Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





ТАБЛИЦА 3 17 страница



Эгоический проект Атман: «эго»-идеал и совесть

Эгоическая самость — Р-В-Д «эго» — это действительно но­вый и более высокий порядок само-воплощения — новое и более высокое единство. Она немного ближе к Атману, в ней немного больше Телоса Атмана, ■— но она все еще не Атман, и потому у нее все еще есть свой проект Атман, своя попытка быть блистательным Героем, бессмертным и всемогущим Одним. Самость (более или менее) приняла смерть и трансценденцию всех низших уровней, но теперь она в значительной мере отождествлена с ментальным «эго», с Р-В-Д-«эго», и поэтому такая новая самость-заменитель яростно сопротивляется смерти и трансценденции. Вскармливае­мая своими новыми инцестами, она в ужасе съеживается перед но­выми смертями. Снова затевается битва жизни против смерти, и новая форма проекта Атман поднимает свою бессмертную голову.


Эволюция через уровни «эго»


13


Мы можем ясно увидеть это на примере одного лишь Супер-«эго» (я снова ограничу обсуждение субличностей «эго» одним Супер-«эго», или Родителем, и потому буду обсуждать проект Ат-ман на эгоическом уровне только применительно к Родителю). Су­перного» традиционно подразделяют на «эго»-идеал, то есть все «позитивные» предписания и идеалы, и совесть, то есть все «нега­тивные» предписания и запреты. (Я вовсе не намерен исключать из рассмотрения очень важные работы Кольберга; просто сейчас наше обсуждение ограничится новой интерпретацией психоаналитиче­ских концепций.) На мой взгляд, всю эту тему можно кратко выра­зить, сказав, что «эго»-идеал -— это просто сторона Эроса в эгоиче­ском проекте Атман, а совесть — сторона Танатоса. Они представ­ляют собой позитивную и негативную стороны эгоической формы бессмертной попытки быть Героем, Богом, Атманом, — и факты подкрепляют именно такую интерпретацию.

Мы можем начать с «эго»-идеала. Левинджер прекрасно поды­тожил ортодоксальную точку зрения на происхождение «эго»-идеала (как ее излагал Лэмпл-де Грут):

Идеал «эго» берет начало в младенческом «галлюцинатор­ном исполнении желаний» [уроборические области]. Когда младенец начинает осознавать различие между внутренним и внешним [уровень осевого тела], галлюцинаторное исполнение желаний сменяется фантазиями о всемогуществе и величии [образный проект Атман первичного процесса]. Из-за после­дующего опыта его относительной беспомощности, эти фантазии сменяются фантазиями о всемогуществе его роди­телей [начало родительского инцеста]. После разочарования и в этом, он формирует идеалы и этические нормы. Для Лэмпл-де Груша, вся эта последовательность остается только исполнением желаний [или эротическим инцестом во­обще] [243].

В данном абзаце суммированы почти столетние психоанали­тические изыскания, и, по моему мнению, речь идет просто о том, что в фундаментальном смысле «эго»-идеал -— это кульминация исполнения эротических желаний, позитивная сторона проекта Атман. То есть, «эго»-идеал является кульминацией и суммой многих трансформирующих событий, нацеленных на закрепление различных форм проекта Атман, начиная, согласно некоторым


214


Глава 15


мнениям, уже с плероматического и уроборического состояний. Он содержит — или, скорее, проходит через — все ранние формы Эроса, инцеста, позитивных желаний, жадных стремлений и непо­мерных потребностей, включая в себя все ранние попытки быть космоцентрическим и героичным. И в той мере, в какой происхо­дит фиксация на одном из этих ранних уровней, такие примитив­ные желания и формы инцеста продолжают, согласно психоанали­зу, жить в «эго»-идеале, тем самым искажая действительные идеа­лы индивида, лживо преувеличивая его способности и обременяя его несбыточными грезами о рае. В итоге можно обобщенно ска­зать, что «эго»-идеал будет прибежищем для всех прошлых попы­ток космического совершенства. Это самый простой путь к пони­манию природы «эго»-идеала, и с такой его интерпретацией согла­сились бы не только психоаналитики, но и Беккер и все экзистен­циалисты.

