|
|||
Книга VIII УРАНИЯ 11 страница
[498] 498. . Изображенный здесь обычай являлся частью культового обряда. Сжигаемые в юрте стебли конопли производили дым, вызывавший опьянение. Находившиеся в юрте люди (и среди них шаманы) приходили в экстаз. “Вопли от удовольствия” – это, вероятно, песни шаманов, содержанием которых было нисхождение душ в подземное царство (ср. I 201).
[499] 499. . Оргиастические культы (Кибелы Великой Матери) проникли к скифам через Кизик.
[500] 500. . Здесь первое упоминание о царских дворцах скифов. Впоследствии скифы построили дворец в Неаполе (на месте Симферополя).
[501] 501. . Следы богов известны и в других местах, например на Цейлоне след Будды.
[502] 502. . Геродот имеет в виду здесь знаменитые по мифу об аргонавтах скалистые островки у выхода из Боспора, которые сталкивались и разбивали корабли, попадавшие между ними.
[503] 503. . Приводимые Геродотом цифры совершенно не сходятся с данными о величине Черного моря, известными из древней географии.
[504] 504. . Северный вход в Боспор шириной в 4,7 км. Самое узкое его место, где Дарий велел построить мост, лежит у совр. Румели-Хиссар (ширина здесь 660 м); длина Боспора 31,7 км.
[505] 505. . Длина Геллеспонта приблизительно 60 км, а ширина в самом узком месте 1350 м.
[506] 506. . Т.е. клинописным письмом, которое употреблялось для царских надписей на эламском, аккадском и древнеперсидском языках.
[507] 507. . Расстояние между обоими городами в действительности больше.
[508] 508. . Из названий покоренных Дарием племен можно заключить, что царь шел не через совр. Шипкинский перевал, а по прибрежному пути через совр. Добруджу.
[509] 509. . “Скалистый Херсонес” – Крымское побережье до совр. Керченского пролива.
[510] 510. . Геродот сравнивает здесь два пункта, лежащие на одной широте на южной оконечности Аттики.
[511] 511. . Т.е. восточное побережье совр. Керченского полуострова и западный берег Азовского моря до устья Донца и Дона.
[512] 512. . Северную границу Скифской области можно определить лишь приблизительно. На западе страны скифов начиналась область агафирсов, затем шла область невров, далее область так называемых андрофагов до Днепра выше совр. Днепропетровска и, наконец, к востоку от Днепра и севернее р. Конской до Азовского моря – область меланхленов.
[513] 513. . Богиня Дева обычно отождествляется с Артемидой.
[514] 514. . Геродот сообщает древнюю скифскую легенду о переселении скифов. Змея в народной мифологии – воплощение злого начала – символизирует враждебных пришельцев, которые изгнали невров из их мест обитания.
[515] 515. . Волк – тотемное животное невров, с которым они считали себя в родстве. Сообщение об оборотничестве относится к культовому празднику, участники которого носили волчьи шкуры и маски.
[516] 516. . Геродот описывает скифские лесные “городища”, которые часто находят теперь археологи.
[517] 517. . Эта ошибка Геродота возникла, быть может, оттого, что в названии племени содержалось слово “белка”, которая называлась на языке племени “поедатель сосновых шишек”. “Белка” как имя племени встречается у алтайских народностей (ср. китайское название одного кочевого племени “тинг-линг”, указывающее также на слово “белка”).
[518] 518. . Здесь ошибка переписчика: вместо τετράγωνος (четырехугольный) надо читать τάρανδος (лось). Лоси и бобры жили в области будинов на Дону.
[519] 519. . “Бобровая струя” получалась вовсе не из яичек бобра. Являясь продуктом особой железы (как самца, так и самки бобра), она служила средством против судорог.
[520] 520. . По сказанию, переданному Геродотом, часть позднейших савроматов прибыла из области современной турецкой гавани Самсун морским путем в Северокубанскую область и здесь смешалась со скифскими племенами.
[521] 521. . Миф об амазонках распространился в связи с отмеченными уже древними у некоторых скифских племен следами матриархата. Подобные же обычаи засвидетельствованы у карийцев, ликийцев и лидийцев.
