Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





ТАБЛИЦА 3 18 страница



Я сожалею, что мне приходится разбирать эту экстраорди­нарную тему в столь обобщенном виде, ибо она по-настоящему важна. Могу лишь сказать, что работа экзистенциального тера­певта заключается в том, чтобы помочь человеку в противостоя­нии кентаврической кастрации, так чтобы он сумел обосноваться в настоящем, а затем, исходя из этой сосредоточенной в настоя­щем «отваги быть» смог бы начать ставить себе целью и иметь в виду свое будущее, и таким образом находить в нем смысл, само­актуализацию [64], [131], [228]. Ибо когда все эгоические инце-


Эволюция высшего порядка


225


сты начинают умирать, а эгоические замещающие удовлетворе­ния становятся скучными — что тогда? Когда все эгоические стремления удовлетворены, а история продолжается без смысла для души? Без каких-либо социальных, эгоических или личност­ных заменителей? Что же дальше? Напомню трогательные строки Т.С. Элиота:

«Что делать мне теперь? Что делать? Выскочу, как я есть, и пойду по улице, Повесив голову. А что нам делать завтра? Что нам вообще делать?

Горячая ванна в десять,

И если дождь, закрытый автомобиль в четыре.

И мы сыграем в шахматы

Зажмурив настороженные глаза и ожидая стука в дверь».

Когда все эгоические влечения исчерпываются и теряют при­влекательность, душа естественным образом втягивается в раз­мышления о жизни, о самой себе и бытии, и тогда неизбежно воз­никает проблема смысла и само-актуализации, так что тотальное тело-ум встает перед дилеммой. Согласно экзистенциалистам, эту дилемму следует встречать лицом к лицу и проходить через нее (а не вокруг нее), с тем чтобы воскресить «образное видение своей собственной жизни, ее интенциональность и смысл». Ибо экзи­стенциалисты говорят нам, что смысл жизни — это то же самое, что желание жизни, а человек может собраться с духом и пожелать прожить собственную жизнь, только встретившись с собственной смертью.

Так или иначе, экзистенциалист помогает смерти «эго» и воз­никновению кентавра. Кентавр является новой и более высокой самостью; его Эрос — это просто интенциональность и влечение к самоактуализации. Его Танатос — просто глобальный страх смер­ти, но здесь самость впервые начинает сознательно и серьезно раз­мышлять о смерти и вообще признавать ее. Кентавр не принима­ет — и не способен принимать — собственную смерть; но это пер­вое само-ощущение, у которого достаточно сил, чтобы открыто встретиться со смертью и противостоять ей. И именно поэтому «неподлинная личность [тифонических и эгоических областей] ис­пытывает тревогу не так часто и не столь остро. У такого индивида нет того живого осознания одинокой и неожиданной смерти, кото-


226


Глава 16


рое Хайдеггер считает атрибутом подлинности» [228]. И часть ра­боты терапевта кентаврического уровня состоит в том, чтобы по­могать клиенту противостоять новому страху с «отвагой быть» и находить образное видение в самой гуще этой атмосферы одинокой и неожиданной смерти.

Кроме того, есть только один путь трансценденции угрозы смерти кентавра —■ трансцендировать самого кентавра: дифферен­цироваться от него, разотождествиться с ним. А это значит, что нужно умереть для кентаврического инцеста. Как ни странно это поначалу звучит, человек должен идти за пределы «смысла своей жизни» (потому что он начинает выходить за пределы «своего»); он должен отказаться от интенциональности и «само-актуализа-ции» (потому что надо отказаться от «самости»); отбросить само­автономность (потому что скоро «не я, но Христос» будет мотиви­ровать сознание).