Но это лишь половина истории -— я полагаю, истинная, но все же половина. Рассматривая «эго»-идеал, психоанализ обнару­живает, что в его сердцевине лежит желание трансцендентного совершенства, превосходящего личную ограниченность, и на этом основании приходит к выводу, что «эго»-идеал является регрес­сивным желанием до-личностного совершенства в плеромном рае [120]. Я уже говорил, что это может быть лишь частично вер­ным. Ведь многое в «эго»-идеале представляет собой просто на­личную форму проекта Атман. Это как бы отливочная форма, куда взрослый человек помещает свои проблески интуиции о реальном и высшем сознании Атмана. Или, можно сказать, это небольшое отверстие в оболочке «эго», через которое проникает интуитив­ный отсвет реального Совершенства. Значит, если только не име­ла места действительная фиксация, то «идеальность» «эго»-идеа-ла вовсе не является регрессивным желанием до-временного со­вершенства в плероме, как, судя по всему, считают многие анали­тики [46], [120], [122], [141]. Скорее, это прогрессивное (хотя все еще несколько ограниченное) желание транс-временного освобо­ждения в Единстве. Поскольку самость хочет трансценденции, хочет Атмана, но не осмеливается принять смерть или Танатос данного эгоического уровня, постольку она будет вынуждена примириться с компромиссом и заменителем, которым по основе своей и является «эго»-идеал, — частично иллюзия и «жизненно необходимая ложь», частично истина и реальность. В нем содер-


Эволюция через уровни «эго»


215


жатся все интуитивные догадки об Атмане, которые невозможно ни понять, ни актуализировать в настоящем, и поэтому оно всегда побуждает человека стремиться за пределы его наличного состоя­ния посредственности, даже когда он суетится ради заменителей и суррогатов.

Естественно, возникает вопрос, к чему именно стремится это «эго»-идеал. Я не буду затевать спор по данному поводу, а просто соглашусь с Блосом, который утверждает, что эго-идеал толкает людей «на невероятные подвиги творчества, героизма, жертвен­ности и самоотверженности. Человек скорее сам погибнет за свой эго-идеал, чем позволит тому умереть [замещающая жертва]. Это наиболее бескомпромиссное влияние на поведение взрослого ин­дивида: его позиция всегда остается недвусмысленной» [45]. И что же это за позиция? Просто «поиск, [который] простирается в безграничное будущее, переходящее в вечность. Поэтому испуг перед конечностью времени, перед самой смертью представляется не-существующим...» [45]. Бессмертие и космоцентричность — это проект Атман «эго»-идеала. Проект бессмертия «эго»-идеала представляет собой просто вечно длящееся совершенство, а это как раз новый удел Эроса в его бегстве от смерти и пустоты, шуньяты, того Эроса, который страстно желает бессмертия через посредство вечно тянущейся цепочки «завтрашних дней». Иначе говоря, «эго»-идеал — это стремление поддержать и обезопасить само-ощущение, находящееся во власти иллюзии — во всем ос­тальном верной, но искаженной, — что эта самость и есть бес­смертный и совершенный Атман. Здесь, я полагаю, сердцевина «эго»-идеала.