[522] 522. . Из сообщения Геродота получается, что Танаисом он считал совр. Донец, а нижнее течение Дона вплоть до устья Донца – продолжением Азовского моря. Дон весной разливается при устье на 10 км.
[523] 523. . Здесь совр. Донец.
[524] 524. . Дарий, видимо, предполагал возвратиться в Персию вдоль восточного побережья Кавказа, почему и приказал ионянам ждать его возвращения два месяца. Невероятно, чтобы Мильтиад предложил разрушить мост на Дунае. Этот рассказ выдуман в 493 г., когда Мильтиад был привлечен к суду по обвинению в тирании (ср.: С. Я. Лурье. История, стр. 187, прим. 1).
[525] 525. . Геродот изображает передвижения минийцев согласно древнему племенному преданию. Поход в Ливию относится к 510 г. до н.э.
[526] 526. . Обозначенные Геродотом как финикияне, потомки Кадма, вероятно, принадлежали к древним догреческим (эгейским) племенам.
[527] 527. . Собственно, жертва из 100 быков. В эпоху Геродота – уже только праздничное жертвоприношение.
[528] 528. . Жрецы оракула в Дельфах располагали прекрасной информацией от пилигримов о землях, куда направлялась греческая колонизация.
[529] 529. . Крит вывозил пурпур, шафран и ценные породы дерева и имел торговые связи с землями, которые остальные греки не посещали.
[530] 530. . Моллюски, доставляющие пурпурную краску, ловились на ливийском побережье.
[531] 531. . Город лежал приблизительно в 15 км от берега на холме, где впоследствии был акрополь. С холма стекал источник Кира, от которого получил название город Кирена.
[532] 532. . В Ливии речь идет о хамитских народностях.
[533] 533. . Египетский царь Априй (Априес, библ. Хофра) происходил из Ливии. Решительная битва произошла ок. 570 г. до н.э.
[534] 534. . Царь был вместе с тем и верховным жрецом общины.
[535] 535. . Феретима представляла род Баттидов в собрании совета Кирены. После изменения конституции царская фамилия была еще очень влиятельна благодаря земельным угодьям.
[536] 536. . Право чеканить монету принадлежало только царю. На дарейке (вес 8 г) царь был изображен в виде стрелка из лука.
[537] 537. . В основе лишения невинности (дефлорации) девушек брачного возраста вождем или главой общины лежат примитивные религиозные представления. Главе общины приписывалась сверхъестественная сила (оренда), которая при помощи этого действия устраняла вредные злые силы. Обычай дефлорации девушек бытовал еще недавно среди некоторых негритянских племен в Сенегале.
[538] 538. . Сильфий (Laserpitium) – кустарниковое растение; из корня его добывался сок для приправы к рыбе и мясу. Листья и сок сильфия служили важнейшей статьей экспорта из Кирены.
[539] 539. . Геродот имеет в виду совр. Большой Сирт между Киренаикой и триполитанским побережьем.
[540] 540. . Геродот упоминает здесь песчаную бурю, уничтожившую луга псиллов.
[541] 541. . Речь идет о совр. области Джебель-эс-Сода, Джебель Шеркие и Харудж-эс-Сода. Наскальные рисунки в этой области изображают животных, теперь вымерших.
[542] 542. . Имеется в виду растение Zizyphus letus, которым еще и теперь питаются жители о. Джерба. Уже Гомер знал ливийских “поедателей лотоса” – лотофагов.
[543] 543. . В описании оз. Тритониды в предании, использованном Геродотом, соединялись описания двух озер. Одно относится к Малому Сирту (совр. залив Габес), известному своим мелководьем. Это – та самая Тритонида, куда был отнесен, согласно мифу, Иасон (там находился остров Фла, быть может, совр. Джерба). Другое – к солончаку (совр. Эль-Джерид), который можно назвать озером.
[544] 544. . Речь идет о ритуальных боях в честь богини плодородия (карфагенская Танит).
[545] 545. . Как показывают изображения на египетских памятниках, это не соответствует действительности.
[546] 546. . До сих пор Геродот описывал прибрежные племена от египетской границы до совр. залива Габес. Дальнейшее описание относится к караванному пути от Фив в Верхнем Египте через различные оазисы до залива Габес. Здесь Геродот, вероятно, использовал египетский источник.
