Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Мягкие левые



Мягкие левые

 

Приступим к описанию мягких левых. Все они считают,чтонельзя понять эмпирический мир, рассматривая отдельные его сферы, его можно познать лишь в пространственно-временной целост­ности. "Критическая теория", развитая Хоркхаймером, Адорно, Маркузе и другими представителями Франкфуртской школы, отри­цает мнимую отчужденность и разобщенность социальной науки. Различные области социального процесса должны рассматриваться "как аспекты общей ситуации в определенный момент исторических изменений"[3]. Изучающие, так же как и предмет изучения, вовлечены в борьбу. Поэтому объективный подход здесь невозможен. "Позитивисты не могут понять, что процесс познания неотделим от исторической борьбы людей с миром. Теория и теоретизирование вторгаются в социальные процессы. Теоретик не может оставаться в стороне, лишь пассивно рассматривая, отражая и описывая "общество" или "природу"”[4]. Тот, кто берется понимать и объяс­нять, должен нести ответственность за результаты своей деятельнос­ти. Политическая наука в позитивистском смысле слова неотделима от идеологической ответственности. Проводить между ними грань — значит поддерживать существующий исторически отживающий по­рядок.

Наиболее ортодоксальные марксисты, такие, как Перри Андерсон (1976), Горан Терборн, Филипп Слэйтер и др., разделяя методо­логический подход "критической теории", идут дальше, утверждая, что, не приняв исторический материализм в его наиболее полном редукционистском смысле, когда сфера политического объясняется с позиций классовой борьбы, нельзя понять взаимоотношения между теорией и практикой.

Внутренние особенности "мягкого левого" направления не­сколько нарушают четырехмерную метафору отдельных столиков. Теоретики-марксисты разных школ — "критические теоретики", сторонники теории зависимости и теории мировой системы — постоян­но ссорятся за своим столиком. В чем они все согласны, так это в том, что теория и практика едины, что невозможно отделить науку от по­литики. Отсюда следует логический вывод: позитивистская полити­ческая наука, считающая необходимым различать научную и полити­ческую деятельность, находится в отрыве от единого исторического процесса и придерживается статус-кво, что довольно неразумно с ее стороны. Позитивистская политическая наука не в состоянии вос­принять историческую диалектику, согласно которой переход от ка­питализма к социализму неизбежен.

Фернандо Кардозо, ведущий представитель "теории зависимо­сти", противопоставляет методологию этой теории северо­американской традиции в социальной науке: "Мы пытаемся восстановить интеллектуальную традицию, основанную на всеобъемлющей социальной науке. Мы хотим найти глобальное и динамическое по­нимание социальных структур вместо того, чтобы рассматривать лишь специфические черты социального процесса. Мы противостоим академической традиции, которая представляет власть и социокультурные отношения независимыми друг от друга и вместе — от эконо­мики, как если бы каждое из этих понятий относилось к разным об­ластям реальности... Мы используем диалектический подход к изуче­нию общества, его структур и изменений... И, наконец, что следует обсуждать как альтернативу, так это не консолидацию государства и реализацию идеи "автономного капитализма", а то, как ликвидиро­вать их. Поэтому важным вопросом является поиск путей построения социализма"[5]. Из этого следует, что политическая наука только тогда может считаться наукой, когда нацелена на построение социализма.

Один из ведущих американских толкователей теории зависимости Ричард Фейген считает, что взгляды Кардозо разделяют сто­ронники "теории развития" в академической науке. Реальный про­гресс в научном обосновании "теории развития" возможен, если рес­труктурировать асимметричные международные властные отношения и "пересмотреть самые основы капиталистических форм развития... Только, когда наступит этот переломный момент, который даст тол­чок научной критике глобальной капиталистической системы, мы сможем говорить о том, что процесс изменения основной парадигмы американской социальной науки набирает обороты и приближает науку к действительности"[6].

Две новейшие интерпретации истории американской политической науки показывают, что "мягкая левая" критика уже приобрела в некотором роде инерцию. Дэвид Риччи в "Трагедии политической науки"[7] отмечает, что появление либеральной научной школы поли­тической науки в Америке в послевоенный период доказывает безус­ловную ценность плюралистического либерализма. Убедительность этой "эмпирической политической теории", представленной такими политологами, как Д.Труман, Р.Даль, Ч.Линдблом, группой специа­листов по электоральному поведению Мичиганского университета и другими, была поколеблена беспорядками конца 60-х и начала 70-х, дискредитацией американской политики и публичной политики вообще. Риччи обращается к этому бихевиоралистско-постбихевиоралистскому эпизоду, чтобы показать, что политология как эмпирическая наука без систематического обращения к моральным и этическим нормам и ценностям и без воплощения их в поли­тическом действии обречена на разочарования. Политическая наука должна тщательно продумывать все возможные варианты, в против­ном случае ее ждет "уход в себя" (существование "науки для науки") и, следовательно, бесплодное существование.

"Мягкая левизна" Риччи — это разновидность умеренно левого гуманистического направления. Чего не скажешь о Раймонде Сейдельмане, который предлагает гораздо более радикальную трактовку истории американской политической науки. В книге под названием "Освободившиеся от иллюзий реалисты: политическая наука и аме­риканский кризис, 1884-1984"[8] Сейдельман пишет, что в американ­ской политической науке существовало три направления: институционалистское, демократическое популистское и довольно быстро от­жившее направление "либеральной политической науки", возникшее в 20-30-е годы в "школе" Чикагского университета и процветавшее в Соединенных Штатах примерно до 70-х годов. Институционалистское течение продолжает гамильтонско-мэдисонскую традицию гос-подства конституционной системы, фактически подавляющей волю большинства. Теория разделения властей обусловлена в данном случае недоверием к предпочтениям народа. Противоположностью этой традиции американской политической теории является демократиче­ское популистское направление, получившее выражение в раннем аграрном эгалитаризме, аболиционизме, популизме и т.п. Эта вторая "традиция Томаса Пэйна" является антигосударственнической, ан­типравительственной; она была дискредитирована в процессе разви­тия индустриально-урбанистического общества, которому требова­лась сильная власть центра.

Третья традиция была основана на вере в возможность науки обеспечить такую политику, которая способствовала бы созданию мощного национального государства, управляемого опытными профессионалами, действующими конструктивно, последовательно, в государственных интересах при сознательной поддержке большинст­ва народа. Эта мечта о великой конструктивной силе политической науки была развеяна как с политической, так и с научной стороны. Политическая реальность обернулась образованием разобщенных научных элитарных "групп интересов" и "железных треугольников", неспособных к проведению согласованной и эффективной политики. Наука же превратилась в далекое от реальности занятие, мало связан­ное с политикой и публичной деятельностью. В заключение Сейдельман пишет: "Исторически политологический профессионализм лишь скрывал фундаментальные конфликты и настроения в амери­канской общественной жизни, поскольку граждане рассматривались как объекты снисходительной опеки политического патернализма... Пока политологи не осознают бесплодность использования только профессионализма для реализации своей демократической политики, интеллектуальная жизнь будет идти вразрез с подлинными, хотя, может быть, и скрытыми до последнего времени, мечтами американцев. История политической науки подтвердила это отчуждение от реаль­ности, хотя и пыталась преодолеть его. Решить проблему должна со­временная политическая наука, если заблуждения будут развеяны новыми демократическими реалиями"[9].

Таким образом, суть мягкого левого направления — это атака на профессионализм в политической науке, призыв академического сообщества к включению в политическую борьбу, к изучению левых идеологий, в частности, умеренного или революционного социализ­ма.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.