Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Книга VIII УРАНИЯ 13 страница



 

[835] 835. . Упомянутое солнечное затмение наблюдалось 17 февраля 478 г. Геродот (или его источник) неправильно отнес это событие к походу царя против Греции, предпринятому двумя годами раньше.

 

[836] 836. . Иранцы почитали Солнце (Хвар) и Луну (Магх). Здесь имеются в виду скорее не собственно прорицания оракулов, а астрологические расчеты, которые халдеи производили по положению и фазам Луны.

 

[837] 837. . “Тысяча” здесь не указание на численность телохранителей, а перевод персидского наименования для телохранителей. Их начальник назывался “хазабрапати” (начальник тысячи).

 

[838] 838. . Кони из знаменитого конского завода в Нисе в Парфии.

 

[839] 839. . Священная колесница Ахурамазды (или бога Солнца).

 

[840] 840. . Подобные копья носят телохранители на рельефе из Персеполя.

 

[841] 841. . “Десять тысяч” не указывает на численность, а только на название личной охраны царя.

 

[842] 842. . Войско шло через плодородную равнину Бергамы к побережью и затем вдоль побережья до Троянской равнины.

 

[843] 843. . Герои почитались как подземные боги; им совершали возлияния.

 

[844] 844. . Ксеркс молился Митре, персидскому богу Солнца.

 

[845] 845. . В Ксерксе видели сверхчеловеческое, божественное существо. Жречество Аполлона поддерживало этот взгляд (ср. VII 220). Сам Ксеркс (согласно лидийцу Ксанфу) объявил себя “спасителем” мира от зла и смут, устанавливающим в мире новый порядок (ср.: В. В. Струве. Этюды, стр. 131, 132, 140).

 

[846] 846. . Здесь, по преданию, Гелла ринулась в море.

 

[847] 847. . Геродот имеет в виду прибрежную полосу между современными городами Макри и Дедеагач.

 

[848] 848. . С этим именем связаны мифы о Дионисе и Орфее.

 

[849] 849. . Численность армии Ксеркса сильно преувеличена. Вряд ли число воинов было больше 200 000 человек.

 

[850] 850. . Геродот перечисляет персидское войско по родам оружия. Персидские военные силы делились (не по региональному принципу) на пехоту, кавалерию и флот. В пехоте были лучники, копьеносцы и метатели дротиков; в кавалерии – всадники, всадники на верблюдах и боевые колесницы. Этот принцип деления, впрочем, при отсутствии единого языка для команды весьма затруднял перегруппировку отдельных войсковых соединений в рамках тактического движения и приводил к поражению персов.

 

[851] 851. . Здесь впервые встречаем чешуйчатый панцирь. Впоследствии его заимствовали римляне от парфян.

 

[852] 852. . Имеется в виду так называемая “акинака” – оружие персов и скифов.

 

[853] 853. . Имя персов произошло от области Персиды (перс. “парса”, акк. “парсуа”), которую персы завоевали между 675 и 640 г. до н.э.

 

[854] 854. . Игра слов, основанная на сходстве имен.

 

[855] 855. . Повязка на лбу, концы которой свешивались по обеим сторонам лица.

 

[856] 856. . Речь идет об арабах в совр. оазисе Джоф.

 

[857] 857. . Вероятно, золотая статуя богини Анаиты, черты лица которой напоминают царицу. Само слово Анаита, по Гесихию, означает “золотая”.

 

[858] 858. . Здесь соединены племена из различных стран по их одинаковому вооружению в одну военную единицу.

 

[859] 859. . Греки сирийцами называли также каппадокийцев, живших на каппадокийском берегу Понта.

 

[860] 860. . Геродот сообщает здесь о переселении фригийцев из Фракии. Это переселение стояло в связи с движением на юг дорийских племен и армянским переселением в Переднюю Азию и привело к падению хеттского царства.

 

[861] 861. . Армении, по Геродоту, так же как и фригийцы, переселились из Фракии.

 

[862] 862. . Имеется в виду мисийский Олимп (совр. Кешиш-даг).

 

[863] 863. . Лакуна в тексте. По связи речь шла о писидийцах, которые обитали в труднодоступной горной области к северу от залива Анталия.

 

[864] 864. . Речь идет об островах в Персидском заливе.

 

[865] 865. . Ср. ниже, IX 102.

