Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Жесткие правые



Жесткие правые

Жесткие правые в плане методологии представляют группу ультра-профессионалов, которые занимаются тем, что всячески уве­личивают и без того огромное число научных методик — дедуктив­ных, статистических и экспериментальных. "Мягкий" исторический, дескриптивный и нефальсифицированный количественный анализ они оценивают как "до-профессиональный", отсталый, хотя в по­следнее время произошло весьма примечательное повторное откры­тие политических институтов, и была сделана попытка соотнести формальные дедуктивные методы с эмпирической традицией, осно­воположниками которой считаются Г.Госнелл, П.Херринг и В.Ки.

Уильям Митчелл[10], анализируя направление "общественного выбора" в политической науке, выделяет два основных центра — Виржинскую и Рочестерскую школы. Виржинская школа, идеи кото­рой распространены в основном среди экономистов, была основана Джеймсом Бьюкененом и Гордоном Таллоком. Основоположником Рочестерской школы, более влиятельной среди политологов, стал Уильям Райкер. Обе школы склонны скептически рассматривать политику и бюрократию и довольно консервативны во взглядах на денежные отношения. Но приверженцы Виржинской школы абсолют­но убеждены, что именно рынок является основой эффективного распределения. По мнению Митчелла, они "твердо уверены в том, что экономика, построенная на частном хозяйствовании, гораздо бо­лее устойчива, эффективна и, возможно, более справедлива, чем другие виды экономических систем, и последствия распределения ресурсов гораздо эффективнее, чем результаты политических процес­сов. ... Большинство трудов [Виржинского] центра по изучению об­щественного выбора обосновывают теорию несостоятельности поли­тических процессов ... несправедливость, неэффективность и принуждение являются общими результатами демократической политики"[11]. В двух книгах: "Дефицит демократии: политическое наследие лорда Кейнса"[12] и "Экономика политики"[13] Бьюкенен утверждает, что избиратели в своих действиях руководствуются личными эгоистичес­кими интересами, они всегда выступают против налогов, за матери­альные выгоды для себя; политики же играют на этих интересах, а бюрократы стремятся расширить свою власть и увеличить возмож­ность распоряжаться ресурсами, не считаясь с интересами общества.

Взгляды этих теоретиков различаются в той мере, в какой они считают модель личных интересов и максимальной выгоды отвечающей социальной реальности. Некоторые ученые применяют эту мо­дель лишь для построения гипотез. Так, Роберт Аксельрод, используя дедуктивное и компьютерное моделирование в научном эксперимен­те, вносит значительный вклад в наше понимание того, как возника­ют нормы сотрудничества и, в частности, как в рамках модели лич­ных интересов и максимальной выгоды развиваются нормы междуна­родного сотрудничества. Дуглас Hорт, Самуэль Попкин Роберт Бейтс (1988) и другие сочетают использование модели "рационального вы­бора" с социологическим анализом при изучении исторического процесса и развития стран третьего мира.

Описанная выше точка зрения занимает оборонительные позиции, что подтверждается последними комментариями ученых, имеющих значительный вес в науке. Так, Герберт Саймон подвергает сомнению правильность гипотезы о возможности рационального выбора: "Для любого исследования, и в особенности для нашего, важно определить, собираемся ли мы изучать практически всеведущего "гомо экономикус", представленного теорией рационального выбо­ра, или ограниченно рационального "гомо психологикус", которого представляет когнитивная психология. Это важно для исследования, но также важно и для составления правильного представления о политических институтах. Джеймс Мэдисон прекрасно это понимал, и его взгляд на сущность человека можно найти на страницах "Федералиста": "Поскольку людям присуща определенная доля без­нравственности, постольку это требует определенной доли подозри­тельности и недоверия. Но существуют и другие качества человека, которые определяют наличие определенной доли уважения и дове­рия". Надо признать, что точка зрения об ограниченности человечес­кой рациональности и хрупкости таких понятий, как мотив и причи­на, довольно гармонична и реалистична”[14].

Д.Марч и И. Ольсен критикуют формализм, присущий теоретикам общественного выбора: "Новый институционализм — это эм­пирически обоснованный предрассудок, утверждение о том, что все, что мы наблюдаем в мире, несовместимо с теми способами рассужде­ния, которые предлагают нам современные теории. ... Бюрократичес­кий аппарат, законодательное собрание и апелляционный суд явля­ются аренами борьбы социальных групп, но они также представляют собой набор стандартных рабочих процедур и структур, которые слу­жат для выявления и защиты интересов"[15]. Эти ученые сомневаются в существовании рационального эгоизма и приводят следующие аргу­менты: "Хотя эгоизм, без сомнения, пронизывает политику, действие часто ориентируется скорее на определенные нормы поведения, чем на просчитывание результата того или иного выбора. Таким образом, политическое поведение, как и всякое другое поведение, можно рас­сматривать в рамках норм, обязанностей, ролей и правил"[16].

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.