Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





ТАБЛИЦА 3 20 страница



Вернемся, однако, к началу истории об инволюции и просто отметим, что из-за поиска, привязанности и самозамыкания инди­вида первоначальный покой в Полноте Причинного/Дхармакайи утрачивается. Так и должно быть, поскольку в Дхармакайе есть только Единое, Одно, а поиск всегда требует двух (ищущее-субъект и искомое-объект). Таким образом, стабильность наруша­ется, и рано или поздно следует нисходящая трансформация. Так индивид попадает на следующую стадию Бардо: в тонкую об­ласть.

Стадия вторая: Чоньид Бардо

Чоньид — это период, когда происходит проявление миро­любивых и гневных божеств, то есть, проявление тонкой области,


Инволюция


251


Самбхогакайи. При сопротивлении Ясному Свету причинной об­ласти и самозамыкании перед ним, Реальность трансформирует­ся в изначальные зародышевые формы миролюбивых божеств (иштадевы тонкой сферы), а они, в свою очередь, при сопротив­лении им и отречении от них, трансформируются в гневных бо­жеств.

На семи следующих одна за другой подстадиях первыми появ­ляются мирные божества в разнообразных формах — татхагаты, дакини и видьядхары — в сопровождении ослепительно ярких цве­товых оттенков и вызывающих благоговейный трепет сверхчелове­ческих звуков. Одно за другим божественные видения, световые образы и тонкие яркие звуки каскадом проходят через сознание. Они представлены, даны индивиду открыто, свободно, в полноте и совершенстве: видения Божества почти болезненной интенсивно­сти и блеска.

Теперь то, как индивид совладает с этими божественными ви­дениями и звуками (нада) становится для него предельно значи­мым, поскольку каждый божественный сценарий сопровождается намного менее интенсивным видением, областью относительной притупленности и приглушенности озарений. Эти сопутствующие тусклые и приглушенные видения представляют первые проблески мира сансары, шести сфер эгоической привязанности, сумеречного мира двойственности и раздроблености, примитивных единств бо­лее низких уровней.

Согласно «Бардо Тхотрол», в большинстве случаев индивиды просто отшатываются в ужасе перед лицом этих божественных видений, — они замыкаются в себе, стремясь к менее интенсив­ным и более управляемым формам переживания. Спасаясь от бо­жественного просветления, они соскальзывают к фрагментиро-ванной и потому менее интенсивной сфере двойственности и множественности. Но дело не только в том, что они отшатывают­ся от божественного — их притягивают, влекут к себе низшие области, в которых они находят удовлетворение. «Бардо Тхот­рол» говорит, что на самом деле их «привлекает нечистый свет». Как мы уже говорили, такие низшие области являются заме­щающими удовлетворениями. Индивид думает, что эти плотные низшие уровни — как раз то, чего ему хочется. Но рано или позд­но оказывается, что именно из-за того, что эти миры действи­тельно более тусклые и менее интенсивные, в них нет ни блажен-


252


Глава 17


ства, ни озарения, зато в избытке есть боль и страдание. Как иро­нично: в качестве заменителя Бога индивиды создают для себя Ад, известный как сансара, майя, уныние. В христианской теоло­гии говорится, что адское пламя есть отринутая любовь Бога (агапе ").

Таким образом, то же самое послание «Бардо Тхотрол» снова и снова повторяется на стадии Чоньид: пребудь в свете Пяти Мудро­стей и тонких татхагат, не ищи тусклого света сансары и ее шести сфер, безопасных иллюзий и эгоической тупости. Вот лишь один пример:

Вслед за тем, в силу плохой кармы, великолепный синий свет Мудрости Дхармадхату приведет тебя в страх и ужас, и ты возжелаешь освободиться от него. Ты будешь умолять о неж­ности тусклого белого света дэвов [одна из более низких об­ластей].