Если мы теперь перейдем к негативной стороне проекта Ат­ман, мы можем сказать, что если «эго»-идеал является обителью Эроса, то в совести прогладывает Танатос. Подобно тому, как корни «эго»-идеала пролегают вплоть до плеромной и уробориче-ской стадий, так и происхождение совести связано с самым пер­вым опытом Танатоса — со встречей с уроборическим другим и с последующим сопротивлением ему [225], [226]. «Некоторые не­приятные переживания [Танатос] позже структурируются, как родительские ограничения и требования [«висцеральная этика» на стадии членства], которым ребенок повинуется ради сохранения любви родителей. На следующем этапе [начало эгоической стадии] некоторые из этих требований усваиваются посредством интерна-


216                                                                                Глава 15

лизации [родительский инцест]... Наконец, ребенок принимает ограничения и формирует совесть... [Совесть] во всех отношениях остается, прежде всего, средством ограничения» [243]. И ограни­чение подкрепляется Танатосом — всегда присутствующим стра­хом смерти, который как-то сдерживается совестью и выпуска­ется в терпимых дозах, необходимых для приведения самости в соответствие с требованиями совести (разве сам Фрейд в конце концов не сказал, что этот аспект Супер-«эго» сформирован Тана­тосом?)

Итак, подводя итог этого обсуждения мы могли бы сказать, что «эго»-идеал является кульминацией всех предшествующих инцестов, в то время как совесть -— кульминацией всех прежних кастраций — всех ограничений, отрицаний и прикосновений смерти. И если кастрации предыдущих уровней были тяжелыми и приводили к фиксациям, то в руках суровой совести индивид бу­дет продолжать вытеснение и диссоциацию тех прежних аспектов сознания, которые фактически должны были бы интегрироваться. Вместо дифференциации, трансценденции и интеграции происхо­дят диссоциация, фиксация и вытеснение. Вместо того чтобы по­жертвовать предыдущей стадией и принять ее смерть, индивид диссоциирует ее аспекты в качестве замещающей эюертвы. Дис­социация — это по самой своей сути замена жертвования. То есть, вместо того, чтобы принять чистую смерть предыдущего частного уровня, индивид предлагает части самого себя взамен настоящего самопожертвования. Под руководством интернализо-ванного Родителя он будет вытеснять, отчуждать и диссоцииро­вать все те аспекты самости, которые с точки зрения интернали-зованного Родителя угрожают смертью. Таким образом тот, кто приобрел фальшивую и идеализированную Персону (маску) будет диссоциировать и вытеснять все грани своей самости (такие, как Тень), угрожающие его раздутому образу себя. Вместо того чтобы принять смерть фальшивой Персоны, индивид подменяет ее смер­тью Тени, вытесняя и диссоциируя последнюю. Подобно тому, как «эго»-идеал подменяет Эрос, совесть подменяет Танатос. Так, я полагаю, легче всего по-новому интерпретировать важные рабо­ты психоанализа, касающиеся Супер-«эго», его «эго»-идеала и совести.


Эволюция через уровни «эго»


217


Отбрасывание родительского инцеста/кастрации

Как только родительский инцест выполнил свое назначение — создание самости более высокого порядка посредством родитель­ского инцеста и родительского ролевого моделирования — он дол­жен быть отброшен путем разотождествления и дифференциации. Мать-Родитель и Отец-Родитель должны быть принесены в жертву, их смерть должна быть принята, а их исключительная власть над сознанием — сломана. Если же самость отказывается отбросить родительский инцест, тогда она уязвима для родительской кастра­ции: индивид остается в состоянии безвольной податливости при­казам родителей. Самость пребывает 8 родительском слиянии. Ин­дивид не в силах выдержать тревогу разделения, связанную с ухо­дом от Родителя-матери и Родителя-отца, и поэтому вся менталь-ная-эгоическая область кастрируется мнениями «мамочки и па­почки». Человек проходит через жизнь, так ни разу и не осмелив­шись на оригинальную идею и на то, чтобы «идти своим путем». Воцаряется слияние: прекращаются развитие, дифференциация и трансценденция.

Драма достигает своей кульминации в подростковом возрасте. Создав несколько подходящих масок (посредством родительского инцеста), индивид теперь начинает дифференцироваться и разото-ждествляться с ними в той мере, в какой сумеет трансцендировать их и интегрировать в зрелое «эго», а затем начинает трансцендиро­вать и само «эго». Тут требуется смерть старого материнского-отцовского Супер-«эго» (которую Нейман называет Умерщвлением Первых Родителей) [279]. Естественно, это будет чем-то, что мо­жет перепугать настоящих родителей, и возникающее в результате напряжение принесет много неприятностей обеим сторонам [292].