[547] 547. . Наблюдение Геродота о присутствии пресноводных источников среди соляных отложений правильно. Неверно, что эти источники начинаются на возвышенностях: источники и оазисы лежат в низменностях.
[548] 548. . См. II 143.
[549] 549. . Название источника теперь Айн-эль-Хамман. Изменение температуры источника зависит от перемены температуры воздуха.
[550] 550. . Речь идет о стране на совр. плоскогорье Фессан, именно о совр. долинах Вади-эш-Шиати и Харудж-эс-Сода. Здесь к югу от насамонов жили гараманты.
[551] 551. . Упомянутый здесь караванный путь вел от Герма (Гарама) через совр. Эдри, Хасси-эль-Мисселан, Гадамес и Набут на берегу залива Габес.
[552] 552. . На наскальных рисунках в этой области находим изображение буйволов с загнутыми назад рогами.
[553] 553. . Боевые колесницы гарамантов изображены на наскальных рисунках.
[554] 554. . Вероятно, наскальные рисунки и изображают этих “пещерных эфиопов”. Немного спустя после Геродота они были совершенно уничтожены хамитскими пришельцами.
[555] 555. . Область атарантов граничила с Сахарой.
[556] 556. . Геродот правильно указывает круглую форму Атласских гор.
[557] 557. . Стены хижин построены из смеси соли с землей.
[558] 558. . Т.е. от совр. Марса Матрух до залива Габес.
[559] 559. . Имеется в виду грязная овечья шерсть у заднего прохода. Лечение различных болезней, особенно эпилепсии, путем прижигания описанным способом встречается у кочевых племен. Объяснение Геродота основано на представлении о четырех жидкостях в человеческом теле, из коих флегма находилась в голове.
[560] 560. . В культе этих племен заметно финикийское (карфагенское) влияние.
[561] 561. . Геродот здесь ошибается. Афина – древнекритская змеиная богиня (об этом напоминают только змеи на щите-эгиде). В микенских письменных памятниках линеарного письма В Афина уже “Владычица” и вместе с Посейдоном является божеством – хранителем колесничих (знатных воинов, сражавшихся на колесницах).
[562] 562. . Айгес – козьи шкуры. Эгида – щит Афины из козьей шкуры.
[563] 563. . Вопли – греческий обычай, засвидетельствованный уже Гомером.
[564] 564. . Сидячие погребения.
[565] 565. . Речь идет о так называемых гурби – хижинах из хвороста и глины, крытых пальмовыми ветками.
[566] 566. . Быть может, воспоминание (легенда) о переселении хамитских племен из Передней Азии.
[567] 567. . Речь идет о совр. Тунисе и Алжире.
[568] 568. . Слоны и медведи теперь в Северной Африке вымерли.
[569] 569. . Рогатые ослы, вероятно, род антилоп.
[570] 570. . Песьеглавцы и безголовые люди изображены на наскальных рисунках; вероятно, демоны.
[571] 571. . По-видимому, вымершие теперь в Северной Африке человекообразные обезьяны – гориллы.
[572] 572. . Вероятно, род газели с белым задом.
[573] 573. . Антилопа (Dorcas gazella) с белым брюхом.
[574] 574. . Капский олень (Antilope bubalus).
[575] 575. . Гну (Catoblepas gnu) – конебык.
[576] 576. Ὄρυες – орикс белый (Oryx leucoryx), вид антилопы, распространенный в Египте и Ливии.
[577] 577. . Степная лисица.
[578] 578. . Дикообраз (Hystrix cristata).
[579] 579. . Муфлон, теперь вымерший в Ливии.
[580] 580. . Т.е. жирафы. Название διχτυς (сетчатое животное) происходит от узоров на их коже.
[581] 581. . Речь идет о панцирном крокодиле.
[582] 582. . Страусы теперь в Северной Африке вымерли.
[583] 583. . Речь идет о вымершем роде очковой змеи.
[584] 584. . Заяц-прыгун (Pedetes).
[585] 585. . Быть может, берберийская мышь.
[586] 586. . Смоляные источники находятся в юго-западной части острова около Кери.