На этой стадии ты не должен ужасаться перед божествен­ным синим светом, который появится сияющим, блистатель­ным и великолепным, и не должен пугаться его. Это свет Тат-хагаты, называемый Светом Мудрости Дхармадхату.

Не восхищайся тусклым белым светом дэвов. Не привязывайся к нему; не будь слабым. Если он привлечет тебя, ты будешь блуждать в местах пребывания дэвов и тебя затянет в колесо Шести Лок [ПО].

Суть в следующем: «Если ты испугаешься чистых излучений Мудрости и тебя привлечет нечистые огни Шести Лок [низших сфер], тогда ты обретешь тело в одной из Шести Лок и будешь страдать от несчастий сансары; и ты никогда не освободишься из Океана Сансары, где будешь вращаться снова и снова, и будешь вынужден изведать страдания» [ПО].

Но вот что здесь происходит: по сути дела, мы видим изна­чальную и первичную форму проекта Атман в его негативном и ограничивающем аспектах. На этой второй стадии (Чоньид) в осознании уже есть некого рода разграничение, какая-то субъект-объектная двойственность, наложенная поверх изначальной Це-

t

67 Агапе (грсч.) — «любовь». В греческом языке есть несколько слов для обозначения различных типов любви. Если «эрос» относится к сексуальной любви, то «агапе» означает любовь, не имеющую какой-либо эротической окраски, в данном случае любовь Бога. — Прим. ред.


Инволюция


253


лостности и Единства состояния Дхармакайи в Чикхай. Так что теперь есть граница, а везде, где есть граница, появляется и про­ект Атман. Посредством Эроса и самозамьткания индивид иллю­зорно расщепил свое собственное предельное и недвойственное Сознание на две основных части: 1) субъективную самость, кото­рая теперь свидетельствует, и 2) объективное пространство оза­рений, которые являются объектом свидетельствования и созер­цания (эти озарения, правда, имеют божественный характер, но они все равно «объективные и внешние»). В начале состояния Бардо — когда душа пребывала «на самом верху» — она была всем этим, а не наблюдала это со стороны. Она просто была Един­ственным, без всякого субъект-объектного расщепления, в том первичном состоянии Единства, которое раскрылось в Чикхай-бардо. Но теперь это Единственное расщепилось на субъективную самость, с одной стороны, и объективное пространство наблю­даемых событий, с другой. Теперь существуют граница, проект Атман, Эрос и Танатос. Все это врывается в существование с по­явлением первой Границы.

Поскольку душа теперь уже не является Всем, она впервые чувствует недостаточность, а, следовательно, и желание (Эрос). И единственным способом не страдать от такой недостаточности будет возвращение той Изначальной Единственности как Брахма-на-Атмана. Поэтому в самой основе своего бытия душа желает это­го состояния Единства, — меньшее ее не удовлетворит. Это из­начальное желание Атмана и телос Атмана. Данте ясно понимал это: «Желание совершенства есть то желание, которое всегда за­ставляет любое удовольствие выглядеть несовершенным, ведь в этой жизни нет радости или удовольствия достаточно большого, чтобы утолить жажду в нашей Душе» [352]. Даже Фрейд интуи­тивно знал об этом, хотя, что не удивительно, смешивал это со своими сексуальными наваждениями: «То, что кажется... неустан­ным побуждением к дальнейшему совершенству, легко может быть понято, как результат вытеснения инстинктов, на котором основы­вается все самое драгоценное в человеческой цивилизации. Вытес­ненный инстинкт [на самом деле, вытесненное сознание Атмана] никогда не перестает страстно стремиться [Эрос] к совершенному удовлетворению [ананда — блаженство], которое должно заклю­чаться в повторении [сатори] изначального опыта удовлетворенно­сти [сознание единства]. Никаких замещающих или реактивных


•254


Глава 17


образований и никаких сублимаций не будет достаточно, чтобы снять настойчивое напряжение вытесненного инстинкта» [139]. Это также cor irrequitum f'8 св. Августина; и послание, содержащее­ся в Платоновском «Пире»: «Это становление одним вместо двух было самим выражением древнейшей потребности человечества. А причина в том, что человеческая природа изначально была Еди­ной и мы были неким целым, желание же и поиск целого называет­ся любовью».

