Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





ТАБЛИЦА 3 21 страница




Инволюция


263


рые ей препятствуют, побуждают индивида создавать для себя все более жесткие, узкие и ограниченные формы самотождест­венности. Индивид, ищущий Атмана такими способами, которые его заведомо предотвращают, вынужден создавать заменители, ко­торые содержат все меньше сознания и все меньше. Так создается спектр сознания.

Но поскольку каждую из этих «ступеней нисхождения» сопро­вождает обморок беспамятства, то вся их последовательность ста­новится бессознательной — не разрушается, не устраняется, не уп­раздняется, а именно делается бессознательной. Это означает, что все высшие уровни присутствуют, но просто забыты (или, если хо­тите, в случае инволюции было бы уместно говорить о вытеснении высших уровней или об их насильственном экранировании от осознавания).

И легко понять, что результатом всей такой последовательно­сти забывания является фоновое бессознательное. Все высшие со­стояния бытия пребывают свернутыми и заключенными в фоновом бессознательном новорожденного. Они пребывают там в результа­те инволюции и существуют как некий недифференцированный потенциал. Развитие или эволюция является развертыванием свер­нутых структур, начиная от самой низкой и вплоть до высочайшей: от тела к уму, а затем к тонкой и причинной структурам.

Мы уже поняли, что в эволюции каждая из этих структур воз­никает в качестве замещающего удовлетворения и отбрасывается, как только перестает удовлетворять. И теперь мы можем видеть, что все они появляются в эволюции в качестве заменителей пото­му, что каждая из создавалась в качестве заменителя в процессе инволюции. Самость может снова восходить по этой инволюцион­ной цепи заменителей, только если испробует их все, найдет каж­дую из них неудовлетворительной, примет ее смерть и тем самым трансцендирует ее — то есть будет делать все то, от чего она отка­зывалась в процессе инволюции. Но самость заново развернет цепь бытия только до той точки, в которой она примет замещающие удовлетворения (телесные, ментальные, тонкие, или причинные заменители) в качестве удовлетворительных. На этом частном уровне возникает инцест самости, она принимает его суррогаты за реальные вещи, ее Эрос одерживает верх над Танатосом, она не станет подвергаться тревоге разделения из-за трансценденции это­го уровня и умирании для него, и следовательно, эволюция полно-


264


Глава 17


стью останавливается (в этой жизни). Самость в этой своей жизни приблизилась, насколько смогла, к Первоисточнику (при этом все еще воображая, что она и есть Источник). В состоянии Бардо, по­сле своей физической смерти, она будет потом инволюционировать до той стадии, до которой она эволюционировала. Высоко эволю­ционировавшее существо полностью избежит инволюции вообще: на первой же стадии Ясного Света эта душа останется Единством, останется Ясным Светом, — она не скорчится перед лицом Бога, не отшатнется от объятий вечности; и, отказавшись создавать какие бы то ни было замещающие субъекты и объекты, никогда не ро­дится снова в качестве отдельной самости (хотя может избрать для себя новое рождение в качестве тулку, аватара или бодхисаттвы, — ведь окончательное просветление ждет только тех, кто дает обет не «уходить», пока не освободятся все).

Но вернемся к новорожденному: поскольку все глубокие структуры различных уровней — грубого, ментального, тонкого и причинного — уже существуют как потенциальные возможности в фоновом бессознательном, их нужно не создавать, а только вспом­нить. Они были свернуты при «обмороке» души и забывании, и теперь разворачиваются в процессе осознавания и вспоминания. По мере того как вспоминаются (через посредство Агапе) сами глу­бинные структуры, происходит их заполнение соответствующими поверхностными структурами за счет событий, происходящих в этой области сознания и в этой жизни. Как мы говорили, глубин­ные структуры вспоминаются, а поверхностные выучиваются (ес­тественно, с немногими исключениями — специфические воспо­минания прошлого воплощения представляют один из примеров вспоминаемых поверхностных структур).

