|
|||
ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ 5 страница— Зачем ты прибавила света? — разозлился он на жену. — Ты бредил во сне. — Не говори глупостей, ложись, спи. На окраине села закричал петух. Его пронзительный голос разбудил всех петухов в селе. Тут и там захлопали крылья. Джахандар-ага раздвинул ставни. Уже рассветало. Он сбросил с себя одеяло и оделся. Ополоснув лицо водой, вышел во двор. Вся деревня уже проснулась. Крестьяне запрягали арбы и трогались в путь. Громко переговаривались люди, блеяли овцы. Кочевье на эйлаг началось.
На исходе второго дня гейтепинцы остановились в живописном месте, называемом Чайговушан. Среди зеленого луга распрягли арбы. Рядом шумела и пенилась светлая горная река. Буйволы, истомленные жарой и дорогой, как только освободились от ярма, так и побежали к воде, погрузились в нее, блаженно сопя и фыркая. Ребятишки, которым наскучила дорожная тряска, резвились на травке. Женщины расстелили в тени арб паласы, разложили подушечки. Мужчины, вооружившись топорами, отправились в лес рубить дрова. Загорелись костры, засверкали самовары. Некоторые месили тесто и укрепляли над огнем саджи[14] для того, чтобы печь хлеб, некоторые подвешивали казаны. Над долиной начал распространяться запах жареного лука. Арбы Джахандар-аги и моллы Садыха расположились в разных концах долины. Джахандар-ага выбрал себе место под огромным дубом, единственным деревом на всю долину. Ашраф, накинув пиджак на плечи, пошел прогуляться по тропинке. Около родника он услышал, что его кто-то догоняет. Обернулся — сестра Салатын. Медный кувшин на плече, запыхалась. — И я с тобой. Обычно в дорогу она надевала платье из красного атласа и белый келагай. Выходило очень нарядно и ярко. А сегодня на ней простая серая кофта, а келагай черный, весь в складках от долгого лежания в сундуке. Ашраф догадался, что она носит траур по тете Шахнияр. Они пошли рядом. Светлая вода родника струилась среди зеленой травы. Крепко пахло ярпызом — душистой, съедобной травой. Пчелы старательно работали на лиловых цветах. Ашраф уже промочил ноги, но, не обращая на это внимания, собирал ярпыз. Салатын не отставала от брата. — Хочешь, я угощу тебя довгой, брат? — Конечно, хочу. — Ладно. Как только приедем в горы, я сама приготовлю тебе вкусную довгу. Я умею ее готовить. Нарвав ярпыза, они пошли дальше по узкой тропинке, Ашраф — впереди, Салатын за ним. — Слушай, брат... Ашраф обернулся. Лицо ее раскраснелось от ходьбы и от чистого воздуха, глаза горели. — Нy что? — А девушки учатся вместе с вами? — Вообще-то они учатся, но у них отдельная школа. Ашраф взял сестру заруку и, сойдя с тропинки, пошел с ней рядом. Некоторое время они молчали. Салатын ждала, что скажет брат, Ашрафу же хотелось рассказать сестре о Горийской учительской семинарии, о своих учителях — Семенове, Черняевском, Кипиани, о том, как они открыли для девушек гимназию и бесплатно их учат. Он хотел рассказать сестре о концертах, которые совместно устраивают ученики двух школ — женской и мужской, как девушки вместе с парнями выходят на сцену, читают стихи, разыгрывают небольшие спектакли. Но, подумав, что это все трудно будет понять Салатын, оставил разговор на другое время. — Знаешь, Салатын, учеба — хорошее дело. Многое узнает человек, меняется даже его характер. Я видел образованных девушек. Они одеваются по-другому и сами выглядят по-другому. Когда они говорят, приятно их слушать. Если