Единственный способ, каким душа — теперь уже на тонкой стадии Чоньид Бардо — может вернуть себе это Единство, состоит в том, чтобы заново объединить субъективную самость с объек­тивным и божественным пространством озарений, которые теперь каскадом проходят перед ней. И это как раз то, что рекомендуется в «Бардо Тхотрол»; «Если удастся понять, что все объективные феномены в таком сиянии есть не что иное, как эманации собст­венного Сознания, то в это же мгновение узнавания будет обре­тена природа Будды». [110].

Однако заново соединить субъект и объект — означает уме­реть для субъекта или ослабить чрезмерную замкнутость сознания вокруг ощущения отдельной самости. И субъекта с его ощущением себя, как чего-то отдельного, ужасает эта смерть, этот Танатос, эта Шуньята. Вот почему субъект так напуган божественными озаре­ниями и так сильно боится воссоединения с Богом: оно для него означает смерть. Чистота сияния божественного света угрожает буквальной смертью и исчезновением, — это проявление Шивы и Шуньяты.

Значит именно здесь истоки той фундаментальной дилеммы, о которой я часто упоминал: великой движущей силой самости явля­ется стремление вновь обрести, вернуть себе изначальное Единст­во. Но действительное возвращение к этому Единству означает смерть и исчезновение самости, и именно этой смерти она теперь сопротивляется и от нее бежит. И в этом дилемма — самость хочет этого Единства, но ищет его таким способом, который абсолютно препятствует достижению цели.

Именно здесь на сцену выходит проект Атмана. Поскольку реальное, непосредственное и не приглушенное Единство для

68 Cor irrequitum (лат.) — «не находящий ответа зов сердца». Прим. ред.


Инволюция


255


отдельного само-ощущения теперь невозможно (так как требует смерти самости), душа должна искать какой-то заменитель ут­раченного Единства. А чтобы этот заменитель был действен­ным, он должен быть представлен как осуществление желания изначального Единства. И поскольку заменитель, очевидно, не является реальным, не является подлинным Единством, действи­тельным Атманом, он может быть только символическим, при­творным или относительным: это та полуправда, которую мы называем проектом Атман. Каждый уровень спектра сознания создается в качестве символического заменителя утраченного единства, так что в конечном счете каждый уровень спектра (до достижения просветления) является заменителем сознания Ат-мана.

Не забудьте, что сейчас мы обсуждаем инволюцию, а не эво­люцию. Проект Атман действует и там и здесь, поскольку и там и здесь существуют заменители, но проявляет себя в разных на­правлениях. Мы видели, что эволюция действительно является серией замещающих удовлетворений, самостей-заменителей и суррогатных единств, но в ней каждый из этих заменителей был на порядок выше предшествующего, ближе к Первоисточнику, более Реальным и, если хотите, менее суррогатным. И это «дви­жение вверх» или восходящая трансформация осуществлялось именно потому, что самость принимала смерть и Танатос каждо­го низшего единства, вследствие чего в сознании могли возни­кать высшие формы единства. Эволюция продолжалась, пока са­мость была способна (раньше или позже) принимать смерть своей существующей в данный момент структуры, разотождествляться с ней и трансцендировать ее в движении к высшим структурам, более объединенным и менее суррогатным. И это возникновение структур высшего порядка движимо изначальным телосом Атма-на — любовью, Агапе, если пользоваться христианскими терми­нами.