 

[866] 866. . Наряду с разделением по родам оружия в персидском войске существовало, таким образом, членение на отряды по 10000, 1000 и на более мелкие подразделения. Эта новая организация войска сменила старое деление по племенам. Алтайские кочевники переняли эту новую организацию войск от иранцев.

 

[867] 867. . На этих индийских колесницах, запряженных четверкой коней, находились возница и два лучника.

 

[868] 868. . Здесь были также арабские всадники на верблюдах, которые помогли Киру выиграть битву с Крезом {ср. I 80).

 

[869] 869. . Здесь имеется в виду совр. Персидский залив. По Геродоту, финикияне (арамеи) ок. 1400 г. до н.э. из области Персидского залива дошли до сирийского побережья Средиземного моря около совр. Алеппо.

 

[870] 870. . На о. Кипре Геродот выделяет три слоя населения: греки (пришли на остров ок. 1350 г. до н.э.), финикияне и эфиопы (исконное население).

 

[871] 871. . Греческие переселенцы в Памфилии были ахейцами и пришли из Пелопоннеса в XIV в. до н.э.

 

[872] 872. . Ср. выше, I 173.

 

[873] 873. . Ср. выше, I 171.

 

[874] 874. . Мифы о Данае и Ксуфе указывают на два важных фактора в образовании древнегреческих городов-государств: во-первых, на “Египет”, под которым следует разуметь о. Крит с его древней культурой, и, во-вторых, на дорийских и ионийских переселенцев, которые проникли на юг через Фессалию.

 

[875] 875. . Афиняне (т.е. ионийские жители Аттики), по Геродоту, составляли часть ионийских переселенцев в Малую Азию.

 

[876] 876. . Именно, когда эолийцы жили в Пеласгиотиде, откуда их изгнали дорийцы.

 

[877] 877. . Легкие суда вроде современных катеров, которые первоначально строились на Кипре, назывались “керкурами”. Численность персидского флота преувеличена. По Эсхилу, персидский флот при Саламине насчитывал 1000 кораблей.

 

[878] 878. . Артемисия командовала отрядом кораблей персидского флота, состоявшего из ее собственных кораблей и кораблей Коса, Нисира и Калидны.

 

[879] 879. . Имеется в виду золоченый балдахин.

 

[880] 880. . Этот диалог между Ксерксом и Демаратом, по-видимому, выдуман Геродотом.

 

[881] 881. . Самосожжение Бога можно понять как жертву богу солнца Митре.

 

[882] 882. . Ср. VII 59.

 

[883] 883. . Ср. выше, V 7.

 

[884] 884. . Эти племена жили в области горы Крушницы.

 

[885] 885. . Ксеркс избрал путь южнее горы Крушницы, ведущий к Стримону.

 

[886] 886. . Маги приносили жертву не богу реки, а Митре, которому были посвящены белые кони. Митра был также богом победы.

 

[887] 887. . Человеческие жертвы в эпоху Геродота были редкостью.

 

[888] 888. . Фракийские племена считали персидского царя богом, а путь, по которому он шел, священным.

 

[889] 889. . За “благодеяния” городу, т.е. из-за выгоды, полученной от строительства канала, Артахей был причислен к героям, владыкам подземного мира.

 

[890] 890. . Здесь Геродот описывает путь одной части персидского флота, которая должна была произвести реквизицию кораблей и набор команды в городах залива Кассандры. Главные силы персидского флота шли прямо от мыса Дрепанон к мысу Палинури.

 

[891] 891. . Эти городки представляли собой цепь маленьких укреплений, прикрывавших вход в Салоникский залив.

 

[892] 892. . Здесь описывается узкий коридор, соединявший тогда Македонию с Салоникским заливом и доходивший до моря у устья Аксия (совр. Вардара).

 

[893] 893. . Ксеркс направился от залива Орфани внутри страны и дошел до р. Галика, впадающего в море.

 

[894] 894. . В микенское время, как показывают изображения, львы еще водились повсюду в Греции.

 

[895] 895. . Темпейская долина длиной в 7 км, по которой протекает р. Пеней.

 

[896] 896. . Ксеркс с главными силами через долину Верхней Вистрицы и затем, вероятно, через проход Волустана достиг Фессалийской области. Другая группа персидской армии шла через Темпейскую долину мимо г. Гонна. Этот марш двух разных групп персидской армии имел целью затруднить оборону горных проходов на пути по побережью.

