Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





ТАБЛИЦА 3 19 страница



И последний, чрезвычайно важный момент: индивид может «возвращаться», или нет, к нормальной эгоической реальности после шизофренического эпизода. Если он не делает этого, он, скорее всего, просто остается потерянным, покинутым, застряв­шем в путанице до-вербальных или даже до-личностных фраг­ментов. Как раз таковы большинство случаев «хронической» ши­зофрении. Она почти целиком до-вербальна, с малой долей транс­вербальных элементов или вообще без них. Однако при классиче­ском «шизофреническом срыве» наблюдается своеобразная смесь «до-» и «транс-», о которой Лэйнг писал: «Когда человек становит­ся безумным, происходит глубокое видоизменение его позиции по отношению ко всем сферам бытия. Центр переживания смещается от «эго» к Самости. Обычное время становится чем-то совершенно несерьезным, и только Вечное имеет смысл. Тем не менее, безумец


238


Глава 17


пребывает в смятении. Он путает <ого» с самостью, внешнее с внутренним, естественное со сверхъестественным... Изгнанник со сцены существования, какой мы ее знаем, он становится чужаком, странником, посылающим нам сигналы из пустоты, в которой он тонет» [114].

Если же индивид все же «возвращается», и при том вполне окончательно, то обычно он оказывается намного лучше приспо­собленным — он чувствует себя увереннее, больше открыт миру и меньше пользуется защитными механизмами. Но ни в каком слу­чае, —- остается ли он шизофреником, или возвращается исцелен­ным, ~ не бывает ничего, напоминающего «просветление» или «мокшу».64 «В сообщениях о выздоровевших шизофрениках нет ничего, что свидетельствовало бы о том, что освободившись от па­тологических паттернов своей жизни до болезни, они продолжают исследовать те внутренние переживания, которые прежде их пере­полняли. В отличие от мистиков, чей внутренний опыт сознательно направляется в течение какого-то периода времени и развивается в культурном контексте, переживание глубочайших чувств у шизоф­реника случается внезапно и в отрыве от его социального функ­ционирования [оно не транс-, а пред-биосоциальное]. Бегство в психоз, будучи успешно завершено, восстанавливает его способ­ность функционировать в качестве полезного члена общества, но вовсе не обязательно подготавливает его к занимающему всю жизнь процессу интеграции внутреннего [трансперсонального] опыта и социального функционирования» [386].

«Успешный» шизофренический эпизод (когда индивид воз­вращается «исцелившимся») представляется мне точным примером истинной регрессии на пользу «эго». Это, как сейчас предполагают многие исследователи, творческий тип психического переустрой­ства и роста, некий вид опыта смерти и нового рождения [49], [217], [239], [347]. Излечившиеся шизофреники склонны говорить о своих «прежних Я», как о полностью неадекватных, плохо при­способленных, фрагментированных или даже неспособных к обыч­ной жизни. Одна женщина так рассказывала о своем «расстрой­стве»: «Что-то со мной случилось, не знаю что. Все, что было моим прежним «Я», рухнуло и рассыпалось, вместо него возникло какое-

Мокша (санскр.) — освобождение как цель духовного пути.

Прим. ред.


Шизофрения и мистицизм


239


то новое существо, о котором я ничего не знаю». Но та прежняя самость, которая «рассыпалась», была, оказывается, «жалким соз­данием, которое не могло ни справиться со своей жизнью, ни сбе­жать от нее, ни приспособиться к ней. Поэтому эта прежняя са­мость стала безумной и умерла в муках...» [386].

После пяти дней интенсивного страдания, безумия и букваль­ного умирания ее старой самости эта женщина возникла заново с тем, что она назвала «новым «Я», в относительно умиротворен­ном состоянии по отношению к миру и своему бытию. Не транс­цендентная и просветленная самость, а просто хорошо отрегу­лированная самость. «Здоровое "эго"», как сказал бы психоана­литик.