Это развертывание или последовательное проявление все бо­лее высоких форм в глазах психолога выглядит как возникновение высшего «из» низшего — многие так и пытаются его определить: «эго» якобы происходит из Ид, ум — из условных телесных реф­лексов, душа — из инстинктов, человек — от амебы. На самом же деле, высшее приходит вслед за низшим и выделяет себя из него, но не происходит из низшего. Сейчас всем известно, что на каждой стадии развития или эволюции возникают элементы, которые не­возможно объяснить исключительно в терминах предшествовав­ших стадий. Пиаже очень четко высказался на этот счет [297], ту же позицию занимает Полани [298]. Невозможно логически, онто-


Инволюция


265


логически или метафизически вывести высшее из низшего. Выс­шие формы могут возникать потому, и только потому, что они бы­ли поначалу свернуты как потенциальные возможности в низших формах, и в ходе эволюции просто выкристаллизовываются и диф­ференцируются из них. Именно это имел в виду Ауробиндо, когда говорил: «Поскольку Сознание [предельный Брахман-Атман] от­ветственно за сотворение мира, оно должно быть не просто состоя­нием знания, но силой знания, и не только волей к свету и виде­нию, но и волей к власти и труду. И поскольку ум тоже сотворен из него [Атмана], то ум должен быть развитием за счет ограничения этой первичной способности и этого... высшего сознания [это «раз­витие за счет ограничения» как раз и есть инволюция]» [306]. То­гда эволюция — это вспоминание пути инволюции и обнаружение заново высших форм, которые были облечены в низшие во время бегства самости от Бога.

Таким образом, эволюция, где бы она не проявлялась, стано­вится серией трансценденций и восхождений — возникновений целостностей все более высокого порядка. Ведь вспоминание в действительности означает восстановление чего-то, ранее бывше­го целым, повторное приобщение к единству,69 и именно поэтому эволюция состоит из серии все более высоких целостностей, пока не будет достигнута единственная предельная Целостность. Эво­люция холистична потому, что она является вспоминанием при­роды Бога.

Вот, в заключение, еще одно значение «бардо» или состояния «между», и если идея «реинкарнации» или «возрождения» кажется вам неприемлемой, быть может это значение вам будет легче при­нять (хотя на самом деле это, в сущности, одно и то же): смысл не только в том, что вся инволюционная серия действительно имела место до рождения человека, но и в том, что он заново разыгрывает всю последовательность состояний инволюции в каждый текущий момент. В каждый момент человек является Буддой, Атмапом, ДхармакайеЙ, — но точно также в каждый момент он оказывается и «мистером Икс», отдельной самостью, изолированным телом, явно ограничиваемым в своих проявлениях другими изолирован-

69 Здесь автор использует игру слов. Английское слово «remember» — вспоминать, — созвучно слову «re-membcr», что буквально означает «снова становиться членом чего-то», «приобщаться». — Прим. перев.


266


Глава 17


ными телами. В начале этого и любого другого момента каждый индивид есть Бог в форме Ясного Света; но к концу того же мо­мента ■— через мгновение ока, — он уже оборачивается изолиро­ванным «эго». И то, что происходит «между» началом и концом этого момента тождественно тому, что происходило «между» смертью и новым рождением, как это описано в «Бардо Тхотрол».

Этот ежемоментный феномен мы называем «микрогенией» -— микро-генетической инволюцией спектра сознания [412]. В каж­дый момент своей жизни индивид проходит через полную после­довательность Бардо — от предельного к причинному, потом к тонкому и к грубому, — и он вспоминает ровно столько, насколько он эволюционировал. Если индивид эволюционно развился до тон­кой области, он будет помнить грубый, ментальный и тонкий ас­пекты сознания, но не будет помнить причинный и предельный аспекты опыта данного момента: они остаются во всплывающем бессознательном, дожидаясь возникновения через вспоминание. Тогда эволюция — это просто прекращение микро-инволюции на все более высоких стадиях: чем больше человек эволюционирует, тем меньше он инволюционирует.

Обязанность души в этой жизни — вспоминать. Буддистские термины смрити и сатти-патхана, индуистский смара, суфий­ский зикр, платоновское припоминание-собирание, христианский сшамнесис, — все эти термины означают «вспоминание». «Именно сбой во вспоминании, -— говорит Кумарасвами, — увлекает с вы­сот вниз душу, которая шествовала вместе с Богом и имела какое-то видение истин, но не была способна их удержать» [84]. В этом, конечно, и точный смысл послания, которое содержится в «Бардо Тхотрол». Не удивительно, что Нейман пришел к выводу, что «главная задача человека в мире — вспомнить своим сознательным умом, каким было знание до пришествия сознания» [279]. Сход­ным образом, «Цаддик обнаруживает потерянное с рождения, и возвращает человеку» [279].

