысли назойливо ле­зут в голову. Что я не так делаю? Господи, научи!

 

3 августа

Четыре ладошки

Папа говорит:

— У нашей Анны четыре ладошки!

И правда, она так ловко складывает ножки стопочками и шлепает ими, что кажется, будто в ладошки хлопает. Так и хо­чется дать ей еще одну погремушку — в ножки. А вчера, не долго думая, дочка схватила одну ногу руками и отправила в рот. И теперь часто так забавляется.

 

3 августа Посмотри!

Это слово стало теперь частью нашей с Нюсей жизни. Сто­ит только сказать: «Посмотри!» — и Нюся радостно повора­чивает головку и внимательно разглядывает, изучает. Вообще, сейчас у Нюты проявляется потихоньку способность сосредо­точиваться, она может самостоятельно играть 20-25 минут, не зовя никого на помощь. Миновали времена, когда все время она была на руках, даже во время нашего с папой обеда. Очень любит наблюдать действия взрослых. Вот папа топит печку, а в ней так здорово прыгает яркий огонек! Вот мама моет пол пушистой тряпкой, которая елозит туда-сюда. Вот папа выта­скивает гвозди из досок от старого сарая, и они так интересно звенят, падая в ведро. Вот папа возится на огороде, вот пилит дрова, вот соседская девочка кормит куклу, так похожую на Анюту. Нюта наблюдает, а мы ей все рассказываем — что де­лаем и зачем.

Прочитала у Серзов о нехитром приспособлении, дающем ребенку новую точку видения мира и помогающем ползать. Обыкновенный тканевый валик с поролоном внутри. У нас нашелся такой, даже несколько, набитые какими-то мелкими шариками, которые Нюся с удовольствием нащупывает рукой. Теперь она лежит на валике животом, ножки согнуты в колен­ках, а руки свободны — можно играть. Кроме того, очень удоб­но наблюдать из такой возвышенной позиции. Дочка доволь­на, родители тоже. Нютино тельце так постепенно привыкает к положению, которое пригодится ей при ползании.

Вдохновленная успехом тряпичного коврика, начала де­лать для Анны новую игрушку — «волшебный мешочек» в сти­ле «пэчворк» (шитье из маленьких кусочков пестрых тканей). Внутри «волшебного мешка» лежат пары ситцевых мешочков, набитых фасолью, горохом, рисом. Они хороши для ощупывания и увеличения тактильного опыта, а позднее — для упражне­ния в подборе пар. Потом можно будет положить туда вместо мешочков с крупой точеные деревянные фигурки, чтобы уга­дывать их на ощупь.

 

4 августа

 ...и потрогай!

Попробовала дать Анне кубики. Она тут же почувствова­ла, что это какая-то совершенно иная область мира. Не ла­сковая и подвижная, как ее мячики и погремушки, а острая, угловатая и устойчивая. Разумеется, немедленно попробова­ла кубик на зуб, чтобы окончательно убедиться: куб — со­всем не то, что шар.

 

6 августа Неваляшка

Вытираю на террасе мокрую посуду. За дверью, в комнате, слышится недовольный плач и кряхтенье. Неторопливо закан­чиваю — обычно Нюся так плачет, когда хочет, чтобы все бро­сили свои дела и занялись с ней. Ничего, большая уже, пусть пока подождет,

И вдруг — дикий рев, с визгом. Влетаю в комнату. Наша большая кровать у окна, на которой Нюся обычно играет, пу­ста. Дочка — на полу, лицом вверх. Господи, помилуй! Хватаю детку, целую, утешаю, сама чуть не плачу вместе с ней, прокли­ная свою неосмотрительность. Щупаю руки, ножки, все тельце. Через несколько минут, утешенная, немного еще всхлипывая от пережитого страха, Нюся уже улыбается и гулит. Вот и при­шло время, когда нельзя теперь оставить Анну одну. Пора по­искать манеж и кроватку с высокими бортами.

Волнующая, но и вразумляющая история получилась. Давно миновали, оставшись жить лишь в памяти, да в этом дневнике, самые первые месяцы Нюсиной жизни, окрашенные торжественным трепетом. Тогда каждую секунду помнилось о хрупкости и драгоценности малышкиной жизни. А вот про­шло время — и попривыкла, за хозяйственными делами, ради которых все чаще приходится оставлять дочку одну, как-то позабылось, что она еще маленькая и беззащитная, хотя и не такая крошечная, как раньше. Что дитя — чудо и хрупкий дар Божий, который беречь надо. И вот Господь напомнил. Чтобы не засыпать в благодушии и не думать, будто материнство по­добно шествию по проторенной дорожке. Внимание, терпение, жалость, кротость, мудрость и мужество. И еще вера. Вот ма­теринство.