 

[897] 897. . Таким образом, все греческие города от фессалийской границы до Патрасского залива (исключая западные области – Эпир, Этолию и Акарнанию) подчинились персам. Только Аттика, Платеи, Евбея, Коринф, некоторые острова и большая часть Пелопоннеса защищали свою независимость.

 

[898] 898. . Несмотря на то что беотийцы дали персам “землю и воду”, все же их отряды сражались при Фермопилах.

 

[899] 899. . Эллинский союз под руководством Спарты, вероятно, образовался перед началом ионийского восстания.

 

[900] 900. . В подлиннике προσχυνέειν (оказывать почтение божеству; приветствовать, падая ниц и целуя край одежды). Персы почитали царя как божество.

 

[901] 901. . Речь идет о жителях Тиринфа, которые после разрушения их города (в 468 г. до н.э.) основали новый в Аргосском заливе.

 

[902] 902. . Именно в 430 г. до н.э.

 

[903] 903. . Почти во всех греческих городах существовали проперсидские партии и партии независимости. Общины Фессалии, Беотии, Локриды, возглавляемые земледельческой аристократией, стояли за подчинение персам. Группы, заинтересованные в торговле с Персией, держались также персидской ориентации. К антиперсидской партии принадлежали мелкие крестьяне и ремесленники, которые опасались в случае победы персов потерять влияние в государстве. В Афинах и в Спарте война с персами считалась справедливой войной. Перед лицом страшного нашествия в Афинах все группы населения объединились и возглавили патриотическое движение остальных греков.

 

[904] 904. . Поэтическое выражение, вероятно, из какого-нибудь прорицания оракула.

 

[905] 905. . Т.е. в священный покой, куда вошли послы после совершения обрядов очищения, чтобы выслушать изречение Пифии.

 

[906] 906. . Дельфийский храм был общеэллинским святилищем. Естественно было ожидать, что Пифия возглавит всенародное движение. Но Пифия оказалась под влиянием персофилов. Дельфийское жречество во время греко-персидских войн решительно стало на сторону персов. Поэтому Дельфы не были разрушены, и их сокровища уцелели. Геродот делает все возможное, чтобы снять с Дельфов подозрение в сочувствии персам.

 

[907] 907. . Ассирийские колесницы, которыми пользовались персидские цари, подобно ассирийским царям.

 

[908] 908. . Скала Кекропа – акрополь, где находилась гробница этого героя.

 

[909] 909. . Под “деревянными стенами” Пифия несомненно разумела те же корабли, которые должны были увезти афинян на запад, “на край земли”.

 

[910] 910. . Фемистокл уже раньше занимал важные государственные должности, среди них должность архонта-эпонима, но только после изгнания своего соперника Аристида в 484/83 г. до н.э. он смог провести в жизнь свои планы.

 

[911] 911. . Народное собрание постановило отказаться в пользу государства от ранее распределявшихся между гражданами доходов с Лаврийских серебряных рудников. Однако этой суммы было далеко не достаточно для постройки кораблей.

 

[912] 912. . Ср. выше, VI 49, 94.

 

[913] 913. . Из Южной России экспортировался хлеб в Пелопоннес и Среднюю Грецию. Уже тогда эти области не могли прокормиться без импорта хлеба.

 

[914] 914. . Персидский царь, конечно, знал о раздорах и длительных войнах между Спартой и Аргосом, и поэтому весьма вероятно, что он заключил с Аргосом союз против Спарты. Аргос – главный соперник Спарты в Пелопоннесе. Во время написания VII книги Геродота Аргос был в союзе с Афинами. Геродот, усвоивший афинскую ориентацию, должен был щадить афинского союзника и всячески выгораживать поведение Аргоса во время Персидской войны. Поэтому Геродот предпочитает воздерживаться от суждения о том, как было дело в действительности (ср.: С. Я. Лурье. История, стр. 78–79).

 

[915] 915. . Афинские послы встретились в Сусах с аргосскими послами, конечно, не случайно. Общественное мнение видело в соглашении с персами нечто позорное. Поэтому Геродот прибавляет, что афиняне прибыли в Сусы “по другому делу” (а отнюдь не для соглашения с персами, как это, по-видимому, было). Каллий (глава посольства) подвергался ожесточенным нападкам в Афинах.

 

[916] 916. . Вероятно, аргосцы в 465 г. до н.э. отправили посольство к персидскому царю Артаксерксу и просили о продолжении союзного договора, заключенного с Ксерксом. Возможно, что по этому договору аргосцы получали ежегодные субсидии от персов.