Кентавр действительно является новой и более высокой само­стью на этой стадии, но это все еще смесь истины и иллюзии, все еще самость-заменитель, воображающая себя Атманом и пребы­вающая под властью проекта Атман. Все, что мы говорили о кен­тавре, как о самости более высокого порядка, верно — но он еще не Атман и потому по-прежнему разыгрывает из себя самодоволь­ного Героя. Эта форма проекта Атмана нигде не видна с такой яс­ностью, как в понятии «автономии»: быть самодостаточным, до­вольствоваться собой, быть миниатюрным богом, идолом, покло­няющимся самому себе перед лицом вечности. Это в действитель­ности не что иное, как наиболее изощренная попытка отдельного субъекта оставаться отдельным субъектом, разыгрывая свои изо­лированные тенденции, раздувая ограниченные возможности, при­писывая собственному временному характеру Всемогущую и Ав­тономную Божественность.

Кентавр, как и любая из предшествовавших структур, действи­тельно выполняет необходимую, но промежуточную функцию, и после того, как он актуализировался, его следует трансцендиро­вать, а не прославлять и уж, конечно, не почитать. Эрос кентавра должен быть рано или поздно отброшен; если этого не происходит, индивидуум остается в слиянии с этим уровнем, привязанным к его инцестам. Прекращаются дифференциация, развитие и трансцен-денция, и человек окончательно довольствуется замещающим удовлетворением изолированной «автономии», автономии, которая


Эволюция высшего порядка


227


основана на предсуществующей интуиции Автономного Атмана, но перенесена в извращенном виде на изолированный и смертный организм. Главный смысл кентавра — который действительно яв­ляется относительно сильной и действенной структурой — в том, чтобы создать самость, достаточно сильную чтобы умереть, а не создать самость, достаточно сильную, чтобы хвастаться этим, не говоря уже о том, чтобы навсегда стать ведущим группы гумани­стической психотерапии.

Если человек может выдержать дифференциацию от всего этого — может выдержать эту новую и требовательную тревогу разделения, отказ от кентаврических инцестов и выход «за преде­лы самоактуализации» и «автономии», то есть, фактически, вы­держать отказ от личностной жизни в целом, тогда он открыт на­встречу трансперсональным областям тонкого и причинного пла­нов сознания.

Тонкая и причинная эволюция

Я разберу тонкую и причинную области очень кратко и сжато, потому что многие вещи мы уже рассматривали, а также потому что все наиболее существенное к данному моменту должно быть вполне очевидным. Это просто ряд дифференциаций и единств бо­лее высокого порядка, со своими новыми инцестами, новыми каст­рациями, новыми тождественностями и новыми замещающими са-мостями, который длится до тех пор, пока в высшей точке не оста­ется никакой самости, кроме высшей Самости, и проект Атман не свертывается в сам Атман.

Начнем с тонкой стадии: благодаря особым условиям, нала­гаемым Гуру или Учителем, тонкая сфера начинает всплывать из фонового бессознательного. Кентаврическая трансляция постепен­но сходит на нет, и начинается трансформация на тонкий уровень. В конечном итоге, самость ■—■ посредством тонкого инцеста или тонкого Эроса — отождествляется с Архетипической структу­рой, и затем действует в качестве этой структуры, разотождествля-ясь с кентавром (и с телом, и с умом). После этого тонкий инцест, тонкий Эрос, продолжает действовать из данной тонкой самости: он принимает форму блаженной любви, прямого инцестивного со­единения с Гуру и с его (или ее) линией передачи традиции, союза с иштадевой, света блаженства сахасрары и т. п. В высших облас-


228


Глава 16


тях тонкого уровня (за пределами сахасрары) инцест включает в себя откровения в звуке (нада), слышимое озарение и экстатиче­ское освобождение из грубой смертности в Лучезарное Присутст­вие. Душа начинает становиться «единой с Богом», и это единение или отождествление осуществляется через тонкий инцест с формой Архетипического Божества и в качестве такой формы.