наши девушки будут учиться, они будут еще красивее, чем теперь. — Возможно ли это, брат? — Почему невозможно? Мысли уносили девушку вдаль, и она то улыбалась чему-то, как ребенок во сне, а то вдруг хмурила брови и становилась суровой. Вдруг Салатын тихо вздохнула: — Как думаешь, я могла бы учиться? — А ты хочешь? Девушке казалось, что она только подумала про себя, а не произнесла вслух затаенной мечты. Но, вздрогнув от голоса Ашрафа, спохватилась: брат услышал ее слова. — Почему же не сможешь? — У меня не было бы на свете горя, если бы я научилась писать твое и свое имя. — Да это легче всего! Как только приедем на эйлаг, я начну учить тебя писать все буквы, и, возвратившись в деревню, ты будешь писать не только наши с тобой имена, но и всех, кого захочешь. Только уговор: за это ты будешь каждый день готовить мне вкусную довгу. Брат и сестра рука об руку подошли к ручью. Как раз в это время из-за поворота со стороны леса показались две девушки. Одну из них Ашраф тут же узнал. Девушка тоже увидела его и быстро поправила келагай. Она хотела было пройти мимо них, но Ашраф окликнул ее: — Пакизе! Девушка остановилась, дожидаясь, что скажет Ашраф. Салатын нахмурилась. — Дай кружку воды. Пакизе покраснела. Ее подруга делала ей знаки, звала за собой. Салатын разозлилась окончательно. — Брат, не задерживай людей. Мы рядом с родником, разве тебе лень наклониться? — Я хочу напиться из кувшина Пакизе. Тогда Пакизе улыбнулась. Сверкнули белые, ровные зубы. Келагай сполз с головы. Показались золотые серьги в ушах и бусы на груди в два ряда. — Хорошо, напою, подставляй кружку. Ашраф взял кружку у Салатын. Пакизе наклонилась, вынула пробку из горлышка кувшина, и в кружку со стуком посыпалась мелкая красная алыча. Несколько штук упало и на землю... Хотя Салатын была недружелюбна к Пакизе, но, когда вместо воды из кувшина посыпалась алыча, она не удержалась от смеха. — Вот так угощение. Как это ты придумала? — За родником есть дерево, все в ягодах. Хотите, и вы тоже собирайте. Перед тем, как уйти, Пакизе незаметно, быстрым взглядом окинула Ашрафа. Ему показалось, что она еще хочет что-то сказать. — Не обиделась ты на меня? — За что? — Тогда на берегу Куры я тебя испугал. — Не только меня — всех. Разве можно так ездить на коне. — Долго ругали нас? — Обиделся на мои слова? — Нет, я так просто спрашиваю. — Я-то не обиделась на тебя, а ты — как хочешь. Пакизе смело посмотрела в глаза Ашрафу и, словно уверившись в своей полной победе, повернулась и побежала к подруге. Та начала за что-то ругать Пакизе, наверно за шутку с алычой. Ашраф услышал слова: — А что такого я сделала? Он попросил воды, а где я возьму. Я дала ему то, что у меня было. Обратный путь брат и сестра проделали молча... Наступил вечер, но гейтепинцы в этот день не тронулись со стоянки. Они решили отдохнуть здесь, в красивой привольной долине. Да и дороги в горы были запружены в эти дни скотом и обозами. Все деревни тронулись на эйлаги. Над дорогами стояли облака пыли, поднимаемые отарами овец, табунами лошадей, стадами скота, конными и пешими людьми. Лучше было переждать, пока освободятся дороги. Около арб загорелись костры. Искры летели в черное небо и, казалось, перемешивались со звездами. Языки пламени лизали ночную темноту, словно закоптелое днище огромного казана. Длинные тени людей, ходивших вокруг очагов, удлинялись и скользили по земле, бегущая речная вода заиграла