В инволюции, однако, как раз этого не происходит. Ни на од­ной стадии самость не примиряется со смертью и Танатосом, она действует не с помощью Агапе, а путем самозамыкания, не с по­мощью телоса Атмана, а с помощью ограничения Атмана. Эти си­лы (Агапе, самозамыкание, Эрос, Танатос) можно представить сле­дующим образом:


256


Глава 17


схема А

 

 

В эволюции самость отождествлялась с каждой вновь возни­кающей (благодаря Агапе) более высокой стадией, и пока она была с ней отождествлена, Эрос самости действительно сражался с Та-натосом этого уровня и отвергал его: самость не могла принять смерть данного уровня и потому создавала всякого рода опровер­жения смерти и проекты бессмертия для данного частного уровня. Однако рано или поздно Эрос данной стадии сходил на нет, и в конце концов принимался Танатос — самость «умирала» для этого уровня, разотождествлялась с ним и трансцендировала его для дос­тижения уровня более высокого порядка. Эволюция продолжалась, пока Агапе и Танатос рано или поздно одолевали Эрос и самоза­мыкание.

В инволюции происходит обратное: Эрос и самозамыкание по­беждают Агапе и Танатос. Каждая самость-заменитель оказывается на порядок ниже, — как каждый отскок мяча.

Эрос и Танатос являются по своей основе силами трансляции, они бурно проявляют себя на любом данном уровне, ведя гори­зонтальную битву за судьбу души. А Агапе и самозамыкание можно считать силами трансформации, —- они тянут в разных на­правлениях, заставляя самость менять свой уровень. Пока Эрос побеждает Танатос на определенном этапе, его трансляции проте­кают более или менее исправно. Но когда Танатос пересиливает Эрос, то трансляции уже не удаются, и система самости начинает трансформацию, вертикальную смену уровня. И, если Агапе одоле­вает самозамыкание, то трансформация направлена вверх: проект


Инволюция


257


Атман продвигается все ближе и ближе к самому Атману, это эво­люция. Но если самозамыкание одерживает верх над Агапе, транс­формация идет вниз: проект Атман уходит все дальше и дальше от самого Атмана, это инволюция. Проект Атман вовлечен и в эволю­цию, и в инволюцию, поскольку обе они связаны с заменителями; однако их направления различны, ибо силы трансформации меня­ются местами.

Если теперь вернуться к душе в тонкой области -— на стадии Чоньид, — я полагаю, что многое из этого прояснится. На стадии Чоньид душа уже ушла из предельной-причинной области (Чикхай) в тонкую область божественных и архетипических озарений (Чоньид). Но душе отнюдь не просто покинуть предельную Откры­тость предыдущей стадии! Как мы говорили, чтобы вынести такую чрезвычайную утрату, как утрата Единства, ей необходимы неко­торые компенсации. А поскольку Единство было (иллюзорно) ут­рачено из-за того, что на Него наложилась субъект-объектная двойственность, то эти компенсации и заменители могут разыгры­ваться через посредство как субъективного, так и объективного фрагментов осознания (двух аспектов проекта Атман).

Возьмем сначала объективный аспект: поскольку душа уже больше не является Единым, у нее есть только видения или образы этого Единства, и эти «объективные видения» — все, что осталось от осознания, которое когда-то было самим Единым. Прямое, бес­форменное и непосредственное соединение с Единым душа заме­няет простыми видениями или формами Единого, и эти архетипи-ческие формы в действительности только усиливают отделение души от самого Единства. Они сохраняют пропасть между субъек­том и объектом. Однако отметьте: эти тонкие формы являются ча­стью замещающих удовлетворений души; она замыкается в них вместо того, чтобы укрыться в Действительном Едином и в соеди­нении с Ним. Вместо того чтобы быть Всем (в причинном состоя­нии Чикхай Бардо), душа питается формами Всего (в тонком Чонь­ид Бардо). А эти архетипические формы и видения, согласно «Бар­до Тхотрол», являются ни чем иным, как миролюбивыми божест­вами, иштадевами, тонкими озарениями и звуками, которые каска­дом проходят через осознание. Вместо того чтобы быть Богом, ин­дивид воспринимает визуально и слухом упрощенные формы Бога, называемые звуками нада, и иштадевами. Предельное Единое, как говорится в «Бардо Тхотрол», трансформируется (по мере нисхож-


258


Глава J7


дения) в тонкие божества, и эти танцующие видения, архетипиче-ские и««изначальные, теперь действуют как замещающие удовле­творение для самости-заменителя, как утешительный приз за Поте­рянный Рай. Все они являются замещающими объектами. Душа уже не Бог, а просто видение Бога.