 

[917] 917. . Деметра и Персефона. Иерофанты – верховные жрецы.

 

[918] 918. . Гелон представлял интересы гаморов – знатных крупных землевладельцев.

 

[919] 919. . Сицилия была страной крупного землевладения. Так называемая народная партия была подавлена Гелоном.

 

[920] 920. . Ср. выше, V 42-46.

 

[921] 921. . Спартанцы выставили притязание на наследство “царя народов” Агамемнона. Это притязание вместе с планами господства в Элладе получило свое выражение в перенесении костей Ореста в Спарту (ср. I 67–68).

 

[922] 922. . Афиняне, ссылаясь на Кекропа, своего первого царя, которого, согласно мифу, породила земля, считали себя древнейшими жителями Греции.

 

[923] 923. . Илиада II, 550.

 

[924] 924. . Из этого города был изгнан его отец.

 

[925] 925. . Под ливийцами здесь следует понимать хамитские племена в совр. Тунисе и Алжире.

 

[926] 926. . Около 600 г. до н.э. элисиков вытеснили кельтские племена Пиренеев, пришедшие из области совр. Боденского озера.

 

[927] 927. . Это был один из двух суффетов Карфагена, высших должностных лиц, выбиравшихся на один год.

 

[928] 928. . В Наваринской бухте у мыса Тенара.

 

[929] 929. . Имеется в виду похищение Елены Парисом.

 

[930] 930. . Предание сохранило память о походах ахейцев с Крита (ср. I 171).

 

[931] 931. . Буря разразилась в Тарантском заливе.

 

[932] 932. . Битва произошла в 473 г. до н.э.

 

[933] 933. . Эти 15 статуй стояли в Олимпии еще во II в. н.э.

 

[934] 934. . Геродот сообщает предание неэллинских обитателей Крита (быть может, строителей дворцовых сооружений в Кноссе).

 

[935] 935. . По этому древнему минойскому преданию, Кносс, резиденция мифического царя Миноса, трижды после страшных катастроф вновь заселялся. С этими известиями Геродота можно сопоставить данные раскопок в Кноссе. Ок. 1700 г. до н.э. древние дворцы были разрушены, быть может, землетрясением. Ок. 1450 г. до н.э. начинаются ахейское вторжение и разрушение дворцов. Под третьим поселением следует понимать дорийское нашествие на остров после Троянской войны.

 

[936] 936. . Персофильски настроенный дельфийский оракул предостерегал критян от поддержки афинян и спартанцев.

 

[937] 937. . В Фессалии была, как и в других греческих государствах, так называемая народная партия, которая, однако, не могла одолеть власть крупных землевладельцев во главе с Алевадами. Народные массы Фессалии были на стороне афинян.

 

[938] 938. . Спартанское ополчение делилось на шесть отрядов (μόραι), во главе которых стояли полемархи.

 

[939] 939. . Ср. VII 128.

 

[940] 940. . Т.е. горшками для варки.

 

[941] 941. . Стена была воздвигнута против северо-западных греческих племен, которые проникли в Фессалию из Албании через гору Пинд и пытались продвинуться на юг.

 

[942] 942. . Персы принесли в жертву Ваалу, статуя которого стояла на носу корабля, самого красивого и (как они думали, судя по имени: Леонт – греч. Лев) самого сильного и доблестного пленника. Лев, по воззрениям древних, – воплощение силы.

 

[943] 943. . Каменный столб для предупреждения кораблей об опасности.

 

[944] 944. . Имеется в виду побережье от оз. Карлас до горы на южной оконечности полуострова.

 

[945] 945. Численность персов сильно преувеличена. Вероятно, Геродот неправильно понял данные своего источника.

 

[946] 946. . Боевые колесницы ливийских гарамантов.

 

[947] 947. . Привозимые тогда из Индии в Персию охотничьи и сторожевые собаки.

 

[948] 948. . Это описание стоящих на якоре персидских кораблей, по-видимому, заимствовано из Илиады (XIV, 30–35).

 

[949] 949. . Сила ветра в Авесте называется “созданной Маздой”. Маги кровавыми жертвами умилостивляли ветер (ср.: В. В. Струве. Этюды, стр. 118).

 

[950] 950. . Персы в чужой стране приносили жертвы местным богам. Так поступали персидские цари в Египте и Вавилоне.

 

[951] 951. . Совр. залив Волос.

 

[952] 952. . Одна из необходимых тогда для мореплавания станций с пресной водой.