Если же на этой стадии все складывается успешно, тогда инди­вид развивает зрелое, интегрированное «эго», — первый шаг на внутренней дуге, — и, следовательно, переходит к надэгоическим формам самости: кентаврической, тонкой, причинной и предель­ной. Проект Атман становится все тоньше и, в конечном итоге, может полностью уступить место самому Атману. И в видении этого предельного Света рождается Сияющий Бог,



ЭВОЛЮЦИЯ ВЫСШЕГО ПОРЯДКА


Поскольку в нескольких последних главах мы уже обрисовали основы эволюции (Эрос/Танатос, возникновение, инцест/кастра­ция, дифференциация/диссоциация и т. д.), то теперь мы можем вкратце рассмотреть оставшиеся стадии развития. Кроме того, нам не нужно задерживаться на новых интерпретациях ортодоксально-психологических моделей высших областей сознания, ибо в орто­доксальной западной психологии, по сути дела, нет ни одной такой модели.

Кентавр

В общем, все характеристики кентавра (интенциональность/8 образное видение, интегрированность тела и ума) представляют или отражают единства более высокого порядка, новые и более высокие формы Телоса Атмана. Вот почему почти все работаю­щие с уровнем «кентавра» терапевты постоянно говорят либо о «единстве более высокого уровня», либо об «основополагающем единстве» — единстве «эго», тела, ума и эмоций. Ролло Мэй пи­сал: «Если бы нужно было что-то противопоставить тому мнению, что картина множественности «эго» [постулируемая в качестве окончательной истины во многих школах психологии] отражает фрагментированность современного человека, я бы возразил, что

58 Интенциональность (от лат. «intentio» — намерение) — качество соз­нания отражающее тот факт, что оно всегда является сознанием чего-то, то есть, направлено на некоторый объект. В экзистенциальной философии — целенаправленность, целеполагание. —Прим. ред.


Эволюция высшего порядка


219


всякое понятие фрагментации заведомо предполагает некоторое единство, которое и распадается на фрагменты... Как логически, так и психологически мы должны пойти дальше эго-Ид-Супер-эго [Тифона и Р-В-Д-эго] и постараться понять то «бытие», выраже­ниями которого они являются» [266]. По мнению Карла Роджерса: «Организмическое чувствование или переживание — это больше, чем повышенное сенсорное осознание внутренних телесных состоя­ний и деятельности лимбической [тифонической] системы. Это ин­теграция такого осознания с осознанием функций, представленных неокортексом.59 Это также интеграция активности левого и правого полушарий головного мозга [образное видение]» [187]. Перлз и его сотрудники указывают, что большинство людей воспринимают по опыту «эго» и тело как вполне отличные и даже отдельные друг от друга; однако, «к счастью, можно продемонстрировать подлинное основополагающее единство» [курсив мой — К. У.] — пишут они и посвящают всю книгу как раз такой демонстрации [292]. Лоуэн так­же утверждает, что большинство людей диссоциируют тело от ума и выстраивают преграду или барьер между психикой и соматикой: «Эта преграда также отделяет и изолирует психическую область от соматической. Наше сознание сообщает, что каждая из этих облас­тей воздействует на другую, но из-за выстроенной преграды оно не проникает достаточно глубоко, чтобы почувствовать их основопола­гающее единство» [курсив мой -— К. У.] [251].

Кентавр или интеграция тела и ума — новая и более высокая форма проекта Атман, новая и более высокая форма на пути к Единству. Но, чтобы попасть на эту новую стадию, человек должен умереть для старой — должен принять смерть «эго».