Однако это не единственное замещающее удовлетворение, ибо существует еще и субъективная сторона проекта Атман. Поскольку душа уже больше не является недвойственной Дхармакайей Един­ства, то она трансформируется в свидетеля, в субъективную тен­денцию, или ограниченную форму осознания, которая уже не явля­ется Всем, а, будучи отрезанной от целого, просто наблюдает, как аспекты целого проявляются объективно. Взамен Самости-Атмана душа довольствуется отдельной самостью, которая, замыкаясь в самой себе, кажется отдельной от всей тонкой области. Но вспом­ним об условии существования самости-заменителя — она должна претендовать на исполнение желания сознания-Атмана, желания быть космоцентричным и «присматривать» за Вселенной или, по крайней мере, быть ее центром. И душа достигает этого посредст­вом фокусирования своего первичного сознания Единства на себе самой и помещения такой сфокусированной самости в самый центр сфокусированной Вселенной. Вместо того чтобы быть всей Все­ленной, душа просто кажется сама себе ее центром.

Вот это мы имеем в виду, когда говорим, что самость-заменитель представляет себя осуществляющей желание быть кос-моцентрической, быть Атманом, быть Первоисточником. Это са­мость, которая замещает иллюзорно утраченный Атман и в симво­лической форме притворяется сама перед собой, что она и есть ут­раченный Атман. Итак, поскольку 1) самость хочет вернуть созна-ние-Атман, но 2) поскольку она ужасается перед необходимыми для этого смертью и трансценденцией, то 3) она устраивает себе компенсацию и замену: берет интуитивное постижение сознания-Атмана, всегда возникающего в каждый момент, и обращает его на саму себя. Она ищет Атман на путях, препятствующих такому по­иску и навязывающих символические заменители. Помните цитату из Юбера Бенуа? Как может душа жить без Атмана? «Индивид приходит к этому, по сути, лишь благодаря игре своего воображе­ния, благодаря тому, что его ментальность обладает способностью воссоздавать субъективный мир, где движущим принципом на этот раз является он сам. Человек никогда не примирился бы с тем, что


Инволюция


259


не он является уникальной мотивирующей силой в реальной Все­ленной [то есть не является Атманом], если бы у него не было этой утешительной способности создавать Вселенную для себя, Вселен­ную, которую он творит в одиночестве».

И все же, добавляет Бенуа, «человек стремится обожествить себя во временной сфере только потому, что не ведает о собствен­ной реальной божественной сущности. Лишившийся памяти, он страдает от иллюзорного чувства покинутости Богом (в то время как в реальности он и есть сам Бог) и бестолково мечется по сфере времени в поисках подтверждений своей божественности, которых он там найти не может».

Итак, на место сознания-Атмана, которое всегда является под­линным и исконным достоянием человека, пусть даже иллюзорно им утраченным, он «суетливо» пытается подыскать заменители, который стали бы (убедительно) представлять его, как космоцен-трического, обожествленного, уникально бессмертного, единст­венного, не имеющего равных. Эти поиски основываются на ис­конной интуиции его Реальной Самости, которая на самом деле бесконечна и вечна, — но на интуиции извращенной тем, что она применяется к отдельной самости, абсолютно конечной и смерт­ной. С одной стороны, на место сознания единства индивид изби­рает в качестве самости-заменителя внутренний субъективный мир, а с другой создает мир «где-то там» в качестве замещающего объекта и помещает самость-заменитель в самой середине этого мира-заменителя (так, чтобы она выглядела космоцентрической). И внутренняя самость, и внешний мир являются символическими заменителями утраченного Единства, которое не было ни субъек­тивным, ни объективным, а просто Целым. Они представляют со­бой замещающие удовлетворения, которыми индивид утешается после утраты Единства и при помощи которых он теперь затевает драму своего отдельного само-ощущения, спектакль своих жела­ний и поиск заменителей Атмана, нацеленные на его индивидуаль­ность.