Итак, душа, окончательно вспомнившая и видящая все это, хотя бы смутно, может лишь остановиться в удивлении: как можно было все это забыть? Как можно было отречься от того Состояния, которое есть единственная Реальность? Как могла моя душа на­столько погрузиться в это, что ее окружает одно лишь несчастье? Но видеть это сейчас, вспоминать только Бога во всем, что прохо­дит и отмечать благодать этой единственной Самости, вне которой


Инволюция


267


нет ничего — как можно было пропустить этот знак? Как можно было пропустить этот знак...

И в этом окончательном вспоминании, от воздействия единст­венного Бога в абсолютной Тайне и радикальной Непознаваемости раз и навсегда прекращается проект Атман. Нет больше проекта Атман, ибо есть только единственный Атман, радикальный, сияю­щий, всепроникающий, совершенно экстатичный в своем освобож­дении, совершенно обычный в своем действии, совершенно оче­видный по своей природе. Но Атман — это Невидимое. Атман — это Непознаваемое. Атман — это Непроизносимое. Предсущий всему, что возникает, Он не является чем-то иным, чем все возни­кающее, и потому его, в конце концов можно увидеть. Вот что го­ворит Доген Дзендзи:70

Это медленно плывущее облако ничтожно! Какие э/се мы все лунатики! В пробуждении одна великая истина: Черный дождь стучит по крыше храма.

На протяжении всех эонов мы стремились к этому. На протя­жении эонов мы хотели этого. Но на протяжении эонов было толь­ко это: черный дождь стучит по крыше храма...

А поскольку всегда есть только Атман, то никакого проекта Атман в сущности никогда и не было.

' Доген — известный Учитель Дзен. — Прим. ред.


ПРИЛОЖЕНИЕ


Справочные таблицы

Для обзора разнообразных стадий восхождения сознания я со­ставил несколько справочных таблиц, которые приведены ниже. Следует, впрочем, предварить их небольшими оговорками. Поме­щая рядом такие категории, как познавательное развитие, мораль­ное развитие и развитие «эго», я вовсе не намеревался приравни­вать их одну к другой. Однако, в целях общей сопоставимости, я решил не пытаться разделять все разнообразные линии психологи­ческого развития. Как уже говорилось в начале книги, эта задача во многих отношениях превосходит возможности нынешнего состоя­ния знания. Например, вполне очевидно, что интеллектуальное развитие происходит независимо от психосексуального развития. В частности, Левинджер полагает, что развитие «эго» не зависит от психосексуального развития [243]. Кольберг показал, что интел­лектуальное развитие является необходимым, не достаточным для морального развития [329]. Так же обстоит дело и в отношении других разнообразных линий развития, идущих параллельно, неза­висимо и (или) в определенной корреляции со всеми другими ли­ниями. Естественно, у меня есть свои собственные соображения на этот счет, но они представляют тему отдельной работу, с которой я решил пока повременить и дождаться новых результатов исследо­ваний и новых публикаций по психологии развития.

Здесь же я постарался просто представить все разнообразные стадии в различных схемах развития, предложенных наиболее ува-


 


Приложение


269


жаемыми исследователями, так, чтобы можно было легко видеть общую тенденцию — то есть, восхождение сознания. Это поможет нам не только понять восхождение сознания в целом, но и напра­вить дальнейшие исследования на высшие стадии эволюции и са-мо-развития. Должен упомянуть, что в составлении таблиц корре­ляции западных исследований мне существенно помогли работы Левинджер [243], Ариети [7], Ди Лео [97], Джоунза [204] и Роберт-са [321].