А этот процесс влечет за собой новую тревогу разделения: страх отказа от эго «эго», страх умирания для исключительной то­ждественности с эгонческой концепцией себя. Вообще говоря, тре­вога разделения может оказаться ужасной, особенно на нынешней стадии коллективной эволюции, когда все, выходящее за пределы «эго», рассматривается с крайней подозрительностью и обычно подпадает под диагноз до-эгоического.

Кортекс (лат.) — кора головного мозга, неокортекс — кора больших полушарий головного мозга, которая, как считается, отвечает у человека за высшие формы психической деятельности — язык, логическое мышление и т. п. — Прим. ред.


220                     _____________________________ Глава 16

Но в данной точке эволюции (если вернуться к отдельному человеку) задача «эго» уже выполнена: оно хорошо послужило для продвижения от подсознания к самосознанию, а теперь долж­но уйти, чтобы освободить место сверхсознанию. На внутренней дуге индивиду придется распрощаться с «эго», с этим старым другом. Самость должна дифференцироваться от «эго», разотож-дествиться с ним, трансцендировать его, а затем интегрироваться со вновь возникшими более высокими структурами. Однако не забывайте, что «эго» остается нетронутым, когда самость разото-ждествляется с ним — так же, как осталось неповрежденным тело после того, как «эго» его трансцендировало. Трансценденция не подразумевает деформацию. У человека по-прежнему есть «эго» — просто его само-тождественность уже не привязана исключитель­но к «эго».

Для того чтобы все это произошло, нужно пройти через трево­гу разделения, связанную с отказом от «эго», — точно так же, как раньше самому «эго» пришлось преодолевать тревогу разделения с телом (комплекс кастрации), а еще раньше телу пришлось справ­ляться с тревогой разделения с Великой Матерью. От всего того, с чем самость когда-то бессознательно отождествлялась, она должна дифференцироваться, со всем этим раз-отождествиться, и все это трансцендировать. И вот теперь настал черед «эго».

Пока индивид остается отождествленным с «эго» и действует посредством эгоических желаний и инцестов, он уязвим для эгои-ческой кастрации. Поскольку «эго» транслируется при помощи по­нятий и идей, атаку на эти идеи оно воспринимает как смерть. Так как у «эго» имеются определенные влечения к власти и цели, их фрустрацию оно также воспринимает как смерть [232]. Все это яв­ляется не чем иным, как некой формой эгоической кастрации. Пока есть «эго» и эгоический инцест, существуют и эгоическая смерть и кастрация.

Если самость способна выдержать тревогу эгоического разде­ления, она может дифференцироваться от «эго», трансцендировать его и интегрировать его в себя. Если нет — если самость остается влюбленной в замещающие удовлетворения и инцесты «эго» — тогда прекращаются дифференциация, рост и трансценденция. Во­царяется эгоическое слияние.

Впрочем, учитывая «уровень» нынешнего общества, индиви­ду очень редко удается эволюционировать выше стадии зрелого


Эволюция высшего порядка


221


«эго». Поскольку, в среднем, форма само-ощущения в обществе колеблется между ранней, средней и поздней эгоическими ста­диями, за этой точкой сила общества, «задающая темп в транс­формации», проявляет тенденцию к затуханию. Так что тем, кто развивается за пределы эгоических стадий, приходится рассчиты­вать либо на собственные исключительные таланты, либо на спе­циальную профессиональную поддержку. Под последней я подра­зумеваю не «врача, лечащего умственные расстройства», а про­водника в самоактуализации: в общем смысле, экзистенциально­го-гуманистического психотерапевта (а в дальнейшем —- духов­ных Учителей).