Сам я считаю, что одна из вещей, которые действительно про­исходят в эпизодах такого типа — (я, опять таки, не хочу исклю­чать биохимические факторы, а, с другой стороны, не хочу отри­цать, что многие феномены, получающие неправильный диагноз шизофрении, являются зачатками подъема кундалини в тонкие об­ласти — такова интерпретация Саннеллы и Бентова) — это то, что индивид регрессирует к той глубинной психологической структу­ре, которая была повреждена при ее построении в младенчестве или раннем детстве. Главной среди них является, на мой взгляд, стадия телесной самости, то есть та стадия, когда самость впер­вые отделяется от не-себя, и когда сознание, предположительно, должно прочно закрепиться в теле, которое с этого момента будет служить надежной базой действий самости в грубой области. Р.Д. Лэйнг полагает, что неудача при закреплении сознания в теле в ходе дальнейшего развития приводит к преувеличенному расще­плению или диссоциации тела от ума и к построению системы «фальшивой самости» [238], [239]. Я не просто согласен с его об­щими положениями, но, как мне думается, в своем описании по­следовательностей развития подкрепляю это согласие. В частности, можно отметить следующее.

На мой взгляд, двумя «опасными» моментами в этиологии ши­зофрении являются возникновение стадий телесной самости и мен­тального «эго». Нарушение стадии телесной самости может пре­пятствует полному закреплению сознания в теле, так что базой для последующего построения личности становится слабое образное тело, что приводит к системе «фальшивой самости». По существу, это происходит, как я полагаю, с возникновением ментально-


Глава 17

эгоической стадии: поскольку личность не обоснована прочно в сильном теле-образе, то как только «эго» начинает дифференциро­ваться от тела, оно заранее обречено на его «неправильное» вос­приятие в качестве части «другого». Поэтому далее оно непремен­но станет жертвой более насильственной, чем обычно, формы дис­социации ума и тела (в течение стадий комплекса кастрации), ос­тавляя индивида с «фальшивой самостью», разобщенной телом. Таким образом, согласно Лэйнгу, шизофреник склонен переживать свой «ум» как «самого себя», тогда как тело воспринимается им как «другое» [238].

Мне хотелось бы, однако, немного добавить к соображениям Лэйнга: как только при диссоциации от тела создается фальшивая самость, тем самым подготавливается сцена для того, что обычно оказывается самым драматичным аспектом шизофрении. Мы ви­дели, что, вообще говоря, в любой момент после возникновения «эго» может появиться тонкая область сознания. Поэтому инди­вид с подросткового возраста потенциально открыт для естест­венного возникновения тонкого сознания. Суть в том, что когда, и если, оно возникает у шизофреника, оно воспринимается только системой фальшивой самости. Оно встречается при этом не с сильным «эго» или с Кентавром, а со слабо укорененной фальши­вой самостью. И результатом этого, как я думаю, бывает класси­ческий «шизофренический срыв с религиозным прозрением». Тон­кие энергии наводняют затопляют фальшивую самость, вынуждая ее регрессировать к низшим структурам с одновременным затоп­лением содержанием высших областей. Обратите внимание, что по статистике шизофренические срывы чаще всего происходят в возрасте от пятнадцати до двадцати лет [200] — как раз тогда, когда может начать возникать тонкий уровень сознания. Я пред­полагаю, что здесь имеет место прорыв тонкого уровня и распад самости.

Вернемся к нашей истории: в ходе серьезного срыва индивид регрессирует к той глубинной структуре (телесной самости или какой-то другой), которая при своем построении в младенчестве или раннем детстве была «травмирована». Он регрессирует бук­вально к этой точке развития [б], [7] и потому как бы перестраива­ет личность, основывая ее на этой точке. Можно сказать, что после повторного соприкосновения с этим нарушением глубинного ком­плекса или структуры, после его «повторного проживания», все


Шизофрения и мистицизм


241


вышележащие слои сознания самопроизвольно перетасовываются или перестраиваются вокруг улучшенной, трансформированной глубинной структуры. Это подлинное переживание роста, настоя­щая регрессия в интересах «эго». Как удачно выразился Энтони Бойзен, «по этой причине мы можем прийти к заключению, что подобные [шизофренические] расстройства не обязательно злока­чественны, а, подобно лихорадке или воспалению в физическом организме, являются попытками регрессии на более низкие уровни ментальной жизни для усвоения определенного количества жиз­ненного опыта, до того не усвоенного» [49].