И все же как хорошо сотворен человек — упал, встал, отряхнулся и живет дальше. Как любимая Нютина игруш­ка — старенькая бессмертная неваляшка, с мелодичными колокольцами внутри целлулоидного тела. Будто только что из моего детства, у нас тоже такие были. Вот и Нюся — весе­ла и счастлива, все уже забылось. А у мамы добавился опыт жизни.

 

29 августа

Прощание с летом

Проснулись утром — в окнах медовый свет почти уже осеннего солнца. А на тюлевой занавеске — бабочка. Насто­ящая крапивница. Это папа вчера вечером топил печку, ходил туда-сюда с дровами, вот она и влетела, ночевала с нами. По­шевелила крыльями, опустилась на Нюсину пеленку рядом с дочкой. Полный восторг!

Осы заполонили террасу, бесстыдно жужжат вокруг голо­вы. Мухи тоже жмутся к теплу. Все теперь ищут теплый уголок. Все чаще топим печку по вечерам. Кончается холодное лето, приближается осень. Какая-то она будет?

Папа разбирал во дворе старый, прогнивший диван, много лет пролежавший за яблоней. А там, внутри, в ящике, в куче сухих листьев спал ежик. Тоже, наверное, готовится к зиме. Показали его Нюсе — удивлена.

 

2 сентября

Где мама?

Этот вопрос для дочки теперь самый насущный. Очень важ­но, чтобы мама была рядом всегда. Если меня нет— плачет до тех пор, пока не придешь. Правда, бывает и этого мало. Тогда приходится сажать Анну в «кенгурушку» и чистить картошку вместе с ней. Потому что по-другому Анна не соглашается. Ей уже не все равно, кто берет ее на руки. Несомненное предпо­чтение отдает маме и папе, хотя улыбаться продолжает всем.

 

 

3 сентября

Под колокольней

Под колокольней у нас в храме — детское место. Точнее, материнский клуб и детская площадка одновременно. Под лестницей на колокольню стоит скамеечка, где всегда во время службы одна-две мамочки кормят своих младенцев. Здесь же обмениваются материнскими советами и новостями. Спасают­ся бегством с вопящими голодными или уставшими малышами, чтобы не мешать молиться остальным. Здесь к концу Литургии скапливаются ребятишки постарше, в ожидании Причастия. Здесь робко стоят праздно зашедшие или только начинающие свой путь в Церкви взрослые.

 

9 сентября

На всех четырех

Сегодня Анна впервые самостоятельно стала на чет­вереньки. Кряхтела, кряхтела, лежа на животе в манеже.

раскачивалась туда-сюда, приподнявшись на руках и вдруг — прыг на коленки и стоит. Улыбается, довольная, в клас­сической позе ползунка. Но дальше пока ни с места, хотя не­медленно попробовала двинуться вперед. Ручки ослабели, Анна плюхнулась носом и обиженно заревела. А потом, уже без слез, упорные ежедневные тренировки, иногда по часу кряду.

 

10 сентября

 Первый прикорм

Нюта по-прежнему с удовольствием и прекрасным аппети­том кушает мамино молочко. За одну трапезу часто высасыва­ет обе груди, так что мы стали уже подумывать о прикорме. Тем более что дочка с неизменным интересом следит, как мелька­ют ложки у нас за обедом. Она и сама безошибочно отправля­ет пустую ложку прямо в рот. Так что мы решили попробовать расширить Нютины представления о пище. Оказывается, она бывает не только жидкой, но и протертой, не только сладкой, но и кисленькой. Это Нюся попробовала яблочко. Сначала пол-ложки, а теперь уже по четыре ложки ест. Следом пожа­ловали груша, персик, морковка, репа, цветная капуста, тыква. Пресные овощи ей нравятся не слишком. Цветная капуста вы­звала такую гримасу, что мы не могли удержаться от хохота. А вот фруктовое пюре ест с удовольствием, похоже, скоро бу­дет съедать всю баночку (100 г). Всегда, если есть такая воз­можность, стараюсь показать дочке большие яркие изображе­ния фруктов и овощей, которые она ест.