Задачей гуманистического терапевта (который, как мы видели, склонен обращаться к кентаврическим областям психики) будет помощь в том, чтобы уговорить «эго» приступить к восходящей трансформации для достижения уровня кентавра. И это означает, что терапевт кентаврического уровня начнет с того, что даст инди­виду новый способ транслировать реальность. Свои экзистенци­альные трансляции терапевт будет выставлять против эгоических (или личностных) трансляций клиента, пока «эго» не сможет трансформироваться в кентавра. Таким образом терапевт «задает темп трансформации», заменяя «выдохшиеся» к этому времени силы общества и родителей. Терапевт стратегически подрывает и расстраивает старые эгоические трансляции и инцесты и одновре­менно преподает и поощряет новые, более высокие кентаврические трансляции [426]. Когда клиент оказывается способным искренне и свободно их усваивать и принимать, это значит, что трансформа­ция более или менее завершена и «терапия», по большому счету, окончена [292].

Не следует думать, что в этом процессе индивид просто создал из глины своей психической программируемости какую-то само­дельную реальность. Подлинная трансформация — на любом уров­не — вовсе не является формой «промывания мозгов», гипноза или пропаганды. Это, скорее, некоторая форма возникновения, вспоми­нания, воссобирания. Транслируя реальность с кентаврического уровня, терапевт выявляет тот же уровень самости у клиента (если, разумеется, все складывается хорошо). Теравпевт задействует у клиента язык его высшей самости и проживает за него и для него этот язык или эту форму, пока клиент не станет жить этим сам. Те­рапевт просто оказывает содействие в возникновении-всплытии


222


Глава 16


(через вспоминание) кентаврического уровня из фонового бессоз­нательного.

Как мы объясняли ранее для всех случаев, экзистенциально-кентаврический терапевт содействует этой трансформации, налагая на клиента особые условия, и эти особые условия действуют как символы трансформации. И в этом отношении подойдет любая из характеристик кентавра: терапевт может (в зависимости от особен­ностей его школы) использовать интенциональность, образное ви­дение, пребывание в настоящем или упражнения для достижения единства тела-ума, и т. п. Я полагаю, что с литературой по всем направлениям Третьей Силы 60 (гуманистическая и экзистенциаль­ная психология) все уже настолько знакомь!, что мне нет нужды вдаваться в детали. Главное в том, что работающий на уровне кен­тавра терапевт пытается помочь клиенту развить новые и более тонкие формы инцеста-Эроса, новые и более тонкие желания и мо­тивации (в первую очередь, мотивацию к само-актуализации). Это сознательно практикуемое влечение к само-актуализации является просто новой формой инцеста, но уже не телесным инцестом секса и гедонизма, не эгоическим инцестом линейных целей, влечений и концептуальных желаний, а кентаврическим инцестом желания собственной самоактуализации за пределы традиционных форм бытия (за пределы биосоциальных полос).

И этот новый инцест, возникающий из останков умершего «эго», не только является само-актуализующимся, но и создает аутентичный смысл в жизни [64]. Создание смысла, согласно эк­зистенциалистам, является просто частью интенциональности, которой Ролло Мэй посвятил целую книгу, доказывающую, что «интенциональность [есть] структура, придающая смысл опы­ту» [265]. В поддержку своей мысли он цитирует Гуссерля: «Смысл — это интенция разума». Следовательно, мир без смысла — говорит экзистенциалист — это просто «мир без интенционально­сти более высокого порядка, мир, где человек не полагает себе це­лью свою целостную жизнь, вступает в нее и хочет ее, тем самым создавая смысл жизни в одном и том же акте» [131]. Намереваться, стремиться к какой-нибудь вещи, также означает указывать на эту

0 Абрахам Маслоу писал о «четырех силах» в психологии — фрейдизме, бихевиоризме, гуманистической психологии и трансперсональной психоло­гии. — Прим. ред.


Эволюция высшего порядка


223


вещь или иметь ее в виду, хотеть ее; вот почему экзистенциалисты всегда уравнивают интенциональность со смыслом. Так что утвер­ждение «Моя жизнь бессмысленна» в действительности говорит «Я не имею в виду мою жизнь», а это значит: «Я не ставлю своей целью, не хочу моего собственного бытия». Согласно экзистенциа­листам, если в жизни не возникает интенциональность, то в ней не возникает и смысл [265].