Суммируя все сказанное, шизофренический срыв (но не хро­ническую шизофрению) лучше всего понимать как подлинную рег­рессию в интересах «эго» с последующей прогрессивной эволюци­ей к более здоровому «эго». Он также может принести индивиду, его новому «эго», глубокие прозрения. Однако в большинстве слу­чае этот сдвиг нежелателен и происходит против воли индивида, лишая его доступа к логическим, синтаксическим, членским и эгоическим структурам. И чем бы ни заканчивался шизофрениче­ский эпизод, индивид не выйдет из него ни просветленным, ни с подлинным сознанием единства.

На подлинно мистическом пути прогрессивной эволюции не наблюдается ничего из вышесказанного, за исключением того при­знанного факта, что мистик исследует и осваивает некоторые из тех же самых высших областей, которые подавляют шизофреника. Мистик стремится к прогрессивной эволюции, он готовит себя к ней. Подготовка к достижению — если повезет —- постоянных, зрелых и трансцендентных структур единства отнимает почти всю жизнь. В то же время мистик сохраняет потенциальный доступ к «эго», к логике, к вербальному и культурному членству, синтакси­су и так далее. Он следует по тщательно расписанному пути под внимательным руководством. Он соприкасается не с прошлым и с инфантильными переживаниями, а с наличными и предсущест-вующими глубинами реальности.

Завершить эту главу хочу указанием на клинические достиже­ния Купера, Лэйнга и Эстерсона, поскольку мне представляется, что и в своих сочинениях, и в реальной клинической практике они проделали не имеющую себе равных работу, значительно продви­нувшую наше феноменологическое понимание как самой шизоф­рении, так и ее отношения к нормальности и душевному здоровью


242


Глава 1 7


(что не одно и то же). Я буду рад привести здесь диаграмму, кото­рую Купер использовал для подведения итогов всего этого направ­ления работы (см. рис. 4) [87].

НОРМАЛЬНОСТЬ: ЗАДЕРЖКА


РОЛЕВОЕ ОБУЧЕНИЕ


БЕЗУМИЕ


РОЖДЕНИЕ


ДУШЕВНОЕ ЗДОРОВЬЕ


Рис. 4. Цикл жизни по Куперу: душевное здоровье, задержка и безумие

Читатель, безусловно, заметит сходство между этой диаграм­мой и базовой моделью, которую мы рассматриваем в этой книге (ср. рис. 4 и рис. 3). Точка А, которой Купер дал название «рож­дение», аналогична нашему осевому уровню, стадией телесной са­мости. Его «нормальность» соответствует «эго»-Персоне. Сдвиг Б — это наша внутренняя дуга, а «психотический срыв» — это регрессия. Все точки, которые на диаграмме Купера лежат ниже «линии рождения», являются (у нас) либо «до-» (слева), либо над-личностными (справа). Сам Купер так разъясняет свою диа­грамму:

С момента рождения большинство людей развиваются за счет социального обучения в семейных и школьных ситуациях вплоть до того момента, когда они достигают социальной нормальности. У большинства людей в этом состоянии нор­мальности наступает задержка в развитии. У некоторых в


Шизофрения и мистицизм


243


ходе развития происходит срыв, и они регрессируют к тому, что на диаграмме названо безумием. Другим же, очень немно­гим, удается проскользнуть через состояние инертности или задержки [эго /Персона], представляемое отчужденной ста­тистической нормальностью, и они в какой-то мере прогрес­сируют [эволюционируют] по пути (В) к душевному здоровью [по нашей терминологии, к трансперсоиалыюму], сохраняя осознание критериев социальной нормальности [то есть со­храняя доступ ко всем низшим уровням, как мы не раз указы­вали], так что эти критерии, скорее всего, не потеряют для них своей законной силы (это всегда как повезет). Следует заметить, что нормальность «отдалена» на противополож­ный полюс не только от безумия, но и от душевного здоровья [именно это мы старались всячески подчеркнуть]. Душевное здоровье близко к безумию, но между ними всегда остается очень значительная дистанция или различие. Это точка Оме­га (Z) [87].

В отношении «душевного здоровья», как оно представлено на диаграмме, сотрудник Купера Р.Д. Лэйнг выразился так: «Настоя­щее душевное здоровье так или иначе влечет за собой исчезнове­ние нормального «эго», этой фальшивой самости, успешно приспо­собленной к нашей отчужденной социальной реальности: возник­новение «внутренних» архетипических посредников божественной силы и, через смерть «эго», его новое рождение с установлением нового вида функционирования, когда «эго» становится слугой Божества, а не его предателем» [114].