красноватыми отблесками костров. А если бы посмотреть издалека — над кочевьем стояло розоватое зарево. Джахандар-ага запретил разводить костры около своих арб, понимая, что если кому-нибудь понадобилось бы, то из темноты будет при свете костров видно все, как на ладони. Ничего не стоит прицелиться и выстрелить. Стада его отдыхали поодаль, там и разожгли костры. А сам Джахандар-ага устроился в темноте под дубом. Ашраф сел рядом с ним. Если бы не костры, ничего не увидеть бы и в двух шагах. Ночь опустилась хотя и звездная, но непроглядная. А отвесные скалы окружали со всех сторон долину. Они поднимались высоко в небо и только тем были отличимы от ночной темноты, что загораживали собою звезды. Ближе к полуночи отвязали псов. Женщины и дети улеглись спать в кибитках. Костры поблекли. Ашраф тоже пошел к арбе. Салатын уже постелила постель и ждала брата. Они легли рядом. Лежали, прислушиваясь к шуму реки и голосам ночных птиц. Иногда доносился издали гул срывающихся в реку камней. Может быть, почуяв скотину, в скалах бродил медведь. В дальнем конце становища кто-то заиграл на свирели. Ашраф, закрыв глаза, прислушивался к мелодии, которую любил с детства. Оп старался представить себе человека, который на простой свирели с несколькими дырками играл искусно, как на флейте. В звуках свирели слышалась грусть, проникающая в глубину души и уносящая мысли в дальние дали. Играли сперва «Чобан-баяты», а затем перешли на шуточную. Ашраф знал, что там, где играют сейчас, подшучивают над девицами, над женщинами, отпуская колкие и едкие намеки. Но никто не обижается на незлые шутки. Вот свирель замолчала. Вспыхнул смех, потом снова заиграли, на этот раз танцевальную, послышались хлопки, кто-нибудь пошел танцевать. Салатын локтем тронула Ашрафа: — Нравится тебе, брат? — Очень. Так бы и побежал туда. — Тебе не стоит. Не стыди нас. — Танцевать разве стыдно? — Семинаристу не подобает. — Чем же я лучше их? — Разве можно тебя сравнить с ними? — Перед богом все одинаковы. — В вечерний час не задевай бога. Лучше послушай, как там поют. Какой чистый, хороший голос.
Я сидел у ручья. Девушки пришли за водой. Пусть окончится жизнь моя Из-за девушки молодой. Охотник, меня пощади, Я олень этих гор. Рана в моей груди, Синим взглядом сражён в упор.
Все затихло. И люди, и окрестные горы, и сама ночь заслушались грустной песней. Брат и сестра не спали до тех пор, пока не утихли в становье последние звуки. В полной тишине долго еще лежали они, глядя в бездонное звездное небо. Салатын все вспоминала дневное происшествие около родника и думала о нем. Она никак не могла забыть лукавого и обвораживающего взгляда Пакизе, которым та посмотрела на Ашрафа, прежде чем повернуться и уйти. Ее смех, ее кокетство не давали Салатын покоя. «Чтоб ты пропала, — думала Салатын. — Глаза словно змеиные. В одну минуту околдовали парня. А что ему было делать? Я девушка, и то не могу спокойно глядеть на нее. Глаза у нее словно кипят. Зарится на брата, стелется перед ним». Тут у Салатын появилась гордость за Ашрафа, за то, что такая красавица ищет его внимания. «Ничего, пусть попускает слюнки, пусть поползает за Ашрафом. Это еще начало. Многие девушки будут бегать за братом, будут напрашиваться в жены. Но не так-то легко моего брата прибрать к рукам». Потом пошли у Салатын грустные раздумья. Как бурный, мутный поток после дождя, они смыли и унесли радость. Салатын вспомнила гибель тети. «Виноват