Теперь — если вернуться состояниям Бардо, — у души, нахо­дящейся уже в тонкой области (Чоньид), есть и самость-замени­тель, и мир-заменитель. Отдельная самость, воображая себя космо­центрической и неуязвимой, устраивается наблюдать за божест­венным пространством, где разворачиваются тонкие видения, зву­ки и архетипические блаженства, затопляющие теперь ее сознание.


260


Глава 17


Эти замещающие удовлетворения действительно доставляют удо­вольствие, но это длится недолго. Какой бы божественной и архе-типической ни была эта область, она все же является всего лишь заменителем, и у души постепенно начинает расти протест против ее умиротворяющих божеств.

Если бы душа могла в этой точке принять смерть и трансцен-денцию отдельной самости, она бы немедленно возвратилась к Единому в качестве этого Единого. В «Бардо Тхотрод» об этом сказано очень ясно. Но душа убегает от смерти и жертвования, и таким образом мирные божества начинают трансформироваться в гневных. «Поэтому, — говорится в «Бардо Тхотрол», —- после пре­кращения появления Мирных и Владеющих Знанием Божеств, пришедших тебя приветствовать, начинают появляться пятьдесят восемь изрыгающих пламя и пьющих кровь гневных божеств, ко­торые есть в сущности те же самые Мирные Божества в своем из­мененном аспекте» [ПО],

Поскольку душа теперь действует в тонкой области с тонким Эросом и тонким инцестом, она уязвима для тонкой кастрации. Тапатос, Шива и Царь-Смерть, — вот кто теперь буквально врыва­ется на сцену с кровожадной яростью. А такого самость никак не ожидала! Она полагала, что ей досталась вся сладость и весь свет, когда, отвергнув Единое, она выбрала взамен менее интенсивную область тонких божеств. Но ведь всюду, где есть «другое», есть и страх; теперь здесь есть «другое», потому что здесь есть граница. Божественное «другое» — это просто божественный ужас. И в до­казательство этого через тонкую область проходят пятьдесят во­семь кровожадных ужасных божеств.

Из-за своего тонкого инцеста, душа открыта для тонкой каст­рации. Но в ходе эволюции самость прогрессирует вверх, проходя через ужас кастрации и тревогу разделения, принимая смерть част­ного уровня и тем самым трансцендируя этот уровень с помощью Агапе — любви. Не так обстоит дело в процессе инволюции. Са­мость не принимает смерть, своей наличной структуры — по сути деля, она просто уходит от ужаса. Как говорится в «Бардо Тхот­рол», самость «падает в обморок» или «лишается чувств» от ужаса. В более современных терминах, она вытесняет всю тонкую об­ласть, мирную и гневную, и делает ее полностью бессознательной. Душа «падает в обморок» — впадает в беспамятство — теряет соз­нание, и потом «приходит в себя» уже в следующем низшем бардо,


Инволюция


261


даже хотя она сама затеяла всю эту драму и определяла весь ход событий.

Таким образом, успокоительная миссия проекта Атман на тон­ком уровне терпит полных крах: в конце концов, у самости-заменителя тонкой области нет иммунитета против смерти и гнев­ной, изрыгающей пламя и кровожадной судьбы всех отдельных самостей и замещающих субъектов. Самость-заменитель не обеща­ет бессмертия и нескончаемого совершенства; ведь она, в сущно­сти, не является первичным и автономным двигателем самости и «другого»; она не космоцентрична, не героична, не богоподобна. И потому, когда надвигаются угрозы реальной Смерти и Танатоса, тонкая самость съеживается и в ужасе «теряет сознание», чтобы очнуться уже в следующем бардо. Трансляция терпит неудачу, и следует трансформация. А раз самозамыкание перевешивает Ага-пе — любовь, то эта трансформация направлена вниз. Инволюция продолжается.