В завершение обратите внимание на точку Омега: каково бы ни было окончательное мнение о ее природе, одно уже сейчас аб­солютно ясно, окончательно и неопровержимо: она существует. И уже одно это свидетельствует в пользу того, что когда-нибудь — я верю — станет простой и общеизвестной истиной: для Возвра­щения к Божеству не нужно регрессировать в младенчество. Мис­тицизм — это не регрессия ради интересов «эго», а эволюция ради его трансценденции.



ИНВОЛЮЦИЯ


Согласно учениям индуизма, отношение Брахмана к прояв­ленной Вселенной состоит из двух главных «движений»: эволю­ции и инволюции [13]. Мы уже рассмотрели эволюцию — движе­ние мира к Брахману-Атману. Инволюция — это в какой-то сте­пени ее противоположность — движение, в котором Брахман проявляет себя вовне, создавая миры; это процесс кенозиса или само-опустошения, являющийся в то же время процессом чистого действия и чистого творчества. Если эволюция идет от низшего к высшему, то инволюция есть обратное движение, как бы «обер­тывающее» или «одевающее» высшие уровни бытия низшими; это движение «вниз» по великой Цепи Бытия. И именно оно будет предметом нашего краткого рассмотрения в данной главе (см. рис. 5 и 6).

Я должен предупредить читателя, что мы здесь как бы дви­жемся вспять — по крайней мере, по сравнению с историей эво­люции, которая до сих пор занимала наше внимание. До сих пор мы говорили о последовательном порождении все более высоких структур сознания в движении вперед по пути восхождения. Те­перь же нам предстанет обратная сторона истории, мы будем об­суждать предшествующее нисхождение, свертывание и инволю­цию высших форм бытия в низшие. Чтобы понять этот процесс, читателю придется, так сказать, научиться ходить задом наперед.

Ибо, согласно «вечной философии», для того чтобы эволю­ция, то есть развертывание высших структур, вообще происходила, эти высшие структуры должны в некотором смысле присутство-


Инволюция


245


вать с самого начала; они должны быть свернутыми, в качестве потенциальной возможности, в низших формах. Если этого нет, то эволюция будет ни чем иным, как творением ex nihilo, из ничего. А как давно уже знают теологи, из ничего и выйдет ничего — ех nihilo nihil fit. И история инволюции — это просто история того, как высшие формы оказываются потерянными в низших, как они становятся свернутыми и заключенными в низших состояниях. Ин­волюция, или нисхождение высшего к низшему, является предва­рительным условием эволюции — развертывания высших состоя­ний из низших.


ТОНКОЕ


эволюция

—■------------------------------------------ —..

ПОДСОЗНАНИЕ СВЕРХСОЗНАНИЕ


инволюция


Рис.5. Эволюция иИнволюция

Вкрайней точке инволюции, — а это плерома 65 или матери­альный мир, — все высшие и высочайшие состояния бытия пребы-

Необходимо отметить, что здесь Кен Уилбср употребляет термин плерома в специфическом значении, которое отличается от обычного. На­помним, что традиционно, со времен гностиков, плерома (греч. «полнота») обозначает изначальную полноту Абсолюта, которая потом драматически нарушается, что и приводит к созданию материального мира и человека. — Прим. ред.


■246


Глава 17


вают свернутыми как недифференцированная потенциальность. Самое высокое и самое низшее, бесконечное и конечное, дух, ра­зум и материя ■— все это свернуто в качестве недифференцирован­ной и бессознательной потенциальной возможности; это и есть фоновое бессознательное. А эволюция представляет собой просто развертывание этого свернутого потенциала, поэтому все многооб­разные формы бытия могут рано или поздно возникнуть из фоно­вого бессознательного, начиная от низшей (плерома) и кончая наи­высшей (Атман). На каждой стадии этого процесса слияние низше­го и высшего сменяется их интеграцией, что само по себе не может произойти, пока низшее и высшее не дифференцируются и не разо-тождествятся. К концу эволюции все структуры, свернутые в фо­новом бессознательном, уже возникли в сознании, вследствие чего фоновое бессознательное иссякает, оставляя один только Атман или Сознание как таковое.

