Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Портной. Горелки. Лодочник. Рыболов. Жадина. Длинноух. Пан-капитан



Портной

Скрестив ноги, портной сидит на полу и шьет кафтан. Границы комнаты определены четырьмя штрихами. Один из играющих выступает вперед и заводит разговор:

- Портной, чего шьешь?

- Кафтан.

- Кому?

- Боярину одному.

- А сукно чье?

- А его.

- А он за него платил?

- Платил.

- Честно?

- Честно.

- А почем?

- А я не причем.

- А ты портной с пустой головой (Лучше: – А ты дурак!)

На этих словах портной вскакивает и салит всех подряд. Ему кричат: «Портной – подавился иглой!» Осаленный выбывает. Портному, в любом случае не стоит салить больше полдюжины.

 

Портной с его острыми иглой и ножницами сам собой как бы вызывает на противоречие. Поступки его свидетельствуют об умственной односторонности. Ребенок, который сохраняет в себе еще полного человека, радуется, когда ему удается вывести из себя другого. Дети девяти лет являются часто поистине прекрасными актерами, роль портного они проводят поразительно осознанно.

 

Горелки

Описание опускается

 

Детям доставляет большое удовольствие все снова повторять ту же присказку и переживать, как разлучившись, они снова соединяются.

 

Лодочник

Двумя линиями обозначается река. У берега в своей лодке сидит Лодочник, он, однако, не может переправиться, потому что у него забрали весло. Играющих нельзя салить на земле. Лодочник пытается вернуть себе весло, которое переходит из рук в руки, осалив того, кто его в настоящий момент держит. Если ему это удается – игра выиграна. Осаленный без весла становится помощником Лодочника. Лодочника дразнят:

Лодка без весел,

Лодочник безносый.

Весло

Унесло.

А где нос? –

Вот вопрос!

 

В возрасте девяти лет не так уж много нужно, чтобы оживить фантазию ребенка. Это достигается тем лучше, чем большая устанавливается связь с каким-либо архетипическим образом, например, это – перевозчик, Лодочник.

 

Рыболов

Изогнутый круг является озером. Держа наготове удочку, палку с веревкой, конец которой чем-нибудь слегка утяжелен, рыболов идет вдоль берега, приговаривая:

Я по бережку иду.

Я держу в руках уду.

Как закину –

Рыбку выну!

Затем он закидывает удочку, пытаясь поймать кого-нибудь из участников, так чтобы веревка обмоталась у него вокруг ног. Пойманный сажается в «садок». Когда садок полон, выбирается новый рыболов.

 

В этой игре полдела заключено в том, чтобы наполнить ее фантазией, и направлена она должна быть не столько на подпрыгивание, сколько на внутреннюю подвижность, страх, радость, превращение в рыбу.

 

Жадина

Дети стоят в кругу, взявшись за руки. В центре – Жадина, довольно гадкий парень. Его дразнят так:

Жадина – говядина,

Турецкий барабан!

Кто на нем играет? –

Вовка-таракан.

Выслушав это, Жадина пытается вырваться из круга. Если ему это удается, он может всех салить. Никаких «домиков» нет. Осаленный доложен помогать ловить оставшихся. Последний может назначить нового Жадину, в том числе самого себя.

 

Жадина – это некоторым образом, неуправляемая волевая натура (человек), которая перестает быть опасной, лишь если ее мудро включить в общий порядок. В данном случае – круг. Когда же такая воля действует беспрепятственно, человек попадает в зависимость от нее. Дети чувствуют эти вещи и стараются удержать Жадину.

 

Длинноух

Посреди стоит воображаемый кухонный котел. Один из играющих сидит на нем, а другие танцуют вокруг со следующей присказкой:

Ослиная башка,

Уши – три вершка.

Похлопай ушами –

Побегай за нами!

Неожиданно осел вскакивает и пытается кого-нибудь осалить. Если ему это удается, осаленный должен на закорках отнести его к котлу. Новый осел – новая игра.

 

Длинноух – добродушный недотепа, позволяющий ходить себе по ушам, пока у него наконец не лопается терпение. Когда же ему дается осалить одного из обидчиков, невезухе приходит конец. Перевернутый котел, символ неизменной страсти набивать брюхо. Он, после того, как показал, что сам кое на что способен, передает другому. Подчас весьма забавно наблюдать, с каким триумфом бывший объект насмешек восседает на спине недавнего обидчика.

 

Умник

Один из играющих садится посреди – это Умник. Остальные свободно перемещаются в 10-15 метрах вокруг него. Он поначалу спит, затем медленно поднимает голову и говорит:

Солнце светит, снег идет,

Я все знаю наперед.

Кто пошевелится,

В камень превратится!

Начинается игра. Каждый старается подойти к Умнику сзади и прикосновением к спине разрушить его могущество. Если ему, в свою очередь, удается ухватить подкрадывавшегося, Умник громовым голосом кричит: «Петя (или Таня), стой!» Застигнутый обращается в соляной столб и должен оставаться на своем месте до окончания игры.

 

Взгляд Умника парализует движение. Он обладает властью над всем, что движется и шевелится. Умник – это не аллегория какого-то явления в мире, но символ той силы, которую человек открывает в себе позднее, чистого рассудка. Подобный образ в состоянии заронить в душу ребенка нечто такое, что в последствии послужит более углубленному пониманию мира.

 

Пан-капитан

Корабль можно обозначить, например, какой-нибудь дощечкой. Пан-капитан стоит на ней. В руках у него палка, отталкиваясь которой, он пытается передвигаться. Практически ему это удается. Прочие играющие дразнятся:

Пан-пан, капитан,

Дырявая калоша.

Он пыхтит, он кряхтит,

Сдвинуться не может!

Тот, кого Пан-капитан коснулся палкой, причем нижний конец ее в это время должен опираться в пол, выбывает. Если Пан-капитан сошел со своего корабля, им должен завладеть другой и постараться привести судно к берегу, т.е. выехать из заранее намеченного круга.

 

Фантазия ребенка способна обратить дощечку в большой корабль. Не следует упускать из виду и того, что каждому надлежит направить судно своей жизни. А если оно не движется, чтобы выстоять, надо собрать все силы.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.