Таков, вкратце, тонкий инцест — и он несет с собой тонкую кастрацию. Ее наиболее типичной формой является неослабеваю­щий страх утраты Света, с одной стороны, и действительного рас­творения самости этим Светом, с другой. Растворение самости Светом Блаженства -— это не то же самое, что отождествление са­мости со Светом или поглощение ее Светом (что, как предполага­ется, должно происходить). Тонкая кастрация состоит в разруше­нии или уничтожении самости, а не в ее благоприятной трансцен-денции и интеграции.

На тонком уровне развития самость индивида, как предпола­гается, должна быть заново поглощена идамом/иштадевой/гуру, который в действительности является его собственным наивыс­шим Архетипом, и поэтому здесь происходит не утрата или ос­лабление сознания, а его интенсификация и расширение. Однако тонкие энергии могут вторгнуться и разрушить самость (тонкая диссоциация), и это одна из форм тонкой кастрации, которую обычно вызывает слишком быстрое усиление тонкого инцеста. По-видимому, такое часто случается в кундалини-йоге — Йогин слишком настойчив в сублимации грубого инцеста в тонкий ин­цест и оказывается затопленным своими собственными архетипи-ческими энергиями.

Тонкая самость — это чрезвычайно высокая самость, близкая к Атману, но это все еще не Атман. Однако замещающая самость на данной стадии настолько тонка, что ее почти всегда принимают за сам Атман — и это, вероятно, делает ее самой трудной для ломки формой проекта Атман. Индивид должен будет отказаться от сво­его тонкого инцеста -— своего блаженства и света сахасрары и сво­его экстаза в звуке нада, — если он хочет разрушить это слияние и перейти в причинную область. И если он способен пройти через тревогу разделения с тонким, тогда он открыт для трансценденции тонкой области, ведущей к причинной.

В причинной области последняя из главных форм фонового бессознательного всплывает в сознании и как сознание, и потому


Эволюция высшего порядка


229


все формы сводятся к Сознанию как Таковому и вновь поглоща­ются им. Все формы сводятся к Архетипу (в тонкой сфере), кото­рый сводится к окончательному Богу (в низкой-причинной), ко­торый далее сводится к Бесформенному Сознанию (в высокой-причинной). Но это впадение в Бесформенное, в действительности, является причинным инцестом, а чрезвычайно тонкое напряжение, развивающееся между Формой и Бесформенным — причинной ка­страцией. То есть, в нирвикальпа-самадхи или джнана-самадхи на­растает очень тонкое напряжение (если это слово здесь уместно) между Проявленным и Непроявленным. Впадение в Непроявлен-ное, в Любовь Высвобождения, в Пустотность, — это причинный инцест; вокруг него развивается тонкое чувство того, что область Проявления умаляет Высвобождение, что Проявленное кастрирует Бесформенное Сияние. Это тонкое напряжение является последним узлом, стягивающим Сердце, который предстоит распутать.

Если индивиду удается отказаться от причинного инцеста — от своей исключительной любовной связи с Пустотой, — тогда воскрешается предельное состояние, как единственно Реальное, окончательное во всех смыслах, где Форма является Бесформием, а Бесформие —■ Формой. Такое состояние невозможно увидеть, ибо оно есть все видимое и потому остается Незримым. Его невозмож­но услышать, ибо оно есть все слышимое и потому остается Не­произносимым. Его нельзя познать, ибо оно есть вес познаваемое и потому остается Великой Тайной.

Как непознаваемое, беспрепятственное, неограниченное Соз­нание, оно сияет в своей завершенности от момента к моменту, как бесконечная серия всегда новых совершенных состояний, которые все время изменяются в своей игре и все время одни и те же в сво­ей полноте. Это выглядит конечным пределом эволюции, но в дей­ствительности является первоначальной реальностью каждой из эволюционных стадий, от первой до последней. Именно потому оно всегда и совершенно недостижимо, просто потому, что оно всегда уже налицо, безвременное и вечное. И именно поэтому, ко­гда все попытки достичь его — далее в причинной области — уже оставлены, понимаешь, что оно полностью присутствовало с само­го начала, никогда не утрачивалось и не обреталось снова, никогда не забывалось и не вспоминалось, но всегда уже наличествовало прежде всего остального. (Вот почему говорится, что обычные су­щества не лишены его, а Будды не обладают им.)