в этом молла Садых. Если бы не его подвох, разве пошла бы Шахнияр к этим мюридам. Не стряслось бы такой беды. И раньше отец не ладил с моллой. Он презирает его, называет бесчестным, танцующим под чужую дудку. А теперь они совсем на ножах. Разве отец допустит, чтобы Ашраф и Пакизе... Значит, что же, жизнь готовит еще один большой скандал? Мы живем, ничего не знаем, а между ними что-то намечается. Иначе они не любезничали бы так. Неужели и Ашраф вслед за Шамхалом женится против воли отца? Неужели мне не гулять и на его свадьбе?» От таких мыслей Салатын стало совсем не по себе. Она прислушалась к дыханию брата. — Ты не спишь, Ашраф? — Нет сна ни в одном глазу. — И мне не спится. Опять помолчали. — О чем ты разговаривал с Пакизе какими-то намеками? Когда ты ее напугал? — Если из-за этого у тебя сон пропал, то закрой глаза и спи. — Пока не скажешь, я не отстану. Ашраф понял, что сестра тревожится за него, и рассказал, как они однажды встретились на берегу Куры. Шла уже вторая половина ночи. Усиливался шум реки. — Ашраф! — Ну? — Пакизе нравится тебе, что ли? — А тебе? — Не знаю. Лицо у нее неплохое. — Да, красивая девушка. Вдруг Салатын осенила догадка: парня околдовали. Колдовство содержалась в этой алыче. Девушка умышленно вышла навстречу и вместо воды дала алычу. Помоги, аллах, убереги моего брата. Стало жутко от этих мыслей. С тревогой она спросила: — Ты веришь в колдовство, Ашраф? — Какое такое колдовство? — Говорят, молла Садых колдун и так умеет делать, что ячмень ползает по столбу. — Ну и что из того? — Чтобы у меня язык отсох, брат. Иногда мне приходят на ум ужасные мысли. Тебя могут околдовать и сбить с толку. А это может навлечь беду на всех нас. Ты же сам знаешь, что отец ненавидит их. Разве он согласится на такое дело? — Почему не согласится, Салатын? — Ради бога, будь подальше от них. Вдобавок ко всему ты еще съел эту алычу. Я так боюсь. — Ты думаешь, алыча заколдованная? — Не смейся. — Сейчас встану и доем остальную. — Не издевайся надо мной. Клянусь, тебя околдовали. — Да, я околдован, родная моя сестра. Горю, как Керем[15]. Туши меня. — Ашраф, не пугай! — Салатын привстала в тревоге. Ашраф, смеясь, обнял сестру, повалил ее на подушку и закрыл одеялом. — Ладно, успокойся. Я же не глупый. Я нарочно тебя позлил. А теперь ночь на исходе, надо спать. Они прижались друг к другу и вскоре задышали ровно и глубоко. Но долго спать им не пришлось. Под утро грянули подряд два выстрела. Вся долина загудела. Люди, дремавшие вокруг остывших очагов, повскакали на ноги. Кочевье зашевелилось. Женщины, не понимая, в чем дело, схватили детей на руки, мужчины бросились к скоту. Собаки устремились за дорогу, в глубь леса. Джахандар-ага взял винтовку наизготовку, но с арбы не сошел. Он ждал, пока вернутся его люди и скажут, что там такое. Ашраф тоже вскочил с постели. Он хотел было взять свою винтовку и отправиться в лес, но отец остановил его. Между тем небосклон заалел. Со стороны родника послышался звон колокольчика и как будто стон. Джахан-дар-ага узнал по звону, что это колокольчик, привязанный к шее его любимца, ручного оленя. Действительно, вскоре пастухи принесли оленя к дубу, под которым сидел Джахандар-ага. Нельзя было спокойно глядеть на это зрелище. Из груди оленя сочилась кровь. Бедное животное силилось встать на ноги и не могло. Все молчали, думая, какой же негодяй поднял руку на это доброе существо, выросшее среди