Первоисток, Брахман-Атман


     



Причинное (Чикхай)


Тонкое (Чоньид)


Тонкое


J


Менталь­ное


Ментальное (Сидпа)


Грубое


Грубое (новое рождение тела)


Фоновое Бессознательное Рис. 6. Прохождение Бардо — Эволюция и Инволюция


Инволюция


247


Тибетская книга мертвых

Что-то происходило с вами еще до вашего рождения. Вы мо­жете думать об этом в метафорическом, символическом, мифиче­ском смысле или воспринимать это буквально — но что-то опреде­ленно происходило с вами до того, как вы родились. В этой главе я предложу одну из версий этой экстраординарной истории.

Тибетская книга мертвых является одним из тех нескольких духовных документов, в которых засвидетельствован рассказ о «событиях», предшествующих рождению (или новому рождению). Она сообщает о событиях, которые, как считается, происходят от момента физической смерти до момента физического возрождения в новом теле, — о серии событий, протекающих на протяжении сорока девяти дней. По-тибетски книга называется Бардо Тхотрол (в литературе это название чаще всего передается как «Бардо Тхо-дол»); при этом Бардо означает «промежуток», «промежуточное состояние» или, как я сам предпочитаю переводить, «состояние между». Сорок девять дней — это период «между» смертью и но­вым рождением.

Однако действительное рождение, роды из материнской ут­робы, — это не единственный тип рождения. Как выразился буд­дистский мудрец Иппен, «каждое мгновение — последнее, и ка­ждое мгновение — это новое рождение» [367]. Таким образом рождение и смерть тоже происходят постоянно, в каждый мо­мент времени, прямо сейчас. В каждое мгновение вся Вселенная со всеми ее обитателями начинает свое существование, и в каж­дое мгновение все они переживают падение и возвращение к своей первооснове. Каждый миг они рождаются; каждый миг они умирают. Поскольку бар до является просто состоянием «между» смертью и возрождением, следовательно, существует реальное бардо между данным моментом и следующим. Состоя­ние бардо есть в каждом мгновении возникновения и угасания миров.

Таким образом, есть два главных бардо или «промежуточных состояния» — одно происходит, как серия временных событий, длящаяся до сорока девяти дней после физической смерти, другое же существует прямо сейчас, от момента к моменту. И тибетская традиция добавляет еще один простой и ключевой пункт: эти два бардо являются одним и тем лее. То, что происходило с вами до


Глава 17

вашего рождения, — это то, что происходит с вами сейчас. Понять одно — значит понять и другое, и вот почему тибетцы неизменно настаивают на том, что их «Книга мертвых» — это руководство, посвяшенное тому, как проводить свою жизнь. Мы кратко опишем события состояния Бардо, каким оно представлено для сорокадевя­тидневного периода после смерти, а затем обратимся к состоянию бардо сиюминутного существования.

Стадия первая: Чикхай Бардо

События сорокадевятидневного периода Бардо подразделя­ются на три основные стадии: Чикхай, Чоньид и Сидпа (по поряд­ку следования). Сразу же после физической смерти душа входит в Чикхай, что является состоянием безупречной и сияющей Дхар-макайи, предельного Сознания, Брахмана-Атмана. Предельное состояние дается в дар всем индивидам: они сразу окунаются прямо в предельную реальность и существуют в ней, как пре­дельное Дхармакайя. «В этот момент, — говорится в «Бардо Тхот­рол», -всеми чувствующими существами переживается первый проблеск Ясного Света Реальности в Бардо, который есть Непо­грешимый Ум Дхармакайи» [ПО]. Или, как несколько иначе гово­рится в другом месте Бардо Тхотрол: «Твое собственное сознание, сияющее, пустое, неотделимое от Великого Тела Лучезарности, не знает ни рождения, пи смерти и оно есть Неизменный Свет — Буд­да Амитабха. Знание этого является достаточным [для освобожде­ния]. Распознавать пустоту своего собственного ума как Буддо-вость... значит постоянно пребывать в Божественном Уме» [НО]. Другими словами, сразу же после физической смерти душа погло­щается предельным-причинным телом и сама становится предель­ным-причинным телом.