230


Глава 16


Как бесконечное, всюду проникающее и все охватывающее Сознание, оно есть одновременно Одно и Многое, Единственное и Все, Источник и Таковость, Причина и Условие, так что все вещи являются лишь одним из жестов этого Единого, а все формы — игрой с ним. Будучи Бесконечностью оно вызывает изумление, а будучи Богом — требует почитания, в качестве Истины оно явля­ется мудростью, а в качестве подлинной Самости человека оно требует тождественности.

В своем бытии оно не имеет никаких препятствий и незримо продолжается всегда. Блаженство за пределами блаженства, оно недоступно чувствам. О нем, единственно очевидном, нельзя даже догадываться. Единственно присутствующее, оно сияет постоянно, даже сейчас.



ШИЗОФРЕНИЯ И МИСТИЦИЗМ


На шизофрению и мистицизм всегда смотрели так же, как на безумие и гениальность, — в обоих случаях категории кажутся близко родственными, но в чем-то резко различными. Однако сходство шизофрении и мистицизма привело к двум общим типам убеждений в отношении двух этих психических состояний. Те, кто считают шизофрению заболеванием, чистой патологией наихудше­го типа, склонны видеть в том же свете и всякий мистицизм (учи­тывая их сходство). Если мистики-мудрецы и не попадают под оп­ределение чистой патологию, то, по меньшей мере, находятся на полдороги к ней. В недавнем отчете «Группы развития психиат­рии» 62 говорится: «Психиатру будут интересны мистические фе­номены, поскольку в них могут быть продемонстрированы формы поведения, промежуточные между нормой и явным психозом; форма регрессии «эго» в целях защиты от внутреннего и внешнего стресса...» [167]. Я нередко соглашался с тем фактом, что регрес­сия может происходить и происходит, и доказывал, что некоторые люди, называющие себя мистиками, в действительности оказались в ловушке той или иной формы регрессии; и что некоторые под­линные мистики в своем пути к зрелым состояниям единства время от времени реактивируют регрессивные комплексы. Это, однако, не должно мешать нам ясно и четко различать шизофрению и мис­тицизм как таковые. Следовательно, в качестве общего психоло­гического утверждения о природе трансценденции и мистицизма эта позиция GAP не слишком полезна.

Group for the Advancement of Psychiatry, GAP.


232


Глава 17


Второе общее отношение к шизофрении и мистицизму выгля­дит чуть более близким к истине, но временами страдает тем же догматизмом и излишней обобщенностью, что и первое. Эта груп­па специалистов склонна рассматривать шизофрению не как пато­логию, а как некое душевное с верх- здоровье. Исследователи, во всех прочих отношениях вызывающие у меня глубочайшее уваже­ние (такие, как Р. Д. Лэйнг [239] и О. Браун [58]) с симпатией от­носятся к понятию сверх-реальности трансцендентных состояний (и в этом я с ними согласен), а поскольку шизофрения и мистицизм кажутся столь схожими, то и шизофрения должна быть примером сверх-здоровья. Как выразился Браун, «Вовсе не шизофрения, а так называемая нормальность —■ вот действительная расщепленость сознания; при шизофрении ложные границы уничтожаются... Ши­зофреники страдают от истины... Шизофренический мир ■—- это мир мистической сопричастности; "неописуемое расширение внут­реннего чувства"; "сверхъестественные чувства соотнесенности"; всевозможные оккультные психосоматические проявления и си­лы...» [58].