людей и так доверчиво привязавшееся к ним. Подошел Джахандар-ага, и пастухи расступились. Олень, увидев хозяина, старался собрать последние силы и встать, но, почувствовав свое бессилие, опрокинулся и тихо простонал. В глазах у него стояли слезы. Он просил помощи, молил о ней. Джахандар-ага потемнел. Мало того, что ему было жалко оленя, он понял, что кто-то опять бродит вокруг кочевья, замышляя злое дело. Это не случайность, что ранен его олень, это вражда. Арба Шамхала стояла на некотором отдалении от места, где расположился отец со своими людьми. Услышав выстрелы, Шамхал, как и все, вскочил в тревоге. Первым делом он отыскал взглядом отца: не случилось чего-нибудь с ним? Сейчас Шамхал стоял в стороне и кусал губы. «Кто пристает к отцу? Может быть, думает, что если остался без старшего сына, то можно его задевать?» Шамхал чуть не заплакал от обиды. Когда он злился, но был бессилен что-либо сделать, всегда ему хотелось плакать. То же случилось и теперь. Трудно предполагать, кто подстрелил оленя. Если бы Шамхал знал, кто это сделал, он тотчас же взял бы винтовку и наказал обидчика. Но на олене дело не кончится. Враг, наверно, рыскает за деревьями, под скалами, ищет удобной минуты. Вот-вот пальнет по кочевью и обрушит еще большую беду. Что там олень! Поэтому Шамхал решил издали постоянно оберегать отца. Со стороны виднее любая опасность. Между тем люди под дубом стояли вокруг умирающего оленя. Кто-то из них сказал: — Воля аллаха! Как же получилось, что он убрел на берег реки, а какой-то сукин сын, видать приняв в темноте за дикого оленя, подстрелил его. В домашнего, конечно, не стали бы стрелять. Джахандар-ага ухватился за эти слова. Пусть думают, что произошла ошибка. И так слишком много разговоров о его врагах. К этому времени вернулись люди, ходившие в лес. Хмурый Джахандар-ага спросил у них: — Ну что, никого не видели? — Никого, хозяин. Мы ходили далеко в лес, вслед за собаками. Но там не было никаких следов. — Я же вам говорил — не спите до утра. В дороге надо быть очень осторожными. — Аллах свидетель, мы не сомкнули глаз. Да уж и застрелили его утром, когда рассветало. — Молчи уж! У такого мямли не только оленя, всех собак перебьют. Ну ладно, хватит хлопать глазами. Не прошло и получаса, как становище опустело. Первым пошел по дороге скот, за ним потянулись арбы. Джахандар-ага не поскакал вперед, как бывало. Тихо опустив поводья, ехал он рядом с арбами, был задумчив и хмур, словно не видел ни дороги, ни кочевья, а видел что-то свое.
Ахмед сидел один на крыльце своего «Заежа». Ему было жарко и скучно. Он то и дело вытирал пот со лба, а в виде развлечения наблюдал за хлопотливыми воробьями. Они вспархивали с земли, садились на огород, на ветки дерева, потом снова, словно кто их высыпал из мешка, спускались на землю. Вдруг воробьи исчезли, как если бы их сдуло порывом ветра, не осталось на глазах ни одной пичуги. Ахмед встал, чтобы оглядеться и понять, что случилось, и на тропинке почти у самых своих ног увидел змею. Змея закрутилась пружиной, развернулась и, встав на хвосте, принялась шипеть. Ахмед ясно успел разглядеть и ее холодные глазки, и острые крючковатые зубы. Он успел схватить вилы, прислоненные к стене, и ловким ударом размозжил змее голову. Потом поддел ее и все еще извивающуюся бросил на кусты. «Не сдохнет, пока не увидит звезд», — вспомнил Ахмед народное поверье. Воробьи снова с шумом налетели на дерево. Они