Этот краткий обзор «Бардо Тхотрол» я буду перемежать своими комментариями об инволюции и о природе проекта Атман в инволюции. Прежде всего отметим, что в начале переживания Бардо душа поднимается к предельным высотам Бытия, к пре­дельному состоянию Единства, то есть начинает свое путешест­вие в Бардо с самого верха. Но обычно там, «наверху», она не ос­тается, и Бардо Тхотрол объясняет, почему. По словам Эванса-Вентца, «в области Ясного Света [наивысшая стадия Чикхай] ментальность индивида... на мгновение насладится состоянием


Инволюция


249


совершенного равновесия и [предельного] единства. По той при­чине, что такое экстатическое состояние отсутствия «эго», со­стояние причинного сознания совершенно непривычно обычному человеку, у него не хватает сил для того, чтобы оставаться и дей­ствовать в нем; кармические склонности затуманивают чистое сознание мыслями о личности, об индивидуализированном бытии, о дуализме, и сознание, утрачивая равновесие, выпадает из со­стояния Ясного Света» [НО].

Душа выпадает из предельного Единства потому, что «карми­ческие склонности затуманивают сознание»; выражение «кармиче­ские склонности» означает поиск, стремление к обладанию, жела­ние — фактически то, что мы называем Эросом. И по мере разви­тия этих поисков, возникает иллюзия, что состояние совершенного Единства начинает «распадаться». Посмотрим на это под другим углом — поскольку индивид неспособен выдержать интенсивность предельного Единства («по причине непривычности такого состоя­ния»), он «уходит в себя», отгораживаясь от этого Единства, пыта­ется «приглушить» его, высвободиться из Совершенной Интенсив­ности в Атмане. Скорчиваясь от страха перед лицом бесконечно­сти, он взамен обращается к формам стремления, желания, кармы и обладания, пытаясь «найти» состояние равновесия. Самозамыкание и Эрос — эти кармические склонности сочетаются и вступают в сговор, уводя душу от чистого сознания вниз, в множественность, в менее интенсивные и менее реальные состояния бытия. Но на этом этапе давайте просто запомним общую роль 1) Эроса и 2) самоза­мыкания; а также отметим, что именно здесь душа начинает ухо­дить из высочайшего состояния в низшие, что как раз и означает начало самой инволюции.

Согласно Бардо Тхотрол, весь этот процесс нарастания кар­мических склонностей, Эроса, поисков и самозамыкания повторя­ется снова и снова через все стадии сферы Бардо. С каждым по­следующим самозамыканием душа все дальше отпадает от Пер­воисточника, и эта схема повторяется до тех пор, пока самозамы­кание, Эрос и карма не истощатся и не иссякнут в качестве сил инволюции. В этом суть идей, изложенных в Бардо Тхотрол. Как объясняет Лама Казн Дава Самдуп,66 в самом начале Бардо есть

Лама Кази Дава Самдуп — переводчик «Бардо Тхотрол» и наставник Вальтера Эванс-Вентца. — Прим. ред.


250


Глава 17


первый Ясный Свет «экстаза и величайшей интенсивности. На следующей стадии интенсивность становится меньше. Брошен­ный об землю мяч достигнет наибольшей высоты при первом от­скоке, во второй раз он отскакивает ниже, и каждый следующий отскок будет все ниже и ниже, пока мяч не перестанет отскаки­вать совсем» [ПО].

Самость в процессе инволюции подобна такому мячу: будучи движима самозамыканием и Эросом, или «кармическими склонно­стями» к стремлению, лривязаностям и жажде обладания, она как бы отскакивает во все более ослабленные и менее энергетические состояния. При своем первом отскоке (уже коротко рассмотренном выше) она проходит через предельную-причинную область, при втором (как мы скоро увидим) — через тонкую область, а при третьем попадает в грубую область физического тела и будущего рождения. Чогьям Трунгпа так объясняет главный принцип этого процесса: «В состоянии предельной ясности начинает развиваться базовая тенденция к обладанию [Эрос/самозамыкание]... затем энергия слепо нарастает и в конце концов распадается из абсолют­ной энергии ясности на различные уровни, так сказать, ослаблен­ной энергии» [132]. Так, согласно Бардо Тхотрол, в конечном ито­ге «сила кармы истощается и принцип сознательности приходит к покою» [ПО]. Самозамыкание и Эрос наконец сходят на нет, «мяч перестает отскакивать», нисходящая трансформация прекращается, и душа возрождается в плеромном и телесно-ограниченном со­стоянии.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.