Мое собственное мнение находится где-то посередине между этими двумя позициями и основывается на важнейших различиях между «до-» и «транс-», которые мы выяснили в главе 7. В соот­ветствии с рис. 2 и 3, а также на основании доступных в настоящее время феноменологических отчетов о самом шизофреническом опыте, типичный шизофренический эпизод обычно включает в се­бя следующие факторы:

1. Инициирующим событием часто является какая-нибудь крайне стрессовая ситуация или беспокоящая дилемма [114]. До этого у индивида могли быть значительные трудности в установ­лении социальных отношений, довольно слабое «эго» (как Пер­сона) и тенденция к изоляционизму. С другой стороны, он мо­жет быть просто поражен дукха, или подлинным страданием, присущим сансаре, и временно ошеломлен болезненным прозре­нием [239]. Каков бы ни был спусковой механизм (я не исключаю и биохимических факторов — они крайне важны, и биохимиче­ские исследования мозговых процессов представляют первосте­пенную важность для психиатрии — но я не обсуждаю их здесь, поскольку это потребовало бы еще нескольких глав и сколько-либо серьезно не изменило бы тех заключений, к которым мы придем), — итак, каков бы ни был спусковой механизм, трансля-


Шизофрения и мистицизм


233


ции эго/персоны нарушаются или серьезно ухудшаются (и теория «двойного захвата» 63 как причины шизофрении, по-видимому, пря­мо относится к этому разрушению эгоическои трансляции или мета программирования) [23].

2. Разрушение редактирующих и фильтрующих функций эгои­ческои трансляции (вторичного процесса, принципа реальности, синтаксического структурирования и так далее) раскрывает приро­ду индивида и оставляет его незащищенным и от низших, и от высших уровней сознания. По моему мнению, таким образом за­пускается двойной процесс: самость начинает регрессировать на более низкие уровни сознания, будучи в тоже время открытой для затопления аспектами более высоких областей (в частности, тон­кой). Иначе говоря, в то время как индивид движется в подсозна­ние, сверхсознание движется в него. Пока он регрессирует к низ­шему, его затопляет высшее. Он сталкивается с погруженным бес­сознательным, равно как и с всплывающим бессознательным. Лич­но я не вижу никакого другого способа объяснить феноменологию шизофренического срыва. Те, кто видят в шизофрении только рег­рессию, проглядели ее реальное религиозное измерение, а те, кто видят в ней сверх-духовность и сверх-здоровье, просто отмахну­лись от свидетельств действительной психической раздробленно­сти и регрессии.

В любом случае, когда начинает отказывать эгоическая трансляция, результатом, как правило, является крайняя тревож­ность [75]. С началом регрессии и распадом эгоического синтак­сиса индивид открывается для мифического мышления и магиче­ских соотнесений, характерных для мифических-членских облас­тей [б]. Мифическое мышление, как мы видели, путает часть и целое, члены и классы — а это как раз является определяющей

63 «Двойной захват» (или «двойная связь») -— форма межличностного общения, когда общающиеся тем или иным способом бессознательно ставят друг друга в психологически безвыходное положение. Например, родители могут говорить ребенку одно, а делать (или показывать своим видом) совер­шенно противоположное. Грегори Бэйтсон [23] предположил, что в этом слу­чае ребенок вытесняет одну из модальностей сознательного представления своих родителей (речевую или визуальную), что порождает внутренний кон­фликт и диссоциацию; вытесненная модальность затем прорывается в созна­ние в форме соответствующих (слуховых или зрительных) галлюцинаций, что, собственно, и составляет шизофренический эпизод. — Прим. ред.