 

12 сентября Физика. Начало

Наша дочка очень любит глядеть на небо, на ветки с ли­сточками, которые колышет ветер. А теперь у нее возник но­вый интерес — срочно понадобилось разобраться, как устроен окружающий мир. И погремушку Анна трясет не ради развле­чения, а чтобы извлекать звуки разной высоты и громкости. Берет две и сравнивает — какая громче, какая нежнее. Или щупает шелковистую штору и шершавый тюль, чтобы убедить­ся, что они разные. Или возьмет два кубика и колотит их друг о друга, проверяя на прочность. Или неутомимо выбрасывает, раз за разом, из кроватки игрушки и следит за траекторией полета. Мама только успевает подбирать. Но самое интерес­ное — плескаться в воде во время купания и смотреть, как хрустальным веером разлетаются капли.

 

22 сентября
Нежный лепет

Потоки нечленораздельных звуков сменились отчетливым, повторяющимся лепетом. «Пя-пя», «ди-ди» и «ав» украшают наше общение. В минуты особенного восторга дочка ухваты­вает язычок губами, выпускает пузыри и вместе с ними выле­тает «брр». Все чаще и чаще Анна поворачивает голову, когда окликаешь ее по имени.

 

23 сентября

Снова под колокольней

Открывшиеся новые возможности «говорения» и беспре­рывное ликующее пение снова загнали нас в воскресенье под колокольню. Иначе людям в храме совершенно невозможно молиться. Особенно Нюся оживляется, когда звучит Еванге­лие или Апостол, и ликующий лепет прямо-таки врезается в благоговейную тишину храма. А может, мне это так от стыда кажется? Мне-то хочется, чтоб детка была тиха и благочестива, чтоб можно было петь с хором, и вот Господь врачует роди­тельское тщеславие. Краснея, мама пытается усовестить дочку, а она поет еще громче. Мама сердится и выбегает из храма под колокольню. Дочка затихает и смотрит на маму с недоумением. Так и гуляем почти до самого Причастия.

Когда-то давно, еще до замужества, я особенно люби­ла наблюдать маленьких деток в храме, которых у нас очень много. И никогда не могла удержаться от осуждения неради­вых родителей, которые сами молятся, а за детьми не смотрят. Маленькие плачут, кто побольше — шумят или бегают по хра­му. Думалось тогда: «Вот у меня бы ни за что так не было!» И вот у меня — так. Дитя мое тоже верещит и мешает молиться. И вот приходится учиться сосредоточенной молитве под коло­кольней, а то и на улице — гулять с деткой на руках, а душой быть в храме, напевать ей на ушко службу в надежде, что скоро утихомирится, и мы снова войдем под святые своды и постоим тихонько. Учиться никого не осуждать, хотя это ох как непро­сто грешному человеку...

 

27 сентября

Вообще-то это очень трудно...

Вообще-то это очень трудно — учиться ползать. Но Анна настойчива — ежедневные тренировки, с того самого момен­та, как только откроет глаза утром. Пока мама досматривает последние сны, дочка уже целеустремленно пересекает диван. Часто именно от этого просыпаюсь — от страха, что доползет и свалится.

Выглядит это так. Сначала долго-долго семенит ножками, раскинув руки и лежа на животе, будто плавает. Потом соби­рается с силами и в рывке отрывает животик от дивана на вы­тянутых руках. Потом вспрыгивает двумя ногами на коленки и так на четвереньках стоит некоторое время, переводит дух. Потом начинает раскачиваться вперед-назад и прыгает всем телом вперед, падая на руки, врезаясь носом в диван. И не пла­чет. Полежит немножко на пузе и снова встает на вытянутых руках, по очереди отрывает то одну, то другую руку, чтобы схватить привлекшую ее игрушку. И так — часами, с переры­вом на редкий сон, чтение и игры с мамой.

 

 

5 октября

 На цыпочках

Теперь Анна использует любую возможность, чтобы встать. А сидеть ей почему-то не нравится. Обычно из этого состояния она или резво вырывается в вертикаль или уползает к игруш­кам. Анна ползает по-пластунски, но бывает, что несколько шагов может проделать и на четвереньках. А встает пока на цыпочки. Обнаружила в манеже кольца, за которые так удобно ухватиться и стоять. И громко хохотала, радуясь новой воз­можности. А потом взялась за бортик манежа и попыталась подтянуться, чтобы выглянуть и улыбнуться маме. Иногда от­важивается не спеша двигаться по комнате, держась за край дивана. Довольно долго может простоять, если ее «присло­нить» к дивану животом и дать перебирать любимые игрушки.