 

[953] 953. . Летом в реках бывает мало воды.

 

[954] 954. . Персы хотели привлечь на свою сторону греческих богов.

 

[955] 955. Путь шел здесь через теснину. На одной стороне лежало море (Ламийский залив), а на другой возвышалась гора (Каллидромос).

 

[956] 956. . Здесь находилось святилище союза амфиктионов – храм Деметры и святилище героя-эпонима Амфиктиона. Вокруг храма объединялись племена по соседству в союзы, которые назывались амфиктиониями.

 

[957] 957. . В греческом войске не было отрядов из пелопоннесских государств: Мессении, Элиды, Ахеи и Арголиды.

 

[958] 958. . Ср. выше. V 41–48.

 

[959] 959. . Ее звали Горго; ср. V 48.

 

[960] 960. . Знаменитый спартанский отборный отряд трехсот состоял из членов знатнейших фамилий определенного возраста.

 

[961] 961. . Последний день упомянутой Олимпиады падал на 19 сентября 480 г. до н.э.

 

[962] 962. . Ксеркс принес жертву богу войны и солнца Митре.

 

[963] 963. . Геродот, очевидно, видел надпись с именами павших воинов.

 

[964] 964. . Каждый город поставил особые надписи в честь павших своих сограждан. Особенно прославился Симонид Кеосский своими эпиграммами в честь героев Персидской войны.

 

[965] 965. . Такой процедуре подвергались только рабы.

 

[966] 966. . Ксеркс считал, таким образом, Леонида мятежником.

 

[967] 967. . Речь идет о дощечках, покрытых воском и связанных по две, по три или несколько шнуром с печатью.

 

[968] 968. . Платейцы служили матросами-гребцами на афинских кораблях.

 

[969] 969. . Пентеконтера – 50-весельное судно.

 

[970] 970. . Геродот воспринял взгляды кружка Перикла и сделал все возможное для прославления Афин и защиты их политики.

 

[971] 971. . Здесь Геродот ссылается на события после завоевания Византия в 477/476 г. до н.э.

 

[972] 972. . Греки считали, что большая часть персидского флота уничтожена бурей у мыса Сепиады (ср. VII 188–192).

 

[973] 973. . Сведения о Фемистокле, как и о Мильтиаде, быть может, взяты Геродотом из судебных дел. Так, данные о взятке, якобы полученной Фемистоклом от евбейцев, вероятно, восходят к обвинительному акту на процессе Фемистокла.

 

[974] 974. . По плану персов предполагалось обойти, запереть и уничтожить боевые силы греков. В соответствии с этим часть персидских кораблей должна была объехать Евбею, чтобы запереть узкий пролив Еврипа между Эретрией на Евбее и материком и таким образом отрезать путь на юг греческому флоту, возвратившемуся от Артемисия.

 

[975] 975. . Этот (фокейский) маневр, примененный при Ладе (в 485 г. до н.э.) только хиосцами, в 480 г. уже вошел в тактику морской войны у всех греков (ср. VI 11–12).

 

[976] 976. . Персидские корабли, таким образом, бросили якорь в открытом море.

 

[977] 977. . В проливе Еврипа перед Эретрией.

 

[978] 978. . Т.е. мыса между Халкидой на Евбее и побережьем Беотии.

 

[979] 979. . Обычно государство только строило корабль и передавало его триерарху, который обязан был заботиться об оснастке, канатах, веслах и прочей арматуре.

 

[980] 980. . На пути к югу персидский флот пользовался запасами питьевой воды на остановках на берегу. Так, персы бросили якорь у Афет на материке, чтобы возобновить запасы воды, а греки – у Артемисия. Воззвание Фемистокла, по-видимому, успеха не имело, так как ведущие группы населения ионийских городов, кроме изгнанников, после разумных мер Артафрена были теперь настроены персофильски: они были довольны миром, установленным персами, и умеренными податями.

 

[981] 981. . Таким образом, спартанцы и феспийцы после ухода остальных греков остались одни защищать проход. Илоты – потомки низших классов коренного свободного населения Лаконии и Мессении – государственные крепостные в Спарте.

 

[982] 982. . Если данные Геродота правильны, то потери греков весьма высоки (сравнительно с малочисленностью греческих сил). Персы снесли тела павших греков вместе для особого обряда погребения. Простых своих воинов персы немедленно похоронили. К ногам же тысячи павших представителей персидской знати Ксеркс велел положить убитых ими греков.