оживленно обсуждали происшествие на своем воробьином языке, сердились, хохлились. Как видно, змея была их давним врагом, и теперь им хотелось отвести душу, осыпав ее ругательствами. Они и улетели-то пять минут назад из-за этой змеи. Это она их спугнула, догадался Ахмед. Но как бы не было худа. В народе говорят: у змеи семь братьев. Если убьешь одного, остальные шесть будут мстить. История со змеей несколько развлекла Ахмеда, но потом он снова почувствовал духоту и пустоту длинного летнего дня. Не зря все порядочные люди откочевали на эйлаг. Действительно, идя теперь в сторону деревни, Ахмед видел, что деревня пуста. Те люди, что не уехали в горы, прятались от жары. Оставшиеся детишки сидят в реке. Вот они барахтаются в воде, учатся плавать. Завязали штаны с двух концов и па образовавшиеся пузыри ложатся грудью, плывут. Тропинка пошла огородами. Арбузы лежали вокруг, как стадо баранов. Потрескавшиеся местами дыни источали сладкий, медовый аромат. Ахмед наклонился и невольно сорвал маленькую красноватую, дыню с особенным ароматом и тотчас же услышал голос огородника. По правде сказать, Ахмед не испугался, а обрадовался сторожу: как-никак живой человек. Он подошел к огороднику и поздоровался. Тот кивнул Ахмеду и продолжал заниматься своим делом: достал длинный чубук, опустил один конец его в кисет, набил там табаком и вынул из кисета. Затем, надавив указательным пальцем, разровнял табак. Высек кремнем огонек и стал курить, глубоко втягивая щеки. — Чтобы всегда было изобилие, дядя Рустам, огород у тебя хорош. Не глядя на Ахмеда, присевшего в тени забора на краю арыка, огородник ответил: — Спасибо, сынок, дай бог тебе долгой жизни. — Посадил на паях с моллой? — Да, можно сказать, что так. — Какая часть принадлежит тебе? — Седьмая. Ахмед приподнялся, смерил глазами длину и ширину огорода и про себя прикинул, сколько может достаться огороднику. А дядя Рустам, прищурив глаза, внимательно посмотрел на него и, кажется поняв его думы, улыбнулся: — Слава богу, сынок, и на том спасибо. А без этого что бы я делал? Ахмед, увидев, что огородник не ропщет на судьбу, спросил: — Куда денет молла столько арбузов и дынь? — Продаст. Отвезет в город и продаст. Ахмед умолк. Рустам, кряхтя, поднялся и заковылял по огороду, взял там один хороший арбуз. — Возьми, прохладишься. — Спасибо, ничего мне не надо, дядя. Я пришел по другому делу. — Это такой порядок: кто приходит в огород, должен попробовать арбуз или дыню. А для чего ты пришел, я знаю. Опять будешь просить, чтобы я отправил Селима учиться. Не забивай себе голову. Это никак нельзя. — Почему, дядя Рустам? Ведь мы же уговорились. — Мало ли что. Потом я подумал: не по мне это дело. — А так тоже нельзя. Вот уж сколько времени я тружусь, учу его. Селим сообразительный, способный парнишка. Он непременно должен учиться. Ашраф учится, разве это плохо? — Ты Ашрафа не сравнивай. Он сын Джахандар-аги, богатый. А я кто такой? Ахмед отодвинул арбуз. — Я же тебе объяснял, что все будет за счет государства. Еда, жилье, одежда — бесплатно. Само учение и подавно. Обеспечат и дорожные расходы. Что ты еще хочешь? — Нельзя верить этим властям. Уму, непостижимо, что ты говоришь. — Ей-богу, ты ошибаешься. Поверь мне. Кроме того, я отвечаю за Селима. — Я понимаю, что ты желаешь мне добра, но... — Какое «но»? Селима надо учить, вот и весь раз говор. Рустам некоторое время молчал. Затем затянулся чубуком. Прищурив глаза, сквозь