Стадия третья: Сидпа Бардо

Итак, усилия индивида найти заменитель Атмана забросили его на стадию Сидпа Бардо, в область грубого-рефлексирующего ума, где этот ум начинает обращаться к грубому физическому миру в поисках заменителей. В этой области душа переживает интенсив­ную битву инцеста/кастрации, представленную в «Бардо Тхотрол» ужасающим приговором от Господина Жизни (Эроса) и Господина Смерти (Танатоса). А какова форма инцеста на данном уровне? По словам «Бардо Тхотрол»: «О, благороднорожденный, в это время тебе предстанут видения совокупляющихся существ мужского и женского пола. Если [все идет к тому, что] тебе придется родиться мужчиной, то тебя охватит чувство принадлежности к мужскому полу, и ты будешь испытывать интенсивную ненависть к отцу, ревность и притяжение к матери [для женщин наоборот]» [ПО].

И вот мы здесь, перед входом в самую низкую из всех облас­тей —- плеромную и уроборическую — с телесно-сексуальными инцестом и кастрацией, с Эдипом и Электрой, с принципом удо­вольствия, с Фрейдом и всем остальным. Самость-заменитель те­перь является грубоЙ-рефлексирующей, тяготеющей к телесно-ограниченным формам, тифонической и уроборической, а ее заме­щающие удовлетворения сводятся к простому гедонистическому


262


Глава 17


удовольствию и сексуальному облегчению. Согласно «Бардо Тхот-рол», если в этом видении единения мужчины и женщины душа пытается разделить их, то она придет к новому рождению с этой парой в качестве родителей. Ее простой проект Атман сводится к попытке быть космоцентричной, разделяя родителей друг от друга, героически похищая женщину у мужчины — что она и делает бук­вально — а затем, в страхе перед надвигающимся кризисом, в оче­редной раз впадает в беспамятство, вытесняет всю область Сидпа, и, появляясь из материнской утробы, пробуждается уже в грубой области, слитая с плеромой и забывшая обо всем, что с ней про­изошло.

Амнезия и промежуточное состояние

Но взгляните, через что только не пришлось пройти душе для того, чтобы родиться! Из предельного Единства, ясного света вез­десущей Дхармакайи, через тонкое состояние Самбхогакая, боже­ственное и озаряющее блаженство, через грубо-рефлективную мен­тальную область стадии Сидпа, и, наконец, — в грубое тело и пле-ромное возрождение. Через все это. И индивид был всем этим. В опыте Бардо он начал свой путь как Бог, а закончил как тифон. Он не может вспомнить ни единой вещи из того, что происходило в промежутке...

Вот что происходит: мы видели, что на каждой стадии инво­люции душа конструирует самость-заменитель и мир-заменитель. Причинное (если рассматривать его отдельно), тонкое, ментальное и телесное создавались в качестве замещающих образований, что­бы самость представала бессмертной, богоподобной, вечно сущей и космоцентрической. Но на каждой стадии эти заменители, в кон­це концов, терпели неудачу, и самость, — в ужасе от угрозы своего собственного исчезновения, — не принимала смерть своих замени­телей, а просто замыкалась в себе и отступала в испуге. «Переход от одного бардо к другому, — пишет Эванс-Вентц, — аналогичен процессу рождения; индивид приходит в себя из одного обморока или транса, потом из другого, пока не заканчивается третье [и по­следнее] Бардо...» [ПО]. Поэтому индивид «представляется дви­жущимся вспять [то, что мы называем инволюцией или трансфор­мацией вниз], шаг за шагом, во все более и более низкие состояния сознания» [ПО]. Поиски Целостности такими способами, кото-



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.