234


Глава 17


характеристикой шизофренического мышления [6], [7], [23]. На­пример, шизофреник мог бы сказать: «Прошлой ночью я залез в бутылку, но не смог заткнуть пробку», тогда как сообщает он все­го лишь о том, что ему плохо спалось, потому что было холодно. Мифическая логика выстраивается таким образом: постель с про­стынями и одеялом принадлежит к классу «контейнеров», то есть объектов, которые могут содержать в себе другие объекты. Бу­тылка тоже принадлежит к этому классу, и поскольку мифическое мышление не умеет различать между членами одного класса, то «залезть в постель» и «залезть в бутылку» — это одно и то же (причем не символически, а буквально). Аналогично «простыни» и «пробки» тоже воспринимаются как одно и то же. «Не смог за­ткнуть пробку» означает «простыня все время спадала», вот по­чему ему было холодно и не спалось: пробка все время выпадала из бутылки. Как сказал бы Бейтсоп, у пего трудности с логиче­скими типами.

Даже если регрессия заходит немного дальше мифического мышления, индивид остается открытым для причудливой до-вербальной фантазии и первичного процесса. Другими словами, он галлюцинирует — обычно это слуховые галлюцинации, иногда зрительные [6], [114], [217].

3. Здесь в истории происходит поворот: на мой взгляд, когда эгоические трансляции перестают срабатывать и самость втягива­ется в до-эгоические области, она часто становится уязвимой для вторжения (кастрации) со стороны над-эгоических областей. По­этому осознание часто затопляется вспышками интуиции высокой интенсивности, иногда религиозного характера (актуальными и значимыми духовными озарениями, а не просто регрессивными фантазиями). «Опыт творчества, религиозное обращение и другие «пиковые переживания» будут включать в себя многое из... той формы внутреннего опыта, которая может сопровождать острую психотическую реакцию» [114]. На этот факт, мне кажется, просто невозможно не обратить внимания.

Впрочем, индивид часто не способен логически координиро­вать такие озарения. Если о чем-то настолько простом, как уклады­вание в постель, он сообщает словами «залез в бутылку», то пред­ставьте, как он мог бы описать образное видение Христа! Сверх этого, этим озарениям свойственно очень «аутичными», само-ориентироваными, скрытными: он сам их понимает, но никто дру-


Шизофрения и мистицизм


235


гой не сможет понять. Это, видимо, связано с тем, что из-за тен­денции регрессивной стороны шизофрении сползать на уровни, предшествующие пониманию ролевого поведения, индивид дума­ет, что он, и только он один, является, например, Христом. Он не способен принять или признать роль других, а поэтому не может видеть, что каждый является Христом. Он испытывает живую и мощную интуицию со стороны своей атманической природы (на­плыв с высших стадий), но эта интуиция остается на примитивном и нарциссическом уровне. Вот беседа между мистиком и госпита­лизированным шизофреником, в которой превосходно видно то, о чем я говорю. Рассказывает Баба Рам Дасс:

Он [госпитализированный шизофреник] делал огромное ко­личество записей, изучал древнегреческий, читать на кото­ром никогда не умел. Он совершал всякие феноменальные ве­щи, которые врачи считали патологическими, он мог красть, лгать, мошенничать и при этом объявлять себя Хри­стом. Несколько раз он убегал из лечебницы, — очень изобре­тательный парень. Чтение его записей показало мне, что он был настроен на некоторые из величайших в мире истин, воз­вещенных кем-либо из высочайших существ. Он переживал их непосредственно, но был пойман чувством, что это происхо­дит только с ним одним... И поэтому разговор начался с за­труднений: «Мне это было дано, а тебе нет...» Я спросил: «Ты считаешь себя Христом? Христом в чистом сознании?» Он говорит: «Да». Тогда я говорю: «Ну хорошо, я думаю, я тоже Христос». А он смотрит на меня и говорит: «Нет, ты не понимаешь». А я говорю «Вот видишь, потому тебя здесь и держат» [114].