В качестве типичного примера данных, представленных в таб­лицах, возьмем иерархию потребностей по Маслоу [321], которая, по мнению нескольких исследователей, может также служить схе­мой развития [243]. Она строится следующим образом: сначала младенец должен удовлетворять свои простые физиологические потребности, такие, как голод, — это наш алиментарный уробо-рос. После того, как телесное «эго» младенца возникает из состоя­ния слияния с окружением, он сталкивается с потребностями безопасности, с необходимостью обезопасить себя, как стабильное существо перед лицом Великого Другого. Когда система самости постепенно эволюционирует до состояния вербально-членского познания и осознания, она сталкивается с потребностью в принад­лежности (и любви), то есть с потребностью быть членом какой-либо группы, большей, чем собственная телесная самость. По мере того как самость рано или поздно созревает до стадий среднего и позднего «эго», когда отчетливо возникает само «эго», наступает черед потребностей в самоуважении (к такому выводу пришел и Карл Роджерс) [187]. Когда индивид эволюционирует до состояния зрелого Кентавра, появляется тенденция к возникновению потреб­ностей в само-актуализации (как мы видели в главе 7). И, наконец, «за пределами само-актуализации» находится потребность в транс-ценденции — в трансперсональные области, тонкую и причинную. Все это суммировано в Таблице 4 в виде простого перечисления стадий по Маслоу рядом с соответствующими им стадиями нашей собственной схемы.


 

 

ТАБЛИЦА 1

Примерные формы самоощущения Каббала [338] Ауробиндо [11,12] Гроф [166] (при­мерная корреляция) Грин и Грин■ [163]
Плеромная Уроборическая Осевое тело Малхут

Су б сознательная физическая

витальная эмоциональная

Соматическая I. Физическая
Праническое тело Образное тело Иесод Эстетическая 2. Эмоциональная
Членское познание Ранняя эгоическая/ личностная Средняя эгоическая/ личностная Поздняя эгоическая/ личностная Ход Нецах

Воля Рассудочный ум Физическое «эго»

Ум-идея

Психодинамическая Фрейдовская

Системы

конденсированного опыта

3. Ментальная

Зрелое «эго»  

 


 

Биосоциальная Кентавр Тифарет Высшее менталь­ное тело Экзистенциальная/ смерть-возрождение 4. Интуитивная
Низшая тонкая Гебура Озаренный ум Психические/ астральные события  
Высшая тонкая Хэсед Интуитивный ум Архетипы/ божества/озарения Уровень 5
Низшая причинная Высшая причинная Бина Хокма Сверх-ум Супер-ум Универсальный Разум Супракосмическая Пустота Уровень 6
Предельная Кэтер Брахман/ Параматман Предельная Уровень 7

 

ТАБЛИЦА 2

Примерные формы самоощущения Левинджер [243] (уровни «эго») Буддийские виджняны (уровни сознания) [362] Эриксон^УОЗ/
Плеромная Досоциальное    
Ур обор иче екая Симбиотическое Пять виджнян (пять чувств) Доверие против Недоверия
Осевое тело Праническое тело Образное тело Импульсивное    
Членство Самозащищающееся

 

Автономия против стыда и сомнения
Ранняя эгоиче-с кая/л и ч ностн ая Конформистское Инициатива против вины

 

 

 

 

 

 

 

 

Средняя эгоиче- ская/личностная Совестливое-конформистское Мановиджняна Усердие против неполноценности
Поздняя эгоиче-ская/личностная   (грубый ум) Тождественность против смешения ролей
Зрелое «эго»     Близость против изоляции
Биосоциальные полосы  

 

Творчество против застоя

Кентавр/

экзистенциальная

Интегрированное

Интегрированность против отчаяния

Манас (тонкий ум)

Низшая тонкая Высшая тонкая

 

 
Низшая причинная Высшая причинная Нечистая алайявидж-нана (коллективная  
Предельная Читтаматра  

ТАБЛИЦА 3

Примерные формы самоощущения Кольберг [229] (моральное развитие) Психосинтез [10] Пиаже (стадии ; когнитивного развития) [297]
Плеромная Уроборическая

1. Наказание

и послушание

Низшее коллективное бессознательное

Сенсорно-двигательная

Осевое тело Праническое тело

Низшее бессознательное

Образное тело

2. Инструментальный гедонизм

3. Конформизм «хорошего мальчика -милой девочки»

Членское познание

 

до-концептуальная, до-операциональная
Ранняя эгоическая/ личностная Интуитивная до-операциональная

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Средняя эгоическая/ личностная 4. Закон и порядок

Сознательная самость

(со средним бессознательным)

Конкретных операций
Поздняя эгоическая/ личностная 5. Социальное соглашение

Формальных операций

Зрелое «эго» Биосоциальные полосы Кентавр 6. Универсализм
Низшая тонкая Высшая тонкая

 

Высшее

бессознательное

Высшее коллективное бессознательное

 

Низшая причинная
Высшая причинная Трансперсональная Самость
Предельная  



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.