 

[983] 983. . После Фермопильской битвы часть аркадских союзников Спарты перешла на сторону персов. Персидский флот, блокируя Боспор и Геллеспонт, не пропускал корабли с хлебом, шедшие в Пелопоннес или Аттику.

 

[984] 984. . Олимпийские игры продолжались в то время пять дней.

 

[985] 985. . Вероятно, бронзовые статуи в человеческий рост, изображавшие Аполлона и Геракла в борьбе за священный треножник в Дельфах.

 

[986] 986. . Это были огромные глиняные сосуды для хранения зерна.

 

[987] 987. . Геродот старается очернить фокийцев, так как они всегда были заклятыми врагами Дельфов.

 

[988] 988. . Персы не тронули маленькой страны Дориды, которая находилась под покровительством Дельфов. Наоборот, они разграбили Фокиду и святилище Аполлона в Абах (см. VIII 33) – главный конкурент дельфийского святилища (ср.: С. Я. Лурье. Геродот, стр. 93). Персидская армия наступала здесь несколькими колоннами. В то время как один персидский отряд сломил сопротивление греков у Фермопил, другой уже продвинулся по другому пути в верхнюю долину Кефиса, чтобы отрезать отступление грекам. Персы приняли отряд Леонида за главные силы греков. Греки разгадали этот маневр и пытались оторваться от врага. Пожертвовав отрядом Леонида, главным силам греков удалось прорваться в Беотию и избежать окружения.

 

[989] 989. . Ср. выше, I 46.

 

[990] 990. . У Панопея путь разветвлялся. Ксеркс послал один отряд по дороге, ведущей через Дельфы к Патрасскому заливу. Этот отряд должен был вдоль побережья дойти до Истма раньше основных сил греков, находившихся в Беотии. Другой отряд персов должен был идти в Беотию, преследуя греков, и задержать их там, чтобы первый отряд успел раньше греков проникнуть к Истму.

 

[991] 991. . Македонский царь воспользовался персидским походом, чтобы на свой страх и риск расширить свои владения в Греции. Геродот, живший при царском дворе в столице Македонии Пелле, стремится оправдать действия македонян. Особенно он старался обелить двусмысленное поведение Александра I, союзника персов в походе на Грецию, и сделать его даже панэллинским героем.

 

[992] 992. . Города на границе Фокиды и Беотии.

 

[993] 993. . Ср. I 50–51.

 

[994] 994. . Очевидно, лук и стрелы Аполлона, хранившиеся в святилище.

 

[995] 995. . Мегарон – внутренняя часть храма.

 

[996] 996. . Геродот передает храмовую дельфийскую легенду. Легенда объясняет, почему варвары не ограбили храма и его сокровищ, если Аполлон, как утверждали впоследствии жрецы, всегда был врагом варваров и ревнителем национального объединения греков (ср.: С. Я. Лурье. Геродот, стр. 93).

 

[997] 997. . Вследствие нападения фокийцев персидский отряд не мог двигаться дальше к Патрасскому заливу и к Истму. Таким образом, важнейшая часть стратегического плана персов оказалась невыполненной.

 

[998] 998. . Здесь Геродот в угоду афинянам старается очернить пелопоннесцев, т.е. спартанцев и их союзников: вместо вторжения в Беотию спартанцы занимаются перегораживанием Истма и из-за них афиняне должны покинуть свою родину. Перикл и его партия, вдохновлявшие Геродота, были заинтересованы в том, чтобы изобразить поведение Спарты, Коринфа, Эгины и Фив в самых мрачных красках (ср.: С. Я. Лурье. Геродот, стр. 70).

 

[999] 999. . Геродот приравнивает коренных жителей Аттики к ионийским переселенцам.

 

[1000] 1000. . Геродот хочет этим сказать, что греческие города и племена севернее совр. залива Арта (среди них жители Керкиры и Эпира) не участвовали в войне.

 

[1001] 1001. . При разрушении акрополя персами особенно пострадали здания, построенные Писистратом. Значительные части здании и большие куски скульптурных украшений были впоследствии (при Перикле) застроены и в таком виде частично сохранились до нашего времени.

 

[1002] 1002. . Писистратиды принесли жертвы на акрополе Афине Палладе, которые обычно приносил архонт-басилей. Это обстоятельство указывает, по-видимому, на то, что персы восстановили, правда на короткое время, в Афинах тиранию Писистратидов.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.