[587] 587. . Речь идет о зимних дождях. Годовые осадки составляют в совр. Типоли 400, а в Хомсе – 300 мм.
[588] 588. . Плодородие Кирены зависело от регулярных зимних дождей (405 мм).
[589] 589. . Эта осадная техника развилась в Ассирии и Вавилоне и затем была воспринята персами. Грекам она была тогда еще неизвестна.
[590] 590. . Т.е. приблизительно до совр. области Бенгази.
[591] 591. . Вероятно, гангрена как следствие диабета, весьма распространенного на Востоке.
[592] 592. . Пеан – хоровая песнь, которую запевали в честь победы; рефреном ее служил возглас: “О Пеан”. Пеан было прозвищем различных богов, в особенности Аполлона.
[593] 593. . Индийцы на востоке и фракийцы на северо-востоке – самые крайние народности, известные грекам.
[594] 594. . Племена фракийцев, жившие над крестонеями, обитали между верховьями совр. Струмы и Вардаром.
[595] 595. . См. выше, IV 93–94.
[596] 596. . Речь идет о ритуальном смехе, которым прогоняли смерть.
[597] 597. . Подобный же обычай существовал в Индии.
[598] 598. . В противоположность грекам и италикам эти фракийские племена не вынуждали девушек сохранять целомудрие.
[599] 599. . Обычай татуировки был общим у фракийцев со скифами. Татуировка, вероятно, была первоначально магическим средством охотников для привлечения дичи.
[600] 600. . Т.е. бога войны, бога плодородия и богиню рождения.
[601] 601. . Фракийские царьки возводили свое происхождение к древнему богу Гермесу.
[602] 602. . Существовавший у фракийцев обычай сжигании и погребения в земле трупов указывает на неоднородный состав населения. Находки во фракийских могилах обнаруживают сильное скифское влияние.
[603] 603. . К северу от греческой колонии Массалии жили лигурийские племена салиев (или саллювиев).
[604] 604. . Геродот (или его осведомитель), быть может, здесь объясняет туземное название иллирийского племени, которое звучало как “милиссай” (по-гречески “пчелы”).
[605] 605. . Гомеризм, ср.: Одиссея VIII, 302.
[606] 606. . Между Сардами и Фракией у персов существовала курьерская связь, поддерживаемая цепью станций с готовыми перекладными лошадьми.
[607] 607. . Персы из семи знатнейших семей, верхушка персидской аристократии (ср. III 84).
[608] 608. . Геродот описывает дорогу из долины совр. Струмы (Стримон) через оз. Дойран в долину совр. Вардара.
[609] 609. . Эпизод об убиении персидских послов – придуманная впоследствии патриотическая легенда. Исторически достоверно, что Александру I пришлось подчиниться персам и в знак покорности отдать свою сестру в гарем знатного персидского вельможи. Для персов покорение Пеонии и Македонии было необходимо, так как эти области должны были служить плацдармом для похода на Грецию.
[610] 610. . По преданию (ср. VIII 137), македонские цари происходили из Аргоса.
[611] 611. . Сотрапезники персидского царя обладали особыми привилегиями. Быть сотрапезником царя считалось величайшей честью.
[612] 612. . Пеласги были пришельцами из Пеласгиотиды в северной Фессалии.
[613] 613. . Лакуна в тексте.
[614] 614. . В Греции издавна существовали особые союзы (ксении) между гражданами отдельных государств. Люди, связанные взаимным союзом гостеприимства, назывались ксенами (гостеприимцами, “кунаками”). Отдельные лица могли быть “гостеприимцами” (проксенами) какого-нибудь государства. Они защищали интересы этого государства у себя на родине.
[615] 615. . На о. Наксосе так называемая народная партия свергла господство аристократии. Изгнанные аристократы обратились за помощью в Милет, где аристократы были у власти.
[616] 616. . Бортовой люк – это отверстие в корабле, через которое просовывалось весло.
[617] 617. . Геродот, очевидно, цитирует далее рассказ Гекатея, который сообщал о своей роли в начале восстания. В Ионии не все группы населения были за войну с персами. Противниками персов были только те группы торгово-ремесленного класса, которые были заинтересованы в торговле с Причерноморьем и Фракией. Напротив, группы, имевшие интересы в самой Малой Азии, а не в Понте, стояли за подчинение персам. Сам Геродот считает, что войны с великой и могучей Персией можно и нужно было избежать. Осведомители Геродота всячески стремились изобразить ионическое восстание как образец безрассудного злодейства.