Для экзистенциалистов это не просто беспредметное теорети­зирование — ведь они не только опознали болезнь (отсутствие смысла в жизни, или, иными словами, отсутствие самоактуали-зующегося Эроса), но и обозначили ее причину. Они четко опреде­лили, почему я не позволяю интенциональности возникать из фо­нового бессознательного, почему я не хочу ставить себе целью свою жизнь и находить в ней смысл. И это то, о чем мы говорим все время: страх смерти...

Смерть. Это Танатос, Шива и Шуньята, и как только она вы­ражает свое присутствие, я застываю в ее объятьях. Я фактиче­ски сталкиваюсь на этом новом уровне с экзистенциальным ужа­сом, с кошмаром, с тем что называется м «angst» и «болезнью к смерти» [323]. И этот ужас не только замораживает низшие уровни моей самости, мой «материнский» или «отцовский», или «эгоиче-ский инцест»; нет, он замораживает всю мою кентаврическую ин­тенциональность, мое желание жить в целом [25].

Поскольку я страшусь смерти тотального тела-ума, мне сле­дует быть осторожным в жизни, мне приходится сдерживать, тормозить и замораживать мое целостное бытие [25], [36]. По­этому я замораживаю свои интенциональность и образное виде­ние: нет никакого видения моей жизни и ее смысла в целом, и я остаюсь только со старыми эгоическими волнениями и линейны­ми абстракциями. Их привлекательность давно затерлась, они стали унылыми и скучными, но я все равно боюсь тронуться с места. Я застыл на этом новом уровне, потому что встретился на нем лицом к лицу со смертью. Я обнаружил более высокую са­мость только чтобы увидеть, что она подвергается глобальной уг-

1 Angst (нем.) — страх. В экзистенциальной философии — фундамен­тальная тревога — страх смерти и неотделимый от него страх жизни, сопро­вождающие человека в его бытии. «Болезнь к смерти» — название книги С. Кьерксгора, посвященной анализу экзистенциальной тревоги и термин для се обозначения. — Прим. ред.


224


Глава 16


розе со стороны столь знакомого мне оскаленного черепа Смерти. Теперь *у меня есть возможность нового, более высокого Эроса (самоактуализации), но его пробуждение неизбежно влечет за со­бой ужас нового, более тонкого Танатоса —■ кастрации тотального тела-ума. Я обрел тотальную самость для того, чтобы столкнуться с тотальной смертью. И теперь для меня невозможно осмысленно направлять свою будущую жизнь, потому что я испуган жизнью в настоящем... [328].

Итак, Маслоу установил, что наибольшее препятствие к само­актуализации — это «Синдром Ионы», наиболее общей формой которого является «боязнь величия». Но откуда берется этот страх перед величием, полной реализацией способностей и самоактуали­зацией? Действительный ответ, по мнению Маслоу, заключается в том. что «мы просто недостаточно сильны*' чтобы выдержать больше!» Самоактуализация и полнота смысла в жизни, полная открытость навстречу жизни — это слишком много для нас. Как выразился Маслоу, «это просто слишком потрясает и утомляет. Ведь так часто люди в... экстатические моменты произносят: "Это слишком!", "Я этого не вынесу" или "Я едва не умер"... Восторг счастья невозможно испытывать слишком долго». Синдром Ионы, в своей основе -— это не более чем «боязнь разорванности, потери контроля, раздробленности и дезинтеграции, даже боязнь гибели от такого переживания» [25], [263]. Так что отметьте, что страх смер­ти отражается как страх жизни. Это, очевидно, происходило в ка­ких-то незначительных формах и на всех предыдущих уровнях (в качестве кастраций этих уровней), но теперь мы впервые сталкива­емся с жизнью и смертью тотального тела-ума, и страх смерти спо­собен подстроить все для замораживания потенциальных возмож­ностей данного уровня, потенциалов самоактуализации и возмож­ностей фундаментального смысла существования.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.