дым посмотрел на Ахмеда. — Ладно, режь арбуз. Потом подумаем. — Нечего здесь думать, об этом и разговора не может быть. А я пришел сюда совсем по другому делу. — Какое еще может быть дело? — Я хочу взять Селима на эйлаг. — На эйлаг? К добру ли? — Сам видишь, дядя Рустам, как здесь жарко. Ребятам трудно учить уроки. А времени остается мало. Я решил собрать своих учеников и увезти их всех на эйлаг. Там они попьют родниковой воды, окрепнут. Как только кочевье вернется с гор, отвезу их в семинарию. Старик глубоко задумался. Морщинки на его лбу сбежались к переносице, глазки уставились в одну точку. Указательным пальцем он придавил пепел в чубуке и сильно затянулся. Всосал щеки. Голубой дым потек по бороде вниз. — Слушай, сынок, есть поговорка: «Твоим голосом Коран бы читать». Мы и сами знаем, что на эйлаге сейчас лучше, чем жариться здесь, в низине. — Я понимаю, дядя Рустам. Но дорожные расходы и еда — все будет за мой счет. — Откуда у тебя богатство? Ты пришелец и, как я слышал, даже не имеешь путной постели. Куда ты хочешь увезти наших детей? — Все это правильно. Но у меня сейчас есть немного денег — накопил из зарплаты. Найму фургон. — А потом? — Один из вас даст нам войлок, другой таловые прутья для шатра, третий постель. И отправимся на эйлаг. Голова у Рустама была повязана платком, почерневшим от пыли и пота. Выслушав Ахмеда, он снял платок и, задумавшись, провел рукой по чисто выбритой макушке: — Слушай, Ахмед, я одного не могу понять. — Что именно? — Эти ребята тебе не родственники. Не братья. Ты даже не из нашего села. Почему же так себя мучаешь? Брат брату куска хлеба не даст, а ты... — Эх, дядя, — глубоко вздохнул Ахмед. — Это и есть наша беда, что мы друг другу не помогаем... Кто лезет вверх, тот не смотрит на падающего. Один слишком богат, а другой гибнет с голода. Один днем и ночыо трудится, а другой скачет на коне. — На все воля аллаха, сынок. — Аллах тут ни при чем. На все воля людей. Не бог делил между людьми эти земли. Рустам словно впервые увидел Ахмеда. Он слушал и только тихо качал головой. «Недаром говорят: бойся воды, которая течет тихо, а человека, который глядит себе под ноги. Ишь как речист. Что ни слово — огонь. А казался тихоней. Но вдуматься, все, что он говорит, верно. С головой человек», — подумал Рустам и, набив свой чубук табаком, опять задымил. — Ну и что же ты хочешь делать? — Помогать своему народу. — Какими богатствами ты располагаешь, чтобы ему помогать? — Я грамотный человек, этим и помогу. Если все будут учиться и станут грамотными, исчезнут бесправье и несправедливость. Я хочу, чтобы люди, которые будут жить после нас, жили бы хорошо. Я хочу, чтобы твой Селим учился и стал просвещенным. Тогда он поймет, где добро и где зло. Я хочу, чтобы он не работал на других. Понятно? — Говоришь-то ты складно. Но мир как жил до нас, так и будет жить дальше. Все, о чем ты говоришь, непоправимое дело. — Поправимое. Я обучу этих ребят. А каждый из них будет учить детей. Тогда все станут грамотными и просвещенными, невежество отступит. Наука подобна свету. Чем больше она будет охватывать людей, тем меньше места останется для мрака. — Ладно, может, ты меня и уговорил, сын мой. А с другими отцами ты уже разговаривал?.. Разрежь арбуз. Раз такое дело, я скажу своей старухе, она напечет на дорогу хлеба. Отправляйтесь с богом! Ахмед достал нож и разрезал арбуз, легко развалившийся на две красные половинки.