[618] 618. . См. выше, I 92.
[619] 619. . Ср. выше, IV 175, 198.
[620] 620. . Прорицания оракула относили к западному побережью Сицилии, занятому финикиянами. Здесь у горы Эрик находился знаменитый храм Мелькарта (Геракла).
[621] 621. . На этой карте, изготовленной в Милете, был изображен план персидской дороги из Сус в Сарды со всеми станциями. В ионийских городах были также карты земель персидской державы: на одних были только очертания земель (ср. IV 37–41), а на других нанесены даже сатрапии (ср. IV 96, 97).
[622] 622. . Три месяца – время, за которое отряд войска мог пройти весь путь. Курьеры персидского царя могли доставить письмо из Сард в Сусы за семь дней.
[623] 623. . У прохода персы построили мост. В 585 г. до н.э. (ср. I 74) его еще не существовало.
[624] 624. . Речь идет об огражденном воротами мосте, по которому дорога пересекала Галис второй раз.
[625] 625. . Путь достигал верховьев Евфрата.
[626] 626. . Имеются в виду реки Тигр (Большой и Малый), Заб и Гинд (совр. Диала).
[627] 627. . Этот путь до побережья моря был продолжен впоследствии.
[628] 628. . Гиппий, по Фукидиду, отстранил сестру Гармодия и Аристогитона от участия в празднестве Панафиней. За это оскорбление они отомстили убийством Гиппарха в августе 514 г. до н.э.
[629] 629. . Гефиреи не были полноправными гражданами в Афинах. Причиной убийства Гиппарха было, следовательно, ущемление политических прав новых граждан, которым Афины были обязаны своим экономическим расцветом в VI в. до н.э.
[630] 630. . С половины II тысячелетия греки пользовались равными письменами: на Крите и в Пелопоннесе употреблялось линеарное письмо В, а также слоговое кипрское письмо.
[631] 631. . От финикиян греки переняли только звуковое письмо (вероятно, впервые на Кипре, где были финикийские и греческие города). Некоторые знаки для финикийских согласных звуков, которые не имели соответствия в греческом языке, греки применили как знаки для гласных звуков.
[632] 632. . Книги из кожи употребляли жрецы. На таких кожаных книгах сохранялись сборники древних прорицаний оракулов.
[633] 633. . Египтяне и аккадцы также применяли кожу как материал для письма.
[634] 634. . Древние надписи, написанные уже не употреблявшимся во время Геродота письмом.
[635] 635. . Род Писистрата возводил свое происхождение к Нестору (как и цари из династии Кодра).
[636] 636. . Ср.: Одиссея VIII, 490.
[637] 637. . Новые территориальные объединения (филы) заменили древние родовые филы – оплот аристократии.
[638] 638. . Каждый храм в Греции имел свои храмовые легенды, т.е. цикл рассказов о “страстях бога”, о судьбах и переживаниях храмового божества и его приближенных. Из этих религиозных действ впоследствии возникли театральные представления.
[639] 639. . Геродот под словами “сам он” подразумевает Исагора, а не Клисфена (см.: С. Я. Лурье. Геродот, стр. 80).
[640] 640. . Каждая аттическая фила делилась на 12 навкрарий (капитанств) – территориальных округов. Начальники этих навкрарий (пританы) и были тогда у власти. О них Геродот упоминает, чтобы снять вину с Мегакла, который был тогда архонтом.
[641] 641. . Геродот имеет в виду совет пятисот, состоявший из представителей отдельных фил.
[642] 642. . Т.е. святилище Афины в Эрехфейоне.
[643] 643. . Клисфен признал протекторат Персии. Геродот, близкий к Алкмеонидам, изображает дело так, будто послы действовали на свой страх и риск, так как после персидских войн этот поступок считался позорным (ср.: С. Я. Лурье. История, стр. 159).
[644] 644. . Замечание Геродота следует понимать так, что с этого времени с началом войны призывали в помощники не обоих Диоскуров, а только одного. По верованию спартанцев, Диоскуры сопровождали войско в походе. Спартанские цари были земными воплощениями Диоскуров.