4, В одной своей очень важной работе о Сведенборге, Ван Дьюзен феноменологически различает две главных формы таких галлюцинаций [381]. Я не могу в действительности описать, как он это делает — это слишком сложно, — но с точки зрения практиче­ских результатов считаю его методы и выводы вполне значимыми. В основном он просто «разговаривает» с этими галлюцинациями через пациента и составляет о них «биографические очерки». По сути дела, выявляются два типа галлюцинаций. «Низшие» галлю­цинации обычно являются злонамеренными, они «выглядят напо­добие фрейдовского Ид», они «антидуховны» и «без конца гово-


236                                                                                                             Глава 17

рят» (то асть являются вербальными структурами). Самое важное, что они «пребывают в низшей, но все еще бессознательной сфере ума, в личной памяти» и «как-то связаны и ограничены собствен­ными переживаниями пациента». Индивид галлюцинирует свою собственную Тень. А вот «высшие галлюцинации чисто визуальны, вовсе не употребляют слов [они трансвербальны и принадлежат к тонкому уровню]» и «больше всего похожи на архетипы у Юнга». Эти галлюцинации происходят из тонкого, трансперсонального и архетипического уровней, и именно в этой мере они реальны, а не галлюцинаторны.

5. И наконец, индивид может регрессировать в действительно уроборические и доличностные структуры, полностью смешивая самого себя и другого, внутреннее и внешнее; время исчезает в до-временности, и система самости оказывается на грани коллапса. Это вовсе не интуиция тран-свременного Вечного Теперь — просто полная неспособность распознавать временные последовательно­сти, что с очевидной ясностью было видно на примере несчастных пациентов Ариети [6], [7].

В общем и целом, шизофрения демонстрирует нам, что в поис­ках единства, движимых проектом Атман, индивид может регрес­сивно смещаться к нескольким архаическим или инфантильным структурам единства, от родительской и материнской до уробори-ческой и плероматической. Эрих Фромм, видимо, вполне осознавал этот феномен и его последствия, и, хотя он и не вдавался в детали специфических стадий, из нижеследующей цитаты видно его по­нимание того, о чем идет речь:

Человек может стремиться найти это регрессивное единст­ву на нескольких уровнях, которые, в то же время, являются несколькими уровнями патологии и иррациональности. Он мо­жет быть одержим страстью к возвращению в материнскую утробу, в мать-землю, в смерть [плероматический инцест]. Если это всепожирающее и необузданное стремление, его ре­зультатом будет самоубийство или безумие [плеромная каст­рация]. Менее опасной и менее патологической формой регрес­сивных поисков единства является стремление остаться при­вязанным к материнской груди [материнский инцест], к рукам матери или к отцовскому приказу [родительский инцест]. Еще одной формой регрессивной ориентации является деструктив-ность, стремление преодолеть отдельность в страсти кунич-


Шизофрения и мистицизм


237


тожению всего и всех [то, что мы называем «замещающими жертвоприношениями»]. Кто-то может искать единство в желании съесть и присоединить к себе все и всех, то есть, по существу, в переживании мира и всего в нем как пищи [ораль­ная фиксация] [148].

В этом небольшом высказывании Фромм приводит пример для каждого из регрессивных единств, которые являются целью плеромного, материнского, родительского и алиментарыо-уробо-рического инцестов. Однако при этом он прекрасно сознает, что мистическое состояние сатори представляет совсем иной тип един­ства: ведь мистическое единство является «не регрессивным, най­денном в возврате к до-индивидуальной, пред-сознательной рай­ской гармонии [плеромно-уроборическому подсознанию], а един­ством на новом уровне. Такое единство может прийти только после того, как человек пережил свою отдельность, прошел через стадию отчуждения от себя самого и своего мира, полностью родился. Предпосылкой этого нового единства становится полное развитие рассудка человека, ведущее к той стадии, на которой рассудок больше не отделяет своего обладателя от прямого интуитивного постижения реальности» [148]. Этот факт сейчас настолько ясен, что я просто не понимаю, как его можно дальше игнорировать. А поспешное приравнивание мистика к психотику лишь служит демонстрацией собственного невежества многих психиатров отно­сительно этой тонкой темы.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.