Ашраф прогуливался по лесу. Увидев в траве землянику, он надел пиджак, который до этого был у него накинут на плечи, положил книгу в карман и опустился на колени. Он начал ползать в траве, ища сладкие сочные ягоды и углубляясь все дальше в лес. Постепенно он так увлекся своим занятием, что не мог бы сказать, давно ли он в лесу и где именно находится. Впереди послышались голоса и звонкий девичий смех. Ашраф встал на ноги. Он увидел, что впереди него за деревьями просвечивает поляна. Девушки повесили веревки на сучок большого карагача и устроили качели. В то время, когда Ашраф подошел к краю леса и все это увидел, на качелях раскачивалась Пакизе. Девушка была одета в то же самое платье, в котором Ашраф увидел ее тогда, на берегу Куры. Платье раздувалось, как зонтик, на шее звенели бусы, келагай сполз на плечи, а косы метались, падая то на спину, то на грудь. Девушка разгорячилась катаньем, увлеклась и не видела, что качели летают наполовину над зеленой мягкой поляной, а наполовину над зияющей каменистой пропастью. Ашраф не сводил глаз с Пакизе. Ему казалось, что сейчас она в верхней точке слетит с качелей и взовьется высоко в небо, до белых облаков, до самого синего купола. Но сама Пакизе не видела, должно быть, ни глубокой темноты пропасти, ни глубокого светлого неба. Она старалась раскачиваться еще сильнее. Подруги Пакизе начали ее донимать. Одна из них взяла тонкий прут, а другая вооружилась крапивой. Когда Пакизе пролетала мимо них, они хлестали ее по ногам и кричали: — Как зовут жениха? — У меня его нет! — кричала им Пакизе, снова взмывая в небо. Но девушки знали, что сейчас она опять окажется внизу, и держали крапиву наготове. — Если не скажешь, не перестанем. Крапива больно обжигала щиколотки Пакизе, но та крепилась. — Я же сказала, что жениха нету. — А кого в сердце носишь? — Не скажу! — Скажешь! Упрямилась Пакизе, упрямились и ее подруги. Ноги Пакизе покраснели от крапивы. Чтобы быстрее пролетать мимо подруг, Пакизе раскачивалась еще сильнее. Она по-прежнему не думала о том, что качается, в сущности, над пропастью и что если сорвется с качелей, то неизбежно упадет на острые камни. Ашраф не мог больше смотреть на столь опасную игру и вышел из своего укрытия. Девушки смутились и побросали крапиву. В это время ветка, к которой были привязаны качели, надломилась. Пакизе поздно поняла опасность, она испуганно оглянулась и только теперь увидела, что висит над глубокой пропастью. А надломившаяся ветка продолжала трещать и нагибаться. Ашраф бросился к качелям и в то время, когда они откачнулись от обрыва, схватил их. Раздался треск, ветка переломилась, а Пакизе и Ашраф оказались на земле. Пакизе ударилась коленкой о землю, но не почувствовала боли. Важнее всего было для нее поправить платье. Она никак не могла понять, откуда в такую минуту взялся Ашраф, хотя и понимала, что именно его появление спасло ее от неминуемой смерти. — Сумасшедшая? Разве можно так качаться?! Голос Ашрафа привел девушку в себя. Она увидела, что и Ашраф ободрал себе локоть и колено. Забыв о том, что рядом стоят подруги, она бросилась к Ашрафу: — Ой! Ты сильно ушибся? Ашраф улыбнулся: — Обо мне не беспокойся. А как ты? Девушки взяли Пакизе под руки и увели. Ашраф заметил, что она слегка прихрамывает. Оставшись один, Ашраф поглядел еще раз на сломанную ветку, на пропасть, на белые облака. Потом он спустился по тропинке вниз, в долину. На берегу реки ему захотелось посидеть на камне. В воде резвились маленькие рыбешки. Как бывало в детстве, Ашраф разделся и залез в воду, чтобы шарить под скользкими камнями и ловить рыбок. Царапины заныли от холодной воды. Ашраф приложил к ним листья лилий. Когда он уже оделся и пошел вверх по тропинке, где-то рядом раздался выстрел. В лесу и в скалах отозвалось гулкое, протяжное эхо. Ашраф остановился и посмотрел в сторону выстрела, но ничего не увидел. Но тут из-за камня навстречу ему вышел человек. Ашраф вздрогнул и отскочил. — Шамхал, ты? — Ложись! Шамхал схватил брата за плечи и спрятал его за камнем. Он был бледен, руки его дрожали. — Что с тобой, это ты стрелял? — Ты что, ничего не понимаешь? Шамхал немного успокоился и даже скрутил папиросу. Ашраф рукой отогнал от себя едкий дым. — Где ты бродишь? — спросил Шамхал. — В лесу. — Чуть не разорвалось сердце. — А что случилось? — Я думал, стреляют в тебя. — Кому я сделал плохое, чтобы в меня стрелять? Шамхал бросил на брата косой взгляд, затем улыбнулся.
|
|||
|