 

6 октября

Мечтательность вообще сильно мешает

Иногда мы с папой мечтаем:

— Вот на будущий год посадим вместе с дочкой по весне репку и горошек!

— Ив зоопарк поедем...

— Ив музыкальную школу отдадим...

Так размечтаемся, что забудем, что Анна вообще еще не ходит. Значит, и нас одолела всеобщая родительская бо­лезнь — желание строить планы для своего ребенка. А он вообще-то отдельный. Богом любимый, человечек, и Ему нуж­ный. И у Него, может, совсем другие идеи есть для жизни Анны. Как бы научиться не сочинять жизнь — ни свою, ни деткину?!

Мечтательность вообще сильно мешает. Намечтаешься, а по­том унываешь, когда все получается по-другому. Куда луч­ше — научиться действовать по обстоятельствам, принимая их как единственно возможные и спасительные.

А Нютин сон вдруг стал прерывистым, пунктирным — за­бывается на час-полтора, а потом опять голосит. В три, в че­тыре утра меня это совершенно не устраивает. Вырываясь из сна, пытаюсь наскоро утихомирить дочку, но она расходится еще больше, и очередная волна раздражения окатывает и то­пит бедную маму. Тьма непроглядная, дождь за окном нашей избушки. Жалко себя очень.

Ну когда же, когда же удастся с этим справиться, когда по­лучится делать свое материнское дело круглые сутки, ровно и внимательно, ничего не ожидая взамен — ни покоя, ни по­мощи?! Это-то подсознательное ожидание все дело и портит. А ведь вообще-то мне никто ничего не должен — ни Анна, ни Андрюша, ни все прочие домашние. Ведь не сказано в Еванге­лии — чтобы все тебя любили. Совсем наоборот. Это ты воз­люби ближнего... как самого себя (Мф. 22: 39).

Впрочем, это я сейчас, после обеда, так бодро рассуждаю. Как бы исполнить все это сегодня ночью?

 

7 октября

«Нельзя» и «хочется»

Встретились, наконец, два серьезных противника — «нель­зя» и «хочется». Всего семь месяцев человеку, а и ему, ока­зывается, уже приходится воевать с собственной натурой. На окнах возле нашей кровати новые, очень приятные на ощупь, шелковистые занавески. Это Анна уже давно поняла, потере­бив их неоднократно. Но силушки-то в руках прибавилось, и занавески трещат, грозя оторваться. Вот и возникло «нельзя». А ведь «хочется», интересно, весело! И Анна стремительно перемещается по кровати, вначале по-пластунски, потом на четвереньках. Хвать! Вот она, занавеска! А мама говорит стро­гим голосом: «Нельзя!» Нюся останавливается в нерешитель­ности. И опять движется вперед. Ведь «хочется»! Но и папа го­ворит: «Нельзя»! Нюся оглядывается на родителей еще и еще. Наверное, это значит: «Ну, пожалуйста!» Нет, нельзя! Вот тебе всякие тряпочки, шнурочки, деревяшки — щупай и дергай на здоровье, а занавески оставь в покое. Нюся отворачивается от окна и ползет в нашу сторону. Папа с мамой ликуют. Они-то знают, как трудно одолеть себя, когда «хочется»!

 

8 октября

Осенние путники

Опять собираем рюкзаки и пешком отправляемся в город. Очень хочется показать Нюсе осенний лес и чистое, без прово­дов, небо над полем за околицей. Вообще-то и у нас двор усы­пан листьями всех цветов и мастей — поздравления с осенью от липы, дуба, вишни и яблони. А все-таки хочется побродить с дочкой по осеннему лесу, подышать его влажным грибным духом.

Вечер воскресенья. Отдохнув после службы, управившись с домашними делами, шагаем бодро. Нюся вертит головой, ей все интересно. А маме только того и надо. Посмотри, Нюся, вот это клен, видишь, какой огненный листок у него! А это рябинка с ягодами, а это — дубочек, как у нас возле дома. На поле не­ожиданный подарок — каким-то чудом сохранившиеся с лета ромашки. В лесу под ногами попадаются всякие грибы. Съедоб­ные тщательно выбраны, в траве алеют мухоморы. Вдохнов­ленная терпеливым вниманием Анны, читаю ей по очереди осеннего Пушкина, Фета, Алексея Толстого.