[645] 645. . В подлиннике παχέες (толстопузые), т.е. богатые. Раздел земель крупных землевладельцев между мелкими крестьянами (клерухами) был главным средством афинского господства в завоеванной области. Гиппоботы (коневоды) – крупные землевладельцы в Халкиде на Евбее.
[646] 646. . Ср.: Одиссея II, 150.
[647] 647. . Туманный характер дельфийских изречений сближает их с загадками.
[648] 648. . В Беотии, как и в Пелопоннесе, была река под названием Асоп. Эгина была мифической дочерью пелопоннесской реки Асопа. Ее именем назван остров Эгина в Сароническом заливе. Смешение, видимо, указывает на древнее прорицание оракула, которое было известно уже Пиндару. .
[649] 649. . Это место Геродота показывает, что статуэткам героев (бронзовым или из слоновой кости) приписывали сверхъестественную силу. Одна такая бронзовая статуэтка найдена в Олимпии у храма Геры.
[650] 650. . Священная маслина почиталась на акрополе.
[651] 651. . Мистерии, в которых, как и при Фесмофориях, могли участвовать только женщины.
[652] 652. . Обе богини были изображены в сидячем положении. Статуи остались в таком положении, как упали.
[653] 653. . Греческое слово χιτών заимствовано от карийцев.
[654] 654. . Речь идет о сборнике прорицаний. Писистратиды собрали большую библиотеку из сочинений древних поэтов.
[655] 655. . Возможно, что это сказание связано с посвятительными дарами Кипселидов в храме в Олимпии. Одним из этих даров был художественной работы ларец (сундук). Вместе с тем греческое слово χύψελος (ящик, сундук) было именем основателя рода новых правителей, что и дало повод для возникновения подобного сказания.
[656] 656. . Кипсел в свое время изгнал из Коринфа аристократов, а Периандр оказался еще более жесток.
[657] 657. . См. выше, III 50.
[658] 658. . На Ахеронте, где, по представлениям древних, был вход в подземное царство, издавна существовал оракул мертвых.
[659] 659. . Геродот имеет здесь в виду граждан с правом голоса, которых было в Афинах около 10000.
[660] 660. . Ионяне выступили в поход на Сарды не по персидской дороге от Эфеса, но по тропам, ведущим через горы. Поход на Сарды был вызван желанием расправиться с сатрапом, управляющим Лидией и малоазийским побережьем (ср.: В. В. Струве. Этюды, стр. 109).
[661] 661. . В Афинах обе персофильские группы в это время объединились, в 496 г. до н.э. им удалось прийти к власти, и тогда афинский вспомогательный отряд был отозван из Малой Азии (см.: С. Я. Лурье. История, стр. 191).
[662] 662. . Сиром – финикийское Хирам.
[663] 663. . Зевс – здесь Ахурамазда.
[664] 664. . Хитон носили непосредственно на теле. Завоевание Сардо (совр. Сардиния) у карфагенян – невыполнимое предприятие. Геродот хочет показать, каким грубым способом Гистией обманывал царя.
[665] 665. . Это были властители греческих городов на Кипре: Саламина, Кития, Куриона, Мариона, Сол, Лапефа, Керинеи и Хитр. Только Амафунт держал сторону персов.
[666] 666. . Персы подкопали и затем обрушили стены в нескольких местах и таким образом проникли в город.
[667] 667. . Персы приняли меры к захвату Геллеспонта, чтобы отрезать Элладу от понтийского хлеба.
[668] 668. . Геродот, вероятно, передает здесь сообщение Гекатея.
[669] 669. . Ср. V 126.
[670] 670. . Подобные “депортации” целых народностей практиковались властителями Вавилона, Ассирии и Персии (ср. так называемое “Вавилонское пленение”). Возможно, что Дарию пришла мысль переселить часть ионян в Финикию.
[671] 671. . Гистией мог опираться на недовольные Дарием элементы в Малой Азии. Персидские заговорщики, вероятно, принадлежали к числу сторонников устраненного Дарием сатрапа Орета (ср. III 120, 126, 128).
|
|||
|