«Осень. Обсыпается весь наш бедный сад...» Будто о на­шем домике сказано! Довольная такой длинной, неожиданной прогулкой, Анна спит в «кенгурушке», убаюканная стихами. Мы выходим из леса в дачный поселок, за ним сияют город­ские огни в быстро темнеющем небе. Там, среди них, светится и окно бабушкиного дома.

 

11 октября

Свои и чужие

Анна больше не идет на руки ко всем подряд, хотя продол­жает приветливо улыбаться, сидя у мамы на руках. А однажды папа надел зеленую шляпу и вдруг показался Анне чужим, не­знакомым, и она заревела в голос. Папа снял шляпу, и дочка заулыбалась. Опять надел — и опять рев. Вот так-то.

 

14 октября Покров

Литургия. Длинная очередь малышей-причастников. Ско­ро и нам подходить к Чаше. Что если опять дочка заревет на весь храм? «Прости меня. Господи! Помоги жить по-Твоему, а не по-моему!» ...Вот и наша очередь. Анна тихо и торжествен­но причащается, как взрослая — сама открыла ротик и серьез­но смотрит на батюшку. Мама ликует, опять и опять удивляясь милосердию Божию. Как бы нам научиться так любить и про­щать, и все начинать сначала, не оглядываясь назад...

 

16 октября Читать!

Анин интерес к миру постоянен и энергичен. Ей очень нравится всякую вещь вертеть в руках, грызть, ронять, стучать. Любит наблюдать за разными домашними делами: на кухне, во дворе, в огороде, всегда внимательно слушает объяснения, словно пытается на самом деле что-то запомнить. С огром­ным удовольствием рассматривает детские книжки и всегда выхватывает взрослые книги у папы с мамой, стоит им попы­таться почитать хоть полчаса. И мы решили, что теперь самое время потихоньку пробовать «читать» ей самой, а не только смотреть картинки в книжках. Это давно известный метод ран­него чтения целыми словами, когда ребенок читает, не зная еще отдельных букв. Просто «фотографирует» слова, впиты­вает образы слов целиком так же, как и разговаривать он бу­дет не буквами, а целыми словами. Вроде бы все это должно расширить пассивный, а потом и активный словарный запас ребенка, когда он сможет говорить, поскольку у него есть воз­можность не только слышать, но и видеть произносимые слова. Мы, правда, с папой Андрюшей не относимся к числу яростных сторонников раннего развития, просто интересно, что из этого на самом деле может подойти нашей любознательной и живой дочурке. Получится — хорошо, не получится — придумаем что-то другое.

Для чтения еще в первый Анин месяц, пока она спала, за­готовили листы белого картона с надписями красным марке­ром: Аня, мама, папа... Другие серии карточек — это названия частей Аниного тела, игрушек, предметов мебели, одежды, по­суды. Слово «кресло» расположилось на кресле, слово «дверь» повисло на двери, слова «чашка», «ложка», «кастрюля» живут на кухне. Все они написаны крупными печатными буквами, чтобы сразу бросалось в глаза. Каждый раз, когда у Анны под­ходящее настроение, мы просматриваем пять-семь карточек, сначала ощупывая предметы, а потом уже и «читая» слова, их обозначающие. После «урока», который длится, наверное, пару минут, целую и хвалю дочку. Она смеется, ей нравится. Не знаю, что больше — чтение или поцелуи? Ну, во всяком случае, я надеюсь, постепенно малышка поймет, что слова не только говорят, но и записывают.

 

20 октября

Жажда совершенства

Как все-таки удивительно тонко сотворен человек! Вот Анна. Хрупкая, со слабенькими косточками, которые запросто могут переломиться, а лезет вверх, цепляясь за диван, за книж­ные полки. Лежать — неинтересно. Даже ползать. Интересно стоять прямо, как человек. Дух совсем еще маленького ребенка, а вот тоже — жаждет совершенства. Малышка тренируется изо дня в день, и бесконечные падения ее не пугают. Стоит... Упа­ла, заплакала, кряхтя, поднимается. Опять стоит, опять упала, опять заплакала, опять поднимается. Опять стоит, опять упа­ла. Не плачет, поднимается. С пятой или шестой попытки стоит ровно, долго, крепко и улыбается. Страха у нее нет совсем.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.